Реферат по предмету "Международные отношения"


Наименее развитые страны в структуре мировой экономики и перспективы их развития

Содержание
Введение
1. Понятие и особенности наименее развитых стран
1.1 Понятие наименее развитых стран. Критерии классификации
1.2 Направления, программы и модели развития наименее развитыхстран
2. Место наименее развитых стран в мировой экономике
2.1 Социально-экономические проблемы и тормозящие факторы вэкономике наименее развитых стран
2.2 Структура экономики наименее развитых стран на примереАнголы, Самоа и Эфиопии
2.3 Макроэкономические показатели экономики наименее развитыхстран
2.4 Программа по преодолению последствий мирового кризиса длянаименее развитых стран
2.5 Интеграционные процессы в наименее развитых странах
3. Перспективы развития внешнеторговых отношений РеспубликиБеларусь с развивающимися странами
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Введение
Данная курсовая работа посвященарассмотрению проблемы места наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике. Даннаяпроблема является актуальной на настоящий момент. Об этом свидетельствуетдовольно подробное рассмотрение этой темы в научных трудах как отечественных,так и зарубежных авторов, популярность данной темы в научных публицистическихизданиях, внимание СМИ к социально-экономической ситуации в НРС, активнаядеятельность ООН и мирового сообщества по урегулированию экономических,социальных, демографических, внутриполитических проблем, а также проблем иногохарактера в НРС.
Основными целями данной работыявляются характеристика состояния экономики НРС, определение их места в мировойэкономике и перспектив их развития в будущем.
Данная работа призвана выполнитьследующие задачи:
Выяснение причин медленногоразвития экономики государства и определение критериев отнесения государств кгруппе НРС;
Рассмотрение состояния экономикиНРС в целом и по регионам;
Рассмотрение существующихнаправлений и моделей экономического развития НРС с учетом опыта последнихдесятилетий и определение тенденции в развитии НРС;
Описание структуры экономики НРСи анализ и сравнение макроэкономических показателей НРС с показателями развитыхи развивающихся стран;
Определение последствий мировогоэкономического кризиса для НРС и путей их ликвидации;
Анализ деятельности мировогосообщества по урегулированию негативной ситуации в НРС;
Определение роли и участияРеспублики Беларусь в международных программах, направленных на решение проблемНРС, и описание внешнеторговых отношений Республики Беларусь и НРС.
Объектом данного исследованияявляется экономическое развитие НРС.
Предмет исследования — определение места НРС в мировой экономике на основе анализа политических иэкономических связей НРС с остальным миром и анализа свойственных для нихмакроэкономических показателей за последние пять лет.
При написании работыиспользовались труды отечественных и зарубежных авторов, электронные источники,протоколы заседаний международных организаций а также официальный сайтОрганизации Объединенных наций.
1. Понятие и особенности наименее развитых стран1.1 Понятие наименее развитых стран. Критерииклассификации
На основании разнообразных критериевв мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболееполное представление о группах стран в международной экономике дают данныекрупнейших международных организаций мира — ООН, МВФ и Мирового банка.
По методике ООН в числе важнейших показателейуровня социально-экономического развития любой страны следует выделять:
ВВП/ВНП, а также ВВП/ВНП на душунаселения;
Отраслевая структуранациональной экономики;
долю продукции обрабатывающейпромышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП;
структура экспорта и импортастраны;
уровень и качество жизнинаселения;
уровень образования населения ипродолжительности жизни.
Для целей экономического анализаООН делит страны на:
развитые страны (государства срыночной экономикой);
страны с переходной экономикой (впрошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
развивающиеся страны;
наименее развитые страны
Наименее развитые странывыделяются по методике ООН из группы развивающихся стран как не являющиесятаковыми (в основном из-за гражданских войн). и отличающихся не только глубокойнищетой своего населения, но и структурной слабостью своих экономических,институциональных и людских ресурсов, нередко усугубляемой неблагоприятнымигеографическими условиями. [7]
К числу наименее развитых странотносятся ряд государств Тропической Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия,Чад, Того, Сомали), Азии (Бангладеш, Афганистан), Латинской Америки (Гаити). Дляэтих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структурехозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), хотя он не всостоянии обеспечить внутренние потребности в продовольствии и сырье. Низкаярентабельность основного сектора экономики не позволяет опираться на внутренниеисточники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства,подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование технологии и т.п.
Для наименее развитых странхарактерно слабое развитие рыночного механизма. Это обусловлено рутиннымсостоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного населения,создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостьюпромышленности, низким покупательным уровнем населения). Национальный капитал вбольшей части, тем не менее, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако онпредпочитает занимать нишу торговли импортными товарами и не инвестироватьнациональное производство из-за высокой степени риска.
Для экономики этой группы странхарактерна неразвитость производственной, вспомогательной инфраструктуры, транспортнойсети, электроэнергетики, системы связи, банковского дела, что совсем неспособствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономикина основе скудных внутренних накоплений. Более того, 80-90-е гг. проявиласьтенденция к уменьшению притока зарубежных инвестиций в их экономику, котораятем самым становится менее открытой.
Не способствует открытостиэкономики и структура внешней торговли. Все страны этой группы — одновременно иэкспортеры сельскохозяйственной продукции, цены на которую наиболее подверженыколебаниям на внешнем рынке, и крупнейшие импортеры промышленной продукции. [8,c.231]
Негативное воздействие наэкономическое развитие этих стран оказывает демографическая ситуация. Высокиетемпы прироста населения способствуют сохранению низкого уровня дохода,сдерживают рост покупательной способности. А низкая производительностьсельского хозяйства в сочетании с ростом народонаселения приводит к дефицитупитания и голоду.
В мировом хозяйстве наименееразвитые страны занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья идешевой рабочей силы.
НРС нередко еще называютЧетвертым миром.
Страны, получившие статуснаименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, что дает имльготный доступ к кредитам и займам, а также время от времени они могутрассчитывать на оказание гуманитарной помощи со стороны более развитыхгосударств.
На сегодняшний день к числунаименее развитых стран ООН относит 49 стран мира. Каждые три года список этихстран пересматривается Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС).
В ходе своего последнего обзораперечня наименее развитых стран в 2003 году ЭКОСОС ООН использовал дляопределения наименее развитых стран следующие критерии, предложенные Комитетомпо политике в области развития (КПР):
критерий низкого уровня дохода,рассчитываемого как приблизительное среднее значение валового внутреннегопродукта на душу населения за три года (менее 750 долл. США для включения вперечень, свыше 900 долл. США для исключения из перечня);
критерий слабости людскихресурсов, рассчитываемый с использованием сложного расширенного индексареального качества жизни (РИРКЖ) на основе показателей: питания; здоровья; образованияи грамотности взрослого населения;
критерий экономическойуязвимости, рассчитываемый с использованием сложного индекса экономическойуязвимости (ИЭУ) на основе показателей:
нестабильностисельскохозяйственного производства;
нестабильности экспорта товарови услуг;
экономической значимостинетрадиционных видов деятельности (доля обрабатывающей промышленности исовременных услуг в ВВП);
концентрации товарного экспорта;и
негативного влияния узостиэкономической базы (измеряемой путем логарифмирования численности населения); идоли населения, перемещенного в результате стихийных бедствий (Е/2004/33).
Таким образом, странаклассифицируется в категорию НРС, если удовлетворяет всем трем критериям. Дляисключения из перечня страна должна соответствовать пороговому значению по двумиз трех указанных критериев в течение двух трехгодичных обзоров КПР подряд. Крометого, поскольку в соответствии с основополагающим принципом, лежащим в основеопределения наименее развитых стран, т.е. принципом признания структурныхпроблем, в эту категорию не включаются крупные страны, численность населения недолжна превышать 75 миллионов человек. [7]1.2 Направления, программы и модели развитиянаименее развитых стран
Экономика большинства НРСхарактеризуется исключительно медленным, а в некоторых странах — отрицательным,ростом. Общие черты в экономике НРС:
колониальный тип отраслевойструктуры хозяйствования (узкопрофильное аграрно-сырьевое развитие экономики,достигшее стадии монокультуры. Монокультурная специализация — это узкаяспециализация хозяйства страны на производстве сырьевых или продовольственныхтоваров, предназначенных для экспорта) — особенно характерно для африканскихНРС;
сельское хозяйство преобладает внациональной экономике и составляет в среднем 84% от ВВП;
низкая урожайность в сельскомхозяйстве;
существенную долю национальноговалового продукта составляет сфера услуг (до 45%);
преобладание импорта надэкспортом (например, показатели импорта/экспорта в Республике Гаити составили 2.1/0.5млрд. долл. в 2008г);
высокая степень зависимости отиностранных инвестиций и финансовой поддержки от мирового сообщества;
интенсивный демографический рости неспособность плохо развитого агропромышленного комплекса обеспечить быстрорастущее население продовольствием;
высокий уровень смертности (вызванплохо развитой системой здравоохранения, эпидемиями, внутригосударственнымиполитическими, межэтническими и религиозными вооруженными конфликтами);
дефицит полезных ископаемых и др.[8, c.236]
Среди государств категории НРС,ввиду незначительных отличий в показателях экономического роста, довольнотрудно выделить общие модели экономического развития. Однако, с точки зрениягеографического положения государств, можно выделить три группы НРС:
Малые островные государства (Мальдивскиеострова, Самоа, Кирибати и др.). Являются наиболее успешными в своемэкономическом развитии.21 декабря 2007 года Кабо-Верде была переведена изкатегории НРС в категорию развивающихся стран, а еще две страны покинут списокНРС в 2010г. — Самоа, и в 2011г. — Мальдивские Острова. Экономика этихгосударств ориентирована на привлечение иностранных инвестиций и развитиетуристского сектора. Наиболее конкурентоспособными отраслями национальнойэкономики являются рыболовство, туризм и сфера услуг.Однако все страны, переставшие считаться наименее развитыми, крайне уязвимы всвоем развитии и весьма чувствительны к внешним потрясениям.
Континентальные государства,имеющие выход к морю (Йемен, Бангладеш и др.). В этой подгруппе такжевыделяются страны, обладающие относительно высоким ресурсным потенциалом. Дляних характерно небольшое отрицательное сальдо экспорта и импорта, высокаястепень зависимости от иностранных инвестиций, промышленность представлена восновном добывающей отраслью (как правило, ресурсный потенциал не используетсяна 100%, а добывается и экспортируется только один ресурс, например, Йеменявляется страной-экспортером нефти, на экспорте которой фактически зиждетсяэкономика страны, и запасы которой сокращаются, но, при этом, Йемен обладаетеще и неразработанными месторождениями природного газа, добыча которогонаходится еще только на стадии планирования). Экономика этих государствоснована на добыче и экспорте полезных ископаемых (в среднем доляпромышленности составляет 45% от ВВП), при этом большая часть населения, всреднем 70%, занята в сельском хозяйстве. Государства проводят политику попривлечению иностранных инвестиций в промышленность, в частности, вобрабатывающий сектор.
Государства, не богатыеполезными ископаемыми и не имеющие выхода к морю. Ресурсный потенциал являетсясерьезным фактором экономического развития любого государства. Так, уровеньэкономического развития НРС, на территории которых отсутствуют полезныеископаемые, на которые есть спрос за рубежом, либо они не эксплуатируются,существенно отличается от НРС-экспортеров полезных ископаемых (Сенегал и Йемен).В эту группу входят такие государства, как Сенегал, Афганистан, Бенин и другиегосударства, составляющие периферию мирового сообщества. Экономики этих странявляются преимущественно аграрного типа и основаны на экспортесельскохозяйственной продукции и финансовой помощи от развитых государств, всельском хозяйстве занято в среднем 78% населения, и, в среднем, 69% населениянаходятся ниже черты бедности.
Генеральная Ассамблея постановила провести в 1981 году в Париже первуюКонференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Продолжаяориентироваться на необходимость принятия специальных мер в интересах этихстран, Ассамблея постановила провести вторую КонференциюОрганизации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итогинашли отражение в Парижском заявлении и Программе действий для наименееразвитых стран на 90-е годы. Но, несмотря на энергичные усилия наименееразвитых стран по осуществлению социально-экономических реформ, предусмотренныхв Программе действий, этим странам в их совокупности не удалось достичь ниодной из целей, поставленных в Программе действий, а их число увеличилось с 42в 1990 году до 48 в 1997 году.
Поэтому в соответствии срезолюциями 52/187 и 53/182Генеральной Ассамблеи 14-20 мая 2001 года в Брюсселе была проведена третья Конференция Организации Объединенных Наций понаименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Брюссельском заявлении и Программе действий для наименееразвитых стран на десятилетие 2001-2010 годов.
Программа действий на 2001-2010 годы,одобренная Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 55/279,представляет собой всеобъемлющую стратегию борьбы с нищетой, ориентированную нарезультаты, подстроенную под особые нужды наименее развитых стран и призваннуюзадать рамки для партнерства этих стран с их партнерами по процессу развития насеми взаимосвязанных направлениях:
укрепление основ политики, вцентре которой находятся интересы людей;
рациональное управление нанациональном и международном уровнях;
укрепление человеческого иинституционального потенциала;
укрепление производственногопотенциала в целях содействия использованию в наименее развитых странах выгодот глобализации;
повышение роли торговли впроцессе развития;
снижение уязвимости и охранаокружающей среды;
мобилизация финансовых ресурсов.
В Программе охвачены все сферы развития:экономическая, социальная и экологическая — и названы 10 сквозных приоритетныхвопросов: искоренение нищеты, обеспечение равенства между мужчинами иженщинами, занятость, управление на национальном и международном уровнях,создание потенциала, устойчивое развитие, особые проблемы не имеющих выхода кморю и малых островных развивающихся государств, а также проблемы, стоящиеперед наименее развитыми странами, затронутыми конфликтами.
Главенствующей задачей Программыустановлено «обеспечение существенного прогресса в работе по сокращениюнаполовину к 2015 году количества людей, живущих в условиях крайней нищеты истрадающих от голода, а также оказание содействия устойчивому развитию» наименееразвитых стран. В Программе действий указаны 30 согласованных на международномуровне целей, в том числе сформулированных в Декларациитысячелетия.
Осуществление Программы действийопределяется следующими принципами:
комплексный подход;
подлинное партнерство;
полная сопричастность стран;
учет рыночных факторов;
ориентация на конкретныерезультаты.
Кроме того, Программапредусматривала четкий механизм ее осуществления и контроля за ее реализациейна национальном, региональном и глобальном уровнях.
В этой связи ГенеральнаяАссамблея на своей пятьдесят шестой сессии постановила учредитьКанцелярию Верховного представителя по наименее развитым странам, развивающимсястранам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствамс функциями, рекомендованными в докладе Генерального секретаря (A/56/645 и Add.1 и Add.1/Corr.1 и Add.1/Corr.2).
В 2006 году на своей шестьдесятпервой сессии Генеральная Ассамблея провела заседаниевысокого уровня по среднесрочному всеобъемлющему глобальному обзору ходаосуществления Программы действий. На этом заседании был сделан вывод,что общее социально-экономическое положение в наименее развитых странахпо-прежнему внушает опасения и что вследствие нынешних тенденций они вряд лиреализуют цели, задачи и показатели, предусмотренные Программой.
В своей резолюции62/203 Генеральная Ассамблея сослалась на пункт 114 Программы действий,касающийся проведения четвертой КонференцииОрганизации Объединенных Наций по наименее развитым странам весной 2010г.[7]
2. Место наименее развитых стран в мировойэкономике2.1 Социально экономические проблемы и тормозящие факторыв экономике наименее развитых стран
С 2000 года наименее развитыестраны в своей совокупности демонстрировали рост, составлявший в среднем 6 процентовв год. Однако внушительный экономический рост слабо отразился на масштабахнищеты в этих странах и даже углубил там проявления социального неравенства,особенно между сельскими и городскими районами. Кроме того, быстрый ростчисленности населения, сочетающийся со стремительной урбанизацией, привел кситуации, когда продуктивность сельского хозяйства снижается, а беспрецедентнобольшая масса людей ищет работу за пределами аграрной сферы. Усиливаетсяпроблема недоедания, особенно в наименее развитых странах Африки. С 1990-х годовво многих наименее развитых странах происходило стабильное улучшениепоказателей здравоохранения и образования, тогда как в области водоснабжения исанитарии достигнутый ранее прогресс продолжить не удалось, а в некоторых изэтих стран произошло даже движение назад. [1]
Несмотря на значительноеувеличение объема официальной помощи в целях развития (ОПР), оказываемойнаименее развитым странам, ее доля в валовом национальном доходе доноровостается гораздо ниже целевого показателя (он составляет 0,15-0, 20%), а прямыеиностранные инвестиции во многом сконцентрированы на небольшом числе наименееразвитых стран, богатых природными ресурсами. Свободный от пошлин и квот доступна рынки не привел к увеличению доли экспорта и импорта наименее развитых странв мировой торговле, и доля эта остается незначительной, составляя менее 1 процента.Почти 75 процентов экспорта наименее развитых стран по-прежнему приходится насырьевые товары, что делает их уязвимыми для многочисленных внешних потрясенийи неустойчивых цен глобального рынка. В силу того, что в рамках Инициативы пооблегчению бремени задолженности на многосторонней основе произошло100-процентное аннулирование долга, а в рамках Инициативы в отношении бедныхстран с крупной задолженностью обеспечено облегчение долгового бремени, иблагодаря повышению объемов экспорта платежи наименее развитых стран в счетобслуживания задолженности существенно сократились, но вопрос о том, насколькопосильным является долговое бремя в долгосрочной перспективе, остается оченьнепростым.
Между тем стали появляться иновые вызовы устойчивому развитию малых островных развивающихся государств:
высокие цены на продовольствие,объясняющиеся увеличением спроса из-за роста численности населения, высокимимировыми ценами на нефть, возросшим спросом на биотопливо, переходом на мясо врационе питания стран с крепнущей экономикой и неурожаями в странах — крупныхпроизводителях;
численное увеличение населенияэкономически активных возрастов, не имеющего возможности трудоустроиться;
влияние климатических изменений,обусловливаемых глобальным потеплением из-за выбросов парниковых газов;
«утечка умов» врезультате миграции квалифицированных работников в развитые и развивающиесястраны;
угроза эпидемий — и многоедругое. [1]2.2 Структура экономики наименее развитых стран напримере Анголы, Самоа и Эфиопии
Рассмотрим структуру экономики Самоа,Анголы и Эфиопии как государств-представителей трех разных типов странкатегории НРС. Данные о распределении ВВП в национальной экономике этих странпредставлены в табл.2.1.

Таблица 2.1. Структура ВВП в НРС[3] Распределение ВВП по секторам, % ВВП (ППС), млн. долл. ВВП (ППС) на душу населения, тыс. долл. с/х пром-ть сфера услуг Ангола 8 67 25 91,268 6,443 Самоа 11,4 58,4 30,2 1,218 5,735 Эфиопия 47,5 9,9 42,6 64,73 0,871
Одним из важнейших звеньевэкономики страны является промышленное производство, которому надлежитобеспечивать жизненные интересы государства, его экономическую безопасность,социальный и культурный уровень населения. Валовой внутренний продукт,рассчитанный по паритету покупательной способности используется для болееточных международных сравнений. Он указывает рыночную стоимость всех конечныхтоваров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления),произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства дляпотребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальнойпринадлежности использованных факторов производства,указанную в единых ценах на международных рынках. Валовой внутренний продукт надушу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, являетсяпоказателем, характеризующим экономическое развитие государства. Из табл.2.1видно, что ВВП (ППС) на душу населения Анголы имеет большее значение, чем оныйСамоа. Это является частным случаем, так как в основном данный показатель умалых островных государств выше, чем у остальных НРС (ВВПна душу населения нельзя считать точной характеристикой, так как немалоезначение имеет отраслевая структура производства,качество выпускаемых товаров, эффективностьрасхода материалов и энергии на единицупродукции), и именно малые островные государства возглавляют список кандидатовна исключение из списка НРС. Обращая внимание на распределение ВВП в отрасляхэкономики, следует отметить, что для указанных подгрупп стран категории НРС,подобное распределение ВВП является типичным, т.е. приведенные в табл.2.1значения долей ВВП в отраслях экономики не намного отличаются внутри подгруппНРС. [5, с. 202]
Ангола является, в целом,нетипичной НРС для включающей ее подгруппы. Характерными чертами для этойстраны являются: низкая доля сельского хозяйства в национальном ВВП, развитыедобывающий и обрабатывающий сектора (наличие второго является нетипичным в принципедля всех НРС). Сельское хозяйство представлено выращиванием кукурузы, сизали,хлопка и кофе и разведением крупного рогатого скота и коз. Горнодобывающая,нефтеперерабатывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли, предприятия попереработке сельскохозяйственного сырья и рыбы составляют промышленность Анголы.В целом, Ангола является в своем развитии одной из самых успешных НРС, главнымтормозящим фактором для этой страны послужила кровопролитная гражданская война,проходившая в несколько этапов до 2002г. и фактически уничтожившаяэкономический потенциал данной страны.
Эфиопия — слаборазвитая аграрнаястрана, где главную роль в экономике до сих пор играет натуральное сельскоехозяйство. Сельское хозяйство Эфиопии носит натуральный характер и в нем занято85% населения. Здесь более благоприятные условия для ведения сельскогохозяйства чем в других странах региона. Выращиваются также разные сорта пшеницыдля внутреннего потребления и для экспорта, а также хлопчатник и сахарныйтростник. Разводят верблюдов (326 млн. голов), крупный рогатый скот (35,5 млн.)и овец (11,4 млн.). Промышленность практически не развита. Полезные ископаемыев Эфиопии разрабатываются мало. Разрабатываются месторождения золота, добычасоставляет около 1 т в год. Найдены железная руда и уголь, но они пока неразрабатываются. Обрабатывающая промышленность развита слабо. Есть предприятияпищевой промышленности, по производству напитков, лекарств, мыла и т.д. Послереволюции 1974 года многие крупные промышленные предприятия были национализированы,после 1990 года государство ограничило свою роль в экономике и стремитсяпривлекать иностранные инвестиции, от которых зависит развитие обрабатывающейпромышленности.
Самоа — малое островноегосударство в южной части Тихого океана. Обладает следующими преимуществами: ростлёгкой промышленности привлекает иностранные фирмы, в основном японские. Быстрыйрост благодаря улучшенной инфраструктуре для туризма и начала действия оффшоровв сфере услуг. Сельское хозяйство в тропических условиях позволяетэкспортировать в основном таро, кокосовое масло и молоко, какао и копру. Слабыестороны: циклоны затрудняют развитие. Нестабильные международные рынки копры икакао. Плохая транспортная система. Зависимость от иностранной помощи ипереводов граждан, живущих за рубежом. Экономика Самоа традиционно зависит отгуманитарной помощи, частных переводов из зарубежных стран и экспорта продуктов сельского хозяйства. В сельскомхозяйстве задействованы две трети рабочей силы страны, отрасль производит 90% экспорта страны, включая кокосовыйкрем, кокосовое масло, нони (сок плода нони), бананы, копру и др.Промышленность представлена заготовкой ценных пород древесины (о. Савайи) инесколькими небольшими предприятиями. Это мыловаренный и пивоваренный заводы,швейная фабрика, фабрика по производству мебели, кокосового масла, печенья,мороженого и кока-колы. Власти поощряют развитие народных художественныхпромыслов. Туризм — развивающийся сектор,который в настоящее время составляет 25% самоанского ВВП. Развитиютуристического сектора чрезвычайно способствовали вложение инвестиций встроительство гостиничной инфраструктуры, политическая нестабильность всоседних странах и договорённость правительства с компанией Virgin Airlines о запуске регулярных пассажирскихавиаперелётов. [2, с.573]
В табл. 2.2 представленысведения о внешней торговле вышерассмотренных государств.
Таблица 2.2. Внешняя торговлянекоторых НРС [1] Ангола (2008) Эфиопия (2005) Самоа экспорт, млрд. долл. 8,6 0,612 - статьи экспорта нефть, газ, алмазы, нефтепродукты, кофе, сизаль, рыба и продукты из неё, древесина, хлопок продукты питания, хлопок, кожа, кофе рыба, одежда, кокосовое масло, кокосовый крем, пиво и копра партнеры по экспорту США (44%), Китай (19%), Франция (9%), Бельгия (9%) Саудовская Аравия (6,9%), Джибути (6,8%), Швейцария (6,4%), Италия (5,9%), США (5,5%), Нидерланды (4,2%) Австралия (63%), США импорт, млрд. долл. 4,1 2,722 - статьи импорта машины и оборудование, транспортные средства и запасные части; оружие, лекарства, текстиль, продовольствие машины и оборудование, топливо, продукты питания, пластмассы, текстиль велосипеды, оборудование, строительные материалы и товары для потребления партнеры по импорту Португалия (15%), Южная Африка (12%), США (10%) Саудовская Аравия (14,7%), Китай (12,6%), США (12,4%), Индия (6,7%), Италия (4,6%) Новая Зеландия, Фиджи, Австралия, США и Япония  2.3 Макроэкономические показатели экономики наименее развитых стран
Основными показателямиэкономического развития страны считается увеличение показателей ВВП и ВНП надушу населения, свидетельствующие о росте эффективности использованияпроизводственных ресурсов страны и о росте среднего благосостояния ее граждан. Паритетомпокупательной способности называется формулировка законаединой цены для международных рынков. Покупательнаяспособность некоторой суммы на одном рынке должна быть равна покупательнойспособности этой же суммы на рынке другой страны, если перевести данную суммупо текущему обменному курсу в иностранную валюту.Соответственно, ВВП, рассчитанный по ППС, применяется в макроэкономическоманализе для более точных международных сравнений. [8, c78]
Так, для того чтобы определитьрост либо спад эффективности использования производственных ресурсов страны ирост либо спад благосостояния населения, потребуется определить динамикуизменения значений ВВП (ППС) и ВНП (ППС) на душу населения за определенныйпериод. Для этого необходимы следующие показатели: данные по ВВП (ППС) зауказанный период времени, численность населения государства на указанный моментвремени, сальдо внешнеторговых операций государства. Рассмотрим динамику ростаВНП и ВВП в Джибути. Необходимые данные по макроэкономическим показателям НРСприводятся в Приложении Б. Величина ВНП отличается от величины ВВП на суммудоходов от использования ресурсов данной страны за рубежом, иными словами — на сальдосчета текущих операций. Рассчитаем ВНП (ППС) Джибути в соответствии с формулой(2.1):
/> (2.1)
ВНП на душу населениярассчитывается отношением объема годового ВНП к численности населения вгосударстве за взятый период времени, это представлено в формуле (2):
/> (2.2)
Полученные значения ВВП (ППС) иВНП (ППС) на душу населения, для упрощения процедуры анализа динамики за период2005-2009гг., запишем в таблицу 2.3:
Таблица 2.3. Динамика ВВП (ППС) д/ни ВНП (ППС) д/н в 2005-2009 гг. 2005 2006 2007 2008 2009 Т,% t,%
ВВП (ППС) д/н, $ 2041.720 2155.883 2273.347 2396.308 2495.516 122 22
ВНП (ППС) д/н, $ 2010.9 2004.01 1990.8 1906.8 2263.68 112.5 12.5
Теперь рассчитаем темпы роста иприроста ВВП (ППС) д/н и ВНП (ППС) д/н в 2009г. посравнению с 2005г. по формулам (2.3) и (2.4):
/> (2.3)
/> (2.4)
Из полученных данных видно, что,по сравнению с 2005г., показатель ВВП (ППС) д/н вырос на 22% в 2009г.Это свидетельствует о том, что экономика Джибути в этот период в целомразвивалась позитивно, росла эффективность использования национальногоэкономического потенциала и ресурсов страны. При этом, обратим внимание надинамику роста численности населения и ВНП (ППС) н/д: численностьнаселения увеличивалась на протяжение всего периода, тогда как динамика ВНП (ППС)н/д не являлась однородной. Но тем не менее валовой национальныйпродукт на душу населения возрос в 2009г. на 12.5% по сравнению с 2005г. Этосвидетельствует, как уже отмечалось выше, о росте благосостояния населения.
Таким образом, если на экономикеДжибути не скажутся последствия мирового экономического кризиса, и государствосможет сохранить данную тенденцию роста показателей, Джибути имеет все шансы вбудущем покинуть категорию НРС.
2.4 Программа по преодолению последствий мировогокризиса для наименее развитых стран
Мировая экономика вступает впериод значительного спада в условиях самого опасного финансового шока наразвитых финансовых рынках с 1930-х годов. Прогнозируется, что мировой ростсущественно замедлится в 2008 году, и небольшой подъем, возможно, начнется лишьв 2009 году. Инфляция достигла высокого уровня вследствие быстрого роста цен набиржевые товары. Ситуация характеризуется исключительной неопределенностью исопряжена с существенными рисками снижения темпов роста. Ближайшая задачасостоит в том, чтобы стабилизировать финансовые условия и при этом помочьстранам преодолеть период низкой активности и удерживать инфляцию под контролем.
Глобальный экономический кризисеще не достиг своей низшей точки. Крупнейшие промышленно развитые страныпереживают глубокий спад, а в развивающемся мире происходит резкое замедлениероста. Для многих важных в экономическом отношении стран нельзя исключитьопасность попадания в дефляционную ловушку. Первая задача на сегодня — «тушениепожара», однако не менее срочная задача — признать коренные причиныкризиса и начать глубокую реформу глобальной системы экономического руководства.
В Докладе по наименее развитымстранам за 2009 год утверждается, что воздействие глобального экономическогокризиса на НРС, по всей вероятности, будет настолько сильным, чтопридерживаться позиции «все в порядке» уже более невозможно. Этопотребует переосмысления парадигмы развития. Сами масштабы этого кризисапорождают как необходимость, так и возможность для перемен. Для преодоленияпоследствий кризиса в НРС потребуется разработка инновационной и продуманнойполитики. Но помимо этого необходимы новые подходы в политике для обеспечениятого, чтобы после кризиса процесс развития был более устойчивым и болеевсеохватывающим.
Кризис уже подрывает действиетех факторов, которые обеспечили возможности для высоких темпов роста НРС какгруппы в период с 2002 по 2007 год. Их уязвимость не является лишь отражениемтрадиционной зависимости от сырьевого сектора и связанной с этимчувствительности к колебаниям цен; она обусловлена комбинированной угрозойпадения цен на сырьевые товары, снижения глобального спроса и сокращенияфинансовых потоков. Вследствие этого экспортеры продукции обрабатывающейпромышленности и услуг (главным образом азиатские и островные НРС), вероятнеевсего, пострадают достаточно серьезно, но страны, зависящие от сырьевогосектора (главным образом африканские НРС), пострадают еще сильнее. НРС вряд ливыдержат этот кризис без значительной дополнительной международной помощи вкраткосрочной перспективе и без поддержки альтернативных стратегий развития вболее долгосрочной перспективе. Изменения на обоих фронтах будут необходимы дляобеспечения более устойчивой и более ровной траектории развития.
Внешняя уязвимость НРС еще болееусугубляется высоким уровнем их задолженности; в НРС долговое бремя составляетв среднем 42% валового национального дохода по сравнению с 26% в другихразвивающихся странах в докризисный период. Как неоднократно предупреждалаЮНКТАД в последние месяцы, в бедных странах может разразиться новый долговойкризис. Во многих НРС нынешний кризис может поставить под угрозу обеспеченнуюнеимоверными усилиями приемлемость уровня долга.
В этих условиях одним из главныхфакторов, определяющих судьбу НРС, станут тенденции в области официальнойпомощи. К сожалению, опыт прошлого показывает, что в периоды рецессий встранах-донорах объемы ОПР, как правило, сокращаются. Крайне важно, чтобыдоноры сохранили объемы своей помощи НРС, а также выполнили свои обязательствапо наращиванию помощи. Исключительно важно, чтобы повышение степени зависимостиот помощи, которое является весьма вероятным исходом этого кризиса, не былосопряжено с сужением пространства для маневра в политике в плане способности выбиратьсоответствующие варианты политики.
Для преодоления структурныхпроблем НРС и уменьшения их внешней зависимости необходимо пересмотреть рольгосударства. Работа рынка основывается лишь на поступательных изменениях имелких шагах. Вместе с тем НРС необходимо стимулировать инвестиции посредством«обобществления» риска в целях проведения долгосрочных структурныхпреобразований. Рынок сам по себе не был и не будет в состоянии обеспечить этипреобразования.
В политике необходимо определитьтри основных ориентира:
• во-первых, политику следуетсориентировать на стимулирование производительных инвестиций, наращиваниетехнологического потенциала и укрепление связей внутри секторов, а также междусекторами и между различными предприятиями. Укрепление внутреннегопроизводственного потенциала должно быть также нацелено на обеспечениепроизводства более широкой номенклатуры более современной продукции;
• во-вторых, необходимопостроить новое государство развития. Вопрос не сводится к возврату к старомустилю планирования развития, а заключается в поиске новых форм управленияпроцессом развития, подходящих для XXI столетия. Такое руководство процессомразвития должно основываться на стратегическом взаимодействии междугосударством и частным сектором, которое будет способствовать структурномупреобразованию НРС из аграрных в постаграрные страны;
• в-третьих, необходимообеспечить эффективную многостороннюю поддержку НРС. Речь идет не только обувеличении и повышении эффективности помощи, но и о разработке правил,регулирующих международные экономические взаимоотношения в области торговых,финансовых, инвестиционных и технологических потоков таким образом, чтобы этослужило опорой для развития НРС. Исключительно важно также, чтобы при оказанииподдержки НРС не навязывались излишние ограничения в отношении мер, которыеправительства могут принимать для поощрения развития, структурныхпреобразований и сокращения масштабов нищеты.
Основная идея сводится к тому,что правительства НРС должны видеть в глобальном экономическом кризисевозможность найти поворотный пункт в траектории своего развития. Им необходимопереориентироваться на стратегию роста догоняющего типа, основанную на развитиипроизводственного потенциала и расширении возможностей производительной занятости.В докладе утверждается, что правительства НРС призваны сыграть жизненно важнуюроль в реструктуризации экономики и в создании условий для роста догоняющеготипа. Настало время привнести в программы обеспечения благотворного управленияаспекты развития. Тем, кто отвечает за разработку политики в НРС, необходимобольше знать и иметь больше информации о существующих возможных вариантахполитики, которые успешно использовались для ускорения роста и проведенияструктурных преобразований в других странах. Доклад призван внести вклад в этотпроцесс и повысить потенциал НРС в деле управления процессом развития. Партнерыпо процессу развития и международное сообщество должны поддержать НРС в ихстремлении к обеспечению благотворного управления процессом развития. Вусловиях кризиса настало время наверстать упущенное посредством расширениясферы государственных действий и их адаптации к условиям, подходящим для малыхразвивающихся стран с открытыми рынками. В докладе ЮНКТАД по НРС за 2009 годобрисовываются контуры конкретной альтернативной экономической стратегии иновой программы действий для директивных органов НРС, которые включают в себязадачи создания институционального потенциала и укрепления дополняющего рынокгосударства развития. [6, c.15-21]
2.5 Интеграционные процессы в наименее развитыхстранах
Интеграция — экономическийпроцесс взаимного приспособления, расширения экономического и производственногосотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более государств,форма интернационализации хозяйственной жизни.
В практике международныхэкономических отношений проявляются две формы интеграции: общая и региональная.
Совет арабского экономическогоединства. (САЭЕ)
Council of ArabEconomic Unity (CAEU)
создан в 1964 г.
Цели:
достижения арабскогоэкономического единства;
обеспечение свободы движениякапитала и людей, свободное движение товара;
обеспечение свободы транспорта ииспользования транспортной инфраструктуры.
Члены — 12 государств (Египет,Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, ОАЭ, Палестина, Сирия,Сомали, Судан).
Структура:
Совет (министры торговли илифинансов);
Постоянные и временные комитеты;
Секретариат
Экономическое сообществогосударств Западной Африки (ЭКОВАС)
EconomicCommunity of West African States (ECOWAS)
Создано в 1975 г., вступило всилу в 1976.
Цели:
движение к экономическому союзув Западной Африке.
повышение уровня образования икультуры.
Члены — 15 государств (Бенин,Буркина-Фасо, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау,Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того).
Структура:
Парламент Сообщества.
Совет глав и правительств.
Совет министров.
Экономический и социальный Совет.
Суд Сообщества, Арбитражный суд.
Исполнительный секретариат.
Фонд сотрудничества, компенсациии развития.
Специализированные техническиекомиссии.
Источники финансирования — взносы государств-членов. [4, c.22-27]
Общий рынок восточной и южнойАфрики. (КОМЕСА)
Common Marketfor Eastern and Southern Africa (COMESA)
Образован в 1994 г.
Цель — создание общего рынка.
Члены — 20 государств (Ангола,Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморские Острова, Лесото, Маврикий,Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Руанда, Свазиленд, Судан, Танзания,Уганда, Эритрея, Эфиопия).
Структура:
1. Встреча глав государств иправительств;
2. Совет министров;
3. Суд;
4. Комитеты (Комитет управляющихцентральными банками, Межправительственный комитет, технические комитеты,Консультативный комитет);
5. Секретариат.
Источники финансирования:
Ежегодные взносыгосударств-членов;
Средства из других источников (порешению Совета министров).
Характерной чертойинтеграционных процессов в Африке является высокая степень их институализации. Внастоящее время на континенте около 200 экономических объединений различногоуровня, масштабов и направленности. Но с точки зрения исследования проблемыстановления субрегиональной идентичности и ее соотношения с идентичностьюнациональной и этнической интерес представляют функционирование таких крупныхорганизаций как Западноафриканское экономическое сообщество (ЭКОВАС),Сообщество развития Южной Африки (САДК), Экономическое сообществоЦентральноафриканских государств (ЭККАС) и т.п. Крайне низкая результативностьих деятельности в предыдущие десятилетия и наступление эпохи глобализациипотребовало резкого ускорения интеграционных процессов на качественно иномуровне. Экономическая кооперация развивается в новых — по сравнению с 70-мигодами — условиях противоречивого взаимодействия глобализации мировой экономикии усиливающейся маргинализации позиций африканских государств ее рамках и,естественно, в другой системе координат. Интеграция уже не рассматривается какинструмент и основа для формирования самодостаточной и саморазвивающейсяэкономики при опоре на собственные силы и в противовес империалистическомуЗападу. Подход иной, который, как уже упоминалось выше, представляет интеграциюв качестве пути и способа включения африканских стран в глобализирующеесямировое хозяйство, а также как импульс и показатель экономического роста иразвития в целом.
Кроме региональной экономическойинтеграции в НРС, все без исключения НРС являются членами ОрганизацииОбъединенных Наций и пользуются финансовой помощью государств-доноров,направленной им в рамках Программы ликвидации нищеты и ряда других инициативООН.
3. Перспективы развития внешнеторговых отношенийРеспублики Беларусь с развивающимися странами
Республика Беларусь являетсястраной с малой открытой экономикой и поддерживает торгово-экономическиеотношения с более чем 150 государствами. В этой связи развитиевнешнеэкономической деятельности для республики является одним из ключевыхфакторов экономического роста, содействующих повышению эффективностипроизводства и на этой основе обеспечивающих благосостояние народа. Болееполовины производимой в Беларуси продукции экспортируется. Национальнаяэкспортная политика страны базируется не только на физическом наращиванииэкспорта в рамках структуры производства товаров и услуг, но, прежде всего, наповышении доходов от экспортных операций. Основа экспортной стратегии испециализации — учет формирования спроса на новых перспективных рынках, впервую очередь динамично развивающихся стран, при одновременном освоении новойконкурентоспособной продукции. Важной задачей внешнеэкономической деятельностиБеларуси является географическая диверсификация торгово-экономических отношений.В результате договоренностей на самом высоком уровне с перспективнымивнешнеторговыми партнерами открылись новые возможности для диверсификациибелорусского экспорта, а также для закупок стратегически важных для странытоваров.
Основными и приоритетнымиторговыми партнерами для республики являются Российская Федерация (36,5%белорусского экспорта и 59,9% импорта) и страны ЕС (43,8% экспорта и 21,8%импорта). В качестве важного направления расширения экспортного потенциалатакже следует рассматривать выход на растущие рынки Латинской Америки, Азии иАфрики, несмотря на потери части прибыли вследствие повышенных расходов натранспортировку продукции. Если учесть традиционно высокий уровень тарифнойзащиты молодой промышленности развивающихся стран, перспективной формойсотрудничества может стать не только экспорт готовых изделий, но и организацияна их территории сборочных производств (трактора, грузовые автомобили,электротехника и др.) из белорусских комплектующих, предоставлениенаучно-технических и консультационных услуг. Несмотря на различия вгеоэкономических стратегиях, по-прежнему весьма актуальным остается вопрос орасширении внешнеторговых связей со странами Центрально-Восточной Европы.
Торговля Беларуси и стран Азии,Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. С 2008 года наметилась положительнаятенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странамиАзии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективныесложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, Беларуси удалось избежатьожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008года, в то же время в страны Азии — 79,4%, Африки — 74,6%. Следует такжеотметить, что география поставок белорусской продукции в 2009 году дополнилась11 новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию и Сенегалэкспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, в Камерун — калийныеудобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, Экваториальную Гвинею- тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму — товарыразличного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры и другие).
Рынок развивающихся государствЛатинской Америки представляет интерес для белорусской промышленности с точкизрения продвижения продукции машиностроения и нефтехимического комплекса. Врезультате укрепления межгосударственного диалога на высшем уровне удалосьзначительно активизировать торгово-экономическое сотрудничество с Венесуэлой. Внастоящее время с участием Беларуси здесь разрабатываются и реализуютсякрупномасштабные проекты в сферах нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки исейсмотехники, газификации, архитектуры и строительства, промышленности исельского хозяйства.
Рынки государств Азии и Африкипривлекательны для Беларуси ввиду сохраняющейся на них конкурентоспособностибелорусской продукции, а также имеющихся перспектив наращивания белорусскогоэкспорта. Заинтересованность Беларуси и азиатских стран в активизациидвустороннего торгово-экономического сотрудничества во многом связана свзаимодополняемостью наших экономик. В частности, быстрый рост населениявынуждает правительства азиатских стран предпринимать все меры по решениюпродовольственной проблемы и повышению урожайности в сельском хозяйстве. Приэтом большое значение придается использованию калийных удобрений, в то времякак Беларусь является одним из ведущих экспортеров в мире данного сырья. Многиеазиатские страны также заинтересованы в импорте нашей продукции машиностроения,сельскохозяйственной техники, электроники, товаров народного потребления,научно-технических разработок и т.д., которые при международных стандартахкачества выгодно отличаются от западных аналогов более низкими ценовымипоказателями. Не следует также забывать, что многие африканские и азиатскиестраны являются для нас источником ряда товаров критического импорта, безкоторых невозможно нормальное функционирование промышленных предприятий. И речьздесь идет не только о простом сырье (каучук, продукты органической химии,красители, табак, какао-бобы), но и об электронной аппаратуре и ее частях,промышленном оборудовании и станках, двигателях и насосах, научных имедицинских приборах. Часть импорта из стран региона имеет непосредственноеотношение к потребительским товарам. Это — витамины и антибиотики, другиелекарственные средства, бытовая и офисная электроника, средства связи, свежиеовощи и фрукты, соки, орехи, рис, чай.
Отличительной особенностьюторговли Республики Беларусь с азиатскими и африканскими странами остаетсязначительное превышение белорусского экспорта над импортом. В январе-маетекущего года торговое сальдо осталось положительным (148 млн. долл. США), приэтом экспорт превысил 218 млн. долл., а импорт составил около 70 млн. долл.
Другой важной тенденцией запоследнее время стало расширение номенклатуры поставляемых товаров. Наряду страдиционными поставками (калийные удобрения, продукция Белорусскогометаллургического завода) все чаще в экспорте в ту или иную страну появляютсяновые наименования — стекловолокно, продукция деревообработки, приборы иинструменты, насосы, двигатели, лекарственные средства, наручные часы,холодильники. Анализ структуры белорусского экспорта в Азию и Африкупоказывает, что, несмотря на общую положительную тенденцию расширенияноменклатуры поставок, еще не достигнут необходимый перелом в процесседиверсификации экспортной составляющей взаимной торговли. Основой нашегоэкспорта продолжают оставаться калийные удобрения и продукция БМЗ. Несмотря нато, что их доля постоянно снижается, она все еще составляет более 50 процентов.В структуре экспорта в ряд африканских, да и некоторых азиатских стран, можноувидеть всего 2-3 позиции, в то же время перечень поставок в Китай, например,уже на протяжении нескольких лет складывается из более чем 50 наименований. рынкиАзии и Африки до сих пор остаются недостаточно освоенными нашими экспортерами сточки зрения продвижения на них основных экспортных товаров — продукциипредприятий машиностроения, электронной и нефтехимической промышленности. В тоже время потенциально государства Азии и Африки могут считаться едва ли несамыми емкими, вслед за странами СНГ, рынками для наших автомобилей, тракторов,станков, подшипников, химических волокон, электронных и медицинских приборов. Нельзязабывать и о существующих возможностях для сбыта холодильников и других товаровбытового назначения, стройматериалов, изделий деревообработки. Исходя из этого,оказание поддержки белорусским экспортерам именно данной продукции (присохранении высокого уровня поставок традиционных товаров) в настоящее времяявляется одним из приоритетов торгово-экономической деятельности МИД и нашихзагранучреждений. Свою роль при этом Министерство видит, прежде всего, воказании белорусским предприятиям информационного, политического иорганизационного содействия. К сожалению, для многих наших предприятий и фирмазиатский и африканский рынки по-прежнему остаются далекими и загадочными, иони не спешат расширять географию своих поставок. Конечно, здесь сказываются иудаленность этих рынков, и отсутствие сколько-нибудь полной информации обособенностях работы на них. Определенный урон имиджу нашей продукции наноситвсе еще имеющая хождение неудачная практика разовых поставок белорусскойтехники и оборудования посредниками из третьих стран без гарантий надлежащеготехнического обеспечения и обслуживания (наглядный пример — продажа продукцииБелАЗа в ЮАР).
Вместе с тем, есть проблемы и усамих белорусских предприятий. Не всегда соблюдаются международные нормыделового общения. В ряде случаев отсутствует реакция на обращения зарубежныхкомпаний с предложениями о сотрудничестве либо ответы на них направляются снеприемлемым опозданием. Есть претензии у иностранных партнеров и к качествупоставляемой продукции. Белорусские предприятия порой имеют ложноепредставление о том, что для Азии или Африки соблюдение определенных стандартовпо отношению к поставляемым товарам не так и важно. Все эти проблемы зачастуюсвязаны с низким уровнем развития системы маркетинга на предприятиях,отсутствием в их штате квалифицированных кадров, имеющих хорошуюпрофессиональную и языковую подготовку.
Для выхода на объемный рынокафро-азиатского региона белорусские субъекты хозяйствования должны хотя быэпизодично участвовать в международных выставках, ярмарках, организовыватьпрезентации своей продукции. К сожалению, соответствующие предложения посольстви МИД зачастую не получают положительного отклика. Как правило, ссылка при этомделается на отсутствие финансовых средств.
Чтобы прочно закрепиться наперспективных рынках государств Азии и Африки, необходимо энергичнее работатьпо созданию совместных производств, как это уже делается в Китае (совместноепроизводство колесных тягачей), во Вьетнаме (создание сборочных линий попроизводству мотоциклов), Египте (совместное производство автомобилей «МАЗ»и тракторов «МТЗ»), а также по расширению дилерской сети и системысервисного обслуживания. Только в этом случае предприятия могут перейти отслучайных, разовых поставок к долговременному сотрудничеству.
МИД также работает над созданиемболее благоприятных общих условий для внешнеэкономической деятельностибелорусских предприятий. На азиатско-африканском направлении, в частности,имеется в виду следующее:
расширение договорно-правовойбазы двусторонних торгово-экономических связей (наиболее активно этадеятельность осуществляется в ОАЭ, ЮАР, КНР, Египте, Ливии, Республике Корея,Иране);
расширение числа государств, скоторыми установлены дипломатические отношения, что позволяет наладить прочныемежгосударственные связи с потенциальными торгово-экономическими партнерами. Из104 государств азиатско-африканского региона Беларусью в настоящее времяустановлены дипломатические отношения с 74 странами (в 2001 году — с 6странами, в 2002 году — с тремя, планируется установить дипотношения с еще 6государствами). Достижению этой же цели будет способствовать аккредитацияпослов Беларуси в зарубежных странах по совместительству;
придание дополнительной динамикидеятельности совместных межправительственных комиссий по вопросамторгово-экономического сотрудничества, которые играют важную роль в оказаниигосударственной поддержки различным экономическим проектам и решают конкретныепроблемы на правительственном уровне.
Потенциал и перспективы развитиясотрудничества Беларуси со странами Азии и Африки весьма значительны. Беларусьс оптимизмом смотрит в будущее двусторонних отношений и убеждена в том, что ихуглубление и наполнение конкретным содержанием отвечает коренным интересам какБеларуси, так и наших зарубежных партнеров. Сотрудники Управления Азии иАфрики, соответствующих загранучреждений Министерства иностранных делРеспублики Беларусь всегда готовы оказать возможное содействие белорусскимпредприятиям, организациям, фирмам в установлении и развитииторгово-экономического сотрудничества с африканскими и азиатскими странами.
Заключение
В рамках данной работы быларассмотрена проблема группы государств, составляющих наиболее слабое,нестабильное звено мировой экономики — группа наименее развитых стран. Этокатегория отсталых государств, которые в силу различных геополитических,социально-экономических и природных факторов обладают наихудшимимакроэкономическими показателями и находятся на периферии мирового сообщества. Этигосударства нередко называют «Четвертым миром». В силу своей экономическойотсталости НРС выделяются из группы развивающихся стран в отдельную категорию. Наоснове проделанной работы можно сделать следующие выводы:
существование такой категориигосударств, как НРС, обусловлено множеством факторов. Среди них невыгодноегеографическое положение, периодические гражданские войны, постояннаяподверженность природным катаклизмам, исторически сложившаяся постколониальнаяаграрная экономика в большинстве из них, неспособная обеспечить продовольствиембыстро восполняющееся население. Как следствие — треть населения НРС находитсяниже порога нищеты;
НРС не способны самостоятельновыйти из своей тяжелой ситуации, так как большей своей частью они не обладаютдостаточным потенциалом для поддержания устойчивого и постоянного экономическогороста, более того, страны-НРС весьма зависимы от финансовой поддержки развитыхгосударств-доноров, которые, не к чести последних сказать, распределяютсядовольно избирательно;
НРС в целом обладают сходнойструктурой национальной экономики: преобладающая доля сельского хозяйства,ориентированного на экспорт, плохо либо совсем не развитая промышленность, зависимостьот иностранных поступлений. Частные случаи были рассмотрены в ходе проведенияработы;
Для поддержки НРС на современномэтапе мировое сообщество в лице ООН проводит ряд реабилитационных программ,среди них программы развития НРС на период 2001-2010гг., программа ООН поликвидации нищеты в мире, программа ЮНКТАД по преодолению последствийглобального экономического кризиса и др.;
НРС участвуют в процессахэкономической интеграции как на региональном, так и глобальном уровнях;
Республика Беларусь такжеподдерживает отношения с НРС, как правило это выражается в виде гуманитарнойпомощи в виде учебников в рамках программы по ликвидации неграмотностинаселения отсталых государств и в рамках других программ;
В целом, мировому сообществунебезразлично тяжелое положение НРС, которые помимо своих внутреннихэкономических проблем, являются тормозящим фактором для развития мировойэкономики.
Список использованных источников
1.  Википедия [Электронный ресурс] /Свободная энциклопедия. — 2008. — Режимдоступа: ru. wikipedia.com/ — Датадоступа 12.12.2009.
2.  Географическая картина мира: в 2 т. / В.П. Максаковский [и др.]. — М.: Наука,2001. — т.2: 1010с.
3.  Международный валютный фонд [Электронный ресурс] /Данные и статистика. — МВФ,-2005-2009. — Режим доступа: www.imf.org/external/index. htm. — Датадоступа 12.12.2009.
4.  Мировая экономика: в 2 ч. / Н.И. Диченко [и др.]. — СПб: изд. СПбГТУ,2001. — ч.2. — 66с.
5.  Михайлушкин, А.И. Международная экономика: учебник/ А.И. Михайлушкин, П.Д.Шимко. — М.: Высш. шк., 2002. — 336с.: ил.
6.  Наименее развитые страны: доклад, подготовленный генеральным секретаремЮНКТАД: материалы конф. ООН по торговле и развитию, Нью-Йорк и Женева, 2009г. /Женева, 209. — 47с.
7.  Организация Объединенных наций [Электронный ресурс] / ООН и наименееразвитые страны. — ООН, 2008-2009. — Режим доступа: www.un.org/russian. -  Дата доступа: 10.12.2009.
8.  Погорлецкий, А.И. Экономика зарубежных стран: учебник/ А.И. Погорлецкий.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. — 492с.
9.  Программа действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010годов: материалы 3 конф. ООН по наименее развитым странам, Брюссель, 14-20 мая2001г. / Брюссель, 2001. — 82с.
Приложение А
Список наименее развитых стран поклассификации ООН (49) [7] Африка (33)
Ангола
Бенин
Буркина-Фасо**
Бурунди**
Гамбия
Гвинея
Гвинея-Бисау*
Демократическая Республика Конго
Джибути
Замбия**
Коморские Острова*
Лесото**
Либерия
Мавритания
Мадагаскар
Малави**
Мали**
Мозамбик
Нигер**
Объединенная Республика Танзания
Руанда**
Сан-Томе и Принсипи*
Сенегал
Сомали
Судан
Сьерра-Леоне
Того
Уганда**
Центральноафриканская Республика**
Чад**
Экваториальная Гвинея
Эритрея
Эфиопия** Азия (15)
Афганистан**
Бангладеш
Бутан**
Вануату*
Йемен
Камбоджа
Кирибати*
Лаосская Народно-Демократическая Республика**
Мальдивские Острова*
Мьянма
Непал**
Самоа*
Соломоновы Острова*
Тимор-Леште*
Тувалу* Латинская Америка и Карибский бассейн (1) Гаити* />
* также являются малымиостровными развивающимися государствами ** также являются развивающимисястранами, не имеющими выхода к морю
Приложение Б
Значения некоторых макроэкономическихпоказателей для наименее развитых стран [3].
Страны АфрикиСтрана Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 Ангола ВВП (ППС), млрд. $ 60.014 73.473 90.903 105.078 106.974 ВВП (ППС) на душу нас., $ 3,893.954 4,631.437 5,567.002 6,251.803 6,179.238 Численность нас., млн. чел. 15.412 15.864 16.329 16.808 17.312 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 5.138 11.382 9.403 6.408 -2.391 Бенин ВВП (ППС), млрд. $ 10.542 11.294 12.158 13.035 13.747 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,425.536 1,483.713 1,547.603 1,607.890 1,643.135 Численность нас., млн. чел. 7.395 7.612 7.856 8.107 8.367 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.241 -0.27 -0.549 -0.55 -0.619 Буркина-Фасо ВВП (ППС), млрд. $ 14.298 15.576 16.6 17.802 18.719 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,090.372 1,160.852 1, 209.296 1,267.764 1,303.075 Численность нас., млн. чел. 13.113 13.418 13.727 14.042 14.365 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.635 -0.554 -0.561 -0.882 -0.841 Бурунди ВВП (ППС), млрд. $ 2.51 2.725 2.903 3.099 3.249 ВВП (ППС) на душу нас., $ 335.097 356.615 372.491 389.883 400.75 Численность нас., млн. чел. 7.491 7.641 7.794 7.949 8.108 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.01 -0.133 -0.153 -0.156 -0.153 Центр. — афр. республика ВВП (ППС), млрд. $ 2.7 2.894 3.087 3.222 3.351 ВВП (ППС) на душу нас., $ 657.923 691.342 722.99 739.882 754.367 Численность нас., млн. чел. 4.104 4.186 4.27 4.355 4.442 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.088 -0.044 -0.106 -0.197 -0.189 Чад ВВП (ППС), млрд. $ 14.894 15.403 15.873 16.18 16.695 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,648.435 1,663.140 1,672.079 1,662.830 1,673.995 Численность нас., млн. чел. 9.035 9.261 9.493 9.73 9.973 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.14 -0.568 -0.745 -1.024 -1.448 Коморские острова ВВП (ППС), млрд. $ 0.677 0.708 0.731 0.754 0.774 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,104.801 1,131.197 1,145.258 1,156.831 1,162.570 Численность нас., млн. чел. 0.613 0.626 0.639 0.652 0.666 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.028 -0.024 -0.031 -0.06 -0.042 Демократическая Республика Конго ВВП (ППС), млрд. $ 16.052 17.501 19.128 20.738 21.623 ВВП (ППС) на душу нас., $ 278.926 295.243 313.3 329.782 333.839 Численность нас., млн. чел. 57.549 59.275 61.053 62.885 64.772 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.753 -0.183 -0.153 -1.78 -1.627 Джибути ВВП (ППС), млрд. $ 1.487 1.61 1.74 1.88 2.006 ВВП (ППС) на душу нас., $ 2,041.720 2,155.883 2,273.347 2,396.308 2,495.516 Численность нас., млн. чел. 0.728 0.747 0.765 0.784 0.804 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.023 -0.113 -0.217 -0.385 -0.186 Экваториальная Гвинея ВВП (ППС), млрд. $ 15.08 15.767 19.697 22.389 21.501 ВВП (ППС) на душу нас., $ 13,251.831 13,465.365 16,346.853 18,058.055 16,852.806 Численность нас., млн. чел. 1.138 1.171 1.205 1.24 1.276 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.511 0.679 0.542 1.836 -0.591 Эритрея ВВП (ППС), млрд. $ 3.405 3.482 3.629 3.743 3.813 ВВП (ППС) на душу нас., $ 773.732 742.164 748.232 747.671 738.618 Численность нас., млн. чел. 4.401 4.692 4.851 5.006 5.162 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.004 -0.043 -0.009 0.012 -0.062 Эфиопия ВВП (ППС), млрд. $ 47.237 54.403 62.381 71.111 77.605 ВВП (ППС) на душу нас., $ 646.85 724.694 808.326 898.103 955.286 Численность нас., млн. чел. 73.026 75.071 77.173 79.179 81.238 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.773 -1.386 -0.871 -1.491 -1.885 Гамбия ВВП (ППС), млрд. $ 1.744 1.918 2.098 2.274 2.391 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,155.526 1,239.057 1,320.559 1,395.003 1,430.053 Численность нас., млн. чел. 1.509 1.548 1.589 1.63 1.672 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.093 -0.074 -0.087 -0.135 -0.124 Гвинея ВВП (ППС), млрд. $ 8.778 9.29 9.724 10.422 10.585 ВВП (ППС) на душу нас., $ 939.733 963.286 976.584 1,013.930 997.566 Численность нас., млн. чел. 9.341 9.645 9.958 10.279 10.611 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.013 -0.064 -0.367 -0.541 -0.076 Гвинея-Бисау ВВП (ППС), млрд. $ 0.733 0.761 0.804 0.848 0.878 ВВП (ППС) на душу нас., $ 458.849 462.393 474.34 486.308 488.915 Численность нас., млн. чел. 1.597 1.646 1.695 1.745 1.796 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.001 -0.032 0.036 -0.015 -0.013 Лесото ВВП (ППС), млрд. $ 2.507 2.799 3.025 3.198 3.215 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,079.930 1,183.813 1,256.429 1,304.502 1,288.206 Численность нас., млн. чел. 2.322 2.364 2.407 2.451 2.496 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.104 0.066 0.213 -0.065 -0.245 Либерия ВВП (ППС), млрд. $ 1.073 1.194 1.344 1.471 1.566 ВВП (ППС) на душу нас., $ 311.734 333.647 358.43 373.096 378.921 Численность нас., млн. чел. 3.442 3.579 3.75 3.942 4.134 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.203 -0.084 -0.208 -0.22 -0.363 Мадагаскар ВВП (ППС), млрд. $ 15.537 16.849 18.413 20.135 20.363 ВВП (ППС) на душу нас., $ 833.419 879.427 935.46 996.032 981.148 Численность нас., млн. чел. 18.643 19.159 19.683 20.215 20.754 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.55 -0.484 -1.069 -2.292 -1.677 Малави ВВП (ППС), млрд. $ 8.268 9.114 10.186 11.412 12.271 ВВП (ППС) на душу нас., $ 642.843 694.569 760.913 835.715 880.883 Численность нас., млн. чел. 12.862 13.122 13.386 13.656 13.931 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.322 -0.225 -0.058 -0.331 -0.2 Мали ВВП (ППС), млрд. $ 12.053 13.099 14.054 15.084 15.947 ВВП (ППС) на душу нас., $ 965.903 1,026.147 1,076.147 1,129.083 1,166.840 Численность нас., млн. чел. 12.479 12.766 13.059 13.36 13.667 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.473 -0.255 -0.558 -0.733 -0.64 Мавритания ВВП (ППС), млрд. $ 4.991 5.743 5.968 6.232 6.477 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,767.389 1,986.151 2,015.549 2,055.171 2,086.094 Численность нас., млн. чел. 2.824 2.892 2.961 3.032 3.105 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.877 -0.036 -0.321 -0.497 -0.293 Мозамбик ВВП (ППС), млрд. $ 13.906 15.606 17.18 18.74 19.851 ВВП (ППС) на душу нас., $ 711.282 782.569 844.61 903.247 938.018 Численность нас., млн. чел. 19.551 19.942 20.34 20.747 21.162 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.703 -0.6 -0.984 -1.165 -1.17 Нигер ВВП (ППС), млрд. $ 7.84 8.565 9.101 10.18 10.446 ВВП (ППС) на душу нас., $ 624.183 661.434 681.696 739.594 736.055 Численность нас., млн. чел. 12.56 12.949 13.351 13.765 14.191 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.301 -0.313 -0.333 -0.714 -1.127 Руанда ВВП (ППС), млрд. $ 7.159 7.931 8.806 10.004 10.697 ВВП (ППС) на душу нас., $ 792.146 862.04 937.481 1,043.117 1,092.419 Численность нас., млн. чел. 9.038 9.2 9.394 9.591 9.792 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.055 -0.134 -0.083 -0.244 -0.343 Сан-Томе и Принсипи ВВП (ППС), млрд. $ 0.216 0.238 0.26 0.281 0.296 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,416.488 1,535.073 1,647.108 1,751.674 1,820.810 Численность нас., млн. чел. 0.153 0.155 0.158 0.16 0.163 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.012 -0.036 -0.044 -0.051 -0.059 Сенегал ВВП (ППС), млрд. $ 18.251 19.305 20.801 21.773 22.455 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,565.479 1,617.107 1,701.479 1,739.246 1,751.623 Численность нас., млн. чел. 11.658 11.938 12.225 12.519 12.82 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.675 -0.887 -1.334 -1.645 -1.474 Сьерра-Леоне ВВП (ППС), млрд. $ 3.334 3.619 3.962 4.268 4.509 ВВП (ППС) на душу нас., $ 611.742 647.168 690.627 724.984 746.587 Численность нас., млн. чел. 5.45 5.592 5.737 5.887 6.04 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.086 -0.049 -0.057 -0.176 -0.187 Судан ВВП (ППС), млрд. $ 61.955 71.196 80.677 88.037 92.958 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,755.109 1,965.761 2,171.092 2,309.133 2,376.426 Численность нас., млн. чел. 35.3 36.218 37.159 38.126 39.117 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -3.035 -5.54 -5.812 -5.216 -6.091 Того ВВП (ППС), млрд. $ 4.626 4.965 5.207 5.376 5.59 ВВП (ППС) на душу нас., $ 752.816 788.01 805.862 811.545 822.946 Численность нас., млн. чел. 6.145 6.301 6.461 6.625 6.793 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.165 -0.063 -0.099 -0.192 -0.19 Уганда ВВП (ППС), млрд. $ 25.863 29.586 32.993 36.745 39.924 ВВП (ППС) на душу нас., $ 897.528 991.035 1,066.752 1,146.799 1, 202.692 Численность нас., млн. чел. 28.816 29.854 30.928 32.042 33.195 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.13 -0.335 -0.367 -0.469 -0.868 Замбия ВВП (ППС), млрд. $ 13.44 14.746 16.117 17.409 18.482 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,159.170 1,241.922 1,398.581 1,482.207 1,544.007 Численность нас., млн. чел. 11.595 11.873 11.524 11.745 11.97 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.606 0.128 -0.755 -1.054 -0.484
Страны АзииСтрана Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 Афганистан ВВП (ППС), млрд. $ 15.721 17.561 20.249 21.388 25.123 ВВП (ППС) на душу нас., $ 611.902 657.86 738.833 760.085 869.58 Численность нас., млн. чел. 25.693 26.695 27.407 28.139 28.89 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.163 -0.379 0.083 -0.192 -0.125 Бангладеш ВВП (ППС), млрд. $ 173.643 190.999 208.876 226.205 242.183 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,134.018 1,224.708 1,315.011 1,398.516 1,470.388 Численность нас., млн. чел. 153.122 155.955 158.84 161.747 164.707 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.008 0.764 0.814 1.621 1.98 Бутан ВВП (ППС), млрд. $ 2.317 2.544 3.176 3.49 3.846 ВВП (ППС) на душу нас., $ 3,639.111 3,953.962 4,885.008 5,312.378 5,792.565 Численность нас., млн. чел. 0.637 0.643 0.65 0.657 0.664 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.137 0.051 0.099 0.008 -0.046 Камбоджа ВВП (ППС), млрд. $ 20.143 23.04 26.118 28.461 28.137 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,456.700 1,626.757 1,949.115 2,082.326 2,018.243 Численность нас., млн. чел. 13.828 14.163 13.4 13.668 13.941 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.24 -0.047 -0.231 -1.247 -0.604 Кирибати ВВП (ППС), млрд. $ 0.529 0.564 0.577 0.609 0.628 ВВП (ППС) на душу нас., $ 5,640.494 5,892.743 5,912.909 6,122.109 6,310.841 Численность нас., млн. чел. 0.094 0.096 0.098 0.1 0.1 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.02 -0.003 -0.001 -0.001 -0.004 Лаосская Народная Демократическая Республика ВВП (ППС), млрд. $ 9.828 10.996 12.154 13.31 14.138 ВВП (ППС) на душу нас., $ 1,663.572 1,824.840 1,979.478 2,127.341 2,217.411 Численность нас., млн. чел. 5.908 6.026 6.14 6.257 6.376 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.492 -0.367 -0.66 -0.887 -0.884 Мальдивские острова ВВП (ППС), млрд. $ 1.18 1.437 1.585 1.713 1.67 ВВП (ППС) на душу нас., $ 3,524.241 4,166.090 4,594.840 4,966.866 4,841.558 Численность нас., млн. чел. 0.335 0.345 0.345 0.345 0.345 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.273 -0.302 -0.438 -0.651 -0.39 Мьянма ВВП (ППС), млрд. $ 47.593 55.569 63.982 67.963 71.965 ВВП (ППС) на душу нас., $ 859.211 983.441 1,110.015 1,155.842 1, 199.781 Численность нас., млн. чел. 55.392 56.505 57.641 58.799 59.981 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.444 1.032 1.803 1.054 0.394 Непал ВВП (ППС), млрд. $ 26.022 27.868 29.581 31.634 33.41 ВВП (ППС) на душу нас., $ 969.135 1,027.867 1,080.531 1,144.344 1, 196.948 Численность нас., млн. чел. 26.85 27.112 27.377 27.643 27.913 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.161 0.197 0.049 0.385 0.552 Самоа ВВП (ППС), млрд. $ 0.916 0.967 1.017 1.088 1.044 ВВП (ППС) на душу нас., $ 4,996.463 5, 194.794 5,380.393 5,673.992 5,445.536 Численность нас., млн. чел. 0.183 0.186 0.189 0.192 0.192 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.039 -0.05 -0.083 -0.031 -0.012 Соломоновы острова ВВП (ППС), млрд. $ 1.111 1.226 1.396 1.525 1.555 ВВП (ППС) на душу нас., $ 2,309.294 2,479.617 2,746.628 2,917.185 2,893.508 Численность нас., млн. чел. 0.481 0.495 0.508 0.523 0.537 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.029 -0.029 -0.067 -0.12 -0.074 Тимор-Леште ВВП (ППС), млрд. $ 2.018 1.963 2.189 2.522 2.745 ВВП (ППС) на душу нас., $ 2,044.244 1,934.048 2,102.965 2,368.389 2,525.653 Численность нас., млн. чел. 0.987 1.015 1.041 1.065 1.087 Сальдо внешней торговли, млрд. $ 0.26 0.54 1.177 2.038 0.397 Вануату ВВП (ППС), млрд. $ 0.752 0.834 0.917 0.998 1.044 ВВП (ППС) на душу нас., $ 3,461.502 3,741.477 4,006.162 4,251.269 4,334.403 Численность нас., млн. чел. 0.217 0.223 0.229 0.235 0.241 Сальдо внешней торговли, млрд. $ -0.027 -0.017 -0.03 -0.036 -0.029


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Олигофрении
Реферат Первоначальные навыки хорового пения у детей младшего школьного возраста на уроках музыки
Реферат Ати властивості, структуру, форми вияву тощо будь-якого процесу, явища, не з'ясувавши попередньо його сутність, природу з урахуванням конкретних історичних умов
Реферат Китайская Народная Республика 2
Реферат Международная экономическая Интеграция на примере НАФТА
Реферат 1. Место психологии религии в системе наук
Реферат 910-е
Реферат Т.Гарди, "Тэсс из рода д'Эрбервиллей" (героиня, конфликт, композиция)
Реферат Бизнес-план агентства по организации и проведению свадебных торжеств ООО Wedding Plannerquo
Реферат Monkey
Реферат Методологическое и логическое основания применения системно-философского подхода к изучению конкретных систем различной природы
Реферат Китайская Народная Республика - Латинская Америка в современной мировой политике
Реферат Программируемый таймер установки для подводного вытяжения позвоночника
Реферат Разработка телекоммуникационной системы для поддержки научно-исследовательской деятельности ИО
Реферат Методы взаимодействия с активным агентом обучающей среды