Реферат по предмету "Международные отношения"


Место и роль ислама в конституции Турецкой республики

Местои роль ислама в конституции Турецкой республики
Развал Османскойимперии, потерпевшей поражение в Первой мировой войне, оккупация значительнойчасти Анатолии войсками стран Антанты, готовивших раздел ее на сферы влияния,особенно греческая интервенция в Анатолии вызвали сопротивление национальныхсил Турции. Влиятельный в империи генерал Мустафа Кемаль паша и его соратникивстали на путь объединения действовавших против оккупантов партизанскихотрядов, обществ защиты национальных прав, всех сил сопротивления оккупантам. Сэтой целью во многих районах проводились конгрессы национальных сил. 28 июля –6 августа 1919 г. в Эрзуруме проходил конгресс, создавший объединенное Обществозащиты национальных прав восточных вилайетов. Был создан во главе с КемалемПредставительный комитет – временное правительство на территории новой Турции,исключая оккупированные иностранцами районы.
На Конгрессенациональных сил в Сивасе 4–12 сентября 1919 г. было создано Общество защитыправ Анатолии и Румелии, было образовано временное правительство уже всейтерритории новой Турции – Представительный комитет во главе с Мустафой Кемалем,был разработан Национальный Обет – программа борьбы за независимость страны, засохранение турецких земель в границах Мудросского перемирия, заключенного междудержавами Антанты и Османской империей 30 октября 1918 г.1 Однакоосуществление Национального Обета было нереальным без вооруженной борьбытурецкого народа против иностранной интервенции. В марте 1920 г. оккупировавшиеСтамбул англичане разогнали Османский парламент.
23 апреля 1920 г. вАнкаре был созван под руководством Кемаля новый турецкий парламент – Великоенациональное собрание Турции (ВНСТ), ставшее во главе борьбы за национальнуюнезависимость. В то время врагами была оккупирована значительная часть Турции.Особенно интенсивно осуществлялась греческая интервенция, обусловленнаярешением Антанты. О непоколебимой решимости Кемаля и его соратников, обуверенности в победе над врагами свидетельствует их решение укрепитьюридически, в том числе на международной арене, существование новой Турции. 20 января1921 г. ВНСТ приняло Закон об основах организации (первая конституция новойТурции), который готовился, когда шли военные действия2. ПринятиеКонституции 1921 г. было направлено на обеспечение единства народа в тяжелыхусловиях военного времени. Это было особенно важно, так как Конституция 1921 г.утверждала существование и определяла характер государства, несмотря на то, чтоона принималась между двумя определявшими обстановку сражениями с греками (9–10января и 31 марта–1апреля) при местечке Иненю. Обстановка осложнялась ивнутренними восстаниями против национальных сил.
С принятием Закона обосновах организации «родилось новое турецкое государство… Отныне не могло бытьвозрождения султаната»3.
Основной тезисКонституции 1921 г. заключался в Ст. 1: «Власть безусловно принадлежит нации»…В статье 7 говорилось об исламе: «Такие права, как осуществление постановлений,касающихся религии, опубликование всех законов, их изменение и отмена,заключение мира и договоров… принадлежат ВНС.
При выработке законовСобрание руководствуется положениями религиозного права и юридическиминормами, наиболее соответствующими требованиям времени, правам и обычаям…»4.В Турции это расценивали как соблюдение ВНСТ предписаний шариата5.
Кемаль считал, чтоупоминание предписаний шариата в Конституции 1921 г. было уступкой религиозными консервативным кругам в сложной обстановке, определявшейся не только военнымидействиями, но и внутренними разногласиями. Вместе с тем сложностьвнутриполитических противоречий уже после победы над интервентами, влияниеклерикальных кругов, популярных в стране, сказались и в Законе об основахорганизации (Конституции) 1924 г. Вспоминая об этом в 1927 г., Кемаль говорил,что упоминания норм шариата «не соответствуют современному характеру нового Турецкогогосударства и нашему республиканскому режиму – это уступки, которые в то времяреволюция и республика не сочли опасными. Нация должна при первом удобномслучае устранить их из «Закона об основах организации».
После побед на фронтахнационально-освободительной войны в Турции были приняты меры по укреплениюгосударственного строя. Среди них главными были устранение султаната ихалифата. 1 ноября 1922 г. было принято Постановление ВНСТ о разделенииХалифата и султаната, о ликвидации султаната; 18 ноября ВНСТ низложило халифаВахдеттина и избрало халифом Абдулмеджита.
Эти меры былинеобходимы для решительного шага – провозглашения Турецкой республики. Она былапровозглашена ВНСТ 29 октября 1923 г. И сразу же ее президентом единогласно былизбран Мустафа Кемаль. И все же, вопреки позиции Кемаля, оппозиция отыгралась впарламентской комиссии (по «Основам организации»), которая «втиснула во 2-юстатью Конституции 1921 г.: «религия Турецкого государства – ислам, официальныйязык – турецкий», чем причинила ущерб делу лаицизма»6. Эта статьябыла уступкой консервативным членам ВНСТ, но уступкой кратковременной.Предстояли весьма кардинальные меры в области государственного строительства.
Кемаль считал, чтореформы, осуществлявшиеся в 20-х гг., должны были «освободить турок от темногопрошлого, способствовать прогрессивному развитию страны».
После провозглашенияРеспублики встал вопрос о новой конституции. Но до ее принятия необходимо былоустранить формальные аспекты влияния шариата. С этой целью в марте и апреле 1924г. ВНСТ был принят ряд законов, в том числе: 3 марта – об упраздненииХалифата и низложении Халифа, о высылке членов османской династии из Турции илишении их гражданства7, чем был сделан самый важный шаг на пути клаицистскому государству8; об упразднении министерства по деламшариата и вакуфов в этом законе говорилось, что право применения религиозныхнорм принадлежит ВНСТ и правительству, что для проведения в жизнь предписаниймусульманской религии учреждается Управление по делам культов при Совете министров9;об унификации просвещения – по этому закону министерству просвещенияпередавались все научные, образовательные учреждения, все медресе и школы,ранее относившиеся к министерству по делам шариата и вакуфов, в том числе ичастные10. Законом о просвещении обеспечивался переход к лаицистскойсистеме образования11. 8 апреля 1924 г. были упразднены шариатскиесуды. В Законе говорилось о компетенции действующих «мировых, основных,уголовных судов» и об упразднении палаты по делам шариата при кассационном суде12.
20 апреля 1924 г. ВНСТприняло новый Закон об основах организации (Конституция), которым был закрепленреспубликанский строй в Турции. В статье 1 Закона говорилось: «Турецкоегосударство – Республика». В ст. 102 подчеркивалось, что это положение(Республика) не может быть изменено и не может предлагаться к пересмотру13.
Некоторые статьиКонституции 1924 г. отводятся исламу: Статья 2 – «Религия государства – ислам.Официальный язык – турецкий. Столица – город Анкара»14. И на этотраз статья об исламе была уступкой консервативным членам меджлиса, как было сдополнением к Конституции 1921 г.15 В Законе об основах организации1924 г. были и другие статьи, связанные с религиозными прерогативами.Предусматривалась основанная на шариате форма присяги депутатов ВНСТ (статья16) и президента страны (статья 38). Упоминались предписания Аллаха. В статье26 говорилось: «Ведению Великого Национального Собрания подлежитнепосредственное проведение в жизнь постановлений шариата…». К этому относится,в частности, совершение намаза во время перерыва в работе, что моглоосуществляться и в Меджлисе16. Особенностью Конституции былоположение, что «никто не может преследоваться за религию… всякие религиозныеобряды могут совершаться свободно, если они не противоречат общественномуспокойствию, общепринятым правилам и законам». Оценивая внутреннюю политикуТурции времени принятия Конституции 1924 г., биограф Кемаля Ататюрка пришел квыводу: «Действительно, государство еще не было лаицистским. Но оно двигалось клаицизму»17.
После принятия Законаоб основах организации 1924 г. в стране стали приниматься новые меры поевропеизации. Мустафа Кемаль в августе 1925 г. начал активную кампанию запереход от мусульманской фески к европейскому головному убору. Он стал ездитьпо стране со шляпой и растолковывать необходимость отказа от фески. 25 ноября1925 г. ВНСТ был принят, а 28 вошел в силу закон о введении обязательногоношения европейского головного убора и о запрещении фески18. Этареформа, как и другие, проводилась решительно, выступления, демонстрациипротивников ее преследовались, было немало судебных процессов, выносились исмертные приговоры.
Этим мерампредшествовало решение Совета Министров 2 сентября о закрытии текке, завийе итюрбе, об одежде исполняющих религиозные обязанности и о головных уборах.
ВНСТ приняло 30 ноября1925 г. Закон о закрытии всех текке, завийе (дервишских монастырей) и тюрбе(мавзолеев), о запрещении выполнения обязанностей охранителей мавзолеев.Запрещены были также религиозные ордена, звания шейха, дервиша, деде, мюрида,халифа и др., запрещена была присущая им одежда.
Турция продолжалареформы в жизни страны, опираясь на европейские традиции. 26 декабря 1925 г.решением ВНСТ были введены европейские летоисчисление и времяисчисление. Средиважнейших мер ВНСТ было принятие 17 февраля 1926 г. гражданского кодекса (попримеру швейцарского) вместо шариатского и 1 марта – уголовного кодекса (попримеру итальянского).
В начале апреля 1928 г.ВНСТ рассматривало ряд поправок в Конституцию 1924 г., что было направлено навнедрение основ лаицизма. Большая группа депутатов внесла предложение изменитьстатьи Конституции, связанные с религией. Они писали в записке в Меджлис:«Принципу отделения религии от государства не нужно придавать смысл безбожия.Разделение религиозных и государственных дел образует гарантию того, чторелигия не будет оружием в руках тех, кто управляет или кому пришлось быуправлять»19.
10 апреля 1928 г.депутаты ВНСТ единогласно приняли следующие поправки к Конституции: из статьи 2было изъято положение: «религия государства – ислам»; в статьях 16 и 38 былаизменена присяга депутатов и Президента республики с шариатской награжданскую. Из статьи 26 был исключен пункт, в котором говорилось, чтоВНСТ проводит в жизнь предписания шариата20. Турецкиеисторики отмечают, что Турция обеспечила этим вхождение в число лаицистскихсовременных стран21.
Среди реформ, имевшихцелью приобщение Турции к современной культуре и просвещению, важное местозанимала реформа алфавита. ВНСТ приняло 1 ноября 1928 г. постановление овведении нового турецкого алфавита (латинского вместо арабского). Этой реформеКемаль придавал столь большое значение, что сам проводил показательные уроки поновому алфавиту. Она способствовала подъему грамотности населения, «отходу оттемного прошлого».
В стране продолжалисьреформы с целью снижения влияния ислама. К ним относится закон ВНСТ 3 декабря1934 г. о запрете служителям всех культов ношения духовной одежды вне церковнойслужбы22. 26 ноября 1934 г. ВНСТ приняло закон об упразднениититулов, званий, как-то эфенди, бей, паша и др.
Страна былаподготовлена к официальному принятию принципа лаицизма, о которомМустафа Кемаль говорил ранее, в частности в его «Речи» в 1927 г. В принятой в1931 г. программе правившей Народно-республиканской партии в качестве основыразвития Турции были изложены 6 принципов: республиканизм, национализм,народность, этатизм, лаицизм, революционность.
5 февраля 1937 г. вЗакон об основах организации (Конституции) 1924 г. было внесено дополнение, врезультате чего статья 2 была приведена в соответствие с задачами страны:«Турецкое государство республиканское, националистическое, народническое,этатистское, лаицистское, революционное. Официальный язык – турецкий.Столица – Анкара»23.
«Эти изменения 1937 г.заложили основные черты государства», отмечают турецкие историки. Во времяперехода к многопартийной системе в 1945 г. в Конституцию изменения невносились.
На страже основныхпринципов конституционного строя Турции стоит армия, офицерство которойтрадиционно и непреклонно хранит кемалистские республиканские принципы.С 20-х годов двадцатого столетия армия является защитником и гарантомосуществления лаицизма, как одной из основ Республики. Важно, что подготовкаармии не ограничивается учебными заведениями самой Турции. Осуществляется она ина Западе, а с середины 20-го века особенно в США. В «Известиях» отмечалось:«Турция, самая цивилизованная страна того (мусульманского) мира, держится наконтроле армии – офицеров, поголовно закончивших Вест-Поинт»24.
Армия принималарешительные меры, когда в стране обострялась внутриполитическая борьба,дестабилизировалась обстановка из-за разгула терроризма крайне правых и крайнелевых организаций, из-за сепаратизма, а также когда правящие политическиепартии способствовали развитию влияния ислама, поощряя массовое строительствомечетей, религиозное образование, принимали другие меры с целью обеспеченияподдержки широких слоев мусульман на выборах. К этим мерам широко прибегалаДемократическая партия, пришедшая к власти в середине 1950 г., 27 мая 1960г. она была отстранена от власти в результате вмешательства армии. Армияспособствовала роспуску партий, в том числе происламских, деятельность которыхвыходила за рамки конституционных принципов.
Вмешательство армииприводило к смене руководства страны также в 1971 и 1982 г.
После военногопереворота 1960 г. в Турции в 1961 г. была принята новая Конституция. В ней,как и в предыдущей, отмечался лаицистский характер государства. В главе2 говорилось: «Турецкая Республика – националистическое, демократическое, светскоеи социальное государство…»25. В конституции подчеркивалсяпринцип отделения церкви от государства, в статье 19 говорилось о запретеотдельным личностям или партиям использовать религию в политических целях:«Никому не может быть разрешено эксплуатировать религию или злоупотреблять еюдля даже частичного установления фундаментального социального, экономического,политического или правового порядка в стране на религиозных догмах»26.Предусматривались жесткие санкции в отношении индивидуумов и политическихпартий, нарушающих Конституцию.
Конституция исоответствующие законы использовались для запрета партий, обвинявшихся внарушении принципа лаицизма. Партии подлежали роспуску по решениюКонституционного суда.
В 1971 г. была запрещенаисламистская Партия национального порядка по обвинению в нарушении принципалаицизма как одного из основных положений Конституции.
Ее заменила Партиянационального спасения (ПНС), созданная в 1972 г. Ее популярность быстро росла,чему способствовало тяжелое экономическое состояние страны.
12 сентября 1980 г. вТурции произошел военный переворот. Предпосылкой его было чрезвычайноеосложнение обстановки в стране из-за резкого обострения внутриполитическойборьбы, особенно разгула политического террора и правых и левыхтеррористических организаций, неэффективности государственного руководства.
В результате переворотабыл распущен парламент, запрещены все политические партии, подверглисьпреследованию и экстремистские, и демократические силы. Лидерам политическихпартий и депутатам ВНСТ на длительные сроки была запрещена политическаядеятельность. Власть в стране перешла в руки сформированного военными Советанациональной безопасности.
Под наблюдением военныхКонсультативным меджлисом была разработана ныне действующая КонституцияТурецкой Республики 1982 г., принятая в результате референдума 7 ноября. В нейподобно тому, что имелось в двух предыдущих, важна специальная статья 4 о«неизменных постановлениях», в которой говорится о том, что не могут быть изменены,а также не могут вноситься предложения об изменении статей: 1-й –Турецкое государство – республика; 2-й – Турецкая Республика являетсядемократическим лаицистским и социально-правовым государством…, исповедующимнационализм Ататюрка…; 3-й – Турецкое государство, страна и нация – единоецелое. Его язык – турецкий…*27.
В конституции нашлоотражение беспокойство усилением влияния исламистских кругов. Уже в ПреамбулеКонституции раскрываются включенные еще в 1937 г. в Закон об основах организации(конституцию) 1924 г. 6 основных принципов развития общества, говорится, чтоникакие взгляды и соображения, в том числе религиозные верования, немогут противопоставляться турецким национальным интересам…, принцип лаицизма неможет допускать вмешательства священных религиозных чувств в государственныедела и политику**28.На лаицистский характер государства указывается и в ряде статей и, естественно,во 2-й статье Конституции. Что касается религии, то в Конституции признаетсяправо граждан на свободу совести, религиозной веры и убеждений. Но особоевнимание отводится запрету на вмешательство религии в дела государства.
По сравнению спредыдущей Конституцией нынешняя в большей мере детализирует все сферыгосударственной жизни, в которые вмешательство религии не допускается. В статье24 говорится: «Никому не может быть разрешено эксплуатировать религиюили злоупотреблять ею или религиозными чувствами или тем, что освященорелигией, любым образом для целей личного или политического влияния или дляустановления, даже частичного, фундаментального социального,экономического, политического или правового порядка в стране на религиозныхдогмах»29.
Таким образом, в Турциичетко запрещается использование религии в целях изменения государственногостроя*.После принятия Конституции в 1983 г. было разрешено создание политическихпартий, что осуществлялось путем воссоздания партий, бывших до военногопереворота, в том числе происламских.
Положения Конституции,запрещающие антилаицистскую антигосударственную деятельность, и законы,принимавшиеся в развитие соответствующих положений Конституции, использовалисьдля прекращения деятельности исламистских партий, нарушавших лаицистскийфундамент государственного устройства Турции, провозглашавших прямо иликосвенно цель – установление в Турции правления на основе шариата.Конституционный суд (статья 149 Конституции) по предложению Совета национальнойбезопасности (статья 118), в котором определяющую роль играют военные, запрещалпроисламские партии за деятельность, противоречащую Конституции.
В апреле 1983 г. быласоздана происламская Партия благоденствия (ПБ). Она заменила, по существу, ПНСи выступала за «сохранение исламских ценностей». ПБ считала, что лаицизм непротиворечит свободе совести и религии. Однако она по-своему понимала свободусовести и религии. Ее политика выходила за рамки конституционного определения.Одним из средств укрепления ее позиций было обращение к религиозномуобразованию в обычных учебных заведениях. На парламентских выборах 1991 г. ПБдобилась значительного успеха, получив 16,8% голосов избирателей. А на выборах1995 г. ПБ получила уже наибольшее число голосов – 21,3%. Такой успех ПБобъяснялся рядом факторов: возросшим влиянием в стране исламистов, к тому жеисповедовавших национализм, острым социально-экономическим кризисом, ростомбезработицы, очень высокой инфляцией. Перед выборами 1995 г. генеральныйпредседатель ПБ Н.Эрбакан во имя привлечения голосов исповедующей ислам подавляющейчасти населения страны выступил против статей 2 и 24 Конституции, в которыхговорится о светском характере государства и о запрете использования религии вантигосударственных целях. После выборов, произнося присягу, он вынужден былсказать, что Турция – светское государство. Политика ПБ и ее представителей вобразованном в 1996 г. коалиционном правительстве свидетельствовала о том, чтопартия считала ее основой «сохранение исламских ценностей», что находилоотражение в ее деятельности.
Лидер ПБ Н.Эрбакан,занявший на 2 года пост премьер-министра, отдавал предпочтение происламскомукурсу во внешней и внутренней политике, хотя в программе правительства,отразившей позиции других парламентских партий, говорилось о сохранении курсана вступление Турции в Европейский союз, о светском характере страны, оверности военно-политическим союзам.
В феврале 1997 г. Советнациональной безопасности призвал к «обузданию» исламистов. В январе 1998 г.Конституционный суд запретил ПБ по обвинению в том, что она намерена ввестиисламское правление в стране.
Премьер-министр, лидерПБ Н.Эрбакан и четыре его соратника были обвинены в «попытке свергнутьконституционное правительство и заменить его режимом, основанным на религиозныхпринципах». Эрбакану и ряду парламентариев политическая деятельность былазапрещена на пять лет.
В декабре 1997 г. быласоздана происламская Партия добродетели (ПД), которая была в сущностипреемницей ПБ. Она удачно участвовала в парламентских выборах 1999 г. – набрала15,5% голосов. ПД заменила лозунг прежних происламских партий относительно«исламской миссии» на современные понятия, отражавшие состояние общества:демократия, гуманитарные права, свобода личности. Однако в позиции и поведенииПД наблюдались фундаменталистские традиции. В июне 2001 г. НачальникГенерального штаба Турции выразил беспокойство в связи с угрозой, которуюпредставляет собой политический ислам для лаицистской демократии в Турции, а 23июня было сообщено, что Конституционный суд запретил ПД за исламистскуюдеятельность, за подрыв лаицистского строя в стране30.
Лидеры пришедшей квласти в 2002 г. происламской умеренной Партии справедливости и развития (ПСР)в отличие от своих предшественников заявляли о том, что партия не ставит подсомнение лаицистский характер государства. Лидер ПСР Эрдоган после победы егопартии на выборах даже заявил, что его партия не основана на религии. ВПрограмме Правительства ПСР подчеркивается уважение к Кемалю Ататюрку,отмечается его роль в становлении Республики. Она начинается словами: «Во всехнаших усилиях основой будет цель достижения уровня современной цивилизации, начто обращал внимание основатель нашей Республики великий вождь Мустафа КемальАтатюрк»31.
Что касается сохранениялаицистского характера государства, то гарантом этого по-прежнему являетсяармия. В мае 2003 г. начальник генерального штаба Турции генерал ХильмиÖзкöк заявил, что правительство привлекает на ответственные постыисламистов, и предупредил, что возможно вмешательство военных, защитниковлаицистских принципов32. В марте 2004 г. Второй начальникГенерального штаба Турции генерал армии Илькер Башбуг, находясь в США, сказал,что Турция – «лаицистское, демократическое, социальное и правовое государство,как оно характеризуется во 2-й главе Конституции… Лаицистское государство игосударство умеренного ислама не могут существовать одновременно. Какой быласоздана Турция, такой она и будет»33. Это прозвучало, какпредупреждение и совет властям сохранять принципы лаицизма.
ПСР, имеющаяопределяющие позиции в ВНСТ, стала вносить поправки в Конституцию. Предпосылкойпри этом была необходимость гармонизировать ряд статей Конституции с условиямивступления Турции в ЕС, осуществление чего нынешние руководители страны приняликак задачу, унаследованную от предыдущих правительств, в течение десятилетийготовивших страну к ее решению.
Естественно, поправки,вносившиеся в Конституцию, не касались принципов государственного устройствастраны, которые по статье 4 Конституции о «неизменных постановлениях»неприкосновенны.
Первая поправка, принятаясразу после парламентских выборов 2002 г., имела особое предназначение. Онабыла внесена в статью 76 Конституции, в которой говорится о том, кто не можетбыть избран депутатом ВНСТ. В их числе те, кто имел судимость за различныепреступления, в том числе, за участие в идеологических и анархическихвыступлениях либо за подстрекательство и поощрение к таким действиям, даже еслиэти лица были амнистированы. Это положение было изъято из статьи 76Конституции. Поправка была принята для того, чтобы Эрдоган мог бы участвовать вдовыборах. В выборах 2002 г. он не мог участвовать, так как был осужден в 1998г. на 10 месяцев по обвинению в подстрекательстве к религиозной нетерпимости.
Реджеп Эрдоган былизбран депутатом ВНСТ. Но существо дела не в этом, а в том, что из Конституциибыло изъято положение, препятствовавшее разгулу подстрекательства канархическим, идеологическим, антиконституционным выступлениям. В такойситуации возможны антилаицистские выступления, пресечение которых безвмешательства армии проблематично. Президент Ахмет Сезер накладывал вето назаконопроект. Однако ВНСТ преодолело вето президента.
Под давлениемобстоятельств, связанных с требованиями ЕС, приняты поправки в Конституции,которые относятся главным образом к правам человека. Среди принятых в 2004 г.поправка (к статье 10), впервые признавшая равенство прав мужчин и женщин. Встатью добавлена фраза: «Мужчины и женщины имеют равные права. Государствообязуется гарантировать эти права». Значение ее трудно переоценить, хотяреальное осуществление прав женщин в Турции – дело не близкого будущего.
Были приняты поправки(статьи 15, 17, 87), в которых речь идет об отмене смертной казни, чтотребуется в ЕС. В статью 90 внесено весьма важное для Турции положение опреимуществе международных соглашений по правам человека перед национальнымизаконами. Эта поправка уместна, так как с правами человека в Турции большиепроблемы.
В поправке к статье131, где речь идет о формировании Совета по высшему образованию, исключеноучастие в этом руководства Генерального штаба, что является предметомразногласий между военными и правящей ПСР.
Из Конституции былаисключена ст. 143, в соответствии с которой создавались судыгосударственной безопасности. Функции этих судов заключались в рассмотрениидел, «связанных с преступлениями… против… единства государства и нации, …демократического строя и республики, … затрагивающих внутреннюю и внешнююбезопасность государства».
Суды государственнойбезопасности рассматривали временами преступления, которые должны были бы рассматриватьсяобычными судами, и использовались для преследования оппозиции. Их функции былипереданы судам по уголовным преступлениям, которые также могут бытьиспользованы против оппозиции. Эта поправка не означает ослабленияпреследования за преступления против интересов государства и нации ибезопасности страны. Но ее принятие отвечает требованиям ЕС.
За время нахождения увласти ПСР внесла в Конституцию большое число поправок, однако, что касаетсярелигии, то лишь возникли дискуссии между правительством, с одной стороны, иГенеральным штабом и президентом, с другой, по вопросу о предоставлении праввыпускникам мусульманских школ поступать в любые Высшие учебные заведения34и продолжилась дискуссия относительно запрета находиться в тюрбанах (головныхплатках) в университетах. В дискуссии о тюрбанах принимали участие президентТурции Ахмет Сезер и премьер-министр Реджеп Эрдоган, занимающие противоположныепозиции35.
Реджеп Эрдоганнапоминал, что Мустафа Кемаль ввел «разделение религии и государственных дел» иразъяснял свою позицию: «Мы хотим этого (снятия запрета на появление в тюрбанахв определенных помещениях) не для того, чтобы ослабить принцип разделениярелигии и государственных дел, мы хотим обеспечить гражданам Турции религиознуюсвободу»36.
В связи с 68-летиемвключения в Конституцию принципа лаицизма (в составе 6 упоминавшихся принципов)влиятельная газета «Джумхуриет» выражала мнение, что «защищать лаицизм, которыйявляется наследием Ататюрка, значит защищать демократию». По поводу 68-летиялаицизма Ахмет Сезер сказал: «Лаицизм во имя общечеловеческих интересовобеспечивает верховенство современных принципов общественной жизни игосударственного устройства, охраняет общество от людей, имеющих дурныенамерения по эксплуатации религии…»37.
Дискуссия о тюрбане какатрибуте ислама продолжается.
турецкийправительство тюрбан ислам

Списоклитературы
 
1) Ismail Soysal. Türkiye′ninsiyasal andlaşmaları. I.Cilt. Ankara, 1983, c. 15–16.
2) МустафаКемаль. Путь новой Турции. Т. 3. М., 1934, с. 185.
3) Известия,10.02.2006.
4) Türkiye Cumhuriyeti Anayasası.Cumhuriyet’in Okurlarına Armağanıdır. 1995, c. 8.
5) Исламна современном Востоке. М., 2004, с. 60–61, 69.
6) Ислами общественное развитие в начале XXIвека. М., 2005, с. 331–344.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.