ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. ТАТИЩЕВА» (ИНСТИТУТ)
Факультет – экономический
Специальность – менеджмент организации
Кафедра менеджмента организации
кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Управление предприятиями сферы услуг
на тему: Международная конкуренция в сфере услуг
студентки 5 курса,
группы ЭМЗ-501
Захолодиловой Марии Ивановны
Научный руководитель:
К.э.н., доцент
Чапурина Екатерина Викторовна
Тольятти 2010
Содержание
Введение
1. Конкурентное преимущество фирм вглобальных масштабах
2. Условия для конкурентоспособногопреимущества страны
3. Структура внешней торговли России
Вывод
Список используемой литературы
Введение
Международнаяконкуренция — (international competition) — неотъемлемое свойство мировогорынка и одна из важнейших характеристик нарастающей интернационализациихозяйственной жизни и возрастающего воздействия мирового рынка на национальныерынки.
Промышленностилюбой страны международный рынок предоставляет возможность для теоретическинеограниченного расширения производства, равно как и для отдельныхкомпаний-производителей.
Но интеграциянациональных хозяйств и рынков в мировое хозяйство и мировой рынок означает:
во-первых,глобализацию конкуренции, превращение ее в единый всемирный процесс;
во-вторых,повышение под ее воздействием уровня конкуренции на внутренних рынках какрезультат наложения процессов М.к. на внутринациональную;
в-третьих,значительную унификацию на национальных уровнях условий, форм и методовконкуренции.
Одновременномеждународный фактор при господстве направленности его воздействия на развитиеконкуренции в пределах национальных рынков приносит и ограничительные условиядля конкуренции.
Всеболее масштабное включение транснациональных корпораций (ТНК) в национальныеэкономики, национальные промышленные комплексы в сочетании с их возможностямипроизводить и перемещать (экспортировать) огромные массы промышленных товаровсоздают угрозу монополизации отдельных секторов и производств экономики той илииной страны, соответствующих сегментов национальных рынков.
Вцелом М.к. оказывает нарастающее воздействие на формирование международнойконкурентоспособности национальных экономик, их отдельных секторов ихозяйственных единиц.
Ныне уровеньконкурентоспособности в подавляющей своей части устанавливается внешними поотношению к национальным условиями производства, сбыта, конкуренции. Достижениеэтого уровня — обязательное условие конкурентоспособности национальныхпроизводителей.
1. Конкурентноепреимущество фирмы в глобальных масштабах
Намеждународном рынке конкурируют фирмы, а не страны. На базе деятельности этихфирм формируется внешнеэкономическая стратегия вначале отрасли, а затем истраны в целом. На современном этапе конкурентные возможности фирмы неограниченны пределами страны базирования. Основной единицей конкуренцииявляется отрасль (перерабатывающая или из сферы услуг), то есть группаконкурентов, производящих товары или услуги и непосредственно соперничающихмежду собой. Стратегически важная отрасль включает в себя продукты со сходнымиисточниками конкурентного преимущества. Кроме того, могут быть родственныеотрасли, у продукции которых –те же покупатели, технология производства иканалы сбыта, но они предъявляют свои требования к конкурентному преимуществу.Разрабатывая конкурентную стратегию, фирмы стремятся найти и воплотить способвыгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальнойконкурентной стратегии не существует; только стратегия, согласованная сусловиями конкретной отрасли промышленности, навыками и капиталом, которымиобладает конкретная фирма, может принести успех. Выбор конкурентной стратегииопределяют два главных момента. Первый – структура отрасли, в которой действуетфирма. Так как суть конкуренции в разных отраслях сильно различается, ивероятность долговременного получения прибыли в разных отраслях неодинакова.Второй главный момент – это позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли.Некоторые позиции более выгодны, чем другие, вне зависимости от среднейприбыльности отрасли как таковой. Каждый из этих моментов сам по себенедостаточен для выбора стратегии. Фирма может сама влиять и на структуруотрасли, и на позицию в ее «табели о рангах». Фирмы, у которых делоидет успешно, не только реагируют на любые изменения внутри отрасли, но истараются сами изменить ее к своей выгоде. Существенное изменение положения вконкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре отрасли или появлениеновых основ для конкурентного преимущества. Фирмы одной страны перехватываютлидерство у фирм другой страны, если они более способны реагировать на подобныеизменения. Фирмы должны не только реагировать на изменения структуры отрасли ипытаться самим изменить ее в свою пользу, но и выбрать позицию в пределахотрасли. Позицию в отрасли определяет и конкурентное преимущество. В конечном счете,фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество.Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки идифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмыразрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чемконкуренты. Продавая товар по такой же или почти такой же цене, что иконкуренты, фирма в этом случае получает больше прибыли. Дифференциация – этоспособность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде новогокачества товара, особых потребительских свойств или послепродажногообслуживания. Конкурентное преимущество любого типа дает более высокуюпродуктивность, чем у конкурентов. Фирма с низкой себестоимостью продукциипроизводит данную стоимость с меньшими затратами, чем конкуренты; у фирмы сдифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции выше, чем уконкурентов. Таким образом, конкурентное преимущество напрямую связано сформированием национального дохода. Конкурентное преимущество достигаетсяисходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности.Посредством этой деятельности фирмы создают определенные ценности для своихклиентов. Конечная ценность, созданная фирмой, определяется тем, сколькоклиенты готовы заплатить за товары и услуги, предлагаемые данной фирмой. Еслиэта сумма превышает совокупные расходы на всю необходимую деятельность, фирмарентабельна. Чтобы получить конкурентное преимущество фирма должна либо даватьпокупателям примерно такую же ценность, как и конкуренты, но производить товарс меньшими издержками, либо действовать так, чтобы давать покупателям товар сбольшей ценностью, за которую можно получить большую цену. Виды деятельностипри конкуренции, в какой – либо отрасли можно разделить на категории, которыеобъединяются в так называемую цепочку ценности. Все виды деятельности, входящиев цепочку ценности, вносят свой вклад в потребительскую стоимость. Их можноусловно разделить на две категории: первичная деятельность (постоянноепроизводство, сбыт, доставка и обслуживание товара) и вторичная(обеспечениекомпонентами производства), то есть поддерживающая деятельность. Избраннаяфирмой конкурентная стратегия определяет способ, которым фирма выполняетотдельные виды деятельности, и всю цепочку ценности. В разных отрасляхконкретные виды деятельности имею различное значение для достиженияконкурентного преимущества. Фирмы также получают конкурентное преимущество,разрабатывая новые способы выполнения деятельности, внедряя новые технологииили исходные компоненты производства. Такую деятельность можно охарактеризоватькак нововведение. Нововведение включает улучшение технологии, совершенствованиеспособов и методов ведения дел. Конкретно обновление может выражаться визменении товара или производственного процесса, новых подходов к маркетингу,новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции.Фирмы-новаторы не только улавливают возможность изменений, но и заставляют этиизменения происходить быстрее. Нововведение ведет к смене лидерства вконкуренции, если прочие конкуренты, либо не распознали пока нового способаведения дел, либо не могут или не желают изменить свой подход. Причиныполучения конкурентного преимущества перед другими производителями за счетноваций следующие: Новые технологии. Изменение технологии создает новыевозможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства илидоставки и улучшения сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествуетстратегически важным нововведениям. Новые или изменившиеся запросы покупателей.Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки, когда упокупателей появляются совершенно новые запросы или же их взгляды резкоменяются. Появление нового сегмента отрасли. Еще одна возможность полученияконкурентного преимущества появляется, когда образуется совершенно новыйсегмент отрасли или происходит перегруппировка существующих сегментов. Изменениестоимости или наличие компонентов производства. Конкурентное преимущество частопереходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимостикомпонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средстваинформации или оборудование. Фирма добивается преимущества, приспосабливаясь кновым условиям, в то время как конкуренты действуют старой стратегией. Изменениеправительственного регулирования. Изменение политики в таких областях какстандарты, охрана окружающей среды, требования к новым отраслям и торговыеограничения, — еще один стимул для новаций, влекущих за собой конкурентноепреимущество. Еще один важный момент – это не приобретение конкурентногопреимущества, а стабильное удержание его. То, как долго можно удерживатьконкурентное преимущество, зависит от трех факторов. Первый фактор определяетсятем, каков источник преимущества, на чем он основан. Преимущества на основелишь уровня издержек, как правило, не так стойки, как на основе дифференциации.Одна из причин этого заключается в том, что любой новый источник снижениязатрат, как бы прост он ни был, может лишить фирму преимущества по частирасходов. В то время как в случае с дифференциацией, чтобы обойти конкурентов нужно,как правило, предлагать такой же набор товаров, если не больший. Вторая,определяющая удерживаемости конкурентного преимущества – количество имеющихся уфирм явных источников преимущества. Если фирма опирается только на какое-либоодно преимущество, конкуренты попытаются лишить его этого преимущества илинайти способ обойти его. Фирмы, долгие годы удерживающие лидерство, стремятсяобеспечить себе как можно больше преимуществ во всех звеньях цепочки ценности. Третий,самая важный, фактор сохранения конкурентного преимущества – постояннаямодернизация производства и других видов деятельности. Если лидер, достигнувпреимущества, затем остановиться, то со временем все его преимущества будутскопированы конкурентами. Если компания хочет сохранять преимущество, то она недолжна стоять на месте. Она должна создавать новые преимущества, по крайнеймере, с такой же скоростью, с какой конкуренты могут копировать имеющиеся. Способностьфирм удержать преимущества, добытые на основе конкурентной стратегии, — эточасто результат простого везения, а именно того, что в отрасли не происходиткрупных изменений. Но все-таки чаще она является результатом постоянногообновления с целью адаптирования к меняющимся условиям. Силы, позволяющиефирмам страны сохранять однажды достигнутое конкурентное преимущество, — главная опора процветания страны. Лишь немногим фирмам удается действовать повсем вышеперечисленным правилам, но те, у которых это, получается, становятся наиболееконкурентоспособными на мировом рынке товаров и услуг.
2. Условия для конкурентного преимущества страны
В основе конкурентного преимущества страны лежит структураспроса на внутреннем рынке. Величина и характер роста этого спроса могутусилить преимущество, влияя на то, когда, во что и сколько денег вкладываютфирмы и почему они это делают именно так. Но есть и третий способ, которымспрос на внутреннем рынке может дать конкурентное преимущество. С помощьюопределенных механизмов спрос на внутреннем рынке интернационализируется ибуквально вытаскивает производимые в стране товары и услуги на мировой рынок. Одиниз основных детерминантов национального конкурентного преимущества в какой-либоотрасли — это спрос на внутреннем рынке на товары или услуги, предлагаемые этойотраслью. Практически в каждой из отраслей спрос на внутреннем рынке оказываетопределенное влияние. Влияя на эффект масштаба, спрос на внутреннем рынкеопределяет характер и скорость внедрения новаций, вводимых фирмами страны. Онхарактеризуется тремя важными чертами: структурой внутреннего спроса (природапокупательских потребностей), объемом и характером роста внутреннего спроса и,наконец, механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынкепередаются на зарубежные рынки. Значение двух последних качеств зависит отпервого. Для конкурентного преимущества важнее не количественная, акачественная сторона спроса на внутреннем рынке. Самое важное проявлениевлияния спроса внутреннего рынка на конкурентное преимущество — через соотношениеи характер потребностей отечественных покупателей. Структура спроса определяетто, как фирмы улавливают эти потребности, истолковывают их и реагируют на них.Страны добиваются конку рентного преимущества в тех отраслях или их сегментах,где спрос на внутреннем рынке дает местным фирмам представление о потребностяхпокупателей раньше и точнее, чем зарубежным конкурентам. Страны также получаютконкурентное преимущество, если местным фирмам в результате покупательскогодавления приходится вводить новации быстрее и добиваться конкурентныхпреимуществ более высокого порядка, чем это делают зарубежные конкуренты. Такимобразом, в основе этих преимуществ лежат различия в спросе на внутреннем рынке.Для достижения национального конкурентного преимущества особенно важны трихарактеристики структуры спроса на внутреннем рынке: Сегментная структура. Это- деление спроса по сегментам внутреннего рынка, или распределение спроса поразновидностям. Деление спроса по сегментам рынка имеет место в большинствеотраслей. Одни сегменты рынка имеют глобальный характер, в отличие от других.Фирмы могут получить конкурентное преимущество в глобальных сегментах рынка, накоторые приходилась значительная или вполне заметная доля спроса на внутреннемрынке, но образуют гораздо меньшую долю в других странах. Размер сегментоврынка имеет значение для национального конкурентного преимущества, если имеютместо эффект масштаба или освоение нового товара. Те страны, где этот секторрынка наиболее велик в абсолютном выражении, могут получить преимущество засчет эффекта масштаба. Впрочем, роль абсолютного размера сектора рынка в странесложна, и фирмы, конкурирующие глобально, могут получить эффект масштаба дажепри маленьком внутреннем рынке в стране. Требовательные и разборчивые покупатели.Характер отечественных покупателей еще важнее, чем структура внутреннего рынкакак таковая. Фирмы страны добиваются конкурентного преимущества, еслипокупатели в этой стране очень разборчивы и предъявляют большие требования ктоварам или услугам, предлагаемым фирмами. Такие покупатели — это своего родазеркало, в котором можно увидеть наиболее высокие запросы покупателей.Географическая и культурная близость к таким покупателям позволяет фирме быстроотреагировать на новые потребности. Это также позволяет установить тесныйконтакт в процессе развития, а если покупателями являются фирмы, то иразвернуть с ними совместную работу по созданию новых товаров, что длязарубежных фирм затруднительно. Предполагаемые потребности покупателей. Фирмыданной страны получают преимущество, если потребность в каком-либо товаревозникает в этой стране раньше, чем в других. Это служит своеобразнымпредупреждением того, что спрос на этот товар вскоре распространится по всемумиру. Это важно не только при создании совершенно новых товаров, но и вдальнейшем, поскольку служит стимулом к постоянному совершенствованию товара иповышает способность конкурировать во вновь появляющихся секторах рынка. Раннийспрос на тот или иной товар иногда является еще одним — преимуществом наличия встране особо требовательных покупателей, так как именно они часто (хотя и невсегда) первыми требуют новых товаров и услуг, на которые вскоре возникнетспрос и в других странах. Другими средствами распространения внутреннего спросаза пределы страны являются политические союзы и исторические связи. Ихпоследствия закрепляются в зарубежных странах в таких формах, как правовыесистемы, стандарты продукции и оборудования и предпочтения покупателей. Однакослишком большая зависимость от зарубежного бизнеса может подорвать конкурентныепреимущества национальной экономики, так как снижает давление в пользусовершенствования и инноваций.
3. Структура внешней торговли России
Структура российской внешней торговли и ранее была отнюдьне характерна для промышленно развитой страны. В настоящее время это в основномтопливно-сырьевые товары, черные и цветные металлы, оружие. Сокращение вструктуре экспорта, особенно в страны дальнего зарубежья, доли машин иоборудования вызвано потерей для России традиционных для нее рынков стран —бывших членов СЭВ, благоприятно для нее расположенных и соответствующих ей потехническому уровню развития. В то же время мировые рынки оборудования в техобластях, где Россия имеет технические заделы, остаются для нее закрытыми и весьмаэффективно охраняются сложной системой явных и неявных протекционистскихограничений. Поставки российских машинотехнических изделий в страны ближнегозарубежья сдерживаются низкой платежеспособностью последних. Существенныеизменения произошли в товарной структуре российского импорта. В российскомимпорте сократилась доля инвестиционных товаров, тогда как доля потребительскихтоваров существенно возросла, составив к концу 90-х годов около 40% всегообъема импорта. Перспективы развития внешней торговли России в значительнойстепени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленногокомплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровеньквалифицированной рабочей силы при ее сравнительной дешевизне, а также значительныемасштабы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального.Внешняя торговля России: тенденции и перспективы развития обрабатывающегооборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологическоймодернизаций производства; наличие уникальных передовых разработок и технологийв ряде секторов экономики, преимущественно связанных с ВПК. Однакоиспользование этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитостьфинансовой и организационной инфраструктуры внешнеторгового сотрудничества;отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудностиадаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий,сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного илиединичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайновысокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.
Перспективы развития внешней торговли России.
С учетом конкурентных преимуществ и слабых сторон Россииможно попытаться определить среднесрочные перспективы развития ее внешнейторговли. Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары ещедлительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполнереально углубление степени переработки сырья и на этой основе дальнейшеевозрастание его доли в экспорте (химических товаров, пиломатериалов,нефтепродуктов, удобрений и т.д.). Имеются возможности для стабилизации ирасширения традиционного машинотехнического экспорта, к которому относятсялегковые и грузовые автомобили, энергетическое и дорожное оборудование,оборудование для геологоразведки и др. С учетом наличия достаточно дешевойрабочей силы весьма перспективным является создание сборочных производств изввозимых в Россию компонентов, ориентированных на внутренний и внешний рынок. Имеютсяопределенные перспективы для расширения экспорта наукоемкой продукции, чтотесно связано с конверсией и коммерциализацией предприятий оборонного комплекса(в частности, экспорта аэрокосмических техники и услуг, лазерной техники,оборудования для АЭС, современного оружия). По мере восстановления собственногосельского хозяйства и легкой промышленности, очевидно, в российском импортебудет сокращаться доля потребительских товаров и увеличиваться доляинвестиционных товаров — машин и оборудования. Внешняя торговля России ни посвоему объему, ни по структуре экспорта и импорта не соответствуетэкономическому потенциалу страны. Более полное использование ее конкурентныхпреимуществ и преодоление присущих ей недостатков возможно только в процессевозрождения экономики страны, создания полноценной системы государственнойподдержки ее экспортного потенциала.
Заключение
В условиях перехода к рынку и плюрализму формсобственности, предоставление всем предприятиям независимо от их форм правазаниматься внешнеэкономической деятельностью Россия отказалась отгосударственной монополии на внешнеэкономическую деятельность. Теперь главнаязадача государства в современных условиях — выработка внешнеэкономическойстратегии, адекватной рыночным принципам функционирования российской экономикии ее последовательной интеграции в мировое хозяйство. Мировой опытиспользования внешнеэкономической стратегии для преодоления отставания отстран-лидеров дает две базовые модели внешнеэкономической стратегии: перваяпредполагает преимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещениеимпорта. Первой модели следовали в конце прошлого века США, после Второймировой войны — западноевропейские страны, Япония, а за ними — новыеиндустриальные государства. Вторую модель выбрали в последние два десятилетиянекоторые латиноамериканские страны. Многие ее черты были свойственнывнешнеэкономической стратегии СССР, что привело к глубокой опыт использованиявнешнеэкономической стратегии для преодоления отставания от стран-лидеров даетдве базовые модели внешнеэкономической стратегии: первая предполагаетпреимущественную ориентацию на экспорт, вторая — на замещение импорта. Первоймодели следовали в конце прошлого века США, после Второй мировой войны — западноевропейскиестраны, Япония, а за ними — новые индустриальные государства. Вторую модельвыбрали в последние два десятилетия некоторые латиноамериканские страны. Многиеее черты были свойственны внешнеэкономической стратегии СССР, что привело кглубокой зависимости отечественной промышленности от импорта оборудования изапчастей, некоторых видов сырья, материалов и компонентов. Наиболеедейственной и эффективной стратегией интеграции России в мировую экономикуявляется сочетание структурной перестройки экономики с ее ориентацией наактивный рост экспорта и дифференциацию его потенциала. Основные средствадостижения этой цели — общее улучшение инвестиционного климата, привлечениеинвестиций в соответствующие отрасли, создание механизмов стимулированияэкспорта, использование различных инструментов внешнеэкономическогорегулирования с целью формирования жизнеспособных экспортных производств. Опираясьна мировой опыт и собственный потенциал Россия сможет превратиться в одну изсамых конкурентоспособных держав в мире.
Список используемой литературы
1. Кузин Д.В. Конкурентоспособность национальной экономики //Общество иэкономика, 2002, № 3-4, с. 121–131.
2. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Ред. В.И. Щетинина.М.: Межд. отн., 2003.
3. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции всистеме рыночной экономики. Машиностроитель, М.: 2006, № 9, с. 33–34.
4. БлиновА. «Конкурентоспособность российской экономики: миф или реальность?» «Инвестициив России» 6 – 2003 г.
5. БулатовА.С. «Мировая экономика» М.: «Юристъ» 1993 – стр.567 – 573
6. ГерчиковаИ.Н.«Международные экономические организации: регулированиемирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. М: „Инфра – М“,2000, стр.383 – 402
7. ПортерМ.»Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран"стр.353 – 360
8. ШвандарК.В. «Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерииоценки, практические результаты» «Вестник московского университета»2 – 2008 г.
9. ШихановА.В. «Многообразие форм межстрановых конкурентных отношений» «Финансыи кредит» 2 — 2004