Реферат
Кипрская проблема во внешней политике Турции
Начинаяс 50-х годов прошлого века, когда на Ближнем Востоке были открыты огромные запасынефти, Кипр благодаря своему местоположению в непосредственной близости от данногорегиона приобрел важнейшее геостратегическое значение. Другим определяющим моментомзаинтересованности в обладании островом была возможность вмешиваться с его территориив конфликты в регионе.
Наосновании Цюрихско-лондонских соглашений, подписанных в феврале 1959 г., Турция,Греция и Великобритания стали гарантами киприотской конституции и территориальнойцелостности острова. При этом турки-киприоты особенно настаивали на том, чтобы ихрассматривали не как меньшинство, а как одну из двух равноправных общин-соучредительницнового государства. Поэтому Великобритания во избежание конфликтов после провозглашениянезависимости попыталась разработать для будущей республики такую конституцию, котораяпозволила бы обеим общинам проживать на острове, создав систему юридических противовесов.С принятием конституции Кипра в августе 1960 г. остров был объявлен двухнациональнойреспубликой. Энозис, т.е. присоединение к Греции, был запрещен. Кроме того, Кипрузапрещалось вступать в любые союзы, куда не входили Турция и Греция. ПрезидентомРеспублики Кипр стал грек, а вице-президентом турок. Оба они избирались населениемна пять лет: президент – греческой общиной, вице-президент – турецкой. По всем решениям,касающимся вопросов внешней политики, обороны/> и безопасности,они оба имели право вето. Семь министров в кабинете из десяти человек были греками,и три – турками. Конституция предоставляла возможность греческим и турецким депутатамсепаратно принимать решения по вопросам, связанным с избирательным законодательством,введением пошлин и налогов. Обе общины сохраняли автономию в решении своих внутреннихвопросов. В парламенте 35 депутатам-грекам противостояли 15 турецких парламентариев,а в формирующейся армии соотношение вообще должно было составлять 6 к 4 притом,что греки-киприоты составляли 77% населения острова, а турки – чуть больше 18%.Тот факт, что последние получили непропорциональное 30%-е представительство в государственныхучреждениях, создал почву для новых конфликтов. Ситуация усугублялась тем, что междуТурцией и Грецией отношения также были достаточно напряженные.
30ноября 1963 г. президент Кипра Макариос при прямой поддержке Греции попытался изменитьконституцию в тринадцати параграфах. Он пошел на это частично из-за давления греческихнационалистов. Большинство поправок было нацелено на уменьшение прав турок-киприотов.Эту политику турецкая сторона назвала «апартеидом», поскольку турецким киприотамбыло запрещено проживать в крупнейших городах острова, и большинство турок былоперемещено в зоны своего компактного проживания, расположенные в северной частиКипра. Тогда же им было запрещено осуществлять многие доходные торговые операции,участвовать в туристическом бизнесе, а также создавать рынки и магазины рядом сгреческими торговыми точками. Таким образом, политика греческих властей была направленана полную изоляцию турецкой общины. Сразу после вспыхнувшего конфликта вице-президент,турецко-киприотские министры, члены палаты представителей и чиновники перебралисьв турецкую часть Никосии и отказались участвовать в управлении страной. С тех порКипр управлялся правительством в неполном составе, при этом конституция 1960 г.оставалась в силе. Однако турецкая община лишилась всех источников государственнойматериальной поддержки. Фактически она вынуждена была находиться в экономическоми административном вакууме.
Спустямесяц начались переговоры госсекретаря США Ачесона с представителями Турции и Греции.Согласно плану Ачесона, в северо-восточной части острова, где проживали турки-киприоты,Турция имела право разместить свои войска. Однако Макариос отклонил эту идею, заявив,что это узаконит раздел острова, и соглашение достигнуто не было. 4 марта 1964 г.Совет Безопасности ООН принял резолюцию о введении на остров Сил по поддержаниюмира. Генеральный секретарь ООН в своем отчете от 10 сентября 1964 г. (С/5950) писал:«После вспышки насилия 21 декабря 1963 г. был введен ряд ограничений, ущемляющихправа турок-киприотов. В результате ограничения свободы передвижения по дорогамтурецкая община оказалась в изоляции. Это принесло лишения и нужду членам общиныи серьезно сказалось на их экономической деятельности». В следующем отчете Генеральногосекретаря ООН от 8 декабря 1967 г. (С/8286) отмечалось: «126. В связи с беспорядками,которые начались в декабре 1963 г. и продолжались в первой половине 1964 г., тысячитурок-киприотов бежали из своих домов, унося с собой только то, что могли увезтив машине или унести в руках. Они искали убежища в турецких деревнях и районах, считаяэти места более безопасными». Под давлением ООН, США и Великобритании Макариос согласилсяна неофициальные предварительные переговоры с представителями турецкой общины. Одновременнос этим он принял решение убрать заграждения и открыть дороги, ведущие в турецкиерайоны.
В1968 г. начались переговоры между двумя общинами. Греки-киприоты выступали за сохранениегосударственного единства, тогда как турки-киприоты предпочитали федеративную системуи предоставление равного статуса с греческой общиной.
Существовалаи небольшая группа греков-киприотов, требовавшая немедленного воссоединения с Грецией.
Ситуацияна острове к 1974 г. резко обострилась, и на Кипр прибыл 20-тысячный греческий корпус.15 июля 1974 г. в результате переворота архиепископ Макариос был свергнут с постапрезидента греческими националистами из организации ЭОКА при поддержке греческойвоенной хунты с целью присоединения острова к Греции. Премьер-министр Турции БюлентЭджевитприлетел 17 июля в Лондон с попыткой убедить британское правительство в том, чтокак два гаранта обе стороны должны совместно вмешаться в ход событий для предотвращенияполного захвата Кипра Грецией. Однако Великобритания предпочла бездействовать.
20июля Турция ввела свои войска в северо-восточную часть острова. По версии Анкары,это была миротворческая операция. Турция обосновала вторжение своим правом гарантав соответствии со статьей 4(2) Договора о гарантии, чтобы отстоять независимостьострова, восстановить конституционный порядок и положить конец страшному уничтожениюлюдей и материальных ценностей. 23 июля обе хунты в Греции и на Кипре пали. СоветБезопасности ООН в соответствующих резолюциях призвал к выводу иностранных войскс Кипра. Министры иностранных дел Турции, Греции и Великобритании провели переговорыв Женеве с 25 по 30 июля, в результате которых была подписана совместная Мирнаядекларация по Кипру. На следующем саммите, который прошел в том же составе 8 августа,выяснилось, что ни одно из положений Женевской декларации не было выполнено. Какследствие этого началась вторая турецкая операция. 14 августа турецкая армия заняла37% территории Кипра. Вслед за прекращением огня Турция пригласила Грецию и представителейгреческой общины Кипра на новую конференцию по урегулированию кипрского вопросас участием трех государств-гарантов и представителей обеих общин острова. Туркипотребовали автономии в составе федеративного Кипра, состоящего из двух зон. Премьер-министрТурции Эджевит заверил, что его страна проявит понимание и гибкость в вопросе пересмотрадемаркационной линии и ускорит поэтапное сокращение своих вооруженных сил. Тем неменее Греция и община греков-киприотов отвергли данное предложение. 21 июля былоподписано перемирие между руководителями турецкой общины Кипра и Турцией, с однойстороны, и правительством Республики Кипр, в которое тогда входили только представителигреческой общины острова, и Грецией – с другой. В результате с 1974 г. греческихи турецких киприотов разделяет «зеленая линия», контроль над которой осуществляетООН.
Наострове размещены более 30 тысяч турецких военных, а Никосия остается последнейевропейской столицей, разделенной на две части. 25–26 августа 1974 г. Генеральныйсекретарь ООН посетил остров и провел консультации с греческой и турецкой сторонами.Их результатом стало начало двусторонних переговоров в Никосии между Денкташем иМакариосом. Эти переговоры проводились еженедельно в присутствии специального представителяГенерального Секретаря ООН на Кипре и касались гуманитарных вопросов. Их итогомстал обмен населением – турки-киприоты переселились на оккупированную турецкимивойсками часть Кипра, а греки-киприоты – на юг страны. Макариос сформировал на Кипречисто греческую администрацию и представил ее как правительство Кипра. В свою очередь,Турция начала размещать поселенцев на острове, пытаясь увеличить турецкое население.В 1975 г. турецко-кипрская администрация провозгласила в северном регионе Турецкоефедеративное государство Кипр.
Послесмерти Макариоса президентом Кипра в 1978 г. был избран СпиросКиприану. Он твердопроводил курс на сохранение единства страны. К тому же греки-киприоты время от времениустраивали демонстрации, требуя возвращения в родные деревни на севере Кипра. Врезультате переговоров Денкташа с Киприану в 1979 г. был обоюдно одобрен документо создании федерации. Но данный договор Денкташ так и не подписал.
15ноября 1983 г. была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), президентомкоторой стал РауфДенкташ. Однако в резолюции Совета Безопасности ООН № 541/83 этообразование было объявлено незаконным и юридически не существующим. В документезаявлялось, что согласно принципам международного права, урегулирование должно основыватьсяна существовании на острове кипрского государства в форме двухобщинной и двузональнойфедерации, включающей две политически равные общины – греческую и турецкую. Этогосударство должно обладать единым суверенитетом, гражданством и единой международнойправосубъектностью. ООН рекомендовала всем своим членам не признавать ТРСК. В своюочередь, ЕЭС объявило о введении эмбарго против нового государства. Мировое сообществорассматривало провозглашение ТРСК как опасный прецедент для многих стран, на территориальнуюцелостность которых посягают сепаратисты национальных меньшинств. Премьер-министрТурции Тургут Озал совместно с МИДом первоначально выразил отрицательное отношениек созданию ТРСК. Однако с провозглашением нового государства конституция и избирательнаясистема были изменены, что позволило Денкташу и его Национальной единой партии остатьсяу власти на многие годы. Впоследствии ТРСК была признана только Турцией. Связи междуобеими частями Кипра фактически прервались. Отныне представители лишь греческойобщины формируют правительство и представляют Кипр во всех международных организациях.
В1984 г. ТРСК согласилась на вывод иностранных войск, открытие международного аэропортав Никосии и обсуждение проблем свободы передвижения, свободы выбора местожительстваи прав на собственность. Однако принятие этих принципов ТРСК поставила в зависимостьот согласия Республики Кипр на трактовку термина «федерация» как образования, вкотором каждая община будет располагать особыми правами, входящими доселе в компетенциюцентрального правительства. В итоге переговоры зашли в тупик, и в 1985 г. турецкаяобщина приняла свою конституцию.
В1990 г. правительство Кипра заявило о своем стремлении вступить в Европейский Союз.В ЕС к этим планам отнеслись положительно. Но Анкара с самого начала заявила о своемнеодобрительном отношении к стремлению правительства Кипра в Евросоюз. Власти Турцииаргументировали свою позицию тем, что заявку в ЕС подало правительство, за которымтурецкая община острова не признавала права представлять ее интересы.
Вноябре 1992 г. Генеральный секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали предложил создать наКипре федеративную республику с президентом из греков-киприотов и вице-президентомиз турок-киприотов. ТРСК отклонила ряд аспектов предложений ООН, потребовав, чтобыкаждая из зон острова была суверенной, а возвращение беженцев в ТРСК сопровождалосьтакими жесткими условиями, которые сделали данный план практически неосуществимым.По итогам провалившихся переговоров Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 2.789,в которой указал, что на Турции лежит прямая ответственность за неурегулированностькипрской проблемы.
Всвою очередь, Греция в 1993 г. скрепила взаимоотношения с РК совместной обороннойдоктриной и прикладывала максимум усилий для того, чтобы инициатива урегулированияконфликта исходила от Евросоюза в целом, и данную проблему Анкара решала напрямуюс Брюсселем. Наконец, в 1998 г. Евросоюз принял решение о вступлении Кипра в рядысвоих полноправных членов и начал вести переговоры с греко-кипрской администрацией,представлявшей остров целиком. ЕС гарантировал, что вопрос будет рассматриватьсянезависимо от политической ситуации на острове. Переговоры официально начались 31марта 1998 г. Каждая из сторон это решение трактовала в свою пользу: греческая общинапонадеялась на усиленное давление Европы на турецких лидеров, а последние рассудили,что ради скорейшего разрешения конфликта их оппоненты пойдут на любые уступки. Ина ближайших переговорах кипрская администрация отвергла идею федерации, а турко-кипрскаясторона стала настаивать уже на образовании конфедерации, то есть союза двух независимыхгосударств с автономным правлением. Руководители Республики Кипр и Греции отклонилиэту инициативу. Президент РК Клиридис, поддерживаемый Грецией, выдвинул условие,что любое соглашение должно основываться на «двухзональном» и «двухобщинном» решении.ТРСК пригрозила, что в случае принятия Республики Кипр в ЕС будет вынуждена пойтина еще более тесную интеграцию с Турцией. Это привело к упрочению военных связейобеих сторон на Кипре с их партнерами на материке. Помимо того, ТРСК подписала в1998 г. новые экономические соглашения с Турцией, которые привели к их экономическойинтеграции.
Тупиковаяситуация в переговорном процессе привела к тому, что на декабрьском саммите ЕвропейскогоСовета в Хельсинки 1999 г. было принято решение, предусматривающее в случае необходимостивступление в ЕС только Южного Кипра. Дело в том, что Греция как страна-член Евросоюзаготова была проголосовать за прием в ЕС остальных девяти новых стран только в томслучае, если вместе с ними будет принята Республика Кипр. В ответ присутствовавшиена саммите представители Турции пригрозили аннексией Северного Кипра. Тогда, несмотряна противодействие официальной Анкары, руководство ЕС включило вопрос об урегулированиитурецко-греческого конфликта на Кипре в перечень условий, необходимых для вступленияТурции в ЕС. По итогам саммита премьер-министр страны БюлентЭджевит так прокомментировалситуацию: «Они нас обманули. Нам было обещано, что наша кандидатура в члены ЕС будетрассматриваться независимо от киприотского конфликта». Кроме того, премьер заявил,что «отказаться от Северного Кипра было бы равнозначно отказу от части турецкойземли». Эджевит утверждал, что существование ТРСК имело жизненно важное значениене только для турецкого населения Кипра, но и для безопасности Турции.
Темне менее Турция все глубже демонстрировала неспособность обеспечения экономическогоразвития ТРСК. В качестве подтверждения этому в июле 2000 г. прошли крупные демонстрациигосударственных служащих и общественных рабочих, которым не платили зарплату, даннаяситуация стала непосредственным следствием экономического кризиса, вспыхнувшегов Турции. При этом следует учитывать, что частный сектор экономики в северной частиострова практически неразвит, что обусловлено введенными санкциями, соответственно,подавляющая часть населения занята в государственных учреждениях и предприятиях,финансируемых дотациями из Турции. В результате все больше северян требовало объединенияс греческой частью острова и совместного вступления в ЕС. Это неудивительно, еслисравнить доход на душу населения на кипрском севере и юге (3000$ против 13000$).
Всвою очередь ЕС в Программе вступительного партнерства, обнародованной 8 ноября2000 г., призывал Турцию «активно поддерживать усилия генсека ООН», направленныена решение кипрского вопроса. Однако в Национальной программе, опубликованной 19марта 2001 г., турецкие власти не представили приемлемых способов решения кипрскойпроблемы, отметив лишь, что «Турция продолжит поддерживать усилия генсека ООН врамках его миссии доброй воли, направленные на взаимоприемлемое решение кипрскоговопроса с учетом создания на Кипре нового партнерства, которое основывалось бы насуверенном равенстве двух сторон и реалиях острова». При этом Турция резко возражалапротив приема «южной части Кипра» в состав ЕС как всего острова, обосновывая своюпозицию наличием там якобы двух суверенных государств и, как следствие, невозможностьюправительства греков-киприотов представлять в организации турецкую общину.
Вянваре 2002 г. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан прибыл на Кипр с тем, чтобыоживить застывшие на мертвой точке переговоры о будущем разделенного острова. Денкташпо-прежнему настаивал на создании двух суверенных государств и требовал чередованияпредставителей двух общин на посту президента, а также предоставления половины министерскихпортфелей в правительстве и 50% мест в парламенте будущей конфедерации. Тем временемпрезидент Кипра ГлавкосКлиридис заявил, что греко-кипрская сторона стремится к созданиюновой конституции острова, предусматривающей помимо центрального правительства двасамоуправляемых кантона или субъекта федерации без права выступать на международнойарене, которые будут иметь независимую законодательную и судебную власть. За рубежомКипр будет представлять центральное правительство, не имеющее права вмешиватьсяво внутренние дела кантонов. Клиридис добавил, что греко-кипрская сторона приемлетполитическое равенство с туркокипрской стороной, но не численное, в полном соответствиис резолюциями ООН. В ответ на данную инициативу министр иностранных дел Турции Гюрель,известный своей жесткой позицией по кипрскому вопросу, заявил 19 июля 2002 г., что«урегулирование невозможно до тех пор, пока не будет признан статус-кво острова,в первую очередь право на существование общины турок-киприотов и их государства».
Темне менее 12 ноября 2002 г. Кофи Аннан представил новый план кипрского мирного урегулирования,который встретил широкое одобрение в Совете Безопасности. Данный документ был переданлидеру турецких киприотов, президенту греческого Кипра, представителям Турции, Грециии Великобритании. Он предполагал создание конфедерации, состоящей из двух частей– греческой и турецкой, с единым правительством. Исполнительную власть должны былипо очереди осуществлять шесть членов президентского совета с ротацией на постахпрезидента и вице-президента каждые десять месяцев. При этом соотношение в советемежду представителями греческой и турецкой общин должно было составлять четыре кдвум – пропорционально соотношению между населением острова. Далее предусматривалось,что объединение в рамках конфедерации должно быть одобрено референдумами обеих общин.Правда, переход на эту модель мог быть осуществлен только через три года, до этоговремени предполагалось ввести систему сопрезидентства лидеров двух частей острова.Кроме того, план предусматривал демилитаризацию острова.
Несмотряна мощное давление мирового сообщества, лидеры греческой и турецкой общин отказалисьпринять план ООН. РауфДенкташ заявил, что план неприемлем в основном из-за того,что требовал от его общины слишком больших территориальных уступок и обернется «выдворениемс острова ста тысяч турок-киприотов». А это, по его мнению, неминуемо произойдет,если в соответствии с планом на родину вернутся беженцы из числа греков-киприотов.Греческая община, со своей стороны, возражала против непродуманности мер, которыеобеспечивали бы возможность возвращения беженцев. Президент РК Пападопулос потребовалболее четко обозначить полномочия будущего центрального правительства единого островаи расшифровать пункты «по вопросам безопасности» – какова конкретно будет численностьвойск на острове с обеих сторон. Обе стороны не были согласны с идеей ротации главыгосударства.
Хотяпереговоры об объединении острова провалились, ключевым пунктом саммита ЕвропейскогоСовета в Копенгагене стало решение о принятии в ЕС 10 новых стран, в том числе Кипра– самой сложной кандидатуры в политическом отношении. Денкташ выступил с резкойкритикой результатов саммита, он заявил, что в нынешних условиях, когда РеспубликаКипр приглашена стать членом ЕС, мирные переговоры по объединению острова теряютсмысл. В то же время оппозиционная Республиканская турецкая партия (РТП) на севереКипра потребовала немедленной отставки Денкташа и проведения новых выборов турко-кипрскогоруководства. Лидеры РТП обвинили его в том, что он «не использовал предоставленнуюООН и Евросоюзом возможность урегулирования кипрской проблемы и несет ответственностьза изоляцию турок-киприотов от внешнего мира». РТП также критиковала Денкташа зато, что он занял «негибкую позицию по вопросам поиска взаимоприемлемого урегулированияна острове, предполагающую, что кипрский вопрос должен быть решен только после вступленияТурции в ЕС». С критикой в адрес Денкташа выступили и представители новой турецкойвласти, заявив, что излишне жесткая линия лидера турко-кипрской общины может создатьпроблемы при вступлении в Евросоюз самой Турции.
31марта 2003 г. премьер-министр Турции РеджепТайипЭрдоган выступил с инициативой созывапятисторонней конференции с целью решения кипрской проблемы. Но кипрское правительствоотвергло данное предложение, аргументировав это тем, что «ООН – единственная трибуна,где попытки найти решение могут принести плоды».
23января 2004 г. Совет национальной безопасности Турции обнародовал заявление, в которомподчеркивалось, что Турция нуждается в урегулировании кипрской проблемы путем переговоровдо 1 мая 2004 г., намеченной даты расширения ЕС, поскольку Республика Кипр послевступления в Евросоюз изменит свою политику по отношению к Турции. Помимо этого,министр иностранных дел Турции Гюль настаивал на том, что ЕС должен повлиять наРеспублику Кипр с целью смягчения ее позиции.
Наконец,усилиями Генерального секретаря ООН Кофи Аннана в феврале 2004 г. удалось возобновитьпереговоры между конфликтующими сторонами на Кипре. В результате 31 марта лидерыгреческой и турецкой общин Кипра ТасосПападопулос и РауфДенкташ подписали план генсекаООН по урегулированию кипрской проблемы. Аннан представил пересмотренный план объединенияКипра делегациям из Греции, Турции и двух частей Кипра на официальной церемонии,на которой присутствовали также представители России, Евросоюза и США. Усилия КофиАннана были направлены на то, чтобы в Евросоюз вступил объединенный Кипр, а не толькоего греческая часть, как это было запланировано. Генеральный секретарь ООН предоставленнымему участниками переговоров правом привел по своему усмотрению к общему знаменателювсе пожелания обеих общин. Суть плана состояла в создании на острове федеративногодвухобщинного двухзонального государства. При этом территория турецкой части должнабыла составить 29% Кипра, то есть по сравнению с нынешней сократиться на 8%. Напосту президента предусматривалось ежегодное чередование представителей обеих национальныхобщин. Кроме того, турецкой общине было выделено 50% мест в федеральном парламенте.Граждане получали право свободно перемещаться по острову. Однако были введены квотына количество греческих киприотов, желающих переселиться в северную часть острова.Для возвращающихся беженцев были предусмотрены ограничения на приобретение собственностив северной части Кипра до тех пор, пока фактический уровень жизни обеих общин несравняется. Один из важнейших пунктов состоял в том, что в случае объединения наострове останется турецкая армия. Войска получали право находиться там до тех пор,пока Турция не станет членом Евросоюза. Под давлением ООН стороны согласились провестиреферендумы.
Однакопрезидент турецкой общины острова РауфДенкташ снова отверг план по объединению островаи призвал турок-киприотов не голосовать на референдуме, подчеркнув, что положительныйрезультат при голосовании будет означать конец турецкой автономии на Кипре. Денкташвысказал мнение, что в случае объединения обеих частей острова даже при слабом федеральномправительстве турки-киприоты утратят многие свободы и права, кроме того, одобрениеплана приведет к концу турецкого государственного образования на севере Кипра, посколькуэтнические турки растворятся среди значительно более многочисленной греческой общиныострова. Напротив, премьер-министр турецкого Кипра Мехмет Али Талат предсказал,что население северной части поддержит план: «Для нас самое важное – это снятиеэкономических санкций».
Сдругой стороны, президент РК Пападопулос заявил, что «план ООН не решает проблемуфактического раздела острова, а, напротив, узаконивает и углубляет его», кроме того,его реализация может обернуться крушением всей экономики страны. Президент высказалмнение, что ООН ради того, чтобы разрешить многолетний территориальный спор, решилапойти на максимальные уступки Турции. Вынесенный на суд киприотов вариант объединенияотвечает не их интересам, а «стремлению Турции контролировать и опекать Кипр», отметилПападопулос. Он также подчеркнул, что нет никаких гарантий, что Анкара выполнитсвои обязательства о выводе войск. Более того, новый премьер-министр Греции КостасКараманлисзаявил, что переговоры продемонстрировали невозможность найти устраивающее всехрешение.
Всвою очередь Еврокомиссия полностью поддержала план объединения Кипра, представленныйгенеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. «План представляет собой лучшее и наиболеесбалансированное решение, которое может быть достигнуто», – заявил Ферхойген, комиссар,ответственный за расширение ЕС.
Чтокасается Турции, то 7 апреля представители данной страны письменно заверили ООНв поддержке референдума о воссоединении Кипра. Вместе с тем министр иностранныхдел Абдулла Гюль заявил, что в случае, если референдум не даст положительного результата,Анкара будет добиваться международного признания так называемой Турецкой РеспубликиСеверный Кипр. При этом лидер одной из крупнейших оппозиционных партий Турции –Партии националистического движения – ДевлетБахчели призвал своих сторонников «бытьготовыми отправиться на Кипр и отвоевать турецкие земли, чтобы помешать повторениюсобытий 30-летней давности, когда греки уничтожали безвинных турок».
Входе референдума, состоявшегося 24 апреля, 64,9% турок-киприотов поддержали планобъединения острова, в то время как 75,8% греков-киприотов высказались против. Многиегреки-киприоты аргументировали свое «нет» плану Аннана в первую очередь тем, чтопосле совместного вхождения в ЕС их вынудят тратить приличные деньги на восстановлениенеблагополучного хозяйства северных соседей. Помимо этого, греков-киприотов не устраивалиследующие моменты: недостаточные гарантии безопасности общин, отсутствие четкогомеханизма практического применения плана, который бы гарантировал жизнеспособностьобъединенного государства, сохранение присутствия на острове турецкого военногоконтингента и предоставление права проживания на Кипре всем переселенцам из Турции,а также квоты, ограничивающие количество кипрских греков, которые получали правопереселиться на север острова и возвратить себе принадлежащую им собственность,утраченную после оккупации Кипра Турцией. Греческая община придерживалась мнения,что в результате осуществления плана Аннана будет фактически узаконена оккупациячасти острова турецкими войсками.
Поитогам референдума ЕС поблагодарил турецкую общину за поддержку плана ООН и пообещал«изучить пути дальнейшего экономического развития северной части Кипра». При этомЕС подверг Пападопулоса резкой критике за его призыв голосовать против. «Мы не сказали„нет,, решению проблемы. Мы просто отвергли конкретный план с его конкретными недостатками»,– заявил в ответ президент Республики Кипр. Хотя он отметил, что усилия по объединениюострова будут продолжаться, ЕС и ООН подчеркнули, что нынешняя версия объединительногоплана меняться не будет. Таким образом, территория Кипра по-прежнему будет разделенабуферной зоной, контролируемой миротворческими войсками ООН. В свою очередь, министриностранных дел Турции Абдулла Гюль заявил, что отказ греков-киприотов поддержатьобъединение означает, что раздел острова впредь будет постоянным, и Турция никогдане выведет свои войска из Северного Кипра. При этом Совет Национальной безопасностиТурции распространил заявление, в котором призвал международное сообщество снятьэкономическое эмбарго с северного Кипра, включающее в себя морское и воздушное сообщение,а также торговлю с третьими странами.
Заручившисьподдержкой Турции, 26 апреля премьер-министр Турецкой Республики Северного КипраАли Талат отправился в Брюссель на переговоры с лидерами ЕС по вопросу снятия экономическогоэмбарго с ТРСК. «Хватит называть нас сепаратистами. Мы доказали, что готовы принятьпредложения международного сообщества. Пора прекратить изоляцию», – заявил он. Витоге ЕС принял решение оказать северной части острова финансовую помощь в размере259 млн. евро. Эти средства предполагалось направить на уменьшение негативных дляТРСК последствий после вступления Республики Кипр в ЕС. Однако необходимо учитывать,что Евросоюзу решением ООН запрещено сотрудничать с властями севера Кипра. Полностьюснять экономическое эмбарго тоже будет трудно, поскольку оно стало результатом решенийЕвропейского суда справедливости. Несмотря на это, ЕС приступил к рассмотрению возможностейснижения пошлин на сельхозпродукцию и финансирования создания инфраструктуры в ТРСК.Также было запланировано открытие представительства Европейской Комиссии на СеверномКипре с целью координации выделяемой Евросоюзом помощи. Вместе с тем комиссар порасширению ЕС Гюнтер Ферхойген заявил, что «оказание экономической и финансовойпомощи Северному Кипру и возможное установление экономических связей вовсе не равнозначнополитическому признанию ТРСК».
Посколькудля объединения острова требовалась поддержка плана Аннана обеими сторонами, намомент вступления в Евросоюз 1 мая 2004 г. Кипр по-прежнему остался разделеннымна две части. Все законы ЕС и льготы от членства в союзе, таким образом, распространяютсялишь на греческий сектор. Тем не менее в ноябре правительство Республики Кипр выступилос предложением следующих изменений для плана генсека ООН:
–полный вывод турецких войск;
–отмена права Турции как гаранта и определение даты прекращения действия гарантов;
–возвращение на материк турецких поселенцев;
–немедленное прекращение постоянного притока новых поселенцев из Турции;
–безопасное возвращение территории острова под управление греков-киприотов;
–гарантирование экономического единства страны.
Темвременем 17 декабря 2004 г. на саммите Европейского Совета в Брюсселе было приняторешение о начале переговоров с Турцией относительно вступления данной страны в ЕС.Однако основным предварительным условием, выдвинутым Анкаре, являлось именно признаниецелостности Кипра. Это представляется вполне логичным, учитывая тот факт, что РеспубликаКипр – единственная страна-член ЕС, не имеющая дипотношений с Анкарой. В результатеинтенсивных переговоров представители Евросоюза и Турции договорились о компромиссномрешении проблемы признания Анкарой Кипра. ЕС предложил Турции подписать протокол,распространяющий границы таможенного союза вышеуказанных сторон на Кипр. Данныйдокумент Турции необходимо подписать до 3 октября 2005 г., предполагаемой даты началапереговоров о ее вступлении в Европейский Союз. Премьер-министр Турции РеджепТайипЭрдоган,хотя и согласился с требованием ЕС, тем не менее заявил, что согласие Анкары подписатьс десятью новыми странами-членами Евросоюза протокол о распространении на них Договора1963 г. об ассоциации между ЕС и Турцией не означает признания Кипра. «Прямое илинепрямое признание Кипра исключается», – подчеркнул министр иностранных дел ТурцииАбдулла Гюль по итогам саммита Европейского Совета.
Несмотряна усилия, многократно предпринимавшиеся мировым сообществом, на данный момент междутурецкой и греческой частями Кипра по-прежнему проходит демаркационная линия. Этоозначает, что в составе Евросоюза присутствует государство, имеющее территориальныепроблемы, что противоречит Копенгагенским критериям членства в данной организации.
Чтокасается Турецкой Республики Северного Кипра, то данное образование контролирует37% территории острова, в то время как численность его населения составляет всего18% от общего числа киприотов. При этом правительство Кипра оставляет за собой правоосвободить оккупированные территории40. Таким образом, присутствие турецких войскна Кипре необходимо для поддержания существования ТРСК.
Вместес тем северная часть острова катастрофически беднеет: в силу неурегулированностисвоего политического статуса она не может развивать индустрию туристических услуги привлекать иностранных инвесторов. Все внешнеторговые сделки северокипрские фирмыосуществляют через Турцию, что, конечно же, приводит к накруткам и на импорт, ина экспорт. Но самый болезненный момент для турок-киприотов – это запрет на осуществлениепрямых авиарейсов в их республику, которые могут совершаться только с территорииТурции. Кроме того, нынешняя турецкая экономика с трудом несет бремя ТРСК и не всостоянии полностью удовлетворять ее финансовые запросы. Сложившаяся ситуация заставляетАнкару быть более «восприимчивой» к требованиям Брюсселя. Тем более что с учетомпрогнозируемого формирования к 2010 г. Средиземноморской зоны свободной торговлиперед Кипром, специализирующимся на услугах и транзите, открываются особые перспективы.
Представителиделовых кругов Турции, в свою очередь, высказывают мнение, что Кипр все дороже обходитсяих стране, необходимость его содержания является одной из причин возникновения экономическихкризисов, что задерживает прием самой Турции в ЕС. Например, TUSIAD,наиболее крупная организация турецких промышленников и предпринимателей, сделаласледующее заявление по итогам саммита ЕС в Брюсселе: «Мы не согласны, что поддержкаТурцией бескомпромиссной политики РауфаДенкташа правильна. Кипр стратегически важныйостров, но с другой стороны, наша задача – улучшение жизненного уровня шестидесятипяти миллионов человек, которую можно решить, став членом ЕС, становясь богатойстраной и частью современного цивилизованного мира. Мы не можем упустить эту возможностьиз-за проблемы Кипра».
Однаконеобходимо учитывать стратегическую важность Кипра, особенно ввиду нынешних конфликтовна Ближнем Востоке. Утрата влияния в Северном Ираке и на Северном Кипре воспринимаетсятурецким руководством как сокращение стратегического потенциала и усиление факторовриска для национальной безопасности страны. События в Ираке резко повышают уровеньуязвимости Турции, в то время как потеря Северного Кипра сокращает зону ее региональноговлияния уже на западном направлении. Очевидно, что в обоих случаях натовская системаили система коллективной европейской безопасности не выступают гарантом обеспечениятурецких национальных интересов. Кроме того, по мнению турецких военных, в любойвозможной войне будущего Турция зависит от внешних поставок оружия и снаряжения,морские и воздушные пути доставки которых проходят через Кипр. Это обусловлено тем,что турецкие войска на Кипре не подпадают ни под какие международные соглашенияпо ограничению вооружений.
Вэкономическом аспекте положение Кипра, «ключа» ко всему Восточному Средиземноморью,позволяет Турции контролировать подходы к средиземноморским портам Турции – Искендеруну,куда перекачивается иракская нефть, Мерсину и Джейхану, предполагаемому конечномупункту транспортировки каспийской нефти из Баку. Помимо всего прочего, турецкиелидеры считают, что любая уступка Анкары в вопросе урегулирования кипрской проблемынеминуемо ослабит доверие к ней со стороны среднеазиатских республик, которым Турциястремится покровительствовать, а возможно, и в остальном мусульманском мире.
кипр турция внешняя политика
Списокисточников и литературы
1.РауфРаифДенкташ:Турецкая Республика Северного Кипра: краткая история. – Баку, 1996.
2.http://beznen-yul.narod.ru/strana/sev-kipr.htm
3.ЯстребовЯ. Турция на распутье // Красная звезда, 16.07.2002.
4.ТретийЕвропейский департамент МИД Российской Федерацииhttp://www.ln.mid.ru/ns-rkonfl.nsf/90be9cb5e6f07180432569e00049b5fb/241f63c2c8183bfd43256cf400289722?OpenDocument
5.КоммерсантЪ,26.07.2000.
6.http://www.byegm.gov.tr/on-sayfa/ab/eu-np.htm
7.Независимаягазета, 13.11.2002.
8.Новоевремя, № 48, 1.12.2002
9.ВестникКипра
10.http://www.cyprusadvertiser.com/article.asp?id=333
11.http://www.greekgazeta.rU/archives/nomer06/articles/7.shtml
12.http://www.abkhaziya.org/books/abkhaz_turkish.html
13.http://www.hellas.ru/
14.http://news.bbc.co.uk/hi/news/newsid_3580000/3580159.stm