Содержание
Введение
1. Историясоздания и становления Интерпола
2. Состав,структура и направления деятельности Интерпола
3. Интерполи РФ: вопросы и проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Самая значительнаямировая проблема XXI века — «международный терроризм». Он затрагивает практически все крупные государства.Россия же играет в данной проблеме не мало важную роль, т.к. является крупнымпоставщиком разного рода боевого оружия.
Также последние годы вРоссии наблюдается значительный рост преступности, в том числетранснациональной. Преступность дестабилизирует экономику, оказываетразрушительное влияние на политику и общественную жизнь, подрывает устоигосударства и становится угрозой для его безопасности. Организованнаямеждународная преступность использует мировой интеллект, науку, техническийпрогресс. «Организованная преступность расширила межрегиональные имеждународные связи. Организованная преступность не просто наладиламеждународные связи и вышла на международную арену, но заняла там твердыепозиции, стала элементом международной преступной деятельности, широко влияющейна положение дел в мире, международную политику». Недавние внутренние проблемыРоссии, связанные с Чечней, межнациональные столкновения Абхазии и Грузии,незатухающие военные конфликты на границе с Таджикистаном, территориальныеспоры между бывшими республиками СССР, имеющими с Россией тесные экономические,демографические связи, а с большинством и общие границы, спад экономики -всеэто обостряет криминогенную ситуацию. Преступность в России в последние годыхарактеризуют резкие качественные изменения. Корыстная мотивация сталапреобладающей. На фоне реформ в РФ разрастается теневая экономика. Создаютсяусловия для криминализации банковско-финансовой и производственной сфер.Рыночная экономика и внешнеэкономическая деятельность также не свободны отвлияния преступных организаций. В эти процессы втягиваются другие государства.
1. Историясоздания и становления Интерпола
Международнаяорганизация уголовной полиции — Интерпол — ведет свою официальную историю с1923 года. Главной целью ее создания стала необходимость консолидации усилийправоохранительных органов различных стран в борьбе с наиболее опаснымипреступлениями, имеющими международный характер. Штаб-квартира Интерполанаходится во французском городе Лионе.
Новому этапу в борьбе смеждународной преступностью положило начало создание ООН. В соответствии сУставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваютсяГенеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В деятельности ООНв данной области значительная роль отведена Международной организации уголовнойполиции (Интерпол).
Международнаяорганизация уголовной полиции была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международнойорганизации уголовной полиции.
Становление интерпола.
— 1889г. – состоялосьучредительное заседание Международного союза уголовного права.
— 1905г. – предпринятаочередная попытка объединить усилия в борьбе против международной преступности.
— 1910г. – предложениеучредить всемирный союз полиции.
— 1923г. –Международный полицейский конгресс в Вене.
— 1924г. – принятарезолюция по вопросам:
— созданиеинформационных отделений по сбору фактов о международной преступности;
— разработка системдоказательств и международный розыск преступников;
— организация отделенийпо идентификации людей на расстоянии;
— издание газетымеждународной полиции;
— создание совместнойпрограммы по предотвращению и выявлению поддельных банкнот и документов;
— 1940г.- главой МГУПстал Артур Кебе.
— 1956г. – принятиеустава Интерпола.
— В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя наГенеральной Ассамблее.
— В 1997 году Интерполи ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высокомавторитете данной организации.
В настоящее времяИнтерпол — это крупная международная организация, вторая по численности послеООН и самая крупная организация правоохранительных органов.
2. Состав, структура инаправления деятельности Интерпола
Состав интерпола:
— Президенторганизации;
— Три вице-президента;
— Девять делегатов.
Структура Интерпола.
1. Генеральная Ассамблея– это пленарный совещательный орган, являющийся высшим органом организации:
— принимает решения поосновополагающим вопросам
— определяет принципы иустанавливает общие меры, отвечающие достижению целей организации
— изучает и утверждаетобщую программу деятельности
— принимает резолюции идает рекомендации по вопросам находящимся в компетенции Организации
— Определяет финансовуюстратегию организации
— Генеральная Ассамблеясостоит из делегатов государств-членов. Сессии проходят каждый год. Ее работуорганизует исполнительный комитет.
— Генеральная Ассамблеяможет принимать решения только на пленарной сессии. Решения принимаются наоснове резолюций или занесения в протокол.
2. Исполнительныйкомитет – это избираемый организацией совещательный орган.
Роль Исполнительногокомитета:
— Контролирует решениеГенеральной Ассамблеи;
— Готовит повестку днясессий Генеральной Ассамблеи;
— Контролируетадминистрацию и работу Генерального секретаря;
— Представляет нарассмотрение Генеральной Ассамблеи все программы или проекты, которые считаетполезными;
— Предлагает кандидатана пост Генерального секретаря.
Основные направлениядеятельности Интерпола следующие:
1. Уголовнаярегистрация. Объект регистрации — сведения о «международных» преступниках ипреступлениях, носящих международный характер.
2. Международныйрозыск.
3. Розыск подозреваемыхдля наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
4. Розыск лиц,пропавших без вести.
5. Розыск похищенныхпредметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).
3. Интерпол и РФ:вопросы и проблемы
СССР был принят вчлены Интерпола 27 сентября 1990 года на 59-й сессии Генассамблеи в Монреале,
Россия какправопреемник СССР является полноправным членом Интерпола Указ Президента РФ от30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельностиМеждународной организации уголовной полиции — Интерпола»
На основе егоУстава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВДсоздано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ). 14 октября 1996 г. вынесено Постановление Правительства РФ N 1190 «Об утверждении Положения о Национальномцентральном бюро Интерпола», Инструкция о порядке обработки информации вНЦБ РФ и другие документы.
НЦБ РФ являетсясамостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ направах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главнаяфункция-координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органамидругих государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.
В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российскийнациональный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функциикоторого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органовРФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) сЕврополом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизмавзаимодействия.
Российскийнациональный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейскойорганизацией (Европолом) является структурным подразделением Национальногоцентрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел РоссийскойФедерации.
РНКП обеспечиваетв пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального)компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничествемежду Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.
Задачи Интерпола у насдовольно многочисленны, в их число входят:
· оказаниесодействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций иправоохранительных органов иностранных государств в соответствии смеждународными договорами РК;
· наблюдениеза исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью,участниками которых является РФ.
Объявление вмеждународный розыск преступника не может осуществляться без согласияГенеральной прокуратуры РФ и другими правоохранительными органами имеющимотношение к тому или иному уголовному делу. Так например в 2003 году сиспользованием возможностей Интерпола за рубежом было установленоместонахождение 92 человек, разыскивавшихся правоохранительными органами России.39 из них были задержаны.
После терактов вНью-Йорке (США) в 2001 году в Генеральном секретариате Интерпола была созданатак называемая группа «11 сентября», в задачи которой вошлакоординация действий правоохранительных органов разных стран в борьбе смеждународным терроризмом. На основе этой группы постоянно действуетОперативно-координационный центр. Интерпол признал терроризм одной из основныхугроз правопорядку во всем мире. Отправной точкой в этой работе стал список издвух десятков организаций, которые ООН признала террористическими. ПолучаемыеНЦБ Интерпола в России из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранныхгосударств сообщения упреждающего характера об угрозе имеющих международнуюзначимость преступлений террористического характера на территории РоссийскойФедерации передаются в ФСБ.
Россия выполняет впервую очередь обязательства о выдаче преступников, объявленных в международныйрозыск, а также об обмене соответствующей информацией с другими членамиИнтерпола, придерживающихся аналогичных «правил игры». Последнее обстоятельствовесьма существенно – поскольку ныне российское НЦБ поддерживает взаимодействиепо указанным вопросам не со всеми членами Интерпола. Но и это взаимодействиегод от года приносит все более весомые плоды.
С помощью международныхколлег по Интерполу только в прошлом году в нашу страну депортировало болеедесятка преступников, замешанных в криминальных деяниях международного размаха.
Бывший Генеральныйдиректора Интерпола Раймонд Кендалл сказал: «Когда Советсткий Союз вступил вИнтерпол, мы столкнулись с фактом, что ваша преступность не известна намсовершенно. Она тесно связана со всеми изменениями в экономике и политике. Аони столь причудливы и непредсказуемы. У нас и раньше были дела, связанные смафией. Но то, что открылось после, превзошло все ожидания самых опытныхспециалистов. Та же итальянская мафия к насилию не прибегает сразу. В еёарсеналах масса других способов: коррупция, вымогательство. Насилие возможнотолько в самом крайнем случае. Ваши же сразу начинают с насилия».
Повседневнаяработа сотрудников российского НЦБ – это в подавляющем большинстве работаинформационная: сведения о преступном «интернационале» необходимо собрать,систематизировать, проанализировать и представить в виде документа для принятиярешения руководству страны, после чего организовать практическое выполнениевыработанного решения, наладить обмен информацией с зарубежными партнерами,отладить взаимодействие и т.д.
С одной стороны,никаких трений у Интерпола с российскими правоохранительными органами не должновозникать хотя бы потому, что Национальное центральное бюро (НЦБ) официальновходит в структуру центрального аппарата МВД России на правах главногоуправления и его возглавляет действующий генерал-майор российской милиции ТимурЛахонин. Более того, в центральных милицейских органах всех субъектовРоссийской Федерации с 1997 по 2008 год были созданы филиалы НЦБ Интерпола.
Формально ониотвечают за взаимодействие с НЦБ Интерпола других стран и с Генеральнымсекретариатом этой международной организации. То есть, по сути, Интерпол как бывживлён в систему наших правоохранительных органов, в чём-то дублируя ихфункции, а в чём-то ведя явный надзор. Но, с другой стороны, НЦБ этоймеждународной организации в России напрямую подчиняется не Москве, а Лиону иименно там принимаются все ответственные решения, касающиеся деятельности этоймеждународной организации.
Так что выходит,что российский Интерпол находится как бы в двойном подчинении: одновременно какструктурное подразделение российского МВД и некоей международной организации свесьма размытыми функциями и совсем непростыми связями. «Эта самаядвойственность положения чрезвычайно удобна Лиону (а скорее Брюсселю иВашингтону – основным «пользователям» информации Интерпола) и не слишком устраиваетМоскву, – считает глава Академии геополитических проблем генерал-полковникЛеонид Ивашов. – Но нас, похоже, никто не спрашивает: задумана вся эта системабыла уж точно не ради нашего удобства».
Заключение
Некоторые решенияИнтерпола выглядят двояко и могут восприниматься как политические. Например,Интерпол снял ограничения на международный розыск Невзлина и Березовского –казалось бы, дружественный жест, но сделал он это только тогда, когда у обоихбеглецов утряслись проблемы со статусом. До этого их можно было легкоарестовать, но Интерпол не торопился. Теперь ограничения сняты, а толку-то?Арестовать фактически нельзя ни того ни другого. Полезен ли Интерпол? В чём-тобезусловно: когда дело касается поиска угнанных и проданных за рубеж машин, расследованиядеятельности наркобаронов. Но специфический политический аспект тоже не стоитсбрасывать со счетов.
Едва дело доходит допоимки действительно важных преступников, у Интерпола начинаются сбои. Недавностало известно о готовящейся экстрадиции из Италии некоего Михаила Помбрика.При задержании у 77 летнего старика изъяли паспорта России и Израиля, нозаинтересовались им вовсе не из-за двойного гражданства. Представители полицииписали десятки рапортов, в которых указывали на то, что Интерпол, по сути,вставляет им палки в колёса, но никаких действий не предпринималось.
Когда Помбрика всё-такиарестовали, представители Интерпола несколько раз пытались его извлечь изтюремной камеры и воспрепятствовать выдаче российской стороне. Формально – попричине «недостаточности улик», а неформально – так говорят компетентные лица –возможно, Помбрику собирались предложить размен. Культурные и художественныеценности в обмен на свободу. Такие случаи бывали, и Помбрику просто не повезло:итальянцы напрямую договорились с российской стороной об экстрадиции. АИнтерпол лишь успел сделать вид, что также причастен к громкомуделу.
Считаю, что проблемысотрудничества есть и будут между Интерполом и рядом других государств – ихчленов.
Список используемойлитературы
1. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовнойполиции Интерпола»;
2. Постановление Правительства РФ от 14октября 1996 г. N 1190 «Об утверждении Положения о Национальномцентральном бюро Интерпола» с изм. от 29.05.2006 г.;
3. Приказ МВД РФ от 8 мая 1997 г. N 280 «Об организационно-штатных вопросах НЦБ Интерпола»;
4. Устав Международной организацииуголовной полиции Интерпол (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.);
5. Европейская конвенция о борьбе стерроризмом от 27 января 1977 г.