Реферат по предмету "Международные отношения"


Интеграционные процессы в Союзе Арабского Магриба

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ ИБЛИЖНЕГО ВОСТОКА
1.1 Формирование и развитие экономической интеграции в арабском мире
1.2 Предпосылки и условия региональной экономической интеграции арабскихстран
1.3 Приоритеты и перспективы развития региональной экономическойинтеграции стран Ближнего Востока и Северной Африки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Развитие международной экономической интеграции (МЭИ) в настоящее времяявляется одной из наиболее ярко выраженных тенденций эволюции мировогохозяйства. Эта тенденция охватывает практически все регионы мира. Получивпервоначальное развитие на европейском континенте, МЭИ все более широкораспространяется в развивающемся мире, в том числе в странах Северной Африки иБлижнего Востока, где получила свое воплощение в созданных региональных исубрегиональных организациях, таких, как Совет сотрудничества арабскихгосударств Персидского залива, Союз арабского Магриба, Совет арабскогосотрудничества и др.
За последние 30 лет эти страны накопили богатый и чрезвычайно ценный опытвзаимного сотрудничества. Оценка возможностей и перспектив региональнойэкономической интеграции арабских стран представляет безусловный интерес дляразвития и обогащения теории МЭИ. С другой стороны, научное осмысление развитияинтеграционных тенденций в этом регионе имеет и большую практическую значимость,прежде всего для арабских стран. При этом многие вопросы, касающиеся развитиярегиона – экономического, социального, а также интеграционного, – являютсякрайне дискуссионными и в арабской, и в западной, и в российской литературе.
В то же время понимание происходящих процессов ивозможных путей развития этой группы государств представляет собой важнуюзадачу и для мирового сообщества, поскольку ее значимость в мировой экономике имеждународных экономических отношениях (МЭО) весьма велика в контексте происходящихглобализационных процессов, формирования транснациональных экономическихвзаимосвязей, возникновения новых параметров МЭО. Арабские страны, в недрахкоторых залегают свыше 40% мировых доказанных запасов нефти и более 15%природного газа, переместились в последние десятилетия с региональной перифериив фокус мировой экономики, играют важную роль в обеспечении ее стабильности ивоздействуют на широкую гамму актуальных международных и региональных проблем.Причем есть основания полагать, что по мере сокращения мировых углеводородныхзапасов важность стран арабского мира в мировой экономике и политике можетвозрастать.
При рассмотрении экономических показателей арабскихстран и их места в МРТ особую значимость имеет концептуальное понимание имисобственных национально-государственных экономических интересов, среди которыхважное место занимает необходимость усиления региональных экономическихинтеграционных процессов. Развитие интеграционных процессов объективноукрепляет их положение в мире.
Таким образом, необходимость теоретического,методологического и практического осмысления опыта интеграции арабских стран ианализ этого процесса на современном этапе приобретает особую актуальность.
Объектом исследования стала экономическая интеграцияСоюза Арабского Магриба; предметом – общественно-экономические отношения,возникающие между субъектами интеграции по поводу формирования и реализацииинтеграции Союза Арабского Магриб.
Целью данной работы является выявление проблеминтеграции арабских стран на примере Союза Арабского Магриба.
В соответствии с целью работы перед автором поставленыследующие задачи:
— изучить формирование интеграционных процессов встранах Северной Африки и Ближнего Востока;
— рассмотреть Союз Арабского Магриба в контекстерегиональной интеграции;
— выявить приоритеты и перспективы развитиярегиональной интеграции Арабского Магриба.
Цель и задачи работы определили ее структуру, котораясостоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованнойлитературы.

1.ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И БЛИЖНЕГОВОСТОКА
1.1     Формирование иразвитие экономической интеграции в арабском мире
Экономическое сотрудничество арабских стран, возможности и перспективыего развития имеют ярко выраженную специфику, проявляющуюся в частности в том,что сближению государств арабского мира объективно способствует рядобъединяющих факторов и тенденций общемирового характера, прежде всегоинтернационализация и глобализация мирового хозяйства. На развитиеинтеграционных тенденций в арабских странах арабского мира оказывают влияние иглобальные общемировые тенденции – как экономического, так и политическогохарактера.
К первым можно отнести усиливающуюся интернационализацию и глобализациюмировой экономики, изменение соотношения «Центр-Периферия», в целомусиливающиеся интеграционные процессы и необходимость для арабских стран поискановых путей своего включения в систему международного разделения труда.
Ко вторым – обострившиеся в последнее время проблемы региональнойбезопасности, угрозы, вызовы и риски «нетрадиционного» ряда.
Эти процессы, безусловно,подталкивают страны региона к усилению хозяйственного взаимодействия с цельюполучения ими экономических выгод.
Помимо этого,центростремительные тенденции в арабском сотрудничестве порождаются действиемспецифических, присущих именно этому региону, характеристик. В их числе:особенности исторического развития, общность культурно-религиозных иполитико-правовых аспектов; это природно-ресурсные и экологические основы, атакже этно-демографические закономерности; геополитические и экономическиепроцессы и сформировавшиеся интеграционные потенциалы; активное участие каждогоиз государств и их группировок в международном разделении труда и системе(подсистемах) международных экономических отношений.
Исторически развитие арабских странимеет много общего. Население нынешних арабских стран входило в средние века всостав Арабского халифата, оказавшего огромное воздействие на материальные и надуховные аспекты и сформировавшее взаимные экономические связи.
Географическая близостьарабских государств, наличие общих границ и исторически сложившихсяэкономических связей также представляет собой важный фактор развитиямеждународной экономической интеграции в регионе. Он определяет традиционностьи широту развития различных хозяйственных связей этих стран – приграничных,торговых, миграционных, и тем самым содействует формированию, становлению иукреплению внутрирегионального интеграционного экономического сотрудничества.
Сегодня Северная Африка и Ближний Восток представляют собой единыйтерриториально-географический комплекс, для которого характерна специфическаяоднородность природных условий и связанных с ними общих проблем. Это в значительноймере предопределяет необходимость регионального сотрудничества для их решения,что является одной из немаловажных предпосылок формирования региональногоэкономического интеграционного блока.
Арабские страны объединяет общность языка – арабского, что упрощаетреализацию межстранового экономического сотрудничества. Для стран БлижнегоВостока и Северной Африки общим является то, что их народы ориентированы натрадиционный уклад, семейные ценности, культуру предков, наработанные формыдеятельности, т.е. имеют специфические культурные особенности и единуюэтнопсихологию, а доминирующей формой общественного сознания является религия.[1]
Ислам представляет собой мощный объединяющий арабские страны фактор: 90%их населения (арабы и не арабы) исповедуют эту религию (существуют две основныеветви ислама – шииты и сунниты, а также большое число направлений, школ, сект ит.д.), 10% принадлежат к другим конфессиям, главным образом христианским, таккак они разрешены.[2]
Место религии в арабскихстранах чрезвычайно велико. Для них ислам представляет собой универсальнуюсистему философских, экономических и правовых взглядов. Исламские ценностипронизывают все без исключения явления их политической и экономической жизни.Ислам служит здесь государственной религией, источником законодательства,выполняет функции социально-культурного регулятора, т.е. по сути, это образжизни. Эта религия носит всеохватывающий характер, многие стороны повседневнойжизни и поведения верующих строго регламентированы.
В регионе имеет место общность экономических и иных проблем, стоящихперед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики,политического сотрудничества и т.д. Следовательно, условия экономическогоразвития этой группы стран в определенной степени также ставят перед нимизадачу усиления хозяйственного взаимодействия и интенсификации процессоврегиональной экономической интеграции, что представляется жизненно необходимымдля решения основных социально-экономических задач этих стран.
В то же время, наряду соднозначно сближающими факторами глобального и (суб)регионального характерамежду арабскими странами действуют силы, сдерживающие или даже препятствующиеих сближению. Среди них нельзя не видеть разнонаправленность политическихинтересов, моно- и малотоварность экономик многих из них и как следствиенесхожесть сформировавшихся интеграционных потенциалов и низкий уровенькомплиментарности их экономик. И, наконец, нельзя не видеть неоднозначностьдвойственного влияния на развитие интеграционных процессов в арабском миренефтяного фактора, наличие экономико-политического союза (ССАГПЗ) иэкономико-хозяйственное их объединение в производстве (добыче) и реализациинефти (ОПЕК), с одной стороны и импорт нефти остальными арабскими странами.
Состояние нефтегазовой отрасли стран Ближнего, Среднего Востока иСеверной Африки, где сосредоточены крупнейшие мировые запасы углеводородногосырья, имело решающее влияние на развитие их национальных экономик и социальнойсферы. Это определялось ее высоким удельным весом в ВВП и доминирующимположением в ряду источников валютных поступлений государств региона. Нефть инефтепродукты, а также природный и попутный газ служили основой обеспечениятопливом и сырьем таких ключевых и наиболее динамично растущих отраслей, какэнергетика и нефтехимия.[3]
Крупные нефтегазодобывающие страны данного региона оказывали и оказываютна протяжении последних десятилетий ощутимое, а в отдельные периоды и решающеевлияние на мировой рынок углеводородов. Их статус крупных экспортеровэнергоносителей — важная предпосылка доступа к значительным внешнимзаимствованиям, игравшим на протяжении последних десятилетий существенную рольв финансовом обеспечении социально-экономического развития.
Арабские страны имеют одинаковые проблемы развития,которые можно разделить на три группы: законодательно-правовые,организационно-структурные и общеэкономические, наличие которых сдерживает ихинтеграцию.
Проблемы законодательно-правового характера обусловленынеразработанностью интеграционных концепций арабских стран,непоследовательностью в реализации принятых решений в сфере интеграции,нескоординированностью их действий.
Общеэкономические проблемы связаны с различиями в уровнях экономическогоразвития арабских государств.
Основные организационно-структурные проблемы вытекают из неэффективностиинституциональной системы имеющихся интеграционных блоков, нежеланиясубрегиональных группировок вводить элементы наднациональности путем созданиясоответствующих над- и межнациональных органов.[4]
Можно выделить несколько особенностей, характерных длявновь формирующихся или активизирующих свою деятельность региональныхинтеграционных группировок:
1.  Новые группировкинацелены на реализацию далеко идущих целей гармонизацию нетарифных ограничений(НТО), торговли услугами, инвестиционную либерализацию и определение общегоинвестиционного режима в рамках стран–участниц, более глубокие формыинтеграционного взаимодействия в рамках конкурентной политики.
2.  Они носятвнешнеориентированный характер в отличие от внутриориентированных блоков1960–1970-х гг. Многие ранее созданные блоки (с участием развивающихсягосударств) исходили из экономической модели импортозамещения, отличалисьжесткой национальной политикой протекционизма в отношении третьих стран, т. е.в условиях высоких таможенных барьеров проводили взаимную таможеннуюлиберализацию (главным образом, путем введения преференциальных пошлин).Напротив, современные блоки практикуют принципы открытого регионализма, когданалицо – интеграция вглубь, а не только по традиционным направлениям торговойполитики.
3. Если ранееинтеграционные группировки создавались в основном строго с учетом уровнейэкономического развития стран-членов (развитые страны – развитые страны,развивающиеся страны – развивающиеся страны, социалистические страны –социалистические страны), то нынешние группировки включают страны с разнымуровнем развития: НАФТА, ЗСТ ЕС–Мексика, АТЭС. Во второй половине 1990-х гг. растетколичество межблоковых соглашений о ЗСТ, в том числе с вовлечением стран разныхконтинентов, когда принцип географической близости играет все меньшую роль (атрадиционно именно он лежит в основе регионализации).
4. Этот процессимеет две формы проявления: количественную (поток новых региональныхсоглашений, перезаключение ранее существовавших договоров на новых условиях ит. п.) и качественную (растет глубина регионального хозяйственноговзаимодействия, использование комплексных, более развитых форм интеграции).
5. Новые черты интеграционных соглашений в 1980–1990-хгг.
включают также: широкое участие США в различных региональных
инициативах; переход развивающихся стран к более открытой
экономической политике; углубление и институционализация интеграции;
развитие валютно-финансовой интеграции.
Указанные характеристики связаны с особенностямиосуществления экономической интеграции в условиях глобализации. Если в1950–1980-х гг. лидирующая роль в формировании интеграционных объединенийпринадлежала государствам, то второй этап регионализма отличается болеезначительной ролью внешнего фактора – глобализации мировой экономики.[5]
На современном этапе развития мировой экономики именновызовы глобализации – и прежде всего формирование и рост влияния исоперничества трех основных блоков – инициируют создание региональныхинтеграционных объединений развивающихся стран, так как только в рамкахподобного сотрудничества для последних появляется возможность усиления своейконкурентоспособности и противостояния этим вызовам. Одновременно появляетсяпотенциальная возможность воспользоваться позитивными последствиямиглобализации. В противном случае национальные государства и их экономикиостанутся уязвимыми. Другими словами, внешние (по отношению к национальномугосударству) факторы развития МЭ и МЭО вызывают необходимость формирования региональныхинтеграционных группировок стран развивающегося мира и их можно поставить в рядосновных в этом формировании.
В то же время внутренние социально-экономические иполитические факторы и особенности участия этих стран в международномразделении труда пока не позволяют активизировать деятельность интеграционныхблоков развивающихся стран. Более того, в подавляющем большинстве случаеввзаимодействие в рамках этих блоков, как правило, находится на доинтеграционномуровне. Однако с учетом влияния глобализации («внешнего фактора»), а такжеприменения понятия «интеграция» в качестве процесса (длительного) можноговорить о региональной экономической интеграции развивающихся стран кактенденции.
1.2     Предпосылки иусловия региональной экономической интеграции арабских стран
Вторая половина ХХ в. стала временем проявления новыхтенденций в процессе экономического сближения стран Северной Африки и БлижнегоВостока. Этому объективно способствует ряд объединяющих факторов и тенденцийобщемирового характера – интернационализация и глобализация мирового хозяйства,а также и специфических, присущих именно этому региону (исторических,этно-демографических, культурно-религиозных, геополитических и экономических)особенностей.
Географическая близость арабских государств, наличиеобщих границ и исторически сложившихся экономических связей содействуетразвитию и укреплению внутрирегиональных хозяйственных связей.
Условия экономического развития этой группы стран (каквнутренние, так и внешние) также ставят их перед необходимостью усиленияхозяйственного взаимодействия и интенсификации процессов региональнойэкономической интеграции, что представляется жизненно необходимым для решениясохраняющихся и возникающих социально-экономических задач.
Программы экономической реорганизации в этих странахшироко осуществляются на протяжении последних 30 лет (многие – совместнымиусилиями) и имеют ряд положительных последствий, в частности, имеет место ростобъемов производства обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства,развитие туризма, увеличение частного сектора, притока прямых иностранныхинвестиций и т. д.
Однако сравнительный анализ уровней, динамики,пропорций и важнейших факторов развития стран САБВ в контексте глобальныхизменений в мировой экономике показывает, что они переживают немалые трудности.
В этой связи на базе принимаемых межправительственныхрешений представляется возможным определить основные задачи региональнойэкономической интеграции арабских стран, т. е. теоретического (и прагматического)подхода к решению актуальных задач национального развития.[6]
1.  Необходимость укрепленияполитического единства и создания взаимоувязанных отраслей национальныххозяйств. При этом подчеркиваются совместные внутри- и внешнеэкономическиеинтересы, а также общие опасности (например, угроза внешней агрессии);
2.  Необходимостьпостоянной модернизации национальной экономики, перехода от традиционного ксовременному производству, использования доходов от нефти для закупоксовременных машин и технологий государствами региона. Для этого использоватьинвестиции частных предприятий и государства и государственные планы развития.Поощрять импорт иностранной рабочей силы.
3.  На стыке 1980-х и1990-х гг. произошла смена концепции развития: государственная монополияпостепенно уступала место режиму открытой, либеральной экономики.[7]Например, в ОАЭ была проведена частичная приватизация, в национальное хозяйствобыли допущены частный местный и иностранный капиталы, созданы СЭЗ, ограниченовмешательство государства в ценообразование и установление таможенного режима,повсеместно внедрены рыночные отношения.
4.  Правительствамиряда стран (Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) перед государственными, частными ииностранными компаниями были поставлены задачи: интенсифицировать строительствосовременных промышленных предприятий, продукция которых должна соответствоватьмировым стандартам, перейти от импортозамещения к экспортоориентированию (приформировании конкурентных преимуществ в ведущих экспортных отраслях),диверсифицировать номенклатуру экспортных товаров и торговых партнеров и, такимобразом, снизить уровень зависимости стран от экспорта нефти.
Содействовать созданию сети государственных, частных(в том числе, исламских) и иностранных банков в целях финансированиянационального и зарубежного строительства, а также в целях продвижениянациональных интересов за национальные границы.
5.  Оказать помощьнациональному предпринимательству в создании рекреационных объектов дляиностранных туристов, повысить качество услуг до мировых стандартов иобеспечить национальному государству дополнительные источники полученияиностранной валюты.
6.  Повыситькультурно-образовательный и информационно-технический уровень населения.
В целом можно утверждать, что концепция экономическогоразвития и задачи, стоящие перед государствами региона, предусматривают мощныйсоциально-экономический рывок на рубеже веков и создают новые перспективы наXXI в. Как показывают исследования экономических преобразований 1990-х гг.,арабские страны, ориентированные на региональную интеграцию, смогли реализоватьбольшую часть своих концептуальных замыслов, но, несмотря на все положительныеаспекты, арабские страны отличаются недостаточно высоким уровнем экономическойинтеграции.[8]
Появление региональных организаций отражает степеньпонимания странами определенных геополитических, геоэкономических и военныхимперативов, то есть рост их национально-политического сознания. Кроме того, возникновениерегиональных организаций обычно отражает сознание настоятельной потребности вединстве как одном из условий прогресса.
Концепции создания единой региональной организациигосударств Персидского залива стали возникать на рубеже 1950–1960-х гг. Процессих создания имеет свою историю. Он представлял собой попытки экономическогосотрудничества, взаимодействие в политической и военной сферах, и их симбиоз.
И хотя разногласия между странами затруднялиналаживание регионального сотрудничества между ними, тенденция к усилениювнутрирегионального взаимодействия проявилась, прежде всего, в создании ЛигиАрабских Государств (ЛАГ), которая является одной из старейших, и в то же времяодной из наиболее «проблемных» региональных организаций современного мира, атакже субрегиональных блоков, прежде всего Совета сотрудничества стран Персидскогозалива (ССАГПЗ) и Союза арабского Магриба.[9]
Факторы, объединяющие арабские государства, все-таки преобладаютнад существующими разногласиями, ведущими к взаимному отторжению. В ближайшембудущем именно эта проблема будет находиться в эпицентре политических итеоретических дискуссий, более того – международной практики.
В этой связи представляется, что необходим пересмотрконцепций организационного подхода к сотрудничеству стран как в Персидскомзаливе, так и в Северной Африке, основанный на изменившихся за полвека реалияхв мировой экономике и политике.
Представляется также, что перспективы и возможностиразвития региональной экономической интеграции стран САБВ в значительнойстепени будут зависеть от реализации их рыночных реформ и диверсификацииэкономики, так как для усиления взаимосвязей между ними необходим определенный(и пока отсутствующий) уровень их экономического развития и взаимодополняемостьнациональных хозяйств. Немаловажную роль в этом призваны играть также эволюцияих внешнеторговых условий и снижение взаимной конкуренции на внешних рынках наоснове развития взаимовыгодного разделения труда, а также политические аспектыразвития.
1.3     Приоритеты иперспективы развития региональной экономической интеграции стран БлижнегоВостока и Северной Африки
Наиболее актуальной для региона САБВ является интеграция в глобальнуюторгово-экономическую систему, олицетворяемую, прежде всего, ВТО. Вхождение вэту систему необходимо как для устойчивого экспорта арабской продукции на рынкиразвитых стран и приобретения необходимого импорта, так и для привлечениязарубежных инвестиций.
Это тем более реально,что предпосылки для развития внешней торговли в регионе САБВ достаточноблагоприятны. Арабские страны как Машрика, так и Магриба обладают развитымиторговыми связями и легкодоступными внутрирегиональными торговыми маршрутами.Развитие транспорта и быстродействующих сетей связи во всем мире увеличилоэкспортные возможности ближневосточных и северо-африканских производителей. Этотакже увеличило конкуренцию между иностранными компаниями, заинтересованными ввыходе на региональные рынки. Последнее связано с тем, что при среднем доходена душу населения, более высоком, чем у большинства развивающихся стран, ипочти 5% мирового населения, регион потенциально представляет собой обширныйрынок со значительной покупательной способностью.[10]
Географическая структура экспортаарабских государств, предопределяется их товарной структурой, т.е.ориентирована в основном на группу промышленно-развитых стран. В целомнаправления экспорта арабских стран не отличаются большим разнообразием. Болееполовины его идет в индустриальные страны, главным образом в Европу. Этопроисходит из-за того, что между этими странами экономические и, в частности,внешнеторговые связи сформировались исторически. Например, Марокко и Тунисимеют тенденцию экспортировать во Францию, Египет – в Соединенные Штаты.
Товарная структура импортарассматриваемых стран в значительной мере подтверждает общие выводы и оценки вотношении развития как национальной экономики, так и ее связей и отношений смировым хозяйством.
Примерно треть импорта традиционноприходится на такую статью, как машины и оборудование. Можно отметить некоторыйрост этой статьи как у стран САМ, так и у государств ССАГПЗ. Импортируютсястроительные материалы и товары народного потребления, автомобили и запчасти,машины, готовая одежда. Значимым аспектом соперничества развитых стран в ходеих взаимодействия со странами ССАГПЗ остается военно-техническоесотрудничество.
В динамике данного показателя за последнее десятилетие, следует отметитьряд характерных моментов. Движение доли внешнеторговых партнеров странАрабского Магриба в импорте отдельных из них характеризовалосьразнонаправленностью, хотя изменения не были резкими и происходили вотносительно узких рамках – в пределах 1-3%. В свете экономического сближенияТуниса и Марокко со странами Евросоюза доля последнего, и без того высокая, ещеболее возросла. В Мавритании, Ливии и Алжире, напротив, наблюдается некотороеснижение импорта из европейских стран. Для США – второго по значению послеЕвропы экспортера продукции в магрибинские государства – можно отметитьснижение данного показателя.[11]
Импортные операции государств ССАГПЗтрадиционно более ориентированы на США, Японию и страны АТР, а уж затем – наЗападную Европу.
Таким образом, наибольший удельныйвес в географической структуре и у государств САМ, и у ССАГПЗ приходится настраны Запада, в то время как доля внутрирегиональной торговли все еще остаетсяна низком уровне.
Многие действующие арабскиесоглашения ставят целью развитие межарабской торговли с учетомкоординированного развития национальных экономик по взаимодополняющемупринципу.
Однако, осуществляемые в связи с этим проекты, не всегда достигаютнамеченных целей по насыщению арабского рынка необходимыми товарами. Зачастуюкрупномасштабные промышленные проекты чреваты низкой рентабельностьюкапиталовложений, что приводит к банкротствам предпринимателей, так какарабский рынок не достиг пока уровня, при котором крупные затраты могли быбыстро окупаться.
В качестве одного из альтернативных путей координированного развитияпромышленности арабских стран и межарабской торговли специалисты считаютреализацию программ в расчете на рынки отдельных регионов арабского мира,объединенных схожими природными условиями, демографической структурой населенияи географическим положением. К таким районам могут быть отнесены, например,Большой Магриб, Персидский залив и долина Нила. Среднемасштабные производства впределах выделенных районов должны прежде всего удовлетворять потребностиместных рынков, а избыточная продукция должна направляться в другие районы.Подобный путь развития, возможно, позволил бы лучше учитывать реалии арабскогосообщества.
Одним из основных направлений региональной интеграции является развитиефинансового сотрудничества. Страны арабского региона пытались наладить такоесотрудничество практически все последние 50-лет.
В настоящее время свободное перемещение арабского капитала в регионе САБВсдерживается нестабильностью политического экономического и финансового положениямногих арабских государств; большим числом ограничений и бюрократическойволокитой местных органов власти; отсутствием необходимой информации повопросам инвестиций; невысоким уровнем прибыли на вложенный капитал; сложностьюв получении гарантий от конфискации и секвестра; отсутствием единой политики вдеятельности различных межарабских фондов развития и постоянно функционирующегообщеарабского товарного рынка.
Одним из направлений реального развития интеграционных процессов арабскихстран ССАГПЗ может стать введение единой валюты. На наш взгляд, единая валютаможет рассматриваться как наиболее действенный инструмент гораздо болееширокого хозяйственного сближения интегрирующихся стран, реально способствующихустранению разногласий, препятствующих развитию межрегиональной торговли иинвестиций, унификации макроэкономической политики, перепрофилированиюэкономики, чтобы обеспечить поступательное развитие национальных хозяйств вбудущем. При этом есть все основания утверждать, что экономическая интеграциямонархий Залива происходит на основе органического синтеза собственныхцивилизационных принципов, характеристик и базовых ориентаций, где важное местопринадлежит исламу, и универсальных достижений западной цивилизации.Развивающаяся аравийская модель указывает на то, что рассматриваемая группагосударств движется не по пути «вестернизации», а имеет собственный маршрут врамках формирующейся всепланетарной полицентрической цивилизации, которая подразумеваетсуществование социокультурных и духовных различий, что, безусловно, найдет своеотражение и в формирующейся модели валютной интеграции стран ССАГПЗ.
На сегодняшний день процесс валютной интеграции, намеченный странамирегиона, идет успешно и его перспективы выглядят обнадеживающе. Смогут листраны преодолеть стремление сохранить суверенитет в этой области в пользуединой политики и единого валютно-экономического пространства – покажет время.Успех зависит исключительно от усилий на межстрановом уровне.
Одно из направлений экономическойинтеграции – создание свободы передвижения рабочей силы между интегрирующимисястранами, выражающейся в росте ее межарабской миграции.
Миграция рабочей силы в арабском регионе находится в большой зависимостиот двух факторов. Первый – это конъюнктура нефтяного рынка, а второй –политический климат в регионе.
Процесс миграции рабочей силы изодной арабской страны в другую носит неорганизованный характер, а потому неможет учитывать не только отдаленных, но даже и текущих интересов сторон. Приэтом, если страны-импортеры рабочих рук стремятся получить дешевую рабочуюсилу, то страны-экспортеры заинтересованы в повышении заработной платы своимгражданам (т.е. в росте поступлений иностранной валюты). Как следствие стихийноеперемещение рабочей силы между двумя группами стран привело к эмиграциинаиболее квалифицированных работников в «нефтяные» страны и нехваткеквалифицированных кадров в странах-экспортерах. Более того, известны случаи,когда эмигранты устраиваются на работу в «нефтяных» странах не по специальностии постепенно теряют свою квалификацию.
В арабских странах пока не существует возможности, как например в Европе,гражданам одной страны свободно работать в других. Слабо осуществляетсямежарабское разделение труда.
Налаживание сотрудничества междуарабскими государствами в области использования имеющихся трудовых ресурсов,организации подготовки квалифицированной рабочей силы на плановой основе и мерпо регулированию процесса их перемещения из одних стран в другие, безусловно,содействовали бы решению проблемы нехватки рабочей силы «нефтяных» странах и ее«излишков» и безработицы в «не-нефтяных странах». Если говорить конкретно, тосуществуют объективные возможности для организации миграции рабочей силы изЕгипта, Судана, Сомали, Туниса, Марокко и Йемена в Саудовскую Аравию, Ливию,Ирак, Кувейт, ОАЭ и Катар, что принесло бы выгоду обеим группам стран испособствовало бы решению проблем их экономического развития.
На сегодняшний день в рамках интеграционных группировок – в частностиССАГПЗ – ведется работа по этим направлениям. Например, количество лицензий,выданных гражданам стран, входящих в Совет, на работу в других странахгруппировки, увеличилось с 4194 шт. в 1992 г. до 6094 в 2001 г., а стоимостьсовместных проектов неуклонно росла, достигнув в 2001 г. 744 млн. долл., однакомасштаб внутрирегионального сотрудничества остается невысоким.[12]
Основные направления развития экономической интеграциив регионе САБВ нам видятся в:
— интенсификация процессов мирного урегулирования. Возможный прогресс варабо-израильских мирных соглашениях предоставил бы возможность движения понаправлению к большей политической согласованности внутри региона и, какследствие, некоторых прямых экономических выгод. Мир позволит снизить военныерасходы, доля которых к ВВП является высочайшей в мире. Это также должноувеличить прибыльность инвестиций, путем снижения странового риска и открытиярегиональных проектов в таких областях, как электроэнергетика, туризм и водоснабжение;
— процесс интеграции среди арабских стран будет значительно усилен, еслибудут развиты прочные связи с основными партнерами вне региона;
— внутренние реформы и многосторонняя либерализация станут основнымидвигателями на пути к экономической интеграции, но существует необходимость и впринятии мер, направленных напрямую на усиление регионального взаимодействия. Вих числе снижение различий в законодательной системе;
— нехватка развитой инфраструктуры, которая объединила бы арабскиестраны, причиняет значительный ущерб внутриарабской торговле и туризму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения внешнеэкономических связей стран региона между собойможно сделать вывод, что с экономической точки зрения, арабские страныотличаются недостатком интеграции – в связи со слабым уровнем экономическоговзаимодействия внутри региона и отсутствием эффективной системы, призваннойнаправлять, регулировать, и контролировать экономические отношения. Несмотря набольшое количество группировок и интеграционных организаций в регионе,экономическая интеграция продолжает носить характер насаждаемой «сверху» и практическине подкрепляется взаимодействием на микроуровне. При этом большее развитиеполучили прикладные проекты, не требующие многостороннего регулирования иконтроля.
Перспективы и возможности развития региональной экономической интеграциистран САБВ в значительной степени будут зависеть от реализации их рыночныхреформ и диверсификации экономики, так как для усиления взаимосвязей между ниминеобходим определенный (и пока отсутствующий) уровень их экономическогоразвития и взаимодополняемость национальных хозяйств.
В заключение можно отметить, что какую бы модель развития МЭИ ни выбралиарабские страны, к какому бы региональному экономическому центру ни тяготели,им необходимо учитывать мировой опыт интеграционных процессов, предпосылкиинтеграции, нормативно-правовую основу интегрирующихся стран, положительные иотрицательные последствия для конкретного государства, связанные с углублениеминтеграционных процессов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. БяшароваА.Р. Основные направления развития экономической интеграции в регионе СевернойАфрики и Ближнего Востока. (Статья).// Горный информационно-аналитическийбюллетень, №8. М., Изд-во МГГУ. 2006
2   Бяшарова А.Р.,Шкваря Л.В., Арабские страны в мировой экономике: специфика взаимодействия.//М.:Изд-во МосГУ. 2006
3   Бяшарова А.Р.,Шкваря Л.В., Организационные формы развития международной экономическойинтеграции в арабских странах. (Статья).// Научные труды международнойнаучно-практической конференции ученых (МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 11-12 января2005 г. Т.1. Экономика. Москва-Луганск. Изд-во МАДИ (ГТУ), МСХНА, ЛНАУ. 2005
4   Подкопаева М. Сонмагрибинца // «Завтра». 11.11.1997
5   Примаков Е.М.Ближний Восток на сцене и за кулисами. Конфиденциально. М., 2006
6   Русакович В.Проблемы кросс-культурных коммуникаций в управлении внешнеэкономическойдеятельностью / Природа предпринимательства: социальный и профессиональныйпортрет предпринимателя. Материалы научного проблемного семинара. – М., 2005
7   Шкваря Л. В.Предпосылки региональной экономической интеграции арабских стран. (Статья) //Вестник Российской Экономической академии им. Г. В. Плеханова. № 2 – 2005.
8   Шкваря Л. В. Экономическая интеграция в условияхглобализации мировой экономики: трансформацияформ и теорий. – М.: Изд-во «Компания Спутник+», 2006.
9   Шкваря Л. В.,Бяшарова А. Р. Арабские страны в мировой экономике: специфика взаимодействия. –М.: Изд-во МосГУ. 2006
10  www.gcc-sg.org/ JOINTPROJECTS IN G.C.C.
11  www.maghrebarabe.org- Официальныйсайт Союза арабского Магриба.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.