Федеральное агентствопо образованию
Государственнойобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ЧитГУ)
Институт переподготовкии повышения квалификации
Кафедра международногоправа и международных отношений
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
“ИНТЕРПОЛ”
по дисциплине:
Международное право
Выполнил студент группы ЮС-07-1
Григоренко Михаил Евгеньевич
Проверил:________________________
__________________________________
Чита – 2009
План работы
Введение
1.История Интерпола
2.Структура, функции и организация деятельности Интерпола
2.1Интерпол и борьба с терроризмом
3.НЦБ Интерпола в России
Заключение
Списокиспользованных источников
Введение
Темой данной курсовой работы автором былизбран Интерпол. Что представляет собой эта организация, чем она занимается?Многим, даже некоторым из числа практических работников правоохранительных органово данной организации мало что известно. А ведь в настоящее время представитьмировое сообщество без данной важной организации невозможно. Необходимостьмеждународной криминальной полиции продиктована временем и имеет почти вековуюисторию. Интерпол — вторая в мире по количеству стран-участниц международнаяорганизация, способная похвастаться очень богатой историей. Сейчас Интерполявляется мировым координационным центром по борьбе с терроризмом иорганизованной преступностью.
В настоящей работе рассмотрены основныевопросы, раскрывающие понятие международной уголовной полиции, её функции,значение, а также значение Интерпола в борьбе с преступностью в России какстране-участнике данной международной организации. Курсовая работа представленавведением, четырьмя главами, заключением и списком использованных источников.
Целью работы является изучение правовогоположения Интерпола, его практического значения, организации и направлений егодеятельности путём исследования и анализа нормативно-правовых актов,регламентирующих вышеуказанные вопросы, а также изучение других источниковинформации.
Объектом работы является нормативнозакреплённое положение международной криминальной полиции в современном мировомсообществе, правоотношения и практическое значение участия Российской Федерациив Интерпол.
Предмет изучения – это рассматриваемые впроцессе работы нормы международного и российского законодательства,регламентирующие правовое положение Интерпола.
1. История Интерпола
Преждечем начать рассматривать историю международной криминальной полиции необходимодать понятие данной организации. Итак, ИНТЕРПОЛ (англ. Interpol) — сложносокращенное слово,образованное от «International police» — Международная организация уголовной полиции,созданная в 1923 г. и насчитывающая свыше 150 членов. Интерпол не обладает статусомсубъекта международного права, но в силу соглашений с Экономическим исоциальным советом ООН о тесном сотрудничестве между органами обеих организацийпризнан в качестве межгосударственной организации. Штаб-квартира Интерполанаходится во Франции (г. Лион). Членами его фактически, с согласиясоответствующих правительств, являются полицейские органы входящих в него государств.
Сотрудничество в рамках Интерполаосновано на соблюдении национального суверенитета и приоритета национальногоправа, универсальном характере сотрудничества, а также ограничениисотрудничества определенными случаями (дела политического, военного,религиозного или расистского характера исключаются).
Изначально Интерпол был создан дляпресечения деятельности преступников, которые пользовались, говоря современнымязыком, прозрачностью границ между европейскими государствами. Совершивпреступление, допустим, во Франции, они легко уходили в Германию или в Италию.В соседней стране они не подлежали аресту, да их никто и не искал. ПоявлениеИнтерпола в корне изменило ситуацию. Был налажен механизм обмена информациеймежду полицейскими службами, разработана схема выдачи преступников.
Ныне Интерпол работает по трем основнымнаправлениям:
· Созданиеи поддержка системы глобальной коммуникации полицейских служб. Основное условиемеждународного сотрудничества правоохранительных органов — это возможностьбеспроблемной и безопасной связи. Созданная Интерполом система называетсяI-24/7 («Интерпол, 24 часа, 7 дней в неделю»).
· Оперативнаябаза данных. Полиция страны — участницы Интерпола имеет доступ к имеющейся вштаб-квартире базе данных. Она содержит имена, отпечатки пальцев, фотографии,пробы ДНК, образцы удостоверений личности и иностранных паспортов и так далее.
· Службаоперативной поддержки. Интерпол развивает следующие программы: поиск беглыхпреступников, координация борьбы с терроризмом, наркотрафиком, с контрабандойлюдей, преступностью в области финансов. В области интересов Интерполанаходятся также поиски краденых произведений искусства, угнанных машин,биотерроризм.
Интерпол финансируетсястранами-участницами, которые платят ежегодные взносы.
ФормальноИнтерпол был создан в 1923 году на Международном полицейском конгрессе в Вене.Первая попытка была предпринята на первом Конгрессе криминальной полиции,который состоялся в Монако в 1914 году. Говорят, что проведение конгресса былоинициировано князем Монако Альбертом Первым. Как-то князь познакомился скрасивой молодой немкой, на которой собрался жениться и которая, как потомвыяснилось, оказалась наводчицей в воровской шайке. Лишившись фамильныхдрагоценностей, незадачливый жених призвал лучших сыщиков мира и объявил сборпервым международным съездом сотрудников уголовной полиции. На призывпотрясенного женским коварством князя откликнулись 188 человек из 24 стран, втом числе три дамы. Они договорились создать единый банк данных и разработатьпроцедуру ускоренной выдачи преступников странам-участницам. Следующую встречу- через два года в Бухаресте — отменила Первая мировая война. К идее князяАльберта вернулись в 1923 году.
3сентября в Вене состоялся первый полицейский конгресс, на котором и былопринято решение создать Международную комиссию криминальной полиции. Еетелеграфный адрес звучал как «Интерпол». Так организацию сталиименовать в обиходе. Поскольку Австрия была хозяйкой первого полицейскогоконгресса, шеф австрийской полиции автоматически возглавил новую организацию.Большую часть секретариата также составили австрийцы. Австрия почтистопроцентно осуществляла финансирование Интерпола. До Второй Мировой войныИнтерпол функционировал как форум для обмена информацией и идеями.Сотрудничество полицейских служб было неофициальным. Бывший генеральныйсекретарь Интерпола Андрэ Боссар сказал как-то: «Долгое время мы работаликак некий клуб по интересам».
В марте1938 года Австрия была присоединена к нацистской Германии. Буквально в часвступления немецких войск в Вену рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер сместилпрезидента Интерпола доктора Михаэля Шкубля и заменил его на нациста ОттоШтайнхаузля. На обложке журнала Интерпола «The International CriminalPolice Review» за 10 июля 1938 года Штайнхаузль был изображен в формештандартенфюрера СС. В руки нацистов попала вся база данных Интерпола, которойони в полной мере воспользовались. С 1940 года президентом Интерпола стал главаслужбы безопасности нацистской Германии Райнхард Гейдрих. Штаб-квартирапереехала в Берлин. Гейдрих оставался на этой должности до самой своей смерти врезультате покушения в июне 1942 года. Место Гейдриха занял эсэсовец АртурНебе. Затем президентом международной полиции стал печально известный ЭрнстКальтенбруннер. После крушения нацистского режима Кальтенбруннер был осужденНюрнбергским трибуналом и казнен.
Послевойны Интерпол пришлось, по сути, создавать заново. В конце 1946 годапредставители шестнадцати государств, входивших в Интерпол, встретились вБельгии и попытались воссоздать организацию. По некоторым данным, среди нихбыли люди, которые в годы войны сотрудничали с нацистами.
С 1946года по 1989 год штаб-квартира Интерпола располагалась в Париже. Затем онапереехала в Лион. Она же является региональным центром для Европы,Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерполарасквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для ЗападнойАфрики), Буэнос-Айресе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико(для стран Карибского бассейна и Центральной Америки).
В 1956году Интерпол получил свое нынешнее название (Международная организациякриминальной полиции) и новый устав — конституцию. С 1982г. получил в ООНстатус Международной Межправительственной Организации.
2.Структура, функции и организация деятельности Интерпола
Основнойнормативный акт, регламентирующий деятельность и устанавливающий правовоеположение Интерпола – это Устав. В статье 1 Устава законодатель определяетназвание и местоположение организации: “Организация, именуемая«Международной комиссией уголовной полиции», называется отныне:"Международная организацияуголовной полиции — Интерпол".Местом ее пребывания определена Франция”.[1] Устав же определяет ицели данной организации, опираясь на которые можно сделать вывод о направленияхдеятельности, структуре Интерпола (ст.2 Устава). Цели МОУП следующие:
1. Обеспечивать широкоевзаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамкахсуществующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации правчеловека.
2. Создавать и развивать учреждения,которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности иборьбе с ней.
Изцелей видно, что Интерпол – это объединение учреждений уголовной полицииразличных стран, которые осуществляют сотрудничество между собой в рамкахсвоего законодательства, а при этом руководствуются одновременно ВсеобщейДекларацией прав человека.[2] Тем не менее, согласностатьи 3 Устава Организации категорически запрещается осуществлять какое-либовмешательство или деятельность политического, военного, религиозного илирасового характера.
ЧленомМОУП может быть любая страна, функции полицейского органа которой соотносятся сфункциями Интерпола. Соответствующий правительственный орган государства подаётзаявку Генеральному секретарю МОУП, а принятие в члены утверждается ГенеральнойАссамблеей при голосовании большинства — 2/3 голосов.[3]
Проанализировав вышеизложенное несложноопределить и задачи Интерпола. Ими являются:
1. Установление оперативной связи совсеми членами И. для передачи информации с преодолением существующих языковыхбарьеров.
2. Создание и развитие службы сбора иобработки информации, отвечающей международным потребностям.
3. Обеспечение надежной и быстрореагирующей службы розыска и публикаций о розыске международных преступников.
4. Координация мер взаимной техническойподдержки.
5. Стимулирование международногосотрудничества путем собственной или посреднической деятельности в областиисследований, обучения и повышения квалификации, оснащения, использования кадрови вспомогательных средств.
Для реализации своих задач Интерполобладает собственными быстродействующими линиями связи, обслуживаемымикруглосуточно, осуществляющими в том числе фототелеграфную передачу отпечатковпальцев и фотоснимков. Справочная служба располагает криминалистическими картотекамии системами обработки данных, банком данных о международных преступниках.Создан центр оценки и обработки информации для идентификации международных преступников,включая возможность установления взаимосвязей и совпадений, относимых к лицам икатегориям дел.
Международный розыск лиц и (или)предметов объявляется Генеральным секретариатом И. по просьбе национальныхцентральное бюро или по собственной инициативе. В этих целях распространяютсяобъявления о розыске лиц* для задержания («красноугольное»); для полученийсведений («сине-угольное»); превентивное объявление розыска («зеленоугольное»);для идентификации неопознанных трупов («черноугольное»). Может быть объявлен и международныйрозыск предметов.
Работа Интерпола на местном уровнеорганизована следующим образом: в каждой стране, входящей в организацию,существует Национальное центральное бюро (НЦБ). В нем работают представителиместных органов правопорядка. НЦБ общается напрямую со штаб-квартирой Интерполав Лионе, региональными бюро и НЦБ других государств. Тем самым обеспечиваетсяэффективное сотрудничество почти двухсот государств с различными политическимисистемами, мировоззрениями и религиями? В рамках Интерпола сотрудничают дажестраны, не имеющие между собой дипломатических отношений. В своей деятельностиИнтерпол не выходит за рамки законодательства данной конкретной страны идействует в духе Всемирной декларации прав человека. Принципы, на основекоторых осуществляется экстрадиция преступников, были разработаны ещё в 1930 году.
Высшим органом Интерпола являетсяГенеральная Ассамблея, а в период между ее сессиями высшим административныморганом с более узкими полномочиями и составом — #M12291841500800Исполнительный комитет#S воглаве с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральныйсекретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение всистеме органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро(НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства иданной организации с соответствующим двойным подчинением. Замыкают системуорганов управления советники, исполняющие исключительно консультативныефункции.
В состав Генеральной Ассамблеи входятпредставители всех стран-членов. Количественный состав делегации нигде неоговорен. Однако устав требует включать сюда чиновников уголовной полициивысокого ранга, служащих, функции которых в национальном масштабе связаны сдеятельностью Интерпола, а также специалистов по вопросам, включенным вповестку дня очередной сессии Генеральной Ассамблеи.[4]В работе сессии могут принимать участие в качестве наблюдателей представителистран, не входящих в Интерпол, а также делегаты от международных организаций.
Сессии Генеральной Ассамблеи проводятсяежегодно, в осеннее время, на разных континентах и в разных странах. Каждаяделегация при голосовании имеет один голос.
Уставные полномочия ГенеральнойАссамблеи следующие:
1. Определятьосновные направления сотрудничества полиции разных стран в рамках Интерпола.
2. Готовитьи проводить мероприятия, облегчающие такое сотрудничество.
3. Приниматьновых членов.
4. Рассматриватьи утверждать план работы и бюджет на предстоящий год.
5. Избиратьдолжностных лиц организации.
6. Решатьфинансовые вопросы.
Здесь же образовываются постоянные ивременные комиссии по специальному изучению отдельных вопросов борьбы спреступностью несовершеннолетних, распространением наркотиков и др. РезолюцииГенеральной Ассамблеи по внутриорганизационным и процедурным вопросам являютсяобязательными для исполнения, а резолюции в адрес полицейских органов иправительств – рекомендательными.
Кроме названных сессий, представителигосударств-членов организации регулярно проводят Региональные конференции попроблемам, которые нецелесообразно выносить на сессию Генеральной Ассамблеи.Ряд проблем требует предварительного обсуждения в странах данного региона. Какправило, здесь формируется единая точка зрения ряда стран по данной проблеме,единый подход к ее решению, согласовываются и координируются практическиеусилия по борьбе с отдельными международными преступлениями уголовногохарактера, распространенными в данном регионе.
Исполнительный комитет выполняет функцииГенеральной Ассамблеи в период между сессиями. Он следит за проведением в жизньрекомендаций Генеральной Ассамблеи, контролирует деятельность Генеральногосекретаря и готовит повестку дня очередной сессии. Исполнительный комитетсостоит из избираемых Генеральной Ассамблеей Президента (сроком на 4 года),трех Вице-президентов (сроком на 3 года), которые должны представлять разныестраны и континенты (Азию, Америку, Африку, Австралию и Европу) и девятиделегатов.
Президент Исполнительного комитетаИнтерпола фактически является главой всей организации и руководит еедеятельностью в период между сессиями Генеральной Ассамблеи. Все руководство осуществляетсякак через Исполнительный комитет, так и непосредственно путем принятияединоличных решений по текущим делам. В 1988г. Президентом Интерпола был избранфранцуз Иван Барбо – генеральный директор национальной полиции Министерствавнутренних дел Франции, под началом которого находились все департаментыфранцузской полиции и их личный состав в количестве более 125 тыс. служащих.
Заседания Исполнительного комитетапроводится не менее одного раза в год. Все решения принимаются большинствомголосов. Однако Президент пользуется своим правом голоса только в том случае,если голоса остальных членов распределились поровну. При выполнении своихфункций все члены Исполнительного комитета действуют как представителиИнтерпола, а не как представители своих стран.[5]
Генеральный секретариат является постояннодействующей службой всей организации, включает в себя Генерального секретаря,специалистов и административный персонал. Он проводит в жизнь решенияГенеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, действует как международныйцентр по борьбе с общей преступностью, а также как специализированный иинформационный центры, обеспечивает эффективное административное руководствоИнтерполом, поддерживает связи с НЦБ и международными организациями, готовитнеобходимые публикации, выполняет обязанности рабочего секретариата на сессияхГенеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, поддерживает связьс Президентом и выполняет некоторые иные функции.
Возглавляет секретариат Генеральныйсекретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет из числалиц, не старше 65 лет. Это главная фигура Интерпола в деле организации борьбы спреступностью. По своему усмотрению он подбирает персонал Генеральногосекретариата и руководит всеми его службами. В штате Секретариата насчитываетсяоколо 300 сотрудников, из которых около 20 работают по контракту. Остальныенаправлены сюда на работу полицейскими службами стран-членов организации. Всемэтим сотрудникам запрещено при исполнении своих функций запрашивать илипридерживаться инструкций какого-либо правительства или других органов внеИнтерпола. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могутпрепятствовать выполнению их международной миссии.[6]
С 1987 г. в составе Генеральногосекретариата действует Европейский секретариат для разрешения региональныхпроблем борьбы с незаконной торговлей наркотиками на континенте и другимипреступлениями и совершенствования полицейского сотрудничества государств вЕвропе. В числе других органов Генерального секретариата следует назвать службуГенерального секретариата, специальное отделение для проведения работ общегохарактера и укрепления безопасности организации. В настоящее время в составесекретариата действуют 4 отдела: административный, полицейский,научно-исследовательский и технического обеспечения. Наибольший интереспредставляет деятельность полицейского отдела, который координируетсотрудничество полицейских органов — членов в борьбе с преступностью. В егоструктуре имеются подотделы по борьбе с незаконной торговлей оружием,международным терроризмом. В другом подотделе обрабатывается информация обизготовлении и сбыте поддельных бумажных и металлических денег, дорожных чеков,облигаций, акций и других фактах фальшивомонетничества. Здесь работает свояэкспертная лаборатория для исследования поддельных ценных бумаг, готовится ииздается специальный бюллетень «Фальшивомонетничество и подделки», подписчикамикоторого являются более 15 тыс. банков и эмиссионных учреждений всего мира.
Специальный подотдел полицейского отделазанимается сбором и анализом информации о незаконном распространении наркотическихсредств. В него входят служба руководителя подотдела со специальнымподразделением по связям и сотрудничеству, находящаяся в Бангкоке (Таиланд),группа по проведению операций и группа разведки. Большую помощь в работеоказывают региональные органы по борьбе с этими преступлениями. Руководитработой подотдела высший чиновник из Управления по делам о наркотическихсредствах министерства юстиции США.
У Интерпола пять региональных бюро: вХараре (Зимбабве), Абиджане (Кот д`Ивуар), Найроби (Кения), Буэнос-Айресе(Аргентина) и Сан-Сальвадоре (Сальвадор), а также офис в Бангкоке (Таиланд),сотрудники которого заняты связью отделов друг с другом и внешним миром.Региональные бюро занимаются координацией борьбы с организованной преступностьюв региональном масштабе.
Национальные центральные бюро (НЦБ)создаются в структуре полицейской службы каждого государства-члена Интерпола.Они являются центрами международного сотрудничества государств по борьбе спреступностью, опорными пунктами Интерпола на местах. Как уже было отмечено, вконкретном государстве НЦБ является постоянно действующим органом Интерпола.Одновременно оно является полицейским органом этого государства, наделеннымбольшими полномочиями по борьбе с преступностью. Подобных органов нет ни в одноймеждународной организации. Будучи опорными пунктами международного полицейскогосотрудничества НЦБ в своих странах поддерживает деловые связи с судом,прокуратурой, пограничной и таможенной службами, а на международном уровне — сНЦБ других стран и Генеральным секретариатом.
Практическое осуществлениемеждународного сотрудничества в рамках Интерпола осуществляется следующимобразом. Просьбы и запросы Генерального секретариата и НЦБ отдельныхгосударств, наделенных правом помечать свои документы грифом «Интерпол»,поступают к руководителю НЦБ данной страны, а не в Министерство иностранных делили другое государственное ведомство. Руководитель НЦБ без промедления, вприказном порядке поручает подчиненным ему службам или должностным лицам кустановленному сроку исполнить запрос. Этим достигается оперативность и высокаяэффективность в деятельности НЦБ и всего Интерпола.
В «Доктрине НЦБ», принятой на 34-йсессии Генеральной Ассамблеи Интерпола в 1965 г., отмечено и другое направлениедеятельности: НЦБ как представитель Интерпола в государстве должно добиватьсяактивного участия национальной полицейской службы в делах Интерпола,информировать свой личный состав о преимуществах пребывания в этой организации,разъяснять условия и принципы международной полицейской кооперации в егосистеме. При этом НЦБ должны стать центром пропаганды политики Интерпола,инициаторами и проводниками претворения в жизнь всех решений его ГенеральнойАссамблеи.
Советникам поручается научная разработкаотдельных вопросов.[7] В перечень таких вопросоввходят проблемы борьбы с незаконным распространением наркотических ипсихотропных средс-тв, преступность несовершеннолетних, идентификация и розыскогнестрельного оружия, применение электронно-вычислительной техники вполицейской работе, передача изображений отпечатков пальцев с помощью средствсвязи и т.п. Генеральный секретарь вправе приглашать специалистов из числаученых и практиков, хорошо зарекомендовавших себя в определенной областизнаний, работы или ремесла. В случае согласия такого лица провести конкретноенаучное исследование специалист решением Генеральной Ассамблеи назначается надолжность консультанта сроком на три года. Досрочное отстранение консультан-товот должности может производиться только по решению Генеральной Ассамблеи.
Свои исследования и другие функцииконсультанты-советники могут исполнять как в штаб-квартире Интерпола, так и поместу постоянной службы и жительства в своей стране. Им предоставлено правопосещать сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей, а по приглашениюпрезидента они могут принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня.
Таким образом, из рассмотренногоматериала видна сложная структура и организация МОУП, её оригинальность иособое положение в мировом сообществе, из чего можно сделать вывод о значимостиданной организации для современного общества. Далее будет рассмотрен один изактуальных вопросов настоящего времени – борьба с терроризмом, какую роль вэтом играет Интерпол и какие сложности организации работы в этом направлениивозникают на практике.
2.1 Интерпол и борьба с терроризмом
Интерполвключился в борьбу с терроризмом в 1985 году. На заседании 54-й ГенеральнойАссамблеи в Вашингтоне было принято решение о создании специальной группы,которая займется «координацией борьбы с международным терроризмом».
Послетерактов 11 сентября в штаб-квартире Интерпола в Лионе был созданкомандно-координационный центр, который с тех пор занимается сбором сведений отеррористических организациях и группах. Генеральный секретариат Интерполаразрабатывает ряд аналитических программ, нацеленных на выявление террористов иинформирование правоохранительных органов других стран как о самих фигурантах,так и об их деятельности.
Былисозданы и постоянно обновляются списки международных террористов итеррористических групп. При Ноубле стала создаваться база образцов краденых иподдельных паспортов и других документов, которыми охотно пользуютсятеррористы. Как ни странно, раньше ее в Интерполе не было.
АдаптацияИнтерпола к нынешним условиям идет достаточно сложно. Основная тяжесть этойработы лежит на плечах Генерального секретаря Рональда Ноубла. До еговступления в должность Интерпол работал как банк — с девяти утра до пяти вечерапять дней в неделю. Получить информацию в субботу или воскресенье былоневозможно. Все сотрудники отдыхали. Ночью — та же картина. Шокированный Ноублнастоял на создании и внедрении системы I-24/7. С 2002 года штаб-квартирафункционирует круглосуточно. Работают постоянно обновляемые, защищенные отдоступа посторонних вебсайты, где можно получить всю необходимую информацию.
Ноублразрешил сотрудникам пользоваться электронной почтой для рассылки информации.Прежние руководители экономили на этом. Теперь же в течение двадцати четырехчасов информация переводится на принятые в Интерполе языки (английский,французский, испанский, арабский) и рассылается по всему миру. Ранее ееподготовка и рассылка занимала месяцы. Тем не менее, в восьмидесяти странах НЦБне имеют необходимого оборудования и вынуждены пользоваться обычной илиэкспресс-почтой.
Бедныестраны не могут платить взносы в бюджет Интерпола и, таким образом, лишаютсямногих привилегий и преимуществ. Это сказывается на деятельности организации вцелом. Ноубл призывает богатые страны не скупиться и помогать бедным — закупатьдля их НЦБ компьютеры и другое оборудование. «Лучше купить телефон бедномусоседу, чтобы он вызвал полицию, когда будут грабить ваш дом», — говоритНоубл.
Естьпроблемы и чисто политического свойства. Например, многие американцы убеждены,что демократической стране не место в организации, в которую входятпредставители «оси зла» — Иран, Ливия или Куба. При этом мало ктознает, что впервые «бюллетень с красным углом» (международный ордерна арест) в отношении Осамы бин Ладена был выдан отнюдь не СоединеннымиШтатами, а Ливией. Она сделала это в 1998 году. Бин Ладен был объявленливийскими властями в международный розыск за убийство двух граждан Германии.
Послухам, сотрудники Интерпола принимали участие в операции по поимке знаменитоготеррориста Ильича Рамиреса Санчеса по прозвищу «Шакал». В 1994 годуШакал был арестован в Судане и передан Франции. Сейчас он отбывает пожизненноезаключение. Интерпол не опровергает и не подтверждает эту информацию.
РуководствоИнтерпола мечтает о тех временах, когда любой офицер полиции или таможенникбудет иметь моментальный доступ в его базу данных и сможет сразу получатьинформацию о подозреваемых. В аэропорту. На границе. Везде. «Мы имеем делос людьми, которых границы не останавливают, — говорит Рональд Ноубл. — Безсотрудничества мы не сможем победить. Чем раньше это поймут все, темлучше».
3.НЦБ Интерпола в России: задачи, структура, организация
Национальноецентральное бюро Интерпола, структурное подразделение Министерства внутреннихдел Российской Федерации (далее именуется — НЦБ Интерпола), является органом посотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РоссийскойФедерации с правоохранительными органами иностранных государств — членовМеждународной организации уголовной полиции — Интерпола и Генеральнымсекретариатом Интерпола[8].
Главнымизадачами НЦБ Интерпола являются:
1.Обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовныхпреступлениях.
2.Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительныхорганизаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствиис международными договорами Российской Федерации.
3.Осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросамборьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация[9].
СССРбыл принят в члены Интерпола 27 сентября 1990 года, а с января 1991 года вструктуре МВД создано НЦБ (Национальное центральное бюро) Интерпола. За свою 17-летнююисторию участия в этой организации российские правоохранительные органыдостаточно активно использовали ее потенциал. Вступив в Интерпол, мы получиливозможность вывести на международный полицейский уровень огромный массивинформации по разыскиваемым физическим лицам, автомашинам, культурнымценностям, недействительным (поддельным, похищенным, утраченным) документам имногое другое. Общепризнанно, что информационные каналы Интерпола насегодняшний день являются самыми быстрыми и эффективными. Глобальнаятелекоммуникационная система Интерпола I-24/7 (24 часа в сутки 7 дней внеделю), к которой российское Бюро Интерпола присоединилось одним из первых,позволила нам повысить оперативность и качество передачи информации, теперь намне составляет труда передать практически в любую страну мира, скажем,фотографию похищенной картины или отпечатки пальцев разыскиваемого преступника.Членство в Интерполе дает возможность доступа ко всем базам данных Генеральногосекретариата Интерпола и оперативную круглосуточную связь с правоохранительнымиорганами всех стран — членов организации. Базы данных Генсекретариата Интерпола- это уникальный массив информации по физическим и юридическим лицам,похищенным автомашинам, культурным ценностям, оружию, поддельным денежнымзнакам, поддельным документам, различным категориям преступлений — многиемиллионы единиц учета. Формируется база за счет тех сведений, которыенаправляют страны-члены организации, кроме того, Генеральный секретариат самосуществляет анализ доступной информации. Часть этой информации, например, поразыскиваемым и пропавшим без вести лицам, доступна для всех стран-членовИнтерпола через свои НЦБ, часть информации является закрытой, это такназываемая внутренняя база Интерпола, и доступ к ней весьма органичен.Существует строгое правило: каждая страна, представляющая информацию вГенеральный секретариат, сама определяет, кто и в каком объеме даннойинформацией может пользоваться. Это особо оговаривается странами, иГенсекретариат это правило строго соблюдает. Есть информация, которуюГенсекретариат распространяет как можно шире, например, по пропавшим без вестидетям, наиболее значимым похищенным культурным ценностям, некоторыестатистические данные. Эти сведения находятся в открытой части специальногосайта Генерального секретариата Интерпола, они общедоступны. Главной задачейИнтерпола является информационный обмен между правоохранительными органамиразличных стран при расследовании уголовных преступлений международногохарактера. Другими словами, если уголовное преступление совершено на территорииРоссии, но следы ведут за рубеж, мы можем в рамках проводимого расследованияили проверочных мероприятий получить от наших зарубежных коллег интересующуюнас информацию, объявить в международный розыск преступника, снять картину сзарубежного аукциона, найти пропавшего без вести. Конечно, существует множествоограничений, вызванных, главным образом, особенностями национальныхзаконодательств наших зарубежных партнеров, правилами Интерпола, нормамимеждународного права.
Зачастуюинформация, поступившая по каналам Интерпола, служит основанием для возбужденияуголовных дел. Только один пример. Многие наверняка слышали о расследуемом впоследнее время деле по массовой подделке авторских подписей на произведенияхискусства. На картинах малоизвестных художников, главным образом западных,имитировались подписи известных русских живописцев XIX века, и картиныпродавались как неизвестные ранее шедевры. Так вот, решающую роль привозбуждении этого уголовного дела сыграло небольшое сообщение, поступившее кнам из Дании, в котором подтверждалось, что некое лицо действительно купило наодном из аукционов картины датских художников, которые затем продавались вРоссии как пейзажи Киселева.
Завремя существования нашего бюро только в странах дальнего зарубежья былоарестовано и передано российским правоохранительным органам свыше 200 человек,примерно столько же обнаружено лиц, пропавших без вести, за рубежом выявленооколо 200 российских похищенных либо незаконно вывезенных предметов искусства,на территории России обнаружено свыше 19,7 тысячи похищенных за рубежомавтомашин. За последние несколько лет с использованием каналов Интерпола скрупнейших международных аукционов был снят целый ряд предметов, похищенных натерритории России, в частности, шапка гвардейского офицера конца XVIII века,украденная из музея А.В. Суворова в Санкт-Петербурге в 1994 году ипродававшаяся на аукционе в Мюнхене.
Продолжаетсяулучшение технической оснащенности. В НЦБ создан, эксплуатируется и развиваетсяинформационно-вычислительный комплекс, являющийся, по оценке компетентныхспециалистов Генсекретариата, одним из лучших среди национальных бюро Интерполаво всем мире. Благодаря этой системе правоохранительные органы 6 регионов(Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область,Ростовская, Свердловская области и Республика Татарстан) получили доступ кбазам данных Генсекретариата Интерпола через территориальные подразделения(филиалы) НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Федерации. С ее помощьюправоохранительные органы этих регионов только за первое полугодие 2007 года врежиме реального времени проверили свыше 200 тысяч объектов.
Проходившаяв сентябре 2006 года в Бразилии 75-я сессия Генеральной Ассамблеи Интерполаясно обозначила возросший авторитет и значимость России в международномполицейском сотрудничестве. Впервые с момента вступления нашей страны в Интерполпредставитель России избран в состав Исполкома Интерпола — его главного органа,осуществляющего руководство организацией.[10]
Положениео Национальном центральном бюро Интерпола утверждено постановлением ПравительстваРФ от 14 октября 1996 г. N 1190.
НЦБ РФ является самостоятельнымструктурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главногоуправления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция — координациявзаимодействия российской милиции с аналогичными органами других государств — членов Интерпола и его Генерального секретариата.
НЦБ Интерпола в своей деятельностируководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями ираспоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорамиРоссийской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международногоправа, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола,нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации,иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением об НЦБИнтерпола.
Деятельность НЦБ Интерполаосуществляется на основе следующих принципов:
— законности;
— уважения и соблюдения прав и свободчеловека и гражданина;
— гуманизма;
— взаимодействия с правоохранительными ииными государственными органами Российской Федерации, а также международнымиправоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранныхгосударств — членов Интерпола.
НЦБ Интерпола осуществляет своюдеятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, незатрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовыйхарактер.[11]
Функции НЦБ Интерпола определеныПоложением о НЦБ Интерпола и Приказом МВД РФ от 3 июня 1997 г. N 333«О дополнительных мерах по реализации постановления ПравительстваРоссийской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1190». Согласно указанныхдокументов НЦБ выполняет следующие функции:
1. В установленном порядке принимает,обрабатывает и направляет в Генеральный секретариат Интерпола и национальные центральныебюро Интерпола иностранных государств (далее именуются — НЦБ Интерполаиностранных государств) запросы, следственные поручения и сообщенияправоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации дляосуществления розыска, ареста и выдачи лиц, совершивших преступления, а такжедля осуществления розыска и ареста перемещенных за границу доходов отпреступной деятельности, похищенных предметов и документов, проведения иныхоперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий по делам, находящимсяв производстве этих органов.
2. Принимает в пределах своих полномочийи в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации,Уставом Интерпола и обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола,меры по своевременному и надлежащему исполнению международнымиправоохранительными организациями и правоохранительными органами иностранныхгосударств — членов Интерпола запросов правоохранительных и иных государственныхорганов Российской Федерации.
3. Определяет, подлежат ли согласноУставу Интерпола и обязательным решениям Генеральной Ассамблеи Интерпола,федеральным законам и международным договорам Российской Федерации исполнениюна территории Российской Федерации запросы, поступившие из НЦБ Интерполаиностранных государств, и направляет их в соответствующие правоохранительные ииные государственные органы Российской Федерации.
4. Анализирует практику исполненияправоохранительными и иными государственными органами Российской Федерациизапросов международных правоохранительных организаций, правоохранительныхорганов иностранных государств — членов Интерпола, информирует руководителейсоответствующих правоохранительных и иных государственных органов РоссийскойФедерации о нарушениях установленного порядка исполнения этих запросов.
5. Запрашивает и получает отправоохранительных и иных государственных органов Российской Федерацииматериалы и документы для представления в Генеральный секретариат Интерпола всоответствии с Уставом Интерпола и обязательными решениями ГенеральнойАссамблеи Интерпола.
6. Обеспечивает соблюдениеустановленного порядка обращения с конфиденциальной информацией, содержащейся вмеждународных запросах, следственных поручениях и сообщениях, принимает меры,исключающие возможность несанкционированной передачи этой информацииюридическим и физическим лицам, которым она не предназначена.
7. Участвует по поручению Министерствавнутренних дел Российской Федерации в разработке международных договоровРоссийской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актовРоссийской Федерации по вопросам борьбы с преступностью.
8. Разрабатывает и представляет наутверждение Министра внутренних дел Российской Федерации согласованный справоохранительными и иными государственными органами Российской Федерациипорядок взаимодействия с международными правоохранительными организациями, правоохранительнымиорганами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатомИнтерпола по вопросам борьбы с преступностью.
9. Вносит в правоохранительные и иныегосударственные органы Российской Федерации предложения о формированииделегаций для участия в проводимых Интерполом форумах и других встречах.
10. Оказывает необходимуюконсультативно-методическую помощь правоохранительным и иным государственныморганам Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в сфереборьбы с преступностью в рамках Интерпола.
11. Формирует банк данных о лицах,организациях, событиях, предметах и документах, связанных с преступлениями, носящимимеждународный характер.
12. Формирует справочно-информационныйфонд зарубежного законодательства, обязательных решений и рекомендацийГенеральной Ассамблеи Интерпола, сведений о состоянии и основных тенденцияхразвития преступности в иностранных государствах.
13. Изучает зарубежный опыт борьбы спреступностью, разрабатывает предложения по его использованию в деятельностиправоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
14. Составляет по установленной форме инаправляет в Генеральный секретариат Интерпола сведения о состояниипреступности (в том числе ее структуре), о лицах, входящих в организованныепреступные группы, а также о лицах, совершивших преступления, связанные стерроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ,изготовлением и сбытом поддельных денег, с посягательством на исторические икультурные ценности, и другие преступления, которые в соответствии собязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола подлежат включению вмеждународную уголовную статистику. При этом не допускается передача сведений,распространение которых может причинить ущерб безопасности РоссийскойФедерации.
15. Издает по вопросам своейдеятельности информационный сборник и направляет его заинтересованнымправоохранительным и иным государственным органам Российской Федерации.
16. Передает в необходимых случаях дляопубликования в журналах, бюллетенях, сборниках и иных изданияхправоохранительных органов, а также для распространения в средствах массовойинформации сведения о лицах, находящихся в международном розыске, без вестипропавших, об идентификации личности, а также о розыске похищенных предметов идокументов.
17. Осуществляет иные функции,возложенные на НЦБ Интерпола.
Из рассмотренных выше вопросов следуетвывод, что практическое значение международного сотрудничества России в областиборьбы с уголовными преступлениями приняло национальный характер и оно довольновелико. В современных условиях такое сотрудничество принимает особое значение.Необходимо постоянное совершенствование и обновление форм и способоввзаимодействия органов уголовной полиции стран-сотрудников в рамках Интерпола,создание доступной и эффективной оперативной интегрированной базы данных,совершенствование способов доступа и передачи информации.
Заключение
Вступление нашей страны в Интерпол в1990 году стало событием исторического значения.
Растущие транснациональныесвязи преступных групп разных стран требуют самого тесного международногосотрудничества правоохранительных органов. Деятельность Бюро Интерпола важнадля МВД России не только с точки зрения эффективности сегодняшней деятельности,но и с точки зрения перспектив развития. Качество работы Бюро – один изважнейших факторов международного авторитета органов внутренних дел России.
Несмотря на относительнокороткий период деятельности, Национальное Центральное Бюро Интерпола проявилосебя с самой лучшей стороны. Высококвалифицированный и ответственный личныйсостав, грамотное руководство, умение наладить рабочие отношения с зарубежнымиколлегами, полномасштабное использование технических возможностей, – все этоспособствовало успешной работе Бюро. С первых же дней оно проявило себя какдееспособная структура МВД, которая постоянно наращивает свои усилия. Все болееактивный обмен оперативной информацией в рамках Интерпола сопровождался иоптимизацией этого процесса с нашей стороны. Не случайно уже в 2001 годуроссийское подразделение было признано одним из лучших в Европе.
Качественная исвоевременная информация, которую предоставляло наше подразделение зарубежнымколлегам, способствовала достижению максимальной результативности совместныхдействий. Эффективность российского Бюро подтвердила положительная динамикаколичества лиц, выданных в Россию из-за рубежа. За прошлый год оно ощутимовозросло. Помимо вопросов задержания преступников и подозреваемых, обменинформацией не раз позволял, например, снимать с иностранных аукционовпроизведения искусства, незаконно вывезенные из России. Эти достижениязаслуженно получили широкое общественное внимание.
В последнее время всебольшее значение приобретает совместная антитеррористическая работаправоохранительных органов разных стран. Россия, осознавшая угрозумеждународного терроризма раньше, чем другие государства, входит в число самыхактивных участников этой борьбы. Взаимодействие с зарубежными коллегами полинии Интерпола позволяет существенно повысить эффективность пресечения каналовфинансирования и иной поддержки террористических формирований, по розыскуисполнителей и организаторов терактов.
Библиографический список
1. Всеобщаядекларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ОрганизацииОбъединённых Наций 10.12.1948г.)
2. Уставмеждународной организации уголовной полиции (Интерпол). Вступил в силу 13 июня1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.
3. УказПрезидента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 «Об участии Российской Федерации вдеятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола».
4. Положениео Национальном центральном бюро Интерпола (утв. постановлением Правительства РФот 14.10.1996г. №1190).
5. www.mvd.ruОфициальныйсайт МВД России. статья Заместителя начальника НЦБ Интерпола при МВД Россииполковника милиции А. Абрамова от 27.09.2007г. ко дню образования НЦБ Интерпола.
6. Интернет-ресурсLawmix.ru
7. Интернет-ресурсYandex.cc
8. Интернет-ресурсAllpravo.ru