Содержание
Введение
1 ВТО – как международная организация
1.1 Задачи и функции ВТО
1.2 Основные направления деятельностиВТО
2 Проблемы Казахстана при вступлениив ВТО
2.1 Проблемы производства
2.2 Проблемы экономическойбезопасности
2.3 Проблемы сельского хозяйства
3 Перспективы, стремления и меры повступлению в ВТО
3.1 Финансовые перспективы
3.2 Выход на мировой рынок
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Казахстан, как и многие другие страны уже десять лет стремится статьчленом всемирной Торговой Организации (ВТО). Желание благое, ибо это будетспособствовать дальнейшей интеграции страны в современные хозяйственные связи.
Процесс вступления Казахстана, как правило датируют моментом подачизаявки, т.е. 1996 годом. Процесс длится уже 10 лет. (Для сравнения: у Китая наэто ушло 14 лет).
В течение многих лет правительство Казахстана утверждает, что осталосьсовсем немного до того момента, когда республика станет полноправным членомэтой организации. Однако, воз и ныне там. Не будем обвинять правительство вмедлительности, процесс этот действительно сложный и продолжительный, а, самоеглавное, окончательное решение абсолютно не зависит от желания одной страны. Вхождениев ВТО может состояться при учете сложного баланса интересов: во-первых,необходимо максимально отстаивать национальные интересы Казахстана; во-вторых,присоединение практически невозможно без учета интересов стран-членов ВТО.
При вступлении любой страны в ВТО имеются так называемые чувствительныеотрасли: отрасли, производители которых в наибольшей степени уязвимы, когдастрана становится членом данной организации. В Казахстане имеются тричувствительные отрасли – сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность. Исторически(еще с советских времен) именно эти отрасли являются наиболее проблемнымисекторами экономики республики.
Целью данной работы является исследование вступления Казахстана в ВТО.Цель работы предполагает решение следующих задач:
— Рассмотреть ВТО – как международную организацию, ее задачи, функции,основные направления деятельности;
— Изучить проблемы вступления Казахстана в ВТО: экономические,производственные, сельскохозяйственные;
— Рассмотреть открывающиеся перспективы при вступлении Казахстана в ВТО.
Работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, списокиспользуемой литературы.
1 ВТО – как международная организация
внешнеторговая экономическая финансовая казахстан
1.1 Задачи и функции ВТО
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов,своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанностиправительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовуюоснову ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ)в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами(ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальнойсобственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всехстран-участниц.
Главные задачи ВТО — либерализация международной торговли,обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическомуросту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО,которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачипутем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговыхпереговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а такжеоказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальнойэкономической политики государств.
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса,что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО.Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практикипока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаиимели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция,которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция вСингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализациюторговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новыерабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями,взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью вобласти государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились обизучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, котораябыла созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение оначале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно.Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе(Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет,который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в годв штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов иглав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятсядва специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров.Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; поограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам иадминистративным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся наследующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету поторговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальнойсобственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностьюспециализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принциповВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС.В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочаягруппа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальнойсобственности,помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения(ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов,связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаютсяотдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, какзащита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединенияк ВТО и региональные торговые соглашения.
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатныхсотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличиеот подобных органов других международных организаций, не принимает решений, таккак эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанностиСекретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам икомитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействиеразвивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положенияВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат такжеобеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров иконсультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшнийдень таких стран насчитывается более двадцати.
1.2 Основные направления деятельности ВТО
Рабочая программа ВТО формируется и утверждается на двухлетний период.Одним из существенных элементов при ее подготовке и определении в последниегоды становятся размеры бюджетных ассигнований, то есть происходит формированиетак называемой программы-бюджета организации. В работе по формированиюпрограммы-бюджета ВТО активное участие принимают Технический комитет попрограмме и координации (ТКПК) и Бюджетно-финансовый комитет (БФК). Программа ибюджет организации утверждаются на генеральной ассамблее.
В стратегии и направлениях работы на протяжении почти 15-летнегосуществования ВТО происходили существенные перемены. Они были взаимосвязаны какс количественным и качественным ростом объемов международного туризма, так и сразвитием и применением новейшей технологии в туристской индустрии. Необходимоотметить, что и в самих странах — членах ВТО происходили и происходят измененияв структуре и целях национальной туристской политики с учетом расширениямеждународных туристских связей, новых приоритетов в стратегии развития илиформирования (для большинства развивающихся стран) отрасли иностранноготуризма.
Определяющим направлением деятельности ВТО, зафиксированным в уставеорганизации (п. 2 ст. 3), является помощь развивающимся странам в облаституризма. Этот принцип фокусируется в основном в программе под названием«Техническое сотрудничество». В системе ООН принято узкое определение понятия«техническое сотрудничество», а именно предоставление специфической помощиразвивающейся стране или группе развивающихся стран. В рамках ВТО, а вернее — впрактике туризма, это понятие несколько расширяется и включает такжеиспользование результатов работы и конкретного практического опыта в другихнаправлениях деятельности, о которых будет сказано ниже.
Техническое сотрудничество требует весьма значительных капиталовложений ввиде людских ресурсов и финансовых средств. В этой связи значительная помощь вреализации этого вида деятельности оказывается со стороны Программы развитияОрганизации Объединенных Наций (ПРООН), исполнительным агентством которойявляется ВТО. Поскольку, согласно Финансовому регламенту ВТО, запрещаетсявыделение бюджетных средств организации на выполнение проектов техническогосотрудничества на местах, все внебюджетные расходы (на поездки специалистов иэкспертов, на оборудование и т. д.) берет на себя ПРООН.
Таким образом, в осуществлении технического сотрудничества понациональному проекту из области туризма участвуют правительственные органы(регламентирующие социально-экономическое планирование в стране в целом),национальные туристские органы (администрации), ПРООН и исполнительноеагентство в лице ВТО. Судьба определенного проекта, очевидно, зависит в первуюочередь от решения правительственного органа, который фактически санкционируетвыделение финансовых средств из фондов, выделяемых ПРООН на развитие всехсекторов социально-экономической деятельности в данной стране. По подсчетамВТО, из всех фондов ПРООН в среднем только 0,5 % направляется правительствами вконечном счете на осуществление проектов в секторе туризма.
В рамках выполнения проектов ПРООН в области туризма ВТО осуществляетконкретную помощь в виде миссий секторальной поддержки, используясоответствующие фонды ПРООН. За прошедшие годы было выполнено около 500 такихмиссий в 130 странах.
В таблице 2 приводятся разбивка этих миссий по регионам в 1988 году ипланы на 1989 год. [3, c. 77]
2 Проблемы Казахстана при вступлении в ВТО
2.1 Проблемы производства
Достигнутый уровень реформированияи открытости экономики нашей республики дают возможность Казахстану выгодноинтегрироваться в мировые, хозяйственные, экономические и технологическиепроцессы. Это представляет определенные преимущества: усиление процессаинтеграции Казахстана в мировую экономику, получение режима наибольшегоблагоприятствования в торговле товарами и услугами со странами — членами ВТО,увеличение поступлений инвестиций, доступность мировых рынков для экспортаказахстанских товаров и услуг, приведение торгового законодательства кмеждународным нормам и стандартам. Я хочу сегодня заострить Ваше внимание натех издержках, с которыми столкнется Казахстан при вхождении в ВТО. Программаимпортозамещения, проводимая правительством Республики Казахстан, сегодня себяоправдывает, но во многом противоречит требованиям ВТО. Политикаимпортозамещения при лоббировании государством нефтегазового,горно-металлургического машиностроения позволила загрузить в 2000 году 50, а в 2001 г. — 200 отечественных предприятий, обеспечить работой десятки тысяч человек. Требованиям ВТОтакже противоречит не допускаемое в импортозамещении перекрестноесубсидирование в виде удешевления нефтепродуктов, минеральных удобрений. Привступлении в ВТО необходимо, чтобы товары, производимые в Казахстане, отвечалимеждународным стандартам. Например развитые страны идут на либерализациюторговых режимов только в том случае, когда их товары и услуги способнывыдержать высокую конкуренцию. От такого уровня мы, к сожалению, сегодня ещедалеки. Недопустимо добиваться приема в ВТО любой ценой, или вступать туда радисамого вступления. Входная плата должна перекрываться выгодами от участия вэтой организации. Вхождение в ВТО остро ставит вопросы конкурентоспособностиотечественных товаров и услуг как на внешнем так и на внутреннем рынке. Вомногих отношениях присоединение потребует существенных уступок, которые нетолько практически сразу же откроют дорогу для иностранных товаров и услуг, но изаблокируют национальные меры регулирования этого проникновения. Не труднопредположить, что вступление в ВТО и открытие границ разорят мелкого и среднегоотечественного товаропроизводителя, которых с большим трудом мы сегоднявзращиваем, создавая необходимые благоприятные условия. В то же время выгоды отвступления в ВТО, связанные с улучшением доступа на внешние рынки дадут своиположительные результаты лишь в далекой перспективе. И то, только в случае,если мы будем в состоянии производить конкурентоспособные товары и иметьэффективный механизм, способный защищать наши права в сложной системе ВТО. Отграмотной стратегии защиты собственных интересов зависит, будут лиотечественные производители представлены в сферах товаров и услуг или наширынки займут другие страны, что повлечет за собой сокращение занятостинаселения и доходов гос.бюджета. В условиях либерализации таможенногопространства Казахстана большинство отечественных товаропроизводителей будутпроигрывать, а в последующем потеряют свои позиции на внутреннем рынке, неговоря уже о конкурентоспособности на рынках соседних государств. Так произошлов Кыргызстане. Я недавно побывал в командировке в г. Бишкеке. Их собственныетовары, произведенные на морально и физически устаревшем оборудовании по технологиямвчерашнего дня, безусловно, проигрывают по сравнению с теми товарами, которыехлынули в Киргизию в связи с открытостью ее границ. Так, например, наши«рахатовские» конфеты идут нарасхват, составляя достойную конкуренциюмосковским и киргизским кондитерским фабрикам. Цены на наши конфеты ниже (засчет короткого плеча, удешевления транспортных расходов и т.п.), а качестводостаточно высокое. В то же время наблюдается крайне низкая покупательнаяспособность населения. Налицо обнищание народа. Те события, которые происходятсегодня в Кыргызстане — это следствие необдуманной политики руководства страны,в том и числе и в вопросах вступления в ВТО. Положение очень плачевное.Поэтому, наверное, нам надо задуматься над сложившейся ситуацией в соседней республике.Возьмем нашу перерабатывающую промышленность — молочный комплекс. Сегодня длязагрузки местных заводов-производителей молочной продукции 80% сырого молоказавозится из Киргизии. Сейчас предпринимаются некоторые шаги по подъемуотечественного сельхозпроизводителя. Захотим мы перестроить работу нашихмолзаводов на отечественное сырье — пожалуйста — закроем границы сКыргызстаном, поставим таможенные барьеры. А если мы вступим в ВТО, то ужеподобных мер мы принять не сможем, т.к. вхождение в ВТО потребует от Казахстанаи принятия определенных обязательств. Даже сейчас, когда мы еще не члены ВТО, анам уже перекрыли каналы по экспорту зерна и стали. А что будет тогда, когда мывступим в ВТО? Приведу пример: в последнее время США поставляют большое количествозерна в Афганистан в порядке оказания гуманитарной помощи. Почему американцы непокупают наше зерно? Сегодня 3,5 млн. тонн зерна без дела лежат на элеваторахКазахстана, себестоимость которого 55 долларов США за тонну. Мы готовы продатьего даже ниже себестоимости — по 50 долларов США. То есть на лицо фактперепроизводства зерна в республике. Поэтому, как сказал Президент РК насовещании 10.04. с.г. «одной из ключевых задач развитияпредпринимательства нужно считать повсеместную организацию маркетинговыхисследований». Другой пример: ежедневно через границу с Узбекистаномпереправляется до 1000 тонн муки. Это перевозят так называемые«челночники». Наша мука пользуется большим спросом являясьвысококачественной. Но официально мы с Узбекистаном торговать не можем, так какне получим свои деньги обратно. То есть нам необходимо укреплять сложившиесярынки сбыта, развивать интеграцию в Центрально-Азиатский регион. Интеграция жев мировую экономику не дает легких решений. Развитым странам не нужны сильныеконкуренты, за место на мировых рынках нужно бороться и одновременноотслеживать попытки развитых стран «прибрать к рукам» конкурирующиепроизводства вступающих в ВТО государств, то есть подчинить слабого сильным. Благоприятнымфактором развития является растущий спрос на казахстанские сырьевые ресурсы(нефть, газ и т.п.), и продукты первичной переработки. Но мы продаем нашу нефтьпо ценам несравнимо низким по отношению к ценам на оборудование, которое мыпокупаем на Западе для того, чтобы организовать нефтедобычу. Другое дело, еслибы мы имели возможность продавать конечную продукцию, т.е. результатпереработки нашего сырья. Казахстан сегодня от добычи нефти, можно сказатьничего не имеет, или имеет очень мало — 7 млрд. долларов США в год. Длясравнения — Россия от реализации только молочной продукции имеет 9 млрд.долларов США в год. Поэтому мы опять возвращаемся к тому, что сначала намнеобходимо научиться производить конкурентоспособную продукцию, а потом ужевступать в ВТО. Давайте не повторять ошибок наших соседей. Очевидно, что ВТОвыгодно развитым странам, которые производят сверхконкурентоспособные товары,особенно в области высоких технологий и услуг. Казахстан в настоящее время, ксожалению, не в входит в число производителей таких товаров. ВТО — это дляхорошо развитых стран, но на данный момент еще не для нас. С нашими товараминас на Западе не ждут, нам необходимо сохранить и развивать уже имеющиеся рынкисбыта как внутри Казахстана, так и в рамках стран СНГ и только постепенноготовить себя для вступления в ВТО. История свидетельствует, что многиевысокоразвитые страны готовились к вхождению в ВТО не один десяток лет. Китайшел к этому 15 лет, членам ЕЭС понадобилось 35 лет для создания единогоэкономического пространства. Поэтому, чем лучше мы подготовимся к вхождению вВТО, тем больше у нас шансов занять достойное место в мировой экономике. Сейчаснам необходимо сосредоточить все усилия и направить их на: 1) созданиеконсалтинга — маркетинговых центров; 2) технологическую перестройкупромышленного сектора экономики, как в крупном, так и в малом и среднембизнесе, на основе передовых технологий, осваивать высокотехнологичноепроизводство; 3) повышение качества и конкурентоспособности продукции; 4)формирование законченных производственных циклов, от добычи сырья допроизводства продукции высокой товарной готовности; 5) формированиекорпоративных структур эффективных в плане развития производства, инноваций,менеджмента; 6) масштабное внедрение информационных технологий, построение наэтой основе взаимоувязанных рынков товаров и услуг.
В дальнейшем при благоприятномразвитии нашей страны, при значительном увеличении объема экспорта именноготовой, отечественной, конкурентоспособной продукции мы могли бы войти в ВТОне как сырьевой придаток, а как равноправный партнер.
2.2 Проблемы экономической безопасности
Присоединение Казахстана к соглашениям Всемирной торговой организации, врядах которой сегодня находится 150 стран мира, теперь уже выглядит событиемнеизбежным. Восьмилетняя переговорная эпопея по ВТО вступает в завершающуюфазу, когда должны получить ответ ключевые проблемные вопросы нашего вступленияв этот влиятельный международный клуб. Они, прежде всего, касаются самогочувствительного в данной ситуации аграрного сектора, защиты интеллектуальнойсобственности, миграционной политики и финансовых услуг.
Со стороны правительства профильным министерствам была дана установкаактивно отстаивать ранее согласованные позиции, которые позволят Казахстану непоступиться интересами национальной экономики. Теперь весь вопрос в том, накаких условиях мы окажемся в кругу 150 членов международной торговойорганизации?
Однако при всех существующих сомнениях и скепсисе, нельзя игнорироватьглавный плюс членства в ВТО, который заложен в возможностях более эффективноотстаивать, как национальные интересы, так и влиять на процесс глобализации.Иными словами, Казахстан на данном этапе развития никак не можетдовольствоваться окраинными позициями в «глобальной деревне», адолжен занять в ней достойное место. Свою точку зрения по этой весьмаактуальной теме высказывает корреспонденту Казинформа, кандидат экономическихнаук, ведущий научный сотрудник Института экономики МОН РК Булат Хусаинов.
— То, что Казахстан должен присоединиться к Соглашениям Всемирнойторговой организации, сомнений не вызывает. Проблема состоит в том, на какихусловиях наша страна присоединится к этой влиятельной международнойорганизации. По этому поводу бытует множество иллюзий (стереотипов), наиболеераспространенные из которых состоят в следующем.
Иллюзия первая. «Отечественным предприятиям будет открыт доступ к болеедешевым комплектующим и сырью, а населению – к более дешевым товарам и услугам(в том числе финансовым). Это будет способствовать повышению уровня жизнинаселения». Нельзя согласиться с этим стереотипом. Почему?
Потому, что не существует никаких ограничений на дешевый импорткомплектующих, а тем более сырья. Казахстан импортирует и то, и другое вдостаточном количестве. Причем из любой точки мира. Все зависит от наличия указахстанских импортеров финансовых средств и партнеров, выпускающихсоответствующие комплектующие, сырье и т.д. От того, насколько долго и успешноработают они на рынке, как хорошо знают конъюнктуру этих рынков и т.д. Еслиобратиться к статистически данным, то за период 1995-2005 годы совокупная долямашин и оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов увеличилась с27 до 44 процентов. К числу мифов относится и утверждение, что с моментаприсоединения Казахстана к ВТО в страну неудержимым потоком хлынут новыетехнологии. Никакая транснациональная корпорация (ТНК) этого не будет делать.Даже при всем том, что именно они являются носителями этих новых технологий.Зачем им себе же создавать конкурентов.
Иллюзия вторая. «Членство во Всемирной торговой организации обеспечитсвободный доступ казахстанского экспорта на мировые рынки». Такой же стереотип,как и первый. В настоящее время не существует заметных ограничений на экспортказахстанских товаров на мировые рынки. За последние 11 лет отечественныйэкспорт товаров увеличился более чем в 5,1 раза, составив в 2005 году 27849млн. долларов США.
Причем казахстанский экспорт имеет явно выраженную сырьевуюнаправленность. Так, доля минеральных продуктов за анализируемый периодвозросла с 29 до 74 процентов, в том числе доля нефти и газового конденсата,являющегося основным экспортным товаром страны, – с 14,3 до 62,5 процента. Всовокупности с экспортов недрагоценных металлов и изделий из них, доля которыхзаметно снизилась за эти годы (с 41 до 16 процентов), экспорт сырья в 2005 годусоставил без малого 90 процентов.
При этом доля готовой продукции в отечественном экспорте незначительна. Кпримеру, доля машин, оборудования, транспортных средств, приборов и аппаратов в2005 году составила 1.3% (в 1995 году – 2.9%). В целом, учитывая явновыраженную сырьевую направленность экспорта, членство в ВТО для казахстанскойвнешней торговли не является определяющим, поскольку сырьевые экспортныепозиции не регулируются Соглашениями ВТО. Поэтому и нельзя согласиться суказанным стереотипом.
Иллюзия третья. «ВТО дает возможность защищать казахстанских экспортеровна внешних рынках». Апологеты этого утверждения имеют в виду антидемпинговыемеры, применяемые в отношении отечественного экспорта. Но за всю экспортнуюисторию Казахстана подобные меры применялись лишь к ограниченным сырьевымпозициям – стальной и алюминиевой продукции. Но важно помнить, что членство вВТО не защищает национальных экспортеров от антидемпинговых процедур.
Например, США одинаково применяло антидемпинговые меры в отношенииимпортеров стали на их внутренний рынок, как в отношении Казахстана и России,так и в отношении ЕС, Бразилии и Японии, которые давно являются членами ВТО.Антидемпинговые меры, принятые Министерством торговли США, в отношениипоставщиков стальной продукции из этих стран были направлены на снижениенаплыва сравнительно дешевого импорта стальной продукции на американский рынок.
Бытуют и другие иллюзии, но не будем на них акцентировать внимание ирассмотрим, какие же сектора национальной экономики являются наиболеечувствительными.
Общепризнано, к наиболее чувствительным отраслям экономики Казахстанаотносятся сельское хозяйство (сюда включают пищевую промышленность), легкаяпромышленность. Однако, этим перечень чувствительных секторов, как будетпоказано далее, не ограничивается. В этой сфере уже сделано много уступок,которые могут отрицательно сказаться на развитии аграрного сектора страны.
Напомним также, что нынешний Дохский раунд переговоров направлен наустранение разногласий и нахождение компромиссного решения по условиямдальнейшей либерализации международной торговли. Переговоры в основном касаютсяразногласий между развитыми и развивающимися странами по торговле продукциейагропромышленного комплекса. Подписание итоговых документов по Дохскому раундупредполагалось в июле 2006 года. Однако встреча представителей ключевыхторговых партнеров – Евросоюза, США, Японии, Австралии, Бразилии и Индии,состоявшаяся 24 июля с.г., закончилась безрезультатно. При этом делегации, заисключением американской, существенно изменили свои позиции и предложения,сократив размеры дотаций (ЕС) и снизив тарифные барьеры на ввозимыеагропродукты (Япония).
Однако, США оказалась единственной страной, отказавшейся пойти насокращение дотаций и субсидий своим производителям. Вашингтон фактически сорвалпереговоры, которые на данный момент, по сути, заморожены. Основные претензииучастников переговоров, предъявляемые Вашингтону, сводятся к сокращению объемовсубсидий (в ходе Уругвайского раунда Белый дом обязался уменьшить их до 19.1млрд долларов). Торговый представитель США заявил о возможном их снижении до7.6 млрд долларов (с нынешних 13.3) при соответствующих действиях других стран.В то же время, по расчетам зарубежных экспертов, уменьшение объемов субсидийдаже до 5.7 млрд долларов не окажет заметного негативного влияния наамериканских фермеров.
Поэтому некоторые требования « авторитетов» ВТО имеют откровеннолицемерный характер. Так, по данным Всемирного банка, в Японии субсидиирисоводам достигают 700 процентов себестоимости продукции, что фактическиблокирует экспорт в Страну восходящего солнца риса из Таиланда и других стран — производителей этого важного злака. Прямые субсидии производителям из бюджетаЕС составляют около 100 миллиардов долларов США в год и снижают цены на мировыхрынках сахара, молочных продуктов и пшеницы. Эти субсидии оказывают и косвенноевоздействие, способствуя росту потребительских цен. 50 миллиардов долларовтолько на прямое финансирование своего сельскохозяйственного сектора ежегоднорасходуют США. В целом развитые страны на поддержку своих сельхозпроизводителейежедневно выделяют в пересчете на доллары 1 миллиард!
Следует ожидать, что позиция американцев наверняка изменится послерезультатов ноябрьских выборов в представительные органы власти США. Этоподтверждается подписанием Россией и США Протокола о завершении двустороннихпереговоров о присоединении РФ к ВТО, которое состоялось 19 ноября в Ханое вовремя саммита стран-членов Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества(АТЭС).
Незадолго до подписания, глава российского государства Владимир Путин,сказал: «правительству удалось выговорить такие субсидии по сельскомухозяйству, которые и не снились». Это свидетельствует не только о высокомпрофессионализме российских экспертов-переговорщиков, но и том, чтопереговорная команда жестко отстаивает национальные интересы своегогосударства. К примеру, в уже подписанных соглашениях тарифные квоты на импортв Россию говядины, свинины и мяса птицы будут действовать в рамках существующихпараметров до 2009 года. После этого – по завершении переговоров сзаинтересованными поставщиками – их действие может продлеваться. Периодпродления не ограничен и зависит от российской позиции.
По имеющимся сведениям, вышеназванная уступка казахстанскихпереговорщиков далеко не единственная. Авторитетные казахстанские экспертыутверждают, что перечень необоснованных уступок, в том числе по не базовымпринципам ВТО, может быть уже весьма значительным. Возникает правомерныйвопрос: чьи интересы защищают отечественные переговорщики?
Существуют так называемые базовые и нестандартные требования ВТО. Первые- это те, что закреплены в соглашениях организации. Оспаривать их практическиневозможно, но нужно, а наша сторона, как видим, сдается без борьбы. Например,известно, что уже принято решение об исключении из отечественногозаконодательства в области нефти и недропользования норм, противоречащихположениям соглашения ВТО об инвестиционных мерах, связанных с торговлей. Вчастности, исключению подлежат статьи национального законодательства,касающиеся казахстанского содержания в закупаемых недропользователями товарах иуслугах.
Речь идет о доле отечественных товаров и услуг в нефтегазовых проектах,освоение которых осуществляется на территории Казахстана. По оценкам, всовокупности на всех нефтяных разработках республики эта доля составляет менее3 процентов! Но даже от этой мизерной доли нас заставляют отказаться. В то жевремя аналогичный показатель в Норвегии составляет 80, в Малайзии — 70, в Индонезии- 25 процентов. Наши переговорщики практически сдали и эту позицию, хотяследовало бы биться до конца. В то же время доля китайского участия внефтегазовых проектах, осуществляемых на территории Казахстана, составляетпорядка 40 процентов, а по некоторым оценкам – порядка 60 процентов! То есть наполтора-два порядка выше.
В сфере услуг прогресс по переговорам также не велик, если судить пооценкам последствий присоединения Казахстана к ВТО, представленнымказахстанским депутатам на парламентских слушаниях в октябре т.г. Насегодняшний день ситуация с балансом международных услуг крайненеблагоприятная. Только в период с 2000 года отрицательное сальдо услугувеличилось в 6.6 раза, составив в 2005 году 5,3 млрд долларов США. Инымисловами, отрицательное сальдо международных услуг составляет 9.2% от ВВПстраны.
При такой динамике отрицательного баланса услуг без труда можно сделатьвывод, о дальнейшем снижении доли участия казахстанских предпринимателей в этомсекторе. При таком отрицательном балансе услуг значительные негативныепоследствия присоединения к ВТО для этой сферы не вызывают сомнений.
Перечень отраслей и секторов национальной экономики, где налицонегативные последствия присоединения на этом не ограничиваются. В переговорномпроцессе существенно важно придерживаться следующего принципиального подхода.Казахстан должен стать членом ВТО только тогда, когда общий баланс прав иобязательств при присоединении будет сведен в пользу казахстанской экономики ипослужит ее динамичному и устойчивому росту.
Либерализация доступа на рынок товаров и услуг не должна нанести ущерб(их нужно свести к минимуму) соответствующим секторам казахстанской экономики,особенно тем, которые находятся в стадии модернизации и реструктуризации.Условия присоединения должны быть стандартными. Иными словами, критерияминашего присоединения должны являться только нормы и правила ВТО. Иные условия,на которых другие страны присоединялись к ВТО, не должны использоваться впереговорном процессе с нашей страной. Именно такой подход был использованРоссией, что и обеспечивает ей успех в защите национальных интересов.
2.3 Проблемы сельского хозяйства
Площадь сельскохозяйственных угодий Республики Казахстан составляет 216.7млн. га, в том числе пашня – 22,6 млн. га, сенокосы – 5,0 млн. га, пастбища –189 млн. га.
Климатические условия республики позволяют в большинстве регионоввыращивать зерновые культуры, на орошаемых землях в южном регионе – возделыватьхлопчатник, табак, рис, сахарную свеклу, а также виноградники и плодовые сады.
В то же время, по оценкам, биоклиматический потенциал земледельческойзоны в 2,7 раза ниже, чем в Северной Америке и Западной Европе. Относительнонизким является и качество земли. Лишь 7,2 млн. га пашни имеют балл бонитетасвыше 50 единиц, позволяющий эффективно возделывать сельскохозяйственныекультуры. Климатические условия Казахстана позволяют использовать естественныепастбища в качестве круглогодичной кормовой базы, что создает условия дляразвития животноводства. Однако ввиду недостаточной обводненности пастбищ в 2004 г. сельскохозяйственными производителями использовалось лишь 52,6 млн. га, или около 28% ихобщей площади. В период трансформационных процессов доля сельского хозяйства вваловом внутреннем продукте (ВВП) снизилась с 34% до 6,4%, т.е. более чем в 5раз (табл. 1).
Такие структурные изменения соответствуют общемировым тенденциям. Длясравнения: доля сельского хозяйства в ВВП России за эти годы снизилась с 17 до5 процентов, в Латвии – с 22 до 4 процентов, в Литве – с 27 до 6 процентов, вЭстонии – с 17 до 4 процентов, в Чехии – с 6 до 3 процентов. Добавим, что всамых развитых странах доля сельского хозяйства не превышает 1% ВВП.
Таблица 1.
Структура ВВП Республики Казахстан, 1990-2005 гг.
(в процентах)
1990*
1995
1997
1998
2000
2005**
Валовой внутренний продукт
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Производство товаров
66,5
42,3
37,0
37,9
45,9
43,5 Сельское, лесное и рыбное хозяйства 34,0 12,3 11,4 8,6 8,1 6,4 Промышленность 20,5 23,5 21,4 24,4 32,6 29,7 Строительство 12,0 6,5 4,2 4,9 5,2 7,4
Производство услуг
34,7
54,0
58,9
56,7
48,4
52,7 Торговля 8,2 17,2 15,7 15,1 12,4 12,4 Транспорт 8,6 9,4 10,3 12,3 10,0 9,6 Связь 0,8 1,3 1,4 1,5 1,5 2,1 Прочие услуги 17,1 26,1 31,5 27,8 24,5 28,6 Итого по отраслям 101,2 96,3 95,9 94,6 94,3 96,2 Косвенно-измеряемые услуги финансового посредничества 0,9 -0,7 -0,5 -0,6 -0,9 -2,1 Валовая добавленная стоимость 100,3 95,6 95,4 94,0 93,4 94,1 Чистые налоги -0,3 4,4 4,6 6,0 6,6 5,9
Примечание: * – данные 1990 г. рассчитаны в рублевом эквиваленте, ** –оперативные данные. Источник: Агентство РК по статистике. Динамика производстваваловой продукции сельского хозяйства имеет неустойчивую тенденцию. Вчастности, темпы производства продукции животноводства растут медленно, а темпыроста продукции растениеводства имеют значительные колебания по годам. Такаяситуация обусловлена двумя причинами. Во-первых, в кризисные 90-е годы вживотноводстве было отмечено значительное снижение поголовья скота, а егонынешний рост предопределяется их медленным естественным приростом. Во-вторых,растениеводство весьма сильно зависит от природно-климатических условий. Основнымипроизводителями продукции сельского хозяйства являются личные подсобные хозяйстванаселения, на долю которых приходится более 50% валовой продукции отрасли, втом числе около 86% – продукции животноводства. Анализ состояния сельскогохозяйства свидетельствует, что в целом ситуация здесь по-прежнемухарактеризуется нестабильностью и низкой конкурентоспособностью. Для развитиясельского хозяйства страны характерен экстенсивный тип развития. К числуосновных проблем и факторов, ограничивающих развитие сельскохозяйственногосектора экономики республики, можно отнести: — слабую конкурентоспособностьсельскохозяйственной продукции; — снижение доли сельского хозяйства в конечнойцене готовой продукции, поскольку в процессе ее реализации возникаетзначительное число посредников, не имеющих отношения к непосредственно кпроизводству; — высокий уровень накопленной задолженности сельхозпроизводителейпо обязательствам; — существенную зависимость сельского хозяйства отклиматических условий; — неэффективное использование природно-климатическогопотенциала местности при возделывании сельскохозяйственных культур ивыращивании животных; — нерациональное использование пашни; — многочисленностьагропромышленных формирований, размеры которых не позволяют вестисельхозпроизводство с учетом наиболее полного использования материальных,трудовых и иных ресурсов; — недостаток квалифицированных кадров и ростчисленности самостоятельно занятых, что является одно из причин низкойпроизводительности труда в сельскохозяйственном производстве; — низкий уровеньдоходов сельского населения.
3 Перспективы, стремления и меры по вступлению в ВТО
3.1 Финансовые перспективы
Весомыми аргументами в пользу быстрого вступления Казахстана в ВТОявляется возможность получения немедленных выгод при открытии рынков другихстран для отечественного предпринимательства. Казахстан также рассчитывает совступлением в ВТО на увеличение потока зарубежных инвестиций, на развитиебанковской системы, на повышение капитализации, на ускорение реформы и нарасширение процесса интеграции в мировую экономику. Например, известен рядтребований, предъявляемых к России от имени ВТО. В частности, от Россиитребуется “выравнивание” внутренних и внешних цен на энергоносители, ликвидацияэкспортных пошлин на сырьевые товары, а также изменить порядок взимания НДСвнутри СНГ. Если аналогичные требования предъявляются странами-членами ВТО и кКазахстану, то было бы целесообразным сопоставлять предполагаемые выгоды отвступления в ВТО в данном этапе с неизбежными потерями. Для принятияоптимальных решений при подготовке к вхождению Казахстана в ВТО, будет полезнымоткрытое обсуждение на данной конференции процесса присоединения. Необходимо,также, в государственном масштабе приступить, наряду синформационно-разъяснительной работой среди предпринимателей о соглашениях ВТО,к подготовке кадров для работы в новых условиях на внутреннем рынке послеприсоединения к ВТО. Вступление страны в ВТО предполагает снятие всякихбарьеров для импорта и отмену субсидий, предназначенных для внутреннейподдержки производства и поддержки экспорта сельскохозяйственной продукции ипродовольствия. При очень слабом развитии и незащищенности,сельскохозяйственный сектор Казахстана не выдержит внешнеторговой экспансииразвитых стран, соседей по региону и стран Евросоюза, которые ежегодносубсидируют экспорт своих фермерских хозяйств в размере 5,6 млрд. евро.Казахстанские фермеры сегодня работают в зоне рискованного земледелия вусловиях хронического дефицита сельхозтехники, минеральных удобрений,пестицидов и воды. В результате, себестоимость произведенной ими продукцииоказывается настолько дорогой, что становятся невыгодными реализация и доставкаиз одного региона в другой, и даже внутри страны. Необходимо максимальноувеличить субсидирование сельхозсектора по той простой причине, что размерысубсидий для вступающей в ВТО страны определяются на основе данных о размерахсубсидий в течение нескольких последних лет. В общих правилах ВТО в областиторговых отношений существуют следующие запреты: — на предоставлениеотечественным производителям любых субсидий, которые нарушают положениясоответствующих соглашений ВТО (в т.ч. экспортные и импортные субсидии,предоставляемые по государственным программам развития конкретных отраслейпромышленности); — на запрещение или ограничение импорта конкретных товаров; — на введение антидемпинговых, компенсационных или специальных защитных пошлин; — на лицензирование импорта товаров; — на запрещение или ограничение экспортаконкретных товаров; — на введение национальных стандартов, которые могутрассматриваться как технические барьеры в торговле; — на применение льготногоналогообложения товаров отечественного производства по сравнению с импортнымитоварами и др. Согласно Соглашений о субсидиях и компенсационных мерах, котороебыло разработано еще в период деятельности ГАТТ, установлены категории субсидий,среди которых следует отметить экспортные субсидии, которые государственнымиорганами в странах-членах ВТО запрещено предоставлять отечественным фирмам.Данный запрет окажет отрицательное влияние на развитие экспорта отечественныхтоваров с высокой степенью переработки или стимулирование импортозамещения. Попричине сырьевой ориентированности экономики Казахстана, трудно будет защититьпроизводства других секторов от иностранной конкуренции.
В первую очередь, экспансию транснациональных корпораций, имеющихогромный опыт конкурентной борьбы, испытывают на себе текстильнаяпромышленность, машиностроение, финансовый сектор (страховые компании и банки),розничная торговля. Вступление в ВТО не гарантирует защиту от применения противнаших товаров антидемпинговых мер и не поможет в преодолении специальногорежима – нетарифного ограничения на торговлю сталью (данные ограничениянаходятся за рамками ВТО). Казахстан сегодня признан страной с рыночнойэкономикой, в связи с чем стало возможным противостоять дискриминациям в сферевнешней торговли, не став еще членом ВТО. Этому способствует и то, чтоКазахстан давно пользуется режимом наибольшего благоприятствования в отношениис основными торговыми партнерами. При вступлении в ВТО выигрывает тот секторэкономики, где производится и реализуется конкурентоспособный товар. Ксожалению, сегодня продукция многих отраслей казахстанской экономики неявляется конкурентоспособной и не востребована на внешнем рынке. При низкойконкурентоспособности отечественной продукции, вхождение в ВТО спровоцируетинтервенцию дешевых импортных товаров и услуг, в результате, вместо ожидаемогонаплыва инвестиций, мы уступим существенную долю отечественного рынкаиностранным фирмам. Хуже того, отдельные неконкурентоспособные отрасли могут вообщепрекратить существование. На тот рынок, куда есть возможность поставить товар,с инвестициями не торопятся. Конкурентоспособность продукции определяетсятехническим уровнем, качеством, внешним видом. Проблема многихтоваропроизводителей – в отсутствии фирменного стиля, узнаваемой торговоймарки, собственного имени. Однако решающим фактором при конкурентной борьбевсе-таки является не качество, а более низкая цена. Последний фактор являетсясамым труднопреодолимым для наших производителей из-за высокой ставки закредит, отсутствия инвестиций, и в результате отсутствует доступ к новымтехнологиям. Вхождение в ВТО потребует от Казахстана принятие обязательств подальнейшей либерализации доступа иностранных услуг (аудит, консалтинг,строительство, международные перевозки, туризм и т.д.) и их поставщиков наказахстанский рынок. Китай и отдельные развивающиеся страны рассчитывают наоткрытие развитыми странами-членами ВТО отдельных секторов экономики с тем,чтобы увеличить их участие в мировой торговле услугами. Важной составляющейпоставки услуг, является, по их мнению – перемещение физических лиц.Либерализация в этой области может привести к миграции дешевой рабочей силы испециалистов, что усугубит без того сложную проблему безработицы в отдельныхстранах. — Особого изучения требует учет возможных негативных последствий длямалого бизнеса в случае вхождения Казахстана в ВТО и меры для его защиты. Именнов секторе малого предпринимательства сосредоточен основной потенциалэкономического роста страны. Нужна новая государственная программа поддержкималого бизнеса для создания условий выживаемости его в конкурентной борьбе спредпринимателями других членов ВТО. Необходимо создать инфраструктуруподдержки предпринимательства (бизнес-инкубаторы, технопарки, кредитные союзы истраховые компании, информационные, исследовательские и маркетинговые центры ит.д.) и стимулировать инвестиционные и инновационные процессы. В программеприоритеты должны отдаваться оказанию малым предприятиям помощи в приобретениилицензий и ноу-хау, товарных знаков, технологий, а также сдачи в аренду имоборудования и площадей на предприятиях отрасли. Таким образом, вступлениеКазахстана в ВТО – вопрос, в сущности, решенный. Казахстан не может оставатьсявне организации, нормами которой регулируются сегодня около 95% всей мировойторговли товарами и услугами, и которая объединяет 150 стран мира.
3.2 Выход на мировой рынок
Как известно, традиционными преимуществами Казахстана в международномразделении труда являются природные богатства и минерально-сырьевые ресурсы.Республике принадлежат мировое первенство по абсолютным запасам и добыче рядаиз них и бесспорное лидерство в расчете на душу населения. В коммерческихмасштабах страна обладает природными запасами трех черных металлов, 29 цветных,двух драгоценных, 84 промышленных минералов, а также энергоносителей. Занимаяседьмое место в мире по запасам нефти, шестое – по запасам газа и второе – позапасам урана, Казахстан вошел в ряд крупнейших экспортеров энергетическойпродукции. По объемам нефтедобычи Казахстан в настоящее время занимает 2-еместо в СНГ и 18-е – в мире после стран Ближнего Востока, России, Венесуэлы,Китая, Норвегии, Канады, Великобритании, Индонезии, Бразилии и некоторыхафриканских государств. При этом следует отметить, что основными потребителямиуглеводородов являются США, Япония, Китай, Корея, Индия и европейские страны(60% мирового потребления). Мировой опыт свидетельствует, что сырьевоебогатство национальной экономики позитивно воздействует на рост объема валовоговнутреннего продукта страны. И не случайно особая роль в Стратегии «Казахстан-2030» отводится энергетической отрасли промышленности. Определяя в качестведолгосрочных приоритетов топливно-энергетические ресурсы, эффективноеиспользование которых будет способствовать устойчивому росту экономики иулучшению жизни народа, программа нацеливает на решение вопросов, имеющихпринципиальное значение для всего нефтегазового комплекса. Энергетическийсектор Казахстана быстро адаптировался к требованиям мирового рынка. Есливзглянуть на структуру экспорта, то более 70% приходится на сырьевыеэнергетические продукты. Казахстан ежегодно обеспечивает до 20% всего импортагаза и нефти, поставляемого в страны ЕС. По данным Агентства статистикиРеспублики Казахстан, доля по некоторым странам Европы достигает весьмазначительного уровня: Италия – 74%, Великобритания – 11%, Германия – 10%.Помимо стран ЕС Казахстан имеет два потенциальных рынка сбыта: США и Китай.Сегодня минерально-сырьевой комплекс Казахстана и его важнейшая составляющая –нефтегазовая индустрия вызывают со стороны отечественных и зарубежныхинвесторов повышенный интерес. Общий объем иностранных инвестиций внефтегазовую отрасль составил более 60 миллиардов долларов. Открытиеинвестиционным консорциумом «ОКИОК» уникальной нефтегазоносной структурыКашаган в значительной степени повлияло на распределение запасов углеводородовмежду крупными транснациональными компаниями. В Казахстане на их долюприходится более 90% извлекаемых запасов и, соответственно, объемов добычинефти. Открытие месторождения Кашаган позволило увеличить запасы нефти вреспублике на 35%. Неуклонный рост добычи сырья предполагает решение вопросоврасширения нефтяного экспорта, диверсификации рынков сбыта, максимальноэффективного использования трубопроводной системы. Так как Казахстан не имеетпрямого выхода к открытому морю, то его маркетинговая стратегия основывается наэффективном использовании стратегического расположения в центре Евразии. Встране построена разветвленная сеть экспортных трубопроводов, соединяющихкрупнейшие нефтяные месторождения Казахстана с потребителями на Западе иВостоке. На сегодняшний день основными направлениями транспортировкиказахстанских углеводородов на мировой рынок являются: меридиальный маршрут –через Россию, страны Балтики в Европу; через Каспийско-Черноморскийтранспортный узел в Европу; восточный маршрут в Китай и страныАзиатско¬Тихоокеанского региона. Ряд проектов казахстанской стороны имеетсерьезные экономические и политические преимущества. Каспийский трубопроводныйконсорциум является единственным полностью завершенным проектом и единственныммагистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. «Баку–Тбилиси–Джейхан»считается одним из очень перспективных маршрутов транспортировки дляказахстанской нефти. В настоящее время казахстанская нефть направляется черезтранскаспийскую систему, состоящую из терминалов на территории Казахстана иАзербайджана, танкеров и соединительных сооружений до системы«Баку–Тбилиси–Джейхан» с пропускной способностью 5 миллионов тонн в год. До2010 года намечается завершить строительство нефтепровода на казахстанскомпобережье Каспия, что позволит расширить пропускную способность системытранспортировки до 38-40 миллионов тонн в год. Завершено строительствотрубопровода в Китай.
Это первый трубопроводный маршрут в страну с быстро растущей экономикой ипервый в регионе маршрут, расположенный полностью на территориистраны-производителя и страны-потребителя. Этот проект может соединитьтрубо¬проводные системы Казахстана, России и Китая и стать прочным основаниемдля взаимовыгодного партнерства этих стран на более широком пространствеЕвразийского региона. Данный проект охватит Западный регион Казахстана,соединив, таким образом, Китай с бассейном Каспия. На сегодня борьба за правопрокладки различных транспортных коридоров переходит в борьбу между глобальнымии региональными державами и транзитными государствами за потоки каспийскойнефти. Поэтому Казахстан крайне заинтересован в достижении политическойстабильности и безопасности в регионе, модернизации экономики всех прибрежныхгосударств. В этой связи актуальны инициативы Казахстана по интеграциигосударств региона в рамках общего энергетического рынка. Исходя из общихперспектив на Каспии, прибрежные государства должны предпринять совместныеусилия для защиты окружающей среды моря, сохранять его биологические ресурсы,флору и фауну.
Жизненно важной задачей является скорейшее создание долгосрочной правовойосновы для многостороннего взаимодействия. Такая основа будет способствоватьсохранению Каспия для будущих поколений. Учитывая запасы нефти и постояннорастущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать оставаться в эпицентремировой экономики. В перспективе прогнозируемый объем добычи нефти в Казахстанесоставит в 2010 году 75-80 миллионов тонн, к 2015 году – 120-130 миллионовтонн. Ожидается, что добыча сырого газа к 2010 году возрастет до 40 миллиардовкубометров, а к 2015 году – до 70 миллиардов кубометров. Соответственно,увеличится производство товарного сжиженного газа и к 2015 году достигнетпоказателя 2 миллиона тонн. Экспертами прогнозируется, что в ближайшем будущемКазахстан может войти в «десятку» ведущих нефтедобывающих стран, встав рядом сКувейтом и Эмиратами. Кроме того, Казахстан становится крупнейшим производителемядерного топлива.
Разведанные запасы урановых месторождений Казахстана, как было вышеотмечено, составляют 1,69 миллиона тонн, что составляет 21% от мировых запасов.По объемам добычи урана Казахстан занимает 3-е место в мире после Канады иАвстралии. Национальная атомная компания «Казатомпром» активно сотрудничает восвоении урановых месторождений с такими крупнейшими компаниями мира, какфранцузская урановая компания «Areva», канадская «Cameco», японская «SumitomoCorp.» и «Kansai Electric Power Co» и российская «Техснабэкспорт». В текущемгоду к этому списку присоединились китайские «China Guangdong Nuclear PowerHolding» (CGNPC) и «China National Nuclear Corporation» (CNNC). Кроме того, внастоящее время ведутся переговоры о создании уранового СП с американскимконцерном Westinghouse. Казахстан предполагает получить доступ ко всему циклупроизводства топлива для ядерных электростанций, начиная от добычи, обогащенияи генерирования электроэнергии. Интерес многих стран к ядерной энергетике,заметно возросший в последние годы и существенно повлиявший на увеличениеспроса на мировых рынках, будет способствовать активному росту производстваядерного топлива в Казахстане.
По оценкам зарубежных экспертов, в ближайшем будущем Казахстан войдет вчисло наиболее влиятельных игроков на мировом урановом рынке. Стремительныйрост цен на мировом рынке урана привлечет в страну огромные экспортные доходы,что благоприятно отразится на повышении уровня жизни народа. Сегодня экономикаКазахстана крупнее, чем экономики всех остальных центральноазиатских стран игосударств Южного Кавказа, вместе взятых, что делает очевидным интересказахстанского бизнеса к инвестированию в экономику прикаспийских государств.Казахстан тесно сотрудничает с региональными партнерами в рамках ЕврАзЭС, ШОС идругих структур, а также с крупными мировыми державами – США, Великобританией идругими.
Казахстан поддержал инициативу Европейского союза по установлениювсеобъемлющего европейско-каспийского диалога по энергетическим поставкам,транспорту и коммуникациям. Выступая в ООН 25 сентября нынешнего года,президент Казахстана предложил принять Евразийский пакт стабильностиэнергопоставок, предполагающий обязательства и гарантии как для потребителей,так и для поставщиков. Он подчеркнул, что Казахстан в полной мере осознает своюответственность за обеспечение глобального энергетического баланса. «Каспийскийрегион, частью которого является моя страна, играет всевозрастающую роль намеждународном энергетическом рынке. Сегодня Казахстан занимает седьмое место вмире по запасам нефти, шестое – по запасам газа и второе – по запасам урана. К2017 году мы войдем в «десятку» крупнейших производителей нефти в мире».Нурсултан Назарбаев призвал лидеров 192 стран разработать глобальнуюэнерго¬экологическую стратегию, чтобы затем вынести ее на обсуждение Всемирногосаммита по устойчивому развитию в 2012 году. Как отмечают эксперты, каспийскаянефть будет и в дальнейшем оставаться стратегической продукцией для мировогоэнергетического рынка.
Долгосрочный интерес к Каспийскому региону также будет обусловлен быстрорастущим мировым энергетическим спросом со стороны ведущих держав с зачастуюконкурирующими геополитическими интересами. Как государство с самой протяженнойприбрежной полосой и крупнейшими доказанными запасами нефти на своем участкеКаспийского шельфа Казахстан имеет огромные шансы стать одним из крупнейшихпоставщиков энергетической продукции на мировом рынке.
Заключение
ВТО учреждена в 1995 году. Суть ВТО — это превращение мира в единыйрынок, снижение таможенных барьеров и унификация экономических законов в разныхстранах мира. Вот туда В.Путин нас и зовет уже к зиме 2003 года.
Все это не вызывает восторга у многих в России. Наша страна —это обломок СССР с избитой, изношенной, разграбленной промышленностью,оборудование и технологии которой не обновлялись с середины 1980-х годов.
Но не слишком ли радужную картинку будущего рисует намправительство? Некоторые страны СССР быстро вступили в ВТО. И что же? В Латвиипосле вступления легкая промышленность не выдержала конкуренции с импортнымитоварами и практически прекратила существование. После присоединения Грузииобъем торговли ее с третьими странами в переходный период упал на 32%! ВКиргизии объем прямых инвестиций до вступления в 1997 году равнялся 96 миллионамдолларов, а после вступления в 2000 году — всего 39 миллионам. Надо добавить,что в этих странах увеличилась безработица. Это верное подтверждение известномуправилу — «инвестиции приходят в страну, если в нее не могут прийти товары».
Кстати увеличение безработицы и ухудшение экономик Грузии и Киргизиипосле вступления в ВТО помогли привлечь огромные массы недовольных людей на сторону«цветных революций».
Зарубежные специалисты считают, что наши внутренние цены на электричествои газ — это есть колоссальная субсидия Казахстана промышленности, экономике.
Уже сегодня представители производственной сферы реальногосектора испытывает серьезную тревогу. Присоединение к ВТО выталкивает на поверхностьменее очевидные для обывателя, но впрямую касающиеся их проблемы.
Первое — это столкновение интересов производителя и покупателя.Вспомните, сколько стоили услуги сотовой связи до допуска на этот секторказахстанского рынка зарубежных компаний, и сколько они стоят сейчас. Ценыдействительно упали, мобильный телефон стал намного доступнее. В странахЕвросоюза (ЕС) действуют ограничения для иностранных производителейсельскохозяйственной продукции. По мнению экспертов, такая политика обходитсясреднестатистической европейской семье в полторы тысячи долларов в год. По мнениютех же экспертов, введи сегодня РК и РФ такие же, как в ЕС, ограничения, ценына еду у нас в одночасье повысятся в среднем в два с половиной раза.
Кстати, часто чиновники и некоторые бизнесмены говорят, что уКазахстана на импорт ряда сельскохозяйственной продукции средневзвешеннаяставка 16,3% против членов ВТО Аргентина 33%, ЕС 19,5%. Латвия 34%, Норвегия23,7%, это значит, что этот сектор работает на условиях ВТО. Если посмотреть в каком,положении сельское хозяйство, даже не учитывать проваленную программу поддержкисела 2003—05 годов, то можно представить, что ждет другие сектора.
Второе — это столкновение интересов между отраслями. Так,например, производители синтетических тканей требуют повышения таможенныхпошлин на импортные синтетические ткани. А те, кто выпускают одежду, напротив,настаивают на отмене этих пошлин, потому что отечественная синтетика такогонизкого качества, что изделия из нее не выдерживают конкуренции даже на собственномрынке.
Обязательные требования при вступлении в ВТО довольно жестки.Став членом ВТО, мы не сможем самостоятельно, без согласования, повышатьимпортные тарифы, устанавливать максимальные или минимальные обязательные цены,ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.
каждым годом вступать в ВТО все сложнее. Правил все больше,и они ужесточаются. Более того, страны вновь вступившие стараютсяпсихологически отыграться на следующих за ними. За 2001 год членами ВТО сталиКитай, Молдавия, Латвия и Литва. Они тут же записались в группу, которая рассматриваетприсоединение России и Казахстана, тут же выдвинули требования, о которых я дажеговорить не хочу, чтобы не портить настроения. Если мы будем спать, и процессвступления в ВТО растянется еще на столько же, то лучше не будет, — говоритглава департамента Минэкономразвития РФ Андрей Кушниренко.
Наконец, стоит ли Казахстану вообще вступать в ВТО, если этаорганизация испытывает явный кризис? Контролируя 96 процентов мировой торговли,ВТО уже изжила себя. США, рьяно следя за соблюдением режимов ВТО в иныхгосударствах, у себя дома ведут себя абсолютно свободно. Они позволили своимвысокотехнологичным компаниям регистрироваться в оффшорных зонах, избегаявысоких налогов. Тем самым американцы фактически субсидировали своегопроизводителя вопреки всем правилам ВТО. Хотя страны ЕС и добились наложения наамериканцев ежегодного четырехмиллиардного штрафа, но многолетнюю фору у американцевзаконопослушных европейцам выиграть уже не удастся.
Списокиспользованной литературы
1. И.Н.Герчикова. Международные экономические организации.//М: «Консалтинг»– 2000.
2.В.В.Волосатов, Л.С.Жабко. Проблемы вcтупления Республики Казахстан в ВТО.//Казахстанский экономический журнал.– 1999 — № 2 — стр. 18-22.
3. М.Рубченко. Не акт, а процесс.//«Эксперт»- 9 апреля 2001 — № 14 — стр. 46-48;
4.С.Михневич. Эффект участия и «дефекты» неучастия. //ДЕЛО.ВОСТОК+ЗАПАД — 2001 — № 5 — стр. 54-55;
5. Л.Козик. «Проходойбалл».//ДЕЛО. ВОСТОК+ЗАПАД – 2001 — №10 — стр. 3-5;
6. А.А.Пахомов.Тарифные переговоры в рамках присоединения Казахстана к ВТО//. Внешняя торговля– 2000 — №2 — cтр. 34
7. Интеграцияв торговлю. Вестник внешних экономических связей РБ. //ВОСТОК+ЗАПАД – 2002 — №4- стр. 31-32
8. Л.Фридкин. Вступление в ВТО: 3-йраунд.//НЭГ – 2001 — № 22 — стр. 3
9.В.В.Батанин. Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в Международнуюторговую систему. //БИКИ –1999 — № 16 — стр. 5-8.
10.Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО.//НЭГ – 2000 — №16 — стр.16.
11. Правоваясистема ВТО, положения по ТРИПС. //Вестник экономики — № 14 — стр. 46.
12. www.agris.com
(зеркало официального сайта ВТО в интернете)
13. www.agris.ru/ICSAIS/WTO (история ГАТТ/ВТО)