Реферат по предмету "Международные отношения"


Внешнеполитический аспект политики Турецкой республики на Ближнем Востоке

РефератВнешнеполитический аспект политикиТурецкой республики на Ближнем Востоке

Развал СССР и роспуск ОрганизацииВарш/>авского договора открыли для Турции возможностьактивизировать свою политику в новых регионах. Сохраняя как основу внешнейполитики военно-политическое сотрудничество с западными странами, перспективы принятияее в Европейский Союз, Турция активизировалась в новых республиках ЦентральнойАзии и Кавказа, на Балканах. Вместе с тем она не умаляет и значения странБлижнего и Среднего Востока с точки зрения ее стратегических и экономическихинтересов. Не имея собственных финансовых возможностей для масштабного влиянияна новые государства Центральной Азии и Кавказа в области экономики, Турциядействует, используя кредиты других стран для вложений в указанный регион,проявляет незаурядную активность в культурной, этнической, исторической сферах.
Вместе с тем новая геополитическаяобстановка привела к тому, что для обеспечения безопасности Турции врегиональном масштабе ситуация усложнилась. Это относится и к ее политическим ивоенным аспектам. В отношениях с соседями у Турции имеются сложные проблемы.
В связи с новой обстановкойизменилось отношение к Турции ее союзников. Что касается стратегическихинтересов, США придают возрастающее значение Турции, особенно в связи самерикано-иранскими отношениями и с американскими интересами на Кавказе и вЦентральной Азии.
Турция воспринимается как влиятельнаядержава, занявшая центральное место в международных отношениях в регионе.Преследуя свои экономические и политические цели, Турция одновременно служитздесь стратегической опорой своих западных союзников. Она взяла на себя роль«моста» между Западом и новыми государствами Центральной Азии и Южного Кавказа.До этого такую же функцию она выполняла в отношении стран Ближнего и СреднегоВостока. Союзники Турции считают ее политику важнейшим фактором в обеспечениисотрудничества, политической и экономической стабильности в регионе.
Отстаивая свои интересы в ЦентральнойАзии, на Кавказе, на Ближнем и Среднем Востоке, Турция не упускает из видуважные стратегические задачи, отвечающие и интересам ее натовских союзников.Одной из таких задач является противостояние возрастающему в мусульманском мирерадикально-религиозному экстремизму. Бывший премьер-министр ВеликобританииМаргарет Тетчер охарактеризовала Турцию как крепость против революционногоарабского национализма и агрессивного мусульманского радикализма1.Значение Турции как стратегического союзника по НАТО, в основу государственногостроя которого положен лаицизм, отмечала государственный секретарь США МадленОлбрайт2.
Во внешней политике Турциитрадиционно особое место занимают США. В свое время США сыграли решающую роль вприеме Турции в НАТО, ныне они занимают благоприятную для Турции позицию попроблеме вступления ее в Европейский Союз, способствуют решению других важныхдля Турции сложных ситуаций, в частности турецко-гречес-ких разногласий.
В отношениях Турции с СШАопределяющую роль играет сотрудничество в военной области. Американцы оказываютТурции военную и экономическую помощь, значительно большую, чем другие союзникипо НАТО. США используют в Турции систему созданных ими и переданных турецкимвооруженным силам военных баз совместной обороны – разведывательного,оперативного, наступательного характера. На этих базах осуществляетсясовместная деятельность американских и турецких вооруженных сил.
Военное, военно-промышленное иэкономическое сотрудничество двух стран регламентировано договорной системой, вкоторой основными ныне действующими соглашениями являются следующие.
Соглашение об оказании помощи Турции,подписанное и вступившее в силу 12 июля 1947 г. Оно не определяет срокадействия, но может быть денонсировано одной из сторон. Особенностью соглашенияявляется запрет на использование предоставленного Турции американскоговооружения вне целей, для которых оно дается, а предоставляется оно дляобеспечения национальной независимости и безопасности страны3.
Соглашение о сотрудничестве,подписанное и вступившее в силу 5 марта 1959 г. Оно не оговаривает срокадействия, но может быть денонсировано одной из сторон. Этим соглашениемпредусмотрена возможность оказания правительством США всевозможной помощи,включая переброску в Турцию, по ее просьбе, американских вооруженных сил вслучае агрессии против нее. При этом такое оказание помощи вооруженными силамине должно противоречить положениям Конституции США4.
Соглашение о сотрудничестве в областиобороны и экономики, подписанное 29 марта 1980 г. В рамках 2 и 3 статейСеверо-Атлантического договора.
Одновременно были подписаныдополнительные к нему соглашения, конкретизирующие статус и деятельностьвооруженных сил США на турецких военных объектах. Соглашение 1980 года былоподписано на 5 лет с автоматическим продлением на каждый следующий год. Оновступило в силу 18 декабря 1980 г. После обмена ратификационными документами5.
Особенностью Соглашения 1980 г. Являетсястатья, в которой упоминается режим Черноморских проливов: «Положения КонвенцииМонтре (1936 г.) сохраняются». Заметим, что США не участвовали в КонференцииМонтре и не имеют отношения к Конвенции по Проливам, а повышенный интерес США крежиму Проливов объясняется тем, что военный аспект его отвечает интересамНАТО.
По предложению турецкогоправительства соглашение 1980 г. Было дополнено рядом положений, согласованныхв результате длительных переговоров и изложенных в письмах, которыми стороныобменялись 16 марта 1987 г. В письме государственного секретаря США Дж.Шульцаговорится об общем вкладе США и Турции в их оборонное и экономическоесотрудничество, в совместную оборону в контексте общности интересовбезопасности, и о стремлении правительства США обеспечивать Турции самыйвысокий уровень помощи, в том числе финансовой и экономической, в частности ввиде дара, помощи в модернизации вооруженных сил, в изыскании возможностейоблегчения турецкого долга. Заявлено о расширении сотрудничества в областивоенной промышленности. В письме говорится, что стороны будут предприниматьмаксимальные усилия для развития торгово-экономических связей6.
Знаковым в отношениях двух странявляются обязательства США, связанные с терроризмом, являющимся важнойпроблемой для Турции. В обмене письмами в 1987 г. Относительно соглашения 1980г. Говорится, что США подтверждают решимость сотрудничать с правительствомТурции в борьбе против терроризма и в противодействии любой деятельности пофинансированию, поддержке и помощи террористической деятельности7.
Если в документе 1987 г. Речь шла отерроризме вообще, то позже США определили, какие террористы имеются в виду. В1999 г. Государственный департамент США включил в список основныхтеррористических группировок в мире и Курдскую рабочую партию. Всемамериканским гражданам и организациям было запрещено оказывать этимгруппировкам материальную поддержку, а финансовым институтам США приказанозаморозить их активы. Террористы и причастные к их организациям лица лишеныправа въезда и пребывания в США8.
Приоритетным в экономическихотношениях между Турцией и США является сотрудничество в военнойпромышленности. В соглашении 1980 г. Между двумя странами о сотрудничестве вобласти обороны и экономики говорится, что с целью развития обороннойпромышленности стороны будут поддерживать совместные исследования ипроизводство, будут подготавливать совместные проекты таким образом, чтобыобеспечивался рост производственных возможностей турецкой промышленности.Соглашением предусматривается осуществление как турецко-американских проектов,так и многосторонних с участием стран НАТО и дружественных стран. Для Турцииважно также то, что предусмотрено содействие США турецкому экспорту в страныНАТО производящихся в Турции вооружений, военного оборудования, снаряжения.Развитие военной промышленности позволило Турции установить сотрудничество вобласти военной промышленности с некоторыми странами Ближнего и СреднегоВостока, обеспечивать внешнее финансирование совместных проектов,экспортировать в эти страны турецкую продукцию. Например, Турция продала Египту46 истребителей «Ф-16», сборка которых производится в Турции по лицензии США, сиспользованием значительного числа деталей и узлов, производящихся в Турции.Контракт на сборку «Ф-16» в Турции был подписан правительством страны самериканской компанией «Дженерал дайнемикс» в конце 1983 г. Турецкие ВВСполучили 278 самолетов. Сборка «Ф-16» продолжается. Американские фирмы заняливедущее положение и в других областях военной промышленности, как, например, вмодернизации танков.
В Турции убеждены, что развитиевоенной промышленности соответствует стратегии индустриализации страны,развития ее экономики в целом.
Дискуссию в Турции вызвалоиспользование авиацией США против Ирака базы ВВС в Инджирлике. В связи скризисом в Персидском заливе государства антииракской коалиции во главе с США иВеликобританией приняли меры по подрыву позиций режима Хусейна, встали на путьподдержки сепаратистского курдского движения в Ираке. С этой целью в 1991 г. Былисозданы «зоны безопасности» («зонтики»), запретные для полетов иракскойавиации: северная зона – часть Ирака севернее 36-й параллели и южная зона –южнее 32-й параллели, позже расширенная до 33-й параллели. В этих зонах ВВССША, Великобритании и Франции проводили «операции успокоения», акции «ударныхсил». Об этих операциях, направленных на недопущение подавления режимом Багдадакурдского движения с целью создания курдского государства в Северном Ираке,сообщается как об акциях «обеспечения поддержки» курдов.
Для Турции проблемной являетсясеверная зона, установленная в связи с операциями багдадских властей противкурдов, а также туркмен, арабов9. Поддержка курдов не в интересахТурции. Основная цель США и Великобритании определялась стратегическимиинтересами этих держав в регионе.
Во время патрулирования в зонахбезопасности, запрещенных для полетов самолетов Ирака, в котором участвовалитакже английские и французские ВВС, американские истребители-бомбардировщики,базирующиеся в Турции, наносили в северной зоне удары по иракским средствампротивовоздушной обороны. В том числе в важных в экономическом отношениирайонах Мосула на Севере и Басры на Юге.
Сложность позиции Турции заключаетсяв том, что как союзник США, которые обеспечивают ей поддержку по ряду важнейшихдля нее проблем, она твердо придерживается принципов союза, не идет на запретиспользования базы Инджирлик американской авиацией против Ирака, хотя не винтересах Турции создание какого-либо независимого курдского государственногообразования в Ираке, к чему могла бы привести американская политика. ПрезидентСулейман Демирель заявил в марте 1999 г., что политика Турции основана напринципе целостности Ирака10. Но принципа целостности Иракапридерживались и США. Помощник государственного секретаря С.Тэлботт сказал 12апреля 1995 г., что американская администрация не стремится к созданиюнезависимого курдского государства ни в Северном Ираке, ни где-нибудь в другомместе11. Против создания независимого курдского государства занимаюттвердую позицию и Иран, и Сирия.
Говоря об отношении Турции к политикеСША в Ираке, премьер-министр Бюлент Эджевит подчеркнул, что есть две Турции.Одна из них рука об руку с США, другая – против них. Он высказал беспокойствополитикой США12. Как отмечала «Миллиет» среди партий и депутатовнаблюдаются сомнения относительно «ударных сил». Считается, что ониотрицательно влияют на обстановку и на борьбу с террором в Турции, что этисилы, созданные для охраны курдов, не способствуют стабилизации на турецкойгранице13.
Турция стремится не допускатьухудшения отношений с Ираком. Она сторонник отмены введенных ООН санкций вотношении Ирака, в частности на экспорт иракской нефти, которая перекачиваласьпо нефтепроводу через турецкую территорию к Средиземному морю. Только отзакрытия нефтепровода и нарушения приграничной торговли с Ираком Турцияпотеряла, по разным данным, 35 – 40 млрд. долл.
Вместе с тем в Турции считаютнеобходимым укрепление обороны базы Инджирлик, опасаясь возможного возмездия состороны Ирака. По данным турецкой прессы, еще во время войны в Персидскомзаливе на базе ВВС Инджирлик американцами были установлены 3 батареи ракет«Пэтриот». В январе 1999 г. В Инджирлик вновь была доставлена батарея «Пэтриот»и ожидалась доставка еще двух батарей. Эти ракеты сопровождаются американскимиспециалистами и находятся под контролем американцев14.
Ракеты были переданы Турции по еепросьбе. США пошли на встречу ей, так как для американцев имеет особое значениепозиция Турции в отношении «ударных сил».
Несмотря на дискуссию в стране поповоду «ударных сил», критику в прессе относительно использования базыИнджирлик авиацией США, несмотря на пожелания, чтобы режим «запретной зоны» былотменен или изменен, несмотря на боязнь, что Ирак может ответить ударом по базеИнджирлик, тем не менее, разрешение на использование базы на каждый следующийсрок давалось. Турецкие лидеры оправдывают антииракские акции США. Как сообщалагазета «Радикал», президент С.Демирель «успокоил США», «облегчил их душу». Онкритиковал Саддама Хусейна, упоминая, что тот не считается с документами ООН,подписанными после поражения Ирака в развязанной им войне против Кувейта,«бросает вызов миру», ведет себя как победитель. Поэтому самооборонаразведывательных сил «против нападения» иракских средств ПВО будет продолжаться15.
В Турции вызывает беспокойствонедовольство Ирака ее позицией. «Джумхуриет» сообщала, что первый заместительпремьер-министра Ирака Тарик Азиз критиковал Турцию за то, что она предоставилаСША и Великобритании свою военную базу для ударов по Ираку в зоне, запретнойдля иракских самолетов, и ничего не делает, чтобы прекратить это16.
«Ударные силы» являются предметомдискуссии в Турции, так как они осложняют отношения с Ираком. Президент ТурцииС.Демирель подчеркивал, что «операция успокоения» в Северном Ираке несет Турциибольше отрицательных последствий, нежели положительных, что «ударные силы»вызывают беспокойство в парламенте, в печати, у народа. Он отмечал также, чтовакуум власти в Северном Ираке, создание там независимого курдского государствабеспокоят турецкое общество17. Турцию не устраивает перспективасохранения этого, находящегося под прикрытием «ударных сил» США курдскогоавтономного образования, что способствует развитию курдского сепаратистскогодвижения близ турецкой юго-восточной границы с Ираком. Анкара занимает позициюсторонника целостности Ирака18.
Недовольство создавшейся в результатеполитики США в Ираке ситуацией проявляется в заявлениях турецких лидеров.Премьер-министр Бюлент Эджевит говорил о неопределенности в политике США: «Мыне понимаем до сих пор, чего добиваются США», «мы не знаем, каким будетрезультат» нанесения ударов по средствам ПВО Ирака, «каким будет поведениеХусейна»19. Турция подготовила предложения по урегулированиюобстановки в регионе и представила их американцам для обсуждения. Указывая настремление США свергнуть Хусейна, «Миллиет» задает вопрос: «А что послеХусейна?». Газета призывает к более глубокому пониманию проблемы. Министриностранных дел Турции Исмаил Джем считает, что имеющиеся между Турцией и СШАразличия в позициях надо устранять путем аналога, не превращая его в споры20.
К отношениям с США Турция подходиткак преданный союзник. От этих отношений зависят характер и размер американскойвоенной и экономической помощи, американская поддержка на мировой арене, вчастности в связи с традиционноострыми турецко-греческими разногласиями поКипру, по сложным проблемам в Эгейском море, в связи с вопросом принятия Турциив Европейский союз, по некоторым другим проблемам.
Важнейшей и весьма тяжелой проблемойдля Турции является ее стремление вступить в Европейский Союз. Многолетняяборьба за это увенчалась в декабре 1999 г. На встрече в верхах 15 странЕвросоюза включением ее в список кандидатов «второй волны». Важным фактором,способствовавшим решению этой проблемы, была позиция США, влияющих наевропейские страны с целью обеспечить принятие в ЕС Турции, учитывая еегеостратегическое положение, ее военно-политическое сотрудничество с США,участие в НАТО. Сыграло роль изменение в положительном смысле отношения к этомуГермании и Великобритании. Еще за несколько месяцев до этого наблюдалсяразличный подход к проблеме президента США Б.Клинтона и федерального канцлераГермании Г.Коля. Под влиянием США изменилась позиция Греции, которая на этотраз сама предложила рассмотреть кандидатуру Турции, хотя раньше Греция былакатегорически против присоединения Анкары к ЕС.
А заявление в ЕС (ранее «Общийрынок», Европейское экономическое сообщество – ЕЭС) о принятии ее в качествеполноправного члена Турция подала еще 14 апреля 1987 г. Одновременно онаобратилась в Западно-Европейский союз (ЗЕС) с просьбой о принятии ее в этуорганизацию. Однако обе просьбы не были удовлетворены. В ЕЭС она по-прежнемуосталась ассоциированным членом. Такой же статус ей определили и в ЗЕС. В ЕСсчитают, что в связи с принятием в качестве кандидата в его члены Турциипредстоит многолетний период решения экономических, финансовых, политических,правовых проблем с тем, чтобы страна отвечала требованиям, предъявляемым припринятии в ЕС.
Необходимость кардинальных реформ вомногих областях экономической жизни воспринимается в Турции с пониманием.Предстоит также урегулирование с Грецией спорных, уже ставших традиционнымипроблем, особенно кипрской, без чего Греция может применить вето при решении вЕС вопроса о приеме Турции в качестве полноправного члена сообщества. А если доэтого членом ЕС станет Республика Кипр, что возможно, то ситуация с приемомТурции будет еще более осложнена.
И до этого процесс приобщения Турциик европейскому сообществу был весьма долгим, о чем следует напомнить, чтобыпонять сложность, многогранность проблемы.
Впервые переговоры о присоединенииТурции к Европейскому экономическому сообществу начались в 1958 г., аофициально Турция обратилась с просьбой о принятии ее в ЕЭС 3 июля 1959 г. Онасмогла добиться подписания Анкарского соглашения об ассоциации с сообществомтолько 12 сентября 1963 г. Соглашение предусматривало три этапа на пути к полномучленству в ЕЭС: подготовительный этап сроком в 5-9 лет; переходный этап,начавшийся 1 января 1973 г. И предусматривавший постепенное снятие всякихограничений в торговле между Турцией и странами ЕЭС, приведение тарифов междуТурцией и странами – не членами ЕЭС в соответствии с тарифами сообщества;третий – этап полного завершения создания таможенного союза между Турцией иЕЭС, свободы движения капитала и рабочей силы в рамках сообщества, выработкиединой экономической политики.
Задача интеграции с Европейскимсоюзом в качестве полноправного члена ныне в Турции считается первостепенной.Исторический, экономический, социальный факторы, интересы безопасностиопределяют приоритетное западное направление турецкой политики. В Турциивысказывается мнение, что альтернативы этому нет, не следует и думать обизменении этого основного направления внешней политики, если даже двери ЕСбудут перед нею закрыты21. Считается, что со всех точек зрения дляТурции нет какого-либо другого регионального сообщества, вступление в котороебыло бы столь естественным. Нынешние, например, Организация Черноморскогоэкономического сотрудничества, среди инициаторов создания которой была Турция,Организация экономического сотрудничества, включению в которуюцентральноазиатских стран способствовала Анкара, и другие организации не могутсчитаться альтернативой ЕС22. В Турции также считают, что членство вЕС не сможет мешать ее активности в других международных организациях.
Многолетний опыт отношения в ЕС кТурции не дает оснований предполагать, что она скоро будет принята всообщество, несмотря на лоббирование США.
Важным этапом, определявшимвозможность принятия Турции в полные члены ЕС, было заключение Таможенногосоюза ЕС-Турция. Соответствующее соглашение было ратифицировано Европарламентом13 декабря 1995 г. И вступило в силу с 1 января 1996 г. Это событие оценивали вТурции как великое достижение, о чем писала пресса и заявляли политическиедеятели страны, в том числе особенно премьер-министр Тансу Чиллер. Ноголосование в Европарламенте свидетельствовало о сохранении сдержанного, по меньшеймере, отношения к принятию Турции. За принятие голосовали 65% присутствовавшихна заседании парламентариев. К тому же на этом заседании 525 голосами из 528было принято заявление, касающееся прав человека в Турции. В нем содержалисьпризывы к турецкому правительству, к Рабочей партии Курдистана и другимкурдским организациям использовать все возможности для политического решениякурдского вопроса, к турецкому правительству и ВНСТ отменить чрезвычайноеположение на Юго-Востоке страны, изыскать пути осуществления культурных чаянийкурдов в рамках целостности Турции23.
Вместе с тем Европарламент призвалКомиссию Евросоюза жестко следить за политикой, связанной с правами человека идемократизацией в Турции, а турецкое правительство – принять решительные мерыпротив применения пыток и плохого обращения с заключенными.
Европарламент обратился к кипрскойпроблеме. Он призвал Евросоюз, ООН и кипрское правительство использовать всевозможности, чтобы положить конец разделу Кипра. В связи с этим от Турциитребовалось осуществление резолюций СБ ООН. При этом подчеркивалось, что ничегоне было сделано для решения кипрского вопроса и прекращения турецкой оккупациичасти острова24.
Принятие подобных заявлений объясняетсяширокой антитурецкой пропагандой, которую десятилетиями ведут греческая иармянская диаспоры как в Европе, так и в США.
Вступление Турции в Таможенный союзсопровождалось отказом Евросоюза включить ее в число кандидатов в его члены,что произошло 16 декабря 1995 г. На Мадридской встрече в верхах. В то же времяв число кандидатов «первой волны» в члены этой организации были включены 6стран Восточной Европы, Мальта и Республика Кипр.
Включению Турции в число кандидатов«второй волны» предшествовали решительные требования ее лидеров, жесткаякритика в Турции в адрес европейского «христианского клуба». Премьер-министрТурции Бюлент Эджевит высказывал мнение, что Европа проводит в отношении Турциирасистскую политику. Он обратился в мае 1999 г. К канцлеру Германии с жесткимтребованием о принятии Турции в кандидаты в члены ЕС. Президент Турции СулейманДемирель говорил: «Если Вы разделяете народы на религии, по цвету кожи, поВере, вы возвращаетесь на 500 лет назад»25. «Если Европа, говоря,что это христианский клуб, не хочет принимать иного члена, это позор для нее…Турция не должна быть отвергнута потому, что ее народ – мусульмане»26.
Демирель указывал на значение Турциидля Запада в качестве моста на Восток: «Объединенная с Европой Турция, сильнаяв экономической и социальной областях… представляет собой мост, связывающийЕвропу с Востоком, противоядие теории «борьбы культур»… Мы – европейцы с временсоздания республики. Европа – это не географическое понятие, Европа – этосистема»27.
Что же касается причин, которые могутпривести к длительному ожиданию Турцией приема в ЕС, они делятся наэкономические и политические. К экономическим проблемам относятся:недостаточное по стандартам ЕС развитие экономики Турции, высокая инфляция,слабая финансовая дисциплина и другие проблемы. Прием Турции в ЕС потребуетвесьма больших внешних финансовых вливаний в экономику страны, что ляжеттяжелым грузом на доноров сообщества, особенно на Германию. Опасность для странЕС представляет неминуемый наплыв рабочей силы из Турции, дешевых турецкихтоваров.
К политическим проблемам относятся:турецко-греческие разногласия по Кипру, которые сохраняют остроту, несмотря нанекоторое, со второй половины 1999 г., улучшение отношений между двумястранами, выразившееся в снятии Грецией своих прежних возражений противвключения Турции в кандидаты в члены ЕС и в подписании этими двумя странами вфеврале 2000 г. Ряда соглашений в области экономики и культуры; обвиненияТурции в нарушении прав человека; проблемы Юго-Восточной Анатолии, связанные спреодолением курдского сепаратизма. Эти проблемы вряд ли можно назватьопределяющими в решении вопроса о приеме Турции в ЕС.
Скорее всего, задача вступленияТурции в ЕС будет разрешена не на основе решения указанных экономических иполитических проблем, а на основе стратегических интересов союзников по НАТО,на основе геостратегического положения страны, ее политики и роли «моста» междуЗападом и Центральной Азией, Кавказом, Ближним и Средним Востоком.
турциясоюзник безопасность внешнеполитический

Список литературы
1.  Milliyet.22.10.1993.
2.  Cumhuriyet.13.02.1997.
3.  Arnıaoğlu,Fahir. Belgelerle Türk-Amerikan Münasebetleri. – Ankara, 1991. – C.162-164.
4. Известия.13.10.1999.
5.  Hürriyet.25.01.I999.
6.  Cumhuriyet.25.01.I999.
7.  Radikal.11.03.I999.
8.  ÇağdaşTürk diplomasisi: 200 Yıllık süreç. – Ankara. 1999.– С.650.
9.  OlaylarlaTürk Dış Politikası.., с.725.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовая отчетность организации предприятия
Реферат Обгрунтування технології і конкурентоспроможності хлібобулочних виробів, в яких використовуються кріопорошки з пророщеної пшениці
Реферат Адмірала с. О. Макарова п. П. Соболь методичні вказівки до курсу філософські проблеми наукового пізнання рекомендовано Методичною радою нук миколаїв 2005
Реферат Русское государство в 16 веке. Иван Грозный Внешняя политика при Иване Грозном
Реферат Программные средства автоматизации конструирования моделирования и проектирования
Реферат Афганістан економіко-географічна характеристика
Реферат Reputation Essay Research Paper TIMOTHY
Реферат Контроль доступу до вибраних файлів з веденням протоколу
Реферат Личность и политическое лидерство
Реферат Диаграмма Иссикавы
Реферат Все о кофе виды, производство, история, традиции
Реферат Порядок формирования инновационных проектов
Реферат Краевые задачи для алгоритмов приближ нного построения заданного режима термообработки проволок на
Реферат Фредерик V король Дании
Реферат Становление правового государства на современном этапе (на примере Российской Федерации)