Реферат:«Этап реформ» в Саудовской Аравии/>
Социально-политическиеперемены, происходящие в Саудовской Аравии и определяемые ее истеблишментом как«этап реформ», выдвигают перед саудовским «правящим классом» задачу поискановых форм легитимации инициированного им процесса. Эта задача принципиальна, –несмотря на то, что развивающиеся в королевстве реформыконсервативно-охранительны, их воздействие на саудовский социум (даже приизбранном здесь варианте осуществления национальной «перестройки») огромно.Речь не идет лишь о том, что процесс реформ протекает в то время, когда встране продолжает действовать апеллирующее к религиозной догме антисистемноетеррористическое подполье, смыкающееся с антиправительственными настроенияминемалой части кругов официальной религиозной власти1. Это обстоятельство,вне сомнения, оказывает заметное влияние (в том числе, и потому, что«перестройка» создает условия, придающие новый импульс действиям противниковправящей элиты) на вступивший на «этап реформ» саудовский социум. Однакопроисходящие перемены активизируют и устремления национального «образованногокласса», адекватные (в понимании власти) отношения с которым стали, по крайнеймере после 2003 г., когда был создан патронируемый королем Абдаллой бен АбдельАзизом Центр национального диалога имени короля Абдель Азиза, одним изприоритетов внутренней политики саудовских правящих кругов.
Суть этой политики (врамках используемого «политическим классом» дискурса) резюмируется как курс«национального диалога на основе умеренности и совещательности»2. Отбрасываяидею и практику радикальной трансформации уже сложившегося балансавнутриполитических сил (и рассматривая сохранение власти династии Аль Сауд какзалог стабильности и безопасности государства), истеблишмент королевствастремится наполнить традиционное для него оправдание собственногогосподствующего положения в государстве и обществе (в основе этого господстваранее лежала жестко интерпретируемая религиозная догма) новыми аргументами.Тенденция движения в этом направлении очевидна, как и очевидны предпринимаемыевластью шаги, призванные придать этому оправданию новые, ранее казавшиесяневозможными оттенки и нюансы. Некоторые из этих шагов заслуживают внимания.
В августе 2005 г. сразуже после своего прихода к власти король Абдалла отменил «обычай эпохиджахилийи» – коленопреклоненное целование рук высших сановников государства.Произнесенные им в этой связи слова были эмоциональны и красноречивы:«Целование рук (высших сановников государства – Г.К.) привнесено в нашиценности и моральные нормы извне, оно недостойно души свободной и благороднойличности (ан-нафс аль-хурра аш-шарифа). Целуя руку, человек склоняется переддругим человеком, что недопустимо законом Господа. Верующий не склоняется ниперед кем, кроме Единого и Единственного Бога»3.
23 сентября 2005 г.граждане Саудовской Аравии отмечали «национальный день (аль-яум аль-ватаний)»,– дату, связанную с осуществленным «королем-основателем» Ибн Саудом«объединением страны» и ее провозглашением Королевством Саудовская Аравия.Впервые в истории королевства страна отмечала национальный, а не религиозныйпраздник. В этот день столичная «Ар-Рияд» в передовой статье под заглавием«Караван идет вперед: патриотизм и национальный день» писала: «Старые косныепредставления изжиты. Мы стряхнули пыль с казавшегося ушедшим навсегданационального чувства. Мы вновь ощущаем вкус дня, объединяющего всех нас,саудовских граждан, дня подлинно национального праздника». Далее газетапродолжала: «Мы не праздновали его раньше потому, что нам говорили, что этотпраздник далек от подлинной сути нашей страны, что он не передает ощущения еепринадлежности к более высоким истинам – истинам религии и религиозногочувства. Однако многое изменилось, и сегодня у нас праздник – день объединенияи созидания отечества (выделено мною – Г.К.)»4.
Наконец, 3 ноября 2005г. в день ид аль-фитр, праздника разговенья было опубликовано «послание любви итерпимости (рисаля махабба ва тасамух)», направленное высшими лицамигосударства – монархом и наследным принцем Султаном бен Абдель Азизом не только«нации и мусульманам мира», но и «всем братьям по человечеству»5. Вих послании говорилось, что «этические нормы» предшествующего этому праздникумесяца рамадан – «забота о людях, альтруизм, братство, человеколюбие истремление творить добро» – должны стать «основой жизни» каждого мусульманина«в любом месте и в любое время». Король Абдалла и наследный принц Султанподчеркивали, что «радость праздника ислама» должна «охватить всех», –«симпатия и любовь к людям», вытекающие из «высшего смысла» ид аль-фитр, должнысодействовать тому, чтобы, узнав о его приходе, «улыбнулся бы каждый человек влюбом уголке мира». Исламская «нация», отмечали они, нуждается в том, чтобыстать «нацией, не знающей крайностей», а это, в свою очередь, означает, что онадолжна «осознать свою принадлежность к человечеству». Стать «принадлежащей» кнему можно только тогда, когда «ее вера» («высшее благодеяние Господа») будет«дополнена подлинным уважением к пророкам всех Богооткровенных религий». Это«уважение», а не «террор, отрицающий человечность и человечество», будетсодействовать процветанию всего человечества, путь к которому пролегает «черезсосуществование, взаимодействие и диалог культур всего мира».
Саудовская властьсозидает (предлагая свои действия обществу в качестве примера для подражания)новый дискурсивный нарратив, за которым стоит практика осуществляемых еюпреобразований. Однако этот нарратив продолжает оставаться религиозноокрашенным. Включая в него новые оттенки, правящая элита всего лишь воскрешает(очень часто возвращаясь к фундаментальным основам религии) те нюансылегитимации своего господства, которые в силу обстоятельств прошлого развитиястраны стали маргинальными. Их реанимация, пусть и направленная, в конечномитоге, на то, чтобы преодолеть разрыв между значительной ролью СаудовскойАравии в современном мире и глубиной общественного осознания этой роли, тем неменее прагматична, – власти нуждаются в том, чтобы выбить из рук антисистемногоподполья и низшего слоя страты законоучителей религию, используемую ими вкачестве инструмента влияния на общество.
Равным образом ипрактика действий истеблишмента (также призванная изменить страну и населяющийее социум) окрашена традицией, в основе которой продолжает оставаться религия.Тем не менее эта практика нюансируется с помощью обращения к идее того, что втечение последних лет в Саудовской Аравии называют «национальными проектами –машариъа ватанийя». Эти «проекты» призваны «объединить нацию» в пределах уже«единого» благодаря действиям Ибн Сауда территориального пространствагосударства. Но процесс этого «объединения», как и наполненный новыми нюансамидискурсивный нарратив, прагматичен, – «движение по пути реформ» необходимо,чтобы обеспечить «стабильность королевства»6, или, иными словами,ликвидировать влияние антисистемного подполья и его сторонников в рядахинституционализированного слоя улемов.
Прагматичность действийсаудовской власти тем более очевидна, что эта власть абсолютно далека от того,чтобы (стремясь к адекватному, по ее мнению, включению «образованного класса» вреформационный процесс) поступиться или по крайней мере сузить сферусобственных полномочий7. Напротив, обнародованный 20 октября 2006 г.Закон о комитете принесения клятвы8 придал законченную формупроцессу наследования престола, став, по выражению саудовской прессы,«четвертым столпом9, на котором зиждется национальнаягосударственность»10. Новый конституционный акт (дополнивший собойОсновной закон правления, как и принятые в начале 90-х годов другиеконституционные акты) стал подтверждением «неразрывности» связи между правящимсемейством Аль Сауд, с одной стороны, и созданным им королевством, с другой.Ситуация, возникшая в связи с принятием Закона о комитете принесения клятвы,означает лишь, что любая попытка нанести удар по одному из элементов«органического союза» между династией и государством будет неизбежно означатьгибель его второго элемента.
Идея «объединяющего»нацию (и укрепляющего властные полномочия Аль Сауд) «проекта» стала реальностьюеще в конце истекшего столетия. В 2000 г. истеблишмент, по сути дела, впервые вистории государства попытался сформулировать общественно значимый «проект»,реализация которого, последовательно вводя саудовский социум в современный мири одновременно «национально» организуя этот социум, укрепила бы роль династиикак центрального звена системы государственно-общественных связей. Первымофициально провозглашенным саудовским «национальным проектом» стал«Национальный проект принца Абдаллы». Первоначально речь шла о полнойкомпьютеризации национальной системы образования на всех ее ступенях. Обращаясьв этой связи к саудовским учащимся и студентам, нынешний монарх подчеркивал:«Национальный проект компьютеризации направлен на то, чтобы сделать доступныминовым поколениям знания о современном постоянно меняющемся мире. С помощьюэтого проекта мы построим современную нацию»11.
Амбициозность этогоначинания определялась официально провозглашавшимся содержанием «проекта». Речьшла о том, что «информатика стала одним из источников национального дохода рядасовременных государств», что позволило им «обеспечить развитие уровняобразования, привлекая необходимые для этого капиталовложения»12.Источниками привлекаемых для «Национального проекта принца Абдаллы» инвестицийдолжны были стать (и становились, что подтверждал визит в Саудовскую Аравиюглавы «Майкрософт» Б.Гейтса13) «крупнейшие мировые компании,действующие в сфере информационных технологий». Поскольку, как подчеркивалось водном из документов, определявшем содержание «проекта»14, «поистечении ближайших десяти лет в Королевстве Саудовская Аравия будет 10 млн.студентов и студенток», то они призваны стать «источником национального дохода,а не обузой (аъля) для государства». Для этого необходим новыйпреподавательский корпус. Задача корпуса – сделать все возможное, чтобы молодыесаудовцы, «получив необходимую техническую подготовку, стали бы реальнымиучастниками производства». В таком случае саудовское государство сможеттрансформироваться в «производителя и поставщика компьютерных программ намировой рынок», следуя по пути, которым уже идут «Малайзия, Индия, Сингапур,Корея, канадский Квебек или австралийский штат Виктория».
Возникали контурыначинания, которое должно коренным образом изменить существующую реальность, –покончить с безработицей в среде молодежи, открыть перед этой молодежью мир и,в конечном итоге, радикально изменить образ страны, связываемый лишь спроизводством и экспортом нефтяного сырья. Текст другого документа,направленного на реализацию «Национального проекта принца Абдаллы», содержалуказание на то, что возможность его воплощения в жизнь зависит от «аулия умурат-туллаб15 – обладателей власти над студентами»16. Этоткоранический термин, требующий безусловного повиновения, трактовался цитируемымдокументом достаточно широко, – речь шла о родителях учащихся школ и высшихучебных заведений, но также и о представителях политического и религиозногоистеблишмента17.
Суть проблемы при этомзаключалась как в том, что родители могли всесторонне контролировать уровеньзнаний своих детей, так, с другой стороны, и в том, что представленные обеимиветвями (политической и религиозной) саудовского истеблишмента обладателивласти имели неоспоримое право контроля над действиями учащихся и студентов, –выход в Интернет и цензура используемых сайтов, содержание «электронных учебныхпособий» и, наконец, абсолютный контроль над местными сетями Интернета.Разумеется, политический и религиозный контроль над использованием Интернета неможет быть сведен всего лишь к проблеме отсутствия «свободы выбора». Воспитанноев строгой религиозно-патриархальной традиции молодое саудовское поколениедействительно не кажется готовым к рациональному использованию «всемирной сети»(впрочем, идентичный контроль очевиден, например, и в отношении саудовскихкнижных магазинов, где иностранные и иноязычные издания представлены в первуюочередь технической литературой). Из консервативной позиции саудовскогоистеблишмента вытекает (и это обстоятельство более существенно), чтоосуществляя жесткую цензуру инициируемого им же и современного в своей основеучебного процесса и одновременно выступая по отношению к молодежи в качествеблаготворителя, ему надлежит распространить обычные для национального социума,но обретающие новые, соответствующие духу времени формы патронажно-клиентельныхсвязей на значительную часть общества.
Эти связи оказываютсяне только многоступенчатыми, – в них включаются родители, учителя, руководителиучебных заведений, как и, в определенной мере, даже иностранные инвесторы,возможность деятельности которых определяется высшим звеном саудовского«политического класса». Вместе с тем при создании унифицированнойобразовательной программы в масштабе всей страны отношенияпатронажно-клиентельного типа организуют «национальное пространство». Однакоэти клиентельные отношения во многом выходят за привычные для саудовскихграждан границы, включая в себя как элементы прошлого (семья), так и элементынастоящего – то, что необходимо для вхождения общества в современный мир(преподавательский корпус и поставляемая работающими в сфере информатикикомпаниями технология).
В течение времени,прошедшего с 2000 г., процесс реализации «Национального проекта принца Абдаллы»наполнялся новым содержанием. Инициатива этой коррекции принадлежаларуководителям государства.
В широком интервью«Аш-Шарк Аль-Аусат», опубликованном этой газетой в конце августа 2006 г.,король Абдалла говорил о своем стремлении содействовать развитию «происходящейныне в королевстве революции в сфере образования (ас-саура ат-таъалимийя),развивающейся в первую очередь в области современных технических наук». Длясаудовского монарха было принципиально важно, что тот процесс, который онназывал «революцией в сфере образования», привел к началу строительства в егостране «образовательного комплекса – Университета естественных и техническихнаук им. короля Абдаллы», двери которого будут открыты «не только длясаудовцев, но и для всех ученых и талантливых молодых людей – граждан странарабо-мусульманского мира». Он подчеркивал также, что за счет удвоенияколичества университетов в его стране произойдет «качественный скачок (наклянауъийя) в сфере образования, а образование – основа прогресса»18.
В начале ноября 2006 г.нынешний заместитель министра высшего образования Абдалла Аль-Усман подвелитоги реализации «Национального проекта принца Абдаллы»19. Этиитоги, вне сомнения, впечатляющи, – если в 2003 г. высшие учебные заведения(или отделения столичных университетов) существовали только в 16 волостях(мухафазат) основных саудовских провинций, то в 2006 г. – уже в 42. По словамА.Аль-Усмана, «ныне нет ни одного крупного центра любой провинции, где недействовал бы университет или факультет столичного университета, способный вобозримом будущем стать ядром вновь формируемого высшего учебного заведения».Все вновь возникшие за истекшие три года университетские центры королевстваспециализируются только на «технических и прикладных науках». Но речь шла и опланах на будущее.
А.Аль-Усманподчеркивал, что его министерство разрабатывает «стратегический план развитиявысшего образования на следующие 25 лет». Этот план он назвал «дорожной картой»осуществления «национального образовательного проекта». В рамках этого планабудет осуществляться внедрение современных средств информатики в высшую (исреднюю) школу, переподготовка преподавателей, развитие прикладных научныхисследований и постуниверситетского образования. Важно, что все эти начинаниябудут реализовываться не только на основе государственных, но и на базе частных(в том числе, и иностранных) инвестиций, с обязательным учетом потребностей«саудизируемого» национального рынка труда и на основе опыта развития ведущихуниверситетских центров США и Великобритании. Предлагаемая министерством«дорожная карта» развития высшего образования предполагала, что в 2013 г. неменее 30% саудовских студентов или «200 тыс. юношей и девушек» будут учиться вчастных университетах (ныне в частных саудовских университетах и колледжахучится 13 тыс. молодых саудовцев). Особое внимание, как подчеркивалА.Аль-Усман, будет уделяться Университету естественных и технических наук именикороля Абдаллы, который будет специализироваться на подготовке кадров для«жизненно важных для национальной экономики сфер – нанотехнологии, нефтехимии иопреснении воды».
Ориентация на развитиепреподавания в первую очередь технических и прикладных наук естественна. Онаотталкивается от реалий социально-экономической эволюции государства, где ранеебезгранично развивавшееся гуманитарное образование (филология, история,исламские науки) более не соответствует потребностям рынка, вызывая к жизни то,что сегодня в Саудовской Аравии публично называют «скрытой безработицей в средеобразованной молодежи» (угрожающей распространением в ее среде идейпротивостояния государству)20. Страна, в которой на развитиеобразования ежегодно расходуется 9,5% ВВП (или 25% от ежегодных общих расходовгосударства), «все еще испытывает потребность в 60 тыс. фармацевтов и 100 тыс.инженеров».
Эта ситуацияпоследовательно изменяется путем создания высших учебных заведений, преждевсего в провинциальных центрах, учитывая, в частности, уровень депрессивноститого или иного региона (и, как ее следствия, степени вовлеченности местноймолодежи в антисистемное террористическое подполье). Это означало, что системавысшего образования (включая и частные высшие учебные заведения)распространялась в первую очередь на юго-западе государства (провинции Асир,Джаззан и Неджран), в центре – провинция Аль-Касым, на северо-западе –Аль-Джауф и, наконец, на северо-востоке – провинция Северные границы21.Действиям в этом направлении содействовал и саудовский монарх. В ходе своейпоездки (практика таких поездок после прихода короля Абдаллы к власти сталарегулярной) в начале ноября 2006 г. в Неджран, Асир и Джаззан он участвовал взакладке первого камня или открывал уже созданные в этих регионах новые высшиеучебные заведения, включая и университеты, ориентированные в первую очередь наполучение технического образования22.
Важной чертой того, чтосаудовский монарх назвал «революцией в сфере образования», было планомерноевключение в эту сферу женщин. По словам генерального секретаря действующего подруководством короля Абдаллы Высшего совета по делам образования (Аль-Маджлисаль-аъаля ли ат-таъалим)23, «в сфере образования не существуетпредпочтения, отдаваемого молодым людям за счет девушек, все наши решения имеютодинаковую силу как для тех, так и для других»24. Речь не идет и обограничении каких-либо специальностей только мужской частью саудовскогостуденчества, хотя, по словам того же чиновника, его женская часть в большеймере предпочитает специальности, связанные с менеджментом, банковским делом,юридической сферой, социологией и политологией. Вместе с тем потребность вженском труде растет в связи с приватизацией различных отраслей экономики, атакже «саудизацией» занятой в ней рабочей силы. Как отмечал генеральныйсекретарь (амин амм) Высшего совета по делам образования, лишь за период с 2003по сентябрь 2006 г. в Саудовской Аравии были вновь открыты 102 женскихфакультета (и «их было больше, чем факультетов для юношей», добавлял он),специализирующихся на преподавании чаще всего выбираемых девушкамиспециальностей. При этом одним из парадоксов саудовской общественной жизни,когда во всех учреждениях королевства (как государственных, так и частных)сохраняется гендерная сегрегация (предполагающая обязательное создание женскихотделений в министерствах, государственных органах или офисах частных компанийи предприятий), является то, что эта сегрегация обязывает власти уделять особоевнимание подготовке женских кадров для этих отделений.
Наконец, современныеориентиры истеблишмента в сфере образования заставляют его вносить коррективы впрограммы, которыми руководствуются национальные школы и университетскиецентры.
Официальный документ«Образовательная политика», которым руководствуются саудовские министерствавысшего и среднего образования, основан на том, чтобы «познакомить учащегося сГосподом и верой, направить его поведение по истинному пути с тем, чтобыосуществить чаяния общества и цели нации». Далее в цитируемом документеподчеркивается: «Образовательная политика в Королевстве Саудовская Аравиявытекает из ислама – веры нации, представляющей ее учение, ее исповедание, еемораль, как и ее истинный путь, систему власти и в целом всеобъемлющую системужизненных ценностей». Из этой общей постановки вытекает, в частности, что«религиозные дисциплины являются основой обучения в начальной и средней школе,а предмет «исламская культура» – основной в течение всех лет обучения в высшихучебных заведениях». Конечно, все это вовсе не означает, что реальнойспециализации учащегося или студента не отводится достаточного количестваучебных часов, – «религиозные дисциплины» играют лишь роль обязательногообрамления этой специализации.
Обращение к программнымустановкам саудовских университетов, в частности, основанного в 1957 г. (истарейшего) эр-риядского университета им. короля Сауда, доказывает, что«исламские науки» представляют собой неотъемлемый элемент саудовской системывысшего образования. Официальный документ этого университета – «Целиуниверситета» (по сути дела, его устав) отталкивается от положения о том, что«основной целью образования в университете является предоставление студентамверного и всестороннего понимания ислама, распространение исламской доктрины,воспитание студентов в духе ценностей и идеалов исламского образования». Этообстоятельство, как подчеркивает цитируемый документ, «призвано содействоватьсоциально-экономическому и культурному развитию общества и подготовке личности,вносящей свой вклад в созидание».
Естественно, чтовнесение корректив в программы различных уровней образования ни в коей мере неозначает, что из этих программ исключаются религиозные дисциплины, – ислампродолжает оставаться важнейшим инструментом легитимации и саудовского государства,и сложившейся в нем политической системы. Тем не менее, органы, призванныеруководить политикой в сфере образования, активно разрабатывают новые подходы кпрограммам средних и высших учебных заведений. В начале октября 2006 г. былвпервые предан гласности проект развития программы саудовского образования. Его«философия», как подчеркивалось в заявлениях высших чиновниковспециализированных министерств, отталкивается от идеи «интеграции в нынесуществующую систему образования современных принципов воспитания (мафахимат-тарбийя аль-хадиса), а также новых технических средств преподавания(ат-такнийят ат-тарбавийя аль-хадиса), что позволит содействовать развитиюсамостоятельного мышления в среде учащихся и студентов, а также распространятьсреди них связанные с современными представлениями идеи толерантности,диалога, подлинного и многообразного значения истин ислама».
Потребность во внесениикорректив в программы среднего и высшего образования оправдывалась тем, чтопрежние программы «соответствовали старым социальным условиям». Однако «быстроеразвитие современного саудовского общества, как и происходящие в этом обществеизменения в сфере культуры, хозяйственно-технических связей и отношений требуютадекватной коррекции учебных программ с тем, чтобы они соответствовали эпохеинформационной революции, глобализации и революции в сфере экономики».Ставившаяся проблема «соответствия» была связана как с «необходимостью отпоранегативным последствиям этих явлений», так и с «использованием вытекающих изних возможностей, определяемых сегодняшним днем и будущими изменениями в мире».
Консервативностьсаудовских чиновников в их подходах к изменению учебных программ очевидна, –они далеки от самостоятельности, всего лишь следуют за меняющимисямеждународными реалиями в свете указаний высшего политического руководствастраны. Но в контексте сохранения «саудовской цивилизационной специфики», о чемтакже говорится в проекте развития программы саудовского образования, этоозначает и то, что религиозная основа саудовского образования (лишь опора нанее может помочь отторгнуть «негативные последствия» глобализации) будет всетак же определять собой систему подготовки будущих саудовских кадровпрограммистов, инженеров, социологов или специалистов по менеджменту. Однакоэта основа должна предстать как «очищенная от наслоений прошлого», отвечающаяпониманию задач «толерантности и (межцивилизационного – Г.К.) диалога».Впрочем, проводимый в стране курс на неприкосновенность религиозных дисциплинприменительно к различным уровням школьного и высшего образования ни в коеймере не избавляет его от критики со стороны тех, кто считает (речь, несомненно,идет о страте законоучителей), что новые подходы к учебным программам«отлучают» молодое поколение саудовцев «от веры».
Все эти действиясаудовского истеблишмента тем не менее продолжают оставаться тесно связанными страдицией. Эта традиция в различных формах ее проявления (религия,государствоориентированные шаги в области образовательной реформы) вновьсоздает ситуацию сохранения патронажно-клиентельных связей и направлена наподдержание в саудовском социуме образа «справедливого мусульманскогоправителя». Слова, произносившиеся королем Абдаллой 6 ноября 2006 г. в ходецеремонии закладки первого камня в комплекс зданий будущего университетскогокампуса в центре провинции Джаззан, были в этом отношении едва ли непоказательны: «Наша родина едина и неделима. Все ее граждане равныв правах и обязанностях. Все они заинтересованы в том, чтобы государство идалее проводило курс развития, реформ и последовательных изменений. В стране, –продолжал далее монарх, – облагодетельствованной Всевышним Господом подлиннойверой, не может быть иначе потому, что эта вера требует от обладателей властинеустанной заботы о благе граждан, упорного труда и верности, когда ониисполняют возложенный на них свыше долг. Действуя так, как предписывает нашаблагородная вера, мы сможем дать добро и развить возможности наших граждан. Анаши граждане будут испытывать к нам искреннюю любовь, станут преданы и гордысвоей родиной».
«Национальный проектпринца Абдаллы», играя роль исходной точки (и ни в коей мере не теряя своегозначения в дальнейшем) реформационных начинаний в стране, вызвал к жизнипоследующие шаги саудовской власти, все так же называвшиеся «национальными проектами».Методы их реализации вновь реанимировали ассоциируемую с религией традицию и,как следствие этого процесса, еще более ярко и последовательно укреплялисистему патронажно-клиентельных отношений.
В октябре 2002 г. вЭр-Рияде был зарегистрирован «Фонд принца (ныне в этом названии присутствуетслово «король» – Г.К.) Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересахразвития»30. Основной задачей этого Фонда провозглашалось созданиеусловий для реализации «проекта, направленного на развитие строительства ипредоставление приемлемого жилья тем, кто в нем нуждается». Движение к этойцели квалифицировалось в качестве «отвечающего ценностям и принципамблагородной мусульманской веры». Фонд должен был стать «примером постоянноговзаимодействия между мудрым руководством королевства и его народом, яснымдоказательством того, как власть окружает своей всесторонней заботой гражданкоролевства, и подтверждением ее неустанной заботы о тех слоях населения,которые более других нуждаются в развитии и улучшении своего положения». Идея«государственности» этого Фонда присутствовала в сопровождавших его созданиедокументах. Его деятельность «интегрировалась в огромные, направленные наразвитие королевства усилия, предпринимаемые правительством». Фондпровозглашался «структурой», сформированной для того, чтобы содействовать«объединению усилий всех социальных слоев, представленных как предприятиямигосударственного, так и частного сектора, а также благотворительнымиорганизациями, ради оказания помощи гражданам с ограниченными доходами».
Устав «Фонда короляАбдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересах развития» провозглашалего «независимым юридическим лицом», создающим свои отделения во всехпровинциях государства. Для руководства Фондом был создан Совет управляющих.Его председатель – король Абдалла. Монарх назначает своего заместителя (сегодняим является министр информации Ийяд бен Амин Мадани), а также остальных девятьчленов Совета (среди которых в обязательном порядке присутствуют как министрсоциальных дел и труда, так и министр по делам муниципальных и сельскихадминистративных образований). Средства, необходимые для развития «социальногостроительства», как подчеркивает Устав Фонда, формируются за счет «помощигосударства, пожертвований, вакуфной собственности, доходов с законноосуществляемых Фондом капиталовложений и продажи принадлежащей Фондунедвижимости». Фонд создавался как структура, демонстрирующая взаимозависимостьмежду государством и частным капиталом, как инструмент всесторонней помощи (и государственногопокровительства) деятельности негосударственных организаций.
Совет управляющих этогоФонда, быть может, наиболее ярко отражает идею состава сегодняшнего саудовского«правящего класса» (как и методов созидания «национально» сплоченного саудовскогосоциума). Вместе с министрами социальных дел и труда и по делам муниципальных исельских административных образований (это, соответственно, представитель однойиз крупнейших хиджазских торговых семей, в недавнем прошлом посол саудовскогокоролевства в Лондоне Гази бен Абдель Рахман Аль-Кусейби и принц Мутаб бенАбдель Азиз Аль Сауд, непосредственный руководитель состоявшейся в феврале-мае2006 г. кампании выборов в муниципальные советы), в нем присутствует шейх Салехбен Абдель Рахман Аль-Хассын (глава Центральной комиссии по проведениюнационального диалога и генеральный управляющий делами Главной мечети в Мекке иМечети Пророка в Медине). В состав Совета управляющих входит один изсыновей короля Абдаллы – принц Халед бен Абдалла бен Абдель Азиз Аль Сауд, каки еще один представитель саудовской королевской семьи – недавний посолкоролевства в Вашингтоне принц Бандар бен Сальман бен Мухаммед Аль Сауд, докторполитологии и личный советник короля. Но, кроме того, в Совете управляющихприсутствует немалая доля молодых «разночинных» предпринимателей и политиков,пользующихся покровительством монарха – Ибрахим Абдель Рахман Ат-Тасан,руководитель личной канцелярии короля, Амру бен Абдалла Ад-Даббаг, секретарьсаудовского Национального комитета по инвестициям, доктор медицины Абдель ЛатыфДжамиль – создатель расположенного в Джидде Центра реабилитации и медицинскойпрофилактики. Наконец, в Совет управляющих введены университетскиепреподаватели и общественные деятели.
Осенью 2003 г. тогдабудущий монарх Абдалла посетил наиболее депрессивные кварталы Эр-Рияда, чтоозначало, что саудовское руководство официально признает, что в странесуществует бедность. Итогом этого посещения стало создание инициированногонынешним королем «Национального благотворительного фонда», создававшегося радиреализации «национального проекта борьбы с бедностью». Поле действия«национальных проектов» еще более расширилось.
«Национальныйблаготворительный фонд», официально возглавляемый министром социальных дел итруда, – «юридическое лицо, обладающее административной и финансовойсамостоятельностью» и создающее свои отделения во всех провинциях страны,строился как инструмент реализации «национальной стратегии борьбы с бедностью».Его «философия» опиралась на «принцип общественной солидарности», которая иопределяла «видение» проблемы бедности, – «бедность порождается многообразиемпричин, а не только недостаточностью доходов». Борьба с этим явлением требуетопоры «на благородное учение ислама» и использование «апробированныхпрактических и профессиональных методов действия». Эти методы включают«развитие возможностей и способностей людей» и пропаганду «опоры на собственныесилы». Речь вовсе не шла о том, что бедняки должны ждать от Фонда «помощи илимилостыни». Задача Фонда, курируемого нынешним монархом, состояла лишь в том,чтобы, координируя «действия правительственных и частных структур»,содействовать развитию малых инвестиционных проектов, чтобы выработать«стратегию воспитания всего общества и прежде всего бедных страт в духе важноститруда, опоры на собственные силы и развития трудовой этики».
В контексте «философии»Фонда осуществление этой задачи предполагало, что государство, как и частноепредпринимательство, в рамках реализации «национального проекта борьбы сбедностью» содействуют, в том числе, и развитию сети образования издравоохранения в депрессивных районах страны и в кварталах городской нищеты.Одновременно все то же государство и частное предпринимательство должны былиосуществлять кредитование ремесленников и мелких производителей. Это определялои источники финансирования проектов Фонда: «финансовая и натуральная помощь состороны государства», «создание вакфов и сбор пожертвований», «закят,специально отчисляемый отдельными лицами, организациями и компаниями», а также «законные(на основе шариата – Г.К.) финансовые поступления самого Фонда». Клиентаминынешнего монарха должен был стать едва ли не весь саудовский социум. Летом2006 г. «Национальный благотворительный фонд» и «Фонд короля Абдаллы бен АбдельАзиза для строительства в интересах развития» подписали специальное соглашениео взаимодействии обеих организаций в реализации «национальной стратегии борьбыс бедностью». Это означало, что «Фонд короля Абдаллы бен Абдель Азиза» сталфинансовым донором «Национального благотворительного фонда».
Возникало очертаниевсеобъемлющей благотворительной структуры, демонстрирующей существованиесаудовского «национального сообщества», основанного на «социальнойсолидарности» всех составляющих социум страт и общественных групп. Его существованиеподтверждал и «общенациональный» консенсус поддержки действий Абдаллы бенАбдель Азиза, создаваемый Центром национального диалога.
Тем не менее, важно ито, что в рамках деятельности обоих Фондов возникали и начинания саудовского«предпринимательского класса» (чаще всего регионального масштаба), открывавшиеблагодаря их тесному взаимодействию с властью новые возможности перединициаторами этих начинаний. Примеры таких начинаний многочисленны, достаточносослаться лишь на два из них.
В начале 2006 г.предпринимательница из Даммама (Восточная провинция) Хысса Аль-Аун выступила синициативой осуществления регионального «проекта городков Абдаллы бен АбдельАзиза для производящих семей (машруъа мудун Абдалла бен Абдель Азиз лиль усараль-мунтиджа)». Целью этого проекта провозглашалось создание кооперативныхобъединений мелких производителей традиционных товаров и ремесленных изделий,помогающих кооператорам преодолевать трудности, связанные с получением сырья и,в дальнейшем, сбыта произведенных товаров. Идея создания таких «городков»отталкивалась от реальности, – распространение импортированной продукции (вчастности, произведенной по традиционным образцам посуды или одежды китайскогоили южнокорейского происхождения) наносит, естественно, непоправимый ущербсаудовскому ремеслу. В свою очередь, разорение связанных с этим ремеслом семейпорождает бедность и безработицу. Одновременно важным элементом этого проектастановилось трудоустройство женщин и, как его итог, их включение в современноеобщество.
Претворение в жизнь«проекта городков» могло бы, несомненно, способствовать снижению не толькоостроты проблемы региональной бедности, но и сократить возможности развитияантисистемного террористического подполья. Вместе с тем начинание Х.Аль-Аун ссамого начала абсорбировалось «Фондом короля Абдаллы бен Абдель Азиза длястроительства в интересах развития». Саудовская предпринимательница,собственно, и стремилась к такому развитию событий, включая имя нынешнегомонарха в название своей инициативы. В итоге – провинциальные власти нашлинеобходимым бесплатно предоставить ей несколько участков земли длястроительства зданий, где будут располагаться создаваемые ею кооперативы«производящих семей». На Х.Аль-Аун были распространены налоговые льготы, как ильготы, необходимые для приобретения строительных материалов. В конечном итоге,под эгидой «Фонда короля Абдаллы бен Абдель Азиза для строительства в интересахразвития» возникло возглавляемое предпринимательницей из Даммама закрытоеакционерное общество, уже начавшее свою «общественно полезную» исоответствующую «традициям» деятельность, которая в случае успеха «проекта» вВосточной провинции будет распространена и на другие регионы Саудовской Аравии.
В начале сентября 2006г. саудовское министерство среднего образования (визара ат-тарбийя ваат-таъалим) заявило о начале реализации проекта «Провинция Просветленной Мединыбез неграмотных (Минтака Аль-Мадина Аль-Мунаввара биля уммийя)», вфинансировании которого участвует группа региональных предпринимателей,объединенных торгово-промышленной палатой Медины. По официальным саудовскимданным, в этой провинции проживает 12,5 тыс. неграмотных, возраст которыхколеблется от 15 до 45 лет35. Осуществление этого проекта станетначалом «общенационального проекта» борьбы с неграмотностью. Реализацияначинания в Медине тесно связана с деятельностью «Фонда короля Абдаллы бенАбдель Азиза для строительства в интересах развития» и квалифицируетсясаудовским монархом в качестве проекта, «призванного положить конецнеграмотности, прежде всего в бедуинской среде граждан королевства». Будущий«общенациональный проект» будет финансироваться не только саудовскимбизнес-сообществом и государством, но и международными организациями, включаяпрофильные структуры Организации Исламская Конференция и ООН, которыепревращались в опору поддерживаемой истеблишментом системы традиции, вновьпредставленной патронажно-клиентельными отношениями.
Однако в этой ситуациисаудовский истеблишмент обретал действительно легитимную (поскольку ееначинания поддерживаются обществом и внедряются в саудовский социум на основепривычных и понятных ему традиционных норм) возможность последовательногодвижения по пути более углубленных реформ. В свою очередь, эта поддержка состороны общества и позволяла высшему сановнику истеблишмента убежденноговорить: «Кто мы без саудовского гражданина? Мы черпаем нашу силу у Господа,во-первых, и у саудовского гражданина, во-вторых. Саудовский гражданин доволенсвоей властью, а власть – горда и довольна своим гражданином».
саудовская власть реформарелигиозный
Литература
1. http://www.asharqalawsat.com.
2. http://www.daralhayat.com.
3. ПринцАбдалла // Аш-Шарк Аль-Аусат, 4 января 2004.
4. http://www.alriyadh.com.
5. ХадимАль-Харамейн ва вали аль-ахд // Ар-Рияд, Эр-Рияд, 3 ноября 2005.
6. http://www.watani.org.sa.
7. ИбрагимТ.К. Политическая власть согласно Корану и Сунне // Арабские страны ЗападнойАзии и Северной Африки. Вып. 5. М., 2002, с. 277.