8 декабря 1969 года в Нью-Йоркебыла подписана Конвенция «о специальных миссиях». Это основнойнормотивно-правовой документ, регулирующий правовой статус специальных миссий,в её преамбуле мы находим ссылку на ещё две конвенции:
«…отмечая, что важность вопроса оспециальных миссиях была признана в ходе Конференции Организации ОбъединенныхНаций по дипломатическим сношениям и иммунитету, а также в Резолюции I,принятой Конференцией 10 апреля 1961 года,
учитывая, что КонференцияОрганизации Объединенных Наций по дипломатическим сношениям и иммунитетуприняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая была открыта дляподписания 18 апреля 1961 года,
учитывая, что КонференцияОрганизации Объединенных Наций по консульским сношениям приняла Венскую конвенциюо консульских сношениях, которая была открыта для подписания 24 апреля 1963года,
считая, что международнаяКонвенция о специальных миссиях могла бы дополнить обе эти конвенции испособствовать развитию дружественных отношений между государствами…»[1]
Данная Конвенция состоит из 55статей, которыеусловно можно разделить на три части. Первая часть, охватывающая статьи со 2 по21, содержит положения принципиального характера и касается вопросов,связанных с направлением и функционированием специальных миссий. Вторая часть с22 по 46 статью связана главным образом с определением общих преимуществ,привилегий и иммунитетов специальных миссий. Третья часть с 47 статьи по 55 — положения, воспроизводящие с некоторыми изменениями соответствующие статьи Венскихконвенций 1961 и 1963 годов, такие как: уважение законов и постановленийпринимающего государства, запрещение заниматься в принимающем государствепрофессиональной или коммерческой деятельностью, недопущение дискриминации,подписание, ратификация.
После основного текста идётфакультативный протокол «об обязательном разрешении споров», состоящий из 8статей и устанавливающий пути решения возможных возникающих споров,относительно толкования или применения Конвенции. Они подлежат обязательнойюрисдикции Международного Суда и, следовательно, могут передаваться в Суд пописьменному заявлению любой стороны в споре, являющейся участником факультативногопротокола.
Что же такое специальная миссия?Это особая категория зарубежных органов внешних сношений, которые имеютвременный характер и направляются одним (или несколькими) государством в другоес согласия последнего для выполнения определенной задачи. В отличие отпостоянных дипломатических представительств (посольств и миссий) и консульскихучреждений специальная миссия наделяется обычно ограниченным кругом полномочий,выполняя значительно более узкие функции, определенные по взаимному согласиюзаинтересованных государств. К категории «специальная миссия» могут бытьотнесены поездки глав государств в зарубежные страны и правительственныеделегации.
Такой статус имела встречапрезидентов Российской Федерации и США, состоявшаяся 21-22 марта 1997 году вФинляндии (город Хельсинки) для обсуждения и решения ряда вопросов, связанных срасширением членского состава Организации Североатлантического договора (НАТО).
Объем привилегий и иммунитетов специальноймиссии и входящих в ее состав лиц определяется обычно по согласованию междупринимающим и направляющим государствами на основе упомянутой Конвенции. Особооговаривается требование о предоставлении наибольших по объему привилегий ииммунитетов главам государств, правительств и ведомств иностранных дел, еслиперечисленные лица возглавляют специальную миссию. В тех случаях, когда всоставе специальных миссий нет лиц высокого ранга, статус этих миссий впринципе аналогичен статусу соответствующих категорий персоналадипломатического представительства. Функции, состав и привилегии специальныхмиссий обычно согласуются заинтересованными государствами.
Миссии могут осуществляться и между государствами, несостоящими в дипломатических или консульских сношениях; разрыв отношений невлияет на осуществление специальной миссии.
Специальные миссиидипломатического характера могут быть различными по своему уровню, как отмечаетсяв Конвенции, в которой зафиксированы международные обычаи, сложившиеся в даннойобласти. Ее нормы относятся главным образом к миссиям, посылаемым однимгосударством в другое с согласия последнего для рассмотрения определенныхвопросов или выполнения определенной задачи. Однако статья 6 Конвенциинесколько расширяет сферу ее действия, распространяя ее нормы и на специальныемиссии, которые могут быть направлены в какое-либо государство двумя илинесколькими государствами для рассмотрения вопроса, представляющего общийинтерес.
В статье 21 Конвенциипредусматривается, что глава государства, возглавляющий специальную миссию, атакже глава правительства, министр иностранных дел и другие лица высокогоранга, участвующие в специальной миссии, пользуются в принимающем государствеили третьем государстве привилегиями и иммунитетами, которые признаются за нимимеждународным правом. Практически Конвенция оставляет регулированиемеждународных отношений, возникающих в связи с выездом указанных лиц в составеспециальных миссий, за международным обычаем.
Четких границ иммунитетов ипривилегий глав государств и иных лиц высокого ранга, входящих в составспециальных миссий или возглавляющих их, международный обычай не определяет.Конкретизация соответствующих вопросов, особенно в протокольной области,осуществляется путем согласования между заинтересованными сторонами.
Можно, однако, констатировать,что указанные лица в подобных ситуациях обладают практически полным иммунитетомне только от уголовной, но и от гражданской и административной юрисдикции.
Таможенные привилегии также, судяпо практике, предоставляются указанным лицам в полном объеме, хотя донастоящего времени спорным является вопрос о том, делается ли это на основаниимеждународного обычая или вежливости.
Разумеется, функции специальноймиссии, ее состав, иммунитеты и привилегии связаны с задачами, которые передней поставлены. Указанные вопросы обычно согласовываются междузаинтересованными государствами.
Вместе с тем в Конвенциизакреплены некоторые неоправданные ограничения иммунитетов и привилегийспециальных миссий. В частности, в статье 25, предусматривающей неприкосновенностьпомещений, занимаемых специальной миссией, допускается вступление в этипомещения представителей местных властей в случае пожара или иного стихийногобедствия по существу без согласия главы миссии или главы соответствующегопостоянного дипломатического представительства. Именно это положение явилосьодной из основных причин, по которым Советский Союз не подписал Конвенцию.
Конвенция в статье 31,посвященной иммунитетам от юрисдикции государства пребывания членовдипломатического персонала специальной миссии, устанавливает, что указаннымлицам могут быть предъявлены иски о взыскании убытков, причиненных в результатенесчастного случая, вызванного транспортным средством, используемым запределами их официальных функций (наряду с теми случаями предъявления исков,которые допускает Венская конвенция 1961 года в отношении членовдипломатического персонала представительства).
Некоторые отличительные чертыимеются в дипломатическом праве в его применении к отношениям государств смеждународными организациями или в рамках международных организаций. В этойобласти выделяется два аспекта — регулирование статуса дипломатическихпредставителей на международных конференциях и в международных организациях, атакже статус должностных лиц международных организаций.
14 марта 1975 г. на конференции ООН вВене была принята конвенция о представительстве государств в их отношениях смеждународными организациями универсального характера. Она регулируетдеятельность четырех видов органов внешних сношений:
· постоянных представительствгосударств при международных организациях,
· миссий постоянных наблюдателейпри международных организациях,
· делегаций государств в органахмеждународных организаций и на международных конференциях,
· делегаций наблюдателей в органахмеждународных организаций и на международных конференциях.
Для государств-членов учреждениепри организации своих постоянных представительств является их правом, но необязанностью. В ст.6 Венской конвенции 1975 г. определяется, что в функции постоянныхпредставительств в частности входит:
1. обеспечение представительствапосылающего государства при организации;
2. поддержание связи междупосылающим государством и организацией;
3. ведение переговоров сорганизацией и в ее рамках;
4. выяснение осуществляемой ворганизации деятельности и сообщение о ней правительству посылающегогосударства;
5. обеспечение участия посылающегогосударства в деятельности организации;
6. защита интересов посылающегогосударства по отношению к организации;
7. содействие осуществлению целей ипринципов организации путем сотрудничества с ней и в ее рамках.
Только принимающее государство вправе датьсвое согласие на размещение на его территории штаб-квартиры или отделения тойили иной международной организации или отказать в нем. Если такое согласиеесть, то оно обычно облекается в форму двустороннего соглашения междуорганизацией и страной ее пребывания. При этом с государством пребываниясогласовывается и вопрос о создании при организации постоянных представительствгосударств-членов. “… Это согласие принимающего государства, полученноеоднажды, автоматически распространяется на все государства, желающие учредитьсвои постоянные представительства при данной международной организации, и вдальнейшем не требуется в каждом отдельном случае запрашивать его согласие насоздание того или иного постоянного представительства».
Таким образом аккредитациядипломатических представителей при международных организациях и намеждународных конференциях происходит не в принимающей стране, а в самихорганизациях и на конференциях, содержание функционирования представительствосуществляется в рамках трехсторонних отношений (посылающее государство — организация — принимающее государство).
Из такой особенности вытекаютследующие правовые последствия:
а) назначение представителей нетребует получение агремана от организации или принимающего государства, аправовой основой их деятельности являются полномочия, которые они вручаютгенеральному секретарю организации;
б) такие представители не могутбыть объявлены persona non grata по правилам, применяемым к двустороннейдипломатии (однако не означает, что аккредитующее государство не должноотзывать и прекращать деятельность лиц, нарушивших правила поведения и законыстраны пребывания по представлению последней доказательства “серьезного иочевидного” нарушения;
в) по отношению к ним государствопребывания не может применять принцип взаимности и реторсии.
Специальная миссия начинает своидействия с момента установления миссией официального контакта с министерствоминостранных дел или с другим органом принимающего государства, в отношениикоторого имеется договоренность, её начала не зависит ни от представления еепостоянным дипломатическим представительством посылающего государства, ни отвручения верительных грамот или полномочий.
Все официальные дела спринимающим государством обычно ведутся с министерством иностранных дел иличерез это министерство либо с другим органом принимающего правительства, вотношении которого имеется договоренность.
Когда две или несколько специальныхмиссий встречаются на территории принимающего государства или третьегогосударства, старшинство миссий устанавливается
в соответствии с алфавитнымпорядком названий государств, установленных протоколом государства, натерритории которого миссии находятся, если опять же нет ранее оговоренногосоглашения.
Старшинство членов той жеспециальной миссии будет таким, как оно сообщено принимающему государству илитретьему государству, на территории которого встречаются две или несколькоспециальных миссий.
Местопребыванием специальноймиссии является место, установленное по соглашению между заинтересованнымигосударствами. Если же договорённость не имела место, в таком случаеместопребыванием специальной миссии является место, где расположеноминистерство иностранных дел принимающего государства.
Если специальная миссия выполняетсвои функции в различных местах, заинтересованные государства могутдоговориться о том, чтобы эта миссия имела несколько мест пребывания, изкоторых они могут избрать одно в качестве главного местопребывания.
Подводя итоги, стоит заметить,что Правовое положение специальных дипломатических миссий регулируется восновном обычным правом, часть норм которого, была зафиксирована в Конвенции оспециальных миссиях 1969 г.(вступила в силу 21 июня 1985 года).
[1] Конвенция «о специальныхмиссиях»; Нью-Йорк; 1969г.