Федеральное агентство по образованию
Белгородский государственный университет
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
и клинических информационных технологий
Реферат
Электронные истории болезни
Подготовил:
Студентка
гр.090503
СоловецкаяО.В.
Проверил:
Дударева С.Л.
Белгород 2006
Содержание
TOCo «1-2» h z u Введение. PAGEREF _Toc132114353 h 3
Определение ЭИБ. PAGEREF _Toc132114354 h 4
Границы модели. PAGEREF _Toc132114355 h 7
Идеальная электронная история болезни. PAGEREF _Toc132114356 h 9
Практика построения и внедрения систем электроннойистории болезни PAGEREF _Toc132114357 h 12
Медицинская информационная система Кондопога. PAGEREF _Toc132114358 h 14
Заключение. PAGEREF _Toc132114359 h 16
Литература. PAGEREF _Toc132114360 h 17Введение
Электронная история болезни постепенно превращается издиковинки в информационный инструмент, которым пользуются врачи многихмедицинских учреждений, и интерес, к которому проявляется в еще большем ихчисле. Но что такое электронная история болезни (ЭИБ)? Кому и для чего онанужна? Кто должен ее разрабатывать и внедрять? — вот начало того перечнявопросов, ответы на которые желательно получить до начала длинного и трудногопроцесса проектирования, разработки, внедрения и развития ЭИБ. Как и всякие«первые» вопросы, три перечисленных выше вряд ли имеют однозначные иуниверсальные ответы. Важно, чтобы заказчики и проектировщики ЭИБ поставили ихперед собой, и на каждом этапе работы имели на них ответы, помогающие двигатьсядальше. Определение ЭИБ
Словосочетание «История болезни» обозначает сразу несколькопонятий. С одной стороны, это упорядоченная во времени запись событий(история), описывающих ход патологического процесса, происходящего в организмечеловека (болезни). С другой – это стандартная документация, утвержденная МЗ РФв виде «Медицинской карты стационарного больного» (форма №003/у), «Медицинскойкарты амбулаторного больного» (форма № 025/у-87), «Истории развития ребенка»(форма №112/у). Отличия очевидны. В первом случае отсутствует формализация,предполагается длительный период наблюдения, охватывающий все этапы развитияболезни, тогда как во втором – в карте появляется четко формализованнаяинформация, иногда не имеющая отношения к болезни (например, паспортная часть,сведения о финансирующей организации и т.п.), а период ограничен срокомпребывания пациента в данном учреждении.
Электронная история болезни – это комплекспрограммно-аппаратных средств и организационных решений, позволяющих полностьюотказаться от использования неэлектронных носителей информации влечебно-диагностическом процессе.
Использование этого определения вовсе не предполагаетреального отказа от бумажной истории болезни и рентгеновских пленок, и в силуцелого комплекса причин они еще долго будут существовать параллельно. Главныйвопрос, ответ на который весьма существен для всего хода проекта, таков:ставить ли перед разработчиками задачу перехода к полностью безбумажнойтехнологии (хотя бы и в отдаленном будущем) или сознательно ограничить себяпостановкой какой-то части этой задачи (например, обеспечить поддержку решениймедицинской администрации).
Электронная история болезни имеет несколько групппользователей, преследующих разные цели:
·
·
·
·
Все перечисленные группы пользователей будут предъявлять кЭИБ и процессу ее внедрения свои требования, часто противоречащие друг другу.Задача руководителя проекта ЭИБ – найти разумный компромисс между ними, как наэтапе проектирования, так и на этапах внедрения и развития. Бланк истории болезни позволяет хранить следующуюинформацию:
· Данные опоступлении, включая диагноз, дата и время поступления
· Коды отделенияпоступления, признаки для учета платных госпитализаций
· Заключительныйклинический диагноз и дата выписки
· Исход и другиестатистические поля
· Информацию и выполненныхпосещениях и услугах
Указанная информация хранится вглавном документе электронной истории болезни — ее первичном медицинскомдокументе. В саму электронную историю болезни помещаются все остальныедокументы — дневниковые записи, назначенные диеты, листы назначений, бланкизаказа лабораторных исследований (и соответственно их результаты), документыдиагностической службы, записи о выполненных лечебных манипуляциях — электрофототерапии, ЛФК, массаже и многое другое. В автоматическом режимезаполняются эпикризы, выписки из истории болезни, различные справки и т.д.
При кодировании истории болезнисистема в автоматическом режиме обновляет информацию в листе окончательныхдиагнозов электронной амбулаторной карты пациента. Кроме того, в полностьюавтоматическом режиме осуществляется заполнение статистического талона.Применение электронной истории болезни, а также ряда дополнительных подсистем ипрограмм позволяет полностью перейти на электронный документооборот внутристационара или санатория.
В настоящее время существуетнесколько моделей ЭИБ, а также ряд программ, позволяющих использоватьнововведение в медицинских учреждениях. Границы модели
Основная масса имеющихся разработок в компьютерноммоделировании истории болезни ограничивает модель областью сбора и первичнойобработки (под которой понимают сбор, регистрацию, пересылку, хранение иорганизацию доступа) информации, возникающей в ходе лечебно-диагностическогопроцесса конкретного больного в интересах лечащего врача и организаторовздравоохранения низшего уровня. Другой подход – сбор и первичная обработкастатистической информации в интересах ТФОМС и органов управленияздравоохранением. В том и в другом случае можно обозначить полученный результаткак базу данных, или больничную информационную систему.
В зарубежных источниках имеются указания на разработкусистем компьютерной поддержки принятия решений (СППР) по оказанию медицинскойпомощи пациентам. Хог, Гарднер и Иванс (Haug, Gardner, & Evans, 1999)выделяют следующие четыре вида поддержки принятия решений:
·
·
·
·
Как и больничные информационные системы, ранние версии СППРбыли в большей степени ориентированы на проблемы лечения больных, чем на уходза ними. Однако из-за сложностей в разработке СППР, прикладные программы кактого, так и другого вида охватывали лишь ограниченную часть общего процессаоказания помощи, например, помощь в выработке оптимального плана мероприятий полечению или уходу. К тому же медицинские системы СППР не слишком активноприменялись из-за того, что они обычно устанавливались на других компьютерах, нежелибольничные информационные системы. Предполагалось, что медики должны вводитьвсю необходимую информацию в обе системы, однако лишь немногие врачи имедсестры были готовы тратить время на ввод дополнительной информации. Поэтомуранние версии таких систем использовались главным образом в качествеинструмента обучения студентов-медиков и будущих медсестер и нигде не былиполностью интегрированы в клиническую практику.
К сожалению, электронных историй болезни, позволяющих работув режиме экспертной системы, имеющей свою базу знаний, крайне мало и явнонедостаточно. Практически отсутствуют русскоязычные системы, прилагающиевозможность прогнозирования и планирования, что оставляет принимаемые решенияна уровне эмпирического обоснования личным опытом и знаниями персоны, ихпринимающей.
Имеющиеся разработки медицинской экспертизы в интересах ОМСтакже оставляют желать лучшего. Объем информации, передаваемый всчетах–реестрах в ходе межтерриториальных взаиморасчетов в соответствии стребованиями приказа №70 ФФОМС [2], оставляет желать лучшего. О каком анализекачества работы можно говорить, если для пациента не указываются не толькообъем диагностики и лечения, но даже исход заболевания, а имеются толькодиагноз и срок пребывания в стационаре.
Министерство здравоохранения РТ внедрило в республикесистему персонифицированного учета стационарных больных, содержащую в базеданных более подробную, но также недостаточную для полноценного анализаинформацию [1]. В ней предполагается, что стандартные протоколы всегдавыполняются, а изменения возможны только в сторону увеличения и оказаниядополнительных услуг, что не всегда соответствует действительности. Это позволяет рассчитать загрузкуклинико-диагностических подразделений, планировать затраты на приобретение оборудованияи расходных материалов, лекарственных средств, оценивать потребность в кадровомобеспечении. Эти данные получаются путем косвенных оценок.
Информационная революция, появление новых источниковмедицинской информации в виде Интернета, возрастающая доступность медицинскойинформации приводит к пересмотру роли врача: из эксперта в области медицины онпревращается в информационного посредника. Медики более не являютсямонопольными источниками медицинской информации, им приходится принять на себяособые обязанности: быть знакомыми с информационными источниками, разбираться вних и уметь объяснять их достоинства пациентам и другим людям. Пациенты уженередко просят врачей прокомментировать информацию, найденную ими в Интернете.Медикам понадобится освоить целый ряд приемов, позволяющих на содержательномуровне обсуждать с больными возможный выбор лечения, понадобится широкий спектрметодов и ресурсов, позволяющих иметь дело с любыми типами пациентов: от широкоинформированных, пользующихся Интернетом больных до людей, не имеющих доступа кинформации и выхода в сеть.Идеальная электронная история болезни
Применение компьютерных технологий позволяет создаватьэлектронную модель такого объекта, как «Медицинская карта стационарного(амбулаторного) больного» в интересах различных пользователей и в разных целях.В идеале, такая модель должна устраивать всех заинтересованных лиц, иобеспечить повышения качества всех процессов управления здоровьем пациентов.Однако, очевидно, что решить весь комплекс вопросов одновременно невозможно.Должна быть выработана некоторая стратегия этапностиразработки.
Представляется, что первым этапом должна явиться функциясбора и первичной обработки информации о больном в интересах лечащего врача,врача–консультанта и среднего персонала. Применение компьютерных систем,построенных на базе локальных сетей с специализированными системами управлениябазами данных (СУБД), позволяет резко улучшить целый ряд показателей качествабазы данных, таких как достоверность, актуальность, внутренняянепротиворечивость, полнота, удобство использования, быстрота поиска и доступак информации. Но уровень разработки должен быть таким, чтобы получить реальноеоблегчение работы, иначе внедрение системы, не дающей выгоды работникам,встречает их неприятие и прямое противодействие. Этот этап требует значительныхкапитальных вложений в создание быстрой локальной сети, монтаж достаточногочисла рабочих мест, установку мощного сервера, приобретение, запуск и организациюобслуживания сложного и дорогостоящего системного и прикладного программногообеспечения, включая серверные ОС, СУБД и т.д.
Следующим этапом становится автоматизация сбора сводной аналитическойинформации в интересах 1) администрации учреждения, 2) органов здравоохраненияи 3) фондов медицинского страхования. Одновременно желательна разработка моделиработы учреждения, которая позволит проводить прогнозирование его работы соценкой качества планируемых управленческих решений. Сложной проблемой остаетсяопределение критериев оптимальности для таких решений. Что будет главным –экономическая стабильность учреждения, максимальное количество пролеченныхбольных, качество лечения? Точное количественное соотношение значений этихкритериев, а порой и сам способ количественной оценки, не выработаны. Вероятно,что оценка будет отличаться, в зависимости от точки зрения (финансирующийорган, руководитель лечебного учреждения, государство в целом или больной какотдельный гражданин).
Третий этап – создание базы знаний и разработка экспертныхсистем, позволяющих, с одной стороны, помочь врачу в выработке оптимальной
стратегии в ведении больного, с другой – проанализироватьполноту проведения необходимых мероприятий при конкретном диагнозе. В настоящеевремя Министерством здравоохранения РФ выработаны требования к созданию«Стандартных протоколов ведения больных» (приказ №303 от 3 августа 1999 г), работа поформированию таких протоколов идет по всей стране. Это внушает надежду, что вобозримом будущем на рынке появятся программные комплексы, позволяющиеиспользовать эти знания в реальных клинических случаях.
В течение всего этого периода, на каждом её этапе,желательно обеспечить медицинский персонал возможностью оперативного полученияинформации не только из истории болезни или подразделений больницы, но ипользоваться информационной мощностью Интернета, телемедицинскими технологиями,электронной почтой.
В Межрегиональном клинико-диагностическом центре г. Казанивнедрена система электронного ведения истории болезни (ЭИБ) как стационарных,так и амбулаторных пациентов), позволяющая решить проблемы первого этапа.Создана локальная сеть, соединяющая серверы и рабочие места персонала соскоростью 100 мегабит в секунду. Это позволяет передавать информацию, включаямультимедийную (звук, изображения) с достаточной скоростью. Использованиесовременных систем управления базами данных (Lotus Domino, DB2), медицинскогооборудования с возможностью формирования цифровых данных с непосредственнымподключением в сеть, решило проблему актуальности, удобства использования,простоты доступа к получаемой информации. Доступность рабочих мест, интуитивнаяпонятность графического интерфейса, не требующая специальной подготовки,позволили преодолеть психологический барьер страха перед компьютером.
Имеющиеся в системе административные функции, с одной стороны, позволяют быстрополучать интересующую статистическую информацию в объеме требований Минздрава,с другой – обеспечить оперативный контроль ряда показателей, включаявозможность принятия решения в ходе пребывания пациента в стенах учреждения (довыписки).
Реализованный удаленный доступ к системе через Интернет пооткрытым каналам резко увеличивает информационные возможности медиков.
По имеющейся у автора информации, в настоящее время разрабатывается концепциявстроенной в ЭИБ экспертной системы, использующей элементы самообучения и опытэкспертов, заложенный в т.н. «протоколы ведения больных». Перспективой развитиядолжно стать создание системы планирования и прогнозирования исхода лечения,экономических показателей, статистических показателей работы на различныхуровнях (врач/отделение/служба/учреждение).Практика построения и внедрения систем электронной историиболезни
Целью внедрения системы Электронной Истории Болезни (ЭИБ) вдеятельность ЛПУ является повышение информационной прозрачности ЛПУ как длявнутреннего потребления (потребителем информации является Главврач ируководители служб ЛПУ) так и для внешнего потребления (потребителем являютсявышестоящие управления здравоохранения, органы статистики и иные проверяющие иконтролирующие организации). При этом под информационной прозрачностью понимаютФинансовую прозрачность, Статистическую прозрачность и Медико-технологическуюпрозрачность.
Побочной-второстепенной целью внедрения системы ЭИБ является сокращениетрудозатрат на ведение отчетности ЛПУ (медицинской, ОМС-ной, статистической, финансовой).
Для того, чтобы внедрение и эксплуатация ЭИБ была успешной,система должна удовлетворять ряду требований:
·
·
·
·
·
На практике выполнение этих требований означает, что системадолжна как минимум охватывать формирование ОМС отчетности и Статистическойотчетности, для чего она должна содержать:
·
·
·
Этот набор функций образует минимальную (базовую)конфигурацию системы. Поверх этого в систему могут добавляться дополнительныевозможности:
·
·
·
·
·
Большая система запускается в эксплуатацию не одномоментно,а поэтапно. При этом должна соблюдаться определенная последовательность,например, бесполезно обучать статистика правилам формирования отчетности, еслирегистратура ещё не научилась вводить карты. Последовательность должна быть:
·
·
·
·
·
·
Главный принцип в последовательности: рабочее место следуетзапускать в эксплуатацию после того, как в системе будет накоплена информация,необходимая для начала работы этого места.
Исключение из правила составляют Главврач и Начмед ЛПУ. Ихавтоматизировать следует сразу и в полном объеме, с тем, чтобы они со своихрабочих мест могли отслеживать появление в системе новой информации и оказыватьорганизационно-административную поддержку процессу внедрения системы.Медицинская информационная система Кондопога
Медицинская информационная система Кондопога предназначенадля автоматизации работы медицинских учреждений независимо от принадлежности(государственное или ведомственное) и специализации. При этом она разработана сучетом возможности ее использования в поликлинике, многопрофильном стационаре сразличными клиническими и диагностическими отделениями, санатории.
Основное назначение – внедрение электронногодокументооборота с возможностью групповой работы над различными документами –электронной амбулаторной картой (в поликлинике), электронной историей болезни(в стационаре или санатории) и т.д. При этом цель системы – улучшение качествамедицинской помощи и повышение эффективности труда медицинских сотрудников засчет комплексной автоматизации всех возможных видов деятельности в ЛПУ – отвнутреннего документооборота, организации медицинской помощи до организациипитания и учета сотрудников.
Имеется Свидетельство Министерстваздравоохранения РФ №1202/02-00016 от 11.12.2002 о том, что медицинскаяинформационная система Кондопога пригодна к использованию в любых организацияхздравоохранения Российской Федерации. Разработка системы основывается нанаучном подходе. Многие решения, используемые в различных программах илиподсистемах, основаны на комплексном анализе имеющегося отечественного изарубежного опыта в проектировании и эксплуатации аналогичных программныхпродуктов.
При создании ИС Кондопога преследовались две ключевых задачи– обеспечить возможность полного электронного документооборота с высокой истабильной производительностью в течение длительного срока эксплуатации иприменение мощной подсистемы безопасности, основанной на средствах групповойработы. Именно поэтому в качестве программной платформы выбрана система LotusNotes/Domino, являющаяся, фактически, мировым стандартом для разработки мощныхи безопасных корпоративных информационных систем.
Разработка системы осуществляется в вычислительном центреОАО «Кондопога». Базой для практической эксплуатации и тестированиюявляется медицинский центр, включающий в себя реабилитационный центр имногопрофильную поликлинику. Оба этих учреждения используют ИС Кондопога дляорганизации своей работы. В настоящее время реабилитационный центр полностьюперешел на электронный документооборот и работает в этих условиях уже более 5лет. Поликлиника использует информационную систему уже более 3 лет. Имеются идругие ЛПУ, использующие в своей работе ИС Кондопога.Заключение
В ходе развития информационных и медицинских технологийвозникла потребность в едином, сквозном ведении историй болезни. Продолжаетсяпроцесс интеграции данных, необходимых для поддержки лечения больных, однако онтребует решения вопросов, связанных с созданием правовой основы, защитойконфиденциальности и обеспечением безопасности. Дальнейшая информационная итехнологическая интеграция, а также доступность медицинской информации вИнтернете, вероятно, приведут к повышению информированности и расширениювозможностей пациентов, пересмотру роли медицинских работников и появлениюэлектронных историй болезни, которые будут по-настоящему ориентированы наоказание помощи пациентам.Литература
1. http://iskondopoga.snw.ru/system/stat_ecr.htm
2. http://rmiac.telebit.ru/stacio.htm.
3.
4.
5.
6. Белгород, 2004.