Реферат по предмету "Медицина"


Физкультура и здоровье 2

--PAGE_BREAK--Режим дня
В режиме дня должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случай­ное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность ста­новится сигналом последующей. Это помогает орга­низму легко и быстро переключаться с одного со­стояния на другое. Так, например, если человек ложится спать в одно и то же время, то он быст­рее засыпает и спит глубоким, спокойным сном; ре­гулярное питание, как было уже сказано, вызывает в определенное время аппетит и т. д. Очень важно как можно больше бывать на воздухе, гулять, иг­рать в подвижные игры, ходить на лыжах, совер­шать туристские походы. Ведь длительное пребыва­ние в помещении, особенно в классе, где физические свойства и химический состав воздуха даже при хо­рошей вентиляции изменяются с каждым часом в неблагоприятную сторону, вызывает кислородное го­лодание.

А когда воздух богат кислородом, не содержит вредных примесей, он благотворно влияет на орга­низм: улучшается состав крови, повышается обмен веществ, появляется хороший аппетит. В выходные дни и в каникулярное время необходимо как можно больше гулять.

Не менее важен и сон. Продолжительность сна уменьшается с возрастом: для7—8 лет она составляет11,5—II ч,9—10 лет—10,5—10 ч,II—1; лет— 10 ч,13—15 лет—9,5 ч и16—18 — 8,5—8 ч Полноценный отдых во время сна наступает толь ко в том случае, если сон достаточно глубок. А дл; того чтобы крепко спать, надо ложиться в одно1 то же время, перед сном избегать шумных игр, я{ кого света, хорошо проветривать комнату, оставлять открытой форточку на ночь.


Берегите зрение!
Отчего у некоторых развивается близо­рукость и можно ли ее предотвратить? Конечно, можно, если выполнять несложные правила, кото­рые помогают сохранить зрение.

Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика и форма глазного яб­лока, а когда смотрим вдаль, зрительное восприятие облегчается. Вот почему пребывание в поле, на лу­гу, у реки, где обеспечен большой кругозор,— прек­расный отдых для глаз. У жителей степей, например, необычайно острое зрение.

При чтении и письме книги и тетради должны находиться на расстоянии не ближе30смот глаз. Это условие не соблюдается при плохом освещении, неправильной посадке. Ежедневная длительная, уве­личивающаяся с годами зрительная работа в небла­гоприятных условиях создает привычку рассматри­вать все вблизи. В результате развивается близорукость.

Первое условие нормальной работы глаз— хоро­шее освещение. Освещенность непосредственно у ок­на в6—8 раз выше, чем в простенке между окнами. Поэтому стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Искусственное освещение должно быть достаточным по силе, рав­номерным, не давать резких теней, не создавать блескости. В школе за этим наблюдает школьный врач. Те же условия следует соблюдать и дома. На рабочем столе слева ставится настольная лампа мощнос­тью40 Вт, защищенная абажуром так, чтобы свет от лампы не падал прямо в глаза, а освещал лишь книгу, тетрадь.

Для сохранения хорошего зрения очень важна пра­вильная посадка за партой, рабочим столом. Вред­но читать лежа.

Близоруким необходимо носить очки, которые на­значает врач, они предупреждают переутомление глаз и ухудшение зрения.

Глаза следует беречь от травм, которые нередко бывают причиной слепоты. Иногда ранение одного глаза приводит к слепоте другого. Причины глазных травм у детей чаще всего шалости, драки. Некото­рые ребята, играя, пускают в ход палки, камни, стреляют из рогаток. Все это может привести к не­поправимому несчастью.

В мастерских и на предприятиях дол­жны строго соблюдать правила техники безопаснос­ти (пользоваться защитными очками, экраном и т. д.). Нельзя сдувать опилки и стружки, так как они могут попасть в глаза. Рабочие места ограждаются специальными щитами.
Это очень важно
Осанка—это умение человека держать свое тело в различных положениях. Правильная осанка естест­венна и красива: туловище выпрямлено, голова под­нята, плечи расправлены. А у человека, который ходит ссутулившись, опустив голову и плечи, выпятив живот, на полусогнутых ногах, осанка непра­вильная. Как это ни? странно, некоторые молодые люди считают такую осанку и расхлябанную поход­ку красивой. Это не только некрасиво, но и вредно, так как затрудняет деятельность внутренних орга­нов и может вызвать искривление позвоночника.

Отчего же появляется плохая осанка и как ее предотвратить?

Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в школьном возрасте. Проис­ходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кос­ти гибки и податливы, и неправильная посадка за партой, неправильная поза за верстаком могут вы­звать эти нарушения. Вредно носить тяжести в од­ной руке, спать в постели с сильно прогибающейся сеткой. Неправильная осанка часто бывает и от пользования мебелью, не соответствующей росту. Не только в школе, но и дома мебель должна соответ­ствовать росту: стул по высоте подбирается так, что­бы стопы всей поверхностью опирались о пол, а бед­ра и голени были согнуты под прямым углом. Если стул высок, под ноги устанавливается скамейка или брусок дерева. Если он низок, ножки стула удлиня­ются на необходимую высоту. Стол соответствующей высоты обеспечивает расстояние от глаз до поверх­ности книги, тетради в30—35 см, предплечья и кис­ти при этом свободно лежат на столе. Правильное положение стула по отношению к столу позволяет сидеть прямо. Во время чтения, письма стул должен заходить за крышку стола на3—5 см. Не надо опи­раться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони.

Часто Плохая осанка возникает у ослабленных, болезненных школьников. Они быстро утомляются и во время работы принимают неправильную позу. За­тем эта поза становится привычной и приводит к не­правильной осанке и искривлению позвоночника.

Нарушается осанка и при недостаточном освеще­нии, так как это заставляет при чтении и письме низко наклоняться над книгой и тетрадью.

Систематические занятия физической культурой помогают выработать правильную осанку; в ком­плексы гимнастических упражнений включаются корригирующие (исправляющие) упражнения. Осо­бенно полезны для выработки хорошей осанки пла­вание, гребля, гимнастика, волейбол, баскетбол.

Незначительные нарушения осанки устраняются в результате занятий утренней гимнастикой и физ­культурой. Более выраженные и стойкие изменения требуют специальных занятий и лечения.

При поражении какого-либо одного отдела позвоночника страдает весь позвоночник, по­этому лечебная и оздоровитель­ная физкультура при остеохонд­розе должна состоять из комп­лекса упражнений для всего позвоночника с обязательным учетом стадии заболевания и включать специальные упраж­нения для пораженных отделов позвоночника.

Для всех больных остеохонд­розом полезен массаж, самомас­саж, упражнения в воде, пла­вание, особенно стилем брасс и на спине. Полезны упражнения на укрепление мышц спины и брюшного   пресса,   которые включены в комплексы упраж­нений. При напряжении мышц усиливается сдавление нервных корешков и ухудшается кро­воснабжение межпозвонковых дисков. Поэтому так важно  включать в занятия упражне­ния на расслабление, которые надо чередовать со специаль­ными упражнениями.

Упражнения на расслабле­ние.

1.Исходное    положение (и. п.)— стоя. Поднять руки вверх, расслабить кисти, пред­плечья, плечи, уронить руки вниз вдоль туловища, слегка на­клонив голову и плечи вперед, покачать расслабленными ру­ками.

2.И. п.— стоя, ноги на ши­рине плеч. Перенеся тяжесть тела на правую ногу, припод­нять, встряхнуть и расслабить левую; то же правой ногой.

3.И. п.— лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть руки в локтях с опорой на них, ноги— в коленях с опорой на стопы. Расслабить и разогнуть в колене правую ногу, рассла­бить и разогнуть в колене левую ногу.

Больным остеохондрозом по­лезно спать на полужесткой по­стели, например, на деревян­ный щит положить ватный мат­рац толщиной10см.

Задачи лечебной и оздорови­тельно-массовой  физкультуры при остеохондрозе шейного отдела позвоночника— снять спастическое напряжение мышц шеи, снизить болевые ощуще­ния, которые передаются из шейного отдела позвоночника на плечевой пояс, укрепить мышеч­но-связочный корсет позвоноч­ника, восстановить нормальную амплитуду движений в суставах шейного отдела и плечевого пояса.

При сильных болях в первые две недели следует избегать резких движений в шейном от­деле позвоночника. Движения должны быть медленными, плав­ными, чтобы не вызывать усиле­ния болевых ощущений. При патологической   подвижности позвонков можно пользоваться ватно-марлевым воротником, ко­торый вам поможет сделать врач или инструктор по лечебной физкультуре.

С первых процедур лечебной физкультуры вводят упражне­ния для укрепления мышц шеи.

И. п.— лежа на спине, на жи­воте или на боку. Приподнять голову над кушеткой и стараться удержать ее в этом положении 2—5 секунд. Отдых— 20 се­кунд. Повторять8—10 раз.

И. п.— сидя за столом. Обло­котившись подбородком на сог­нутые руки, оказывать давление на руки в течение10 секунд, пытаясь при этом наклонить голову вперед. Отдых— 20 се­кунд. Повторять8—10 раз.

И. п.— то же. При нажатии на затылок сплетенных в замок рук оказывать головой сопро­тивление в течение10 секунд. Отдых—20 секунд. Повторять 8—10 раз.

При уменьшении болей мож­но приступать к выполнению комплексов1, 2. По мере их освоения при хорошем самочув­ствии переходят к упражнениям
с отягощениями (комплекс3).

Задачи лечебной физкульту­ры при остеохондрозе груд­ного отдела позвоночни­ка— укрепление мышц спины с целью формирования правиль­ной осанки, восстановление нор­мальных физиологических изги­бов позвоночника, укрепление дыхательных мышц и мышц плечевого пояса. Дыхательные упражнения.

1.И.п.— стоя, поднять руки через стороны вверх—вдох, возвратиться в и. п.— выдох.

2.И. п.— стоя, ноги шире плеч, руки на поясе. Отводя руки в стороны и вверх, прогнуться в груди— вдох, наклоняясь впе­ред и переводя локти вперед— удлиненный выдох, возвратиться в и. п.—-пауза.

З. И.п.—лежа на спине, кисть одной руки на груди, дру­гой— на животе. Глубокий вдох (кисти вместе с движением пе­редней стенки груди и живо­та приподнимаются), глубокий вдох (кисти опускаются). Это же упражнение можно произ­водить с произнесением на вы­дохе шипящих звуков «ш-ш-шш», «х-х-хх»,«ф-ф-фф».

4.И. п.— лежа на спине. Развести руки в стороны— вдох, на медленном выдохе кис­тями рук надавливать попере­менно на нижние и средние отделы грудной клетки.4—5 раз.

5.И. п.— стоя, руки на поясе. Подняться на носки, прогнуть­ся с одновременным подниманием рук вверх, умеренный вдох, на медленном выдохе опустить­ся на всю ступню, уронить руки, наклонить туловище, го­лову и расслабиться.4—5 раз.

6.И. п.— сидя. Вдох, на вы­дохе наклоны головы вперед, назад, возвратиться в и. п. Вдох, на выдохе наклоны головы в сто­роны. Дыхание не задерживать. 8—10 раз.

При появлении болей надо снизить нагрузку.

Очень полезны при грудном остеохондрозе упражнения с гимнастической палкой и ганте­лями. При выполнении упражне­ний необходимо следить за тем, чтобы позвоночник, разгибаясь в грудном, н не разгибался одно­временной в поясничном отде­ле. Чтобы избежать этого, при выполнении    упражнений в и. п.— лежа на животе под жи­вот подкладывают ватно-марле­вый валик, препятствующий перегибанию позвоночника в пояс­ничном отделе.

Если ваша работа связана с длительным пребыванием в положении сидя, необходимо в течение дня несколько раз ме­нять позу, отдыхать, откинув­шись на спинку стула, по2— 3 минуты. Полезна ходьба по комнате через каждые час-пол-тора работы, физические упраж­нения, самомассаж мышц спины и груди (поверхностное и. глу­бокое поглаживание, растира­ние, прерывистая вибрация, по­хлопывание) в течение1,5— 2 минут.

Можно выполнять следую­щие упражнения.

И. п.— сидя на стуле, надав­ливать лопатками, поясницей на спинку стула; держась рука­ми за сиденье стула, попытаться приподнять себя; опираясь на края сиденья стула, попытаться приподняться вместе со стулом; поставив локти на стол, ока­зывать ими давление.

И. п.—стоя, касаясь спиной стены, давить на нее, попере­менно ягодичными мышцами, поясницей, лопатками.

После каждого проведенно­го упражнения необходимо рас­слабить мышцы и сделать не­большую паузу для отдыха. В течение занятия молено повто­рить одно упражнение4—5 раз или выполнить по1 разу каж­дое упражнение.

По мере стихания болей можно приступать к выполне­нию комплексов упражнений4, 5. Освоив эти комплексы, пере­ходят к упражнениям с отяго­щением, которые даны в комп­лексе3.

Лечебная и оздоровительная физкультура при остеохондрозе пояснично-крестцового отдела позвоночника имеет свои особенности.

Когда человек находится в вертикальном положении, внут-ридисковое давление в поражен­ном межпозвонковом диске вдвое больше, чем в горизон­тальном положении. Поэтому в острой стадии заболевания пред­почтительны упражнения из и. п. лежа на спине, на животе, на боку и стоя на четвереньках. Хороший эффект дают упраж­нения в воде.

Покой и разгрузка поражен­ного отдела позвоночника в этом периоде заболевания создают условия для рубцевания трещин и разрывов фиброзного кольца, что может явиться залогом вы­здоровления. Задачи лечебной и оздоровительной физкультуры направлены на расслабление мышц туловища и конечнос­тей, улучшение кровоснабжения межпозвонковых дисков, укреп­ление мышечно-связочного кор­сета позвоночника.

Очень полезно такое упраж­нение: лежа на спине (на кушет­ке), ноги согнуты в коленях. Давить поясничной областью на кушетку. Это упражнение мож­но усложнить за счет одновре­менного напряжения ягодичных мышц. При стихании болей мож­но приступать к выполнению комплексов упражнений6, 7 и8.

Комплекс1

Комплекс,   разработанный врачом мастером спорта меж­дународного класса В. Челноковым, применим как при непо­средственном лечении остео­хондроза, так и для его профи­лактики. Выполнять упражне­ния лучше ежедневно. Разумеет­ся, если нет обострения забо­левания.

1.И. п.— сидя на стуле (со­храняется для первых8 упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы— влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный.   Повторить   5— 10 раз.

2.Опустить голову вниз, до­стать подбородком грудь. Темп медленный.5—10 раз.

3.Запрокинуть голову назад, -одновременно вытягивая подбо­родок. Темп медленный.5—10 раз.

4.Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляю­щуюся ладонь. Голова и ладонь неподвижны. Давление— 10 се­кунд, отдых— 20 секунд.5 раз.

5.Положить ладонь на об­ласть виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Дав­ление— 10 секунд, отдых— 20 секунд.5 раз.

6.То же с другой стороны.

7.Руки опущены вдоль туло­вища. Поднять плечи и удержи­вать в таком положении10 се­кунд, расслабление—15 секунд. б раз.

8.Самомассаж шеи, плече­вых суставов, трапециевидной мышцы.5—7 минут.

9.И. п.— лежа на спине (упр. с 9-го по 15-е выполня­ются из этого и. п.), руки под головой. Давить головой на руки (темп    медленный)— выдох. Расслабиться— вдох.10 раз.

10.Руки на поясе. Пооче­редное сгибание и разгибание ног, не уменьшая прогиба пояс­ницы. Стопы от пола не отрывать. По10 раз каждой ногой.

11.Руки на поясе, ноги согну­ты. Прогнуться, поднимая таз— выдох, и. п.— вдох.10—15 раз.

12.Согнуть ноги и прижать к животу, обхватить их рука­ми, голову к коленям— выдох, и. п.— вдох.10—15 раз.

13.Руки в стороны. Мах пра­вой ногой, левой рукой достать до правой стопы. То же— дру­гой ногой и рукой. По10 раз каждой ногой.

14.Руки на поясе. Поднять прямые ноги до угла90 граду­сов— выдох, опустить— вдох. 15 раз.

15.Руки на голову. Левая нога и рука в сторону— вдох, и. п.— выдох. То же— другой ногой и рукой. По10 раз каждой ногой.

16.И. п.— лежа на животе, гимнастическая палка на ло­патках. Прямые ноги назад— вверх, голову и плечи поднять, прогнуться.15 раз.

17.И.п.—стоя на четверень­ках (упр. с 17-го по 19-е). Не отрывая рук и коленей от пола, сделать «круглую» спину— вы­дох, и. п.— вдох.10 раз.

18.Выпрямить правую но­гу— движение туловищем и тазом назад— выдох, и. п.— вдох. То же— левой ногой. По10 раз каждой ногой.

19.Повернуть спину и го­лову влево— вдох, и. п.— вы­дох. То же самое— вправо. По 10 раз в каждую сторону.

20.И. п.— стоя на коленях. Левую ногу вытянуть в сторону, и. п. То же— правой ногой. По 10 раз каждой ногой.

21.И. п.— сидя на коврике, ногу вытянуть перед собой, дру­гую, согнув в колене, отста­вить в сторону. Наклониться вперед к вытянутой ноге, ста­раясь достать стопу руками. По­менять положение ног. По10 раз в каждую сторону.

22.И. п.— стоя. Присесть, отрывая пятки от пола, руки вперед— выдох, и. п.— вдох, 15 раз.

23.И. п.— стоя левым боком к опоре, левая прямая нога сза­ди. Правая— согнута и выстав­лена вперед, туловище прямое. Пружинистые покачивания. По­менять положение ног. По10 раз в каждом положении.

24.Вис на перекладине (в квартире ее можно укрепить в дверном проеме). Осторожно по­ворачивать таз попеременно вправо и влево. Не напрягать шею, плечевой пояс и спину— тело максимально расслаблено. Продолжительность виса40 се­кунд. Повторять несколько раз в день.

25.И. п.— стоя, палка в вы­тянутых вверх руках. Правую ногу вперед, палку на лопатки. То же— левой ногой. По10 раз каждой ногой.

26.Палка в вытянутых вверх руках. Палку на грудь, и. п. Палку на лопатки, и. п.10 раз. 27. Палка на груди. Наклон вперед, палку положить на пол— выдох, и. п.— вдох.10 раз.

28.Палка в опущенных ру­ках за спиной (хват снизу), на­клониться вперед, руки с пал­кой максимально назад, вверх— выдох, и. п.— вдох.10 раз.

29.Палка в вытянутых ру­ках перед грудью. Достать пал­ку махом левой ноги, затем— правой. По10 раз каждой ногой.

30.Мах левой ногой вперед, руки вверх— вдох, и. п.— вы­дох. То же— правой ногой. По10 раз каждой ногой.

31.Ноги на ширине плеч. На­клон вперед, коснуться правой рукой левой стопы, левая рука в сторону— выдох, и. п.— вдох. То же— к правой стопе. По10 раз к каждой ноге.

Разумеется, нет необходимо­сти выполнять все упражнения в один день. Выберите по вкусу несколько на сегодня, несколько на завтра. Главное, чтобы в ито­ге каждое из предложенных трех десятков упражнений было вами пройдено хотя бы в недель­ный срок. Дело в том, что каж­дое движение рассчитано на определенную группу мышц, а все вместе— на полную прора­ботку мышечного корсета спины и шеи. Потому система в целом и называется комплексом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление оборотным капиталом 5
Реферат Изучение твердофазных реакций, протекающих при высокотемпературном окусковании тонкоизмельчённых железорудных материалов
Реферат Расчет и обоснование привода
Реферат Із бабусиної скрині
Реферат Розробка іміджу модельної агенції
Реферат Исследование социально–психологических характеристик личности с помощью компьютерных технологий
Реферат История ислама в Южной Италии
Реферат Маркеинговые исследоваия поведения потребителей ресторанных услуг
Реферат Математическое моделирование динамики многокомпонентных систем
Реферат Организация производства на предприятии пищевой промышленности
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины по выбору студентов прикладные маркетинговые исследования
Реферат Бухгалтерский учет операций с денежными средствами
Реферат Great Gatsby Essay Essay Research Paper F
Реферат Современное состояние и перспективы развития токсикологии отравляющих и аварийных химически опасных веществ
Реферат Путинское лидерство в оценках историков, политологов, политических деятелей