МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курганский государственныйуниверситет
Кафедра ботаники и генетики
Кафедра основ медицинскихзнаний и охраны здоровья детей
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ У СТУДЕНТОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ПО ЦВЕТУ ГЛАЗ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Студентка Скворчевская Н.В.
Группа 542
Специальность “Химия- биология”
(01080)
Руководители
к. б. н., доцент Григорович О.А.
к. б. н., доцент Шаламова Е.Ю.
Заведующий кафедрой ботаники и
генетики Григорович О.А.
Заведующий кафедрой кафедрой основ
медицинских знаний и охраны здоровья
детей профессор Кветков В.П.
КУРГАН 1997
Содержание
Введение................................................................................ 4
I. Обзорлитературы............................................................. 6
1.1. Строение радужной оболочкиглаз........................... 6
1.2. Действие генов окраскирадужки.............................. 7
1.3. Реакция сердечно- сосудистой системы на
физическуюнагрузку.................................................. 10
II. Материалы и методы исследования............................... 14
2.1. Характеристикаиспытуемых.................................... 14
2.2. Методика проведения антропометрических
исследований............................................................. 16
2.3. Исследование сердечно- сосудистойсистемы.......... 18
2.4. Тесты, используемые для выявления уровня
мышления,памяти и внимания................................. 20
III. Результаты собственных исследований и их
обсуждение..................................................................... 24
3.1. Цвет глаз и острота зрения устудентов................... 24
3.2. Морфологические признаки у студентов,
имеющихразный цвет радужной оболочки глаз..... 29
3.3. Физиологические особенности студентов,
имеющихразличный цвет глаз................................. 34
3.4. Состояние сердечно- сосудистой системы у
студентов, имеющих разный цветглаз.................... 37
3.5. Психологические особенности студентов,
различающихся по цвету глаз.................................. 49
Выводы…54
Литература.......................................................................... 55
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что один и тот же ген может действовать наразличные признаки организма. Плейотропное или множественное действие геновописано для многих заболеваний человека.
Одна мутация может вызвать целый ряд последствий.Например, у человека известен доминантный ген, определяющий признак “паучьипальцы” ( синдром Марфана ). Одновременно он определяет аномалии хрусталикаглаза и порок сердца ( С. Г. Инге- Вечтомов, 1989; Ф. Фогель, А. Мотульски,1990 ).
В тоже время у здорового человека такие взаимосвязиобнаружить сложнее, так как в популяциях человека широко распространенполиморфизм большинства генов, что вызывает фенотипическое разнообразиепризнаков. Однако было бы интересно проследить имеется ли взаимосвязь междуотдельными, легко, регистрируемыми признаками, в частности цветом глаз, сфизиологическими и психологическими особенностями человека. Если такаявзаимосвязь существует, что вполне возможно с точки зрения плейотропногодействия генов, то это позволило бы оценить функциональные возможностичеловека, не прибегая к проведению сложной, трудоемкой диагностики.
Пигмент радужной оболочки глаза играет определенную рольв защите органа зрения от инфекций. Люди с серой радужкой больше всегоподвергаются травмам и осложнением глаз. Меньше подвергаются этим травмам иосложнениям лица с голубыми и карими глазами ( А. Е. Каплан, Л. М. Малова, 1979).
Целью наших исследований являлось изучениеморфологических, физиологических и психических особенностей у студентов,различающихся по цвету радужной оболочки глаз.
Для достижения поставленной цели необходимо было решитьследующие задачи:
Собрать данные по специально разработаннойанкете для определения цвета радужной оболочки глаз у студентов.
Провести антропометрические измерения устудентов.
Изучить особенности сердечно- сосудистойсистемы у студентов, имеющий разный цвет глаз.
Определить уровень мышления, внимания и памятиу студентов, различающихся по цвету радужки.
I. Обзор литературы
1.1. Строениерадужной оболочки глаза
Изучению строения радужной оболочки глаза посвященобольшое количество исследований.
Многими отечественными учеными ( В. Н. Архангельский,1937; Я. А. Винников, 1938; Ю. Ф. Майчук, 1955, 1957; Е. И. Колос, 1953, 1958,1962 и др. ) детально изучены различные ее структуры и гистогенез, превращениемышечных элементов радужки в культурах тканей, возрастные изменения ее.Некоторые данные старых отечественных авторов ( А. В. Иванов; 1869, Ф.Ерофеев, 1880 ) о строении дилятатора зрачка почти соответствуют современнымпредставлениям.
В шестидесятые годы появились данные, полученные приэлектронно- микроскопическом изучении тканевых структур радужки ( А. И. Тусимис,Б. С. Файн, A. J. Tousimisa, B. S. Tine, 1952; Т. Мицуно, 1965, Т. Ивамото,1961 и др. ).
Имеется также большое количество физиологических исследований,касающихся зрачкового отверстия, выясняющие в той или иной мере источники иструктуры, иннервирующие мышцы радужки ( сфинктер и дилятатор ), взаимодействиеих обуславливает различное состояние зрачка ( Bernard, 1852, 1867; Н. В. Зимкини А. В. Лебединский, 1939; 1940, 1941; Boros и J. Takats, 1952; О. Левенштейн, 1956 идр. ).
М. Зальцман, Ю. Ф. Майчук, М. К. Абакаров и др. (1960)выделили в радужной оболочке 5 слоев: эндотелий, передний пограничный,сосудистый, задний пограничный слой и слой пигментного эпителия.
Физиологическая роль пигмента радужной оболочки изученамало. Она состоит в защитной функции кразличным экзо- и эндогенным воздействиям. ( Е. Герценберг, Г. Мещеренский,1932; А. А. Нестерова, 1958, 1962; Э. Ф. Левкоева, 1973; Ф. М. Ромашов и Е. С.Вельховер, 1973; Д. Г. Затула и А. Г. Слабоспицкая, 1976; А. Е. Каплан и др. )
Морфологические и перфузионные исследования А. П. Нестероваи Ю. А. Батманова ( 1973 ) указывают на определенную роль радужки, особенно еекорня, в оттоке водянистой влаги из глаза. При повышении секреции водянистойвлаги передняя камера углубляется, радужка отодвигается кзади, и оттокжидкости ускоряется.
1.2. Действие генов окраски радужки
Красящее вещество глаза в основном однородно и представляетсобой тот же пигмент, что в волосах и коже — меланин. Меланиновые зерна внаибольшем количестве откладываются в заднем слое радужины. К немунепосредственно прилегает задний пограничный слой, образованный продолжениемволокон мускула, расширяющего зрачок, также содержащий значительное скоплениепигмента. Однородны по характеру пигментные клетки, лежащие в волокнах мускула,сжимающего зрачок. Окружающее отверстие зрачка часть заднего пигментного слоявыходит на переднюю поверхность радужки в виде небольшой полоски. Пигментациязаднего пограничного слоя, несомненно, варьирует по интенсивности, но сравнительнов узких пределах.
Гораздо значительнее вариации пигмента, залегающего всоединительно- тканных клетках стромы сосудистого слоя.
Стромальный пигмент может быть представлен лишь единичнымизернами на всем протяжении радужки или, напротив, может образовать сплошнуюпигментную оболочку. В первом случае радужка имеет оттенки от синего илиголубого до зеленого, во-втором — от темно- карего до желтого. В промежуточныхслучаях возникают оттенки от светло- карего до зеленого. Светло- карий цветэтой промежуточной категории не вполне идентичен с карими оттенками,возникающими при обильном содержании пигмента в строме. Зеленый цвет такженеодинаков в двух случаях.
Изменение светлоты тона при одинаковом количестве пигментав строме от темно- карего до желтого связывается отчасти с колебаниямипигментного содержания заднего пограничного слоя и обусловленного или различияв поглощении и отражении световых лучей. Отчасти же это изменение связываетсясо строением переднего пограничного слоя. Степень цельности последнего сильноварьирует; значительные участки радужины оказываются иногда совершеннолишенными ретикулярных клеток переднего пограничного слоя или несут их в самомнебольшом количестве. Редукция переднего пограничного слоя сопровождаетсяобычно уменьшением толщины соединительно- тканных волокон стромы. Эти вариацииусиливают колебания светлоты оттенков и, вместе с тем, определяют рисунокрадужки. При очень сильной редукции переднего пограничного слоя возникаетоднородная “налитая” окраска на всем протяжении, или “пятнистая”, в зависимостиот пигментного содержания в других слоях. При частичном сохранении переднегопограничного слоя наблюдается “радиальная” структура, чередование полосокразличной светлости, соответствующих прохождению сосудов и промежутков междуними; в светлых глазах белесоватые радиальные жилки чередуются с голубоватымипромежутками, в темных глазах чередование полосок карего цвета разной светлоты.Если передний пограничный слой сохраняется лишь в середине радужки, возникает“звездчатая” структура или концентрическая — круговые линии сужения зрачка.Большое значение переднего пограничного слоя для окраски радужки было неоднократноотмечено в последнее время в специальной работе Вейнингером.
Предпологается наличие трех генов, отвечающих заформирование пигмента и окраски радужки. Ген С по своему расщеплениюобнаруживает явную связь со стромальным пигментом. Ген В, как таковой донастоящего времени не выделенный, определяет вариации пигмента заднегопограничного слоя. Ген А связывается с вариациями структуры переднегопограничного слоя. При наличии гена А, даже когда стромального пигмента мало,радужка не может приобрести специфической прозрачности, свойственной чисто голубымили синим оттенкам, она всегда представляется несколько серой в светлых глазах,карей в темных, смешанной желто- зеленой — в переходных.
Руководствуясь этими соображениями В. В. Бунак дал иноеобозначение этим генам. Он воспользовался названиями элементов, определяемыхкаждым геном: пигмент заднего пограничного слоя ( P ), стромальный пигмент ( S), эпителиальный передний пограничныйслой, его цельность ( E ).
Эти гены локализованы в аутосомах. Два из них, вероятно,в одной аутосоме, действуют аддитивно, а наследственность, как правило,промежуточная.
1.3. Реакциясердечно- сосудистой системы на физическую нагрузку
Изменение сердечно- сосудистой системы под влиянием физическойнагрузки изучено достаточно подробно. Многие ученые в своих работах указываютна резкое увеличение числа сердечных сокращений при мышечной нагрузке. Онимогут достигать 160- 200 уд/мин. ( Н. В. Зимкин с соавт., 1965; В. Л. Карпман, 1969 и др. ).
Частота сердцебиений увеличивается в самом начале физическойработы. После нее сердечный ритм быстро возвращается к исходному уровню так,что спустя 10-15 минут после прекращения работы умеренной тяжести учащенияобычно уже не заметны. Учащение пульса происходит за счет укорочения диастолы исердечной паузы, что имеет для организма определенные последствия: во- первых, период времени между2 систолами является временем отдыха сердечной мышцы и укорочение периодаможет, таким образом, нарушить равновесие в физико- химических процессах,происходящих в мышечных волокнах сердца, что в свою очередь может привести кутомлению сердца; во- вторых, во время диастолы желудочки наполняются кровью.При слишком большом укорочении этого периода времени при данной скоростивенозного притока будет недостаточно для совершенного наполнения, и желудочкимогут начать выбрасывать меньшее количество крови.
По данным Siestrand ( 1965 ) “стандартная работоспособ-ность”приурачивается к частоте сердцебиений, равных 170 уд/мин.
Рациональность убыстрения сердечного темпа при выполнениифизических упражнений рассматривается в связи с так называемой “критической”частотой пульса. Она определяется по той минимальной длительности сердечногоцикла, дальнейшее укорочение которой ведет к уменьшению эффективности сердечныхсокращений.
При устойчивом состоянии обнаруживается феноменБар-крофта, который применительно к частоте пульса состоит в том, чтовыраженность физиологической аритмии во время мышечной работы значительноуменьшается.
Выполнение одной и той же нагрузки хорошо подготовленнымиспортсменами совершается при более низком сердечном темпе, по сравнению снедостаточно тренированными.
На характер и выраженность изменений сердечного ритма вовремя мышечной работы определенным образом влияют пол и возраст испытуемых.
Мышечная работа сопровождается и изменением кровяного давления. Придинамической работе систолическое давление повышается, а диастолическое менееизменяется. При этом установлена зависимость реакции артериального давления отмощности выполняемой работы и степени тренированности. При статической работеотмечено повышение уровня систолического и диастолического давления иуменьшение пульсовой амплитуды.
Анализ артериального давления при физической нагрузке,проведенный в последнии годы с применением катетеризации артерий, подтвердилданные об увеличении систолического давления до 150-200 мм. рт. ст.
Изменение артериального давления, особенно в начальномпериоде работы, происходит волнообразно, что объясняется запаздываниемместного и рефлекторного расширения перифирического русла по отношению кувеличивающемуся объему циркуляции.
При относительно легкой работе давление нарастает пропорциальномощности работы; при более выраженной работе оно достигает определенного уровняи стабилизируется несмотря на дальнейшее увеличение мощности выполняемой работы.При очень напряженной и длительной работе, вызывающей резкое утомление,систолическое давление может снижаться. Оно понижается в тот момент, когдачастота сердечных сокращений достигает 180 уд/мин.
В. В. Васильева и др. ( 1966 ) обнаружили регионарныеособенности изменения артериального давления при работе различных мышечныхгрупп. Так, при работе ногами давление в артериях рук повышалось болееинтенсивно, и наоборот, при работе верхних конечностей артериальное давление вотдыхающих нижних конечностях относительно высокое. Механизм регионарныхсдвигов артериального давления не вполне ясен.
Относительное повышение артериального давления объясняетсятем, что в неработающих конечностях повышено периферическое сопротивление,вместе с тем включаются адаптивные механизмы за счет сложения центробежных иотраженных от периферии центростремительных волн.
Малым изменениям подвергается диастолическое давлениепри мышечной работе ( М. В. Раскин, 1969; Bruoni, 1960; и др. ).
У людей, с так называемой стабилной регуляцией функциикровообращения, легкая работа вызывает повышение систолического давления ипонижение диастолического. При тяжелой работе повышается и систолическое, идиастолическое давление.
Среднее артериальное давление при относительно легкойработе удерживается на постоянном уровне.
II. Материалы и методы исследованиЯ
2.1. Характеристикаиспытуемых
Исследования проводились среди студенток 18-22-летнеговозраста Курганского государственного университета в 1995-1996 годах. Всегообследовано 83 студента: 42 студента сестественно-географического факультета и 41 студент с физико-математическогофакультета. У всех обследованных определенцвет радужной оболочки по специально разработанной анкете ( табл. 1 ).
На основании анализа этой анкеты все обследованные студентыразделены на группы.
Среди исследуемых не оказалось ни одного человека с чернымцветом радужки, которая не отделима по цвету от зрачка ( очень редкий вариант ). Также не былостудентов с желтым цветом радужки.
Часть студентов ( 41 человек ) прошли антропометрическиеисследования и исследования сердечно-сосудистой системы, другие ( 42 человека) прошли психологическое тестирование, на основании которых проанализированытакие психологические характеристики как память, внимание и мышление.
Все исследования мы проводили по программе, вклю-чающейизмерения морфологических, физиологических и психологических признаков. Вчастности, нами проведено измерение длины и массы тела, окружности груднойклетки на вдохе, выдохе, во время паузы и экскурсии, а также измерение частотысердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, силырук и спины, остроты зрения.
Для обработки всех показателей испытуемых использовалипрограмму для вычисления средней величины и стандартной ошибки. Программа выполняласьна микрокалькуляторе БЗ-21.
2.2. Методикапроведения антропометрических исследований
Для получения качественного материала необходима хорошаяорганизация исследования. Обязательно должна быть составлена программаисследования. В соответствии с программой разрабатывается регистрационныйбланк, в который включаются сведения об испытуемом: фамилия, имя, отчество,пол, год рождения. Место проведения антропометрических исследований должнобыть хорошо освещено. Важно, чтобы испытуемый был спокоен.
Общие размеры тела — это тотальные размеры.
Длина, или высота — это линейные размеры вертикальногонаправления.
Длина тела
Измерение проводится с помощью ростометра. В положениистоя обследуемый становится на площадку деревянного ростометра таким образом,чтобы касаться деревянной палки ростометра пятками, ягодицами и лопатками.Измерение проводится с точностью до 0,5 см.
Измерение окружности грудной клетки (ОГК)
Эти размеры измеряются металлическими и обыкновеннымисантиметровыми лентами. При измерении следует следить за тем, чтобы ленталежала горизонтально и ее нулевое деление находилось спереди испытуемого. Лентадолжна плотно прилегать к телу. Она накладывается сзади под нижними угламилопаток по 4 ребру ( у женщин ). Точность измерения 5 мм.
Масса тела
Масса тела определяется при помощи обыкновенных медицинскихвесов с точностью 200 г.Значительные вариации массы тела зависят от изменчивости различных компонентов,в первую очередь от костной, жировой и мышечной ткани.
Измерение силы мышц ( динамометрия )
Для измерения силы мышц кисти используют ручной динамометр.Для взрослых применяется динамометр со шкалой деления от 0 до 90 кг. При измеренииобследуемый вытягивает руку с динамометром в сторону и сжимает его со всейсилой. При этом нельзя сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе.
Для измерения силы мышц- разгибателей спины пользуютсястановым динамометром. Испытуемый должен встать на подставку динамометра,согнуться и взяться двумя руками за рукоятку. При этом руки и ноги должны бытьвыпрямлены. С максимальной силой обследуемый тянет рукоятку вверх, выпрямляяпри этом туловище. Фиксируем показатель по шкале прибора.
Измерение жизненной емкости легких ( ЖЕЛ )
Жизненная емкость легких определяется с помощью спирометра.
Устанавливается шкала спирометра на нуле. Испытуемыйпосле глубокого вдоха делает максимальный выдох в спирометр. По шкале приборафиксируем ЖЕЛ.
Измерение остроты зрения
Определение остроты зрения проводили по таблице Д. А.Сивцева.
2.3. Исследованиесердечно- сосудистой системы ( ССС )
Для оценки состояния сердечно- сосудистой системы у испытуемыхопределяли частоту сердечных сокращений (пульс) и артериальное давление.
Определение частоты сердечных сокращений ЧСС
Накладывали три пальца над проекцией лучевой артерии вобласти запястья испытуемого. Находили наиболее отчетливое место пульсацииартерии. С помощью секундомера в течении 1 минуты определяли частоту пульсовыхударов. Затем испытуемый подвергался физической нагрузке ( 20 приседаний, 1мин. ) и тотчас определяли ЧСС.
Повторяли исследование ЧСС в восстановительный период (в положении сидя ).
Определение артериального давления ( АД )
АД мы измеряли по методу Короткова. При определении АДобнажали правую руку испытуемого и оборачивали манжетку плотно вокруг серединыплеча так, чтобы ее нижний край находился на 2,5-3 см выше локтевого сгиба.
Манометр не должен находиться в поле зрения испытуемого.Уровень стрелки в нем должен соответствовать нулю. В области локтевого сгиба на лучевой артерииустанавливали фонендоскоп. Нагнетали воздух в манжету до тех пор, пока манометрпокажет 160-180 мм.рт. ст. ( до полного исчезновения пульса ).
Медленно выпускали воздух из манжеты, снижая давление вманжете, внимательно прослушивали фонендоскопом пульс и при появлении первогозвука фиксировали показания манометра. Это будет величина систолического(максимального ) давления, то есть в этот момент только во время систолы кровьпроталкивается через сдавленный участок сосуда.
Продолжали прослушивать пульсовые толчки. Они постепеннозатухали, и в момент полного исчезновения звука снова фиксировали показанияманометра. Эта величина соответствует диастолическому ( минимальному )давлению. В это время давление в манжете равно диастолическому и кровь бесшумноначинает протекать под манжетой не только во время систолы, но и во времядиастолы.
Исследование проводилось в начале в состоянии покоя. Затемиспытуемый делал 20 приседаний ( глубоких и быстрых), после чего определяливеличину АД.
Измерение повторили в восстановительный период ( через 1минуту после физической нагрузки ).
2.4. Тесты,используемые для выявления уровня мышления, памяти и внимания
1.Тест для оценки кратковременной зрительной памяти
15
39
87
23
94
65
79
46
83
19
11
52
На планшете изображена комбинация чисел в четыре столбцаи в три ряда.
Испытуемые должны постараться запомнить как можнобольшее количество чисел за 20 секунд. А затем воспроизвести максимальноеколичество чисел из предъявляемой комбинации.
Оценка кратковременной зрительной памяти производится поколичеству правильно воспроизведенных чисел. Максимальное количествоинформации, которое может храниться в кратковременной, иначе — оперативнойпамяти — 10 единиц материала. Средний уровень — 6- 7 единиц.
2. Тест для оценки логической памяти
пара- два
физика- наука
гвоздь- доска
час- время
грядка- огород
десять- число
глава- роман
дуб- желудь
страна- город
стол- обед
Пары слов на планшете запоминаются в течении 30 секунд,воспроизводятся в заданной последовательности в течении 3 минут.
3. Тест для оценки концентрации внимания
2
4
7
9
10
11
12
13
16
17
18
20
21
24
25
26
28
29
30
33
35
36
37
39
40
На планшете по возрастающей расположены числа от 1 до40, пятнадцать из которых пропущены. В течении полутора минут аудиториязнакомится с ним, затем вписывает недостающие числа в порядке их увеличения.
Время выполнения 3 минуты.
4. Тест для оценки переключения внимания
Предлагается 3 разные дроби, с которыми нужно произвестиследующие операции: числитель и знаменатель сложить, полученная сумма будетчислителем следующей дроби, а знаменателем будет числитель первой.
За одну минуту необходимо написать как можно большетаких дробей. В каждом варианте новая дробь.
5. Тест для оценки логического аспекта математическогомышления
1)
24
21
19
18
15
13
-
-
7
2)
1
4
9
16
-
-
49
64
81
100
3)
16
17
15
18
14
19
-
-
4)
1
3
6
8
16
18
-
-
76
78
5)
7
16
9
5
21
16
9
-
4
6)
2
4
8
10
20
22
-
-
92
94
7)
24
22
19
15
-
-
Ответы:
1) 12;9
5) 13
2) 25;36
6) 44;46
3) 13;20
7) 10;4
4) 36;38
Аудитории предлагается 7 “числовых рядов”. Нужно найтизакономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Времяработы 5 минут.
Обработку тестов проводили с помощью нормативной таблицы2.
III. Результаты собственных исследований и их обсуждение
3.1. Цвет глаз иострота зрения у студентов
Исследование цвета радужной оболочки глаз у студентовфизико- математического и естественно- географического факультетов показали,что у них не обнаружено глаз с черной и желтой радужкой.
Распределение студентов по цвету глаз приведено в таблице3.
Анализируя таблицу, видим, что в некоторых классахоказалось небольшое количество человек, поэтому мы объединили людей, имеющихблизкие оттенки радужки в одну группу. В первую группу ( карие глаза ) вошли 2,3 и 5 классы. Во вторую группу (серо-зеленые глаза) — 6,7 и 8 классы. Третьюгруппу (серо-голубые глаза) составили 9,10,11 и 12 классы.
Таким образом, наибольшее количество студентов было ссеро- зелеными глазами 34,93%, наименьшее количество с карими — 32,53% и с серо-голубыми глазами 32,54% .
Выявлено, что среди обследованных студентов примерноодинаковое количество человек имеют карие глаза, серо- зеленые и серо- голубыеглаза. Подобные исследования по изучению распределения цвета радужки глаз улюдей проводились А. Е. Капман и Л.М. Маловой (1979 г.) в городе Донецке.Они также условно разделили людей по цвету радужки на группы с карими, серыми иголубыми глазами. При этом принималось во внимание, что карие глаза содержатнаибольшее, а голубые — наименьшее количество пигмента радужной оболочки. Онивыявили, что больше людей имеют карие глаза — 41%, серые — 37% и голубые — 22%.
Этими же учеными был проведен анализ цвета глаз у пострадавшихлиц с травмами и осложнениями глаз. Так, больше всего подвергаются травмам людис серыми глазами (18%), меньше с голубыми (16%) и с карими (2,3%).
Таким образом, пигмент радужной оболочки играет определеннуюроль в защите органа зрения от инфекции.
Помимо цвета глаз мы проанализировали у студентовфизико- математического факультета остроту зрения и полу-чили следующиерезультаты.
В I группе 46,15% студентов имеют нормальное зрение, итакое же количество близоруких. Среднее значение остроты зрения левого глазаблизоруких составляет 0,6, а правого глаза- 0,5. У 7,69% студентов с каримиглазами имеется дальнозоркость левого и правого глаза.
Если посмотреть результаты II группы, то видим, что студентовс дальнозоркостью не обнаружено. А вот 25% студентов имеют близорукость левогоглаза и 33,33% — правого глаза. Причем, острота зрения составляет,соответственно, 0,7 и 0,5. Нормальное зрение левого глаза имеют 75% студентов,а правого — 66,67%.
В III группе 9,09% студентов имеют дальнозоркость левогои правого глаза. 36,36% студентов близоруки по левому глазу и 27,27% — по правомуглазу. Острота зрения составляет, соответственно, 0,6 и 0,5. Остальныеиспытуемые имеют остроту зрения, равную единице.
Результаты остроты зрения даны в таблицах 4 и 5.
Таким образом, студенты II группы ( серо- зеленые глаза) имеют лучше зрение, чем испытуемые I и III групп.
3.2. Морфологические признаки у студентов, имеющих разныйцвет радужной оболочки глаз
Сравнимморфологические признаки у трех групп, различающихся по цвету радужки (таблица 6 ). В результате обследования выяснилось, что длина тела практическиу всех студенток 18-22 летнего возраста, различающихся по цвету глаз одинакова( рис. 1а ). Характеризуя длину тела у испытуемых, необходимо отметить, что узначительного числа лиц этих возрастов процесс роста практически закончен.
Большой массой телаобладают лица II группы (серо- зеленые глаза) ( рис. 1б ). Масса равна 60,13±2,04 кг. На 5 килограммов меньшемасса у испытуемых с серо- голубой радужкой (III группа), чем у II группы. Ещеменьше вес у студентов с карими глазами, он составляет 54,02±3,41 килограмма.
Если учесть, чтодлина тела у испытуемых этих трех групп практически одинакова, то оцениваяидеальную массу тела по формуле:
m=L-110;
где m — масса;
L — длина тела
можно сделатьзаключение о том, что у студенток первой группы идеальная масса тела, у IIIгруппы имелся небольшой недостаток в массе, и у II группы — избыточная массатела.
Существуетмножество данных, подтверждающих, что наименьшей изменчивостью и наибольшейнаследуемостью характеризуются признаки морфологического уровня.
Первые научныеисследования принадлежат Гальтону (1889), Пирсону (1898), Фишеру (1918). ТакФишер, изучив длину тела у родственников разной степени родства, пришел квыводу, что наследуемость ее в