Реферат по предмету "Медицина"


Социально-медицинская работа с ВИЧ и больными СПИДом

--PAGE_BREAK--1.3 Технологии социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом


Основой организации медико-социальной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, ВИЧ-инфицированным беременным и их детям, независимо от ВИЧ-статуса последних, является обеспечение этого контингента комплексным обследованием и лечением (АРВТ) в полном объеме, предоставление социальной помощи данной категории, мониторинг и оценка ситуации по ВИЧ-инфекции среди населения и информированность субъектов Российской Федерации о положении дел по данной проблеме [7].

Подготовка ВИЧ-инфицированных клиентов к ВААРТ (высокоактивной антивирусной терапии) основывается намультипрофессиональном подходе, учитывает интеграцию всех симптомо-комплеков: социальных, наркологических, психологических и соматических — исходя из чего выстраивается стратегия лечения. Это означает, чтоВИЧ-инфицированный клиент должен иметь дело со многими специалистами.Сотрудники медицинских учреждений, каждый в своей области, строгоруководствуются существующими инструкциями. Клиент, направляемый изодного кабинета в другой, теряет терпение и доверие к предлагаемой помощи. Чтобы не допустить этого, специалисты организуют согласованнуюпомощь, ориентированную на потребности клиента, приглашая его статьактивным участником процесса подготовки к лечению [6].

До настоящего времени в России профилактикой ВИЧ/СПИДа среди населения занимались преимущественно специалисты в области здравоохранения. Существует и успешно действует отлаженная система медицинской профилактики ВИЧ-инфекции. Организационно эта система представлена службами профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией в Российской Федерации [17].

Социальная помощь пациенту способствует стабилизации иливосстановлению его базовых социальных условий (восстановление утраченных документов, решение вопросов занятости, прекращение жилищных претензий и тому подобное), повышая самооценку иулучшая взаимоотношения в семьях. Социальная диагностикаопределяет качество и удовлетворённость имеющейся жизненнойситуацией. Она учитывает условия проживания, регистрацию поместу жительства, наличие медицинской страховки и других документов, основное финансовое обеспечение, обязательства по уходу задетьми, долги (в том числе, квартплата), взаимоотношения с родными и близкими, актуальные криминальные осложнения, употребление наркотиков и алкоголя. Обследованию и лечению могут препятствовать сопутствующие заболевания (например, абстинентный синдром при наркомании), утрата документов, отсутствие близких родственников,невозможность на время поручить уход за ребёнком. В таких случаях специалист по социальной работе даёт координаты внешних сервисных организаций, осуществляющих лечение наркоманий, регистрацию бездомных, организацию опеки, а такжепредоставляет информацию о правилах приёма на лечение, особенностях регистрации и о других вопросах. Значительно облегчаетдоступ к «внешнему сервису» предварительная договорённостьспециалиста социальной работы с представителем организации, куданаправляется пациент [4].

Учитывая наибольшую вовлеченность в проблему ВИЧ/СПИДа молодого населения и уязвимость перед заражением ВИЧ-инфекцией детей, подростков и молодежи, основной приоритет в профилактической работе имеет профилактическая работа с несовершеннолетними и молодежью.

В просветительской работе образовательным учреждениям принадлежит особая роль. Здесь проводятся курсы занятий, массовые акции («Молодежь против СПИДа») и другие акции, здесь распространяются печатная и аудиовидеопродукция, рассказывающая о возникновении заболеваний алкоголизмом, наркоманией, об опасности различных форм аддиктивных зависимостей. Но еще более важно то, что именно в образовательных учреждениях отрабатываются различные профилактические защитные технологии и модели поведения подростков и молодых людей [13].

Выделяют следующие уровни профилактики ВИЧ/СПИДа [12].

Первичный уровень — ограничение числа случаев СПИДа и ВИЧ-инфицироания путем воздействия на специфические причинные факторы, способствующие повышению риска заболевания. На этом этапе профилактики проводят массовый скрининг (медобследование) с использованием ИФА тест-систем.Одной из важнейших составляющих первичного уровня профилактики является пропаганда здорового образа жизни.

Вторичный уровень — раннее выявление и специфическое лечение СПИДаи ВИЧ-инфицированных. Для этого осуществляется поисковый скрининг средигрупп, имеющих фактор риска инфицирования. При выявлении ВИЧ-инфицированных проводят верификацию (перепроверку) диагноза на базе СПИД-центрас последующей диспансеризацией, в рамках которой определяют необходимыйобъем антиретровирусной терапии. В современных условиях проводят высокоактивную антиретровирусную терапию (ВААРТ).

Третичный уровень — лечение и реабилитация заболевших ВИЧ/СПИДом, т. е. повышение качества их жизни. В рамках третичной профилактики проводят диспансерное наблюдение в СПИД-центрах. Диспансерному наблюдению подлежат люди, в сыворотке крови которых в ИФА и иммунном блоттинге обнаружены антитела к ВИЧ. В рамках диспансерного наблюдения за ВИЧ-инфицированными проводят [16]:

·                   выявление и лечение имеющихся у больного или вновь возникающих заболеваний, способствующих более быстрому прогрессированию ВИЧ-инфекции;

·                   максимально раннее выявление признаков прогрессирования ВИЧ-инфекции и своевременное назначение специфической терапии;

·                   обеспечение больному ВИЧ-инфекцией всех видов квалифицированной медицинской помощи при гарантированном соблюдении тайны диагноза.

Основные задачи социальной работы с ВИЧ-положительными и больными СПИДом являются[11]:

1. Создание условий, при которых клиенты могут осуществить все положенные по закону гарантии.

2. Помощь в создании условий жизнедеятельности, в которых клиент чувствовал бы себя востребованным, включенным в реальные дела, в социум.

3. Увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более успешно разрешать возникающие проблемы.

4. Создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и на их основе адаптироваться к новым условиям жизни в обществе.

5. Достижение такого результата, когда необходимость в помощи социального работника у клиента отпадает.

Для достижения обозначенных целей специалист по социальной работе выполняет следующие обязанности [4]:

·                   Сбор психосоциального анамнеза.

·                   Эмоциональная поддержка больного человека и членов его семьи

·                   Координация решения социальных вопросов.

·                   Защита интересов пациента в органах здравоохранения, социальной поддержки.

·                   Консультация по правовым вопросам, касающихся ВИЧ-инфекции, совместный поиск путей решения юридических проблем.

·                   Помощь в решении проблем трудоустройства.

·                   Участие в программе повышения доступности полноценной медицинской помощи лицам, употреблявшим психотропные препараты.

·                   Организация позитивных контактов со службами наркологической и психиатрической помощи, реабилитационными центрами, НКО.

Медико-социальные технологии при работе с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом имеют целью формирование социально-поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества; локальные и территориальные программы; программы на рабочих местах; социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков). Они предусматривают:

·                   мотивационную терапию;

·                   тренинги профилактики рецидивов;

·                   тренинги эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности;

·                   тренинги когнитивного развития;

·                   индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на развитие личностных и средовых ресурсов.

Основные принципы социальной поддержки реализуются в организации групп взаимопомощи людей, живущих с ВИЧ. При отсутствии необходимой активности ВИЧ инфицированных людей в регионе создаются группы поддержки. Службы групповой поддержки во всем мире признаны уникальным методом оказания помощи ВИЧ инфицированным людям [1].

В России первая служба групповой поддержки людей с ВИЧ появилась в 1994 году, и интерес к этой форме поддержки постоянно возрастает. В разных городах специалисты СПИД-сервисных организаций, так государственных, так и негосударственных, а также люди, живущие с ВИЧ, создают различные группы. Группы поддержки дают возможность людям с ВИЧ получить необходимую информацию, рассказать о насущных проблемах, а также поделиться личным опытом их решения. Особенность такого вида групповой работы заключается в том, что ответственность за организацию и проведение встреч возложена на специалиста, а не участников группы. Такие группы особенно эффективны для людей, находящихся в кризисе[9].

В ситуации оказания социальной поддержки больному с серьезно ограниченными функциональными возможностями, часто нуждающемуся в постоянном сестринском уходе, специалист по социальной работе, анализируя личностные характеристики, распорядок дня пациента, социальное базовое обеспечение, семейный статус и характер работы членов семьи, возможность помощи со стороны различных общественных организаций, уровень оказываемой медицинской помощи, находит пути решения медико-социальных проблем его подопечного, позволяя тем самым тяжело больному человеку оставаться в обществе, быть рядом с родными, не страдать от проявлений болезни и продолжать жить [10].

Таким образом, сопровождение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом людей может быть эффективным только при условии комплексного подхода. Этому условию соответствует организация и реализация социально-медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. Социально-медицинское сопровождение может осуществляться в стационарах, кабинетах, Центрах. Основная цель социально-медицинского сопровождения – помощь в организации благоприятного социального пространства для клиента, которая заключается в обеспечении трудовой деятельностью, семейным благополучием, материальной стабильностью.

Основной технологией социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом является профилактическая работа. При этом профилактические мероприятия являются необходимыми как при обучении населения здоровому образу жизни и ознакомлении с мерами защита от заражения, так и при работе с уже инфицированными и больными клиентами. На каждом этапе используются разнообразные методы и формы работы специалиста социальной работы. Для реализации комплексности сопровождения ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом клиента специалист социальной работы обеспечивает взаимодействие с различными компетентными организациями и учреждениями.




2. Практическая часть

1.                 Соотнесите термины и их определения:



1. ВИЧ

А. Лица, зараженные вирусом иммунодефицита человека. Оно включает в себя период длительного вирусоносительства (10 и более лет)

2. ВИЧ-инфицированные

Б. конечная стадия проявления болезни. Ее продолжительность обычно не превышает трех лет.

3. СПИД

В. вирус, который вызывает разрушение иммунной системы и делает больного восприимчивым к различным инфекциям и опухолям



1 — В; 2 – А; 3 – Б



1. Паллиативная помощь

А. Комплекс проводимых на государственном и муниципальном уровнях интегративных мероприятий, целью которых является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также неблагополучных в социальном плане.

2.Социально-консультативная помощь

Б. Подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки

3. Социально-медицинская помощь

В. Форма социального обслуживания направлена на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.



1 – Б; 2 – В; 3 — А



1. Социальная работа

А. Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

2. Социальное обслуживание

Б. Профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции.

3. Социальная помощь

В. Предоставление различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию



1 – Б; 2 – В; 3 – А
2.                 Верно ли утверждение?

1.                 Вторичный уровень социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом имеет основной целью выявление и специфическое лечение СПИДаи ВИЧ-инфицированных.

Да + Нет
2.                 Анонимное тестирование – тестирование, при котором проба маркируется ярлыком с кодом, не содержащим имени или опознавательного знака, указывающего на конкретное лицо. Никакие идентификационные документы не оформляются.

Да+ Нет
3.                 Анализ на ВИЧ может не показывать наличие вируса несколько лет

Да Нет+
4.                 Верно ли утверждение: Если у беременной женщины ВИЧ, он обязательно передастся ребенку

Да Нет+
5.                 Так как ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом имеют тяжелое заболевание, то нуждаются лишь в квалифицированной медицинской помощи. Психологическая и социальная помощь не являются действенными

Да Нет+




--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.