Содержание
TOC o «1-3» h z СодержаниеPAGEREF _Toc533603225 h 1
ВведениеPAGEREF _Toc533603226 h 2
Игровые методы работы в логопедическойпрактике.PAGEREF _Toc533603227 h 3
Что нужно знать, прежде, чем начатьзаниматься исправлением звукопроизношения?_ PAGEREF _Toc533603228 h 3
Произношение звуков Р и Рь в нормеPAGEREF _Toc533603229 h 4
Нарушения звуков Р, Рь и их причины_ PAGEREF _Toc533603230 h 4
Комплекс упражнений для выработки правильногопроизношения звука P_ PAGEREF _Toc533603231 h 5
Коррекционная работа при отсутствии в речизвука Р_ PAGEREF _Toc533603232 h 6
Выработка раскатистого звука Р_ PAGEREF _Toc533603233 h 6
Горловое произношение звука P и его коррекция_ PAGEREF _Toc533603234 h 8
Боковое произношение звука P и его коррекция_ PAGEREF _Toc533603235 h 9
Носовое произношение звука P и его коррекция_ PAGEREF _Toc533603236 h 9
Замена звуков Р, Рь другими звуками икоррекционная работа_ PAGEREF _Toc533603237 h 10
Автоматизация звука Р в слогах_ PAGEREF _Toc533603238 h 10
Автоматизация звука Р в словах и предложениях_ PAGEREF _Toc533603239 h 12
Автоматизация звука Рь в слогах, словах ипредложениях_ PAGEREF _Toc533603240 h 13
Звук Л и ЛьPAGEREF _Toc533603241 h 14
Характеристика звуков Л, Ль и правильноеположение органов речи при их произнесении_ PAGEREF _Toc533603242 h 14
Отсутствие в речи звуков Л, Ль икоррекционная работа_ PAGEREF _Toc533603243 h 15
Комплекс упражнений для выработки правильногопроизношения звука Л_ PAGEREF _Toc533603244 h 16
Искажения звука Л и коррекционная работа_ PAGEREF _Toc533603245 h 17
Замена звуков Л, Ль другими звуками икоррекционная работа_ PAGEREF _Toc533603246 h 18
Автоматизация звука Л_ PAGEREF _Toc533603247 h 19
Автоматизация звука ЛьPAGEREF _Toc533603248 h 22
Дифференциация твердого и мягкого звуков Л –ЛьPAGEREF _Toc533603249 h 24
ЗаключениеPAGEREF _Toc533603250 h 26
Список литературы_ PAGEREF _Toc533603251 h 26
Введение
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птици т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, ито только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачиразличной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научитсяпонимать и произносить отдельные слова, он реагирует на интонацию. Два слова,одно из которых выражает одобрение, а второе- угрозу, но произнесенныеодинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково, не различая их посмыслу.
Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытатьсяповторять их, начинает также слышать иразличать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторонуслова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильностьпроизношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Современем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но ик своей.
Ребенок не всегда может правильнопроизнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четковыговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, ив первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата.Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышцязыка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточнаяподвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активноучаствует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, оттого, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языкасужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношениебольшинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, преждевсего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходитв течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые вартикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапедети овладевают звуками ы, э, х, твердымисвистящими (с, з ), звуком ль. И в последнюю очередь детиусваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, — это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит отмногих факторов.
Большое значение для правильногоразвития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания,которое обеспечивает нормальное звуко — и голосообразование. Например,некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимыйдля приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р.Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса.Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия длянепрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса повысоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевогодыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходованиевоздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточногромкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавностиречи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произноситьслова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет кослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звуковогооформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильнопроизносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи.Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарногозапаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.
Процесс развития речи во многомзависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевыефонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал- мял, рак- лак, том- дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость приодинаковой артикуляции, например звуки си з, ж и ш, другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкиеакустические различия имеют твердые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированностьслухового восприятия, фонематического слуха может явиться причинойнеправильного произношения звуков, слов, фраз.
Неправильное произношениеотдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно иоправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но еслиребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносятслова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята снедостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняютсячитать стихи вслух, рассказывать сказки. Педагогу необходимо своевременновыявлять дефекты речи у детей и устранять их.Игровыеметоды работы в логопедической практике.
Развитие речи у детей младшегодошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другомвозрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов,более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковыйуровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносятслова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносятотдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибкамиявляются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов,нарушение слоговой структуры (сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед),неправильное ударение и пр.
На данном возрастном этапенеобходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а такжеслышать и различать звуки в словах. Неустойчив еще и голос младшихдошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, еслине уверенны в правильности произношения), другие — крикливо. Педагог обращаетвнимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо,умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающиеи они сами.Что нужнознать, прежде, чем начать заниматься исправлением звукопроизношения?
При постановке звукопроизношения,если у ребенка нарушены несколько групп звуков, сначала исправляют базовый звукдля определенной группы. В группе свистящих сначала исправляют звук с. Затем,отталкиваясь от него, ставят звук з, после этого переходят к мягким звукам сь изь; последним в группе свистящих ставят звук ц. В группе шипящих прежде всегоисправляют звук ш. Затем на основе его артикуляции ставят звуки ж, ч, щ. Вгруппе заднеязычных звуков (к, кь, г, гь, х, хь) основным является артикуляциязвука к.
Коррекционную работу начинают стех групп, которые должны появляться у ребенка раньше по возрастным нормам.
Исправление звуков проводитсяпоэтапно. Обычно это четыре основных этапа:
-
-
-
-
Каждый этап имеет свои задачи,содержание работы. На всех этапах мы рекомендуем развивать мелкую моторику рук,внимание, память, мышление, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль,фонематический слух, корректировать грамматическую сторону речи; включитьупражнения на профилактику нарушения зрения, развития речевых центров головногомозга, т.е. то, что подготовит ребенка к школе и поможет в дальнейшем емухорошо учиться.
Занятия с ребенком должныпроводиться систематически, не менее трех-четырех раз в неделю, подкрепляяежедневными 2–3-разовыми кратковременными упражнениями. Если занятия будутпроходить реже, их эффективность резко снизится. Ребенок быстро утрачиваетприобретенный навык, т.к. в свободной речи, когда самоконтроль ослабевает,малыш будет возвращаться к неправильно сформированному стереотипу.
Для проведения занятий нужныразличные картинки. Это должны быть или просто предметы, или рисунки,изображающие какие-то жизненные ситуации. Есть специальное логопедическое лото“Подбери и назови”. В нем уже подобраны картинки на каждый звук. Такженеобходимо логопедическое пособие: Т. Б. Филичева, Т. А. Каше “Дидактическийматериал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста”. Будутпомощниками и любые книги, журналы с иллюстрациями, а может быть малышнарисуете что-то сами. Использование картинного материала позволит сделатьработу интересной и разнообразной.
Сроки постановки правильногопроизношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка,индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий.Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4; или 5–7 занятийможет потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппаратдля постановки звука. И тот и другой варианты нормальны.
В работе над произношениемнеобходима последовательность. Нельзя торопитесь переходить к следующему этапу(или упражнению), не освоив предыдущий. Произношениезвуков Р и Рь в норме
Звук р — согласный, твердый,дрожащий.
Звук рь — согласный, мягкий,дрожащий.
Правильная атикуляция звука рзаключается в следующем:
-
-
-
-
-
Мягкий звук рь отличается поартикуляции от парного твердого звука р дополнительным подъемом средней частиспинки языка к нёбу и некоторым продвижением его вперед.Нарушениязвуков Р, Рь и их причины
Из всех звуков русского языказвук р наиболее сложен по образованию, требует точных движений различных частейязыка, поэтому его нарушения бывают многообразными.
Во-первых, звук р может вообщеотсутствовать в речи ребенка. В таких случаях речь малыша звучит примерно так:«Ано, ано мы встаем, гомко стоожа зовем. Стоож, стоож, поскоей выходи комитьзвеей.»
Звук р может искажаться припроизношении. Довольно часто встречается горловое произношение, которое такженазывают картавостью. Реже можно услышать боковое произношение звука р, прикотором вместо правильного звука слышится «рль», или носовое по звучаниюпохожее на сочетание «нг».
Кроме того, звук р можетзаменяться другими звуками. Наиболее часто происходят замены на звуки л, j (й),ы, г, в.
Что же касается причин нарушениязвуков р и рь, то их может быть несколько:
-
-
-
- Комплексупражнений для выработки правильного произношения звука P
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языкавверх и умение владеть языком.
Описание. Широко открыть рот икончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делаядвижения языком из стороны в сторону.
Внимание! 1.Губы в улыбке,верхние и нижние зубы видны. 2.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, незагибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3.Нижняя челюстьнеподвижна; работает только язык.
Маляр.
Цель. Отрабатывать движение языкавверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться открыть роти «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движениявперед-назад.
Внимание! 1.Губы и нижняя челюстьдолжны быть неподвижны. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутреннейповерхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изорта.
Кто дальше загонит мяч.
Цель. Вырабатывать плавную,длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положитьширокий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание! 1.Нижняя губа не должнанатягиваться на нижние зубы. 2.Нельзя надувать щёки. 3.Следить, чтобы ребёнокпроизносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а нерассеянной.
Вкусное варенье.
Цель. Вырабатывать движениеширокой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки,которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание. Слегка приоткрыть рот ишироким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языкомсверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобыработал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала»язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Еслиупражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказатьнепослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять егонаверх и завернуть на верхнюю губу.
Индюк.
Цель. Вырабатывать подъем языкавверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот,положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краемязыка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — какбы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темпи добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы языкбыл широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не изстороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а невыбрасываться вперед.
Барабанщики.
Цель. Укреплять мышцы кончикаязыка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языканапряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть роти постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливопроизнося звук, напоминающий английский звук d: d-d-d… Сначала звук dпроизносить медленно, постепенно убыстрять темп.
1.Рот должен быть все времяоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.2.Следить, чтобы звук d носил характер четкого удара – не был хлюпающим.3.Кончик яыка не должен подворачиваться. 4.Звук d нужно произносить так, чтобыощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочекваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.Коррекционнаяработа при отсутствии в речи звука Р
Выработка Р проторного (безвибрации кончика языка).
Подготовительный этап.
Для правильного произношениязвука р нужно, чтобы передний край языка стал широким. Некоторым детям это неудается: кончик языка все время суживается. Здесь можно привести сравнения:«Сделай язык блинчиком, пусть он полежит на тарелке» (взрослый показывает, какязык свободно лежит у него на нижней губе). Если язык у ребенка продолжает оставатьсянапряженным, предложите ребенку «Наказать непослушный язычок». Когда ребенокнаучится распластывать язык, делать его мягким, ненапряженным, предложите емуподнять язык на верхнюю губу. Показывают это движение, сильно не открывая рот,чтобы ребенку не было трудно поднять широкий кончик языка вверх. Чем меньшебудет расстояние между губами, тем легче сделать это движение.
Затем можно сказать: «Теперьотправим язычок за верхние зубы». Показывать, как язык отодвигается за верхниезубы, нужно медленно, плавным движением отодвигая его в глубь рта. Нужнообратить внимание ребенка на то, что язык остался таким же широким, как был,когда лежал на верхней губе. Затем снова плавно выведите язык на верхнюю губу.
Удерживая язык широким за верхними зубами, чуть отодвинувего к альвеолам, нужно подуть на его кончик. Необходимо следить, чтобы губыребенка не закрывали зубы, иначе это помешает ему видеть положение своегоязыка. Можно обратиться к нему с такими словами: «Улыбнись, чтобы твои зубыбыли видны! Держи язык широким наверху. Скажи з…з…з… (слышится звук, похожий назж). Чувствуешь ветерок? Подуй так еще раз. Посмотри теперь, как я подую!»Нужно добиться того, чтобы эта артикуляция стала привычной, выполнялась быстрои свободно. Ребенок не связывает пока этот звук со звуком р.
Постановка звука.
Ребенок произносит с указаннойвыше артикуляцией звук з, что напоминает звук р, но без вибрации кончика языка.Если вместо р будет слышаться звук ж, надо попросить ребенка подвинуть языкближе к зубами. Слегка усиливая воздушную струю, присоединяя звук а, мы слышимcлог ра. С другими гласными получаются звукосочетания ры, ро, ру. Такаяподготовка постепенно и прочно закрепляет у ребенка правильную артикуляцию, нобез вибрации кончика языка. Полученный звук р называется проторным.Выработкараскатистого звука Р
Подготовительный этап.
Попросите ребенка, удерживая языкшироким «побарабанить» языком за верхними зубами со звуком близким к д (д…д…д…)Полоска бумаги, поднесенная к его рту, должна колебаться при каждом ударе языка.
Постановка звука.
Ребенка просят поднять широкийязык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на зж (слышитсячто-то cреднее между этими звуками: з с призвуком ж или наоборот) илимногократно проговаривать звук д (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтомузвук д не четкий). Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Вэто время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы непоцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем,обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частыеколебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук.(Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовыйшпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассоваяпалочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенкапривыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможетсамостоятельно вызывать колебаия языка.
Если язык будет не широкий и ненапряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будетраскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл. Обратите особоевнимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик ини при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык соструной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струнаначинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнениеочень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можносказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор.
Добившись вибрации кончика языкас механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепеннопереходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, апродолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносилпалец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец вданном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах),постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрациякончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука р вслогах и в словах,, добиваясь раската с механической помощью.
Можно вызвать вибрацию кончикаязыка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык кнебу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от небасильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончикаязыка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, идалее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.
Второй вариант этого же способа(с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку».Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка.Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоковдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», ислышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр(др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев.Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др), Обязательно следите за тем,чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали кбоковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольнополучается короткое тр-тр (др — др).
Могут быть следующие неточности:пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается;воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не«трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместозвукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает самязык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струивоздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следуетвоздержаться от постановки звука р по подражанию. При правильном произношениизвука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинаетвибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.
После закрепления произнесениякороткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.
На любом из данных этапов неследует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, иможет понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоитперед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день.Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться ипереходить к другому. Проявите терпение в данной работе.
В ряде случаев считается, что дляпостановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки(«уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является слабостьмышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться иприжаться к небу. Опыт работы показывает, что после проведения комплексаcпециальных упражнений мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, инеобходимость ее подрезки отпадает.
В помощь упражнениям можнорастянуть подъязычную связку специальным массажем. Ухватите «уздечку» в самомнизу под языком двумя пальцами (большим и указательным) и тянущим движениемведите пальцы по ней к кончику языка. Старайтесь ее потянуть, но не применяйтесилу, чтобы не повредить тонкую ткань. В каждый прием совершайте несколькотаких движений. Очень быстро Ваши пальцы станут чувствовать возможности«уздечки», и эта процедура не будет вызывать беспокойства. Возвращайтесь к ней4 — 5 раз в неделю, и через некоторое время Вы убедитесь в том, что подъязычнаясвязка изменилась в длинне.
Звук Pь.
После автоматизации р, используяприем подражания, добиваются правильного произнесения рь. Длительныйраскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая приэтом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводятслова и т.д.Горловоепроизношение звука P и его коррекция
Горловое произношение звука рвстречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно устраняется безспециальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.
Отличие горлового р отправильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончикаязыка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считаетсяправильным во французском, немецком и некоторых других языках.
Отличить горловое произношение отправильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот идлительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловойпроизносится свободно.
Коррекция горлового произношениязвука р производится в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Если у ребенка языкнеповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков ш и ж, следуетприбегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработанынужные положения и движения языка.
Постановка звука.
Если у ребенка есть правильнопроизносимые звуки ш и ж, нужно сразу приступить к постановке проторного р, азатем выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука).
P проторный необходимо получитьдля того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычкаили мягкого неба. Полученный звук закрепляют путем многократногоповторения.Необходимо, чтобы ребенок контролировал зрительно свои движенияперед зеркалом.
Автоматизация звука.
Когда будет получен правильныйзвук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению,ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительноевремя необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.Боковоепроизношение звука P и его коррекция
При боковом произношении р вместоправильного звука слышится рль, это происходит от быстрого соединения звуков ри ль.
Кончик языка при такомпроизношении р не колеблется, язык весь повернут так, что одна его боковаясторона прижата к верхним зубам, а другая при прохождении воздушной струисвисает и создает своеобразный призвук. Такое произношение р часто сочетается сбоковым произношением шипящих и свистящих звуков, но иногда является исамостоятельным искажением.
Если попросить ребенка произнестизвук р протяжно, он или совсем не сможет этого сделать, или будет слышатьсядолгий нечистый звук ль. Посмотрев на артикуляцию ребенка, Вы увидите, чтокончик языка прижат кверху и не вибрирует и что колеблется боковая сторонаязыка. Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, какдрожит щека.
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинаем сгимнастики языка и губ. При р боковом обычно ослаблены мышцы одной половиныязыка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительнаяработа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительноговремени, даже на этапе постановки звука.
Постановка звука.
Выработать вибрацию кончика языкаобычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит всостояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставятр проторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался р проторным постоянно: вводитьэтот звук в слова, фразы и его самостоятельную речь. Только после этого можноприступать к выработке вибрации кончика языка.Носовоепроизношение звука P и его коррекция
Носовое произношение звука р позвучанию похоже на сочетание нг. От правильного произношения оно отличается,во-первых, тем, что воздушная струя выходит через нос, а не через рот,во-вторых, тем, что кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянутв глубь рта.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап начинаетсяс объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос, и через рот.Глубоко вдохнув, сделайте медленный выдох через рот, поднеся к губам ватныйшарик. Попросите ребенка сделать так же.
Потренировавшись в выдохе черезрот, покажите малышу, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватку кверхней губе).
Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохомчерез рот (в, ш и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос(м, н). Прикладывая ватку, бумажную полоску, следят за струей выходящеговоздуха. Попросив ребенка произнести звук р, скажите, что он неправильнопроизносит звук, потому что у него воздух идет в нос. Покажите правильныйобразец.Заменазвуков Р, Рь другими звуками и коррекционная работа
Часто дети заменяют звук рдругими звуками, более простыми по артикуляции. Вместо рак будет слышаться л — «лак», й — «йак», ы — «ыак», гх — «гхак», в — «вак».
Подготовительный этап.
Работа ведется одновременно понескольким направлениям: различение на слух звука р и его заменителя, усвоениеразницы в их артикуляции (Сделайте карточки с буквой р и буквой его заменяющей,если ребенок знает буквы. В противном случае сделайте карточки символы — наклейте картинки со словами, начинающимися на эти звуки, лучше из одногослога, чтобы данные звуки слышались четко. Называйте слова, а ребенок пустьподнимает карточку с тем звуком, который он услышал. Далее, попросите егоназвать слова с тем или иным звуком. Попросите его выбрать из набора картинокслова сначала с одним звуком, затем с другим. Сравните перед зеркалом положениеорганов речи при произнесении одного звука, затем другого, что в них общего,чем они отличаются); овладение правильными движениями языка с помощьюартикуляционной гимнастики, игровых приемов, подражая образцу.
Постановка звука и автоматизация.
Проводится в обычном порядке.Однако надо учитывать: при замене звука р звуком г необходимо, внимательнослушая ребенка, следить, чтобы у него не возникала вибрация маленького язычкавместо вибрации кончика языка; при замене звука р звуком в не следует вызыватьр проторный, так как последний сходен с в по способу образования (при вобразуется щель между нижней губой и верхними резцами, при р проторномобразуется щель между кончиком языка и альвеолами) и ребенок может смешиватьэти звуки.
Дифференциация
звука р и его заменителя.Необходимо провести дифференциацию, иначе при обучении письму может сновавозникнуть замена р на другой звук, букву.Автоматизациязвука Р в слогах
Ваш ребенок уже научилсяправильно произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр:ррррррр..., но никак не хочет вставлять его в слова? Давайте попробуем«подружить» этот звук с другими звуками. Для начала потренируемсяпроизносить его в слогах различных типов.
«Открытые» слоги.
Открытыми называются слоги типа«согласный+гласный».
Вспомним игру «Эхо». Поп