Реферат по предмету "Медицина"


Расстройства мышления

--PAGE_BREAK--

Г. Навязчивые влечения — желание совершить бессмысленное, опасное, непристойное действие, сопровождаемое тревогой или страхом. У человека, находящегося в общественном месте, возникает желание громко закричать; у матери — выколоть глаза своему ребенку; желание нанести самопорезы. Несмотря на всю свою интенсивность, навязчивые влечения почти никогда.не реализуются.

Д Навязчивые воспоминания — возникновение в сознании больного неотвязных, нередко образных мыслей, относящихся к какому-либо бывшему в действительности, нередко преувеличенному больным неприятному, порочащему или мучительному для него событию. Больной мучительно вспоминает, как он в молодости во время ссоры с матерью обругал ее, несмотря на то, что случившееся уже давно всеми забыто и не актуально, мысли об этом преследуют его. Е. Контрастные представления и хульные мысли — имеют своим содержанием темы, несовместимые с мировоззрением и этическими установками больного. Это обычно мысли, противоречащие убеждениям или вере (в том числе религиозной), ругательства преимущественно в адрес близких или чтимых людей, пожелания им всякого рода неприятностей и несчастий, скабрезных представлений о них.

Ж. Овладевающие представления — возникновение в сознании больного неправдоподобной или просто невероятной мысли, связанной с событием, происходившим в действительности. Например: У больного от пневмонии умерла жена. Через некоторое время у него возникла мысль, что его жену похоронили заживо. Больной ярко представил себе, как его жена задыхалась в гробу, кричала и взывала о помощи, а затем задохнулась. Эти мысли настолько мучили больного и преследовали его, что он неоднократно уходил на кладбище и пытался что-то услышать на могиле жены.

3. Навязчивые действия — непреодолимое стремление совершать определенные действия или движения. Существуют отвлеченные действия, близкие к отвлеченным навязчивостям, то есть они не сопровождаются отчетливым аффективным компонентом; например, совершение ненужных мимических движений (надувание щек, скашивание подбородка), навязчивое напевание мелодий, потирание рук, передергивание плечами. Усилием воли эти движения на короткий срок перебарывают, но затем они возникают снова. В других случаях навязчивые действия связаны с навязчивыми сомнениями: бесконечная проверка того, выключил ли больной газ, правильно ли закрыл замок.

К навязчивым действиям относят и ритуалы простые или сложные движения или действия, выполняемые против воли и вопреки разуму для предотвращения воображаемого несчастья или с целью его преодоления. Невыполненные ритуалы вызывают у больного тревожное состояние и усиление имеющейся навязчивости. Формы ритуалов очень разнообразны: не наступать на трещины на асфальте, читать номера машин, повороты туловища в ту или иную сторону и так далее. Ритуалами являются и различные защитные словесные выражения. В некоторых случаях ритуалы принимают такую сложность, что становятся своего рода церемониями, из-за которых больной зачастую почти ничем не может заниматься.

Клинический пример: Больная К., 32 года, преподаватель, по характеру впечатлительная, мнительная, капризная. Любит быть в центре внимания окружающих, в кругу друзей бывает веселой, считается «заводилой», но в семье раздражительна, неуживчива, ревнива. Заболевание началось вскоре после вторых родов, протекавших тяжело, с осложнениями. Уход за ребенком отнимал много сил. Поело ссоры с родственниками мужа расстроилась, плакала, с аффектацией говорила о своем нежелании жить. Одновременно возникла в голове мысль о том, что она больна раком. Ярко и образно представила у себя в животе опухоль, которая распространяется на внутренние органы, распадается, образуя язвы. Сама«испугалась этих мыслей, попыталась отогнать их, но они продолжали навязчиво преследовать больную, вызывая тревогу и страх. Обратилась к врачу-терапевту, который не нашел каких-либо заболеваний внутренних органов. На некоторое время успокоилась, но вскоре мысль о возможности гибели в тяжелых мучениях возникла вновь. На приеме у врача-психиатра волнуется, плачет, просит помочь ей, жалуется на навязчивые мысли о тяжелом заболевании, о смерти. Понимает безосновательность своих опасений, но не может избавиться от них. Боится «сойти с ума», на всю жизнь остаться в психиатрической больнице.

В данном клиническом примере отражена клиника навязчивых мыслей и представлений ипохондрического характера, имеется страх больной сойти с ума (лиссофобия). При этом у больной сохранена критика, она осознает болезненный характер своих переживаний.

3. Сверхценные идеи (доминирующие, превалирующие, фиксированные идеи) — мысли, суждения, возникающие на основе и под влиянием действительных обстоятельств, фактов, значение которых в сознании больного резко преувеличивается, вследствие чрезмерного эмоционального реагирования. Контраст между истинной ценностью факта и суждения о нем больного, им самим реалистически не осознается. Больные нередко развивают активную деятельность в связи с различными, имеющимися у них сверхценными идеями (сверхценные идеи ревности, изобретательства).

Термин предложен в 1892 году Вернике. Содержание сверхценных идей разнообразно. Наиболее часто встречаются идеи изобретательства, сутяжничества, реформаторства, супружеской неверности, ипохондрические сверхценные идеи, идеи, связанные с семейными и материальными потерями, с совершением неблаговидных поступков. Длительно существующие систематизированные сверхценные идеи способны повлечь за собой появление совершенно новых ценностных ориентации и установок личности сверхценное мировоззрение. Сверхценные идеи обычно сопровождаются стойкими изменениями настроения.

В случаях с выраженными сверхценными идеями дифференциальный диагноз с навязчивостями несложен. При сверхценных идеях «Я» больного всегда защищает их; при навязчивых явлениях «Я» больного всегда противоборствует расстройству. Дифференциапьный диагноз затрудняется или даже становится невозможным в тех случаях, когда сверхценные идеи редуцируются и лишаются своей аффективной насыщенности. При усложнении сверхценные идеи сменяются бредом.

Сверхценные идеи встречаются чаще всего в рамках реакций и патологического развития личности у лиц с психопатологическими чертами характера или психопатическим личностным складом. В ряде случаев сверхценные идеи возникают при мягко развивающихся эндогенных заболеваниях или на фоне ремиссий м остаточными психопатоподобными расстройствами.

Кличнический пример: Больной П, инженер. Жалуется ни неприятные ощущения (но не боли') в затылке, иногда чувстует. будто в голове у неге что-то «переливается». Из рассказа больного выяснилось, что первые признаки заболевания он заметил у себя два года назад. За этот период времени он обследовался у многих врачей, которые не находили у него заболевания или обнаруживали незначительные болезненные расстройства (легкие явления шейного остеохондроза). Неоднократно был на консультации у профессоров, ездил в Москву. Убежден, что у него какое-то тяжелое заболевание, нераспознанное врачами, возможно — опухоль мозга. Все возражения врача, ссылки на многочисленные отрицательные данные анализов, консультации высококвалифицированных специалистов тут же парирует, приводя выдержки из медицинских учебников и монографий с описанием картин заболеваний, «подобных» его болезни. Вспоминает также, что некоторые врачи, у которых больной консультировался, хотя и не ставили диагноз опухоли, но высказывались по этому поводу осторожно, будто бы что-то скрывая. Вспоминает многочисленные случаи, когда врачи не распознали своевременно тяжелое заболевание, а поставили диагноз болезни тогда, когда помочь больному было уже невозможно. Говорит обо всем этом возбужденно, перебивает врача, приводит все новые и новые подробности, касающиеся его «болезни». Разговор с больным занял более часа, несмотря на неоднократные деликатные замечания врача о том, что его ждут другие больные.

В данном примере прослеживаются признаки наличия сверхценных идей. Об этом говорит выраженная аффектация больного, крайне гипертрофированные опасения, которые первоначально вроде бы обоснованы наличием головных болей и другими незначительными проявлениями. Мысли о болезни овладевают всем существом больного. Внутренняя убежденность в справедливости своих опасений не позволяет больному правильно оценить действительные факты, противоречащие его идее.

4. Бредовые идеи (бред) — ложное, ошибочное суждение (умозаключение), возникающее на болезненной основе, не соответствующее действительности, полностью овладевающее сознанием больного, не поддающиеся коррекции, меняющее личность больного, имеющее тенденцию к прогрессированию. Основными признаками бреда по К. Ясперсу (1913 г.) являются:

1.  Субъективная убежденность больного в правильности своих умозаключений;

2.  Невозможность коррекции бреда с помощью опыта и вытекающих из него выводов;

3.  Несоответствие субъективных убеждений и объективной реальности.

Бред наряду с галлюцинациями считается несомненным признаком психического расстройства, его выраженной степени — психоза. Бред может занимать доминирующее положение в клинической картине, в других случаях он представляет лишь компонент психопатологических состояний, наряду с другими симптомами.

Первоначально, на протяжении второй половины XIXвека, бред классифицировался исключительно по содержанию. Первыми выделенными формами бреда стали — бред преследования, бред величия и депрессивный бред. Одновременно шло выделение многочисленных разновидностей этих трех основных форм. Известно большое количество форм бреда по содержанию: преследования, отношения, физического воздействия, ущерба, ревности, величия, изобретательства, реформаторства, открытий, сутяжный (кверулянтский), любовный (эротический), высокого происхождения, ипохондрический, одержимости, дисморфоманический, религиозный, самообвинения, самоуничтожения, громадности, отрицания, нигилистический, метаморфозы, интерметаморфозы, брод чужих родителей, отравления. Содержание бреда играет определенную диагностическую роль, так, например, бред ущерба или «малого размаха» при старческих психозах, дисморфофобический бред или бред чужих родителей при дебюте эндогенного заболевания в раннем возрасте. Но классификация бреда по содержанию не является исчерпывающей, не полностью раскрывает все особенности бредовой симптоматики.

С начала текущего столетия, наряду с подразделением бреда по его содержанию, возникает тенденция выделения отдельных форм бреда, основанная на предполагаемых психологических механизмах его развития. Немецкие психиатры вслед за К. Ясперсом выделяют две основные формы бреда — бред первичный и бред вторичный.

Основу первичного бреда по К. Ясперсу составляют:

1.  Бредовое восприятие — переосмысление значения воспринимаемого; оно приобретает новый смысл и представляется непонятным, загадочным, внушающим чувство тревоги и страха; его всегда сопровождает сознание особого значения воспринимаемого.

2.  Бредовое представление — внезапное появление необычной мысли, своего рода наитие, озарение, придающее жизненным воспоминаниям новое значение, которое влечет за собой переосмысление смысла прежней жизни.

3.  Бредовое сознание — интуитивное убеждение в постижении смысла и истинности фактов, которым нет обоснования.

К первичному бреду относят также бредовое настроение — жуткое, беспредметное предчувствие надвигающейся катастрофы, сопровождаемое тревогой или страхом, тоской, ощущением своей измененности.

Вторичный бред по Ясперсу отличается от первичного «понятностью» своего возникновения — «производностью» от других психопатологических феноменов — галлюцинаций, аффекта, психического автоматизма, помрачения сознания. Основу первичного бреда составляет нарушение абстрактного познания — «расстраивание отражения каузальных, причинных связей» (по А. В. Снежневскому), основу вторичного — нарушения чувственного познания, возникающего в результате галлюцинаций, расстройства, аффекта, помрачения сознания.

4.1 Первичный бред (толкования, интерпретативный, «интеллектуальная мономания») — бред, отправной точкой которого служат факты и события внешнего мира или внутренние ощущения. Он нередко в начале заболевания возникает спонтанно и является единственным признаком психического расстройства. При первичном бреде нарушается преимущественно рациональное, логическое познание — отражение внутренних связей действительности, а чувственное познание относительно не страдает. Непосредственное отражение явлений, предметов реального мира и их внешних связей при этой форме бреда не нарушается. Искаженное суждение последовательно подкреплено цепью доказательств, имеющих субъективную логику, свою систему. Посылки, суждения, обоснования, выводы разработаны с мельчайшими подробностями. Для подкрепления бреда приводится множество фактов, которые толкуются исключительно предвзято и односторонне. Извращенно освещаются и многие прошлые события (бредовая интерпретация прошлого). Все, что противоречит бредовой концепции, отбрасывается как не имеющее никакого значения или как ошибочный аргумент противника.

Эта форма бреда отличается стойкостью и прогрессированием. Происходит непрерывная внутренняя работа над содержанием бреда. Бредовые идеи развиваются и систематизируются, становятся постоянным воззрением. При этом бреде больные долго сохраняют трудоспособность и в ситуации, не относящейся к содержанию бреда, их поведение правильно. Возникновение первичного бреда всегда сопровождается патологическим изменением всего психического склада больного. При этом виде бреда «наступает глубокое потрясение всей психической индивидуальности» (Гризингер, 1872). Содержание первичного бреда разнообразно.

Во многих случаях первичный бред представляет собой хроническое расстройство. В этом случае его развитие происходит исподволь малозаметно, носит «ползучий» характер. Дополнительные вредности, например, психическая травма, могут создать впечатление, что такой бред появляется достаточно остро и развивается в сжатые сроки. Как правило, речь идет об экзацербации подспудно существовавшего расстройства. Раз начавшись, хронический первичный бред способен затем сохраняться на протяжении всей жизни больного. Условно в развитии такого первичного бреда выделяют следующие периоды:

1)    инкубации;

2)    кристаллизации;

3)    стереотипизации;

4)    терминальный период.

4.2 Вторичный бред (чувственный, образный) — возникает при наличии других психических расстройств (галлюцинаций, психического автоматизма, помрачения сознания, измененного аффекта), существующих то изолированно, то в различном сочетании друг с другом. Интенсивность вторичного бреда во многом коррелирует со степенью выраженности психических нарушений, на фоне которых он возникает. Чувственный бред носит наглядно-образный характер. Здесь не обнаруживается последовательной системы доказательств, обоснований, логики. В содержании бреда преобладают образные представления, чувственность. Он преимущественно наглядный, с преобладанием воображения, фантазии, грез. Бредовые представления возникают лишь с некоторой, довольно относительной последовательностью, чаще они крайне фрагментарны, в них много неясного, непоследовательного. В отличие от первичного бреда здесь нет активной работы над содержанием бреда, преобладает интеллектуальная пассивность, свойственная грезам. Чувственный бред часто сопровождается растерянностью, напряженной тревогой, и в поступках больного нередко преобладают внезапность и непроизвольность. Содержание образного бреда может быть то приближено к реальным событиям, то совершенно фантастическое. Условно можно разделить вторичный бред на три формы:

1.  Чувственный бред.

2.  Галлюцинаторный бред.

3.  Аффективный (голотимный) бред.

4.2.1 Чувственный бред — форма вторичного бреда, развивающегося в рамках большого синдрома в связи с тем, что ему сопутствуют аффективные, сенсорные, двигательные расстройства, а также нередко и помрачение сознания. При чувственном бреде существует иллюзорное восприятие окружающего. Бред бессистемен, содержание его крайне не последовательно, часто определяется противоположными по содержанию бредовыми идеями. Чувственный бред существует как данность. При нем отсутствуют основания, доводы, логические построения. Сознание больного заполнено непроизвольно возникающими образными представлениями. В поступках больных обычно наблюдается импульсивность, часто резко выраженная. Сознание больных обычно остается непомраченным (если бред изначально не возник на фоне его помрачения), но из-за постоянного видоизменения бредовых представлений и наличия других психопатических расстройств оно калейдоскопически меняется, на отдельные моменты больные как бы переносятся в иную, созданную патологическими переживаниями обстановку. Из разнообразных аффективных расстройств, постоянно сопутствующих чувственному бреду, наиболее частой и выраженной является напряженная тревога или страх, реже — восторженность, доходящая до степени экстаза.

Разновидностями чувственного бреда являются: бред инсценировки, бред значения, бред интерметаморфозы. При бреде инсценировки больные говорят, что все вокруг подстроено, их разыгрывают с какой-то целью, происходит игра, представление, киносъемка; окружающие люди не те, за кого себя выдают, все поступки окружающих имеют какое-то отношение к больному. Бред значения, который часто усложняет бред инсценировки, заключается в том, что окружающее частично или целиком принимает символическое значение (черный цвет означает скорую смерть больного и т.д.). За бредом значения может развиться бред интерметаморфозы, при котором окружающая обстановка, люди, отдельные предметы, подвергаются изменениям, перевоплощениям, принимая новый, несвойственный им ранее облик. Одной из разновидностей чувственного бреда является антагонистический (манихейский) бред -больной становится центром борьбы двух противоположных начал в масштабах, достигающих государства или даже всего мира. При этом больной может остаться обыкновенным человеком, но нередко у него возникают идеи своей исключительности в духовной и физической сферах — бред величия.

4.2.2 Галлюцинаторный бред — развивается на фоне стойких и интенсивных- галлюцинаций, т.е. при возникновении галлюцинозов. Наиболее развернутые картины галлюцинаторного бреда возникают при вербальном галлюцинозе, в меньшей степени — при зрительном и тактильном галлюцинозах. Моделью галлюцинаторного бреда является бред, возникающий на фоне сценоподобного вербального галлюциноза экзогенно-органического генеза (алкоголизм, сосудистые, травматические заболевания головного мозга). Бред в этих случаях развивается параллельно галлюцинозу и достигает своей наибольшей выраженности на высоте последнего. Источником бреда является содержание галлюцинаторных расстройств. Особенность бредовых высказываний — образность и наглядность. Содержание бреда может быть параноидным, депрессивным, изредка фантастически-мегаломаническим. Во всех случаях острого развития галлюцинаторного бреда ему сопутствуют аффективные нарушения, преимущественно в форме депрессии, тревоги и страха, а также двигательные расстройства различной степени (возбуждение, заторможенность).4.2.3. Аффективный бред — вторичный бред, возникающий на фоне патологически измененного настроения и своим содержанием отражающий доминирующий аффект. В зависимости от особенностей эмоциональных расстройств выделяют депрессивный и экспансивный бред.

А. Депрессивный бред — возникает на фоне тоскливого или тоскливо-тревожного аффекта. Депрессивный бред — это бред несчастья. Его содержание — разорение, обреченность на страдания, смерть, различные формы наказания, вплоть до самых тяжелых и позорных. Несчастья больного существуют не только в настоящем, но почти всегда распространяются на будущее. Наиболее частыми формами депрессивного бреда являются бред самоуничижения, самообвинения, недостойности, разорения. Одна из форм депрессивного бреда — бред Котара — несчастье не имеет предела ни во времени, ни в пространстве, оно безгранично.

Еще одна форма — бред осуждения — в этом случае больной одновременно и источник несчастий, и жертва несправедливости других людей. Депрессивный бред обычно беден содержанием, монотонен и однообразен; это мало систематизированный, хотя иногда и последовательно излагаемый бред.

Б. Экспансивный бред — возникает на фоне повышенного, обычно маниакального аффекта. Бред проявляется идеями величия (мегаломания), которые распространяются на личность больного его социальное положение и материальное благосостояние. Почти всегда экспансивный бред является альтруистическим бредом; больной не только выдающееся лицо, обладает богатством, имеет неограниченные возможности и т.д., но и лицо, желающее сделать счастливыми окружающих — близких, знакомых, сограждан и др. Систематизация экспансивного бреда или отсутствует, или выражена слабо, в общих чертах. Часто бред образен, чувственно нагляден, порою сказочен и напоминает грезы наяву. Во многих случаях высказывания больных отличаются противоречивостью. Отмечается бредовое поведение.

Клинический пример: Больной К., 35 лет, переводчик, долгие годы специализировался в области технических переводов, с течением времени пришел к убеждению, «что все это ерунда», что «техника не будет совершенной до тех пор, пока не будет совершенной человеческая порода», стал разрабатывать научную основу этого усовершенствования. Занимался этим несколько лет, настойчиво посещал ученых — медиков и биологов, предлагая им «претворить его открытия в жизнь». Всюду ходил с толстой папкой, полной справок, вырезок из газет и журналов, главным образом популярных. Предлагал создать такой научно-исследовательский институт, «где бы все сотрудники вели эксперименты на себе», и «путем перекрестного скрещивания добивались получения наилучшего потомства». Признаков слабоумия не обнаруживал, с собеседниками был вежлив и корректен, но никаким разубеждениям не поддавался и был непоколебимо убежден в своей правоте. Несогласие с ним ученых объяснял тем, что «все это слишком ново», и «не всем дано смотреть далеко вперед», затем заявил, что «завистники ему мешают».

В данном случае у больного имеются признаки систематизированного первичного бреда, о чем говорит болезненная убежденность больного, отсутствие критики, невозможность коррекции, наличие определенной, «кривой» логики, систематизация бредовых идей, наличие идей изобретательства.

Клинический пример: Больному 48 лет. Много лет наблюдается психиатром. По своей инициативе обратился о поликлинику к врачу-терапевту. Охотно вступает в беседу, подробно делится своими переживаниями. Подавлен, тосклив. Жалуется на упадок сил, «обессиливание», подчеркивает, что болен раком, тщательно аргументирует свою точку зрения на болезнь, пессимистически оценивает перспективу. Заявляет, что легкие «уже атрофированы», «желудок разрушился», печень и почки не функционируют. Высказывает суицидальные мысли. Раздражается, если в беседе у врача проявляется намек на необоснованность его жалоб. Объективно — данные соматического и неврологического обследования в пределах возрастной нормы, данных за какую-либо серьезную патологию нет.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.