Реферат по предмету "Медицина"


Развитие клинической медицины Нового времени

Реферат
Развитие клинической медицины Новоговремени
Историко-медицинские источники
Письменные (труды ученых, мед. документация), вещественные (мед. оборудование, инструменты, предметы ухода, наградные знаки и др.), фотодокументы (фотографии врачей и пациентов, мед. манипуляций, операций в процессе выполнения).
Медицинское образование
Высшие учебные заведения, клиники при университетах. Госпитальные школы. В России – первая мед. библиотека (1756).
Этиология и патогенез
Шлейдени Шванн: клеточная теория. Мендель: учение о наследственности.
Теория Дядьковского: этиология – нарушение целостности организма и природы, нарушение иннервации. Теория Сиденгама: этиология — острые болезни «от Бога», хронические – «от нас самих»; патогенез – «болезнь – усилие природы восстановить здоровье путем удаления болезнетворного начала». В психиатрии – теории «психиков» и «соматиков».
Методы диагностики и исследования
Опрос. Осмотр. Ощупывание. Уриноскопия. Аускультация. Новое: Термометры Фаренгейта, Реомюра, Цельсия. Перкуссия (Ауэнбруггер, Корвизар). Посредственная аускультация (Лаэннек). Поср. перкуссия с пом. плессиметра (Пьори). Глубокая методическая скользящая пальпация (Образцов). Рентгенологические методы.
Методы лечения
Терапевтическое (эксперимент. терапия). Фармакологическое (клинич. фармакология). Прививка против чумы (Самойлович). Хирургическое: новые методы, военно-полевая хирургия. Введение эфирного наркоза (Пирогов). Привлечение сестер милосердия. Широкое распространение антисептики и асептики. Полостные операции (Пеан, Бильрот). Инструментальная остановка кровотечения. Переливание крови.
Профилактика, санитарное благоустройство
Профилактика инфекций, школьная гигиена. Карантинные дома. Сжигание зданий после карантина. Комиссии по предупреждению и лечению инфекционных заболеваний. Санитарное просвещение населения. Государственная организация противоэпидемических мероприятий. Окуривание зараженных предметов.
Развитие гигиены: научная, экспериментальная и общественная гигиена.
Место оказания медицинской помощи
На дому. Земские лечебницы. Больницы, госпитали. Клинический городок в Москве.
Выдающиеся врачи
М.И. Шеин, К.И. Щепин, А.П. Протасов (анатомы). А.М. Шумлянский («О строении почек»), И.В. Буяльский, П.Ф. Лесгафт. Биша, Пуркинье, Догель (гистология). Грааф, Ковалевский, Вольф, Бэр (эмбриология). Георг-Эрнст фон Шталь (теория флогистона). Самуэль Ганеманн. Г. Бурхааве. Н.Л. Бидлоо (высшее мед. образование в России, «Зерцало анатомии», «Сокровище медико-практических лекций»). Петр Кондоиди (реформа мед. образования). С.Г. Зыбелин (преподавание теорет. медицины, вопросы гигиены и общественной медицины). Р. Лаэннек (поср. аускультация, описание туберкулеза, портального цирроза печени и др.). М.Я. Мудров (развитие военной гигиены, деонтологии, учения о единстве и целостности организма). С.П. Боткин (описание клинич. картины ряда заболеваний, развитие экспериментальной терапии, клинич. фармакологии, теории нервизма). В.П. Образцов (иссл. ССС и ЖКТ, глубокая методическая скользящая пальпация органов брюшной полости, непоср. перкуссия органов одним пальцем, прижизненная диагностика инфаркта миокарда). Н.П. Суслова, В.А. Кашеварова-Руднева. А.Ф. Шафонский, Д.С. Самойлович (борьба с эпидемией чумы). Р. Кох (бактериология). Т. Сиденгам (детские болезни). У. Кадоган, Г. Армстронг, М. Андервуд, С.Ф. Хатовицкий, Н.П. Гундобин, Н.Ф. Филатов (педиатрия). Ф. Морисо, А. Левре, В.М. Рихтер, Н.М. Максимович-Амбодик (акушерство и гинекология), Ф. Пинель, Дж. Конолли, С.С. Корсаков (психиатрия). Г. Вольф, К. Ландштейнер, Ян Янский (учение о переливании крови). Л. Гейстер, Д.Ж. Ларрей, Ж.Л. Пти, Дж. Гунтер, Е.О. Мухин, Н.И. Пирогов (развитие научной и военно-полевой хирургии). Дж. Листер (антисептика), Э. Бергманн (асептика), Т. Бильрот (хирургия ЖКТ), Т. Кохер (абдоминальная хирургия, травматология). Н.В. Склифософский (травматология – «русский замок», военно-полевая хирургия). Ф. Дюбрель, П. Фошар, А.М. Соболев, И. Лузгин, Ф.И. Важинский, И.М. Коварский (стоматология). Б. Рамаццини (основоположник профессиональной патологии и гигиены труда). Дж. Саймон (основоположник общественной гигиены). М. Петтенкофер (основоположник экспериментальной гигиены). А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман (возникновение научной гигиены).
Характерные черты медицины
Становление гистологии, микробиологии, патологической анатомии, физиологии, эмбриологии, их интеграция с медициной.
Функциональное клинико-экспериментальное направление в отечественной медицине (Боткин).
Развитие земской медицины в России.
Высшее медицинское женское образование.
Дифференциация медицинских дисциплин: инфекционные болезни, дерматология и венерология, педиатрия, психиатрия, неврология и др.).
Создано Международное общество Красного Креста и отдельные общества в государствах.
Формирование гигиены как науки, возникает общественная (социальная) медицина.
Определяющеевлияние на развитие диалектических взглядов на природу и медицину периодаНового времени оказали великие естественно-научные открытия конца XVII – первойполовины XIX в. Среди них важнейшее значение имеют: Теория клеточного строенияживых организмов, закон сохранения энергии, эволюционное учение. На их основеплодотворно развивались и медицинские науки, такие как, общая биология игенетика, анатомия, гистология, эмбриология, общая патология, микробиология.
Микробиологиякак наука о микроорганизмах, их строении и жизнедеятельности, а такжеизменениях, вызываемых ими в организмах людей, животных, растений и неживойприроде, возникла во второй половине XIX века. В истории микробиологии выделяютдва основных периода: эмпирический (до второй половины XIX в.) иэкспериментальный, начало которого связано с деятельностью Л. Пастера.
Эмпирическийпериод. Классическим примером успешного эмпирического исследования являетсяистория оспопрививания. Борьба с оспой — выдающаяся глава в историичеловечества.
Клиникунатуральной оспы изучали Т.Сиденхам, Дж. Фракасторо, И. Meркуриалис(который в 1584 г. впервые заговорил о специфичности оспы). Еще древности,желая защититься от этого опасного заболевания, жители разных континентов пришлик идее предохранительного самозаражения оспой, т.е. «оспопрививанию», котороеизвестно в истории науки под названием инокуляция (лат. inoculatio— искусственное заражение; от лат. inoculare —пересаживать), или, что равнозначно, вариоляция (лат. variolatio,от лат. названия оспы — variola).
В Китаепрививка против оспы известна с XI в. до н. э. Ее проводили посредством кусочкаматерии, пропитанного содержимым оспенных пустул, который вкладывали в носздоровому ребенку. Существовал и другой — «сухой способ «посеять оспу», когда внос закладывали сухие оспенные корочки завернутые в материю. Более того, еще вдревности китайцы умели ослаблю «оспенный яд» на пару, а также сохранятьоспенный материал в закупоренных воском фарфоровых сосудах. В таком виде оспопрививаниев Китае сохраняли до XVIII в. Из Китая метод инокуляции перешел в Индию, страныМалой Азии, Египет, на Кавказ.
В Россиипредохранительные меры против оспы были известны задолго до открытия Дженнера. Так, крестьяне Казанской губернии растиралиоспенные струпья в порошок, вдыхали его, а затем парились в бане. Как правило,после искусственного заражения заболевание оспой проходило в легкой форме. Современем оспопрививание стали делать «с руки на руку», что значительно снижаловозможность заражения тяжелой формой заболевания (так как ослабляло вирусоспы). В печати стали появляться научные публикации по инокуляции. По примеруАнглии инокуляция стала широко распространяться в странах Западной Европы иСША. В России инокуляция вошла в практику в середине XVIII в. — сначала вДерпте (1756 г.), а затем и в других городах Империи.
Однаковариоляция не гарантировала длительной и полноценной защиты от оспы. Уже черезнесколько лет некоторые из числа привитых стали заболевать натуральной оспой (инередко со смертельным исходом). Врачи вели широкую полемику о положительных иотрицательных сторонах инокуляции. Решение проблемы пришло только в 1796 г.,когда Эдвард Дженнер открыл метод вакцинации (лат. vaccinatio; от vacca — корова).
Эдвард Дженнер (1749—1823 гг.) — английский врач графства Глостершир, ученик Дж.Хантера, основоположник вакцинации(прививки коровьей оспы с целью предотвращения оспы натуральной). Идея прививки«оспы коров» возникла у молодого Дженнера в разговорес пожилой дояркой, руки которой были покрыты кожными высыпаниями. На вопрос Дженнера, не больна ли она натуральной оспой, крестьянкаответил этой болезни этой у нее быть не может, поскольку она уже переболелаоспой «коровьей». Прошло много лет, прежде чем Дженнеррешился на эксперимент. Он провел его 14 мая 1796 г., привив восьмилетнемумальчику Джеймсу Фиппсу содержимое (лимфу) пустулы сруки крестьянки Сары Нельме, заразившейся коровьей оспой (рис. 182). Полторамесяца спустя (1 июля 1796 г.) Дженнер ввел Джеймсулимфу из пустулы больного натуральной оспой — мальчик не заболел. Повторныепопытки заразить мальчика оспой спустя несколько месяцев, а затем и пять лет,также не вызвали никаких симптомов заболевания — Джеймс Фиппсстал невосприимчивым к натуральной оспе. Повторив этот эксперимент 23 раза, Э. Дженнер в 1798 г. опубликовал статью «Исследование приичин и действий… коровьей оспы». Коровья оспа сталаизвестна как «variolae vaccinae».Вскоре Дженнер нашел способ сохранения прививочногоматериала путем высушивания содержимого оспенных пустул и хранения его встеклянной посуде. Упакованный таким образом сухой прививочный материал Дженнер пересылал в различные страны Европы (включаяРоссию), Азии и Америки. Судьба Эдварда Дженнера —редкий и счастливый пример признания его заслуг при жизни. Тем не менее долгоевремя широко бытовало скептическое отношение к методу вакцинации: невеждыполагали, что после прививок коровьей оспы у пациентов вырастут рога, копыта идругие элементы анатомического строения коровы. Экспериментальный период. Э.Дженнер, придя к открытию вакцинации эмпирическим путем,не представлял (и на том этапе развития наук еще не мог представлять) механизмпроцессов, происходящих в организме после прививки. Эту тайну раскрыла новаянаука — экспериментальная иммунология, основоположником которой стал Пастер.
Луи Пастер(1822—1895 гг., рис. 184) — выдающийся французский ученый, химик и микробиолог,основоположник научной микробиологии и иммунологии. Куриная холера стала первыминфекционным заболеванием, на модели которого Пастер впервые сделалэкспериментально обоснованный вывод: «первое заболевание предохраняет отпоследующего». Отсутствие рецидива инфекционной болезни после прививки онопределил как «иммунитет» (лат. immunitas —освобождение от чего-либо).
Вакцинапротив сибирской язвы (1881 г.) была другим выдающимся открытием Пастера и егосотрудников. В 1876 г. Р.Кох уже выделил чистую культуру возбудителя сибирскойязвы — Bacilla anthracici.Изучая эпидемиологию этой повальной болезни овец и коров, Пастер доказал вирулентностьсибиреязвенного фильтрата и показал, что при +44 С этот возбудитель погибает.Это навело на мысль о понижении его вирулентности путем культивирования при+42— 43 С в течение 2—8 сут в аэробных условиях. Такбыла разработана вакцина против сибирской язвы, а уже в 1882 г. во Франции еюбыли привиты 85 тыс.животных; к 1894 г. эта цифра достигла 3,5 млн.
Серьезныетрудности возникли при разработке антирабической вакцины (от лат. rabies — бешенство). До Пастера лучшим средством «лечения»бешенства считалось прижигание места укуса раскаленным железом. Возбудительбешенства (фильтрующийся вирус) в то время не был известен и относился к«невидимым микробам». И только в 1903 г. сотрудник Института Пастера в ПарижеП. Ремленже установил, что возбудителем бешенстваявляется не бактерия, а фильтрующийся вирус.) Вместе с Эмилем Ру (1853—1933 гг.) и другими сотрудниками Пастер нашелметод ослабления невидимого возбудителя путем высушивания— зараженных тканейспинного мозга в атмосфере едкого калия при +23—25 °С. Вакцинация проводиласьвведением эмульсии спинного мозга, высушенной за разное время.
В 1885 г.Пастер организовал в Париже первую в мире антирабическую станцию. Уже через годчисло привитых достигло трех тысяч человек из разных стран мира. Втораяантирабическая станция была создана в России И. И. Мечниковым (в Одессе в 1886г.). Затем бактериологические станции стали организовываться в Петербурге,Москве, Варшаве, Самаре и других городах России.
Следующейславной страницей истории иммунологии стало открытие физиологических механизмовиммунитета. До открытий И. М. Мечникова и П.Эрлиха сущность индивидуальнойневосприимчивости организма к инфекционным заболевания была совершенно непонятна.
Илья ИльичМечников (1845—1916 гг., рис. 185) — выдающийся русский биолог, патолог,иммунолог и бактериолог, создатель фагоцитарной теории иммунитета, один изосновоположников эволюционной эмбриологии. Изучая процессы внутриклеточногопищеварения, он заметил, что мезодермальные клетки —лейкоциты (а также клетки селезенки и костного мозга), которые он впоследствииназвал фагоцитами (греч. phagocytus; от phagein — есть, поедать и kytos —полость, клетка) обладают способностью собираться вокруг инородных частиц(бактерий в том числе) и поглощать их, выполняя таким образом функцию защитыорганизма от болезнетворных микроорганизмов. Первый доклад о фагоцитарнойтеории иммунитета — «О защитных силах организма» И. И. Мечников сделал на VIIсъезде русских естествоиспытателей и врачей в Одессе в 1883 г. Его теорияявилась также основой для понимания сущности процесса воспаления.
В 1896 г.И.И.Мечников организовал первую в России (вторую в мире) Пастеровскую станциюпо борьбе с бешенством и другими инфекционными заболеваниями. Работая в Париже(1888—1916 гг.), он создал крупную научную школу российских микробиологов,иммунологов и патологов.
Практическиодновременно с Мечниковым, в конце XIX в., немецкий ученый ПаульЭрлих (Paul Ehrlich,1854—1915 гг.) в процессе работы с дифтерийным токсином сформулировал теориюгуморального иммунитета. Согласно этой теории, микробы или токсины содержатструктурные единицы — антигены, которые, попадая в организм, через определенноевремя вызывают образование антител — белков класса глобулинов. Антителасуществуют в виде особых химических групп на поверхности клеток; часть ихотделяется от поверхности, циркулирует с кровью и, встречаясь с микробами илитоксинами, связывает их. Причем антитела способны связывать только те антигены,в ответ на проникновение которых они возникли. Эрлих показал, что существуютдва вида иммунитета: пассивный, который достигается введением в организмготовых антител, и активный, когда организм сам вырабатывает антитела в ответна введение антигенов. Позднее было показано, что иммунная система подавляеттакже и раковые клетки, которые постоянно появляются в любом здоровоморганизме. Более того, иммунные реакции возникают и при пересадке органов и тканей,что привело к созданию в наши дни нового важного направления иммунологии —неинфекционной иммунологии.
Бурнаяполемика и многочисленные исследования, предпринятые после открытий Мечникова иЭрлиха, привели к весьма плодотворным результатам: было установлено, чтоиммунитет определяется как клеточными (фагоцитоз), так и гуморальнымифакторами. Таким образом, было создано стройное учение об иммунитете, а егоавторы И. И. Мечников и П. Эрлих были удостоены Нобелевской премии (1908 г.).
Этиологическоенаправление в медицинской микробиологии связано прежде всего с деятельностьюодного изосновоположников бактериологии — немецкогоученого Роберта Коха (Robert Koch,1843—1910 гг., рис. 186). Изучая специфические возбудители различных болезней,Кох создал лабораторную бактериологию и определил стратегию исследований. Онразработал плотные питательные среды для выращивания чистых бактериальныхкультур (1877 г.) и сформулировал критерии взаимосвязи между возбудителем иинфекционным заболеванием — «триаду Коха».
Кох первымокончательно установил этиологию сибирской язвы (1876 г.), открыл возбудителитуберкулеза (1882 г.) и холеры (1883 г.), которую он изучал в Египте и Индии. Втропической Африке он исследовал чуму, малярию, трахому, тропическую дизентериюи возвратный тиф. Изучая туберкулез, он получил туберкулин — глицериновыйэкстракт чистой культуры микобактерий туберкулеза, который оказался ценнымдиагностическим средством. «За исследования и открытия в области туберкулеза»Роберт Кох был удостоен Нобелевской премии (1905 г.).
Достижения вобласти микробиологии открыли большие перспективы для развития промышленности(от изготовления уксуса, вина и пива во Франции времен Пастера до синтезабиологически активных веществ), сельского хозяйства (развитие шелководства,борьба с эпизоотиями, сохранение продуктов), сделали возможной научнообоснованную борьбу с инфекционными заболеваниями и их успешную специфическуюпрофилактику (изготовление вакцин, сывороток и т.п.).
Хирургия
Одним изнемногих, кто продолжал оперировать в начале девятнадцатого века в Англии, былДжон Абернети (1764-1831). Он отличал сотрясениемозга от его сдавления. Абернетивпервые перевязал сонную артерию в 1798 г. (больной умер 30 часов спустя).
В первойполовине девятнадцатого века появился новый диагноз: моральное помешательство (moral insanity). Под этимтермином понималось «болезненное извращение желаний и аффектов присохранных интеллектуальных способностях». Отмечалось, что моральноепомешательство могло явиться следствием удара по голове, причем прогноз егоопределяется наличием вдавленного перелома черепа. Например, мальчик впал«в состояние безнадежного идиотизма» после удара палкой по голове иполностью восстановил свой интеллект после трепанации.
В условиях доантисептического периода сужение показаний к трепанациибыло вполне оправданным. Сторонником консервативного подхода лечению травмголовы был Николай Пирогов (1810-1881).
По словамНиколая Бурденко, «описания огнестрельных ранений черепа у Пирогова, поданным „Начал военно-полевой хирургии“, полны глубокого истинноготрагизма. Не далеко вперед ушло дело и за время русско-турецкой войны. В книге»Военно-врачебное дело и частная помощь" по вопросу о ранении черепаон (Николай Пирогов) написал неполную страницу, и то очень грустную. Оставшиесяна пути к выздоровлению, по его словам, были какие-то счастливые единицы.Активному вмешательству посвящены три строки: «О трепанации мне сообщилитолько, что она была сделана 4 раза, и все оперированные умерли».
Год 1884-йсчитается годом появления нейро-хирургии. Впервые вистории хирургии был перей-ден Рубикон — намеренновскрыта твердая мозговая оболочка и удалена диагностированная на основа-нии неврологических симптомов глиальнаяопухоль правого полушария размером с грецкий орех. НейротравматологическойБиблией этого перио-да стал классический труд Эрнстафон Бергмана (1836-1907) «Учение о повреждениях головы», которыйвыдержал по два издания в не-мецкой и русскойлитературе.
Разработаннаяк тому времени теория мозговой локализации явилась неврологическим истокомнейрохирургии, а антисептика, асептика и наркоз — ее хирургическими истоками.Трепанация черепа даже в ведущих европейских клиниках была в то время операциейдостаточно редкой.
ВильгельмВагнер (1848-1900) из Кенигшютте (Германия),отработавший на трупах методику выпиливания большого костного лоскута на ножкеи его последующего уложения на место, теперь впервые применил ее на человеке.Хотя больной умер на следующий день, новая методика обнажения значительнойповерхности мозга была взята на вооружение многими хирургами. Остеопластическая краниотомия стала назваться операциейВагнера.
Немалую рольв диагностике и определении показаний к трепанации черепа при травмах головысыграло развитие так называемых инструментальных методов исследования и преждевсего — открытие в ноябре 1895 года Вильгельмом Конрадом Рентгеном (1845-1923)нового вида электромагнитного излучения. Методика вентрикулографиибыла разработана Вальтером Дэнди (1886-1946) в 1918году, а в 1919 году он же предложил метод пневмоэцефалографии.Хотя вентрикулография была чревата тяжелымиосложнениями, она оказала большое влияние на развитие нейрохирургии. В 1955году Ларе Лекселл (1907-1986) предложил метододномерной эхоэнцефалографии, позволяющий в считанныеминуты латерализовать поражение головного мозга посмещению срединного эха. Началом современного этапа развития нейротравматологии можно считать появление компьютернойтомографии головы, предложенной в начале 70-х годов XX века британским физиком Годфри Хаунсфилдом.
Другиевыдающиеся хирурги, сделавшие огромный вклад в развитие хирургии в периоднового времени.
 
Буяльский И. Я.( 1789- 1886 гг )-человек с разносторонним талантом, способствовавший признанию русской хирургиив России. Выполнил сложнейшие по тем временам операции( резекция верхнейчелюсти, удаление аневризм), причем с блестящей техникой и точностью. Под егоруководством был налажен выпуск оригинальных инструментов. В частности, лопаткаБуяльского применяется в хирургии и сейчас, спустя150 лет. Создатель оригинальных ' анатомо-хирургических таблиц', которыеспособствовали лучшему пониманию техники хирургической операции и былипереведены на европейские языки. Их использовали хирурги в Америке и Европе дляобучения. Аналогов таким таблицам в мире еще не было.
Кроме того, Буяльский был талантливым художником и руководителем, имелуспехи не только в области хирургии, но и в художественной практике.
Буш И. Ф.(1771- 1843 )- основы преподавания хирургии в России. Первым решил проблемунехватки учебников по анатомии на русском языке, написав учебник по хирургии,который долгие годы был настольной книгой для студентов и хирургов. Создал вРоссии большую хирургическую школу в Петербурге, его учебники работали вуниверситетах Вильнюса, Москвы.
Пирогов Н. И.(1810- 1881)- гений хирургии, основоположник 'ледяной анатомии'. Пироговпредупредил, можно с уверенностью сказать, дальнейшее развитие хирургии ианатомии в мире. Создал прикладную (топографическую) анатомию, используяпоистине неординарный метод- замораживание трупов и последующий распилразличных областей. Написал классический труд' Хирургическая анатомияартериальных стволов и фасций'. Смело стал использовать эфирный наркоз вРоссии и широко внедрил его в практику. В военно-полевых условиях он выполнилпод эфирным наркозом около 10 000 операций. Также сам разработал новые методынаркоза- ректальный и эндотрахеальный.
Благодаряпрекрасным знаниям топографии сосудов внедрил в науку различные методыостановки кровотечения: перевязка аорты; перевязка язычной артерии;хирургический внебрюшинный доступ к подвздошнымсосудам
Внес вклад вразвитие асептики и антисептики: использовал для борьбы гнойнымипослеоперационными осложнениями настойку 1, спирт, раствор нитрата серебра.
Разработалосновные принципы военно — полевой хирургии:
приближениемедицинской помощи к полю боя
сортировкараненых
преемственностьоказания помощи на этапах эвакуации
созданиеподвижных госпиталей
Внес большойвклад в смежные с хирургией науки:
ванестезиологию- наркоз
в травматологию-гипсовая повязка при лечении переломов, классически описал травматический шок
вантисептику- разработка ее основ
Иноземцев Ф.И.( 1802- 1869)- осветил роль СНС в развитии ряда заболеваний. Широко применилинструментальные методы для установления диагноза. Большим вкладом в хирургииявляется распространение эфирного и хлороформного наркоза в России.
Рейер К. К. ( 1846- 1890)- пропагандист антисептики вРоссии. Предложил и широко применил первичную хирургическую обработку ран. Вовремя русско — турецкой войны применил антисептическийметод лечения раненых. Большую известность получил благодаря обобщению своегоогромного опыта в докладе в 1881 на Всемирном конгрессе хирургов.
Коломнин С.П.( 1842- 1886)- был учеником Пирогова. Заменил простой повязкой многослойную окклюзивную, применив салициловую кислоту.Имелсамый большой опыт в России по переливанию крови.
ПреображенскийМ. Я.(1861- год смерти не известен)- разработал и внедрил в практику методыфизической антисептики.
СклифосовскийИ. В.(1836-1904)- второй Пирогов. Один из первых в России начал развиватьантисептический метод видоизменил метод Листера, используя в качествеантисептика ранее не использовавшиеся сулему и йодоформ. Разработал костнуюоперацию по сопоставлению и фиксации костей, известную как' русский замок'.Организовал институт усовершенствования врачей в Петербурге.
Бобров А. А.(1850- 1904)- основоположник большой школы хирургов в России. Авторхирургической операции при мозговой грыже. Благодаря работам по костномутуберкулезу врачи стали дифференциально подходить квыбору метода лечения и хирургической тактики при этом заболевании. Разработалвопросы инфузионной терапии для лечения хирургическихбольных.
Дьяконов П.И. (1855- 1906)- один из основоположников легочной хирургии. Одним из первыхвыполнил операцию на легком, произвел резекцию пищевода, создатель и первыйредактор журнала хирургии.
 
Герцен П. А.(1871-1947)- с его именем связано развитие онкологии в России. Разработалоригинальную операцию при мозговых грыжах, заболеваниях перикарда, ракепищевода. Московский онкологический институт носит имя Герцена.
Спасокукоцкий С. И.(1870- 1943)- классические методыасептики и антисептики. Разработал метод обработки рук перед операцией, ставшейклассическим и не потерявший значения в наши дни. Внес большой вклад в развитиелегочной и абдоминальной хирургии, создатель крупной хирургической школы.
ФедоровС.П.(1869- 1936)- основатель отечественной урологии. Внес большой вклад вхирургию желчевыводящих путей.
Опель В.А.(1872- 1932)- основоположник эндокринной хирургии. Большой вклад в развитиевоенно-полевой хирургии, создатель школы хирургов.
Мартынов А.В.(1868- 1934)- написал известные работы по абдоминальной хирургии, хирургиижелчевыводящих путей, щитовидной железы. Основатель Московского обществахирургов.
Бурденко Н.Н.(1876- 1946)- основоположник нейрохирургии в России. Был продолжателем ученияПирогова по воннополевой хирургии. Разработал тактикуэтапного лечения раненых при их эвакуации, организатор института нейрохирургиив Москве.
Вишневский А.В.(1874- 1948)- разработал технику местной( инфильтрационной и проводниковой)анестезии, использующиеся и по сей день. Развивал военно-полевую хирургию вРоссии.
Юдин С.С.(1891- 1954)- вклад в развитие хирургии желудка и пищевода. Стал всемирноизвестен благодаря своим трудам, ставшими классикой: 'Этюды желудочнойхирургии', и 'Восстановительная хирургия при непроходимости пищевода'.
Джанилидзе Ю. Ю.(1883- 1950)- вклад в развитие пластическойхирургии, занимался лечением ожогов, разработал оригинальные методы вправлениявывихов плеча и бедра.
Куприянов(1883-1936)- внес вклад в развитие военно-полевой, легочной и сердечно- сосудистойхирургии, анестезиологии. Создал блестящую школу хирургов.
Петров Н.Н.(1876- 1964)- один из основоположников отечественной онкологии. Известностьпринесли работы по пластической хирургии- трансплантации тканей и лечения ран.Создал школу хирургов.
Бакулев А.Н.(1890- 1967)- основоположник сердечно- сосудистой хирургии в России, основательинститута сердечно- сосудистой хирургии, носящего его имя.
Войно-Ясенский В. Ф.(1877- 1901)- разработал научный подходк изучению клиники гнойновоспалительных заболеваний ипутей развития нагноительных процессов. Классический труд' Очерки гнойной хирургии'стал настольной книгой для хирургов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.