Министерство Здравоохранения РФ
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
«ПИТАНИЕ С УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ»
Реферат по дисциплине философии Курановой Алины.
2003г.
ПИТАНИЕС УЧЕТОМ РАЗЛИЧНЫХВЕРОИСПОВЕДАНИЙ.
Питаниекак культ и какоснова жизни.
В настоящеевремя на земномшаре проживаетболее 6 миллиардовчеловек, и всеони отличаютсядруг от другане только языком, цветом кожи, национальностью, но и вероисповеданием.Слово религияпроисходитот лат. геligio, чтоозначает«набожность»,«святыня»,«благочестие».
Определенийрелигии существуетболее 200, из которыхудачным можноназвать данноеамериканскимисследователемБ.Иэрхартом:«Религия подобнавремени; всечувствуют, чтоэто такое, ноне так-то легкоухватить егосуть и дать емуточное определение».
Атеистылюбую религиюопределяюткак «опиум длянарода». Людиверующие считают, что религия— это взаимоотношениямежду богоми человеком, и само существованиебога не обсуждается.Существуеттретий подход, когда религиярассматриваетсякак историческоеи социальноеявление, каксистема объединениялюдей церковью.Религия в современномобществе объективнопредставляетсобой одну изважнейшихсоставляющихкультуры народов.
Первыми центральнымвопросом любойрелигии являетсявопрос веры.Это понятиенематериальное.Вера эмоциональна, интуитивна, предполагаетрелигиозноечувство. Религияже представляетсобой сложившуюсясистему, существующуюна основе теории(религиозноговероучения)и практическойдеятельности.Вероучениемзанимаетсятеология(от греческогоtheos — бог и logos — учение); в русском языкеэтому словусоответствуетпонятие «богословие».Существованиерелигии невозможнобез практики, основным иобязательнымэлементомкоторой являетсякульт (от латинского— уход, почитание).
Вопросыпитания в большейили меньшейстепени какэлементы культаприсутствуютво всех религиях.Это пищевыезапреты и ограничения(посты), обычаи, традиции идругие предписания.
По вопросамбытия, жизнии ее происхождениясуществуетдве принципиальныхточки зрения: религиознаяпозиция называетсякреационизмом,согласно которому, жизнь быласоздана Творцомв определенноевремя, и вторая, объясняющаяпроцессымирозданияс научной точкизрения(основных теорийтут несколько):
• самопроизвольноезарождение, т. е. все произошлосамо собой, чтои следует изназвания;
• теориястационарногосостоянияозначает, чтожизнь существовалавсегда;
-согласнотеории панспермии, жизнь на планетуЗемля былазанесена извне;
-теориябиохимическойэволюции —постепенноевозникновениежизни и еепоследующееразвитие отпростого ксложному.
Верующимчеловекомрелигиозныепредписанияне обсуждаются, чего бы они никасались. Атеисты(от греч. а —отрицание иtheos — бог) возникновениепостов и другихпищевых религиозныхпредписанийобъясняютследующимобразом: древниелюди еще вовремена родовогостроя, когдаосновным источникомпищи были охотаи собирательство, из-за суеверийстали использоватьразличныеобряды (просьбаудачной охотыи т. д.). Обрядыкасались многихсторон жизни, но посколькуналичие илиотсутствиепищи имелопервостепенноезначение длявыживания, обряды, прямоили косвенносвязанные спитанием, сталинаиболее важными.Современем этиобряды закрепилисьв сознаниидревних людейи в практическойжизни, приобреликультовуюокраску. Пищевыепредписанияв своей основеимели не толькосуеверия, нои чисто экономическуюоснову — необходимостьбережногорасходованияпищевых припасов; соблюдениепостепенновырабатываемыхэлементарныхгигиеническиеправил имеложизненноезначение.
Такпостепенножизнь первобытнойобщины регламентироваласьсистемой различныхзапретов.Впоследствиипо мере развитияобщества этикульты приобретали
религиознуюокраску. В итогепостам церковьюбыло придано, по существу, новое содержание— не только ине столькофизическое, но, прежде всегонравственноеочищение.
Всерелигии подразделяютсяна две большиегруппы: монотеистические(от греч. monos — один, и theos — бог), признающиесуществованиеодного бога, и политеистические(роlу— много и theos- бог), поклоняющиесямножествубогов. Русскийтермин «многобожие»является аналогомтермина «политеизм».
Мировыерелигии.
Существуетмножестворелигий — отсовсем малочисленныхдо национально-государственных(например, индуизмв Индии составляетоснову религиознойжизни нации)и даже мировых, распространившихсяза пределыкультурно-национальногоочага, в которомони возникли, и имеющих огромноечисло приверженцевво всем мире.Мировымирелигиямисчитаютсябуддизм, христианствои ислам.Поданным журнала«World Аlmanac»(1994 г.), в мире насчитывалось1833 млн. христиан;971 млн. мусульман;732,8 млн. индуистов;314,9 млн. буддистов(эти данныенельзя считатьочень точными, т. к. в некоторыхстранах проводитьопрос считаетсянеэтичным).
Христианство.
Христианство(от греческогоChristos — «помазанник»,«мессия»), зародившиськак единаярелигия, современем разделилось(в 1054г. произошелокончательныйраскол католическойи православнойцеркви), а послеэпохи жестокихрелигиозныхвойн XVIвека выделяетсяпротестантизм, и конфессиональноеразделениеЕвропы становитсястабильным.Католицизмили католичество(означает «всеобщий»,«вселенский»)наиболее массоваяхристианскаяконфессия (отлат. confessionalis — церковный).Католиковнасчитываетсядо 800 млн. Католичествопреобладаетв романскихстранах (кромеРумынии) и вИрландии. Православие(от греческого- ортодоксия)историческисложилось каквосточная ветвьхристианства, преобладаетв славянскихстранах (кромекатолическихПольши и Хорватии), Греции и Румынии.Православныхпорядка 100 млн.человек.
Протестантизмраспространенв германо-скандинавскихстранах (кромекатолическихАвстрии, Баварии).В середине 90-хг.г. общее числолюдей, склоняющихсяк протестантизму, определялосьв 585 млн. человек; примерно 412 млн.из них — представителиевропейскогопротестантизма, ведущего началонепосредственноот реформации, и 173 млн. верующихприняли учениев результатемиссионерскойдеятельности— «неевропейскиенезависимыехристиане».
Ислам.
Самаямолодаяиз мировыхрелигий —ислам(отарабского«покорность»или от слова«салям» — мир); второе названиерелигии—мусульманство.Исповедующихислам сейчасв мире — околоодного миллиардачеловек. Священнойкнигой мусульманявляетсяКоран, ниспосланныйлюдям в видестихов черезпророка МухаммедавМекке.Ислам такженеоднороден, дваосновные еготеченияназываютсясуннизм(«сунна» в переводес арабскогоозначает«образец»,«пример») ишиизм («шиа»с арабского— «приверженцы»).
Буддизми индуизм.
Исповедующихиндуизмприблизительнов 2разабольше, чембуддистов.
Религиознаяистория питания.
Однимиз самых древнихзанятий человекабылоприготовлениепищи.На протяжениидлительноговремени у разныхнародов формировалисьне тольконавыкикулинарии, нои привязанности, предпочтения.Кулинарныеособенностискладывалисьпод влияниеммногихфакторов: географическоеположение, климатическиеособенности, возможностиэкономики, определенныетрадиции идругое. В менюнародов, проживающихнаберегах морейи океанов, естественно, преобладалирыбаи морепродукты; кочевники(скотоводы)питалисьтем, что моглодатьживотноводство,
т.е.молоком имясом; жителилесостепейиспользоваливпитаниипродуктыживотноводстваилесныхпромыслов; жителиюжных страндля приготовленияпищи применялибольшое количествоовощей и фруктов.Таким образом, определялсянабор исходныхпродуктов дляприготовленияпищи. Другойважнейшийфактор, подвлиянием которогоскладывалисьнациональныекухни, — этотехнологияприготовленияпищи, способее обработки.
Определяющимбыло использованиеогня, т. е. устройствоочага. Географическоеположение иклимат имелипервостепенноезначение и вэтом вопросе.Русская печьв условияхдовольно суровойзимы служилаисточникомтепла и устройствомдля приготовленияпищи одновременно.Южане использовалиоткрытый огонь, нередкоустраивая кухнюотдельно отжилья. В своюочередь, устройствоочага определялоособенноститепловой обработки.В печи удобнеевсего варить, тушитьи выпекать, наоткрытом огнепредпочтительнеежарить (навертеле, решетке).
Вкусовыепредпочтенияи режим питанияскладывалисьтакже в зависимостиотклиматическихигеографическихособенностей: южныенародыприприготовлениипищи широкоиспользовалиразличныеспеции, острые соусыи приправы, северяне предпочиталиотносительнопресную еду.Убольшинстванародовсложиласьтрадиция питатьсятри раза в день.У южан завтрак, как правило, легкий, обеди ужинобильные.
Степеньвлияния религийнаособенностинациональногопитания у разныхнародовразлична.Чаще всегоцерковныепредписанияи запреты органичновписывалисьв систему ужесложившихсякулинарныхтрадиций.Однаковлияние церквив целом наособенностинациональныхкухоньявляется неоспоримыми значительнымфактом.Всемизвестно, чтомусульманене едят свинину, считая свинью«нечистым»животным. НародыИндии, исповедующиеиндуизм(их встране подавляющеебольшинство), вообще не употребляютвпищу мясоживотных, многиеиндуисты —строгие вегерианцы.Врезультатеукаждогонарода кулинарияприобретаетсвоиспецифическиеособенности.Такскладывалисьнациональныекухни, существеннымэлементомкоторыхдо настоящеговремени являютсярелигиозныепредписания.
В Китаеудивительнымобразом сложиласьсистема религиознойпрактики. Наравных встране существуютбуддизм, даосизм, конфуцианство.Еслибуддизм являетсяоднойизмировых религий, то две последниепреимущественнораспространеныв Китае.
ЖителиЯпониитакже исповедуютодновременнобуддизми синтоизм(национальнаяяпонская религия).Аналогичноеположениесуществуетво многих странахмира. Крометого, внутриконфессийстрогого единстванет. Христианедавно разделенына католиков, протестантови православных, мусульмане— на суннитови шиитов, внутрибуддизма имеетсянескольконаправленийи даже индуизмне однороден.Также можнонаблюдатьсочетаниерелигиозногои национальногов жизни людей, в том числе ив вопросахкулинарии.Взаимопроникновениенациональногои религиозногопривело к своеобразиюи неповторимостинародов иособенностейих питания.
Зороастризм.
Зороастризмотносят к древнимрелигиям. Примернос 1500 по 1200 г. до н. э.жил наделенныйдаром предвиденияпророк Зороастр(3аратуштра, или Заратустра), основательэтой религии.И в настоящеевремя 130—150 тыс.человек в Иране, Пакистане, Индии и некоторыхдругих странахсчитают себяприверженцамизороастризма.Где эта религиявозникла, точнонеизвестно; по мнению английскойисследовательницыМ. Бойс, «пророкЗороастр жилв азиатскихстепях, к востокуот Волги». Ужетогда вопросампитания уделялосьбольшое внимание: религиейпредписывалосьне употреблятьв пищу мясо, предварительноне удалив изнего кровь.Регламентировалосьпраздничноеменю — при встречеНового года(Ноуруза) напраздничномстоле обязательнодолжны находитьсясемь блюд(составляющихтак называемуюлорку) из миндаля, фисташек, грецкогоореха, хурмы, инжира, виноградаи гранатов.
Даосизм.
Основателемдаосизма считаютмудреца Лао-цзы, хотя о нем самомпочти ничегодостовернонеизвестно.Учение возниклов VI—Vвеках до н. э.в Китае, и донастоящеговремени многиекитайцы исповедуютдаосизм, хотянет точныхданных, скольков современномКитае проживаетпоследователейэтой религиив настоящеевремя. Даосизмне относитсяк мировым религиями распространентолько в Китае.Современнойкитайскоймедицинойиспользуютсяпринципы даосскойдиеты с лечебнойи профилактическойцелями, а такжедля оздоровленияорганизма.Важнейшее местов этом занимаетпост (чжай).Отличительнойособенностьюпоста даосизмаявляется отсутствиеединых, строгорасписанныхправил. Пост— это системасамых различныхпредписанийи ограничений, касающихсяне только пищи; это строгоесоблюдениеритуалов, сдерживаниеэмоций и страстей(«ограничениясердца») ивоздержаниеот многих мыслей, желаний, слов, действий.
Чрезвычайносвоеобразнымявляется метод«девятиформ пищевогопоста».В целом методпредставляетсобой путьсовершенствованиядаоса (исповедующегодаосизм), состоящийиз 9 этапов. Общееправило питания, относящеесяк его количеству,— непереедание, ненасыщениедо конца, следование«золотой середине».На первом этапенеобходимоотказатьсяот мясной пищи, употреблятьзерно и злаки(преимущественнопшеницу). Втораяформа предусматриваетпитание толькоовощами и фруктами, третья формастрого регламентируетколичествопринимаемойпищи и времяее приема. Первыеформы этогоуникальногопоста направленытолько на физическиеограничения.
Для«питания сиянием»(пятая форма)необходимовыпить особымобразом приготовленнуюи заговореннуюводу (растворитьв воде пепелсожженнойбумаги с изображениеммагическихиероглифов).«Питание сиянием»означаетиспользованиеэнергии солнца, луны и звезд; дыхательныеупражненияи углубленнаямедитацияпозволяютовладеть седьмойформой — «питаниеци». Восьмойэтап означаетпитание «изначальнымци», т. е. энергиейпервоначальногомира; девятый, высший этап— «зародышевоепитание», когдадля поддержанияжизни можноничего непредпринимать.
Конфуцианство.
Конфуцианствотакже являетсяодной из религийКитая. Конфуций(в китайскомпроизношениизвучит какКун-цзы, илиКун-фу-цзы, —мудрец Кун), основательрелигии, жилс 551 по 479 г. до н. э., т. е. приблизительно25 веков томуназад. УчениеКонфуция многогранно, оно представляетсобой совокупностьдуховных исоциальныхнорм, которыепередаютсяиз поколенияв поколениевот уже почти2,5 тыс. лет. КромеКитая, конфуцианствоисповедуетсятакже в Японии, Корее, Вьетнаме, Сингапуре (хотяи не
имееттам столь жеширокогораспространения).
До 1913 г.учение Конфуцияв Китае оставалосьофициальнойидеологией.Во всем Конфуцийпроповедовалпринцип умеренности,«золотой середины»и сам выполнялна практикеэти принципы.О нем сказано:«рыбу ловилудочкой, а несетью».Как питалсяКонфуций, представитьнесложно благодарясохранившимсязаписям: «никогдане наедалсясполна ниполированнымрисом, ни тонконарезанныммясом». «Никогдане употреблялв пищу то, чтоизменило свойцвет или дурнопахло; не елникогда такжеи то, что плохоприготовлено; и никогда неел не в точноевремя; не елпищу, что неправильнонарезана; иникогда не ел, если не использованправильныйсоус». Еслидаже кругомбыло достаточнопищи, он избегалесть что-либо, кроме риса. Досих пор на родинеКонфуция, вгороде ЦюйфупровинцииШаньдун, используютсяразработанныеим кулинарныерецепты.
Буддизм.
Буддав переводе ссанскритаозначает«Просветленный»,«Пробужденный».В настоящеевремя большинствоприверженцевбуддизма проживаетв Южной, Юго-Восточнойи ВосточнойАзии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, Камбодже, Мьянме(бывшей Бирме), Таиланде иЛаосе. Буддажил с 624 по 544 г.г.до н. э., т. е. в 1956 г.отмечалось2500-летие буддизма.Историческойродиной буддизмаявляется долинареки Ганг, северо-восточнаячасть современнойИндии. Там внебольшом (несуществующемсегодня) государствена границеИндии и Непалажил основательучения, принцпо имени СиддхартхаШакьямуни —будущий Будда.Ни в чем не знаянужды, жил онв роскоши дворцов; но однаждырезко переменилсвою жизнь ив 29 лет отправилсяна поиски истины.Принц сталбродячим отшельником(шраманом), однимиз необходимыхсвойств которогобыло умениепереноситьголод. В возрасте35 лет на негоснизошлопросветление, и он стал Буддой.Познав и роскошь, и аскетизм, Будда сделалвыбор «срединногопути».
«Незадолгодо смерти сообщилсвоему любимомуученику Ананде, что мог бы продлитьсвою жизнь нацелый век».«Причиной уходаБудды из жизнипослужилатрапеза у бедногокузнеца Чунды, во время которойБудда, зная, что бедняксобираетсяпотчевать своихгостей несвежиммясом, попросилотдать все мясоему. Не желая, чтобы пострадалиспутники, Буддасъел его».
КухняКитая, с конфессиональнойточки зрения, представляетсобой синтезпредписанийдаосизма, конфуцианстваи буддизма.Содной стороны, согласно известнойкитайскойпословице «Дляжизни необходимосемь предметов: дрова, рис, масло, соль, соя, уксуси чай», кухнякитайцев проста, с другой — дляприготовленияблюд китайцыиспользуютсамые разнообразные, в том числе иэкзотическиепродукты.Наряду с крупами, овощами, мясом, рыбой, птицейкитайскиеповара готовятблюда из морскихбеспозвоночныхживотных, водорослей, побегов бамбука.А вот молокои молочныепродукты вКитае традиционноне употребляются.
Главнымпродуктомпитания являетсярис; без негоне обходитсяпрактическини одна трапеза.Рисовая кашаготовитсяповсеместнои самыми различнымиспособами, посуществу заменяяхлеб. Основныхвидов рисовойкаши две: сухаярассыпчатаяи очень жидкая, составляющаяоснову китайскогозавтрака. Такжепопулярны кашииз кукурузыи проса. Основнымисточникомбелка служатбобовые и продуктыиз них; распространенысоевое масло, соевое молоко, соевый творог(его существуютсотни рецептов), соусы и пастаиз соевых бобов.Популярны вКитае мучныеизделия — лапша, лепешки разныхвидов, так называемыепампушки —паровые хлебцы, пельмени, печенье.Овощи играютбольшую рольв китайскойкухне: капуста, картофель, лук, чеснок, помидоры, перец, шпинат, множествосортов редьки, зеленые стручкифасоли. Средиовощей наиболеепопулярнакапуста.Молодые росткибамбука едятвареными. Мясоне являетсясамым популярнымв Китае продуктомпитания;
большинствомясных блюдготовится изсвинины, в товремя как говядинаи баранинапользуютсяменьшим спросом.Более ширококитайскаякулинарияиспользуетдомашнюю птицу, прежде всегоуток и кур, ихяйца, а такжерыбу и различныеморе продукты— крабов, креветок, различныхмоллюсков —кальмаров, осьминогов, каракатиц, трепангов.Наиболеераспространенныйнапиток в Китае— чай, которыйпьют повсеместно.
--PAGE_BREAK--
Синтоизм(«Путь богов»).
Синтоизм(«Путь богов»)— национальнаярелигия Японии, сложившаясяна основе местныхверованийдревности.Синто, как называютего сами японцы, мирно уживаетсяс буддизмом, пришедшим наострова с юга.В Японии средняяпродолжительностьжизни одна изсамых высоких, поэтому интереск особенностямпитания японцевносит не простопознавательныйхарактер.Используемыедля приготовленияпищи продуктыотличаютсяразнообразием: прежде всегоэто растительныеи морепродукты, разнообразныеовощи, зелень, рыба морскаяи речная, птица, икра, яйца, сладости.Как и в Китае, рис у японцевявляется любимыми самым распространеннымпродуктом. Вто же времяяпонцы большеупотребляютмясныхблюд из говядиныи свинины.Широко используютна островахкапусту, в томчисле морскую, и различныеовощи — огурцы, баклажаны, репу, редис.
Популярнысоя и другиебобовые культуры, в том числепророщенные.Первое блюдопринято готовитьна основе специальнымобразом приготовленныхсоевых бобов.Такой суп едятс вермишелью, мясом и зеленью.Основой второгоблюда японцевчаще всегослужит рыба, которую готовятчрезвычайноразнообразноили употребляютсырую, нарезавломтиками.Особенностьюнациональнойкухни японцевявляется широкоеиспользованиеразличныхострых приправ, которые готовятиз редиса, редисаи зелени. Также постояннына столе японцевсоленые и квашеныеовощи, маринованныйчеснок, соленыеогурцы. Дляприготовленияблюд японскойкухни применяетсярастительноемасло и рыбийжир. Чай в Япониипринято питьзеленый.
Индуизм.
Ведущейособенностьюэтой религии(по вопросампитания) являетсяотношение кживотным. Индуизмне однороден(специалистывыделяют брахманизм, бхагаватизм, вишнуизм, шиваизми др.), но идеяперерожденияв индуизме —одна из центральных, она и определяетотношениечеловека кживотным. Считается, что в одном изпоследующихперерожденийчеловек можетявиться наземлю в обличьекоровы, козы, обезьяны, буйволаили другогоживотного илиптицы, т. е. индуистотносится кживотным какк священнымсуществам, ини при какихобстоятельствахне может причинитьим вред, заисключениемритуала. Поэтомуиндуисты являютсястрогимивегетарианцами.
Аюрведа(означает «знаниео жизни» или, в более полномпереводе, «знаниео продолжительностичеловеческойжизни») являетсясистемой медицинскойпрофилактикии заботы о здоровье, возникшей вИндии более5000 лет назад. Вучении Аюрведывопросамрациональногопитания придаетсяисключительноважное значение; считается, чтоосновная причинаболезней —плохое пищеварение.Вот основнойтезис учения: способностьэффективноусваивать пищупозволяет дажеот яда получатьпользу, в товремя как илечебный бальзампри нарушенномпищеваренииможет нанестинепоправимыйвред (и дажепривести ксмерти). Поэтомунет пищи хорошейили плохой, всезависит отспособностиорганизмаусваивать пищуи извлекатьиз нее необходимыевещества.Эта способностьусваивать иизвлекатьопределяетсяинтенсивностьюпищеварения.
Поаюрведическойтеории существуюттриврожденныхтипа интенсивностипищеварения:
• 1-й типхарактеризуетсянеустойчивым, чувствительнымпищеварением;
• 2-й типимеет сильноеинтенсивноепищеварение;
• 3-й типотличаетсямедлительными часто тяжелопротекающимпищеварением.
Системапитания Аюрведынеобычна, в нейне рассматриваетсяпривычные нампонятия, например, вообще не говоритсяо жирах, углеводах, белках и витаминах, Считается, чтодля построенияправильнойдиеты необходималишь информацияо пище, организмсам обладаетнеобходимымиинструментамидля полученияэтой информации: первичнаяинформацияо пище заложенав ее вкусе. Аюрведаразличает шестьвкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, острыйи вяжущий.
Сочетаниеи представительствовкусов определяетпитательнуюценность пищи.Сбалансированное, согласноаюрведическомупринципу, блюдодолжно содержатьвсе шесть вкусов, тогда происходитоптимальноерасщеплениекомпонентовпищи и их усвоениеорганизмом.
Имбирнаядиетапредлагаетсядля нормализациипищеварения.Для этого внебольшойметаллическийили керамическойемкости 4 ст.л. имбирногопорошка растираютсяс очищеннымтопленым маслом.Мешать следуетдо полученияоднородноймассы, затемемкость накрываюткрышкой и ставятв холодноеместо.
Готовуюсмесь принимаюткаждый деньперед завтракомпо следующейсхеме:
• 1день—0,5ч.л.;
• 2день—1ч. л.;
• З день—1,5ч.л;
• 4день—2ч.л.;
• 5дейь—2,5ч.л.;
• 6день—2,5ч.л.;
• 7день—2ч.л.;
• 8день—1,5ч.л.;
• 9день—1ч.л.;
• 10день—0,5ч.л.
На завтракрекомендуетсягорячая каша, виноградныйсок, теплыебулочки и травянойчай.
Но припоявлении болейили желудочныхспазмов имбирнуюдиету следуетотменить.
Дляидеальногоперевариванияи полного усвоенияпищи Аюрведапредлагаеттак называемуюсаттвическую, или «чистую»диету(аналог этойдиеты — грудноемолоко дляребенка). Чистаядиета включаетмолоко, очищенноетопленое масло, фрукты и фруктовыесоки, рис, кунжутноемасло, а такжесладкое. К этомусписку частодобавляютпшеницу, бобы, кокосы, апельсины, финики и мед.Система Аюрведыне принуждаетиспользоватьтолько перечисленныепродукты, норекомендуетупотреблятьих в пищу регулярно.Питание Аюрведы— это путь, которымнужно следоватьдля сохраненияи укрепленияздоровья.
Еслиобобщить, то«чистая» диетапредставляетсобой легкоусвояемую, успокаивающуюпищу на основесвежих продуктов, ключевой воды, умеренностиее количества, равновесиявсех шестивкусов. Крометого, диетапостроена наоснове гармониис окружающейприродой; онапрактическивегетарианская.Недостаткомее современныеспециалистысчитают недостаточноразнообразныйперечень продуктов, не способныйполностьюудовлетворитьвсе потребностивзрослогоорганизма. Вто же времямногие положенияее успешноиспользуются: в США рисоваядиета, построеннаяна сочетаниивареного рисаи фруктов, признанаэффективнымметодом лечениясердечников, диабетиков, тучных пациентов.
Многиесовременныедиетологи нерекомендуетвзрослым употреблятьмолоко, приводяразные аргументы(отсутствиев организмевзрослогочеловека фермента, расщепляющегомолоко, возможностьпоявленияаллергии и т.д.). ДиетологияАюрведы считаетмолоко чрезвычайнополезным продуктом, недостаткикоторого возникают
принеправильномего употреблении.Молоко следуеткипятить, питьгорячим илитеплым (а нехолодным и темболее ледяным), не сочетатьс острым, кислым, соленым, а соединятьтолько со сладкойпищей — мучной, кашами, сладкимифруктами илине сочетатьни с чем.
ДляАюрведы одинакововажно не толькото, что есть, но и то, как есть.Общие и универсальныеправила аюрведическогопитания («Вершинысознательногов организме»):
• естьв спокойнойобстановке;
• никогдане садитьсяза стол расстроенным;
• всегдаесть сидя;
• естьтолько тогда, когда испытываетеголод;
• избегатьхолодной пищии ледяных напитков;
• неразговариватьс набитым ртом;
• естьс умереннойскоростью, неслишком быстрои не слишкоммедленно;
• подождать, чтобы ваша едапереварилась, прежде чемприступитьк следующейтрапезе (перерыв2—4 ч между легкойпищей и 4—6 междуобильной);
• запиватьеду теплойводой маленькимиглотками;
• помере возможностиесть свежеприготовленнуюпищу;
• свестидо минимумаупотреблениепищи в сыромвиде, т. к. приготовленнаяпища лучшеусваивается;
• недобавлять приготовке мед(разогретыймед вреден);
• немешать молокос другой пищей, пить его отдельноили со сладостями;
• пытатьсяпочувствоватьв каждом блюдевсе шесть вкусов;
• помогатьпищеварению, оставляя желудокна треть иличетверть пустым;
• посидетьспокойно послееды несколькоминут.
Этипростые правилапозволяютизвлечь максимальнуюпользу из любойдиеты.Идеальнаяпорция, рекомендуемаяАюрведой, — двегорсти пищи.
Продукты, которые несоответствуютпринципамАюрведы:
мясо, рыба, птица, тяжелая и жирнаяпища, яйца, сыр, давно приготовленнаяеда и промышленнаяпища, пища сизбыточнымкислым и соленымвкусом, переедание
вообще.И особое примечание— грибы, лук, чеснок и ананасынежелательныдля занимающихсятрансцендентальноймедитацией.Также чрезвычайноважными представляютсяследующиеправила питания: есть толькосвежую пищу, соответствующуюсезону и тойтерритории, где вы живете.Фрукты, овощии молочныепродукты видеальномслучае должныбыть из вашейместности.Большую частьследует съедатьза обедом, когдапроисходитнаиболее интенсивноепищеварение, ужин долженбыть скромным, завтрак и вовсене обязателен(но если вы всеже завтракаете, эта еда — самаялегкая). Желательнопитаться регулярно, в одно и то жевремя и не естьперед сном, авот ужинатьследует в одиночкуили с людьми, к которым вырасположены.
Системайогов,также известнаяблагодаряИндии, пропагандируетвнутреннееочищение спомощью чистойпищи. Йогирекомендуютсвести к минимумуили исключитьвсе продуктыживотногопроисхождения(мясо, рыбу, яйца, птицу и всеизделия из них)за исключениеммолока и меда.Мясная пищавызывает гниениев кишечнике.Употреблениемяса, по их мнению, способствуютпреждевременномуполовому созреванию, но и способностьк половой жизниисчезает умясоедов раньше, чем должнобыть. Однакойоги не считаютвправе навязыватьсвои правиладругим людям, в частностиевропейцам.
Животныежиры и маргарин: вместо нихрекомендуетсядобавлять впищу растительныемасла (подсолнечное, оливковое).Сахар заменяетсямедом, сладкимифруктами илисухофруктами, ягодами. Сливочноемасло нужнотолько добавлятьв готовую пищув небольшомколичестве.Не рекомендуютсядрожжевой хлеби другие мучныедрожжевыеизделия.
В Индиипокупают вместохлеба зернапшеницы, и самивыпекают пресныетонкие лепешки.Повареннуюсоль рекомендуетсясначала заменитьморской, затеми вовсе от нееотказаться.Рекомендуетсяисключить чай, кофе, какао, искусственныестимулирующиенапитки и алкоголь; консервированныепродукты, особенносоленые имаринованные, кроме натуральныхсоков и компотовбез сахара; холодную игорячую пищуи особенно ихчередование; сырой лук ичеснок в большомколичестве; манную крупуи дробленыйрис (рис долженбыть цельным).
Йогирекомендуютестественнуюпищу, преждевсего, растительныепродукты — всеовощи, фрукты, сухофрукты, ягоды, зелень, бобовые, крупы, орехи, семечки, мед, отвары инастои из трав.Также рекомендуетсявозможно меньшая(щадящая) кулинарнаяобработкапродуктов, в идеале — сыроедение, хотя допускаетсяиспользованиепеченых и вареных, но не жареныхи копченыхпродуктов.Посуда и дляприготовленияпищи, и для едыв идеале должнабыть глиняной, фарфоровойили стеклянной.
Йогине рекомендуютесть чаще 2—3раз в день, последнийраз — в 18 ч. (6 ч.вечера). Завтракатьутром нужнолегко, послефизическойзарядки, следуяобщему правилу— есть тогда, когда испытываетечувство голода.Неправильнозапивать пищужидкостью, нужно хорошожевать. Девизомйогов можетбыть: «Питьтвердую пищуи жевать жидкую».Очень вреднымсчитаетсяпереедание, лучше недоесть, а из-за столанужно вставатьс чувствомлегкого голода.Важно знатьправильноесочетаниепищевых продуктов, не следуетсочетать:
• кислыепродукты икрахмал;
• кислыепродукты ибелки;
• крахмали белки;
• белкии жиры;
• белкии сахара;
• крахмалыи сахара;
• сладкиеи кислые фрукты;
• фруктырекомендуетсяесть отдельноот любой другойпищи;
• утромрекомендуетсяпища, содержащаякрахмал, днем— белковая, вечером — фруктыи овощи,
Основупитания индусовсоставляетрастительнаяпища, т. к. не толькоубить животное, но и причинитьему вред неможет человек, убежденныйв переселениидуш. Молоко же(преимущественнокислое) распространенодовольно широко.Из растительныхпродуктов чащеиспользуютсярис, кукуруза, горох и другиебобовые, а такжеовощи, в томчисле картофель.Наиболее популярнымблюдом считаютплов, которыйварится с овощамии бобовыми инебольшимколичествомрастительногомасла. Распространеныв Индии различныеприправы испеции, за которыми, как известно, устремлялисьсо всего света(красный и черныйперец, мускат, гвоздика, корица, горчица, мята, петрушка, укроп, шафран и другие); все национальныеблюда неизменноготовят с большимколичествомперца. Источникомбелка для индусовслужат орехи, бобовые и молоко.Фрукты (яблоки, абрикосы), ягодыи бахчевыекультуры такжеиграют заметнуюроль в питаниииндусов.
Иудаизм.
Иудаизм— религия еврейскогонарода с соответствующимчислом верующих.
Основателемиудаизма являетсяпророк Моисей, родившийсяв египетскомплену.
СамМоисей, как ив последующемИисус Христос, постился 40 дней.Предписания, касающиесяпитания евреев, определеныпрежде всегосоответствующимиглавами ВетхогоЗавета (Левит,7:22—27). «И сказалГосподь Моисею:«Скажи сынамИзраилевым: никакого тукани из вола, нииз овцы, ни изкозла не ешьте.Тук из мертвогои тук из растерзанногозверем можноупотреблятьна всякое дело; а есть не ешьтеего.
Ибокто будет естьтук из скота, который приноситсяв жертву Господу, истребится
душата из народасвоего. И никакойкрови не ешьтево всех жилищахваших ни изптиц, ни из скота.А кто будетесть какую-нибудькровь, истребитсядуша та из народасвоего». И далее, Левит, глава11, стихи 2—11; 13—21;26—27; 29; 32—35: «СкажитесынамИзраилевым: вот животные, которые можновам есть извсякого скотана земле». «Всякийскот, у которогораздвоеныкопыта и накопытах глубокийразрез и которыйжует жвачку, ешьте». «Толькосих не ешьтеиз жующих жвачкуи имеющих раздвоенныекопыта: верблюда, потому что онжует жвачку, но копыта унего не раздвоены.Нечист он длявас». «И тушканчика, потому что онжует жвачку, но копыта унего не раздвоены; нечист он длявас». «И зайца, потому что онжует жвачку, но копыта унего не раздвоены, не чист он длявас». «И свинью, потому чтокопыта у неераздвоены, ноона не жуетжвачки, нечистаона для вас».«Мяса их неешьте и к трупамих не прикасайтесь; нечисты онидля вас». «Извсех животных, которые в воде, ешьте сих: укоторых естьперья и чешуяв воде, в моряхли или реках, тех ешьте». «Авсе те, у которыхнет перьев ичешуи, в моряхли или реках, из всех плавающихв водах и всегоживущего вводах, скверныдля вас». «Онидолжны бытьскверны длявас; мяса их неешьте и трупових гнушайтесь».«Из птиц жегнушайтесьсих: орла, грифаи морскогоорла». «Коршунаи сокола с породоюего». «Всякоговорона с породоюего». «Страуса, совы, чайки иястреба с породоюего». «Филина, рыболова иибиса». «Лебедя, пеликана исипа». «Цаплизуя с породоюего, удода инетопыря».«Все животные, пресмыкающиеся, крылатые, ходящиена четырехногах, скверныдля вас». «Извсех пресмыкающихся, крылатых, ходящихна четырехногах, толькотех ешьте, укоторых естьголени вышеног, чтобыскакать имипо земле». «Всякийскот, у которогокопыта раздвоены, но нет глубокогоразреза и которыйне жует жвачки, нечист для вас: всякий, ктоприкоснетсяк нему, будетнечист до вечера».«Из всех зверейчетвероногихте, которыеходят на лапах, нечисты длявас». «Вот чтонечисто длявас из животных, пресмыкающихсяпо земле: крот, мышь, ящерицас ее породою».«И все, на чтоупадет которое-нибудьиз них мертвое, всякий деревянныйсосуд, или одежда, или кожа, илимешок, или всякаявещь, котораяупотребляетсяна дело, будутнечисты». «Еслиже которое-нибудьиз них упадетв какой-нибудьсосуд, то находящеесяв нем будетнечисто, и самыйсосуд разбейте».«Всякая пища, которую едят, на которой былавода из такогососуда, нечистабудет, и всякоепитье, котороепьют, во всякомтаком сосуденечисто будет».«Все, на чтоупадет что-нибудьот трупа их, нечисто будет: печь и очагдолжно разломать, они нечисты».
Всяпища у евреевделится надозволенную(кошерную) инедозволенную(трефную). Кашрут (дозволенностьили пригодность)— понятие, чащевсего связанноес вопросом обупотреблениитой или инойпищи.Кразрешенным,«чистым»млекопитающимотносятсяжвачные парнокопытные— как дикие, так и домашние; в то время какживотное, наделенноелишь одним изэтих признаков(например, свинья— парнокопытное, но не жвачное), является «нечистым», т. е. запрещенным.С другой стороны, свинья считается«нечистым»животным, т. к.в нее вселилсядьявол.
Запрещеноесть мясо верблюда, тушканчика, зайца, свиньи, пресмыкающихся, некоторых птиц.Нельзя употреблятьв пищу мясохищных птиц, а также болотныхи водоплавающих(кроме гуся иутки). Из рыбразрешено естьтех, которыеимеют хотя быодин плавники легко отделяемуючешую. Мясо дляприготовленияпищи обязательнодолжно бытьобескровлено, т. к. в кровинаходится душаживого существа.Таковы предписанияотносительнопригодностиили непригодностипищи. Крометого, разрешалосьупотреблятьмясо животныхи домашнихптиц, зарезанныхтолько по правиламритуальногоубоя.
Былиразработаныправила убояскота и птицы— смерть должнанаступатьмгновенно; дляэтого специальнообучали резчиков, в обязанностикоторых входиттакже тщательныйосмотр животногодо убоя. Такродиласьраспространеннаяв России еврейскаяфамилия Резник.
Регламентировалосьи соблюдениепостов. Согласнозаконам ВетхогоЗавета, этой
священнойкниги иудеев, пост имел особоезначение, онслужил надлежащим
выражениемсмирения, покаянияи посвящениясебя Богу, хотяв будущем соблюдениепостов будет«радостью ивеселым торжеством; только любитеистину и мир»(Исх. 8:19). Закономпост для евреевбыл установлентолько в великий день «Очищения», который поэтомупреимущественноназывается«постом». Обэтом подробнонаписано ВетхомЗавете (третьяи четвертаякниги Моисеевы: Лев. 16:29 и Чис. 29:1—39).Кроме того, пост моглиобъявлять нанесколько днейво временаобщественных бедствий иливо время приготовленияк какому-нибудьважному делу.Народу тогдапредписывалосьвоздерживатьсяот пищи и проситьу Бога милостии помощи. Поститьсяможно было ив индивидуальномпорядке, напримерперед исполнениемважного делаили по поводунесчастья.Древними евреямипосты соблюдалисьтщательно истрого, продолжительностьюпо 24 ч. — от вечерадо вечера.
Современныееврейскиепосты: пост вчесть выходаизраильтяниз Египта —«Десятое Ава»; он начинаетсянакануне вечероми продолжаетсядо вечераследующегодня. Обычноэтот пост совмещаетсяс днем памятио евреях, погибшихв результатеакций гитлеровскогонацизма. В этотпост запрещаетсяне только естьи пить, но ибеседовать.Другой современныйпост совершаетсяв день «Отпущения»,«Судный день», накануне которогоеврей мирятсяс врагами ипросят прощенияу обиженных.Праздничнаятрапеза, связаннаяс празднованиемСудного дня,— хлеб с медом, яблоки с медом, финики, гранаты, а также рыбьяили бараньяголова.
Пасхапосвященаосвобождениюевреев из египетскогоплена и у древнихевреев отмечаласьужином из мясаягненка с вином.После Пасхив течение 7 днейупотребляетсяпресный хлеб, называемыймацой. Дело втом, что, уходяиз Египта, беглецыне успели закваситьхлеб в дорогу.
В праздникШавуот Моисейполучил на гореСинай учениео законах, т.е. Тору. В этотдень евреи едятмолочную имучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчикис творогом, торты, коврижкис медом, потомучто «Тора сладкаи приятна, какмолоко и мед».
продолжение
--PAGE_BREAK--
Православие.
Постявляется наиболеедревним церковнымустановлением; согласно
ВетхомуЗавету, первойзаповедью, данной людям, была заповедьо посте. Постысуществуютво всех религияхи в первую очередькак средствоочищения иобновлениячеловеческойдуши.ИисусХристос постился40 дней передНагорной проповедью.В русскойправославнойцеркви постимеет особоезначение иявляется центральнымэлементомучения об аскезе.В православномцерковномкалендаре около200 дней занятопостами.К постам готовилисьзаранее, запасалиськвашеной капустой, солеными огурцами, солеными исушеными грибами, заготавливалиягоды, яблоки, орехи, гречиху, пшено, горох, ячмень, нежирнуюсельдь.
В Россииразличаютчетырестепени строгогопоста:
• «сухоедение»— это хлеб, сырыеи квашеныеовощи, свежиеи сушеные фрукты;
• «варениебез елея» —вареные овощибез растительногомасла;
• «разрешениена вино и елей»;
•«разрешениена рыбу».
Общиеправила постовзаключаютсяв том, что верующимпредписывалосьобязательновоздерживатьсяот мясной имолочной пищи.
Постыне ограничиваютсялишь пищевымизапретами ипредписаниями.Их основнаяцель — духовноесовершенствование, посты прививаютнавыки воздержанияи самоконтроля.Это время усиленияборьбы со страстями, эмоциональногооздоровленияи выработкидушевногоравновесия.Во время постовстремятсязаниматьсяблаготворительностью, проявлятьмилосердие.
В то жевремя пострассматривалсяи как оружиев борьбе с дьяволом, ибо бесы изгоняютсятолько молитвойи постом (Марк9:29; Матфей 17:21).
С этойточки зрения, применениелечебногоголодания впсихиатрииимеет теологическуюоснову. Попродолжительностипосты делятсяна однодневныеи многодневные.К однодневнымпостам относятсясреды и пятницы(кроме шеститак называемых сплошных недельв году).
Постустановленв среду, потомучто, согласноевангельскомурассказу, Иудав этот деньсогласилсяпредать ИисусаХриста, а в пятницу— в память окрестных мукахи смерти сынаБожия. Церковьразрешает непоститься посредам и пятницамв пасхальнуюнеделю, в неделюТроицы, на святках, в неделю мытаряи фарисея, вСырную неделю(масленица). Изоднодневныхпостов отметим три: в деньвоздвижениячестного иживотворящегоКреста Господня, в день усекновенияглавы ИоаннаКрестителя(Иоанну отрубилиголову по приказуИрода Великого, царя Иудеи) инакануне праздникаКрещения Господня.Кроме перечисленныходнодневныхпостов, практикуетсятакже соблюдатьих в трагическиедни смертиродных и близких, в дни общихнесчастий ибед.
Средиоднодневныхпостов, установленныхправославнойцерковью, своейнеобычностьювыделяетсяДень святойАнны — 22 декабря(9 декабря). Попреданию, Анна— мать ДевыМарии, которуюона родилапосле 20 летбесплодия. Вэтот день постустановлендля беременныхженщин. Существуетнародное выражение—на зачатиесвятой Анныбеременнымбабам пост.Выполнятькакую-либозначительнуюработу беременнымзапрещалось.Польза однодневныхпостов успециалистов-диетологовне вызываетсомнений, нов отношениибеременныхженщин это недоказано, и внастоящее времяэтот пост значенияне имеет.
Интересенследующийзапрет: доПреображенияГосподня 19 августа(6 августа)строго запрещалосьесть яблокии вообще старалисьне есть никакихплодов, кромеогурцов. И сэтого дня навсей Руси начиналиесть плоды ифрукты. Трудно, с физиологическойточки зрения, объяснить этотобычай.Многодневныхпостов четыре: Великий, Петров(Апостольский), Успенский иРождественский(Филиппов).Общее числопостных днейв году колеблется, т. к. Петров постбывает разнойпродолжительности.Всего постныхдней — около200, точнее — от178 до 199. В этомотношенииРусская православнаяцерковь значительнопревзошлакатолицизм.
Рождественскийпоствсегда проходитв одно и то жевремя, с 15 ноября(по старомустилю) до 25 декабря— РождестваХристова, ипродолжается40 дней. По строгостион уступаетВеликомуи Успенскомупостам.По понедельникам, средам и пятницампредписывалосьсухоедение— не разрешаласьвареная пища, и есть можнобыло только1 раз в день. Винои растительноемасло можнобыло употреблятьпо вторниками четвергам.И самая легкаястепень постаприходиласьна субботу ивоскресенье, когда разрешалосьесть рыбу.
Строгостьпоста усиливаласьс 20 декабря, когдазапрещаласьвсякая рыба, даже по субботами воскресеньям, и в последнийдень Рождественскогопоста, 24 декабря, в сочельник, достигаламаксимума.Нельзя былов сочельникпринимать пищуранее появленияна небе первойзвезды (знакрождения ИисусаXриста). Слово«сочельник»происходитот старинногослова «сочиво»и означает кашус медом (кутья), которую положенопо уставу естьв этотдень.Рождественский(или Филиппов)пост имеетдвойное название, т. к. начинаетсяна другой деньпосле дня святогоапостола Филиппа, распятого накресте запроповедническуюдеятельность.
Великийпостявляется самымглавным и строгим, поскольку онпредваряетцентральныйпраздник верующих— Пасxу. Великийпост состоитиз собственно40 дневного постаи поста Страстнойнедели, отмечаемойправославнымиперед Пасхой.
Временныерамки поставсегда постоянны— начинаетсяон в понедельникпосле масленицы(Прощеноговоскресенья).
К Великомупосту принятобыло готовитьсязаранее, вскорепосле праздникаБогоявления.Периодподготовкик посту включалособые 4 недели, во время которыхверующим напоминалио духовныххристианскихценностях.
Во времяпервой неделиограничиватьсебя в питаниине требовалось(как и во вторуюи третью); верующихпризывали кпокаянию исмирению, избавлениюот гордыни, являющейсяглавным источникомгреха. Во вторуюнеделю рекомендовалосьперечитатьпритчу о блудномсыне, в которойзвучит мотивпокаяния; третьянеделя называется«мясопустная», или неделя«СтрашногоСуда», и должнанапоминатьверующим огрядущем суде.Во время четвертой, последней передпостом недели, называемоймасленичной, еще разрешалосьупотреблятьмолоко, сыр, масло, яйца, номясо было ужепод запретом.ЗаканчиваетсямасленицаПрощенымвоскресеньем.В Великий пост, согласно уставуцеркви, растительноемасло разрешаетсяупотреблятьпо субботами воскресеньям.
В этиже дни верующимразрешаетсяпринимать вино(освященноев церкви) в умеренныхколичествах, в том числе идля укреплениясил постящихся.
Естьрыбу разрешаетсятолько в праздникБлаговещенияПресвятойБогородицыи в ВербноеВоскресение.В первую и последнююнедели постаот понедельникадо пятницыполагаетсясухоедение, в другое времяпоста— вареныеовощи безрастительногомасла («варениебез елея»). Вто же времяпервая неделяВеликого поста— дни особойстрогости, первые 2 дняцерковный уставрекомендуетобходитьсябез пищи вовсе, на третий деньразрешаютсяхлеб, овощи имед. Так же строгопредписывалосьпроводить ипоследнююнеделю поста, особенно Страстнуюпятницу (деньраспятия ИисусаХриста на кресте).Если раньшетолько больным, старикам ималым детям, а также находящимсяв пути (особенноморякам) разрешалосьослаб-лениережима поста(можно былоесть молочнуюпищу), то современнаяправославнаяцерковь разрешаетне соблюдатьпосты и пациентам, находящимсяв больницах, военным наслужбе в армиии людям, выполняющимтяжелые работы.
Черезнеделю послеТроицы начинаетсяПетров(Апостольский)пост.Он установленпередпраздникомсвятых апостоловПетра и Павла, казненных вРиме за проповедьхристианства.Продолжительностьапостольскогопоста непостояннаи колеблетсяот 8 до 42 дней взависимостиот даты Пасхи.По понедельникам, средам и пятницампо время Петровапоста предписывалосьвоздерживатьсяот рыбы, винаи растительногомасла.
Успенскийпост установленв честь ДевыМарии, материИисуса Xриста.Он продолжаетсядве недели—с1 по 14 августа— и строгостьюпревосходитАпостольский(Петров) и Рождественскийпосты, приравниваяськ Великому. Поцерковномууставу в понедельник, среду и пятницупредписывалосьсухоедение, по вторниками четвергам— вареная пища, но без масла, в субботу ивоскресеньеможно былоупотреблятьмасло и вино.
Нарядус постами идругими ограничивающимипредписаниямихристианеотмечали церковныепраздники, вовремя которыхстолы накрывалисьобильно иразнообразно.
СочельникРождественскийприходитсяна 6 января (24декабря постарому стилю).В этот деньобщеизвестноправило неупотреблятьникакой пищидо самого вечера,«до первойзвезды». Народныйзавет звучиттак: «В святвечер не едятдо звезды». Поцерковномууставу в сочельникпредписывалосьесть «сочиво»— а за праздничныйрождественскийстол принятобыло садитьсяпосле окончанияслужбы. Праздничныеблюда должнысимволизироватьрождение ИисусаXриста. Важнейшеесимволическоезначение имелидва блюда —кутья и взвар.Кутью принятоесть на поминках, а взвар — прирождении детей.Сочельницкаякутья готовиласьобычно из вареныхзерен пшеницыи ячменя, позднееих вытеснилрис. Для приготовлениявзвара использовалияблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другиеплоды и ягоды, отваривая ихв воде. Сочетаниекутьи и взвара, таким образом, символизировалорождение исмерть ИисусаХриста.
В целомпраздничныйстол в сочельникпринято готовитьобильным, щедрыми разнообразным.Традиционнымблюдом являетсярождественскийгусь.
На 14 января(1 января) приходятсяпраздники:ОбрезаниеГосподне, памятьсвятого ВасилияВеликого иНовый год.
АрхиепископВасилий Великийосновал несколькомонастырей, занималсяблаготворительностью, строил убежищадля бедных. Внароде ВасилийВеликий считалсяпокровителемсвиней, поэтомунепременныматрибутомпраздничногостола быласвиная голова.У более состоятельныхверующих основнымугощениемвечера святогоВасилия был«царский»поросенок, асвиная головастояла на столев течение недели; поэтому 1 январяв народе называли«свиным праздником».
Новыйгод (1 января).Философияпраздничногоновогоднегостола незамысловата.Если еда обильна, то и благополучиепредстоящегогода обеспечено.Кроме того, старались какможно разнообразнееукрашать стол, используя все, что было в доме.Готовили множествомучных, мясных, крупяных блюд, обязательнымисчиталисьпироги с разнообразнойначинкой. Большоеколичествоблюд старалисьготовить изсвинины (свиньясчиталасьсимволомплодовитости).Также разнообразнои в большихколичествахварились напитки— компоты, кисели, пиво. Ритуальнымновогоднимблюдом у некоторыхславянскихнародов (русских, белорусов, украинцев, молдаван) служилисладкая каша(кутья) и блины.Непременнона праздничномстоле должныбыли быть сладости, орехи. Ими, атакже выпеченнымииз теста фигуркамиживотных (коней, коров, быков, угощали гостей.
Пирожкис луком христианеРуси пекли 20февраля (7 февраля)в День преподобныхПарфения иЛуки.
Масленицашироко отмечаласьна Руси и вдохристианскийпериод как«проводы зимы»; позднее онабыла принятацерковью какрелигиозныйпраздник.Продолжаетсямасленица однунеделю, непосредственноперед Великимпостом, ее началоколеблетсяот 3 февраля(21 января) до 14марта (1 марта).Отмечаетсямасленицашироко, в кулинарномотношенииотличаласьразнообразнойвыпечкой, преждевсего блинами.Кроме блинов, пекли многокалачей, оладий, пирожков, готовилисладкие блюда.Готовили иупотреблялитакже пиво ивино.
А.И. Купринследующимобразом описываеткулинариюмасленицы: «Асегодня настоящийцарь, витязьи богатырьМосквы — тысячелетнийблин, внук Дажбога.Блин кругл, какнастоящеещедрое солнце.Блин красени горяч, какгорячее всесогревающеесолнце, блинполит растопленныммаслом — этовоспоминаниео жертвах, приносимыхмогущественнымкаменным идолам.Блин — символсолнца, красныхдней, хорошихурожаев, ладныхбраков и здоровыхдетей. УдельноекняжествоМосква! Она естблины горячими, как огонь, естс маслом, сосметаной, сикрой зернистой, с паюсной, ссалфеточной, с ачуевской, с кетовой, ссомовой, с селедкамивсех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семужкой ис сижком, с балычкомосетровым ис белорыбьим, с тешечкой, ис осетровымимолоками, и скопченой стерлядкою, и со знаменитымснетком изБела-озера.Едят и с простойзакладкой, ис затейливокомбинированной.А для легкостипрохода в нутрокаждый блинполиваетсяразнообразнымиводками сорокасортов и сороканастоев. Тути классическая, на смородинныхпочках, благоухающаясадом, и тминная, и полынная, ианисовая, инемецкий доппель-кюммель, и всеисцеляющийзверобой, изубровка, настойкана березовыхпочках, и натополевых, илимонная, иперцовка, ивсех не перечислишь».Описать кулинариюмасленицы лучшене возможно.Нас же долженинтересоватьпрежде всегомедицинскийаспект проблемы.Масса людейво всем миреприлагаюттитаническиеусилия дляснижения массы
тела, тратят уймуденег, глотаюттонны медикаментов, врачи пропагандируют, убеждают, патентуютвсе новые методы, внедряют технологии.
Призовемна помощь одногоиз лучших врачейвсех времени народов —А.П. Чехова. Врассказе «Глупыйфранцуз» клоунгастролирующегов Москве французскогоцирка Пуркуарешил позавтракатьв трактиреТестова.
Заказалконсоме с 2—3гренками иосмотрелся.Внимание артистапривлек «полный, благообразныйгосподин, сидевшийза соседнимстоликом».«Как, однако, много подаютв русских ресторанах?— подумал француз, глядя, как соседполивает своиблины горячиммаслом. — Пятьблинов! Развеодин человекможет съестьтак много теста?»А сосед уже«помазал блиныикрой и проглотилскорее, чем впять минут»и подозвалполового: «Дачто у вас запорции такие? Подай сразуштук десятьили пятнадцать! Дай балыка…семги, что ли».«Странно, —подумал Пуркуа, рассматриваясоседа.—Съел пять кусковтеста и ещепросит! Впрочем, такие феноменыне составляютредкости. Уменя самогов Бретани былдядя Франсуа, который на парисъедал дветарелки супуи пять бараньихкотлет.Говорят, чтоесть такжеболезни, когдамного едят».Соседу принеслигору блинови две тарелкис балыком исемгой; выпитуюрюмку водкион «закусилсемгой и принялсяза блины». «Очевидно, болен… — подумалфранцуз. — Инеужели он, чудак, воображает, что съест всюэту гору? Несъест и трехкусков, какжелудок егобудет уже полон».Сосед продолжалесть и заказывать.«Но, однако, уже половиныгоры нет! — ужаснулсяклоун. — Божемой, он и всюсемгу съел? Будь этот господину нас во Франции, его показывалибы за деньги.Боже, уже нетгоры!» В этовремя сосед, принимая икруи лук, заказываетбутылку вина, еще порциюблинов и проситпринести быстрее, а «на послеблинов порциюселянки». «Можетбыть, это мнеснится? — изумилсяклоун. — Нельзябезнаказанносъесть такуюмассу. Да, да, он хочет умереть! Это видно поего грустномулицу». Французпытается (безуспешно)обратитьсяк половому.Тут сосед произносит, обращаясь кфранцузу: «Порядки, нечего сказать! Меня ужаснораздражаютэти длинныеантракты! Отпорции до порцииизволь ждатьполчаса! Эдаки аппетит пропадет.Сейчас тричаса, а мне кпяти надо бытьна юбилейномобеде». «Извините, сударь», — произноситфранцуз, — «ведьвы уже обедаете»,— «Не-ет. Какойже это обед? Это завтрак, блины». Словом, сосед продолжалесть, француз«с сожалениемстал рассматриватьлицо соседа, каждую минутуожидая, чтовот-вот начнутсяс ним судороги, какие всегдабывали у дядиФрансуа послеопасного пари».Наконец клоунне выдержали обратилсяк соседу: «Я неимею чести бытьзнаком с вами, но тем не менее, верьте, я вашдруг. Не могули я вам помочьчем-нибудь? Вспомните, выеще молоды, увас жена, дети».«Я вас не понимаю!»— замотал головойсосед, таращана французаглаза. «Ах, зачемскрытничать, сударь.Вы так многоедите, что трудноне подозревать».Сосед удивляется:«Я много ем! Я!? Полноте. Какже мне не есть, если я с самогоутра ничегоне ел?»
Этостоит тысячилекций. Можноотнестись кпрочитанномус юмором, ностоит и задуматься.И чтобы неограничитьсяюмором, обратимсявновь к А.П. Чехову:«О бренности»(масленичнаятема для проповеди).«Надворныйсоветник СеменПетрович Подтыкинсел за стол и, сгорая от нетерпения, стал ожидатьмомента, когданачнут подаватьблины. Передним расстилаласьцелая картина.Посреди столастояли бутылки.Тут были трисорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн. Вокругнапитков вхудожественномбеспорядкетеснилисьсельди в горчичномсоусе, кильки, сметана, зернистаяикра, свежаясемга и проч.Подтыкин гляделна все это ижадно глоталслюнки: « Ну, можно ли такдолго? — поморщилсяон, обращаяськ жене. — Скорее, Катя!» Но вотнаконец показаласькухарка с блинами.Семен Петрович, рискуя сжечьпальцы, схватилдва верхних, самых горячихблина и аппетитношлепнул их насвою тарелку.Подтыкин приятноулыбнулся, икнул от восторгаи облил их горячиммаслом. Засим, как бы разжигаясвой аппетити наслаждаясьпредвкушением, он медленно, с расстановкойобмазал ихикрой. Места, на которые непопала икра, он облил сметаной.Подтыкин взглянулна дела руксвоих и неудовлетворился.Подумав немного, он положил наблины самыйжирный кусоксемги, килькуи сардинку, потом уж, млеяи задыхаясь, свернул обаблина в трубку, с чувствомвыпил рюмкуводки, крякнул, раскрыл рот.Но тут его хватилапоплексическийудар».
Апоплексическимударом называлитогда инсульт(кровоизлияниев мозг). Описантипичныйгеморрагическийинсульт напочве артериальнойгипертонии, связанной, всвою очередь, с ожирением.Комментарии, как принятов таких случаяхговорить, излишни.
Пасха—главныйпраздник всеххристиан. Пасхепредшествуют 7 недель Великогопоста, последняянеделя которогоназываетсяСтрастной.
В Чистыйчетверг этойнедели готовилиськ Пасхе—варили, красили яйца, пекли куличи, делали «пасху», варили пиво, брагу, мед. Яйцоявляется символомПасхи—в немзарождаетсяжизнь.
ПраздникВознесенияГосподняотмечаетсяна сороковойдень послеПасхи специальнымикулинарнымиизделиями. Вэтот деньправославныепекли большиепродолговатыепироги, верхняякорка которыхвыкладываласьпоперек перекладинами.Перекладинысимволизируютлестницу, ведущуюна небо.
В ДеньмучениковЕвстигнея, Канидия и прочих—18августа (5августа)— православныена Руси ели сыри лук с хлебом, солью и квасом.Связки луковицразвешивалисьв комнатах дляочищения воздуха.
ПраздникУспения ПресвятойБогородицы—28 августа (15 августа)имеет радостный, светлый характер, Это время окончанияжатвы, когдаварили вскладчинупиво, убивалибарана и пеклипироги, а затемприглашалисоседей отмечатьпраздник застолом.
ИнтересноотмечаетсяденьУсекновенияглавы ИоаннаКрестителя11 сентября (29августа). Во-первых, не разрешаетсяв этот деньбрать в рукиножи и другиережущие предметы, во-вторых, исключалисьв этот деньпесни и пляски(именно с помощьютанцев добиласьСаломея обезглавливанияКрестителя).В праздникпринято угощатьбедных, нищих, странников.Пища готовиласьпостная, и неразрешалосьесть ничегокруглого(символизирующегоголову): лук, капусту, яблоки, картофель, арбузы и прочее.
Так жесвоеобразноотмечают православныеДеньсвященномученикаФоки, святогопророка Ионы5октября (22 сентября): в этот деньзапрещаетсяесть рыбу внапоминаниео пребыванииИоны в чревекита.
ГостевымпраздникомсчитаетсяДень святогоНиколая,19 декабря (6 декабря), когда в каждомдоме в изобилиивеселящие пивои брага, вкусныепироги и когдаугощаться итем и другимходят друг кдругу в гости.
Католицизм.
РазделениеРимской империина Восточнуюи Западнуюповлияло и напоследовавшийзатем расколхристианскойцеркви наримско-католическуюи греко-православную.Католическаяцерковь пошлапо пути ослаблениястрогостидревних установлений.Католическаяпрактика постовдовольно сильноотличаетсяот православной.
Пост,утверждаюткатолики, несамоцель, асредство достиженияподлиннойдуховной свободы.Приучая себядовольствоватьсямалым, верующийлучше контролируетсвои поступкии приобретаетвозможностьподелитьсяс другими людьми.Историческисложилось так, что у западныххристиан постсводился кзначительноболее мягкимограничениямв еде, чем увосточных.Скоромнымсчиталосьтолько мясо, а другие продуктыживотногопроисхожденияотносилиськ постным. Церковьстремитсяобратить особоевнимание нато, что внешнееблагочестиене должно подменятьсобой подлинноеисполнениезаповедейИисуса Христа.Даже в периодВеликого постатолько в отдельныедни (все пятницы)требуетсявоздерживатьсяот мяса, и лишьв Пепельнуюсреду и Страстнуюпятницу предписанстрогий пост.В католическойцеркви постограничен такжевозрастом: с14 лет (строгийс 21 до 60).
Питаниекатоликов ипротестантовможно попытатьсясравнить, еслирассмотретьособенностиитальянской, например, игерманскойкулинарии.Оплот католичества— Италия, а МартинЛютер (основоположникпротестантизма)родился в Германии.
Завтракатьв Италиипринято легко: хлеб, сыр, кофе.Зато обед плотный, включающийзакуски, первоеблюдо (минестра), второе блюдои десерт (сыр, фрукты, кофеи сухое виноградноевино). В качествепервого блюдаможет выступатьсуп (суп-пюре, прозрачныесупы, суп смакаронами), а иногда первымблюдом служиттолько
мясов жареном, тушеномили отварномвиде. Общеизвестналюбовь итальянцевк макаронам, все блюда изкоторых называются«паста»; наиболеепопулярная«паста» — спагетти— длинные макароны.Пасту заправляютсоусом, сыром, маслом, готовятс мясом, подаютс фасолью, цветнойкапустой, горохоми т. д. Такжеизвестны итальянскиеравиоли — небольшиепельмени квадратнойформы; их подаютв томатномсоусе с тертымсыром.
Нарядус пастой наиболеепопулярнойпищей итальянцевявляется сыр, множествосортов которогоявляется характернойчертой национальнойкухни. Второеблюдо, как правило, готовят изовощей, чащевсего это тушенаякапуста, заправленнаяоливковыммаслом и маслинами.Наряду с оливковыммаслом свиноесало являетсячасто употребляемымжиром итальянцев.Также интересно, что хлеб в Италииедят исключительнопшеничный.Среди напитковнаибольшейпопулярностьюпользуютсякофе и виноградныевина.
Длягерманскойкухнихарактерноиспользование(наряду с овощами)свинины, птицы, дичи, говядины.Отличительнойчертой кухниявляются различныебутерброды(с сырами, ветчиной, рыбой, фаршем).Также характерноширокое употреблениеразнообразныхсосисок, колбас, сарделек идругих мясныхблюд. Приготовлениепервых блюдимеет своиособенности: во-первых, распространеныразличныебульоны (с яйцом, клецками идр.); во-вторых, порции первыхблюд принятынебольшие —до 300 г. Вторыеблюда чащеготовят изнатуральногомяса, рубленоеиспользуютреже, Характернойособенностьюнемецкой кухниявляется широкоеиспользованиеблюд на основеяиц — омлетов, яичниц, яицфаршированныхи т. д. Популярныи сладкие блюда: фруктовыесалаты с соусамии сиропами, подаваемыеобязательнов охлажденномвиде, а такжемуссы, желе, мороженое.Национальныйнапиток, известныйеще древнимгерманцам, —пиво; популярени кофе, как черный, так и с молоком.
Ислам.
Ислам— вторая почисленностиприверженцевпосле христианствамировая религия.В настоящеевремя исламисповедуетоколо миллиардачеловек. Исламв переводе сарабскогоозначает«покорность»,«предание себяволе Божьей».Родина ислама— Аравийскийполуостров, город Мекка, где около 570 г.родился пророкМухаммед. Религияшироко распространена, во многих странахислам являетсягосударственнойидеологией.Мусульманство(другое названиеислама) исповедуютЕгипет, Иран, Ирак, Афганистан, СаудовскаяАравия, ОбъединенныеАрабские Эмираты, Пакистан, Марокко, Ливан, Йемен, Бахрейн, Азербайджан, Турция,
Таджикистан.
В священнойкниге мусульман— Коране —зафиксированымногие пищевыепредписания, которые обязанысоблюдатьверующие. Глава5 Корана так иназывается— «пища» (араб.Ал-Маидах). Хотяв ней говоритсяпреимущественноо необходимостидуховногосовершенствования, вопросам питанияотводитсязначительноеместо. Раздел1 — «Совершенствованиерелигии в Исламе»:«3апрещено ваместь то, чтоумерло собственнойсмертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чембыло произнесеноиное, кромеАллаха, имя, иудушенное(животное). Изабитое досмерти, и убившеесяпри падении, и то, котороепроткнуторогом, и котороеели дикие звери— кроме тех, которых выубили» (речьидет об одномиз способовзабиванияскотины).
Смыслже таков: еслиживотное, объеденноедикими зверями, найдено ещеживым, то мясоего позволяетсяупотреблятьв пищу в томслучае, еслиживотное добиваютнадлежащимобразом). Запрещаетсяесть мертвечину, пролитую кровьи мясо свиньи:«ибо, воистину, нечисто это».
РазделХХI2-йглавы СвященногоКорана (называется«Корова»)предписывает:«О люди, ешьтевещи законныеи добрые изтого, что естьна земле; неидите по стопамдьявола. Воистину, он —явный врагваш».
Комментарийпоясняет —установлениеотносительнозапретной пищиимеет двоякоезначение. Толькозаконная иблагая пищапригодна дляупотребления.Под законнойпищей понимаетсяне только та, на которую небыл наложензапрет, но ита, что не былаполучена незаконнымпутем — путемкражи, грабежа, обмана, взятки.Коран признаетсвязь междуфизическими духовнымсостояниемчеловека: питаниеиграет важнуюроль в формированиихарактера, качество пищисказываетсяна работе мозгаи сердца. Такимобразом, в Коранеопределеныправила и предписаниядля совершенствованияне только духовного, но и физическогосостояниячеловека.
Принципиальноважное положениегласит, чтозаконом запрещеноупотреблениев пищу мясаживотного, призаклании (убое)которого произнесенобыло не имяАллаха, но любоеиное имя. Такжерегламентируютсяправила длясовершающихпаломничество.Стихи из главы5 («Пища»): «О вы, кто веруете, не убивайтедобычи, когдавы совершаетепаломничество».И далее: «законнадля вас добычаморя и пища его— пропитаниедля вас и дляпутешествующих; а добыча землизапрещена вам, пока вы в паломничестве, так выполняйтедолг свой передАллахом». Комментарийпоясняет, чторазрешаетсяловить и естьвсе, что водитсяне только вморе, а в любомводоеме — реке, озере, пруде.Помимо обозначенныхпищевых ограниченийи предписаний, важное значениев исламе придаетсяпостам: нарядус молитвой, налогом набедных, паломничествоми джихадом, пост мусульманеотносят к числупяти основныхжизненно-практическихустановлений.
«Во всевремена и увсех народовпост был весьмараспространенво время оплакиванияи бедствий».Пост—средстводля совершенствованияморальных идуховных качествчеловека; пост—непросто воздержаниеот пищи, но ивоздержаниеот всякого родазла. Например, пост дает человекувозможностьконтролироватьсвои страсти— отказатьсяот незаконногоприсвоениячужого имущества.Главная цельпоста — духовноевосхождение, но наряду сэтим пост преследуетеще одну цель—мусульманедолжны приучитьсебя сноситьвсякого родафизическиетяготы. Во времяпостов запрещаетсякурить, приниматьлекарствапитательногосвойства (витамины), говоритьнепристойности, шуметь, лгать, злословитьи порочить, смотреть спохотью, лжесвидетельствовать.Согласно заповедипророка Мухаммеда, пять поступковнарушают пост— это ложь, злословие, клевета (донос), ложная клятваи похотливыйвзгляд.
В комментарияхк СвященномуКорану сказано, что «сорокадневныйпост Моисеяперед получениемоткровения(Исход 24:18) и то жечисло днейдлившийся постИисуса Христаперед началомпроповедническогослужения (Мтф.4:2) свидетельствуюто том, что получениеБожественныхмилостей связываетсяв священнойистории с соблюдениемпоста. Поэтомуи от мусульмантребуетсясоблюдениепоста по 30 днейв году, явлениеже Божественныхмилостей обещанов заключительныедни постов».
Мусульманеобязаны соблюдатьпост во времямесяца Рамадан.Это их главныйпост. Исходноезначение слова«рамадан» —«избыток жары».В исламе принятсчет месяцевпо лунномукалендарю.Поэтому мусульманскийкалендарьпостоянносмещаетсяотносительносолнечногокалендаря, принятого вбольшинствестран мира.
Рамадан(тюркоязычныеи ираноязычныенароды, исповедующиеислам, произносятего «Рамазан»)— это девятыймесяц лунногокалендаря.Согласномусульманскомупреданию, именнов Рамадан Мухаммедубыло ниспосланопервое
божественноеоткровение.Слово Коранимеет два значения:1) «он собралвещи воедино»и 2) «чтение»или «пересказываниекниги», поэтомумесяц Рамадан— память ониспосланииАллахом божественногооткровенияМухаммеду ичерез него всемлюдям. В памятьоб этом и установленпост (тюркоязычныенароды говорят«ураза», ираноязычные— «Рузе»). Вовремя этогопоста в светлоевремя нельзяесть, пить, вдыхатьтабачный дым, исполнятьсупружескиеобязанности.Ночью запретыснимаются, однако все жене рекомендуетсяпредаватьсяизлишествами нужно побольшезаниматьсяблагочестивымиделами.
СогласноКорану и комментариям, время постанаступаетпримерно за1,5 ч до восходасолнца, началомночи следуетсчитать заходсолнца (и ешьте, и пейте до техпор, пока белыйдень можнобудет отличитьот черной ночина рассвете; затем поститесьдо приходаночи). В большинствемусульманскихстран по ночамво время постаустраиваютзастолья, слушаютвыступлениянародных певцови рассказчиков, исполняющихпроизведения, посвященныедеятельностипророка Мухаммедаи его сподвижников.Заканчиваетсяпост праздникомразговения.По-арабски онназываетсяИдал-Фитр, утюркоязычныхнародов (в томчисле на территорииСНГ) — Уразабайрам.Во время праздникасовершаетсяобщая молитва, потом — торжественнаятрапеза. Благочестивыемусульманераздают милостынюи угощения длябедняков.
Постпредписан всемправоверныммусульманам, однако постятсяпрежде всегосовершеннолетниеи находящиесяв добром здравии.Комментариик СвященномуКорану по поводуосвобожденийот поста поясняют:«Две первыекатегории, освобождаемыеот поста,— этобольные ипутешествующие.И тем и другимпредписываетсяосуществитьпост по окончанииболезни либопутешествия».Интересно, что«каждый самрешает длясебя, что именносчитатьболезнью илипутешествием».
Третьеисключениеотносится ктем, для когособлюдениепоста — невыносимаямука. Здесьимеются в видуте, кому соблюдатьпост оченьтрудно. Такиелюди могутполучить искупление, ежедневно даваяеду кому-нибудьиз бедняков.Это исключениеотносится ккормящим ибеременнымженщинам (нопотом они должнывозместитьдни поста вдругие дни), атакже к старикам, кому уже не подсилу выноситьпост. Крометого, относитсяоно к страдающимот продолжительногонедуга и к тем, кто находитсяв путешествиибольше года.Кроме того, освобождаютсяот поста женщиныво время менструацииили кровотеченияпосле родовс условиемпоследующеговозмещенияв другие дни.И последнее— не обязателенпост такжевоинам, приближающимсяк врагу, т. е. впреддвериибоевых действий.
В исламеразличают двекатегориипостов: обязательный,т. е.предписанный(Фард), которыйвключает постРамадан, постискупленияза вину (Каффара)и обет поста(Надр), и добровольныйпост (Таттава).Суть добровольногопоста — этонапоминаниео том, что пророкнаканунеответственныхдеяний постилсяв любое времягода вне месяцаРамадан. Кдобровольнымотносят также:
а) пост, который проводитсянекоторымиправовернымичерез день;
б) регулярноесоблюдениепоста по 3 дняв каждом месяце.Можно такжесоблюдать посткаждый понедельники каждый четвергпри условии, что общее количествопостных днейне превышаетполугода, какэто делал самПророк.
А вототношениеислама к вину, зафиксированноев Коране, гл. 5(«Пища»): «О вы, кто веруете, дурманящиезелья и азартныеигры— дьявольскиекозни; так чтоизбегайтеэтого, дабымогли вы преуспеть».И далее: «Дьяволжелает лишьпосеять враждуи ненавистьмеж вами припомощи дурманящихзелий». Комментарийпоясняет: стихполностьюзапрещает вседурманящиезелья и азартныеигры. Рассказывают, что когда былниспослан этотстих, глашатайобъявил наулицах Медины, что вино запрещено, и в ответ наэто все кувшиныс вином в мусульманскихдомах былиопустошены,
так чтовино лилосьпо улицам рекой.Пьянство иазартные игрысчитаютсямусульманамивеликим грехом.
Шариат(дословныйперевод—«глубокоезнание», смысл понятия —«мусульманскийобраз жизни»,«законы веры»,«правильныйпуть») подробноописываетпродукты, категорическизапрещенныедля употребления, а также приводитпереченьрекомендуемых, не рекомендуемыхи осуждаемыхпродуктов.Например, запрещеноупотреблятьв пищу мясосокола илиудода, а естьжуравля можно.Можно есть мясорыб, кожа которыхпокрыта чешуей, но осуждаетсяупотреблениерыб, лишенныхчешуи. Нельзяпитаться мясомлягушек и змей, но можно естьсаранчу и ящериц.Многие шиитыне едят икруосетровых рыб.Не рекомендуетсяесть сырой лукили чеснок.
Самые«правильные»продукты — этомед и молоко.Не запрещается, но и не поощряетсяупотреблениев пищу кониныили ослятины.Свинину можноесть толькопод угрозойголодной смерти.Великим грехомдля мусульмансчитаетсяупотреблениеспиртных налиткови любых изделий, в процессеприготовлениякоторых используетсявино. Существуетритуал принятияпищи. Передедой и посленее правоверныйдолжен мытьруки. Хозяиндома начинаеттрапезу первыми заканчиваетее последним.Разговор заедой не долженкасаться неприятныхтем. Не следуетговорить громкои эмоционально.Едят правойрукой с помощьювилки, ложкиили пальцев, но не следуетесть двумяпальцами. Неследует дутьна горячуюпищу. Как правило, трапеза начинаетсяс хлеба. На Востокетрадиционновыпекают хлебв виде лепешекили лаваша. Ихни в коем случаенельзя резатьножом, а можнотолько ломатьруками. Хлебсчитаетсясвященным итребует соответствующегок себе отношения.
Классическаяарабская кухняпостроена сучетом заповедейпророка Мухаммеда.В основе еележит использованиеследующихпродуктов: мяса—баранины, козлятины, телятины; птицыи рыбы; яиц; растительныхпродуктов —риса, бобовых, овощей, фруктов, как свежих, таки консервированных; молочнокислыхпродуктов, сыра. Принятоиспользоватьзначительноеколичествопряностей иароматическихтрав. Типичныесупы готовятна основе мясногобульона с фасольюи рисом, горохоми вермишелью, картофелем, стручковойфасолью.Второе блюдообычно мясное— мясо либотушеное, либожареное. Популяренплов в различных модификациях.
Следуетпризнать, чтовлияние религиозныхпредписанийна особенностипитания болеезначительнымбыло в прошлом.
В настоящеевремя церквименее склоннык жесткому регламентированиюв соблюдениипостов.В то же времянекоторыеустановкисохраняютсявесьма строго.Например, мусульманинтолько в случаеугрозы голоднойсмерти можетесть свинину.Православноехристианствоболее догматично, чем католичествои протестантизм.
Возможно, наиболее значительновлияние религийу индусов: всеконфессиииндуизма однойиз центральныхидей содержатучение о перерождении, что исключаетвозможностьнанести вредживотному.
Литература:
ЕлисеевЮ.Ю., РодионоваГ.Н., АвдеенкоИ.В. «Полныйсправочникпо уходу забольным» Москва,«ЭКСМО-ПРЕСС» 2002г.