Введение
С развитием медицинской науки и совершенствованием медицинских технологий, условий и методов оказания лечебно- профилактической помощи населению, растёт роль и значение деятельности медицинской сестры в системе здравоохранения.
От её знания и умения, профессионального отношения к делу во многом будет зависеть слаженная работа служб и подразделений лечебных учреждений.
Особое значение имеет высокий профессионализм медицинской сестры при работе с детьми.
Потребность в сестринском уходе сопровождает человека на протяжении всей жизни, независимо от того болен он или здоров.
Поэтому знание всех тонкостей сестринского дела очень необходимо медицинским работникам, так как их роль в лечебном процессе в огромной степени определяется качественным уходом.
В свою очередь сестринское дело является динамической профессией, всегда находящей новые пути удовлетворения меняющихся потребностей в области здравоохранения страны.
То доверие, которое проявляет общество по отношению к сестринскому персоналу требует нового подхода, клинической подготовки медицинской сестры различного уровня.
Для этого понадобится база специальных знаний разработанных для медицинских сестёр.
Одной из таких баз является педиатрия.
Педиатрия (греч. Paid-ребёнок и iatria – лечение), есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма, и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей. Организация медицинской помощи новорождённым
Медицинскую помощь женщинам в родах оказывают родильные дома. Для госпитализации беременных, страдающих не вынашиванием, тяжёлыми сердечно –сосудистыми и другими заболеваниями, организованны специализированные акушерские стационары или отделения.
Родовспомогательное учреждение имеет физиологическое и обсервационное отделение для новорождённых.
В физиологическом отделении для здоровых, доношенных детей предусматривается площадь не менее 2,5 м2 на одну койку, в обсервационном – 4,5м2.
За каждым постом физиологического отделения при раздельном размещении матерей и новорождённых закрепляют каталки с перегородками-ячейками на одного ребёнка. После кормления каталки обрабатывают дезенфиктантом и кварцуют в течении 30 минут.Дети недоношенные , травмированные и находящиеся а обсервационном отделении при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию подаются на кормление матерям на руках. Задача №1
В течение всего периода пребывания новорождённых в родильном доме используется только стерильное бельё. Его суточный запас на одного новорождённого составляет не менее 12 пелёнок, 5 распашонок для 5-7 кратной смены.На всё время пребывания в родильном доме новорожденному выделяют 1 матрац, 2 одеяла, 3 конверта.
Вопрос: Сколько потребуется сменного белья на отделение в 52 ребёнка на неделю?
Решение: За неделю бельё успевают поменять 3 раза
Смены
белья
Кол-во
новорождённых пелёнки распашонки Матрац одеяло конверт
1 смена
2смена
3смена
1
52
52
52
12
624
624
624
5
125
125
125
1
52
52
52
2
104
104
104
3
156
156
156 итого: 52 1872 375 52 104 156 Организация кормления новорождённых
В роддом беременная должна поступать с твёрдой установкой на грудное вскармливание новорождённого, пониманием важности кормления грудью как для малыша, так и для своего здоровья. Образование молока
Ткань молочной железы состоит из 15-25 отдельных разветвлённых долей. На конце каждой ветви гроздьями собраны альвеолы. Альвеолы вырабатывают молоко. По млечным протокам оно поступает в хранилище молока – млечному синусу.
Выработка молока стимулируется гормоном пролактином. Оно продуцируется непрерывно, наиболее интенсивно после кормления.
Организм матери удивительно приспособлен к потребностям новорождённого ребёнка. Химический состав молока в период становления лактации меняется.
Первые дни после родов выделяется молозиво, с 4-5 дня – переходное молоко, со2 недели молоко становится зрелым.
Если новорожденному предоставить сосать пищу по требованию, то в первые дни он кормится от 6-8 раз до 10-12 раз через 2-3 часа, затем ребёнок самостоятельно устанавливает более чёткий режим кормления с увеличением интервалов между ними.
Состав молока при кормлении меняется:
Первые порции содержат много воды, лактозы и удовлетворяют потребность ребёнка в жидкости, последние – богаты жирами (основным источником энергии).
расчёт количества молока
при грудном вскармливании ребёнок сам регулирует количество необходимой пищи. Тем не менее, чтобы знать его ориентировочную потребность, проводят расчёты.
Первые 7-8 дней количество молока можно рассчитать по формуле: суточный объём молока ( в мл.) равен 70п(при массе тела при рождении ниже 3200г.) или 80п ( при массе выше 3200г.), где п – дни жизни ребёнка.
Разовый объём пищи равен суточному объёму молока, разделённому на количество кормлений. Ориентировочная частота кормлений здорового новорождённого( при частичном свободном вскармливании) составляет 6 раз в сутки с интервалом в 3,5 часа. Задача №2
Рассчитать количество молока, требующиеся ребёнку в первую неделю жизни.
Разовый объём = суточный объём: количество кормлений Дни жизни Суточная доза для детей с массой менее 3200г Суточная доза для детей с массой более 3200г Разовая доза для детей с массой менее 3200г Разовая доза для детей с массой более 3200г
количество
кормлений
1
2
3
4
5
6
7
70
138
210
276
348
420
486
80
156
240
318
396
480
558
11,6
23
35
46
58
70
81
13
26
40
53
66
80
93
6
6
6
6
6
6
6
Расчёт потребляемого молока можно произвести калорийным методом Задача №3
Ребёнок в возрасте 2 месяца имеет массу тела 4кг.какой объём пищи потребуется ему в сутки, если 1 литр женского молока содержит 700ккал.
В первую четверть года ребёнок должен получать 120 ккал/кг массы тела, во вторую – 115ккал/кг, в третью – 110ккал/кг, в четвёртую – 105ккал/кг
Решение: Суточный объём пищи равен (4кг*120ккал)*1000мл :700ккал = 685мл. Смешанное и искусственное вскармливание
Смешанное вскармливание – это вскармливание, когда ребёнок в первой половине года наряду с молоком матери получает докорм в виде молочных смесей, составляющих 1/5 суточного рациона. Искусственное вскармливание
Вскармливание, когда ребёнок в первую половину года не получает материнского молока или его количество составляет менее 1/5 суточного рациона..
Правила смешенного и искусственного вскармливания контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании. Суточное количество пищи по объёму не должно превышать 1100мл. рекомендуется на более ранний переход на пятиразовое питание с более длительными промежутками между приёмами пищи.
Сроки введения корригирующих добавок и прикормов при вскармливании ребёнка те же, что и при кормлении грудью, и назначаются в той же последовательности .
Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи, особенно её термической обработке.
Даже при небольшом количестве грудного молока матери следует как можно дольше сохранять грудное вскармливание.
Режим питания устанавливается в зависимости от возраста ребёнка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей. Рекомендуют проводить вскармливание по требованию ребёнка, включая ночное время.
Обычно большинство здоровых доношенных детей выписываются из роддома с установленным режимом питания: ориентировочное число кормлений составляет 6 раз в сутки через 3,5 часа, с 4,5-5 месяцев ребёнка кормят 5 раз в сутки через 4 часа. С одного года, а чаще с 1,5 лет детей переводят на четырёхразовое кормление.
Частичное свободное вскармливание предполагает определённые часы кормлений с возможными отклонениями от них до 30 минут и кормление ребёнка по требованию, не превышая суточный объём пищи Расчёт количества молока
Количество пищи грудного ребенка в сутки рассчитывают объёмным методом:
От 2 недель до 2 месяцев – 1/5 массы тела,
От2 месяцев до 4 месяцев – 1/6 ,
От 4 месяцев до 6 – 1/7.
После 6 месяцев суточный объём составляет не более 1 литра.
Для определения разовой потребности в пище суточный объём пищи делят на число кормлений. Долженствующую массу тела можно определить по формуле : m( долж) =m0+ месячные прибавки, где m0 – масса при рождении. Месячные прибавки составляют за первый месяц 600г, за второй – 800г, третий – 800г, каждый последующий месяц на 50г меньше предыдущего.
Алгоритм составления примерного меню детям грудного возраста
определить ориентировочные часы кормлений
выделить основной продукт питания
определить набор разрешенных по возрасту продуктов
определить суточную и разовую потребность в пище.
Рационально распределить набор разрешенных продуктов. Периоды детского возраста
Характерными особенностями детского организма являются интенсивный рост и непрерывное развитие. В зависимости от изменений происходящих в организме ребёнка, различают следующие периоды его жизни:
1) период внутриутробного развития
2) период новорождённости
3) грудной возраст (младший ясельный)
4) период молочных зубов:
а) предшкольный возраст ( старший ясельный возраст)
б) дошкольный возраст
5) младший школьный возраст (период отрочества)
6) старший школьный возраст ( период полового созревания )
период внутриутробного развития
продолжается от момента имплантации оплодотворённого яйца до рождения ребёнка и составляет 38-40 недель.Для нормального физиологического развития плода первостепенное значение имеют состояние здоровья матери и условия её жизни. Период новорождённости
Наступает с момента рождения ребёнка и продолжается 28 дней. В это время происходит адаптация ребёнка к существованию вне материнского организма. Грудной возраст
Охватывает период жизни ребёнка от 28 дней до 1 года и характеризуется интенсивным обменом веществ, более высоким, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития.
Для правильного развития ребёнка в этот период особое значение имеют рациональное вскармливание и чёткая организация режима дня. Период молочных зубов
Длится от 1 года жизни ребёнка до 6-7 лет и подразделяется на предшкольный возраст от 1 года до 3 лет и дошкольный от 4 до 7 лет.
В предшкольном возрасте идёт быстрое созревание центральной нервной системы, закрепляются двигательные навыки, развивается речь. В дошкольном возрасте совершенствуются функции различных органов и систем, происходит дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжается развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные.
В дошкольном возрасте совершенствуются функции различных органов и систем, происходит дальнейшее развитие речи, нарастает мышечная масса туловища и конечностей, продолжается развиваться скелет, начинается смена молочных зубов на постоянные. Младший школьный возраст
Продолжается с 7 до 11-12 лет. В этом периоде усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Нередко развиваются хронические заболевания. Старший школьный возраст.
Начинается с формирования вторичных половых признаков и заканчивается достижением половой зрелости. Сроки полового созревания завися т от пола и индивидуальных особенностей:
У девочек оно наступает в возрасте 12-16 лет, а у мальчиков несколько позже в 13-18 лет.
В этом периоде завершается физическое и психическое развитие, перестраивается работа эндокринной системы, усиливается деятельность половых желёз. Физическое развитие детей .
Динамический процесс роста и биологического созревания ребёнка. Скорость роста и созревания различных органов и систем в основном запраграмированны наследственными механизмами. Неблагоприятные факторы, особенно в раннем возрасте могут нарушить последовательность этого процесса.
Для зрелого доношенного ребёнка характерны следующие средние показатели физического развития (ФР): масса тела 3300г. для девочек и 3500г. для мальчиков, длинна тела 50-52см., окружность головы 34-35см., груди – 33-35см.
Ориентировочно можно рассчитать основные антропометрические показатели. Антропометрический метод исследования – изучает тело человека и его части путём измерения, определения пропорции тела, соотношение мышечной, костной и жировой тканей, степень подвижности суставов и т.д.
Масса детей 1 года жизни равна массе тела ребёнка 6 месяцев ( 8200-8400) минус 800г. на каждый недостающий месяц или плюс 400г. на каждый последующий .
Масса детей после года равна массе ребёнка в пять лет (19кг.) минус 2кг. На каждый недостающий год, либо плюс три на каждый последующий.
Длина тела до года увеличивается ежемесячно в 1 квартале на 3-3,5см. во 2 – на 2,5см. в 3 — -на 1,5см., а в 4 — -на 1см… длинна тела после года равна длине тела в 8 лет(130см.) минус 7см. за каждый недостающий год либо плюс 5см. за каждый превышающий год.
Основные показатели ФР можно оценить центильным методом. Он прост, удобен и прочен. Стандартные таблицы периодически составляются на основании массовых региональных обследований определённых возрастно-половых групп детей. Используя центильные таблицы можно определить уровень и гармоничность развития ФР.
Для оценки показателей ФР необходимо: 1) провести антропометрические измерения ,2) определить и дать оценку признака по его положению в одном из 7 центильных зон, 3) определить гармоничность ФР по табличной схеме оценки, 4) сделать итоговую запись антропометрического исследования – дату измерения, возраст ребёнка, результат измерения в см. и кг., а в скобках номера центильных зон, заключение о ФР ( среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего, низкое, гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное). Задача №4
Ребёнок родился ростом 53см. какой рост должен быть у него в 5 месяцев, 3года ?
Решение:
прирост за каждый месяц жизни составляет: в 1-ой четверти (1-3 месяца) по3 см на каждый месяц,
Во 2-ой четверти (4-6 мес.) – 2,5 см, в 3-ей четверти (7-9 мес.) – 1,5 см, в 4-ой четверти (10-12 мес.) – 1,0 см.
Рост ребёнка после года можно вычислить по формуле: 75+6n
Где 75 – средний рост ребёнка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребёнка
Ответ :
рост ребёнка в 5 месяцев :
Х = 53+3 * 3+2 *2,5 = 67см
Рост ребёнка в 3 года
Х = 75+(6*3) = 93 см Задача №5
Ребёнок родился весом 3900г.
Какой вес должен быть у него в 6 месяцев, 6 лет, 12 лет ?
Решение:
Увеличение массы тела ребёнка за каждый месяц первого года жизни : месяц 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 прибавка 600 800 800 750 700 650 650 550 500 450 400 350
Массу тела ребёнка до 10 лет в кг можно вычислить по формуле: m = 10+2*n, где 10 – средний вес ребёнка в 1год, 2 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребёнка.
Массу тела ребёнка после 10 лет в кг можно вычислить по формуле: m = 30+4(n –10), где 30 – средний вес ребёнка в 10 лет, 4 – ежегодная прибавка веса, n – возраст ребёнка.
Вес ребёнка в 6 месяцев: m = 3900+600+2*800+750+700+650 = 8200
Вес ребёнка в 6 лет: m = 10+2*6 = 22кг.
Вес ребёнка в 12 лет: m = 03+4*(12-10) = 38кг.
Ребёнок родился ростом 53см. какой рост должен быть у него в 5 месяцев, 3года ?
Решение:
прирост за каждый месяц жизни составляет: в 1-ой четверти (1-3 месяца) по3 см на каждый месяц,
Во 2-ой четверти (4-6 мес.) – 2,5 см, в 3-ей четверти (7-9 мес.) – 1,5 см, в 4-ой четверти (10-12 мес.) – 1,0 см.
Рост ребёнка после года можно вычислить по формуле: 75+6n
Где 75 – средний рост ребёнка в 1 год, 6 – среднегодовая прибавка, n – возраст ребёнка
Ответ :
рост ребёнка в 5 месяцев :
Х = 53+3 * 3+2 *2,5 = 67см
Рост ребёнка в 3 года
Х = 75+(6*3) = 93 см
Детей раннего возраста взвешивают на чашечных весах, с весом свыше 20кг – на медицинских весах, рост измеряют горизонтальным ростомером, с 1,5 лет – вертикальным, окружность головы и груди определяют сантиметровой лентой. Антропометрические измерения желательно проводить утром. Анатомо- физиологические особенности нервной системы. Нервно-психическое развитие.
К моменту рождения ребёнка центральная и периферическая нервная система не достигает полного развития.
Головной мозг
Масса головного мозга при рождении относительно велика, но мозговые извилины и борозды развиты недостаточно, серое вещество плохо дифференцированно от белого, практически отсутствует миелиновая оболочка. мозговая ткань богата водой, содержит мало специфических органических веществ.особенно интенсивно развитие извилин и борозд идёт на первом году жизни. Диференцировка нервных клеток достигается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению похожа на кору взрослого человека.окончательная миелинезация нервных волокон заканчивается в зрелом возрасте.
Спинной мозг
Развивается раньше и является структурно и функционально более зрелым. Он относительно длиннее спинного мозга взрослого, что учитывают при необходимости выполнения спинномозговой пункции.
Безусловные рефлексы и условно-рефлекторная деятельность.
Ребёнок рождается с рядом безусловных рефлексов ( сосательным, глотательным, защитным).
Образование условных рефлексов в период новорождённости ограничено. С конца третьего месяца условные рефлексы становятся довольно сложными, тонко дифференцированными.
Их выработка зависит от функциональной зрелости коры головного мозга и развития органов чувств ( осязания, вкуса, обоняния, слуха и зрения).
Нервно-психическое развитие.
Процесс нервно-психического развития (НПР) скачкообразен и неравномерен. Темп и значение разностороннего развития в различные периоды жизни ребёнка неодинаковы.на каждом возрастном этапе есть свои ведущие линии развития, воздействуя на которые можно развить соответствующие психические процессы и качества, которые трудно сформировать в более позднем возрасте.
На первом году жизни таких ведущих линий 8, на втором – 6, на третьем – 5.
Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень НПР ребёнка.
Для этого необходимо 1) уровень каждого показателя у данного ребёнка и выяснить,
Есть ли задержка НПР, 2) найти показатель с наибольшей задержкой и определить группу НПР: 1 группа – дети с опережающим и нормальным развитием, 2,3,4 группы – дети с задержкой соответственно на 1, на 2, либо на 3 эпикризных срока.
Если задержка неравномерна, то это свидетельствует о не гармоничности НПР.
Если задержка равномерна, то определяют степень: 1 степень – задержка 1-2 показателей, 2 степень – задержка 3-4 показателя, 3 степень – задержка 5-7 показателей.
Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы.
Режим дня
Основой любого режима дня являются: деятельность, сон, пребывание на открытом воздухе, питание.
Правильно организованный режим дня предоставляет организму необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга, исключает переутомление, обеспечивает гармоничность развития, спокойное и бодрое настроение в течении дня .
Режим дня для детей раннего возраста строится с учётом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
При построении режима дня исходят из следующих положений :
1) обеспечить ребёнку глубокий, достаточный по продолжительности сон.продолжительность сна можно рассчитать по формуле :
для детей 1 года количество часов сна в сутки равно 22-1/2m, где m –число месяцев; для детей старше года – 16 – 1/2n, где n – число лет.
Дневной сон на первом году жизни должен быть 4 –3 раза в день (до 5 месяцев – 4 раза, с 5 до10 месяцев – 3, с 10 месяцев до 1,5 лет –2), с 2-3 лет – 1 раз, с 11-12 лет дневной сон устанавливается по медицинскими показаниям:
2) соблюдать регулярность приёма пищи.
3) создать условия для активного состояния. Различные виды деятельности должны иметь определённую продолжительность, быть регулярными и правильно чередоваться. Новорождённый ребёнок большую часть суток спит, но по мере роста длительность бодрствования увеличивается и к 3 месяцам может составить 1,5 часа, к 1 году – 3 часа, к 3 годам – до 5,5- 6 часов.
4) своевременно чередовать активную деятельность с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе,
5) соблюдать последовательность компонентов режима: после пробуждения ребёнка в грудном возрасте следует с начало покормить, затем предоставить возможность бодрствования и только после этого уложить спать до следующего кормления.
Таким образом устраняются наиболее частые причины плача детей в этом возрасте: голодное возбуждение и недосыпание. С 9 месяцев после кормления может быть сон, а затем бодрствование. Гигиена детей
Соблюдение гигиенических условий необходимо для сохранения здоровья детей, особенно раннего возраста. Важно не только выполнять правила личной гигиены, но и воспитывать у детей потребность к чистоте и своевременно формировать у них гигиенические навыки.
Важное значение имеет тщательный уход за кожей лица и слизистыми. Он включает в себя умывание, подмывание, туалет кожных складок, стрижку ногтей, туалет носа, ушей гигиеническую ванну.
Гигиеническая ванна проводится до 6 месяцев ежедневно, с 6 месяцев до 1 года – через день, до 2 лет – 2 раза в неделю, затем 1 раз в неделю. Летом следует купать ребёнка чаще. Для детей первого полугодия температура воды должна быть 37градусов, старшим –36гр, длительность ванны для детей 1 года –5-7 мин, на втором – 8-10 мин, для детей старше3 лет – 10-20 мин. Детей старше 2 лет можно купать под душем. Физическое воспитание.
Общий массаж здоровым детям проводят с 1,5 месячного возраста до 1-1,5 лет жизни одновременно с гимнастикой. По специальным показаниям массаж назначают и раньше. Для детей второго года жизни второго года жизни физическое воспитание организуют в виде занятий физическими упражнениями., подвижных игр, с 2-3 лет начинают проводить утреннюю гимнастику. Для физического воспитания детей старше 4 лет широко применяют упражнения спортивного характера. Занятие спортом можно начинать не ранее 7-8 лет.
Массаж детей грудного возраста
Составляет неотъемлемую часть физического воспитания. Под его влиянием расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата. Массаж оказывает тонизирующее влияния на ЦНС.
Процедуру выполняют ежедневно через 40-45 мин после приёма пищи в течение 6-12 мин одновременно с гимнастикой.
Гимнастика
Усиливает кровоток, уменьшает застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание гемоглобина и эритроцитов, усиливает иммунологическую активность крови и тканей, повышает эмоциональный тонус ребёнка.
Закаливание
Это тренировка организма с целью повышения его устойчивости к разнообразным воздействиям внешней среды. Под влиянием закаливания повышается устойчивость организма к меняющимся условиям среды, возрастает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, стимулируется физическое и нервно-психическое развитие, повышается выносливость ребёнка к физическим и умственным нагрузкам.
Перед началом закаливания следует распределить детей на группы в зависимости от состояния здоровья :
1 группа – здоровые дети, редко болеющие, ранее закаливаемые. режим закаливания включает все виды закаливания и физического воспитания.
2 группа – здоровые дети, впервые приступающие к закаливанию, и дети с функциональными отклонениями в состоянии здоровья.
3 группа – дети с выраженными отклонениями в состоянии здоровья ( с хроническими заболеваниями или после перенесённых длительных заболеваний).
Закаливание водой начинают проводить с раннего возраста. Водные процедуры могут быть местными ( умывание, местное обтирание, обливание ног) и общими ( полное обтирание, обливание, ванна, душ, купание в открытом водоёме).
Различают 3 фазы действия холодной воды на организм :
1 фаза – резкий спазм кожных сосудов, кровь отливает к внутренним органам, кожа бледнеет, становится холодной на ощупь,
2 фаза – расширение кожных сосудов, прилив крови от внутренних органов к периферии, появление ощущение тепла,
3 фаза – паретичесоке состояние капилляров, застой крови, появление бледности ( наблюдается при длительном воздействии холода). Оздоравливающее действие водных процедур обусловлено 1 и 2 фазами. Обтирание (местное и общее)
Начинают с 6 -месячного возраста. Стартовая температура 33 –32 градуса. Постепенно её снижают детям 1 года жизни до 28, детям раннего возраста – до25гр. Смоченной и слегка отжатой рукавичкой обтирают сначала руки(от пальчиков до плеча), через 3 дня начинают обтирать грудь, затем спину, живот, ноги и всё тело. После водной процедуры растирают тело сухим махровым полотенцем. Длительность обтирания составляет 6-8мин.
Обливание ног(ступней и голени).
Проводят после года. Начальная температура воды – 28гр, затем её снижают на 1гр каждые 2-3 дня и доводят до комнатной. Продолжительности процедуры –20-30с. с 1,5 лет рекомендуют контрастное закаливание с попеременным обливанием ног и нижних 2/3 голени водой разной температуры, добиваясь игры сосудов. Обливание начинают тёплой водой, в 1 группе закаливания заканчивают прохладной водой( +38гр,+18гр), во 2 группе – тёплой ( +38гр,+18гр,+38гр).время воздействия холодной воды – 3-4мин, тёплой – 6-8мин.
Общее обливание и душ.
Оказывают более сильное воздействие. Обливание проводят с 1,5-2 лет, душ –с 2 – 2,5. температура воды рекомендуется на 1гр выше, чем при обтирании. Зонтик струи не должен попадать ребёнку на голову.Длительность процедуры – 20-40с.
Купание.
В от крытых водоёмах рекомендуют начинать с 3-4 лет после предварительной подготовки ребёнка в присутствии взрослых. Температура воды должна быть не ниже 20гр, воздуха -+24-26гр. Длительность купания составляет от 1-2 мин с постепенным увеличением до 5 мин. В воде дети должны двигаться и плавать. Питание детей с 1 года до 7 лет.
Питание детей после 1 года изменяется по сравнению с питанием ребёнка грудного возраста. это связанно с развитием жевательного аппарата, увеличением объёма желудка, возросшими функциональными возможностями пищеварительного тракта. Однако во многом структура и функции органов пищеварения ещё не совершенны. По этому по-прежнему сохраняется необходимость щажения пищеварительных функции, строгий контроль качества продуктов и их кулинарной обработки.
При организации питания детей важное значение приобретает качественный и количественный состав рациона. Некоторые продукты должны входить в питание ежедневно ( молоко, мясо, масло, хлеб, сахар, соль), а также рыба, творог, яйца – через 1 – 2 дня. Полноценный рацион предполагает обеспечение детей необходимым количеством белков животного происхождения: с 1 года до 3 лет – 75%, 4 – 6 лет – 65%, 7 лет и старше – 50% общего количества белков в пищевом рационе. Особое внимание следует обращать на достаточное обеспечение молоком ( не менее 0,5 литров в сутки) и творогом ( 40 – 50 гр), использование в питании кисломолочных продуктов. По количеству молока можно косвенно судить об обеспечении детей солями кальция.
В рационе используются мясные продукты из говядины, нежирной свинины, мяса кур, субпродуктов. Растительные масла должны составлять 10-15% от общего суточного количества жиров, часть его без термической обработки.
Рекомендуется включать в питание листовые овощи и корнеплоды, зелень, фрукты, ягоды и соки.
Крупяные изделия и блюда из макарон необходимо давать не чаще 1 раза в день. Набор блюд с возрастом обогащается. с 1,5 лет в питание вводят чёрный хлеб, с 2 лет немного сыра, селёдки, икры, колбас, квашенной капусты, солёных огурцов, помидор. Не желательно давать баранину, жирные сорта свинины, мясо гусей, уток, копчености, натуральный кофе, какао, горчицу, уксус, маргарин.Следует ограничить сладости.
В течении суток продукты должны быть правильно распределены: мясные, рыбные, бобовые блюда в первую половину дня, на ужин творожные, овощные, крупяные.
Важно разнообразить блюда, особенно завтраки и гарниры ко вторым блюдам. Следует принять за правило: ежедневно ребёнок должен получать 2 овощных блюда и только 2 раз кашу. Блюда необходимо рационально сочетать и чередовать. Если требуют интересы ребёнка, следует индивидуализировать питание.
Кулинарная обработка продуктов с возрастом изменяется: с 1,5 лет готовят блюда кашицеобразной консистенции ( пюре, суфле, пудинги, паровые котлеты), с появлением коренных зубов дают пищу требующую активного жевания – мясо, нарезанное кусочками, винегреты, поджаренные котлеты, фрукты. Задача №6
Определить суточный объём пищи по формуле: 1000 +100n(мл), где n – число лет
Для 3 и 5-ти летнего ребёнка.
1000 + (100*3 ) = 1300мл – суточный объём для 3-х лет
1000 + (100*5 ) = 1500мл – суточный объём для 5-ти лет.
Болезни новорождённых и уход за ними
Патология новорождённых является одной из актуальных проблем педиатрии. Неонатальному периоду жизни уделяется особое внимание, связанное с физиологическими особенностями новорождённого ребёнка, своеобразно протекающей патологией и высокой смертностью в этом возрастном периоде. В структуре заболеваемости новорождённых первое место по частоте занимают асфиксия и поражение центральной нервной системе, затем идут врождённые пороки развития, гемолитическая болезнь новорождённых, гнойно-септические заболевания, пневмонии. Хронические расстройства питания и пищеварения.
Дистрофия – хроническое расстройство питания и трофики тканей, нарушающее правильное гармоничное развитие ребёнка. Заболевание наиболее часто встречается у детей раннего возраста, что объясняется интенсивным обменом веществ и несовершенством системы пищеварения. При дистрофии снижается толерантность ( выносливость) к пищевой нагрузке и погрешностям режима. На фоне дистрофии часто возникают инфекционные и воспалительные заболевания, которые протекают тяжело, трудно поддаются лечению и могут явится причиной летального исхода.
Гипотрофия – представляет собой хроническое расстройство питания с отставанием массы тела по отношению к длине. Заболевание характеризуется задержкой физического и нервно-психического развития, снижением иммунитета.
Различают гипотрофию врождённую и приобретённую. Врождённая гипотрофия связанна с воздействием на плод неблагоприятных факторов. Приобретённая гипотрофия возникает после рождения под влиянием разнообразных экзо и эндогенных причин.
Паратрофия – хроническое расстройство питания, характеризующееся избыточной массой тела (до 10%).
Причиной развития паратрофии является гиподинамия, перекорм или одностороннее углеводистое питание. Предрасполагают к заболеванию экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатез. Задача №7
Вопрос: какое артериальное давление должно быть у ребёнка в 7лет ?
Решение: ориентировочно артериальное максимальное давление после года можно определить с помощью формулы В.И. Молчанова: Х = 80+2n, где 80 – среднее давление ребёнка 1 года составляет 1/2 -1/3 от максимального.
Ответ: максимальное давление у ребёнка 7 лет:
Х = 80+2*7 = 94мм.рт.ст.
Минимальное давление :
47-63 мм.рт.ст. Список литературы
Сестринское дело а педиатрии учебник авторы: Л.И. Захарова Т.В. Рябчикова С.И. Двойников М.В. Чайковская
Сестринское дело журнал №5 2002г.
Педиатрия учебное авторы: Н.В.Ежова пособие Е.М.Русакова Г.И.Кащеева