Реферат по предмету "Медицина"


Особенности копинг-поведения в стрессовых ситуациях лиц с кожной аллергией

--PAGE_BREAK--Глава 1. Современное состояние проблемы исследования реагирования в стрессовых ситуациях лиц с кожной аллергией


Стресс — это реакция организма на внутренние и внешние ситуации, которые нарушают нормальный баланс жизни. Фактически все системы организма (пищеварительная, сердечнососудистая, иммунная и нервная) реагируют на стресс.

Эксперты считают, что влияние стресса на аллергию, это спорный вопрос. [7]. Группа ученых под руководством доктора Janice Kiecolt-Glaser, профессора психологии и психиатрии Государственного университета Огайо в Колумбусе, США, выяснила, что психологический стресс и беспокойство могут усилить сезонную аллергию и увеличить период ее воздействия. [16]. Во время хронического стресса, который длиться неделями или даже месяцами, в организме вырабатывается гормон кортизол, который вызывает стресс. Если уровень этого гормона повышается и задерживается на высоком уровне на некоторое время, он начинает влиять на клетки иммунной системы. [6]. В таком положении может развиться воспаление или заболевание. Вирусы и бактерии распространяются до тех пор, пока не поражают значительное количество клеток, обостряя при этом симптомы и повышая риск развития заболевания.

Существует противоположное мнение, которое заключается в том, что аллергия не может стать причиной стресса, поскольку человек не может сконцентрироваться на своих обязанностях, и трудоспособность снижается. [9].

Но не существует двух людей, которые одинаково реагируют не стрессовые события. То, что для одних может быть радостью, для других может стать причиной страха. Это потому, что мы все по-разному реагируем на стрессовые события.

В стрессовой ситуации организм готовиться к борьбе. Такая реакция «бороться или бежать» контролируется гормонами и нервной системой.

1.1 Современные теории стресса


Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Walter Cannon в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать».

Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения. [7]

При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Выделяют 3 стадии общего адаптационного синдрома:

·                   реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей — возможности эти ограничены)

·                   стадия сопротивляемости

·                   стадия истощения

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему. На второй стадии происходит адаптация к новым условиям. Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего, процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью и даже смертью индивида. [7]

Стресс подразделяют на «положительный» (эустресс) и «отрицательный» (дистресс). Эустресс. Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. Однако чаще под стрессом реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи. Так, по мнению В.В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [12].

Близким по смыслу является и определение П.Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптацию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза». [5]

R.S. Lazarus и R. Launier дали определение понятию «психологический стресс». Это комплексная реакция человека на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. [6] Впоследствии это определение было уточнено, и психологический стресс стал рассматриваться как процесс, в котором требования среды рассматриваются личностью исходя из ее ресурсов и вероятности разрешения возникающей проблемной ситуации, что определяет индивидуальные различия в реакции на стрессовую ситуацию.

Недавние исследования показали, что 64% работающих людей страдают от стресса на работе, 56% по этой причине плохо спят, 26% заболели на почве стресса. [18]

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Существует несколько способов классификации стрессорных реакций. Рассмотрим разделение их на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса.

Нарушения поведенческих реакций могут проявляться в следующем.

1. Нарушение психомоторики (избыточное напряжение мышц (особенно часто лица); дрожание рук; изменение ритма дыхания; уменьшение скорости сенсомоторной реакции; дрожание голоса и нарушение речевых функций и т.д.).

2. Изменение образа жизни (изменение режима дня; нарушение сна).

3. Профессиональные изменения (снижение производительности труда; повышении утомляемости; ухудшении согласованности движений, их точность, соразмерность требуемых усилий).

4. Нарушение социально-ролевых функций. Это выражается в уменьшении времени, которое уделяется на общение с близкими и друзьями, повышении конфликтности, снижении сенситивности во время общения, появление различных признаков антисоциального поведения; потере внимания к своему внешнему виду.

При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий головного мозга человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.

Несколько меньше страдает функция памяти. Тем не мене, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации [12].

Интеллектуальным признаком стресса является также нарушение логики мышления, спутанное мышление, трудность принятия решений, частые сбои в вычислениях, снижение творческого потенциала.

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека — пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной. При стрессе фиксируются следующие объективные изменения: повышение частоты пульса или изменение его регулярности; повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта; снижение электрического сопротивления кожи и так далее.

В.Л. Марищук и В.И. Евдокимов, описывая состояния кратковременного стресса, отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице и резкое учащение перистальтики. [5].

Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания: боли в сердце и других органах; затруднение при дыхании, напряжение в мышцах; неприятные ощущения в области пищеварительных органов и прочее.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имеющиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность. [2]

Таким образом, психологический стресс можно охарактеризовать, как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной.

Бесспорным является то, что возникновение и течение стресса в первую очередь зависит от индивидуальных особенностей человека. Люди реагируют на одинаковые нагрузки по-разному. У одних отмечается повышение активности. При стрессе их деятельность долгое время продолжает расти (так называемый «стресс льва»). У других людей наоборот, отмечается снижение активности, а эффективность их деятельности быстро падает (стресс «кролика») [6]. При этом стресс-факторы могут быть как психосоциальными, так и физическими.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводит к комплексным физиологическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменениям массы тела. При этом, многие исследователи подтверждают, что психосоматические проявления стресса больше выражены у лиц, которые отмечали у себя стеснительность, робость, пессимизм, застенчивость, страх перед будущим, навязчивые мысли о возможных неприятностях. Данные черты характерны для интровертов, лиц с повышенной сенситивностью и слабым типом высшей нервной деятельности [1].

Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистический оттенок. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию.

На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имеющиеся: интроверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность.

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов и психосоматических заболеваний.

Для понимания собственно термина „стрессоустойчивость„ обратимся к работе Н.И. Бережной, в которой представлены основные определения данного понятия. [13] Е.А. Милерян определяет эмоциональную устойчивость с одной стороны, как невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой, как способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий. Способность человека переносить большие физические и умственные нагрузки, успешно решать задачи в экстремальных ситуациях и даже сохранять здоровье в среде с плохой экологией. В.Л. Марищук понимает под эмоциональной устойчивостью (ЭУ) способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. [5] Некоторые психологи связывают стрессоустойчивость со свойством темперамента. Так, В.А. Плахтиенко, Н.И. Блудов понимают под ЭУ свойство темперамента, позволяющее надежно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии. [11] О.А. Черникова определяет ЭУ как относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций, а так же как устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач. Одной из главных эмоциональных детерминант ЭУ А.Е. Ольшанникова считает устойчивое преобладание положительных эмоций. Некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека к деятельности в напряженных ситуациях. [13] Так, Дьяченко М.И. полагает, что среди факторов, от которых зависит уровень и успех деятельности специалистов в напряженных ситуациях, особое значение имеет готовность к ним. Она способствует быстрому и правильному использованию знаний, опыта, личных качеств, сохранению самоконтроля и перестройке деятельности при появлении непредвиденных препятствий. К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность, данные исследователи относят: содержание поставленных задач, их трудность, новизну; обстановку деятельности, мотивацию, оценку вероятности достижения цели, самооценку, нервно-психическое состояние и кроме того, эмоциональную устойчивость к стрессовой ситуации. Наиболее полное определение стрессоустойчивости дает П.Б. Зильберман. «Стрессоустойчивость — интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке». [1] Н.И. Бережная [5] рассматривает стрессоустойчивость как качество личности состоящее из совокупности следующих компонентов:

1) психофизиологического (тип, свойства нервной системы);

2) мотивационного;

3) эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;

4) волевого, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;

5) профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;

6) интеллектуального — оценка требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. Сила мотивов определяет в значительной мере эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может обнаружить разную степень ее в зависимости от того, какие мотивы побуждают его проявлять активность. Изменяя мотивацию можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость.

Копинг-поведение (coping behavior — совладающее поведение) — осознанное поведение субъекта, направленное на психологическое преодоление стресса. Автор термина — американский психолог А. Маслоу. Понятие «coping» происходит от англ. «to соре» (справиться, выдержать, совладать). В российской психологии его переводят как адаптивное, совладающее поведение, или психологическое преодоление стресса.

Копинг — поведение характеризуется осознанной конструктивной активностью личности, включающей в себя произвольный выбор; цель такого поведения — пережить событие, не уклоняясь от неприятностей.

Для совладания со стрессом каждый человек на основе собственного опыта использует выработанные им копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные) с учетом степени своих адаптивных возможностей, которые делятся на адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. В поведенческой сфере к адаптивным принято относить активное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным — поиск социальной поддержки и отвлечение, к неадаптивным — изоляцию, компенсацию с использованием допинговых средств и уход от реальности. В когнитивной сфере к адаптивным относят поиск решения проблемы и придание смысла, к частично адаптивным — ориентацию на мнение значимых других, сохранение апломба и отрицание, к неадаптивным — избегание проблемы и растерянность. В эмоциональной сфере к адаптивным относят эмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным — поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным — подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

На предпочитаемые способы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера. Выраженность тех или иных способов реагирования на сложные жизненные ситуации ставится в зависимость от степени самоактуализации личности — чем выше уровень развития личности, тем успешнее она справляется с возникшими трудностями.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Аллергия: систематизация, клинические проявления и виды


Аллерги́я (греч. αλλεργία — реакция на чужое) — сверхчувствительность иммунной системы организма, при повторных воздействиях аллергена на ранее сенсибилизированный этим аллергеном организм.

Термин «аллергия» был введен венским педиатром Клементом Фон Пирке в 1906 г. Он заметил, что у некоторых из его пациентов наблюдаемые симптомы могли быть вызваны определёнными веществами (аллергенами) из окружающей среды, такими, как пыль, пыльца растений или некоторые виды пищи.

P.G.H. Gell и R.R.A. Coombs выделили 4 основных типа реакций гиперчувствительности, просуществовавшей до наших дней, рекомендует дифференцировать аллергии на истинные аллергические реакции 1 типа и остальные 3 типа называть иммунопатологическим повреждением с указанием конкретного механизма повреждения тканей.

В норме иммунная система распознает любое чужеродное вещество, попавшее в организм, и стремится его уничтожить. При аллергии этот процесс принимает извращенную форму. Интенсивность иммунных при аллергии реакций во много раз превышает нормальную. На уничтожение аллергена бросаются такие силы, что развивается воспаление. Вырабатывается множество веществ, расширяющих сосуды, повышающих их проницаемость, раздражающих нервные окончания, вызывающих сокращение мышц, расположенных в стенках бронхов. Проявления аллергии многообразны. Характерно, что при исключении контакта с аллергеном симптомы могут пройти сами собой. Хотя бывает, что все это длится подолгу: неделями, месяцами или даже постоянно, что говорит о том, что аллерген находится где-то в непосредственном постоянном окружении больного.

Клинические проявления.

Аллергия характеризуется общим или местным воспалительным ответом на аллергены. Местные симптомы:

Нос: отёк слизистой носа (аллергический ринит).

Глаза: покраснение и боли в области конъюнктивы (аллергический конъюнктивит).

Верхние дыхательные пути: бронхоспазм, свистящее дыхание, и одышка, иногда возникают истинные приступы астмы.

Уши: Чувство полноты, возможно боль и снижение слуха из-за снижения дренажа евстахиевой трубы.

Кожа: различные высыпания. Возможно: экзема, контактный дерматит и крапивница.

Голова: Иногда головная боль, которая встречается при некоторых типах аллергии.

Систематический аллергический ответ так же называется анафилаксией. В зависимости от уровня выраженности он может вызывать кожные реакции, бронхоспазм, отёк, гипотонию, кому и даже смерть.

Разновидности аллергии.

Аллерген из внешней среды может попасть в организм человека тремя естественными путями:

·                   Во время еды и питья — пищевая аллергия.

·                   При непосредственном воздействии на кожу — контактная аллергия (например, аллергия на шерсть животных или стиральный порошок).

·                   В процессе дыхания — дыхательная или респираторная аллергия.

В холодное время года или при купании в холодной воде может развиться так называемая холодовая крапивница.

Солнечные лучи могут спровоцировать так называемый фотодерматит (аллергия на солнце). Поводом для возникновения фотодерматита может быть как солнечный свет, так и, например, посещение солярия.

Аллергены могут не только поступать извне (экзогенные аллергены), но и образовываться в самом организме (аллергены эндогенного происхождения).

Систематизация аллергенов.

1) аллергены неинфекционного происхождения: бытовые, эпидермальные, пищевые, пыльцевые, инсектные, лекарственные, промышленные,

2) аллергены инфекционного происхождения: бактериальные, грибковые, вирусные.

Бытовые аллергены.Ведущую роль в формировании респираторной аллергии играют клещи домашней пыли, основными видами которых являются клещи-пироглифы: Dermatophagoides pteronyssimimus, Dermatophagoides farinae, Dermatophagoides microceras, Euroglyphus mainei, составляющие основную часть аллергенов домашней пыли. Аллергены клещей содержатся в их теле, секретах и экскретах. Много клещей содержится в коврах, постельных принадлежностях, мягких игрушках и мягкой мебели, под плинтусами. Наилучшими условиями для роста клеща являются температура 22-26°С и относительная влажность более 55%. Микроклещи питаются частичками эпидермиса человека и животных и скапливаются в мягкой мебели, подушках и коврах. Аллергенны живые, мертвые клещи, их линные шкурки и экскременты. Основные группы аллергенов содержатся в фекалиях клещей: цистеиновые протеазы, сериновые протеазы и амилаза. Аллергены, находящиеся в теле клеща, имеют сравнительно низкую аллергенность. Активность микроклещей возрастает в сентябре и октябре. Оптимальные условия их размножения — теплый климат (выше 20°С) и относительная влажность выше 80%. Попаданию в воздух большого количества микроклещей способствует чистка ковров, мягкой мебели, постельных принадлежностей. Бытовые аллергены чаще всего вызывают аллергические заболевания органов дыхания.

Эпидермальные аллергены. Основными источниками эпидермальных аллергенов могут быть шерсть, пух, перо, перхоть, экскременты, слюна животных (кошек, собак, кроликов, овец, морских свинок, хомячков, попугаев и других грызунов и птиц), а также насекомых (тараканы), волос человека. Чаще всего аллергию вызывают эпидермис собак, кошек, шерсть (овечья, козья), набивка мебели и подушек, перо птиц (утиное, куриное). Наиболее активный эпидермальный аллерген — антиген эпидермиса и слюны кошек. Мелкие частицы аллергена (2,5 мкм) могут длительно находиться в воздухе и пыли помещений.

Пищевые аллергены. Чаще всего аллергенами являются рыба, яйца, молоко, томаты, бобы, они представляют белоксодержащие полноценные аллергены. Аллергенные свойства могут быть присущи пищевым добавкам (антиокислители, красители, ароматизаторы, консерванты) — гаптены (не полные белки), а также цитрусовые, какао, шоколад, малина, клубника, мед, яйцо, рыба. Пищевые аллергены вызывают респираторные аллергозы в основном у детей, реже участвуют в патогенезе атопического дерматита и бронхиальной астмы у взрослых.

Пыльцевые аллергены. Аллергические заболевания вызывает достаточно мелкая (

Инсектные аллергены— аллергены яда жалящих, слюны кусающих и пыль из частичек насекомых. Инсектные аллергены вызывают общие и местные реакции. У людей, сенсибилизированных к 1 аллергену насекомых, часто возникает аллергия на аллергены других насекомых в пределах одного отряда и семейства.

Наиболее часто встречаются аллергические реакции на токсины слюны кровососущих насекомых. Инсектные аллергены вызывают самые опасные формы аллергических заболеваний: отек Квинке, бронхиальная астма и чаще других являются причиной анафилактических шоков.

Лекарственные аллергены. Практически любой лекарственный препарат может привести к развитию лекарственной аллергии. Лекарства или их метаболиты в большинстве своем — гаптены. Наиболее часто регистрируются аллергические реакции на антибиотики, сыворотки и вакцины, анальгетики, сульфаниламиды, салицилаты, витамины, гормоны, седативные препараты, местные анестетики.

Промышленные аллергеныв подавляющем большинстве также являются гаптенами. Достаточно часто развивается сенсибилизация к галогеносодержащим веществам (пестициды, пенопласты, полиуретаны), эпоксидным смолам, диизоцианатам (клеющие материалы, пластики, краски), красителям, металлам и их солям, продуктам древесины (канифоль), латексу и другим производственным вредностям. В быту в качестве химических аллергенов могут выступать мыло, моющие и чистящие средства, антистатики, синтетические ткани.

Аллергены инфекционного происхождения.Причиной развития инфекционной аллергии могут быть процессы, связанные с активацией условнопатогенной и сапрофитной флоры из очагов хронического воспаления в области придаточных пазух носа, среднего уха, зубов, миндалин, желчного пузыря и других. Достаточно часто выявляется аллергия к микроскопическим грибам (патогенным и непатогенным, содержащимся в атмосферном воздухе, домашней пыли, пищевых продуктах). Наиболее аллергенными являются дрожжевые грибы.

Виды аллергий.

Термином "крапивница" обозначают аллергическую реакцию, проявляющуюся в виде зудящих волдырей на коже. Эти волдыри очень похожи на те, которые появляются при ожоге крапивой. Отсюда и название этой формы аллергии.

Крапивница бывает острой и хронической. Для острой крапивницы характерно внезапное появление обильных высыпаний, сопровождающееся сильным зудом. Волдыри появляются сразу после воздействия аллергена, а через 2-3 часа пропадают. При этом нередко поднимается температура тела, появляется озноб, тошнота, боль в животе, рвота. Эти симптомы обычно продолжаются в течение нескольких дней.

Если высыпания крапивницы регулярно (приступообразно) появляются в течение 3 месяцев и более, ее называют хронической. Для нее характерны менее обильные, чем при острой форме, высыпания. Протекает в течение длительного времени. Если причину крапивницы установить не удается, речь идет об идиопатической крапивнице.

Аллергическая реакция, проявляющаяся в виде отека кожи и слизистых оболочек, носит название отека Квинке, или гигантской крапивницы. При этом могут поражаться губы, щеки, веки, гортань или половые органы. Отек сопровождается болью, жжением, реже — зудом.

Наиболее опасен отек Квинке в области гортани — при этом возникает удушье, сходное с приступом бронхиальной астмы. Однако в отличие от астмы, сначала появляется осиплость голоса, лающий кашель, а затем одышка с шумным дыханием. Цвет лица приобретает синюшный оттенок, затем резко бледнеет. Это состояние требует неотложной медицинской помощи.

Участки покраснения кожи, зуд, сухость и шелушение кожи, возникающие у ребенка, как правило, свидетельствуют о проявлении атопического дерматита. Опасность этого заболевания состоит в том, что он может перерасти в респираторную аллергию, в частности, в бронхиальную астму. Во взрослом возрасте атопический дерматит может трансформироваться в нейродермит иэкзему, поллиноз (сенную лихорадку), аллергическую астму и т.п.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Психоэмоциональные и поведенческие особенности лиц с заболеванием крапивница


Механизм развития аллергии: наличие аутоагрессии, или агрессии, обращенной на самого себя. Аллергия имеет выраженное течение, которому способствуют несколько факторов; важнейшим из них является психическая дезадаптация. [22] Она связана с тем, что механизмы психологической защиты в это время плохо приспособлены к своей деятельности.

При наличии действующего психотравмирующего фактора эволюционно сформированная агрессивная поведенческая реакция, действие которой должно способствовать как можно более эффективному снятию эмоционального напряжения, функционирует не наружу, а внутрь. Иногда встречается случай, когда возникает неосознанное желание заболевания. [21] Проблемы, от которых избавляет наличие приступа, для человека значат намного больше, чем сам приступ, вследствие чего и возникает ответная реакция организма.

При изучении психологических особенностей личности в случаи заболевании крапивницей был обнаружен высокий уровень мотивации, при том что развитие стратегий преодоления стресса было недостаточным, механизмы психологической защиты непродуктивными, а черты характера довольно противоречивыми. В числе характерных черт отмечались: высокий самоконтроль, который заставлял избегать малопредсказуемых ситуаций, а также каких-либо видов деятельности, и внутренний запрет на проявление сильных чувств. Среди пациентов, описывавших свой характер, 70% ответили, что наблюдают у себя ранимость и повышенную чувствительность, причем имелись в виду как физические, так и психологические факторы (нюансы отношений, эмоциональные реакции и чувства). [6]

У больных крапивницей часто возникают трудности, когда им требуется принять важное решение или отстоять свое собственное. Вместо того чтобы твердо сказать «нет», они не могут ограничить несправедливые притязания окружающих. Вдобавок к этому они очень болезненно относятся к критике, какому-либо проявлению неуважения, неприязни. [18] Эти люди нуждаются в повышенном внимании и уважительном отношении к своей персоне, что может быть связано с неосознанным или осознанным желанием быть центром всеобщего внимания, чувствовать признание своих идей и проектов.

Глава II. Организация и методы исследования2.1 Характеристика обследуемых


Исследование проводилось на базе межвузовской больницы г. Томска. Экспериментальная группа для данного исследования составила 10 человек с заболеванием крапивница (8 женщин и 2 мужчин). Контрольная группа — 10 здоровых человек без аллергии (7 женщин и 3 мужчин). Возраст обследуемых от 22 до 31 года.


2.2 Описание методов исследования

ТОБОЛ(Личко А.Е., Иванов И. Я.) разработан с целью диагностики типов отношения к болезни и других связанных с нею личностных отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями. Диагностируется сложившийся под влиянием болезни паттерн отношений к самой болезни, к ее лечению, врачам и медперсоналу, родным и близким, окружающим, работе (учебе), одиночеству и будущему, а также к своим витальным функциям (самочувствие, настроение, сон, аппетит). Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». С помощью ТОБОЛ могут быть диагностированы следующие типы отношений:

1) гармоничный,

2) тревожный,

3) ипохондрический,

4) меланхолический,

5) апатический,

6) неврастенический,

7) обсессивно-фобический,

8) сенситивный,

9) эгоцентрический,

10) эйфорический,

11) анозогнозический,

12) эргопатический, 13) паранойяльный.

Шкала психологического стресса PSM-25

Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона (Lemyr-Tessier-Fillion) предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. Цель — измерение стрессовых ощущений в соматических, поведенческих и эмоциональных показателях. Перевод и адаптация русского варианта методики выполнены Н.Е. Водопьяновой. Вопросы сформулированы для нормальной популяции в возрасте от 18 до 65 лет применительно для разных профессиональных групп.

Методика определения стессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Доктора Холмс и Paгe(США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. Цель изучения и диагностики стрессоустойчивости — ограничить вредоносный эффект стресса, поддерживая качество и активность образа жизни.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.

Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; Т.А. Крюковой). Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Под копингом понимают когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности.

Полученные данные экспериментальной и контрольной групп сравнивались непараметрическим критерием: U-критерием Мана-Уитни. Был проведен корреляционный анализ по коэффициенту корреляции Спирмена.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава III. Анализ и интерпретация полученных данных3.1 Результаты исследования экспериментальной группы


С помощью ТОБОЛ был выявлен преобладающий тип отношения к болезни: эргопатический («уход от болезни в работу»). Он составил 35% от общей выборки. (Рис.1).25% составил тревожный тип отношения. И по 10% эйфорический и гармоничный типы отношения к болезни.


Рис.1. результаты ТОБОЛ
В методике определения стрессоустойчивости итоговая сумма определяет степень сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Сумма баллов — свыше 300 означает реальную опасность, грозящую психосоматическим заболеванием.

По результатам исследования видно (Рис.2), что у 60% больных этот показатель превышает критическое значение в 300 баллов. Что подтверждает гипотезу Холмса и Раге о том, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные стрессовые события в жизни человека.




Рис.2. результаты методики стрессоустойчивости
Шкала PSM-25 Лемура-Тесье-Филлиона предназначена для измерения феноменологической структуры переживаний стресса. У 40% обследуемых показатель психический напряженности (ППН) больше 155 баллов. (Рис.3.)

Что означает высокий уровень стресса, свидетельствующий о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта, необходимости применения широкого спектра средств и методов для снижения нервно-психической напряженности, психологической разгрузки, изменения стиля мышления и жизни.

ППН в интервале 154-100 баллов наблюдается у 20% больных. Средний уровень стресса.

Низкий уровень стресса, ППН меньше 100 баллов, наблюдается у 40% обследуемых, что свидетельствует о состоянии психологической адаптированности к рабочим нагрузкам.




Рис.3. Результаты PSM
По результатам адаптированного варианта копинг-стрессового поведения мы наблюдаем, что у аллергиков преобладающей поведенческой стратегией является избегание (29%), решение задачи (27%) и копинг, ориентированный на эмоции (21%).





Рис.4. Копинг — поведение (экспериментальной группы)
При обработке данных методом корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмана, р

Отрицательная корреляция наблюдается между обсессивно-фобическим типом отношения к болезни и социальным отвлечением, как стратегией избегания в стрессовых ситуациях. Избегание отрицательно коррелирует с эйфорическим типом отношения к болезни. Скорее всего, если больной выбирает стратегию поведения избегание, то он не будет пренебрежительно относится к болезни, как это делает эйфорический тип. Эгоцентрический тип отношения также коррелирует с избеганием. Наблюдается отрицательная корреляция между психическим напряжением и стратегией поведения, ориентированной на эмоции. Можно предположить, что человек, находящийся в сильном психическом напряжении не способен реагировать на стрессовые события эмоционально. Также наблюдается отрицательная корреляция между эргопатическим тип отношения к болезни и стрессоустойчивостью. Чем больше человек «уходит» в работу от болезни, тем более он подвержен стрессу. Наблюдается отрицательная корреляция между апатическим типом и стратегией поведения — избегание.


Таблица 1

Корреляция данных в экспериментальной группе. р
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.