Реферат по предмету "Медицина"


Особенности профилактики подросткового наркотизма

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….2

Наркотизм в подростковой среде………………………………………....4

Условия и факторы, приводящие к наркозависимости в подростковой среде………………………………………………………………………...8

Особенности профилактики подросткового наркотизма………………17

Профилактика наркомании…………………………………………..18

Первичная профилактика…………………………………………….18

Вторичная профилактика……………………………………………19

Третичная профилактика……………………………………………..20

Заключение….……………………………………………….……………23

Список литературы……………………………………………………….26

Введение

Проблема наркотизации населения актуализируется сегодня в мировом масштабе, становясь одной из глобальных проблем современности. Так, по данным Международной ассоциации по борьбе с наркоманией сегодня в мире насчитывается примерно 180 миллионов наркоманов, из них ежегодно уходит из жизни 250 тыс. человек. В ряде стран число употребляющих наркосодержащие вещества в немедицинских целях колеблется на уровне 5-8% от населения этих стран.1 Вместе с тем, по данным ВОЗ, если 7% населения страны употребляет наркотики, то страна находится на грани кризиса.

Самое опасное для общества в этой ситуации — это формирование наркокультуры. Особенно это актуально для молодежно-подростковой среды.

Так, первый опыт наркопотребления россиян приходится на 13 — 15 лет.2 Расширение потребления наркотиков осуществляется за счет самых младших возрастных групп, где доля хотя бы раз попробовавших наркотик вплотную приближается к 50%.

Этому немало способствует толерантное отношение со стороны закона и общества к наркоманам, благодаря чему у значительной части подростков наркотики вызывают интерес, переходящий границы обычной любознательности.

Потребление наркотиков уже не является из ряда вон выходящим явлением. Быть «обколотым», «обкуренным» модно, престижно. Жаргонные выражения наркоманов становятся широко употребляемы, среди молодежи. Плоды подобного опыта, полученные в период социализации, сохраняются на протяжении всей жизни. В образе жизни навсегда закладываются образцы социальной коммуникации, замешенной на наркотиках.

Таким образом, проблемы наркотизма, также проблемы социальной помощи наркозависимым, в числе которых снижение «возрастного порога» впервые пробующих наркотики также актуализируется с каждым годом.

Указанные проблемы активно исследовались как в прошлое, так и в настоящее время.

Изучение наркотизма в XX веке шло в рамках девиантологии, где преимущественно исследовался причинный комплекс наркотизма. Здесь следует назвать таких ученых как Р.Мертон, А.Коэн, У.Шелдон, А.Габиани, Я.Гилинский, Б.Левин, Л.Журавлева, М.Позднякова, Л.Кесельман, Л.Тимофеев, Э.Колесникова.

Собственно исследования подросткового наркотизма стало предметом изучения девианталогов не столь давно и связано с именами С.Бычкова, А.Гришко, И.Кирилллова, З.Коробкина, В.Попова, Ф.Ямбикова и других. Изменение ситуации в наркотизации, а именно, ранний возраст обращающихся к наркотикам немало способствовал выделению подросткового наркотизма в отдельный предмет познания.

В дальнейшем как западные (А.Коэн, А.Вальдман), так и отечественные исследователи (М.Позднякова, В.Афанасьев, Б.Левин, В.Лисовский, А.Габиани, Т.Боголюбова, Н.Романович, В.Звоновский, Е.Щербакова и другие) пришли к выводу, что проблема наркотизации, в том числе и подростковой, требует комплексного междисциплинарного подхода. Достижение определенного успеха в преодолении названного явления возможно лишь при координации усилий всех структур, имеющих отношение к профилактике и преодолении наркотизации молодежи: правоохранительных, психолого-педагогических, социальных, медицинских.

Целью работы является описание условий и факторов, способствующих продуцированию подросткового наркотизма и методов борьбы с ним.

Итак, актуальность проблемы исследования заключается во все более раннем приобщении к наркосодержащим веществам подростков (фактически детей), которое сформировало специфический предмет исследования – подростковый наркотизм.

1.
НАРКОТИЗМ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Интерес к заявленной социально-демографической группе не случаен и обосновывается ее специфическими характеристиками, в силу которых именно подростки наиболее подвержены риску «первой пробы», а затем употребления наркосодержащих веществ.

По данным исследования Института общественного мнения каждый девятый подросток находится в окружении постоянных потребителей наркотиков. Примерно столько же (11,6%) входят в среду, где потребление практикуется «от случая к случаю». Таким образом, почти каждый четвертый (23%) опрошенный входит в среду более или менее активного наркопотребления3.

Молодежь – это социальная группа, обладающая возрастными особенностями и свойственными ей нормами, ценностями и стереотипами поведения. В отечественной традиции молодое поколение долгие годы не было выделено в самостоятельную социальную группу. Критерием определения статуса молодежи в нашей стране являлся хронологический возраст: с 15 до 29 лет, что было формальным признаком.

Подростками принято считать молодых людей возраста 13-17 лет. Если определять молодежь как людей возраста 15-29 лет, то получается, что от 15 до 17-19 лет человека можно считать как подростком, так и представителем молодежи. Кроме того, термин «молодежь» уже предполагает некую социальную группу или общность входящих в нее членов, в то время как термин «подростки» можно рассматривать как на групповом, так и на индивидуальном уровне. Само понятие «подросток» тесно связано с особенностями данного возраста.

Подростковый возраст не случайно называют кризисным, конфликтным. По мнению Э.Эриксона это самый глубокий жизненный кризис. В этом возрасте молодой человек пытается выстроить собственную идентичность. Формирование цельной идентичности развивается по трем направлениям: бурный физический рост, половое созревание, озабоченность тем «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», необходимость найти свое профессиональное признание.

Для того чтобы применять адекватные меры по профилактике и борьбе с наркоманией необходимо раскрыть причины наркомании, и рассмотреть историко-социальные аспекты данного явления.

Наркомания (от греч. «nаrkе» — оцепенение и «mania» — безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, что постепенно приводит к глубокому истощению физических и психических функций организма.

Под физической зависимостью понимается состояние организма, характеризующееся развитием абстинентного синдрома при прекращении приема вещества, вызвавшего зависимость. Абстинентный синдром – комплекс специфических для каждого наркотического (токсического) средства болезненных симптомов (головная боль, боль в мышцах, в суставах, насморк, судороги, желудочно-кишечные расстройства, бессонница и т.п.)

Психическая зависимость – состояние организма, характеризующееся патологической потребностью в приеме какого-либо вещества с тем, чтобы избежать нарушений психики, психологического дискомфорта, вызванных прекращением приема этого вещества, хотя и при возможном отсутствии явления абстиненции.

Наркотизм – термин, обозначающий степень распространения социального явления, болезни – наркомании – в конкретном обществе. Наркотизм – это в первую очередь социальная проблема, имеющая множество аспектов (медицинский, юридический, биофизиологический, политический, экономический и т.д.).

История употребления наркосодержащих веществ имеет не одно тысячелетие. Первые исторические записи о прошлом человечества содержат данные о том, что практически все народы, начиная с доисторического периода, употребляли наркотики растительного происхождения из-за их необычайных способностей – изменять установившийся взгляд человека на мир, уводить в мир иллюзий, тем самым, подкреплять веру в могущество сверхъестественных сил. Из исторических документов известно, что шумеры, китайцы, индейцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков, а их потребление контролировалось колдунами, жрецами и шаманами. Право употребления наркотиков имели только избранные, да и то с определенной целью. В современном обществе употребление наркотических веществ в определенных (медицинских) случаях является доступным.

Немедицинское потребление наркотических веществ, как правило, выполняет в нашем социуме те же функции, что и в традиционных:

1) анестезирующую (с их помощью снимается физическая боль);

2) седативную (подавляет на время ощущения тревоги, непонимания, душевные волнения);

3) психостимулирующую (временно снимают усталость);

4) интегративную (облегчают общение между людьми);

5) протестную (как форма «ухода» от житейских невзгод и конфликтов).

В Европе изучение действия наркотиков получило развитие лишь в XVIII — XIX вв. и связано это было с «железным занавесом» между Европой и Востоком, установленном католической церковью и ее запретом на чтение и изучение наследия греков и римлян. Изменение ситуации, активная торговля Европы и Востока породило использование, в медицинских целях, наркосодержащих веществ.

В этот же период возникают первые салоны, и клубы где употребляются наркотики. Появляются первые наркозависимые, и возникает проблема их лечения и реабилитации.

В период с 1799 по 1806 гг. немецкий фармацевт, химик Фредерик Зертюрнер проводя опыты с целью получения лекарства, избавляющего от наркозависимости, создает первый синтетический наркотик – морфин.

На протяжении всего XX в. наркотики, как и причины, их употребления, модифицируются, распространяются, почти во всех странах объявляются официально преследуемым злом. Однако проблема оказывается так и не разрешенной.

Состояние наркологической службы страны оставляет желать лучшего. Недостаточное финансирование, отсутствие четкой концепции клинической деятельности, определенная правовая и организационная инертность безусловно снижают качество наркологической помощи. Системы помощи детям и подросткам-наркоманам практически не существует, а если и существует — в виде подросткового кабинета в структуре нарко диспансера, то оказывается практически беспомощной. Жесткая централизованность наркологической службы не позволяет в полной мере учитывать специфику того региона, в котором приходится работать наркологам. В перспективе трудно ожидать «волшебного» превращения региональной наркологии в адекватную, динамично развивающуюся службу, способную решать актуальные проблемы, в том числе молодежной наркомании.

Поэтому можно сказать: наркомания – проблема не только прошлого, а главным образом, настоящего и будущего. За последние 5 лет количество наркоманов в мире, и в России в том числе, возросло примерно в 4 раза. Учитывая, прежде всего возрастную категорию большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически треть нового поколения страны. Особое беспокойство российского общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Принципиально важно отметить и то, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход от разного рода «легких» наркотиков к «тяжелым». Вызывает тревогу и то, что наркотики становятся все более и более доступными для подростков, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия. 2. УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРКОЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Подростковый возраст — возраст становления. Подросток еще плохо знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем хочется составить собственное мнение. Одним из важных вопросов, который требуется разрешить для отыскания способа борьбы с наркотизмом – вопрос о тех условиях, факторах, причинах, которые провоцируют начало наркопотребления у подрастающего поколения.

(1) Первое место занимает дурное влияние среды или влияние моды4. Потребление наркотиков связывают со стремлением подростков с одной стороны идентифицироваться в окружающей среде, стать членом референтной группы, а с другой – следование стилю жизни кумиров, многие из которых умерли от передозировки.

(2) Важное место в причинном комплексе занимает потребность в
достижении, заключающаяся в стремлении личности улучшать результаты своей деятельности. Формируется из двух основных компонентов – стремления к успеху и избежание неудачи. Она не является врожденной, а представляет собой продукт социального научения. Такая потребность возникает в результате тревоги, беспокойства, вызываемых страхом неудачи, и поэтому часто компенсируется наркотиком.

(3) К потребностям достижения можно отнести и потребность в признании. Она выражается в стремлении добиться высокой оценки со стороны уважаемых людей, референтной группы. Согласно исследованиям, у лиц с высоким уровнем реализации потребности в признании отмечено раннее приобщение к алкоголю и наркотикам. Их средний возраст – 12-13 лет.
(4) Наркотики также используются как средство повышения самооценки и самоуважения и средство компенсации. Неумение, беспомощность, некомпетентность, робость, зависимость, чувство вины, деланная раскованность и бравада в поведении, потребности в достижении цели с невозможностью реализации – все это может привести к употреблению наркотиков в подростковой среде.

(5) Потребность в общенииимеет большое значение для молодого человека. Неудовлетворенность этой потребности, особенно в кругу семьи, ведет к развитию адекватного поведения, а в дальнейшем может привести и к наркомании. Уровень значимости общения в кругу семьи у большинства наркоманов низок – в 2,5 раза ниже, чем в кругу друзей.

(6) Наркотики могут употребляться в целях удовлетворения потребности в релаксации, а также изменения эмоционального состояния. Разрядка нервно-психического напряжения (снижение способности контролировать свои эмоции, побуждения, стремление избавиться от необходимости принимать решения и т.д.) может быть самостоятельным мотивом наркотизации, независимо от типа и характера личности.

(7) Как средство получения удовольствия(наиболее распространенный
тип мотивации) потребления наркотика оказывается «счастливой находкой», дающей возможность испытать сильное чувственное наслаждение.

(8) Ретретизм как возможность ухода от действительности и связанных с ней проблем (тяжелый быт, его неустроенность, безработица и т.д.) также может быть условием, провоцирующим начало наркопотребления у подрастающего поколения. Согласно социологическому опросу, эту причину, в среднем, выбирает каждый четвертый респондент5.

Одним из направлений исследования причин наркомании является изучение личности наркомана и его социальных связей.
Выделяются разные категории наркоманов по их отношению к наркотикам. Приведем перечень некоторых индивидуальных черт, которые авторы считают факторами риска наркомании:6

— нерешительность;

— интровертность;

— низкая переносимость отрицательных эмоций;

— склонность к тоске и депрессии;

— безответственность;

— психические отклонения и болезни;

— недостаток жизненных интересов;

— духовная пустота;

— неинформированность о вреде наркотиков;

— попытки самолечения;

— желание быть социально принятым;

— ставка на одобрение извне;

— восстание против общепринятых социальных ценностей;

— потребность в снижении напряжения и беспокойства;

— чрезмерное любопытство.

Экспериментальные исследования отечественных психологов и социологов показали, что начало отклоняющегося поведения тесно связано с особенностями характера. Каждый тип характера имеет как бы свое «слабое место». «Если психическая травма, эмоциональный стресс или просто трудная ситуация в жизни задевает эту уязвимую черту, то возникают разного рода срывы – от невротических реакций до состояния тяжелой и длительной психической дезадаптации с асоциальным поведением7.

По мнению исследователей, личность наркомана отличают черты незрелости: неустойчивость и невыраженность интеллектуальных интересов, твердых нравственных норм, чувство стадности и несовершенная адаптация, невыносимость стрессовых ситуаций, склонность к колебаниям настроения8.

Особое внимание ученые обращают на такую черту наркоманов как любопытство. Так, П.Бэлчи выводит целую теорию о том, что причиной наркомании является искушение, и соотносит наркоманию с азартными играми9.

Наиболее известное исследование героиновой наркомании английского ученого И. Чейна показало, что основной мотив употребление героина вовсе не поиск эйфорических удовольствий, как полагают другие авторы, а попытка избежать неприятных эмоций, беспокойства, депрессии, тоски и подавленности. И. Чейн установил, что наркоманы еще до начала употребления героина имели значительные личностные отклонения от нормы: слабую волю, неумение сдерживать свои эмоции, стремление к поддержке извне. Неудовлетворительным было так же семейное положение наркоманов10.

Как я уже отметила, первоначальная тяга к употреблению наркотиков возникает в тех ситуациях, когда человек не может справиться с естественными проблемами своего возраста. Процесс взросления состоит из непрерывных вызовов со стороны общества.

Любая задержка в становлении личности, во взрослении затрудняет адаптацию подростка к обществу и тем самым создает фактор риска наркомании.

Частое употребление наркотиков как психостимулирующих средств связано с неосознанным желанием как-то отложить, отодвинуть решение проблем новой, взрослой жизни. Наркоман уходит в мир фантазий и иллюзий, оказываясь неспособным к ответственному и рациональному принятию «взрослых» решений. Иногда такие ситуации, чреватые кризисами личности, возникают в результате потери близкого человека. При этом к приему психоактивных средств подталкивает не только желание заглушить горе, но и страх перед эмоциональной пустотой, боязнь самостоятельности, одиночества. В такие периоды требуется повышенная чуткость и забота со стороны окружающих людей.

По мнению специалистов-неврологов, в развитии наркомании немаловажную роль играют психологические черты личности, нарушения или поражения центральной нервной системы. По наблюдениям врачей, у лиц с такими нарушениями отмечается ускоренное формирование наркозависимости. Однако вопрос о психической предрасположенности к наркомании еще недостаточно изучен специалистами.

Толчком к приему наркотиков могут послужить стрессы, неприятно­сти или конфликты в семье, со сверстниками, т.е. ситуации, требующие быстрой и правильной адаптации. Наиболее частым мотивом первого приема наркотика были: желание забыться, снять внутренний дискомфорт, любопытство на фоне вялости и пассивности. Таким образом, атипичность начала наркотизации, выявляющаяся уже в побудительных тенденциях, направлена, скорее, на «самолечение», а не на поиск эйфории, являющейся обязательным и неотъемлемым условием начала наркотизации, а главное — повторением приема наркотика. Исследования показывают, что у значительной части взрослых наркоманов «наркотический старт» как раз относится к несовершеннолетнему возрасту.

Среди условий, провоцирующих развитие наркомании, важна доступ­ность наркотических средств. Практика показывает: увеличение числа потребителей наркотиков, а также преступлений, связанных с их незаконным распространением, фиксируется там, где существуют источники рас­тительного наркотического сырья. Вся история борьбы с этим явлением свидетельствует о том, что уничтожение одних источников поступления наркотиков порождает другие.

Вместе с тем распространение наркотизма зависит и от других обстоятельств, которые, прежде всего, обусловлены социальным статусом личности, употребляющей наркотики, ее социально-психологическим характером. Следует уточнить, что желание употреблять наркотики, как правило, не возникает внезапно. Совокупность как положительных, так и отрица­тельных взглядов, индивидуальных черт, привычек и традиций формируется постепенно, на протяжении определенного периода времени. Поэтому в отношении конкретного человека эти явления и процессы могут выступать причинами неблагоприятного формирования личности.

Социологи фиксируют сегодня кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей. Несмотря на конфликты с родителями, семья является для них значимой сферой жизни.

Она влияет на ее членов через традиции, сложившийся стиль общения, эмоциональную атмосферу, самим укладом жизни программируя дальнейший жизненный путь детей. Среди традиционно выполняемых семьей функций на первое место в условиях нестабильного общества выходит психотерапевтическая, «поддерживающая» функция, дающая ее членам чувство защищенности и психологического комфорта. В зависимости от того, насколько полно реализована эта функция, можно судить о степени благополучия семьи, ее возможности противостоять девиантному поведению молодого человека. Родители, употребляя социально приемлемые наркотики – сигареты, алкоголь, сами того не подозревая, формируют установку подростков на прием наркотических веществ как «нормального» общепринятого поведения.
Вообще, большинство социологов усматривают корни наркомании именно в семье, в разрушении нормального взаимодействия между родителями и детьми. Неполная семья, семейные разрывы и конфликтная обстановка явления, сопутствующие наркомании. Очевидным фактором риска может быть также наличие в семье наркомана, алкоголика или курителя сигарет. Фактором, способствующим наркомании, является недостаточное внимание, уделяемое ребенку со стороны родителей. Следует отметить и то, что в семьях наркоманов чаще, чем в других семьях, возникают различные болезни, используются лекарственные препараты. В сознании подростка постепенно формируется стереотип, что все жизненные проблемы можно решить приемом какого-либо лекарства. В ряде случаев это психологически облегчает переход к употреблению наркотиков.

Вышеназванное теоретическое обоснование проблемы было подтверждено в ходе исследования семей наркозависимых. Благополучной свою семью считает примерно половина респондентов (47% – в материальном и 54% – в психологическом отношении), пятая часть опрошенных склонна оценивать свою семью как неблагополучную (22% – в материальном, 18% – в психологическом плане). На конфликты между родителями указывают 57%, на полное отсутствие взаимопонимания с родителями – 20% респондентов. Значительная часть опрошенных испытывает негативные действия со стороны кого-либо из членов семьи: обиды и оскорбления отмечают 51%, психологическое давление – 46%, безразличие, невнимание – 29%, агрессивное поведение, физическое насилие – 16%, сексуальные домогательства, нежелательные контакты – 2%. Кроме того, у 16% респондентов родители ведут беспорядочный, а у 5% – нездоровый образ жизни. 24% отметили, что члены семьи злоупотребляют спиртными напитками, а 6% – указали на употребление в семье наркотиков. Реакция родителей, которым известно о пристрастии своих детей, следующая: 34,3% отцов и 33,7% матерей пытаются убеждать и проводят беседы; 28% отцов и 19,3% матерей переживают и уговаривают пожалеть их и себя; 2,8% матерей и 15,7% отцов наказывают; 6,9% матерей и 8,3% отцов ведут себя спокойно, ожидая, чем все кончится11.

Показательно, что в 42% случаях в семьях, где отец занимается бизнесом, является предпринимателем или руководителем предприятия, дети хотя бы раз пробовали наркотики. В семьях, где такое положение занимает мать, эта цифра еще выше и составляет 46,4%; там, где мать является работником государственного или муниципального управления, – 41,1 %.; в семье, где мать не работает, эта цифра также велика – 39,2%.12

Проявление негативного отношения или жестокого обращения в семье также увеличивает риск употребления наркотиков. Так, безразличие, невнимание, оскорбления со стороны членов семьи увеличивают число попробовавших наркотики на 2%, а психологическое давление, агрессивное поведение или физическое насилие — на 7%. Иными словами, экономическое и психологическое состояние семьи также является важнейшим фактором.

Социально-опасным условием наркотизации исследователи отличают снижение возрастного порога первой пробы, что оказывает наиболее пагубное влияние и способствует ускорению процесса наркотизации.

Специфика возраста является решающим фактором при передаче информации, моделей поведения, возможности самоутверждения. Следовательно, групповая зависимость и взаимовлияние являются одной из существенных причин распространения интереса к наркотикам. В обществе, где потребление наркотиков не является традиционным, девиантное поведение в форме наркотизации возможно лишь при условии достаточной информированности о действии наркотиков и наличии в среде молодых людей носителей «наркотического опыта».

Если в семье ребенок не ощущает теплоты и заботы, если при этом он не занят в школе, то это, естественно, толкает его на улицу, во двор, делает его членом случайной компании сверстников, среди которых могут оказаться наркоманы. Как правило, среди наркоманов большинство плохо училось в школе, не имело успеха в своих делах, было изгоем. Стремление найти поддержку со стороны, которой подросток лишен в семье, толкает его в группу сверстников, где чаще всего и происходит первоначальное знакомство с наркотиками. Среди этих групп культивируется повышенная оценка употребления наркотиков как образца мужского поведения. Подросток со слабой волей не может противостоять нажиму со стороны сверстников. Маргинальная среда создает свою субкультуру, специфическую систему норм поведения и оценок. Именно здесь нередко и происходит так называемое «подсаживание на иглу», т.е. приобщение к наркотикам.

Второй по значимости субъект влияния на поведение подростков – образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современных молодых людей

Иными словами, каждый факт употребления наркотических средств вызван не одной какой-либо изолированной причиной, а совокупностью причин и условий, действующих в разное время и в различных обстоятельствах. Не учитывая этого, трудно объяснить, почему один человек стал употреблять наркотические средства, а другой, находясь в таких же условиях, даже и не думал о наркотиках.


3. ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО НАРКОТИЗМА

Наркотизация – одна из многих форм девиантного поведения; будучи основной в конкретном случае, она всегда сочетается с рядом других форм отклоняющего поведения.

Так, практически обязательно прием наркотиков влечет за собой отчуждение от здоровой среды, остановку в развитии и приобретении профессиональных навыков, паразитизм и преступность. Поэтому воздействие на девиантную часть молодежи требует участия многих служб общества: социологов, педагогов (дефектологов), правовых учреждений, медиков (наркологов и психоневрологов).

Человечество борется с распространением наркотизма в двух направлениях – с предложением и со спросом на наркотики. Но есть еще третье важнейшее направление – профилактика, лечение и реабилитация наркозависимых. И для реализации этого направления необходимы умные, аргументированные образовательные программы, информирующие детей и подростков, юношей и девушек об опасностях, которые ожидают потребителей наркотиков. Общеизвестно, что предупреждение любых недугов, в том числе и социальных, гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Важно объяснить, что наркотики делают человека «счастливым и беззаботным» на короткое время, но одновременно он превращается в безвольное существо, заботящееся лишь о том, где и как добыть очередную дозу.
3.1 Профилактика наркомании – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих распространению и употреблению ПАВ, на предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случаев заражения ВИЧ-инфекцией, гепатитом, заболеваниями, распространяемыми половым путем, и т.д.).

В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

3.2 Первичная профилактика– это комплекс превентивных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психоактивных веществ.

Она рассчитана на все слои и демографические группы населения, но, прежде всего на детей и подростков. Программы первичной профилактики включают антинаркотическую пропаганду, приобщение к посильному труду, организацию здорового досуга, вовлечение молодежи в общественно полезную творческую деятельность, занятия спортом, искусством, туризмом и т.д.

Наиболее целесообразно проводить первичную антинаркотическую профилактику в школах в соответствии с утвержденными программами. Но в силу специфичности предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики проведения профилактических занятий. Основные опасения: возможность спровоцировать повышенный интерес школьников к различным аспектам наркотизации и боязнь подтолкнуть их к употреблению наркотических веществ. Поэтому занятия по профилактике всех форм наркомании должны проводить специально подготовленные педагоги.

Задачи первичной профилактики:

1. Внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников.

2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям).

Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем; выявить родителей нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи).

Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школах и по выявлению группы риска).

3.3 Вторичная профилактикаориентированна на группу риска. Объектомэтой формы профилактики являются молодые люди, подростки и дети, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к употреблению любых ПАВ (подростки с выявлениями социально-педагогической запущенности, с пограничными нервно-психическими расстройствами, с отягощающей наследственностью, дети из неблагополучных семей и т.д.). Цель вторичной профилактики – раннее выявление начавших употреблять ПАВ и помощь потенциальным алкоголикам, токсикоманам и наркоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. В этих случаях требуется целенаправленная, чаще всего совместная работа квалифицированных специалистов-врачей, психологов, дефектологов, педагогов с целью активизации волевых ресурсов подростков, молодых людей, а иногда и детей, злоупотребляющих тем или иным видом ПАВ. Главная задача вторичной профилактики – предупредить формирование устойчивой зависимости от принимаемого, интоксиканта

Задачи вторичной профилактики:

1. Работа с детьми групп риска (выявление патологий, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работ с ними).

2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе снятие напряжения, психотерапия творческим самовыражением и т.д.).

3. Работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия, оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

3.4 Третичная профилактика– это оказание помощи людям, страдающим наркоманией. Она включает в себя диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия. Ее цель –предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека. В этом случае речь идет уже о трудноизлечимой болезни, требующей серьезного лечения, успех которого наиболее вероятен лишь при твердом намерении больного, побороть свой недуг.

Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда появились все трагические последствия потребления наркотических средств и помощь малоэффективна.

Задачи третичной профилактики:

1. Формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики).

Создание групп взаимопомощи.

Взаимодействия с группами «Анонимные наркоманы».

Объектом работы учителей, воспитателей, социальных работников и пропагандистов здорового образа жизни являются первичная и частично вторичная профилактика; при хорошо продуманной методики их проведения предотвращение ранней наркотизации детей и подростков вполне реально. Третичная профилактика – прерогатива медиков и близких больному людей. В большинстве случаев у сформировавшихся наркоманов не хватает сил и мужества самостоятельно преодолеть зависимость, бороться со своим падением. Чтобы вернуться к жизни, от которой они хотели убежать с помощью наркотиков, им необходима помощь друзей и родных, сознающих, что силу этой болезни не одолеть. Нужны такт, доверие, благорасположение, сознание у больного ощущения безопасности и самостоятельности, а также уверенности в том, что его любят.

Однако все труды могут оказаться напрасными, если у самого больного не будет страстного, осознанного, непреодолимого желания избавиться раз и навсегда от поработившего его страшного недуга. Вот почему, по мнению психологов, наиболее надежным барьером на пути распространения наркотиков являются первичные меры – своевременное предупреждение потенциальных потребителей алкоголя, табачных изделий, наркотических и токсикоманических средств.

Многоаспектность и сложность причин и условий, способствующих наркотизации детей, подростков и молодежи, обуславливают необходимость комплексного характера мер профилактики этого социального зла.

Организацию широкой профилактики употребления наркотических средств и психотропных веществ необходимо начинать с разработки целевых программ, направленных на снижение спроса на наркотики и на подготовку специалистов, способных реализовать эти программы.

Цель профилактической работы – создание в молодежной среде ситуации, препятствующей росту спроса и злоупотреблению, какими-то ни было интоксикантами.

Из числа учреждений, имеющих возможность участвовать в антинаркотической профилактике, образовательное учреждение как социальный институт располагает уникальными возможностями для успешной реализации ее задач, поскольку просветительскую деятельность оно может вести на протяжении всего периода обучения детей и подростков.

Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося. У педагога имеется свободный доступ к семье подростка при необходимости анализа и контроля беспокоящей его ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наркотизм – термин, обозначающий степень распространения социального явления, болезни – наркомании – в конкретном обществе. Наркотизм – это в первую очередь социальная проблема, имеющая множество аспектов (медицинский, юридический, биофизиологический, политический, экономический и т.д.). Но ключевая сторона проблемы – социальная, возникающая как болезненная реакция общества на проблемы личности и окружающей социальной среды.

Особую озабоченность в современном обществе вызывает распространение подросткового наркотизма, т.е. распространение такой ситуации, когда группа молодежи имеющая хронологическую границу 13-17 лет, и находящиеся в возрастной фазе кризиса идентичности, при переходе из детства во взрослое состояние, имеет опыт «первой пробы» наркосодержащих веществ в немедицинских целях.

Наркотизм, как социальное явление имеет глубокие исторические, а возможно, и биологические корни. Наркотики выполняют вполне определенные социальные функции. С их помощью снимается или ослабляется тревога, усталость, они облегчают общение между людьми. Социологи объясняют потребление наркотиков как форму «ухода» от житейских трудностей и конфликтов. В приеме наркотиков видят бегство не только от условий существования, но и от всеобщей стандартизации, регламентации жизни в современном обществе. Таким образом, употребление наркотиков – это результат прежде всего социальной неустроенности, неблагополучия, отчуждения в обществе, утраты или отсутствия смысла жизни.

В обобщенном виде можно выделить два основных комплекса факторов наркотизации российского общества. Во-первых, «предрасполагающие факторы», к которым относятся: социально-экономический кризис, кризис ценностей и идеалов, ослабление жизненных перспектив, неуверенность в настоящем и будущем, разрушение традиционных институтов социализации и воспитания, плохая организация досуга, бездуховность социальных образований. Во-вторых, «производящие» факторы, включающие господствующие идеи и внешние события, подражание, моду, влияние масс, а также потребность в общении, изменении эмоционального состояния.

Серьезной проблемой является адекватное поведение людей, определяемое как стремление к уходу от реальности. В связи с неуверенностью в завтрашнем дне многие стремятся помочь себе, искусственно изменяя свое психическое состояние. Поэтому, так важна профилактическая работа, целью которой должно стать создание социально-психологической помощи всем возрастным группам подростков. Для этого необходимо сделать следующее.

1. Разработать и реализовать региональные профилактические программы двух типов: по «группам риска» и охватывающие все население детского, подросткового и юношеского возраста, причем оба типа программ должны быть комплексными.

2. Создать целостную государственную программу в масштабах страны и каждого региона в отдельности, которая должна быть адресной.

3.Осуществляя профилактику наркомании, основываться на достоверных и точных сведениях о распространенности данного явления, в том числе с использованием приближенной к реальности картины латентной наркомании, практиковать четко структурируемый подход, ранжируемый по возрастным группам, а также в зависимости от степени вовлеченности в наркоманию, для постоянного мониторинга динамики проблемы проводить регулярные пилотажные исследования среди различных групп подростков города.

4.В условиях постоянно растущего рынка «предложения» наркотиков развивать у населения навыки охранительного поведения, укреплять социально-психологический, антинаркотический иммунитет у детей и подростков. В связи с этим разумно начинать профилактическую работу уже с дошкольного возраста.

5.Осуществлять тщательную оценку эффективности превентивных мер и их более широкое внедрение в практику предупредительной работы с подростками города.

В заключение отмечу, что ни один подход, используемый в отдельности, не способен решить такую сложную проблему, как наркотизм. Только разумное сочетание различных подходов и программ способно привести к улучшению или хотя бы к стабилизации ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Быков С. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптированности // Социс. – 2000. – № 4. – С.48-52.

Габиани А. Кто такие наркоманы? // Социс. – 1992. – №2. – С.78-83.

Гаранский А. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. – М., 2003. – 352 с.

Гаранский А. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. – М., 2002. – 471 с.

Гилинский Я. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социс. – 1991. – №4. – С.72-78.

Гришко А. О наркомании среди подростков //Социс. – 1990. – №2. – С.100-102.

Журавлева Л. Факторы и условия наркотизации молодежи // Социс. – 2000. – № 6. – С.43-48.

Кесельман, Л., Мацкевич, М. Социальное пространство наркотизма. – СПб., 2001.

Крылова М. Наркотизм: масштабы, проблемы //VIII Державинские чтения: конференция преподавателей, аспирантов, студентов. – Тамбов, 2003. – С.253

Лисовский В. Колесникова Э., Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001. – 196 с.

Личко А., Лавкой И. Акцентуации характера у подростков // Психологический журнал. – №2. – 1987. – С.11-114.

Пятницкая И. Наркомания.– М., 1990. – 88 с.

Романович Н., Звоновский В. Общественное мнение о наркотизме: Опыт региональных исследований // Социс. – 2004. – №6. – С.54-61.

Рущенко И. Латентные социальные процессы: теоретические и практические аспекты исследований наркомании //Социс. – 1999. – №10. – С.74-85.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.