Реферат по предмету "Медицина"


Определение взаимосвязи между хронотипом учащихся 6 х классов и особенностями организации занятий

--PAGE_BREAK--Занимающимся гантельной гимнастикой небезынтересно знать, что мышечная сила также колеблется в течение суток. Установлено, что максимальные значения показателей силы отмечаются в 5, 12, 1б, 20 и 24 часа, а минимальные — в-2, 9, 14, 18 и 22 часа (причем как у мужчин, так и у женщин). Со статическими напряжениями организм хуже справляется в 8, 10 и 14 часов, а лучше — в 18 и 20 часов.
Известно, что даже спортивные результаты в ряде случаев «подчиняются» закономерностям биоритмов. Исследования лиц, не имеющих высоких спортивных разрядов, показали, что с 16 до 19 часов результаты в прыжках в длину, в толкании ядра и в беге на короткие дистанции были на 10-26 процентов выше, чем в период с 13 до -14 часов. Исследования спортсменов показали, что под влиянием стандартной нагрузки максимальный прирост частоты пульса отмечается в 13-14 часов этот период считается наиболее неблагоприятным для выполнения больших физических нагрузок.
Наиболее эффективны тренировки, проводимые в период от 10 до 12 и от 15 до 18 часов. Однако соревнования нередко назначаются именно на 12-14 часов, и спортсмены вынуждены выступать в «неблагоприятные» часы. Однако и в этом случае тренироваться все же следует в наиболее благоприятные часы суток и только за 1,5-2 недели до соревнований перенести тренировки на время предстающего выступления. Исследования показали, что такая перестройка дает положительные результаты. Оговоримся, что, конечно, не у всех спортсменов можно наблюдать — одинаково значительные те колебания результатов в течение суток: сказываются и в индивидуальные отличия, и уровень тренированности спортсменов. Медицинские наблюдения и обследования лучше проводить в «неблагоприятные» часы суток. В 3 эти часы снижаются компенсаторные возможности организма и легче выявить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.
Окружающее нас мироздание наполнено ритмами. Мир ритмов находится и внутри — нас. Наши биоритмы — часы здоровья, и от точности их хода зависит бодрость полнота мироощущения, работоспособность и долголетие.

Хронотипы человека.
Многие родители знают, как тяжело поднимать ребенка с постели в ранние утренние часы. А вечером его не легче уложить спать — в это время он наиболее активен. Однако есть дети, которые любят рано вставать и охотно укладываются спать. Подобные различия сохраняются на всю жизнь. В чем их причины?
Ученые выявили, что по различному и всегда индивидуальному расположению акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа — «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние). Их различия проявляются в функциональных возможностях организма в те или иные часы суток. А это, в свою очередь, связано с целым- рядом других характеристик конституции. Известно, что важнейший показатель реактивности организма — его способность переносить нехватку кислорода (гипоксию). Так вот, оказалось, что «жаворонки» отличаются минимальной устойчивостью к гипоксии. Не будем углубляться в другие, обнаруженные медиками и физиологами, отличия, присущие организмам людей разного хронотипа (тут и объемы выделяемого железами адреналина, и тонус блуждающего нерва, и выделение с мочой некоторых продуктов метаболизма, и многое другое) Скажем только, что они, безусловно, подтверждают давным-давно сложившееся на бытовом уровне деление людей на три основных хронотипа. Нас здесь больше интересует другое: отличия в поведении, в возможностях организма людей разных типов надо учитывать, используя оптимальные периоды психофизиологического состояния для повышенных нагрузок и щадя организм в периоды естественного спада активности. Ибо характер временной организации существенная особенность конституции личности, с чем сейчас, пожалуй, согласны специалисты различных научных школ.
 «Жаворонки» в утренние часы имеют четко выраженную синхронизацию работоспособности, уровня функционального состояния центральной нервной системы и ее периферического двигательного отдела. У «сов» же в утренние часы отмечено повышенное напряжение функций центральных регуляторных систем. Статистически доказано, например, что в утренние часы «совы» делают в полтора раза больше ошибок при чтении корректур, чем «жаворонки».
Ну, а «голуби»? У лиц этого хронотипа наблюдаются особенности как «жаворонков», так и «сов». Например, они не любят очень рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Их работоспособность имеет два пика — в 10-12 и в 15-18 часов. Лица этого типа любят нормальный 7-8 часовой сон, придерживаются нормального режима дня.
Люди разных хронотипов неодинаково реагируют на множество внешних воздействий. Так, организмы примерно одинаково тренированных спортсменов проявляют неоднозначную реакцию в зависимости от их хронотипов на пребывание в сауне. У «сов» в 9-10 часов утра после сауны частота пульса значительно выше, чем у «жаворонков» и «голубей». В вечерние часы они меняются местами, и более напряженную реакцию сердечно-сосудистой системы показывают «жаворонки». Неоднозначная реакция у лиц разного хронотипа наблюдалась и на лекарства и даже их дозы.
Изучалась и реакция спортсменов на физическую нагрузку в разные часы суток. При выполнении стандартной нагрузки на велоэргометре в поздние утренние часы и дневные часы лучшую реакцию по пульсу и биохимическим показателям можно было наблюдать у «голубей». «Совы» же и «жаворонки» трудились с большим напряжением и явно большими затратами энергии.
Американские, ученые пришли к очень интересному выводу: среди высококвалифицированных спортсменов происходит как бы «естественный отбор». Образно говоря, «вид спорта сам выбирает свой хронотип». Но это касается именно спортсменов высокой квалификации. Среди малоквалифицированных игроков в гольф («утренний вид спорта») и водное поло (преимущественно «вечерний вид спорта») по количеству тех или иных хронотипов разницы не было обнаружено. Когда же стали анализировать команды игроков высокой квалификации, обнаружилось: среди игроков в гольф преобладали «жаворонки», а в составе команд водного поло — «совы». Сходная картина была. Выявлена при обследовании дельтапланеристов в нашей стране. Среди квалифицированных спортсменов у них; преобладали «жаворонки».
Спортсмены и сами замечают, что они по-разному переносят нагрузки в утренние и вечерние часы. Возникает вопрос: как же быть спортивным «совам» или «жаворонкам», если они увлеклись «не своим» по времени видом спорта? Ответ может быть найден правильной организацией тренировочного процесса. В настоящее время спортсмены для достижения высоких спортивных результатов тренируются и дважды, и трижды в день. Но наибольший эффект от специализированной большой нагрузки будет только в том случае, если она предложена в часы оптимального ее восприятия организмом. Следовательно, для «жаворонков» и «голубей» высокие тренировочные нагрузки более целесообразно предлагать в первой половине дня, а для «сов» — во второй. (За 1-2 недели до соревнования надо, конечно, тренироваться в часы его проведения.)
Учет хронотипа важен, разумеется, не только для спортсменов. Представьте себе студенческое общежитие, где в одной комнате проживают «совы» и «жаворонки». Одни рано встают и будят соседей, другие вечерами поздно читают, работают. Одни любят утром плотно позавтракать, другие вечерами затевают готовку основательного ужина. В результате — постоянное раздражение друг на друга, усталость, непродуктивность занятий.
В Кишинёве был проведен очень показательный эксперимент: студентов протестировали для выявления их хронотипа и расселили по комнатам «сов» вместе с «совами», «жаворонков» — с «жаворонками», «голубей» — с «голубями». Успеваемость значительно повысилась. Тем, кто в свое время жил в общежитии, понятно, как хорошо стало этим студентам жить.
Один французский психолог пишет: «Общество бичует «сов», которые охотно бы отказались ходить в школу утром. Еще совсем маленьких, нас учат не обращать внимания на наше тело и не доверять своим ощущениям. Мы вынуждены ходить в школу с восьми до шестнадцати часов и подчиняться
произвольному рабочему расписанию. Поэтому ничего удивительного нет в том, что мы потеряли контакт с нашим телом, страдаем многими болезнями, а к пятидесятилетнему возрасту «наживаем» массу патологии». Действительно, стоит ли детей-«сов» заставлять- учиться в первую смену, если в школе есть вторая?
Как показали исследования В. А. Доскина и Н. Н. Куинджи, хронотип — ребенка, во многом определяет и его поведенческую активность, и реактивность его организма. Вот почему они должны служить одним из важных ориентиров для разработки — научно обоснованного режима труда и отдыха. «Жаворонки-школьники показывают повышение внимания в 8-10 часов, а «совы» бывают внимательней в 16 часов. Как же не учитывать этой закономерности?
Те же авторы установили и еще один интересный факт: но мере увеличения возраста, с 10 до 45 лет, происходит постепенное расширение зоны биоритмологического оптимума активности, т. е. организм «отвоёвывает» все больший промежуток времени максимального подъема работоспособности.
В зарубежных странах на хронотип человека обращают серьезное внимание. Многие крупные предприятия стараются подобрать персонал для ночных смен исключительно из «сов». Это повышает производительность труда, снижает травматизм и процент брака. «Совы» обычно охотно идут на это, особенно с учетом дополнительного вознаграждения за ночную работу. Добавим, что у «жаворонков», вынужденных работать ночью, значительно чаще возникают заболевания желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы, чем у «сов».
Кстати, американские ученые установили, что для снижения неблагоприятного влияния ночной работы на организм следует увеличить в рационе долю белковой пищи. Есть и другие способы компенсации. Установлено, например, что работоспособность в ночную смену остается на достаточно высоком уровне или снижается незначительно, если с момента начала работы постепенно увеличивать освещенность рабочего места. Таковы выводы из экспериментов, проведенных не только с рабочими и работницами на производстве, но и с ночными сиделками, медицинскими работниками и др. Объясняется же это довольно просто: степень утомления зрительного анализатора при таком, постепенно увеличивающемся, освещении ниже на 20 процентов, чем в обычных условиях.
Не только медикам, но и каждому следует знать, что у людей разного хронотипа различна предрасположенность к тем или иным распространенным заболеваниям. Так, при обследовании студентов среди жаворонков» выявлено 48,6 процента лиц с гипертоническим состоянием, а у сов» — только 29 процентов. Это, очевидно, связано с тем, что «жаворонки» склонны относить причины конфликтных ситуаций на свой счет, они больше подвергнуты состояниям депрессии и тревоги. У «сов» же отмечено более активное стремление к преодолению трудностей.
Важна и еще одна выявленная особенность хронотипов. «Жаворонки» имеют 24- часовой ритм, синхронизированный с астрономическими сутками. У «сов» же он несколько больше 24 часов, потому в условиях обыденной жизни частично происходит его «подгонка» к суточному ритму, а частично — «скольжение».
Наконец, установлено, что лица с удлиненным естественным циркадианным периодом быстрее адаптируются к сдвигу фаз ритма сна — бодрствования после перелета в западном направлении, а лица с укороченным естественным циркадианным периодом легче переносят смену фаз после перелета в восточном направлении. Впрочем, о перелетах мы поговорим в следующей главе.

Перспектива жизни без лекарств.   Биологические часы человека нуждаются в том, чтобы их водили, настраивали на естественные внутренние ритма порой и подстраивали их под соответствующие ритмам внешней среды. Режим питания, сна и отдыха, физических нагрузок позволяет поддерживать внутренние процессы в «часах организма» в должном порядке. Более сложенные дела — согласование внутренних и внешних ритмов, тут очень многое зависит от адаптационных способностей организма. Вот почему внимание многих ученых направлено на разработку адаптагенных средств и методов. К их числу, в частности, относятся термовоздействия (сауна), гипоксические воздействия (среднегорье, барокамера и т. п.), электростимуляция и многие другие способы. Организм человека — сложно организованная колебательная система, которая под влиянием внешних, частных воздействий может давать резонансные ответы. Биологический резонанс представляет собой резкое нарастание амплитуды колебаний в биосистеме при предлагаемом извне принудительном колебании с частотой, постепенно приближающейся к той, которую имеет сама система. Наиболее воспринимаемы те частоты, которые существуют самом организме.
Идея резонансной биостимуляции получила свое подтверждение в работах А. Я. Креймера — о — вибрационных воздействиях на организм. Вибровоздействия в определенном частотном диапазоне оказывают лечебное и восстанавливающее воздействие. Именно на этой основе содержится получившее развитие в институте хирургии им. А. В. Вишневского новое направление — электроимпульсное «налаживание работы» внутренних органов при выраженном функциональном нарушении их ритмической деятельности.
Интересные исследования в области альтернативной медицины проводит француз Фабьен Маман — музыкант, владеющий к тому же секретами акупунктуры и биоэнергетики. Он считает, что звук со строго определенными частотами можно использовать в качестве средства, обладающего прекрасным стимулирующим, регуляторным и восстановительным действием на организм. Маман воздействует на точки акупунктуры не иглами, а определенными звуковыми частотами. Его исследования (с использованием фотографирования в токах высокой частоты) показали, что звучание той или иной ноты изменяет форму и цвет клеток. Нота «ре», например, изменяет интенсивность свечения клетки, а нота «ля» окрашивает клетку в розовый свет. Использование звука для лечения и стимуляции (в том числе и на молекулярном I уровне) автор назвал биозвукотерапией. Интересно, что наибольший эффект достигается при сочетании звука с движением.
Огромное значение в системе физиологической адаптации имеет кожа. Раздражение тех или иных ее рефлекторных зон дает возможность утолять боль, влиять на деятельность сердца и других органов и систем Различные воздействия на кожу в зависимости от их вида (прижигание, электропунктура, точечный массаж и т. п.) вызывают и различные ответные реакции. Сами же точки акупунктуры, очевидно, представляют собой проекцию на поверхность тела наиболее активных участков системы взаимодействия кожи и внутренних органов. Воздействие на точки акупунктуры, с лечебными и диагностическими целями, помимо вышеназванных способов, производится также электрическим током, лазерным лучом и т д.
Интенсивно развивается магнитотерапия. Успешно применяются магнитофоры для снятия боли, магнитные клипсы для нормализации давления и повышения работоспособности, магнитные стельки для снятия утомления и пр.
Аэроионизация — также мощный фактор, влияющий на работоспособность человека. Она, в частности, достаточно широко применяется в спорте, ибо отрицательные ионы повышают работоспособность, а также способствуют экономизации работы сердца при максимальных физических нагрузках.
Все это лишь отдельные примеры использования частотных воздействий с лечебной целью; Круг подобных средств неуклонно расширяется. Развивается научный поиск в этом направлении, сулящем много удивительных открытий. И будем надеяться, что они помогут человеку научиться жить без лекарств. А вернее — жить так чтобы лекарства и лечение были не нужны.
Одна из глобальных задач науки — решить вопрос, как отодвинуть и «отменить» старость. Предложено несколько путей: генетический («переделка» генов), органический (поиск способа заблокировать механизм зрелости), волетворческий (c помощью психики — давать команды организму вплоть до уровня клетки). Об этом пишет в своей увлекательной книге «Лоция будущих открытий» (1990) Г. И. Гуревич. И вот, говоря о последнем пути, он считает, что в данном случае, по-видимому, придется подкреплять приказы воли каким-нибудь усилителем нервных сигналов. А если так, то скорее всего и тут без биоритмов не обойтись.

Исследовательская часть.
Методы исследования:
1)                Определение хронотипа (Анкета Остберга, Приложение 1).
2)                Наблюдение с целью оценки условий обучения и проведения спортивных занятий.
3)                Аналитическая деятельность.
Методика анкетирования:
    продолжение
--PAGE_BREAK--Нами был использован самый распространенный в последнее время тест определения типа работоспособности по времени – тест Остберга в модификации профессора С. И. Степановой [5].
Он состоит из нескольких частей: вводной, основной и заключительной. С целью чистоты эксперимента тестирование для учащихся среднего звена было проведено дважды.
Объектом исследования являлись учащиеся шестых классов МОУ СОШ №1. Общее число обследуемых составило 62 человека в возрасте 12-13 лет. Анализ условий выявил следующие факты: все учащиеся обучаются в первую смену, занятия УТГ проводятся во второй половине дня. Классные помещения, два спортивных зала и бассейн, соответствуют гигиеническим нормам. К факторам устойчивости можно отнести престиж образовательного учреждения, высокий уровень квалификации педагогов, давние спортивные традиции, комфортный психологический климат в учебно-тренировочных группах. При анализе успеваемости был высчитан средний балл – 3,3. Параллель шестых классов считается достаточно проблемной и имеет низкие показатели успеваемости.
Главным в нашей работе являлось определение такой индивидуальной характеристики, как хронотип. Распределение хронотипов было следующим: «Жаворонки» — 4,9 %, «Совы» — 25,8 %, «Голуби» — 69,3 %.
Диаграмма 1.
Распределение хронотипов среди учащихся 6-х классов \s
Такое соотношение хронотипов среди учащихся соответствуют данным литературных источников (16).
Известно, что «вид спорта сам выбирает свой хронотип». Но это касается именно спортсменов высокой квалификации. Однако мы попытались обнаружить взаимосвязь между хронотипом и выбором УТГ, не беря во внимание фактор успешности и результативности. Оказалось, что плавание выбрали 71 % учащихся, относящиеся к категории голубей.
Таблица 1.
Виды УТГ
Голуби
Совы
Жаворонки
Всего
Плавание
71,4%
25%
3,6%
28
Баскетбол
75%
25%
0
4
Футзал
75%
12,5%
12,5%
8
ОФП
66,6%
26,6%
6,8%
15
Единоборства
100%
0
0
2
Среди квалифицированных спортсменов – пловцов, преобладают действительно «голуби». В остальных учебно-тренировочных группах зримого влияния хронотипа человека на выбор выявить не удалось. Мы считаем, что выбор вида спорта шестиклассниками определялся влиянием родителей, интересами, дружескими отношениями.
Проведя анализ расписания занятий УТГ мы обнаружили:
1.                 В целом, занятия проводятся в оптимальное время – с 15:00 до 18:00 часов.
2.                 Занятия по футзалу, ОФП, и частично акробатике, теряют свою эффективность из-за непродуманного выбора времени – с 13:50.
Администрации школы необходимо внести изменения в расписании.
По просьбе преподавателей физической культуры было проведено обследование еще одной группы учащихся – учениц десятых классов, посещающих баскетбольную секцию. Из 14 человек, 57 % (8 человек) оказались «совами» (четко выраженный вечерний тип), и 43 % (6 человек) — «голубями» (индифферентный тип). Многие игровые виды спорта, в том числе баскетбол, «выбирают» себе именно «сов». Наши спортсменки демонстрируют высокие результаты, возможно из-за того, что занимаются «своим» по времени видом спорта.

Заключение
Понимание и правильная интерпретация различных физиологических процессов, происходящих в живом организме при адаптации, невозможны без знания природы биологических ритмов. Сейчас, как известно, многие люди ведут малоподвижный образ жизни; отсюда — особая необходимость в занятиях физкультурой и спортом. Знание закономерностей биологических ритмов помогает правильно строить режим тренировочных занятий, смены нагрузок и отдыха, своевременных восстановительных мероприятий. Совершенно необходимо учитывать биологические ритмы в воспитательном процессе — для физической деятельности, организации рационального режима питания, осуществления контроля за развитием ребёнка.
В зависимости от различий расположения акрофаз (пиков) биоритмов люди делятся на три основные хронотипа — «жаворонки» (утренние), «голуби» (дневные) и «совы» (вечерние), Хронотип во многом определяет поведенческую активность человека (в первую очередь ребёнка) и служит важным ориентиром для разработки научно-обоснованного режима труда, спортивных занятий и отдыха.
В результате обследования хронотипов учащихся было выявлено:
1. Среди учащихся шестых классов численно доминируют «голуби» (69,3%), затем следуют «совы» (28,7%) и «жаворонки» (4,9%)
2. 71% учащихся, относящихся к категории голубей выбрали УТГ по плаванию, что соответствует их типу суточной активности (плавание-«дневной вид спорта»).
3. Взаимосвязей между хронотипом остальных учащихся и их выбором УТГ обнаружить не удалось по причине ограниченного числа шестиклассников, посещающих другие УТГ.
Наши рекомендации родителям, учащимся 6-х классов, преподавателям физической культуры и администрации школы:
1)         Занятия УТГ проводить с 15:00 до 18:00 часов дня, так как это время является пиком активности для всех хронотипов.
2)         Во время школьных каникул тренировочные занятия проводить в интервале – 10:00 – 12:00, 15:00 – 18:00.
3)         Составлять расписание таким образом, что уроки по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки) проводить со второго по пятый.
4)         Использовать микропаузы в учебном процессе и тренировочных занятиях для оптимизации режима учащихся.
5)         Учащимся школ обязательно завтракать дома, рассматривая это как фактор энергетической подпитки для детей всех хронотипов, особенно «сов».
6)         Категорически не использовать время для проведения занятий УТГ и уроков по основным предметам в пределах от 13:00 до 14:30 являющееся пиком наименьшей активности для всех хронотипов.

ПРИЛОЖЕНИЯ
АНКЕТА ОСТБЕРГА.
Для определения утреннего и вечернего типа работоспособности
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Прежде чем ответить на вопрос, прочтите его внимательно.
2. Отвечайте, пожалуйста, на все вопросы.
3. Отвечайте на вопросы, не нарушая предложенной последовательности.
4. На каждый вопрос необходимо отвечать независимо от ответов на другие вопросы. Не возвращайтесь к ответам на предыдущие вопросы для сравнения их с ответом на очередной вопрос.
5. На каждый вопрос старайтесь ответить с максимальной откровенностью.
Вопросы и оценочные баллы.
1. Когда бы вы предпочли вставать в том случае, если бы совершенно были свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались бы при этом исключительно своими личными желаниями?
А) зимой
1) 5-7 — 5 б
2) 7-8  - 4 б
3) 11-12 — 2 б
4) 10-11 — 2 б
5) 11-12 — 1 б
Б) летом
1) 4-6 — 5 б
2) 6-7 — 4 б
3) 7-10 — 3 б
4) 10-11 — 2 б
5) 11-12 — 1 б
2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое личное время сами?
А)зимой
1) 20-21 — 5 б
2) 21-21.30 — 4 б
3) 21.30-24.00 — 3 б
4) 24-2 — 2 б
5) 2-3 — 3 б
Б) летом
1) 21-22 -5 б
2) 22-22.30 — 4 б
3)22.30-1.00 — 3 б
4)1-3 — 2 б
5)3-4 — 1 б
3. Вы нуждаетесь в будильнике по утрам. Если вам нужно вставать в точно определенное время?
1) Совершенно нет потребности — 4 б
2) В отдельных случаях есть потребность — 3 б
3) Потребность в будильнике довольно сильная — 2 б
4) Будильник мне абсолютно необходим — 1 б
4. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки начало ночи (23-2 ч), насколько продуктивной была бы ваша работа в это время?
1) Абсолютно бесполезной, совершенно не мог бы работать — 4 б
2) Некоторая польза была бы — 3 б
3) Работа была бы достаточно эффективная — 2 б
4) Работа была бы высокоэффективной — 1 б
5. Легко ли вам вставать утром в обычных условиях?
1) ОЧЕНЬ ТРУДНО — 1 б
2) Довольно трудно — 2 б
3) Довольно легко — 3 б
4) Очень легко — 4 б
6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимся в первые полчаса после подъема?
1) Очень большая сонливость — 1 б
2) Есть небольшая сонливость — 2 б
3) Довольно ясная голова — 3 б
4) Полная ясность мыслей — 4 б
7. Каков ваш аппетит первые полчаса после подъема?
1) Совершенно нет аппетита -1 б
2) Аппетит снижен — 2 б
3) Довольно хороший аппетит — 3 б
4) Очень хороший аппетит — 4 б
8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам и наряду с дневными часами использовать для подготовки раннее утро (4-7 ч), насколько продуктивной будет ваша работа в это время?
1) Абсолютно бесполезной, я совершенно не мог бы работать -1 б
2) Некоторая польза была бы — 2 б
3) Работа была бы достаточно эффективной — 3 б
4) Работа, была бы высоко эффективной — 4 б
9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после утреннего подъема?
1) Очень большая вялость — 1 б
2) Некоторая вялость — 2 б
3) Известная бодрость — 3 б
4) Полная бодрость – 4 б
10. Если ваш следующий день свободен от учебы, то когда вы ляжете спать по сравнению с обычным временем отхода ко сну?
1) Не позже чем обычно — 4 б
2) Менее чем на один час позже – 3 б
3) На 1-2 часа позже — 2 б
4) Более чем на 2 часа позже — 1 б
11. Легко эти вам засыпать в обычных условиях?
1) Очень трудно — 1 б
2) Довольно трудно — 2 б
3) Довольно легко — 3 б
4) Очень легко — 4 б
12. Вы решили укрепить здоровье с помощью физической тренировки. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю. Наилучшее время для вашего друга-утро с 7 до 8 часов. Будет ли данный период времени наилучшим для вас?
1) В это время я бы находился в хорошей форме – 4 б
2) Я был бы в довольно хорошем состоянии — 3 б
3) Мне бы это было трудно — 2 б
4) Мне было бы очень трудно -1 б
13. Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?
1) 20-21 – 5 б
2) 21-22 — 4 б
3) 22-1 -3 б
4) 1-2 — 2 б
5) 2-3 -1 б
14. Во время выполнения двух часовой умственной работы, вы хотели бы находиться на вершине своей работоспособности. Какой из предложенных вариантов вы бы выбрали для выполнения этой работы?
1) 8-10 — 6 б
2) 11-13 — 4 б
3) 15-17 — 2 б
4) 19-21 — 0 б
15. Как велика ваша усталость в 23 часа?
1) Я очень устаю к этому времени — 5 б
2) Я заметно устаю к этому времени — 3 б
3) Я слегка устаю к этому времени — 2 б
4) Я совершенно не устаю к этому времени — 0 б
16. По какой-то причине вы решили лечь спать на несколько часов позже обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в определенное время. Какой из вариантов будет вашим?
1) Я проснусь в обычное время и больше не засну — 4 б
2) Я проснусь в обычное время и буду дремать — 3 б
3) Я проснусь в обычное время и снова засну — 2 б
4) Я проснусь позже, чем обычно — 1 б
17. Вы должны работать (дежурить) ночью с 4 до 6 часов. Следующий день у вас свободен. Какой из вариантов вас устраивает?
1) Спать буду только после ночного дежурства -1 б
2) Перед дежурством я вздремну, а после дежурства лягу спать -2 б
3) Перед дежурством я хорошо высплюсь, а после еще подремлю -3 б
4) Я полностью высплюсь перед дежурством – 1 б
18. Вы должны в течение двух часов выполнять физическую работу. Какой из вариантов вы   выберете для этого, чтобы достигнуть положительного результата?
1) 8-10 — 4 б
2) 11-13 — 3 б
3) 15-17 — 2 б
4) 19-21 — 1 б
19. Вы решили проводить тяжелую физическую тренировку. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу. Лучшее время для вашего друга 20 часов. Насколько благоприятным, суда по самочувствию было бы для вас время?
1) да, я был бы в хорошей форме — 1 б
2) Пожалуй, я был бы в приемлемой форме — 2 б
3) Немного поздновато, я был бы в плохой форме — 3 б
4) Нет, в это время я бы совсем не мог тренироваться — 4 б
20. В котором часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул, когда час подъема выбирался исключительно по вашему желанию?
1) 5-7 — 5 б
2) 7-8 – 4 б
3) 8-10 — 3 б
4) 10-11 — 2 б
5) 11-12 — 1 б
21. Представьте, что вы свободно можете выбирать свое рабочее время. Предположим, вы имеете 5-часовой рабочий день и ваша работа интересна, и удовлетворяет вас. Выберете 5 непрерывных рабочих часов, когда эффективность вашей работы была бы наивысшей.
1) 24-5 — 1 б
2) 5-10 — 5 б
3) 10-15 — 3 б
4) 15-20 — 2 б
5) 20-24 — 1 б
22. В какое время суток вы полностью достигаете вершины своей работоспособности?
1) 24-5 — 1 б
2) 5-8 — 5 б
3) 8-9 — 4 б
4) 9-14 — 3 б
5) 14-17 – 2 б
6) 17-24 — 1 б
23. Иногда приходится слышать о людях «утреннего» и «вечернего» типов. К какому из этих типов вы себя отнесите?
1) К утреннему — 6 б
2) Скорее к утреннему, чем к вечернему — 4 б
3) Скорее к вечернему, чем к утреннему — 2 б
4) Четко к вечернему – 0 б

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО СУММЕ НАБРАННЫХ ВАМИ БАЛЛОВ:
Свыше 92 баллов — четко выраженный утренний тип.
77-91-слабо выраженный утренний тип.
58-76-индифферентный тип.
42-57-слабо выраженный вечерний тип.
Ниже 41- четко выраженный вечерний тип.
Распределение хронотипов среди учащихся 6-х классов
№ п/п
Фамилия, имя
Класс
Количество баллов
Хронотип
1
Арсланова Лиля
6 А
58
голубь
2
Агисов Александр
6 А
63
голубь
3
Бичурин Дмитрий
6 А
62
голубь
4
Борисов Артур
6 А
62
голубь
5
Васильева Полина
6 А
67
голубь
6
Гордов Александр
6 А
62
голубь
7
Каринцева Юлия
6 А
61
голубь
8
Кравченко Игорь
6 А
61
голубь
9
Лихачева Диана
6 А
63
голубь
10
Лопасова Валерия
6 А
63
голубь
11
Малых Дмитрий
6 А
64
голубь
12
Рыбаков Алексей
6 А
65
голубь
13
Решетников Александр
6 А
69
голубь
14
Черепанов Максим
6 А
63
голубь
15
Широнина Ксения
6 А
68
голубь
16
Шашкова Анна
6 А
64
голубь
17
Бадамшина Галина
6 Б
58
голубь
18
Бариев Марк
6 Б
69
голубь
19
Вавилин Евгений
6 Б
63
голубь
20
Горбунов Николай
6 Б
58
голубь
21
Кузьмин Артем
6 Б
69
голубь
22
Петрунина Ирина
6 Б
71
голубь
23
Романов Сергей
6 Б
65
голубь
24
Рожкова Дарья
6 Б
67
голубь
25
Уваров Алексей
6 Б
68
голубь
26
Хуснимарданова Гузалия
6 Б
75
голубь
27
Чепкасова Алена
6 Б
74
голубь
28
Савенко Вероника
6 Б
76
голубь
29
Додатко Валерия
6 Б
64
голубь
30
Андрюков Михаил
6 В
74
голубь
31
Богданова Маргарита
6 В
76
голубь
32
Богомолов Иван
6 В
66
голубь
33
Иванова Ольга
6 В
62
голубь
34
Казаков Виталий
6 В
66
голубь
35
Котельникова Юлия
6 В
61
голубь
36
Бурдыгина Анастасия
6 В
68
голубь
37
Лебедева Елена
6 В
69
голубь
38
Лапацкая Анна
6 В
64
голубь
39
Лихачева Ксения
6 В
72
голубь
40
Парфенов Евгений
6 В
73
голубь
41
Пинаева Кристина
6 В
66
голубь
42
Ушакова Надежда
6 В
76
голубь
43
Шаранов Александр
6 В
65
голубь
44
Баранов Александр
6 А
52
сова
45
Коновалова Оксана
6 А
47
сова
46
Логинова Мария
6 А
53
сова
47
Талипова Яна
6 А
56
сова
48
Вшивков Александр
6 Б
56
сова
49
Зверева Ольга
6 Б
53
сова
50
Пензин Вячеслав
6 Б
46
сова
51
Селезнева Анна
6 Б
54
сова
52
Ханжин Павел
6 Б
56
сова
53
Тощев Николай
6 Б
54
сова
54
Гильфанова Алиса
6 В
55
сова
55
Ильин Денис
6 В
51
сова
56
Кашникова Оксана
6 В
54
сова
57
Медведева Любовь
6 В
54
сова
58
Сташкова Анастасия
6 В
57
сова
59
Щепелев Дмитрий
6 В
57
сова
60
Бондаренко Александр
6 А
78
жаворонок
61
Ершов Игорь
6 А
79
жаворонок
62
Быков Илья
6 Б
79
жаворонок
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.