Министерство образования Р.Ф.
Комсомольский-на-Амуре Педагогический Университет
реферат
по Физиологии, анатомии и гигиене детского организма
тема: морфофункциональная характеристика детского организмав разные возрастные периоды жизни.
выполнил: Студент 1курса, КнАГПУ, ИПиП
611гр. Чемерис Д.Ю.
проверила: Федоровская Н.И.
1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА.
Организмчеловека, как и животных, проходит определенный жизненный цикл — «онтогенез».Онтогенез (от греч. опtоs—сущее, особь; gеnеsis— происхождение, развитие)— процесс индивидуальногоразвития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.Часть онтогенеза протекает внутриутробно, это антенатальный, или преднатальный,онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти.Это постнатальный онтогенез. В течение онтогенеза увеличиваются масса и размерытела и отдельных органов, т. е. происходит их рост. Наряду с этим происходяткачественные изменения, т. е. развитие отдельных физиологических систем ицелостного организма. Именно в процессе развития осуществляется постепеннаяреализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении.Эти изменения имеют первостепенное значение для формирования организма детей иподростков.
a)Организмкак целое.Организм человека представляет собой сложнейшую системуиерархически (соподчинено) организованных подсистем и систем, объединенныхобщностью строения и выполняемой функцией. Элементом системы является клетка.В организме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представляютсобой, в свою очередь, микросистему, отличающуюся сложнойструктурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием сдругими клетками. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению ифункции, образует ткань. Основные типы тканей: эпителиальная,соединительная, костная, мышечная и нервная. Каждая из тканей выполняетопределенную функцию и обладает специфическими свойствами. Характернымсвойством мышечной ткани является сократимость, нервной ткани— возбудимость ипроводимость.
Ткани образуют органы.Органы занимают в теле постоянное положение, имеют особое строение ивыполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечиваетпоступление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделениеконечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма свнешней средой, обеспечивая организм кислородом, и т. д. Орган состоит изнескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет егоглавную, ведущую функцию.
Органы,совместно выполняющие определенную функцию, образуют систему органов. Например,слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены всистему пищеварения, сердце и сосуды — в систему кровообращения.
Деятельностьвсех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов,согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вноситсвой вклад в функционирование организма, но организм — не сумма отдельныхструктур, а единое целое и как целое приобретает свои особые свойства,осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой.
b)Единство организма и среды.Функции целостного организма осуществляются только при тесномвзаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует ее факторыдля своего существования и развития. Основоположник отечественной физиологииИ. М. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую нанего. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмырегуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающиевзаимодействие и единство организма с окружающей средой. ,
c)Гомеостаз и регуляция функций ворганизме. Все процессы жизнедеятельности организмамогут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянствавнутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь,лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются.
Способностьсохранять постоянство химического состава и физико-химических свойстввнутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживаетсянепрерывной работой систем органов кровообращения, дыхания, пищеварения,выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ,обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.
В организменепрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающиенеобходимые для существования организма условия.
Саморегуляция— свойство биологическихсистем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянномуровне те или иные физиологические или другие биологические показатели.
С помощьюмеханизма саморегуляции у человека поддерживается относительно постоянныйуровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств крови идр. Одним из условий саморегуляции является обратная связь между регулируемымпроцессом и регулирующей системой, поступление информации о конечном эффекте вцентральные регулирующие аппараты.
Гуморальная (лат. humor—жидкость) регуляция — один измеханизмов координации процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемойчерез жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость) с помощьюбиологически активных веществ, выделяемых клетками, тканями и органами. Этоттип регуляции является наиболее древним. В процессе эволюции по мере развитияи усложнения организма в осуществлении взаимосвязи между отдельными его частямии в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начинает играть нервнаярегуляция, которая осуществляется нервной системой.
Нервная системаобъединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет ирегулирует их деятельность, осуществляет связь организма с окружающей средой.Центральная нервная система и ее ведущий отдел — кора больших полушарий головногомозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а такжевнутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие иприспособление организма к постоянно меняющимся условиям существования. Нервныймеханизм регуляции более совершенен.
Нервный игуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны. Активные химические вещества,образующиеся в организме, способны оказывать свое воздействие и на нервныеклетки, изменяя их функциональное состояние. Образование и поступление в кровьмногих активных химических веществ находится, в свою очередь, под регулирующимвлиянием нервной системы. В этой связи правильнее говорить о единойнервно-гуморальной системе регуляции функций организма, создающей условия длявзаимодействия отдельных частей организма, связывающей их в единое целое и обеспечивающейвзаимодействие организма и среды.
d)Понятие роста и развития.Процессы роста и развития являются общебиологическими свойствами живойматерии. Рост и развитие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйцеклетки,представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течениевсей его жизни. Процесс развития протекает скачкообразно, и разница междуотдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным,но и к качественным изменениям.
Наличиевозрастных особенностей в строении или деятельности тех или иныхфизиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельствомнеполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именнокомплексом подобных особенностей характеризуется тот или другой возраст.
Под развитием вшироком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественныхизменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровнейсложности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включаетв себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятсямежду собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной изосновных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организмребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественныйпроцесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма исопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
В процессероста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрическиепоказатели. В одних органах и тканях, таких, как кости, легкие, ростосуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других(мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела,которые могут быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точныйпоказатель роста организма— это повышение в нем общего количества белка иувеличение размеров костей.
e)Закономерности онтогенетическогоразвития.К важным закономерностям роста и развитиядетей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохронияи явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.
И. А. Аршавскийсформулировал «энергетическое* правило скелетных мышц» в качестве основногофактора, позволяющего понять не только специфические особенностифизиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и закономерностииндивидуального развития. Согласно его данным, особенности энергетическихпроцессов в различные возрастные периоды, а также изменение и преобразованиедеятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенезанаходятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
А. А. Маркосянк общим законам индивидуального развития отнес и надежность биологическойсистемы.
Под надежностьюбиологической системы принято понимать такой уровень регулированияпроцессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание сэкстренной мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гарантирующейприспособление к новым условиям, и с быстрым возвратом к исходному состоянию.Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного концапроходит при наличии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможностиобеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных процессов при меняющихсяусловиях внешней среды.
П. К. Анохинвыдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональныхсистем) и вытекающее из него учение о системогенезе. Согласно егопредставлениям, под функциональной системой следует понимать широкоефункциональное объединение различно локализованных структур на основе полученияконечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например,функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающаяпередвижение тела в пространстве, и др.).
Функциональныесистемы созревают неравномерно, включаются поэтапно, сменяются, обеспечиваяорганизму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.
Сшстемогенез как общая закономерность развития особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однакогетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функциональных системхарактерны и для других этапов индивидуального развития.
2.ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ
a)Периоды развития организма.В процессе онтогенеза отдельные органы и системы созреваютпостепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрониясозревания обусловливает особенности функционирования организма детей разноговозраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодовразвития. Основными этапами развития являются внутриутробный и постнатальный,начинающийся с момента рождения. Во время внутриутробного периодазакладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этапохватывает все детство, он характеризуется продолжающимся созреванием органови систем, изменениями физического развития, значительными качественнымиперестройками функционирования организма. Гетерохрония созревания органов исистем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональныхвозможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия свнешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значениедля педагогической практики и охраны здоровья ребенка.
Распространеннаяв настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности,ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь,на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующуюсистему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.
В современнойнауке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастныхграниц. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965),созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомендовалсхему возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. Поэтой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяютследующие периоды:
I новорожденный—1 — 10 дней;
II грудной возраст—10 дней—1 год;
III раннее детство—1—3 года;
IV первое детства—4—7 лет;
V второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 летдевочки;
VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет
девочки;
VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20лет девушки.
Критерии такойпериодизации включали в себя комплекс признаков, расцениваемых как показателибиологического возраста:
Таб. 1. Изменение темпов роста детей с возрастом
размеры тела иорганов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие железвнутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схемеучтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критерияхбиологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей,отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явитьсяосновой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.
Каждый возрастнойпериод характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одноговозрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуальногоразвития, или критический период.
Продолжительностьотдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям.Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяютсяпрежде всего социальными факторами.
Рост ипропорции тела на разных этапах развития. Характерной особенностью процессароста детского организма являются его неравномерность и волнообразность.Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением. Особенно яркоэта закономерность прослеживается при графическом выражении темпа ростаорганизма ребенка (таб. 1).
Наибольшейинтенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период половогосозревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен50 см, то к
Рис. 1.Изменение пропорций тела с возрастом
концу первогогода жизни он достигает 75—80 см, т. е. увеличивается более чем на 50%; массатела за год утраивается — при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг,а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созреваниятемп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, сувеличением длины тела на 4,0—5,0 см.
Второй скачокроста связан с наступлением полового созревания. За год длина телаувеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколькоопережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом половогосозревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15лет мальчики и юноши обгоняют в росте де1ушек, и это превышение роста у мужчиннад женщинами сохраняется в течение всей жизни.
Пропорции телас возрастом также сильно меняются (рис. 1). С периода новорожденности и додостижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища— в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.
Новорожденныйотличается от взрослого человека относительно короткими конечностями, большимтуловищем и большой головой. Высота головы новорожденного составляет */4 длинытуловища, у ребенка 2 лет— */5, 6 лет—!/б, 12 лет—1/? иу взрослых — !/8- С возрастом рост головы замедляется, а ростконечностей ускоряется. До начала периода полового созревания (предпубертатныйпериод) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период половогосозревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, атуловище короче и таз уже, чем у девушек.
Можно отметитьтри периода различия пропорций между длиной и шириной тела: от 4 до б Лет от бдо 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Если в лредпубертатный периодобщий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счетроста туловища.
Кривые ростаотдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривойроста Длины тела. Однако некоторые органы и части тела имеют иной тип роста.Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созревания,рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей4 лет достигают 75—6% от величины головы взрослого человека. Другие частискелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.
Неравномерностьроста — приспособление, выработанное эволюцией. Бурный рост тела в длину напервом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста впоследующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифференцированияорганов, тканей, клеток.
Мы ужеотмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям,а рост — к увеличению массы тканей, органов и всего тела. При нормальномразвитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периодыинтенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.
Наряду стипичными для каждого возрастного периода характеристиками имеютсяиндивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состоянияздоровья, условий жизни, степени развития нервной системы.
3.ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ.
a)Позвоночный столб.Основными частями скелета являются скелет туловища, состоящий изпозвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей искелет головы — череп.
Позвоночныйстолб человека является осевой частью, стержнем скелета, верхним -концом соединяющегосяс черепом, нижним— с костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела.В нем различают следующие отделы: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной —из 12 позвонков, поясничный — из 5 позвонков, крестцовый — из 5 позвонков икопчиковый — из 4—5 позвонков. У взрослого человека крестцовые позвонкисрастаются в одну кость — крестец, а копчиковые — в копчик. Позвоночные отверстиявсех позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. Котросткам позвонков прикрепляются мышцы.
Междупозвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; ониспособствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисковменяется.
Рис. 2.Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе ребенка
Ростпозвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. Втечение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночникаотносительно равномерен. Начиная с 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных иверхнегрудных позвонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного отдела,что характерно для всего периода роста позвоночника.
Усиление темповроста позвоночника отмечается в 7—9 лет и в период полового созревания, послезавершения которого прибавка в росте позвоночника очень невелика.
Структуратканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение,начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всегодетского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. Впериод полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок,которые сливаются с телом позвонка после ,20 лет. Процесс окостенения отдельныхпозвонков завершается с окончанием ростовых процессов — к 21—23 годам. Позднееокостенение позвоночника обусловливает его подвижность и гибкость в детскомвозрасте. Кривизна позвоночника, являющаяся его характерной особенностью,формируется в процессе индивидуального развития ребенка. В самом раннемвозрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленныйвыпуклостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть,образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинаетстоять и ходить, образуется поясничный лордоз (рис. 2). С образованиемпоясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению телапри вертикальном положении.
К году имеютсяуже все изгибы позвоночника. Но образовавшиеся изгибы не фиксированы иисчезают при расслаблении мускулатуры, К 7 годам уже имеются четко выраженныешейный и грудной изгибы, фиксация поясничного изгиба происходит позже— в 12—14 лет.
Изгибыпозвоночного столба составляют специфическую особенность человека и возникли всвязи с вертикальным положением тела. Благодаря изгибам позвоночный столбпружинит. Удары и толчки при» ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, чтопредохраняет мозг от сотрясений. Нарушения кривизны позвоночного столба,которые могут возникнуть в результате неправильной посадки ребенка за столом ипартой, приводят к неблагоприятным последствиям в его здоровье.
b)Груднаяклетка. Грудная клеткаобразует костную основу грудной полости. Она защищает сердце, легкие, печень ислужит местом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечностей.Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединенных сзади спозвоночным столбом.
Форма груднойклетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжатас боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). Увзрослого же преобладает поперечный размер.
На протяжениипервого года жизни постепенно меняется форма грудной клетки, что связано сизменением положения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по отношениюк позвоночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивается объемлегких. Изменение положения ребер способствует увеличению движений груднойклетки и позволяет эффективнее осуществлять дыхательные движения.
Дальнейшиеизменения строения грудной клетки с возрастом происходят в том же направлении.Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3—4 лет. К 6 годамустанавливаются свойственные взрослому относительные величины верхней и нижнейчасти грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12—13 годам груднаяклетка приобретает ту же форму, что у взрослого.
На формугрудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физическихупражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильнойпосадке, когда ребенок опирается грудью о край стола или крышку парты, можетпроизойти деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупныхсосудов и легких.
c)Скелетконечностей. Скелетверхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободныхконечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.
Скелет свободнойверхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой,предплечьем, состоящим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В составкисти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцевкисти.
Ключицыотносятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопаткиокостеневают в постнатальном онтогенезе, процесс этот завершается после 16—18 лет. Окостенение свободных конечностей начинаетсяс раннего детства и заканчивается в 18—20 лет, а иногда и позже.
Кости запястьяу новорожденного только намечаются и становятся ясно видимыми к 7 годам. С10—12 лет появляются половые отличия процессов окостенения. У мальчиков ониопаздывают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к И годам, азапястья в 12 лет. Эти данные следует учитывать в педагогическом процессе.
Окончательно несформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не удается беглоеписьмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют развитиюкисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задерживает процессокостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).
Скелет нижнихконечностей состоит из тазового пояса и костей свободных нижних конечностей. Тазовыйпояс образует крестец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У новорожденногокаждая тазовая кость состоит из трех костей (подвздошной, лобковой иседалищной), сращение которых начинается с 5—6 лет и завершается к 17—18годам.
В подростковомвозрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость —крестец. У девочек при резких прыжках с большой высоты, при ношении обуви на высокихкаблуках несросшиеся кости таза могут сместиться, что приведет к неправильномусращению их и, как следствие, сужению выхода из полости малого таза, что можетв дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при родах.
После 9 летотмечаются различия в форме таза у мальчиков' и девочек: у мальчиков таз болеевысокий и узкий, чем у девочек.
Тазовые костиимеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.
Скелетсвободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени —большеберцовой и малоберцовой и костей стопы. Стопа образована костямипредплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.
Стопа человекаобразует свод, который опирается на пяточную кость и на передние концы костейплюсны. Различают продольный и поперечный своды стопы. Продольный, пружинящийсвод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с прямохождением.По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большоезначение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки телапри ходьбе.
Уноворожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже,когда ребенок начинает ходить.
Сводчатоерасположение костей стопы поддерживается большим количеством крепких суставныхсвязок, При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей, при ношении узкой обуви связки растягиваются, что приводит к уплощению стопы.
d)Череп. Череп — скелет головы. Различают дваотдела черепа: мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Мозговойотдел черепа является вместилищем головного мозга.
Уноворожденного черепные кости соединены друг с другом мягкойсоединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, гдесходятся несколько костей. Это — роднички. Роднички располагаются по угламобеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передниебоковые и задние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепамогут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение припрохождении головки плода по родовым путям. Малые роднички зарастают к 2—3месяцам, а наибольший — лобный — легко прощупывается и зарастает лишь кполутора годам.
У детей враннем возрасте мозговая часть черепа более развита, чем лицевая. Наиболеесильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особеннос 13—14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать надмозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз большелицевого, а у взрослого в 2—2,5 раза.
Рост головынаблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходитв период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношениемежду высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нормативныхпоказателей, характеризующих возраст ребенка.
4.Возрастные особенности сердечно-сосудистойсистемы.
Изменениякровообращения у новорожденного.
Количествокрови у детей, подростков и взрослых
Количество крови
Возраст
новорожденные
1 год
6-11 лет
12-16 лет
В % к массе тела На 1 кг массы тела (в мл)
14,7
150
10,9
110
7
70
7
70
Акт рожденияребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования.Изменения, наступающие в сердечно-сосудистой системе, связаны прежде всего свключением5 легочного дыхания. В момент рождения ребенка перевязываюти перерезают пупочный фанатик(пуповину), в связи с чем прекращается обмен газов осуществляющийся в плаценте.При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа"уменьшается количество кислорода. Эта кровь, с измененным газовым составом, приходит кдыхательному центру и возбуждает его — возникает первый вдох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в нихсосуды. В легкие впервые входит воздух. Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостьюи имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь из правого желудочка по легочной артерии устремляется в легкие. Боталлов проток постепеннозарастает. В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердцезакрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создаетсясплошная перегородка между предсердиями. С этого момента разделяются большой ималый круги кровообращения, в правой половине сердца циркулирует тольковенозная кровь, а в левой — только артериальная.
В то же времяперестают функционировать сосуды пупочного канатика, они зарастают,превращаются в связки. Так в момент рождения система кровообращения плодаприобретает все черты ее строения у взрослого.
a)Положение, строение и размеры сердцаребенка в постнатальный период.Сердценоворожденного отличается от сердца взрослого по форме, относительной массе ирасположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько большедлины. Стенки правого и левого желудочков одинаковы по толщине.
Уноворожденного сердце располагается очень высоко из-за высокого положения сводадиафрагмы. К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы ипереходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердцезанимает косое положение. К 2 — 3 годам его верхушка доходит до 5-го левогоребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детейграницы сердца почти такие же, как и у взрослых.
С моментаразобщения большого и малого кругов кровообращения левый желудочек выполняетзначительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом кругебольше, чем в малом. В связи с этим усиленно развивается мышца левогожелудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки правого и левого желудочковстановится таким же, как и у взрослого, — 1: 2,11 (у новорожденного оносоставляет 1:: 1,33). Предсердия более развиты, чем желудочки. Масса сердцановорожденного в среднем равна 23,6 г (колебания возможны от 11,4 до49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблетсяот 0,48 до 0,52%). С возрастом масса сердца увеличивается, особенно массалевого желудочка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, причемправый желудочек несколько отстает в росте от левого.
К 8 месяцамжизни масса сердца увеличиваете*} вдвое, к 2—3 годам — в 3 раза, к 5 годам — в4 раза, к 6 — в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколькоотстает от роста тела. В 14— 15 лет — в период полового созревания — снованаступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков больше,