Реферат по предмету "Медицина"


Морфофункциональная характеристика детского организма в разные периоды жизни

Министерство образования Р.Ф.
Комсомольский-на-Амуре Педагогический Университет
реферат
по Физиологии, анатомии и гигиене детского организма
тема: морфофункциональная характеристика детского организмав разные возрастные периоды жизни.
выполнил: Студент 1курса, КнАГПУ, ИПиП
611гр. Чемерис Д.Ю.
проверила: Федоровская Н.И.
1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА  И  РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА.
Организмчеловека, как и животных, про­ходит определенный жизненный цикл — «онтогенез».Онтогенез (от греч. опtоs—сущее, особь; gеnеsis— происхождение, разви­тие)— процесс индивидуальногоразвития организма с момента зарождения (оплодотворение яйцеклетки) до смерти.Часть онто­генеза протекает внутриутробно, это антенатальный, или преднатальный,онтогенез. Большая часть онтогенеза охватывает период от рождения до смерти.Это постнатальный онтогенез. В течение онтогенеза увеличиваются масса и размерытела и отдельных органов, т. е. происходит их рост. Наряду с этим происходяткаче­ственные изменения, т. е. развитие отдельных физиологических систем ицелостного организма. Именно в процессе развития осу­ществляется постепеннаяреализация наследственной информации, которая была заложена при оплодотворении.Эти изменения имеют первостепенное значение для формирования организма детей иподростков.
a)Организмкак целое.Организм человека представляет собой сложнейшую системуиерархически (соподчинено) организован­ных подсистем и систем, объединенныхобщностью строения и вы­полняемой функцией. Элементом системы является клетка.В ор­ганизме человека более 100 триллионов клеток. Клетки представ­ляютсобой, в свою очередь, микросистему, отличающуюся слож­нойструктурно-функциональной организацией и многосторонним взаимодействием сдругими клетками. Совокупность клеток, сход­ных по происхождению, строению ифункции, образует ткань. Основные типы тканей: эпителиальная,соединительная, костная, мышечная и нервная. Каждая из тканей выполняетопределенную функцию и обладает специфическими свойствами. Характернымсвойством мышечной ткани является сократимость, нервной тка­ни— возбудимость ипроводимость.
Ткани образуют органы.Органы занимают в теле постоянное положение, имеют особое строение ивыполняют определенную функцию. Так, сердце играет роль насоса и обеспечиваетпоступ­ление крови во все органы и ткани; почки осуществляют выделе­ниеконечных продуктов обмена веществ; легкие осуществляют газообмен организма свнешней средой, обеспечивая организм кислородом, и т. д. Орган состоит изнескольких видов тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет егоглавную, веду­щую функцию.
Органы,совместно выполняющие определенную функцию, об­разуют систему органов. Например,слюнные железы, желудок, печень, поджелудочная железа, кишечник объединены всистему пищеварения, сердце и сосуды — в систему кровообращения.
Деятельностьвсех структур организма, начиная с клетки и кончая системой органов,согласованна и подчинена единому це­лому. Каждая структурная единица вноситсвой вклад в функционирование организма, но организм — не сумма отдельныхструктур, а единое целое и как целое приобретает свои особые свойства,осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодейству­ет со средой.
b)Единство организма и среды.Функции целостного организма осуществляются только при тесномвзаимодействии со средой. Организм реагирует на среду и использует ее факторыдля своего существования и развития. Основоположник отечественной физио­логииИ. М. Сеченов в научное определение организма включал и среду, влияющую нанего. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмырегуляции физиологи­ческих процессов, но и механизмы, обеспечивающиевзаимодейст­вие и единство организма с окружающей средой. ,
c)Гомеостаз и регуляция функций ворганизме. Все процессы жизнедеятельности организмамогут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянствавнутренней среды организма. К внутренней среде организма относят кровь,лимфу и тканевую жидкость, с которой клетки непосредственно сопри­касаются.
Способностьсохранять постоянство химического состава и фи­зико-химических свойстввнутренней среды называют гомеостазом. Это постоянство поддерживаетсянепрерывной работой систем ор­ганов кровообращения, дыхания, пищеварения,выделения и др., выделением в кровь биологически активных химических веществ,обеспечивающих взаимодействие клеток и органов.
В организменепрерывно происходят процессы саморегуляции физиологических функций, создающиенеобходимые для существо­вания организма условия.
Саморегуляция— свойство биологическихсистем устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянномуров­не те или иные физиологические или другие биологические пока­затели.
С помощьюмеханизма саморегуляции у человека поддержи­вается относительно постоянныйуровень кровяного давления, температуры тела, физико-химических свойств крови идр. Одним из условий саморегуляции является обратная связь между регу­лируемымпроцессом и регулирующей системой, поступление ин­формации о конечном эффекте вцентральные регулирующие ап­параты.
Гуморальная (лат. humor—жидкость) регуляция — один измеханизмов координации процессов жизнедеятельности в организ­ме, осуществляемойчерез жидкие среды организма (кровь, лим­фу, тканевую жидкость) с помощьюбиологически активных ве­ществ, выделяемых клетками, тканями и органами. Этоттип ре­гуляции является наиболее древним. В процессе эволюции по мере развитияи усложнения организма в осуществлении взаимосвязи между отдельными его частямии в обеспечении всей его деятельности первостепенную роль начинает играть нервнаярегуляция, которая осуществляется нервной системой.
Нервная системаобъединяет и связывает все клетки и органы в единое целое, изменяет ирегулирует их деятельность, осущест­вляет связь организма с окружающей средой.Центральная нерв­ная система и ее ведущий отдел — кора больших полушарий го­ловногомозга, весьма тонко и точно воспринимая изменения окружающей среды, а такжевнутреннего состояния организма, своей деятельностью обеспечивают развитие иприспособление ор­ганизма к постоянно меняющимся условиям существования. Нерв­ныймеханизм регуляции более совершенен.
Нервный игуморальный механизмы регуляции взаимосвязаны. Активные химические вещества,образующиеся в организме, спо­собны оказывать свое воздействие и на нервныеклетки, изменяя их функциональное состояние. Образование и поступление в кровьмногих активных химических веществ находится, в свою очередь, под регулирующимвлиянием нервной системы. В этой связи пра­вильнее говорить о единойнервно-гуморальной системе регуляции функций организма, создающей условия длявзаимодействия от­дельных частей организма, связывающей их в единое целое и обе­спечивающейвзаимодействие организма и среды.
d)Понятие роста и развития.Процессы роста и развития явля­ются общебиологическими свойствами живойматерии. Рост и раз­витие человека, начинающиеся с момента оплодотворения яйце­клетки,представляют собой непрерывный поступательный процесс, протекающий в течениевсей его жизни. Процесс развития проте­кает скачкообразно, и разница междуотдельными этапами, или периодами жизни, сводится не только к количественным,но и к качественным изменениям.
Наличиевозрастных особенностей в строении или деятельности тех или иныхфизиологических систем ни в коей мере не может являться свидетельствомнеполноценности организма ребенка на отдельных возрастных этапах. Именнокомплексом подобных осо­бенностей характеризуется тот или другой возраст.
Под развитием вшироком смысле слова следует понимать процесс количественных и качественныхизменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровнейслож­ности организации и взаимодействия всех его систем. Развитие включаетв себя три основных фактора: рост, дифференцировку органов и тканей, формообразование(приобретение организмом характерных, присущих ему форм). Они находятсямежду собой в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Одной изосновных физиологических особенностей процесса развития, отличающей организмребенка от организма взрослого, является рост, т. е. количественныйпроцесс, характеризующийся непрерывным увеличением массы организма исопровождающийся изменением числа его клеток или их размеров.
В процессероста увеличиваются число клеток, телесная масса и антропометрическиепоказатели. В одних органах и тканях, та­ких, как кости, легкие, ростосуществляется преимущественно за счет увеличения числа клеток, в других(мышцы, нервная ткань) преобладают процессы увеличения размеров самих клеток.Такое определение процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела,которые могут быть обусловлены жироотложени­ем или задержкой воды. Более точныйпоказатель роста организ­ма— это повышение в нем общего количества белка иувеличение размеров костей.
e)Закономерности онтогенетическогоразвития.К важным зако­номерностям роста и развитиядетей относятся неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохронияи явления опере­жающего созревания жизненно важных функциональных систем.
И. А. Аршавскийсформулировал «энергетическое* правило ске­летных мышц» в качестве основногофактора, позволяющего понять не только специфические особенностифизиологических функций организма в различные возрастные периоды, но и зако­номерностииндивидуального развития. Согласно его данным, осо­бенности энергетическихпроцессов в различные возрастные пе­риоды, а также изменение и преобразованиедеятельности дыха­тельной и сердечно-сосудистой систем в процессе онтогенезанаходятся в зависимости от соответствующего развития скелетной мускулатуры.
А. А. Маркосянк общим законам индивидуального развития отнес и надежность биологическойсистемы.
Под надежностьюбиологической системы принято понимать такой уровень регулированияпроцессов в организме, когда обе­спечивается их оптимальное протекание сэкстренной мобилиза­цией резервных возможностей и взаимозаменяемостью, гаранти­рующейприспособление к новым условиям, и с быстрым возвра­том к исходному состоянию.Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного концапроходит при нали­чии запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможностиобеспечивают развитие и оптимальное течение жизненных про­цессов при меняющихсяусловиях внешней среды.
П. К. Анохинвыдвинул учение о гетерохронии (неравномерное созревание функциональныхсистем) и вытекающее из него уче­ние о системогенезе. Согласно егопредставлениям, под функцио­нальной системой следует понимать широкоефункциональное объединение различно локализованных структур на основе полу­ченияконечного приспособительного эффекта, необходимого в данный момент (например,функциональная система акта сосания, функциональная система, обеспечивающаяпередвижение тела в пространстве, и др.).
Функциональныесистемы созревают неравномерно, включают­ся поэтапно, сменяются, обеспечиваяорганизму приспособление в различные периоды онтогенетического развития.
Сшстемогенез  как   общая   закономерность   развития  особенно четко выявляется на стадии эмбрионального развития. Однакогетерохронное созревание, поэтапное включение и смена функ­циональных системхарактерны и для других этапов индивиду­ального развития.
2.ВОЗРАСТНАЯ  ПЕРИОДИЗАЦИЯ
a)Периоды развития организма.В процессе онтогенеза отдель­ные органы и системы созреваютпостепенно и завершают свое развитие в разные сроки жизни. Эта гетерохрониясозревания обу­словливает особенности функционирования организма детей раз­ноговозраста. Возникает необходимость выделения определенных этапов или периодовразвития. Основными этапами развития яв­ляются внутриутробный и постнатальный,начинающийся с момен­та рождения. Во время внутриутробного периодазакладываются ткани и органы, происходит их дифференцировка. Постнатальный этапохватывает все детство, он характеризуется продолжающим­ся созреванием органови систем, изменениями физического раз­вития, значительными качественнымиперестройками функциони­рования организма. Гетерохрония созревания органов исистем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональныхвозможностей организма детей разного возраста, особенности его взаимодействия свнешней средой. Периодизация развития дет­ского организма имеет важное значениедля педагогической прак­тики и охраны здоровья ребенка.
Распространеннаяв настоящее время возрастная периодизация с выделением периода новорожденности,ясельного, дошкольного и школьного возраста, подразделяющегося, в свою очередь,на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существующуюсистему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности.
В современнойнауке нет общепринятой классификации пе­риодов роста и развития и их возрастныхграниц. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965),созванный Институтом физиологии детей и подростков АПН СССР, рекомен­довалсхему возрастной периодизации, которая имеет значитель­ное распространение. Поэтой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяютследующие периоды:
I   новорожденный—1 — 10 дней;
II  грудной возраст—10 дней—1 год;
III   раннее  детство—1—3 года;
IV  первое детства—4—7 лет;
V  второе детство — 8—12 лет мальчики, 8—11 летдевочки;
VI   подростковый возраст—13—16 лет  мальчики,  12—15 лет
девочки;
VII   юношеский  возраст—17—21 год юноши,   16—20лет  де­вушки.
Критерии такойпериодизации включали в себя комплекс при­знаков, расцениваемых как показателибиологического возраста:

Таб.  1. Изменение темпов роста детей с возрастом
размеры тела иорганов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие железвнутренней секреции, степень полового со­зревания, мышечную силу. В этой схемеучтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критерияхбиологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных пока­зателей,отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явитьсяосновой возрастной периодизации, тре­бует дальнейшей разработки.
Каждый возрастнойпериод характеризуется своими специфи­ческими особенностями. Переход от одноговозрастного периода к последующему обозначают как переломный этап индивидуаль­ногоразвития, или критический период.
Продолжительностьотдельных возрастных периодов в значи­тельной степени подвержена изменениям.Как хронологические рамки возраста, так и его характеристики определяютсяпрежде всего социальными факторами.
Рост ипропорции тела на разных этапах развития. Характер­ной особенностью процессароста детского организма являются его неравномерность и волнообразность.Периоды усиленного рос­та сменяются его некоторым замедлением. Особенно яркоэта за­кономерность прослеживается при графическом выражении темпа ростаорганизма ребенка (таб. 1).
Наибольшейинтенсивностью рост ребенка отличается в первый год жизни и в период половогосозревания, т. е. в 11—15 лет. Если при рождении рост ребенка в среднем равен50 см, то к

Рис. 1.Изменение пропорций тела с возрастом
концу первогогода жизни он достигает 75—80 см, т. е. увели­чивается более чем на 50%; массатела за год утраивается — при рождении ребенка она равна в среднем 3,0—3,2 кг,а к концу года — 9,5—10,0 кг. В последующие годы до периода полового созреваниятемп роста снижается и ежегодная прибавка массы составляет 1,5—2,0 кг, сувеличением длины тела на 4,0—5,0 см.
Второй скачокроста связан с наступлением полового со­зревания. За год длина телаувеличивается на 7—8 и даже 10 см. Причем с 11—12 лет девочки несколькоопережают в росте маль­чиков в связи с более ранним началом половогосозревания. В 13—14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14—15лет мальчики и юноши обгоняют в росте де1ушек, и это превышение роста у мужчиннад женщинами сохраняется в те­чение всей жизни.
Пропорции телас возрастом также сильно меняются (рис. 1). С периода новорожденности и додостижения зрелого возраста длина тела увеличивается в 3,5 раза, длина туловища— в 3 раза, длина руки — в 4 раза, длина ноги — в 5 раз.
Новорожденныйотличается от взрослого человека относитель­но короткими конечностями, большимтуловищем и большой голо­вой. Высота головы новорожденного составляет */4 длинытулови­ща, у ребенка 2 лет— */5, 6 лет—!/б, 12 лет—1/? иу взрослых — !/8- С возрастом рост головы замедляется, а ростконечностей уско­ряется. До начала периода полового созревания (предпубертатныйпериод) половые различия в пропорциях тела отсутствуют, а в период половогосозревания (пубертатный период) у юношей конечности становятся длиннее, атуловище короче и таз уже, чем у девушек.
Можно отметитьтри периода различия пропорций между дли­ной и шириной тела: от 4 до б Лет от бдо 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния. Если в лредпубертатный периодобщий рост увеличивается за счет роста ног, то в пубертатном периоде — за счетроста туловища.
Кривые ростаотдельных частей тела, а также многих органов в основном совпадают с кривойроста Длины тела. Однако неко­торые органы и части тела имеют иной тип роста.Например, рост половых органов происходит усиленно в период полового созрева­ния,рост лимфатической ткани к этому периоду заканчивается. Размеры головы у детей4 лет достигают 75—6% от величины головы взрослого человека. Другие частискелета и после 4 лет продолжают интенсивно расти.
Неравномерностьроста — приспособление, выработанное эво­люцией. Бурный рост тела в длину напервом году жизни связан с увеличением массы тела, а замедление роста впоследующие годы обусловлено проявлением активных процессов дифферен­цированияорганов, тканей, клеток.
Мы ужеотмечали, что развитие приводит к морфологическим и функциональным изменениям,а рост — к увеличению массы тка­ней, органов и всего тела. При нормальномразвитии ребенка оба эти процесса тесно взаимосвязаны. Однако периодыинтенсивного роста могут не совпадать с периодами дифференцировки.
Наряду стипичными для каждого возрастного периода харак­теристиками имеютсяиндивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от состоянияздоровья, условий жизни, сте­пени развития нервной системы.
3.ЧАСТИ СКЕЛЕТА И ИХ РАЗВИТИЕ.
a)Позвоночный столб.Основными частями скелета являются скелет туловища, состоящий изпозвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей искелет головы — череп.
Позвоночныйстолб человека является осевой частью, стерж­нем скелета, верхним -концом соединяющегосяс черепом, ниж­ним— с костями таза. Позвоночный столб занимает 40% длины тела.В нем различают следующие отделы: шейный, состоящий из 7 позвонков, грудной —из 12 позвонков, поясничный — из 5 по­звонков, крестцовый — из 5 позвонков икопчиковый — из 4—5 по­звонков. У взрослого человека крестцовые позвонкисрастаются в одну кость — крестец, а копчиковые — в копчик. Позвоночные от­верстиявсех позвонков образуют позвоночный канал, в котором помещается спинной мозг. Котросткам позвонков прикрепляются мышцы.
Междупозвонками расположены межпозвоночные диски из волокнистого хряща; ониспособствуют подвижности позвоночного столба. С возрастом высота дисковменяется.

Рис. 2.Формирование изгибов позвоночника в онтогенезе ребенка
Ростпозвоночного столба наиболее интенсивно происходит в первые 2 года жизни. Втечение первых полутора лет жизни рост различных отделов позвоночникаотносительно равномерен. Начи­ная с 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных иверхнегрудных по­звонков и быстрее начинает увеличиваться рост поясничного от­дела,что характерно для всего периода роста позвоночника.
Усиление темповроста позвоночника отмечается в 7—9 лет и в период полового созревания, послезавершения которого при­бавка в росте позвоночника очень невелика.
Структуратканей позвоночного столба существенно изменяется с возрастом. Окостенение,начинающееся еще во внутриутробном периоде, продолжается в течение всегодетского возраста. До 14 лет окостеневают только средние части позвонков. Впериод полового созревания появляются новые точки окостенения в виде пластинок,которые сливаются с телом позвонка после ,20 лет. Процесс окостенения отдельныхпозвонков завершается с оконча­нием ростовых процессов — к 21—23 годам. Позднееокостенение позвоночника обусловливает его подвижность и гибкость в дет­скомвозрасте. Кривизна позвоночника, являющаяся его характер­ной особенностью,формируется в процессе индивидуального раз­вития ребенка. В самом раннемвозрасте, когда ребенок начинает держать головку, появляется шейный изгиб, направленныйвыпу­клостью вперед (лордоз). К 6 месяцам, когда ребенок начинает сидеть,образуется грудной изгиб с выпуклостью назад (кифоз). Когда ребенок начинаетстоять и ходить, образуется поясничный лордоз (рис. 2). С образованиемпоясничного лордоза центр тяжести перемещается кзади, препятствуя падению телапри вер­тикальном положении.
К году имеютсяуже все изгибы позвоночника. Но образовав­шиеся изгибы не фиксированы иисчезают при расслаблении му­скулатуры, К 7 годам уже имеются четко выраженныешейный и грудной   изгибы,  фиксация  поясничного  изгиба   происходит поз­же— в 12—14 лет.
Изгибыпозвоночного столба составляют специфическую осо­бенность человека и возникли всвязи с вертикальным положе­нием тела. Благодаря изгибам позвоночный столбпружинит. Удары и толчки при» ходьбе, беге, прыжках ослабляются и затухают, чтопредохраняет мозг от сотрясений. Нарушения кривизны по­звоночного столба,которые могут возникнуть в результате не­правильной посадки ребенка за столом ипартой, приводят к не­благоприятным последствиям в его здоровье.
b)Груднаяклетка. Грудная клеткаобразует костную основу груд­ной полости. Она защищает сердце, легкие, печень ислужит ме­стом прикрепления дыхательных мышц и мышц верхних конечно­стей.Грудная клетка состоит из грудины, 12 пар ребер, соединен­ных сзади спозвоночным столбом.
Форма груднойклетки существенно изменяется с возрастом. В грудном возрасте она как бы сжатас боков, ее переднезадний размер больше поперечного (коническая форма). Увзрослого же преобладает поперечный размер.
На протяжениипервого года жизни постепенно меняется фор­ма грудной клетки, что связано сизменением положения тела и центра тяжести. Уменьшается угол ребер по отношениюк позво­ночнику. Соответственно изменению грудной клетки увеличивает­ся объемлегких. Изменение положения ребер способствует уве­личению движений груднойклетки и позволяет эффективнее осу­ществлять дыхательные движения.
Дальнейшиеизменения строения грудной клетки с возрастом происходят в том же направлении.Коническая форма грудной клетки сохраняется до 3—4 лет. К 6 годамустанавливаются свой­ственные взрослому относительные величины верхней и нижнейчасти грудной клетки, резко увеличивается наклон ребер. К 12—13 годам груднаяклетка приобретает ту же форму, что у взрослого.
На формугрудной клетки влияют физические упражнения и посадка. Под влиянием физическихупражнений она может стать шире и объемистее. При длительной неправильнойпосадке, когда ребенок опирается грудью о край стола или крышку парты, мо­жетпроизойти деформация грудной клетки, что нарушает разви­тие сердца, крупныхсосудов и легких.
c)Скелетконечностей. Скелетверхних конечностей состоит из пояса верхних конечностей и костей свободныхконечностей. Пояс верхних конечностей образуют лопатки и ключицы.
Скелет свободнойверхней конечности образован плечевой костью, подвижно соединенной с лопаткой,предплечьем, состоя­щим из лучевой и локтевой костей, и костями кисти. В составки­сти входят мелкие кости запястья, пять длинных костей пясти и кости пальцевкисти.
Ключицыотносятся к стабильным костям, мало изменяющимся в онтогенезе. Лопаткиокостеневают в постнатальном онтоге­незе, процесс   этот  завершается  после   16—18 лет.   Окостенение свободных конечностей начинаетсяс раннего детства и заканчи­вается в 18—20 лет, а иногда и позже.
Кости запястьяу новорожденного только намечаются и ста­новятся ясно видимыми к 7 годам. С10—12 лет появляются по­ловые отличия процессов окостенения. У мальчиков ониопазды­вают на 1 год. Окостенение фаланг пальцев завершается к И го­дам, азапястья в 12 лет. Эти данные следует учитывать в педа­гогическом процессе.
Окончательно несформированная кисть быстро утомляется, детям младших классов не удается беглоеписьмо. Вместе с тем умеренные и доступные движения способствуют развитиюкисти. Игра на музыкальных инструментах с раннего возраста задер­живает процессокостенения фаланг пальцев, что приводит к их удлинению («пальцы музыканта»).
Скелет нижнихконечностей состоит из тазового пояса и ко­стей свободных нижних конечностей. Тазовыйпояс образует кре­стец и неподвижно соединенные с ним две тазовые кости. У ново­рожденногокаждая тазовая кость состоит из трех костей (под­вздошной, лобковой иседалищной), сращение которых начина­ется с 5—6 лет и завершается к 17—18годам.
В подростковомвозрасте происходит постепенное срастание крестцовых позвонков в единую кость —крестец. У девочек при резких прыжках с большой высоты, при ношении обуви на вы­сокихкаблуках несросшиеся кости таза могут сместиться, что приведет к неправильномусращению их и, как следствие, суже­нию выхода из полости малого таза, что можетв дальнейшем весьма затруднить прохождение плода при родах.
После 9 летотмечаются различия в форме таза у мальчиков' и девочек: у мальчиков таз болеевысокий и узкий, чем у девочек.
Тазовые костиимеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.
Скелетсвободной нижней конечности состоит из бедренной кости, двух костей голени —большеберцовой и малоберцовой и костей стопы. Стопа образована костямипредплюсны, плюсны и фаланг пальцев стопы.
Стопа человекаобразует свод, который опирается на пяточ­ную кость и на передние концы костейплюсны. Различают про­дольный и поперечный своды стопы. Продольный, пружинящийсвод стопы присущ только человеку, и его формирование связано с прямохождением.По своду стопы равномерно распределяется тяжесть тела, что имеет большоезначение при переносе тяжестей. Свод действует как пружина, смягчая толчки телапри ходьбе.
Уноворожденного ребенка сводчатость стопы не выражена, она формируется позже,когда ребенок начинает ходить.
Сводчатоерасположение костей стопы поддерживается боль­шим количеством крепких суставныхсвязок, При длительном стоянии и сидении, переносе больших тяжестей,  при ношении узкой обуви связки  растягиваются, что приводит  к уплощению стопы.
d)Череп. Череп — скелет головы. Различают дваотдела черепа: мозговой, или черепную коробку, и лицевой, или кости лица. Моз­говойотдел черепа является вместилищем головного мозга.
Уноворожденного черепные кости соединены друг с другом мягкойсоединительнотканной перепонкой. Эта перепонка особенно велика там, гдесходятся несколько костей. Это — роднички. Род­нички располагаются по угламобеих теменных костей; различают непарные лобный и затылочный и парные передниебоковые и зад­ние боковые роднички. Благодаря родничкам кости крыши черепамогут заходить своими краями друг на друга. Это имеет большое значение припрохождении головки плода по родовым путям. Ма­лые роднички зарастают к 2—3месяцам, а наибольший — лоб­ный — легко прощупывается и зарастает лишь кполутора годам.
У детей враннем возрасте мозговая часть черепа более разви­та, чем лицевая. Наиболеесильно кости черепа растут в течение первого года жизни. С возрастом, особеннос 13—14 лет, лицевой отдел растет более энергично и начинает преобладать надмозговым. У новорожденного объем мозгового отдела черепа в 6 раз большелицевого, а у взрослого в 2—2,5 раза.
Рост головынаблюдается на всех этапах развития ребенка, наиболее интенсивно он происходитв период полового созревания. С возрастом существенно изменяется соотношениемежду высотой головы и ростом. Это соотношение используется как один из нор­мативныхпоказателей, характеризующих возраст ребенка.
4.Возрастные особенности сердечно-сосудистойсистемы.
Изменениякровообращения у новорожденного.
Количествокрови у детей, подростков и взрослых
Количество крови
Возраст
новорожденные
1 год
6-11 лет
12-16 лет
В % к массе тела На 1 кг массы те­ла   (в мл)
14,7
150
10,9
110
7
70
7
70
Акт рожденияребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования.Изменения, наступающие в сердечно-сосудистой сис­теме, связаны прежде всего свключением5 легочного дыхания. В момент рождения ребенка перевя­зываюти  перерезают пупочный фанатик(пуповину), в связи с чем прекращается обмен газов осуществляющийся в плаценте.При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа"уменьшается   количество   кислорода. Эта  кровь, с  измененным  газовым составом, приходит кдыхательному  центру  и  воз­буждает   его — возникает   первый  вдох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в нихсосуды.   В легкие  впервые входит воздух. Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостьюи имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь из правого желудочка по легочной артерии устремляется  в легкие. Боталлов проток постепеннозарастает. В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердцезакрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создаетсясплошная перегородка между предсердиями. С этого момента разделяются большой ималый круги кровообращения, в правой половине серд­ца циркулирует тольковенозная кровь, а в левой — только арте­риальная.
В то же времяперестают функционировать сосуды пупочного канатика, они зарастают,превращаются в связки. Так в момент рождения система кровообращения плодаприобретает все черты ее строения у взрослого.
a)Положение, строение и размеры сердцаребенка в постнатальный период.Сердценоворожденного отличается от сердца взрос­лого по форме, относительной массе ирасположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько большедлины. Стенки правого и левого желудочков одинаковы по тол­щине.
Уноворожденного сердце располагается очень высоко из-за высокого положения сводадиафрагмы. К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы ипереходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердцезанимает косое положение. К 2 — 3 годам его верхушка доходит до 5-го ле­вогоребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детейграницы сердца почти такие же, как и у взрослых.
С моментаразобщения большого и малого кругов кровообраще­ния левый желудочек выполняетзначительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом кругебольше, чем в ма­лом. В связи с этим усиленно развивается мышца левогожелудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки пра­вого и левого желудоч­ковстановится таким же, как и у взрослого, — 1: 2,11 (у новорожден­ного оносоставляет 1:: 1,33). Предсердия более развиты, чем желудочки. Масса сердцановоро­жденного в среднем рав­на 23,6 г (колебания воз­можны от 11,4 до49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблетсяот 0,48 до 0,52%). С воз­растом масса сердца увеличивается, особенно массалевого желудоч­ка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, при­чемправый желудочек несколько отстает в росте от левого.
К 8 месяцамжизни масса сердца увеличиваете*} вдвое, к 2—3 го­дам — в 3 раза, к 5 годам — в4 раза, к 6 — в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколькоотстает от роста тела. В 14— 15 лет — в период полового созревания — снованаступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков больше,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.