Реферат по предмету "Медицина"


Инфекционные болезни нервной системы

--PAGE_BREAK--3.1 Менингиты
Менингит – воспаление мозговых оболочек мозга. Заболевание вызывается бактериальными формами, но чаще всего группой кокков (менингококки, стрептококки, пневмококки). Одной из наиболее часто встречающихся форм менингита является цереброспинальный менингит, вызываемый особой группой менингококков. Заболевание это чаще всего распространяется в виде эпидемических вспышек в зимнее и весеннее время.

Резервуаром и источником менингококковой инфекции является зараженный человек. Во внешней среде под воздействием солнечного света, температуры возбудители заболевания (менингококки) быстро погибают. На слизистой оболочке носа здоровых детей они могут находиться довольно длительное время, и этим обуславливается так называемое бациллоносительство.

Заражение может распространяться при попадании носовой слизи бациллоносителей на кожу или слизистые оболочки других детей, находящихся в контакте (во время игры, при поцелуях, через общее полотенце, носовой платок и другие предметы, которыми пользовался бациллоноситель).

Различают первичные и вторичные менингиты. При первичном менингите воспалению мозговых оболочек не предшествуют заболевания каких-либо других органов. Вторичные менингиты возникают как осложнение других заболеваний (воспаление полости среднего уха, паротит, туберкулез, черепно-мозговые травмы, гнойные процессы в области лица и головы). По клиническому течению менингиты подразделяются на молниеносные, острые, подострые и хронические. Течение менингита зависит от характера возбудителя, реактивности организма, возраста больного.

Острая картина болезни довольно характерна. Обычно заболевание начинается с высокой температуры, сопровождается рвотой, сыпью на коже, сильными приступами головной боли, иногда бессознательным состоянием. Характерными признаками болезни являются позы больного: откинутая назад голова из-за патологического напряжения мышц (ригидность затылка), подогнутые к животу, полусогнутые в коленных суставах ноги (симптом Кернига), повышенная кожная чувствительность (гиперестезия), светобоязнь. Наиболее постоянный и обязательный признак менингита – воспалительные изменения в цереброспинальной жидкости (увеличение числа клеток и умеренно выраженное повышение содержания белка). Этот признак позволяет диагностировать менингит даже в отсутствии выраженных менингеальных симптомов, как это часто бывает у маленьких детей.

В зависимости от характера воспалительного процесса и изменений цереброспинальной жидкости менингиты делят на гнойные и серозные.

Гнойные менингитывызываются главным образом бактериями. Течение гнойных менингитов и характер последствий во многом зависит от своевременности и характера проводимого лечения. При рано начатой и рациональной терапии состояние больного значительно улучшается на 3-4 день болезни; полная нормализация наступает к 8-15 дню. В этих случаях у детей могут наблюдаться негрубые остаточные явления. При позднем диагнозе и неправильно проводимой терапии возможно затяжное течение гнойного менингита, приводящее к грубым нарушениям в строении мозговых оболочек и другим осложнениям. Примерно у 20% детей, перенесших гнойный менингит, отмечаются признаки очагового поражения нервной системы: эпилептиформные судороги, сходящееся и расходящееся косоглазие, парезы лицевого нерва, глухота, вегетативно-обменные расстройства, двигательные нарушения, задержка психического развития.

Серозные менингиты вызываются главным образом вирусами. Патоморфологические изменения при них менее грубы, чем при гнойных менингитах. Серозные менингиты, как правило не оставляют после себя выраженных последствий. Некоторое время могут наблюдаться головная боль, повышенная утомляемость, эмоциональная лабильность и другие. Лечение менингитов в остром периоде следует начинать как можно раньше и проводить в стационаре под наблюдением медицинского персонала. При всех формах менингита назначают антибактериальную терапию, наряду с этим применяют средства, уменьшающие отек мозга и снижающие внутричерепное давление, нормализующие кровообращение, жаропонижающие и т.д.

Перенесший менингит ребенок нуждается в щадящее-оздоровительном режиме, здоровом сне, пребывании на свежем воздухе, полноценном питании. Занятия ребенка не должны быть однообразными в течение длительного времени. Необходимо чередовать умственную и физическую деятельность. Ребенку надо чаще давать витамины, а также средства, улучшающие обмен веществ в мозговой ткани и усиливающие снабжение мозга кислородом.


3.2 Энцефалиты

Энцефалит – воспаление головного мозга. Под таким названием объединяют группу заболеваний, вызываемых различными возбудителями. В развитии этих заболеваний важную роль играет изменение иммунологической реактивности организма.

Энцефалиты подразделяют на первичные и вторичные.

Первичные энцефалиты вызываются нейротропными вирусами, которые проникают непосредственно в клетки нервной системы и разрушают их. К этим энцефалитам относят эпидемический, клещевой, комариный и кроме того энцефалиты, вызванные полиомиелитоподобными вирусами, вирусом простого герпеса. Однако не всегда можно выявить вызвавший энцефалит вирус. Эта форма патологии наиболее часто встречается у детей раннего возраста.

Вторичные энцефалиты,как правили, являются осложнением таких инфекционных заболеваний, как корь, ветряная оспа, токсоплазмоз. Реже вторичные энцефалиты развиваются после профилактических прививок.

Энцефалиты – тяжелые заболевания и наряду с менингитами составляют основную группу инфекционных болезней нервной системы. Болеют энцефалитом люди разного возраста.

К общемозговым симптомам относят головную боль, головокружение, рвоту, судороги, нарушение сознания – от его легкого затемнения до глубокой комы. Коматозное состояние характеризуется тяжелым расстройством функций мозга: больной без сознания, не реагирует на окружающее, регуляция жизненно важных функций (дыхание, кровообращение) нарушена, реакция зрачков на свет очень вялая или отсутствует, сухожильные рефлексы угнетены. В некоторых случаях наблюдаются психомоторное возбуждение, бред, галлюцинации.

Эпидемический энцефалит.Заболевание эпидемическим энцефалитом связано с проникновением в организм особого нейровируса, поражающего центральную нервную систему. Заболевание носит характер эпидемии и чаще бывает зимой.

Клинически это выражается в повышенной сонливости или бессоннице, сходящемся или расходящемся косоглазии, двоении в глазах, разницей между зрачками. Вегетативные нарушения характеризуются расстройствами частоты и ритма дыхания, колебаниями артериального давления, стойким повышением температуры, повышенной сальностью лица, несахарным мочеизнурением, жаждой и другими симптомами.

Течение этой болезни может осложняться нарушениями отдельных функций в области двигательной сферы, речи, психики, которые и формируют сложный симптомокомплекс так называемых остаточных явлений. Характер этих последствий после эпидемического энцефалита в значительной степени зависит от того, какие области мозга были поражены болезненным процессом более интенсивно.

В зависимости от преобладания в клинической картине тех или иных очаговых симптомов поражения головного мозга различают следующие формы энцефалитов: корковую, подкорковую, мезодиэнцефальную, стволовую, стволово-спинальную и другие. Поражение вещества головного мозга может сопровождаться воспалительными изменениями в оболочках. В этих случаях заболевание рассматривается как менингоэнцефалит.

Диагноз энцефалита ставят в случае острого развития заболевания, а также на основании данных неврологического обследования.

В течение энцефалитов различают несколько стадий: острую, восстановления и резидуальную, т.е. период стойких последствий. Длительность острой и восстановительной стадий, тяжесть энцефалитов во многом зависят от патогенных свойств возбудителя, защитных сил организма и возраста больного. Продолжительность острого периода весьма вариабильна: от10 – 15 дней до нескольких месяцев.

Степень выраженности патологических изменений в области эмоционально-волевой сферы и характера последствий эпидемического энцефалита может быть различна. Иногда эти нарушения могут быть тяжелыми, что отражается на учебной деятельности ребенка, — резкая неуспеваемость, срывы дисциплины, частые конфликты в школе и семье. Правильно организованные педагогические и лечебные мероприятия могут значительно сглаживать указанные последствия болезни. Изменения интеллекта после эпидемического энцефалита очень своеобразны и только в раннем возрасте характеризуются значительными расстройствами, фактически сближаясь с олигофренией. В более позднем возрасте чаще наблюдается картина своеобразной психической астении, выражающейся только в быстрой истощаемости, ослаблении способности к интеллектуальному напряжению и памяти. Грубых расстройств интеллекта может и не быть.

В последние годы, выраженные случаи эпидемического энцефалита встречаются редко, чаще они имеют стертые формы, характеризующиеся какими-либо отдельными симптомами, свойственными этой болезни (вестибулярная форма, сенсорная форма).

Лечебные мероприятия при менингитах и энцефалитах разнообразны. Обычно применяют антибиотики, уротропин, сульфамидные препараты, сыворотки. В резидуальной стадии – физиотерапию, лечебную гимнастику, логотерапию. В контакте с невропатологом педагог-дефектолог разрабатывает индивидуальную программу учебно-воспитательных мероприятий. При этом учитывают характер поражения, возможность компенсации за счет использования сохранных функций и подключения относительно здоровых функциональных систем.

3.3 Полиомиелит
Полиомиелит – острое инфекционное заболевание нервной системы. Раньше считали, что это острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, преимущественно серого вещества спинного мозга, свойственно главным образом детскому возрасту. В настоящее время доказано, что заболевание вызывается фильтрующимся вирусом. Полиомиелит относят теперь к общим инфекциям, поскольку наблюдаются формы заболевания без поражения нервной системы.

Источником инфекции является больной или вирусоноситель, которые выделяют вирус со слюной, калом, мочой. Заражение происходит через пищу или воздушно-капельным путем. Попадая в организм человека, вирус размножается в кишечнике и носоглотке, откуда с током крови разносится по всему организму. Циркуляция вируса в крови сопровождается общеинфекционными симптомами: повышение температуры тела, кашель, насморк, боли в глотке, рвота, боли в животе, жидкий стул или запор. При достаточной иммунной реактивности больного через 3-7 дней наступает полное выздоровление. Эта форма полиомиелита называется абортивной (стертой). Диагностировать ее очень сложно.

В других случаях (спустя 2-5 дней) на фоне относительного улучшения состояния поражается нервная система, что проявляется вторым подъемом температуры тела.

В зависимости от преимущественной локализации патологического процесса, которая определяется избирательной особенностью вируса к нервной ткани, силой вируса и реактивностью организма, различают несколько клинических форм поражений нервной системы.

Менингеальная форма.Характеризуется клиническими проявлениями серозного менингита. Течение этой формы полиомиелита доброкачественное и относится к непаралитическим вариантам болезни.

Паралитическая форма.Протекает наиболее тяжело. Параличи обычно развиваются на высоте второй волны подъема температуры тела. Они могут возникнуть внезапно. Иногда интенсивность параличей нарастает в течение 2-3 дней.

В зависимости от преимущественной локализации поражения различают спинальную, мостовую, бульбарную и энцефалитическую формы полиомиелита.

Спинальная форма.Встречается чаще других. Характеризуется вялыми парезами и параличами ног, рук, дыхательной мускулатуры. Иногда наблюдаются расстройства мочеиспускания и дефекация. Особую опасность для жизни представляют поражения шейно-грудного отдела спинного мозга, при которых отмечаются дыхательные расстройства вследствие паралича диафрагмы и межреберных мышц.

Мостовая форма.Характеризуется внезапным развитием паралича мышц лица вследствие изолированного одностороннего или двустороннего поражения ядер лицевого нерва. При этом у больного наблюдается асимметрия лица. Больной не может вытянуть губы вперед, надуть щеки. У него плохо закрывается глаз. Пища выливается из угла рта.

Течение этой формы полиомиелита доброкачественное.

Бульбарная форма.Характеризуется расстройством жизненно важных функций вследствие поражения ядер продолговатого мозга и развития бульбарного синдрома. При этом голос становится гнусавым, наблюдается поперхивание при глотании. Жидкая пища попадает в носоглотку и выливается через нос. Дыхательные расстройства сопровождаются обильным слюнотечением и выделением бронхиальной слизи. Отмечаются расстройства сердечной деятельности и терморегуляции.

При данной форме полиомиелита смертность наиболее высока.

Энцефалитическая форма.Проявляется симптомами очагового поражения головного мозга. На фоне вялости, сонливости или возбуждения развиваются центральные парезы, локальные судорожные припадки, непроизвольные движения. Паралитическая стадия болезни длится от нескольких дней до двух недель и без четкой границы переходит в восстановительную стадию. Восстановительная стадия длится 1-2 года. В первую очередь и более полно восстанавливаются те мышцы, которые пострадали последними.

Резидуальная стадия характеризуется стойкими параличами отдельных групп мышц, вторичными деформациями туловища и суставов.

Для «современного» полиомиелита характерно стертое клиническое течение.

Дети, перенесшие тяжелые формы паралитического полиомиелита, обычно учатся по программе массовой школы, поскольку у них интеллектуальные функции сохранены. Обучение таких детей осуществляют в специальных школах, интернатах и санаториях для больных с нарушением опорно-двигательного аппарата. Здесь наряду с обучением проводят и лечебные мероприятия.

Задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у детей веру в собственные силы. Воспитание воли больного ребенка должно проходит красной нитью через весь учебно-воспитательный процесс. Положительное значение имеет организация встреч с людьми, которые, несмотря на физический дефект, стали полноценными членами общества.

Весь уклад жизни детей, перенесших полиомиелит, должен быть в наибольшей степени приближен к образу жизни их здоровых сверстников. Это – одно из обязательных условий их социальной адаптации.

3.4 Невриты. Полиневриты
Различают несколько форм невритов.

Неврит лицевого нерва.Причины возникновения лицевого нерва различны. Это и переохлаждение, но чаще имеет место инфекционная этиология (кариесный зуб, гнойные процессы в ухе). Неврит может быть результатом осложнения после гриппа, эпидемического паротита, дифтерии. Обычно заболевание развивается остро. Признаком заболевания является чувство онемения и резкое уменьшение или полная неподвижность мышц в одной половине лица. Возможны сильные боли. Иногда наблюдаются небольшие расстройства вкуса, слюнотечение и т.п. Течение болезни может продолжаться в легких случаях 2-3 недели, а иногда задерживается на несколько месяцев, особенно если не проводится лечение. Встречаются такие формы неврита, которые принимают хронический характер. Это ведет к обезображиванию лица больного и может вызывать, особенно у подростков, ряд тяжелых переживаний.

Неврит тройничного нерва. Заболевание возникает в результате воздействия инфекции (грипп, малярия).Основные симптомы заболевания – приступообразно наступающие жгучие боли, чаще локализующиеся в местах выхода нерва. Приступы крайне мучительны. Дети этому заболеванию подвержены редко.

Неврит седалищного нерва. Заболевание у взрослых имеет много форм и обусловливается различными причинами. В детском возрасте чаще возникает под влиянием простуды – сидение на холодных камнях, скамье, охлаждение ног, купание в холодной воде, что может служить предрасполагающей причиной для развития инфекционного неврита.

Заболевание выражается в появлении болей. Локализация болей может быть разнообразной. Имеют место отечность кожи, покраснение, иногда сухость кожи. Очень характерным признаком при выраженных формах болезни является так называемый «симптом посадки». При затянувшихся формах неврита может быть утрата коленных и ахилловых рефлексов и развитие атрофии, снижение чувствительности. В случаях длительного заболевания дети вынуждены надолго отрываться от школы.

Неврит плечевого сплетения.Причины разнообразны – инфекционные, токсические, травматические.

Картина острого плечевого неврита выражается в резких болевых ощущениях в области шейно-плечевых мышц, ограничение объема движений в плечевом и локтевом суставах и ослабление мышечной силы.

Прогноз в большинстве случаев благоприятный, но имеются формы с затяжным течением, которые сопровождаются парезами и атрофией мышц.

Множественные невриты (полиневриты).

Под полиневритами понимается множественное поражение периферических нервов и их корешков. Причины полиневритов разнообразны. Наиболее часты полиневриты инфекционно-токсического происхождения. При этой форме заболевание обусловлено непосредственным воздействием нейровирусов или является осложнением некоторых общих инфекций (гриппа, тифа, дифтерии).

Начало заболевания инфекционным полиневритом характеризуется в большинстве случаев высокой температурой, головной болью, общей слабостью и наличием выраженных болевых ощущений кожи по ходу крупных нервных стволов, онемением в области стоп и кистей, особыми ощущениями типа ползания мурашек, покалыванием. Заболевание продолжается 2-4 месяца. Исход заболевания чаще благоприятный.

Последующие наблюдения за детьми, перенесшими полиневрит, указывают, что у некоторых их них надолго остаются заметные изменения характера и эмоционально-волевой сферы по типу астенических реакций.

Дифтерийная форма полиневрита особенно свойственна детскому возрасту. Обычно поражение нервной системы развивается в начале или в исходной стадии дифтерии. Одним из наиболее типичных осложнений является развитие пареза или паралича мягкого неба.

Лечение медикаментозное, физиотерапевтическое, применяется лечебная физкультура.

3.5 Лейкоэнцефалиты
Это варианты воспалительных поражений головного мозга, при которых страдают преимущественно проводящие пути, т.е. белое вещество мозга. Предполагают, что лейкоэнцефалиты имеют инфекционно-аллергическую природу. Возможно, в их возникновении играют роль вирусы кори, бешенства, опоясывающего лишая. Возбудители попадают в нервную систему и вызывают аллергическую реакцию, приводящую к распаду белого вещества.

Симптомы болезни возникают исподволь и неуклонно прогрессируют. Самыми ранними клиническими проявлениями являются психические нарушения. Постепенно развиваются расстройства личности, прогрессирует снижение слуха, зрения. Постоянный симптом лейкоэнцефалитов – судороги. Поздней стадии больные обездвижены.

Заболевание продолжается от нескольких месяцев до 2 лет и заканчивается смертью.

Лечение направлено на поддержание иммунитета, а также снижение клинических проявлений.

3.6 Хорея
Это заболевание нервной системы (головного мозга), вызываемое ревматической инфекцией. Заболевание чаще происходит в сырое и дождливое время. Обычно ему предшествует перенесение ангины, полиартрита, иногда гриппа. Начало подострое. Происходят заметные изменения в характере детей, постепенно развиваются гиперкинезы. Ему сопутствуют изменения со стороны сердечно-сосудистой системы (пороки сердца).

В большинстве случаев хорея протекает относительно благополучно и заканчивается полным выздоровлением. Исключение составляют редкие формы, при которых наблюдаются стойкие осложнения сердечной деятельности. Отдаленным последствием хореи может быть заикание.

Педагогам, которые нередко могут первыми заметить своеобразные изменения в поведении своего ученика, необходимо рекомендовать срочное направление таких детей на врачебную консультацию.

3.7 Сифилис нервной системы

Заболевание сифилисом связано с размножением в организме бледной спирохеты. Входными воротами для инфекции при приобретенном сифилисе служат кожа и слизистые оболочки при наличии хотя бы незначительных нарушений целости покровов. Заражение может осуществляться как половым путем, так и внеполовым: через полотенце, поцелуи, общую посуду.

Сифилис проходит в организме ряд стадий, что связано с постепенным распространением инфекции в различных тканях и органах тела: кожный сифилис, сифилис внутренних органов, сифилис нервной системы. В детской практике чаще приходится иметь дело с врожденным сифилисом.

Такие дети отличаются общим физическим недоразвитием, инфантилизмом, иногда неправильной формой черепа, седловидным носом. Со стороны нервной системы отмечаются отдельные поражения некоторых черепно-мозговых нервов, понижение сухожильных рефлексов, в ряде случаев у детей плохо выражена моторика, недостаточна координация движений. Нередко страдает интеллект, резко нарушены эмоционально-волевая сфера и характер. Такие дети характеризуются резко неустойчивым настроением, склонностью к аффектам, агрессивным выходкам, у них резко выражены влечения – пищевые, сексуальные. По своему поведению такие дети приближаются к эпилептоидным психопатам.

Сифилис излечим при условии своевременного и систематического лечения. Для лечения употребляются препараты антибиотиков, мышьяка, йода. Большое значение имеет лечебная физкультура, а также целый ряд лечебно-педагогических мероприятий, укрепляющих организм ребенка.

3.8 Туберкулезные поражения нервной системы
Туберкулезные поражения нервной системы обычно наблюдаются в результате заноса туберкулезных палочек током крови из уже имеющегося очага туберкулезной инфекции (легких, лимфатических желез). При попадании туберкулезных бацилл в мягкие мозговые оболочки развивается туберкулезный менингит. Продолжительность заболевания 25-30 дней, иногда затягивается до 2-3 месяцев. Течение болезни всегда вялое, иногда без температурной реакции. В прошлом исход туберкулезного менингита всегда был летальным. В современных условиях смертность от туберкулезного менингита резко уменьшилась благодаря применению антибиотиков в лечении. В картине остаточных явлений после туберкулезного менингита отмечаются параличи и парезы скелетной мускулатуры, невриты отдельных черепно-мозговых нервов, нарушение характера и эмоционально-волевой сферы, в отдельных случаях снижение интеллекта.

Поражение нервной системы при туберкулезном спондилите.Чаще развивается у детей, уже страдающих туберкулезом лимфатических желез, суставов, легких. Туберкулезный процесс, разрушая костную ткань позвонков, вызывает ее разжижение и рассасывание, в связи с чем позвонки теряют свою обычную форму и в результате давления тяжести тела претерпевают различные деформации. Это приводит к искривлению самого позвоночника, что обусловливает появление горба (кифоз).

Заболевание длится от1 до 2-3 лет и больше. Исходом туберкулезного спондилита может быть полное выздоровление, иногда остаются отдельные дефекты, как со стороны позвоночника, так и со стороны нервной системы (парапарезы). Проведение уроков для детей с туберкулезным спондилитом происходит в палате больницы и требует особых знаний и внимания со стороны педагога.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Причины заболеваний и их последствия (дети младшего школьного возраста)
Реферат 11. Интеллектуальная сфера психики
Реферат Отравление кукольником чемерицей
Реферат "Саксонское зерцало" - памятник права средневековой Германии
Реферат Основы макроэкономики
Реферат Система електронного зв язку Microsoft Outlook Express
Реферат Religious Holidays Essay Research Paper Questioning the
Реферат Социальная медицина. Основы социальной медицины и управления здравоохранением
Реферат Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени. Биологические и социальные потребности
Реферат The Pearl 2 Essay Research Paper IntroductionSteinbeck
Реферат "Чувство Родины - основное в моём творчестве"
Реферат Применение методов дискретной математики в экономике
Реферат Аннотация рабочей программы наименование дисциплины Теория получения, обработки и переработки материалов. (указывается наименование в соответствии с учебным планом)
Реферат Взаимосвязь показателей деятельности предприятия
Реферат Основні напрямки використання земельних ресурсів