г. Ессентуки
ДУШЕВНЫЙ НЕДУГ. ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД.
Реферат по дисциплине – Русский язык
Курановой Алины.
2002г.
Душевныйнедуг. Причиныпсихическихзаболеваний.Православныйвзгляд.
Психиатрияи духовность.
Психиатрия…пожалуй нетв медицинетакой науки, судьба которойбыла бы сравнимас судьбой психиатрии.Ибо в фокусетеории и практикипсихиатровдуша человека.То, что выделяетнас над всемживотным миром, что созданопо образу иподобию Божиему.Понятие болезнив психиатриибыло и остаетсянеотделимоот мировоззренияврачей и ученых, от самых разнообразныхсоциальных, общественныхи политическихфакторов иусловий.
Октябрь1917 года и коммунистическоеучение, краеугольнымкамнем которогоявляется атеизм, принесли мирудраматическиепоследствия.Что же произошлов медицине, впсихиатрии? Человек былсведен к плотскойреальности(мозг, биологическиежидкости, нервныеузлы, внутренниеорганы, рефлексыи поведенческиереакции). Личностьтакже сталарассматриватьсяс позициифизиологическиориентированныхточек зрения.Духовное пониманиевсякой болезнибыло окончательнонизвергнуто.А взамен емупришло биологическое.Человек сталвосприниматьсявинтиком большоймашины (государства).В сталинскиевремена исследователии врачи с большойосторожностьюпроизносилитакие слова, как душа, внутренниймир, личность.Опасаясьпреследований.Изгонялось и уничтожалосьвсе, что моглопомешать партийцами их власти. Сдетских летлюдям внушалось, что маленькийотрезок временидлиною в 60 – 70 лет– единственноебогатствочеловека и, соответственно, карьера, деньги, власть, становилиськритериямиблагополучия.От внутреннейжизни и исканияБога был сделанрешительныйповорот к жизнивнешней, к порокам, грехам и стяжательству.Коммунистическаяфилософия, провозгласившаяосновной задачейрост материальногоблагосостояния, зашла в тупик, попутно искалечивсудьбы миллионовлюдей.
Шло время, десятилетиесменяло десятилетиеи к 30 – 40-м годамв среде психиатров, да и ученыхдругих специальностей, за редкимисключением, складываласьпослушнаяустановка набезбожие иатеизм. Но и вто тяжелоевремя былисреди крупныхученых-медиковнастоящиеподвижники, сумевшие пронестиглубокую верув Бога и христианскоеблагочестиечерез всю жизнь.Это, к примеру, профессор –психиатр Д.Е.Мелихов.хирурги С.С.Юдини АрхиепископЛука (Войно –Ясенецкий), академик –офтальмологВ.П.Филатов идругие. Их молитвамии молитвамивсех верующихсохранил насГосподь.
Современныйэтап психиатриисоздается сегодня и зависитот нас, от нашейверы и духовности.
Личностьв христианскойантропологии.
Личностьв христианскойантропологиирассматриваетсяв единстведуховных, душевныхи телесныхпроявлений.И это единстводостигаетсятолько приусловии преобладающеговлияния сферыдуха. «Дух естьпрежде всегоспособностьчеловека различатьвысшие ценности: добро и зло, истину и ложь, красоту и уродство.Если выбор вэтой областисделан, то духстремитсяподчинитьсвоему решениюдушу и тело.Через свой духчеловек общаетсяс Богом. Безобщения с Богомдух человекане способеннайти настоящийкритерий дляопределениявысших ценностей, так как толькоБог, которыйСам есть абсолютноеблаго, истинаи красота, можетверно указатьрешение человеку(ПравославныйКатехезис).
Соответственноуказаннымсферам личностии всякая болезньимеет, в первуюочередь, духовную, а затем психофизиологическуюприроду. Духовныйподход, а дляменя это православныйподход к больномучеловеку, неподменяетмедико-биологическоговзгляда, нообогащает, дополняет изавершаетпредставлениео личности.
Краткаяклассификацияи особенностипсихическихрасстройств.
В психиатриивыделяют двауровня патологическихизменений. Кпервому уровнюотносятсяпсихотическиесостояния. Этообширная группазаболеваний, имеющих непсихогенное(непсихологическое) происхождениеи связанныхс рядом генетических, обменных и иныхнарушений.Среди основныхзаболеванийэтой группывыделяютсяшизофрения, маниакально– депрессивныйпсихоз, эпилептическиеи старческиепсихозы. Болезнимогут протекатьнепрерывноили приступообразно, вяло или ярко, тяжело илиумеренно тяжело.
Другаягруппа патологическихзаболеванийвключает в себяразнообразныеневротическиерасстройства.Отличительнойчертой этихзаболеванийявляется связьих возникновениясо стрессами, психотравмирующимиобстоятельствами, дефектамивоспитания, социальнымиусловиями. Вотличие отпсихозов, вслучае непсихотическихрасстройств, составляющихтак называемую«малую» психиатрию, больные относятсяк своему психическомусостояниюкритически, пытаются боротьсяс постигшимих недугом.
Душевныйнедуг – Господомвозложенныйкрест.
От чеговозникаютпсихическиерасстройстваи болезни? Существуетнесколько точекзрения. Однаиз причин –естество человека.
Научно-медицинскиеданные свидетельствуюто том, что психическиерасстройствавозник4ают набиологическомуровне. Подтверждаютэто положениетакие обстоятельства, как возникновениепсихопатологическихсимптомов нафоне соматическойили неврологическойпатологии, появлениепсихическихнарушений подвоздействиемразнообразныхвредоносныхфакторов (отравлениенейротропнымиядами, СВЧ –поле, сильныйшум, работа вусловиях темнотыи т.д.). Подтверждаетвыдвинутоеположение ито, что психопатологическиепроявлениячасто и успешноизлечиваютсямедикаментами.Стоит упомянутьи то, что проведеныгенетическиеисследованияна предметпредрасположенияк психическимзаболеваниями выявленыопределенныезакономерности.
Духовнаяприрода «пограничных»расстройств.
Выше былосказано, чтодушевные болезнимогут быть от«естества», или же их проявлениясвязаны содержимостьюдуши злымидухами. Вместес тем, существуетбольшая группапсихическихрасстройств, именующаясяв клинике как«пограничнаяпатология»(функциональная, т.е. принципиальнообратимаяпсихическаяпатология). Кэтой группеотносятсяневрозы, неврозоподобныесостояния, некоторые типыдепрессивныхрасстройств, психосоматическиесостояния, приобретенныеформы психопатийи др. страданияэтих людей вомногом являютсяследствиемих личностно-характерологическогосклада, которыйопределяетсядуховнымипричинами.
Депрессии.Проявлениедепрессивныхрасстройствотмечаютсяпри многихпсихическихзаболеваниях.В клиническойпсихиатриивыделяют двепринципиальныеразновидностидепрессивныхсостояний. Однаиз них связанас внутреннимипричинами именее зависитот психологическихфакторов иобстоятельств, а другая – напротив, развиваетсяв силу различныхпереживаний, неприятностей, которые наслаиваютсяна личностно– психологическиеособенностичеловека, шкалуего ценностей(невротическаядепрессия).
Депрессия– самый частовстречающийсясиндром душевныхрасстройств.Около 5% населенияЗемли страдаютэтой формойпсихическойпатологии. До60% всей психическойпатологиисоставляютдепрессивныесостояния.Депрессияпомолодела.Жертвами становятсяне только людипреклонногоили «бальзаковского»возраста, нотакже и молодежьи даже дети.Состоянияуныния, безрадостности, тоски, увы, таксвойственнынашим современникам.
Депрессия– это своегорода сигналдуши о неблагополучия, бедственномее положении.Это не плачьо грехах. Этогрехи вопиют, нераскаянностьмучит душу. Идемоны нашептываютв ухо: «Все плохо, надеяться нена что, все равнопомирать, таклучше сейчас»…увы, как частоприходитсяслышать этиразговоры вовремя врачебногодушепопечения.
О самоубийстве.
Уныниеи отчаяниемогут являтьсякак бы предвестникамиэтого страшногогреха. Суицид(самоубийство)– это осознанноелишение себяжизни. Печальнаястатистикасамоубийствв нашей странедолгое времябыла закрытой.В начале 1989 годавпервые запоследние 60лет были обнародованыошеломляющиецифры, за каждойиз которыхбезысходноеотчаяние, утратасмысла жизни.К примеру, в1984 году в СССР81 тысяча человекпокончили ссобой.
Вот ещеодин красноречивыйфакт: уровеньсамоубийствв России в 1915 годуравнялся 3,4 человекана 100000 населения.В СССР в 1985 годуон равнялся24,5. в 1991 году в Россииэтот показательсоставлял 31, ав 1993 году уже 38,7.год 1998 отмеченеще более высокимисуицидальнымипоказателями.
В чем причинысамоубийств? Они разнообразны.Однако, вотнекоторый итог.Социальныефакторы неимеют скольлибо решающегозначения. Точказрения врачейтакова: подавляющеечисло самоубийц– психическиздоровы. Суицид– это личностныйкризис. Этопроблема духовная.
АрхиепископИоанн (Шаховский)очень точнописал: «Бедныестрадальцысамоубийцы!.. Вы не принялиискупления, кратких земныхочищающихстраданий –сладких дляпринявшего,- о, гораздо болеесладких, чемте призрачныенаслаждения, в тоске по которымвы умерли. Да, в вашей властибыло сделатьэто, как подсказала, шепнула вамзлая сила, неимевшая надвами тогданикакой власти, но в вашей жевласти былоне сделатьэтого. В вашейвласти былознать, что естьБог, что Он естьне только высшееВыражениеПравды и Справедливости, недоступныхнашему пониманию, но даже гораздоболее всех этихслабых человеческихпонятий.
В вашейвласти былопонять, что неможет Бог датьКрест, и не датьсил, — что в вашейвласти былообратитьсяк Богу, спастисьпризыванием(не ложным) ЕгоИмени». владыкаИоанн в однойиз своих работразъясняет:
«Самоубийцы, пред самоубийствомсвоим, совсемне знают, чтооколо них стоитгадкий (невыразимо)злой дух, понуждаяих убить тело, разбить драгоценный«глиняныйсосуд», хранящийдушу до сроковБожиих. И советуетэтот дух, и убеждает, и настаивает, и понуждает, и запугиваетвсякими страхами: только, чтобычеловек нажална гашетку илиперескочилчерез подоконник, убегая от жизни, от своегонестерпимоготомления…человек и недогадывается, что «нестерпимоетомление» неот жизни, а оттого, от когои все мысли,«обосновывающие»убиение себя.Человек думает, что это он самрассуждает, и приходит ксамоубийственномузаключению.Но это не он, аего мыслямиговорит тот, кого Господьназвал «человекоубийцейискони». Человектолько безвольносоглашается, невидимо длясебя берет грехДиавола насебя, сочетаетсягрехом и с Диаволом…Одно покаянноемолитвенноеслово, одномысленное хотябы начертаниеспасительногокреста и с вероювоззрение нанего – и паутиназла расторгнута, человек спасенсилой Божиейот своей гибели…Только малаяискра живойверы и преданностиБогу — и спасенчеловек! Но всели люди, спасшиесяот убиения себяили от какого-либодругого греха, понимают, чтооколо них стоял(а может быть, и еще стоит, или иногда кним приближается)отвратительныйзлой дух, существо, обнаруживаемоетолько некоейдуховной чуткостьюи обостреннымдуховным вниманием?
Далеконе все (дажехристиане)отдают себеотчет в действияхи проявленияхзлых духов, окоторых с такойудивляющейсилой и ясностьюговорит СловоБожие».
«90 процентовсамоубийцделают свойпоследний шагпод непосредственным«влиянием духов«человекоубийцискони» (Ин.8,44). И, собственно, почти всякоесамоубийствоесть убийстводемоном человека– руками самогочеловека.
Пораопомниться…
Особуютревогу вызываетдушевное идуховное здоровьеподрастающегопоколения.Размытые духовныеориентиры вобществе, тяжелыесоциальныеусловия, дороговизнаи многое другоенелегким бременемлегло на неокрепшиедетские души.
Немалосемей можноназвать неблагополучными.У многих детейродителизлоупотребляютспиртным, причемнередко встречаютсяматери – алкоголички.Возраст приобщенияк курению снизилсяу мальчиковдо 10 лет и у девочекдо 12 лет. Средимолодежи набирает«обороты»наркомания.Два процентанаселения имеютстойкую привычкук наркотикам, из них болееполумиллионачеловек – дети.
Никогоне удивишьсегодня тем, что среди школьниковсплошь и рядомимеют местополовые связи.Венерическиезаболеваниясреди подростков, детская проституция, увы, печальныеприметы нашеговремени. Повсюдув средствахмассовой информациидемонстрируютсяобнаженныетела. Программателепередачпестрит чудовищныминазваниями, за которыминасилие, разврат, оккультизм.
Социальныепотрясенияв стране породили беспризорников.Высоки показателидетской преступности.
Как следствиевышеприведенныхданных выглядитгрустная статистика: примерно 80% детейв нашей страненуждаются вмедико-психологическойпомощи. Из 35-тимиллионов детей(в возрасте до16 лет) околомиллиона –инвалиды. Этокаждый 35-тыйребенок. Из100% юношей, признанныхнегодными дляпрохождениявоенной службыпо состояниюздоровья, 47%составилинегодные попсихическимзаболеваниям.
Распространенностьпограничныхнервно-психическихсостояний средидетей и подростковдостигла небывалыхпоказателей– 79%. Повышеннаянервность, возбудимость, эмоциональнаялабильность, склонностьк конфликтам, ухудшение сна– типичныесимптомы, встречающиесяу 8 из 10 детей. Вотфакты, которыеужасают: 20% отобщего числавсех самоубийствсовершают детии подростки.Статистикасамоубийствв 1996 году: дети 5 – 14 лет – 2756 человек, подростки 14 –19 лет – 2358 человек.
Всего –5114 детей совершилиэтот страшный, непоправимыйшаг. И это толькоучтенные случаи.В 92%случаев самоубийствасовершалисьдетьми изнеблагополучныхсемей.
Половина13-ти летних девочеки мальчиковупотребляюталкоголь.
Каждый10-й аборт делаетдевочка – подросток.Появилисьподростки –серийные убийцы.Таких случаевпрактическине знала преждесудебная психиатрия.Можно лишьпредполагатькакой чудовищныйуровень агрессиив обществе ониотображают.
Представляетинтерес исследование, проведенноедепартаментамиполиции и народногообразованияв г.Фуллертоне, штат Калифорния(США), в марте1988. целью исследованиябыло сравнение«Семи основныхпроблем» вшколах городав 1940 и 1988гг.
Основныепроблемы в1940г.
ученики разговаривают во время уроков,
жуют жвачку,
шумят,
бегают по коридорам,
не соблюдают очередей,
одеваются не по правилам,
сорят в классах.
Основныепроблемы в1988г.
употребление наркотиков,
употребление алкоголя,
беременности,
самоубийства,
изнасилования,
ограбления,
избиения.
Комментарии, как говорится, излишни. Следуетособо подчеркнуть, что за неполные50 лет эти страшныеметаморфозыпроизошли вовремя усиленногоразвития в СШАматериализма– секуляризма.Для любогообщества, базирующегосяна материалистическихидеях, думается, это закономерныйрезультат.Проамериканскийобраз жизнивот уже почтидесяток летнавязываетсяи нам, и нашимдетям. К чемуэто приведет? Напрашиваетсянеутешительныйпрогноз.
О духовноми душевномздоровье.
Как соотносятсядуховное идушевное здоровье? Можно ли бытьбольным и духовноздоровым? И, напротив: будучидуховно больнымсохранятьпсихическоездоровье? Вопросыэти не новы.
Духовноеи душевное вчеловеке значительноразнятся. Какпишет святительФеофан Затворник:«душевностьже в человеке, не приявшемблагодать илипотерявшемее, как облако, какое стоитмежду лицомчеловека иБогом, пресекаяобщение междуними… Преобладаниедуши ровно каки преобладаниетела, есть отрицаниежизни по духу».Бывший некогдапопулярнымв советскоймедицине лозунг«В здоровомтеле – здоровыйдух» с нравственныхпозиций совершенноневерен.
Крепкоетело (как и высокаяэрудиция) отнюдьне являетсяпредпосылкойдуховной зрелости.Можно ли назватьдуховно здоровымкакого-нибудьдоктора наук, который ни разув своей жизнине открыл святоеЕвангелие, хотяпо роду своейдеятельностипереворошилне одну сотнюкниг? Думается, что нет.
Но бываети наоборот. Углубоко верующегочеловека развиваетсядушевный недуг.И человек живет, молится, ходитв храм, но обнаруживаетнекоторуюпсихическуюнесостоятельность.Какой же можетбыть ответ наэти вопросы? Насколькоспасительнаможет оказатьсядушевная болезньдля православногочеловека, настолькогубительны духовная пустотаи нравственноерастление уздравомыслящего.Судьбы Божиираскрываютсяв вечности. Тамнам уготованыСуд и воздаяниеза наши дела.
Психическаяболезнь тяжелыйкрест. До концапознать тайнуее возникновенияи духовныйсмысл не удастся.Как нам до концане понять идуши человеческой, ибо она образТворца. Поэтомуи нет универсальнойпричины, объясняющейвозникновениепсихическихрасстройств.Психические болезни лишьчастный случайповреждениячеловеческойприроды.
Литература:
АвдеевД.А. «Из дневникаправославногопсихиатра», Москва, «РусскийХронографъ»,1999г.