г. Ессентуки
ДУШЕВНЫЙ НЕДУГ. ПРИЧИНЫ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД.
Реферат по дисциплине – Русский язык
Курановой Алины.
2002г.
Душевный недуг. Причины психических заболеваний.Православный взгляд.
Психиатрияи духовность.
Психиатрия… пожалуй нет в медицинетакой науки, судьба которой была бы сравнима с судьбой психиатрии. Ибо в фокусетеории и практики психиатров душа человека. То, что выделяет нас над всемживотным миром, что создано по образу и подобию Божиему.Понятие болезни в психиатрии было и остается неотделимо от мировоззрения врачейи ученых, от самых разнообразных социальных, общественных и политическихфакторов и условий.
Октябрь 1917 года и коммунистическоеучение, краеугольным камнем которого является атеизм, принесли мирудраматические последствия. Что же произошло в медицине, в психиатрии? Человек был сведен к плотской реальности(мозг, биологические жидкости, нервные узлы, внутренние органы, рефлексы иповеденческие реакции). Личность также стала рассматриваться с позициифизиологически ориентированных точек зрения. Духовное понимание всякой болезнибыло окончательно низвергнуто. А взамен ему пришло биологическое. Человек сталвосприниматься винтиком большой машины (государства). В сталинские временаисследователи и врачи с большой осторожностью произносили такие слова, какдуша, внутренний мир, личность. Опасаясь преследований. Изгонялось и уничтожалось все, что могло помешать партийцами их власти. С детских лет людям внушалось, что маленький отрезок временидлиною в 60 – 70 лет – единственное богатство человека и, соответственно,карьера, деньги, власть, становились критериями благополучия. От внутреннейжизни и искания Бога был сделан решительный поворот к жизни внешней, к порокам,грехам и стяжательству. Коммунистическая философия, провозгласившая основнойзадачей рост материального благосостояния, зашла в тупик, попутно искалечивсудьбы миллионов людей.
Шло время, десятилетие сменялодесятилетие и к 30 – 40-м годам в среде психиатров, да и ученых другихспециальностей, за редким исключением, складывалась послушная установка набезбожие и атеизм. Но и в то тяжелое время были среди крупных ученых-медиковнастоящие подвижники, сумевшие пронести глубокую веру в Бога и христианскоеблагочестие через всю жизнь. Это, к примеру, профессор – психиатр Д.Е.Мелихов.хирурги С.С.Юдин и Архиепископ Лука (Войно – Ясенецкий), академик – офтальмолог В.П.Филатов и другие. Ихмолитвами и молитвами всех верующих сохранил нас Господь.
Современный этап психиатриисоздается сегодня и зависит от нас, отнашей веры и духовности.
Личностьв христианской антропологии.
Личность в христианской антропологиирассматривается в единстве духовных, душевных и телесных проявлений. И этоединство достигается только при условии преобладающего влияния сферы духа. «Духесть прежде всего способность человека различать высшие ценности: добро и зло,истину и ложь, красоту и уродство. Если выбор в этой области сделан, то духстремится подчинить своему решению душу и тело. Через свой дух человек общаетсяс Богом. Без общения с Богом дух человека не способен найти настоящий критерийдля определения высших ценностей, так как только Бог, который Сам естьабсолютное благо, истина и красота, может верно указать решение человеку(Православный Катехезис).
Соответственно указанным сферамличности и всякая болезнь имеет, в первую очередь, духовную, а затемпсихофизиологическую природу. Духовный подход, а для меня это православныйподход к больному человеку, не подменяет медико-биологического взгляда, нообогащает, дополняет и завершает представление о личности.
Краткаяклассификация и особенности психических расстройств.
В психиатрии выделяют два уровняпатологических изменений. К первому уровню относятся психотическиесостояния. Это обширная группа заболеваний, имеющих непсихогенное(непсихологическое ) происхождение и связанных с рядом генетических, обменных ииных нарушений. Среди основных заболеваний этой группы выделяются шизофрения,маниакально – депрессивный психоз, эпилептические и старческие психозы. Болезнимогут протекать непрерывно или приступообразно, вяло или ярко, тяжело илиумеренно тяжело.
Другая группа патологическихзаболеваний включает в себя разнообразные невротические расстройства.Отличительной чертой этих заболеваний является связь их возникновения сострессами, психотравмирующими обстоятельствами, дефектами воспитания,социальными условиями. В отличие от психозов, в случае непсихотическихрасстройств, составляющих так называемую «малую» психиатрию, больные относятсяк своему психическому состоянию критически, пытаются бороться с постигшим ихнедугом.
Душевныйнедуг – Господом возложенный крест.
От чего возникают психическиерасстройства и болезни? Существует несколько точек зрения. Одна из причин – естествочеловека.
Научно-медицинские данныесвидетельствуют о том, что психические расстройства возник4ают на биологическомуровне. Подтверждают это положение такие обстоятельства, как возникновение психопатологическихсимптомов на фоне соматической или неврологической патологии, появлениепсихических нарушений под воздействием разнообразных вредоносных факторов(отравление нейротропными ядами, СВЧ – поле, сильныйшум, работа в условиях темноты и т.д.). Подтверждает выдвинутое положение и то,что психопатологические проявления часто и успешно излечиваются медикаментами.Стоит упомянуть и то, что проведены генетические исследования на предметпредрасположения к психическим заболеваниям и выявлены определенныезакономерности.
Духовнаяприрода «пограничных» расстройств.
Выше было сказано, что душевныеболезни могут быть от «естества», или же их проявления связаны с одержимостьюдуши злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психическихрасстройств, именующаяся в клинике как «пограничная патология» (функциональная,т.е. принципиально обратимая психическая патология). К этой группе относятсяневрозы, неврозоподобные состояния, некоторые типыдепрессивных расстройств, психосоматические состояния, приобретенные формыпсихопатий и др. страдания этих людей во многом являются следствием ихличностно-характерологического склада, который определяется духовнымипричинами.
Депрессии. Проявление депрессивныхрасстройств отмечаются при многих психических заболеваниях. В клиническойпсихиатрии выделяют две принципиальные разновидности депрессивных состояний.Одна из них связана с внутренними причинами и менее зависит от психологическихфакторов и обстоятельств, а другая – напротив, развивается в силу различныхпереживаний, неприятностей, которые наслаиваются на личностно – психологическиеособенности человека, шкалу его ценностей (невротическая депрессия).
Депрессия – самый часто встречающийсясиндром душевных расстройств. Около 5% населения Земли страдают этой формойпсихической патологии. До 60% всей психической патологии составляютдепрессивные состояния. Депрессия помолодела. Жертвами становятся не тольколюди преклонного или «бальзаковского» возраста, но также и молодежь и дажедети. Состояния уныния, безрадостности, тоски, увы, так свойственны нашимсовременникам.
Депрессия – это своего рода сигналдуши о неблагополучия, бедственном ее положении. Это не плачь о грехах. Этогрехи вопиют, нераскаянность мучит душу. И демоны нашептывают в ухо: «Всеплохо, надеяться не на что, все равно помирать, так лучше сейчас»… увы, какчасто приходится слышать эти разговоры во время врачебного душепопечения.
Осамоубийстве.
Уныние и отчаяние могут являться какбы предвестниками этого страшного греха. Суицид (самоубийство) – это осознанноелишение себя жизни. Печальная статистика самоубийств в нашей стране долгоевремя была закрытой. В начале 1989 года впервые за последние 60 лет были обнародованы ошеломляющие цифры,за каждой из которых безысходное отчаяние, утрата смысла жизни. К примеру, в1984 году в СССР 81 тысяча человек покончили с собой.
Вот еще один красноречивый факт: уровеньсамоубийств в России в 1915 году равнялся 3,4 человека на 100000 населения. ВСССР в 1985 году он равнялся 24,5. в 1991 году в России этот показательсоставлял 31, а в 1993 году уже 38,7. год 1998 отмечен еще более высокимисуицидальными показателями.
В чем причины самоубийств? Ониразнообразны. Однако, вот некоторый итог. Социальные факторы не имеют скольлибо решающего значения. Точка зрения врачей такова: подавляющее числосамоубийц – психически здоровы. Суицид – это личностный кризис. Это проблемадуховная.
Архиепископ Иоанн (Шаховский)очень точно писал: «Бедные страдальцы самоубийцы!.. Вы не приняли искупления,кратких земных очищающих страданий – сладких для принявшего, — о, гораздо болеесладких, чем те призрачные наслаждения, в тоске по которым вы умерли. Да, ввашей власти было сделать это, как подсказала, шепнула вам злая сила, неимевшая над вами тогда никакой власти, но в вашей же власти было не сделатьэтого. В вашей власти было знать, что есть Бог, что Он есть не только высшееВыражение Правды и Справедливости, недоступных нашему пониманию, но дажегораздо более всех этих слабых человеческих понятий.
В вашей власти было понять, что неможет Бог дать Крест, и не дать сил, — что в вашей власти было обратиться кБогу, спастись призыванием (не ложным) Его Имени».владыка Иоанн в одной из своих работ разъясняет:
«Самоубийцы, пред самоубийством своим,совсем не знают, что около них стоит гадкий (невыразимо) злой дух, понуждая ихубить тело, разбить драгоценный «глиняный сосуд», хранящий душу до сроков Божиих. И советует этот дух, и убеждает, и настаивает, ипонуждает, и запугивает всякими страхами: только, чтобы человек нажал на гашеткуили перескочил через подоконник, убегая от жизни, от своего нестерпимоготомления… человек и не догадывается, что «нестерпимое томление» не от жизни, аот того, от кого и все мысли, «обосновывающие» убиение себя. Человек думает,что это он сам рассуждает, и приходит к самоубийственному заключению. Но это неон, а его мыслями говорит тот, кого Господь назвал «человекоубийцей искони».Человек только безвольно соглашается, невидимо для себя берет грех Диавола насебя, сочетается грехом и с Диаволом… Одно покаянное молитвенное слово, одномысленное хотя бы начертание спасительного креста и с верою воззрение на него –и паутина зла расторгнута, человек спасен силой Божиейот своей гибели… Только малая искра живой веры и преданности Богу — и спасенчеловек! Но все ли люди, спасшиеся от убиения себя или от какого-либо другогогреха, понимают, что около них стоял (а может быть, и еще стоит, или иногда кним приближается) отвратительный злой дух, существо, обнаруживаемое тольконекоей духовной чуткостью и обостренным духовным вниманием?
Далеко не все (даже христиане) отдаютсебе отчет в действиях и проявлениях злых духов, о которых с такой удивляющейсилой и ясностью говорит Слово Божие».
«90 процентов самоубийц делают свойпоследний шаг под непосредственным «влиянием духов «человекоубийц искони» (Ин.8,44). И, собственно, почти всякое самоубийство есть убийство демоном человека– руками самого человека.
Пораопомниться…
Особую тревогу вызывает душевное идуховное здоровье подрастающего поколения. Размытые духовные ориентиры вобществе, тяжелые социальные условия, дороговизна и многое другое нелегкимбременем легло на неокрепшие детские души.
Немало семей можно назватьнеблагополучными. У многих детей родители злоупотребляют спиртным, причемнередко встречаются матери – алкоголички. Возраст приобщения к курению снизилсяу мальчиков до 10 лет и у девочек до 12 лет. Среди молодежи набирает «обороты»наркомания. Два процента населения имеют стойкую привычку к наркотикам, из нихболее полумиллиона человек – дети.
Никого не удивишь сегодня тем, что средишкольников сплошь и рядом имеют место половые связи. Венерические заболеваниясреди подростков, детская проституция, увы, печальные приметы нашего времени.Повсюду в средствах массовой информации демонстрируются обнаженные тела.Программа телепередач пестрит чудовищными названиями, за которыми насилие, разврат, оккультизм.
Социальные потрясения в странепородили беспризорников. Высокипоказатели детской преступности.
Как следствие вышеприведенных данныхвыглядит грустная статистика: примерно 80% детей в нашей стране нуждаются вмедико-психологической помощи. Из 35-ти миллионов детей (в возрасте до 16 лет)около миллиона – инвалиды. Это каждый 35-тый ребенок. Из 100% юношей,признанных негодными для прохождения военной службы по состоянию здоровья, 47%составили негодные по психическим заболеваниям.
Распространенность пограничныхнервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалыхпоказателей – 79%. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональнаялабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна – типичные симптомы,встречающиеся у 8 из 10 детей. Вот факты, которые ужасают: 20% от общего числавсех самоубийств совершают дети и подростки. Статистика самоубийств в 1996году: дети 5 – 14 лет – 2756 человек, подростки14 – 19 лет – 2358 человек.
Всего – 5114 детей совершили этотстрашный, непоправимый шаг. И это только учтенные случаи. В 92% случаев самоубийства совершалисьдетьми из неблагополучных семей.
Половина 13-ти летних девочек имальчиков употребляют алкоголь.
Каждый 10-й аборт делает девочка –подросток. Появились подростки – серийные убийцы. Таких случаев практически незнала прежде судебная психиатрия. Можно лишь предполагать какой чудовищныйуровень агрессии в обществе они отображают.
Представляет интерес исследование,проведенное департаментами полиции и народного образования в г.Фуллертоне, штат Калифорния (США), в марте 1988. цельюисследования было сравнение «Семи основных проблем» в школах города в 1940 и1988гг.
Основныепроблемы в 1940г.ученики разговаривают во время уроков, жуют жвачку, шумят, бегают по коридорам, не соблюдают очередей, одеваются не по правилам, сорят в классах.
Основные проблемы в 1988г.употребление наркотиков, употребление алкоголя, беременности, самоубийства, изнасилования, ограбления, избиения.
Комментарии, как говорится, излишни.Следует особо подчеркнуть, что за неполные 50 лет эти страшные метаморфозыпроизошли во время усиленного развития в США материализма – секуляризма.Для любого общества, базирующегося на материалистических идеях, думается, этозакономерный результат. Проамериканский образ жизни вот уже почти десяток лет навязывается и нам, и нашимдетям. К чему это приведет? Напрашивается неутешительный прогноз.
Одуховном и душевном здоровье.
Как соотносятся духовное и душевноездоровье? Можно ли быть больным и духовно здоровым? И, напротив: будучи духовнобольным сохранять психическое здоровье? Вопросы эти не новы.
Духовное и душевное в человекезначительно разнятся. Как пишет святитель Феофан Затворник: «душевность же вчеловеке, не приявшем благодать или потерявшем ее, как облако, какое стоитмежду лицом человека и Богом, пресекая общение между ними… Преобладание душировно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу». Бывший некогдапопулярным в советской медицине лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» снравственных позиций совершенно неверен.
Крепкое тело (как и высокая эрудиция)отнюдь не является предпосылкой духовной зрелости. Можно ли назвать духовноздоровым какого-нибудь доктора наук, который ни разу в своей жизни не открылсвятое Евангелие, хотя по роду своей деятельности переворошил не одну сотнюкниг? Думается, что нет.
Но бывает и наоборот. У глубоковерующего человека развивается душевный недуг. И человек живет, молится, ходитв храм, но обнаруживает некоторую психическую несостоятельность. Какой же можетбыть ответ на эти вопросы? Насколько спасительна может оказаться душевнаяболезнь для православного человека, настолько губительны духовная пустота и нравственное растление уздравомыслящего. Судьбы Божии раскрываются ввечности. Там нам уготованы Суд и воздаяние за наши дела.
Психическая болезнь тяжелый крест. Доконца познать тайну ее возникновения и духовный смысл не удастся. Как нам доконца не понять и души человеческой, ибо она образ Творца. Поэтому и нет универсальнойпричины, объясняющей возникновение психических расстройств. Психические болезни лишь частный случай повреждениячеловеческой природы.
Литература:
Авдеев Д.А. «Из дневника православногопсихиатра», Москва, «Русский Хронографъ», 1999г.