Реферат по предмету "Медицина"


Детский алкоголизм

--PAGE_BREAK--начавшееся в подростковом и юношеском возрасте упот­ребление алкоголя перешло у них в привычку.
Л. Николаев рассказывает, как врачи одного из районов Москвы совместно с педагогами провели обследование нескольких школ. Учащимся была предложена анкета, в которой содержалось несколько вопросов: когда в пер­вый раз ты выпил спиртное? Что именно: пиво, вино, водку? По своему желанию или по настоянию или прось­бе других? Кого именно? и т. д.
Результаты обследования оказались неутешительны­ми. В частности, выяснилось, что в 67% случаев зна­комство детей со спиртным произошло дома, в семье.
Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рю­мочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину ни в коем случае нельзя оправдать. Ведь стоит раз при­коснуться к спиртному, как уже снимается психологиче­ский барьер и подросток чувствует себя- вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность.
Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ру­чейка, а пьянство — с рюмочки». Во многих случаях приобщение к алкоголю начинается с пива, об употребле­нии которого учащимися писали психологи Б. С. Братцев и П. И. Сидоров в книге «Психология, клиника и про­филактика раннего алкоголизма», вышедшей в 1984 году в издательстве МГУ (табл. 1).

Раннее приобщение к алкоголю ведет затем к систе­матическому употреблению алкогольных напитков в под­ростковом и юношеском возрасте и развитию злоупот­ребления алкоголем у молодых людей.
Среди обстоятельств, способствующих этому, ведущая роль принадлежит целому ряду социальных и социально-психологических факторов: алкогольным традициям в семье, низкому культурному уровню родителей и не­состоятельному семейному воспитанию, отрицатель­ному отношению к обучению, отсутствию общественной активности и социально значимых установок, неопреде­ленности в вопросах профессиональной ориентации и т. д. Так, статистические данные показывают, что 75% учащихся 8—10-х классов употребляют алкогольные напитки в семье по праздникам и семейным торжествам. Первое приобщение к алкоголю в 78% случаев проис­ходит под влиянием родителей и родственников подрост­ков. В семьях, где подростки«часто употребляли алко­гольные напитки, 68% отцов и 64% матерей имели лишь начальное или восьмилетнее образование.
Подавляющее большинство таких подростков (75%) имели низкую успеваемость, для них характерно было бессодержательное проведение свободного времени: праздное гуляние по улицам в компании друзей, азарт­ные игры, посещение баров и т. п.
Приведенные факты указывают на необходимость для формирования трезвеннических установок у подрас­тающего поколения проведения чрезвычайно широкого спектра мероприятий по многим направлениям.

Глава II. Пути протекания детского алкоголизма, влияние алкоголя на организм ребёнка и психотерапия, как метод лечения от детской алкогольной зависимости. 2.1 Алкогольное отравление у детей. К употреблению хмельных напитков детей толкает любо­пытство. Но возможности для этого «предоставляют» взрослые. Психологически точно об этом пишет Джек Лондон в романе «Джон Ячменное Зерно»:
«В первый раз я напился, когда мне было пять лет. День был жаркий, мой отец поехал в поле за полмили от дома. Меня послали отнести ему пива. «Да смотри, не расплескай по дороге!» — наказали мне на про­щание. Пиво было, помнится, в деревянном ведерке, с широким верхом и без крышки. Я нес его и плескал себе на ноги.
Я шел и размышлял: почему пиво считается такой драгоценностью? Небось вкусно! А иначе почему мне не велят его пить? Ведь все, что родители запрещают, всегда очень вкусно. Значит, и пиво тоже. Я сунул нос в ведро и принялся лакать густую жидкость. Ну и дрянь же!
Все-таки я пил. Не может быть, чтобы взрослые так ошибались. Трудно сказать, сколько я выпил тогда: я был карапуз, ведро казалось огромным, а я все хлебал, не отрываясь, погрузив лицо по самые уши в пену. Но глотал я, признаться, как лекарство: меня тошнило, и хотелось скорее покончить с этим мучением.
… Я проспал под деревьями до вечера. На закате меня разбудил отец, и, с трудом поднявшись, я побрел за ним. Я был еле жив: ноги казались свинцовыми, резало в животе, к горлу подступала тошнота., Я чувствовал себя отравленным. Собственно говоря, это и было самое настоящее отравление».
А вот уже современные истории.
В праздник взрослые устроили стол в отдельной комнате для пятерых детей от четырех до восьми лет и ради шутки дали рюмки, в которые предложили нали­вать лимонад. Однако старший мальчик ухитрился не­заметно от взрослых налить в рюмки для детей портвейн. Ребятишки не разобрались и залпом выпили — первую рюмку. Кое-кто поперхнулся, но спустя некоторое время вино оживило детскую компанию, и они выпили еще по две рюмки. Взрослые обнаружили это только тогда, когда младшая девочка с криком забилась в судо­рогах, и у нее началась рвота. Детей срочно пришлось отправить в больницу…
Алкоголь, попадая в организм ребенка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже небольшие дозы спиртного вызывают у детей бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При система­тическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищевари­тельный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит ее перерождение.
Страдают и органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у при­страстившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половой функ­ции и т. д.
Особо следует сказать об остром алкогольном отрав­лении у детей. Оно представляет большую опасность для детей, организм которых высокочувствителен к ток­сическим веществам. Особенно ранимы у них нервная система, головной мозг. Опьянение у детей дошколь­ного и раннего школьного возраста развивается на­столько бурно, что бывает трудно спасти ребенка. Он может погибнуть от одной лишь рюмки водки. Доза 250 граммов водки бывает смертельна и для подростка.
Нужно сказать, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж редки. По данным болгарских медиков, алкогольные отравления детей составляют около 7% от всех видов отравлений в детском возрасте.
Как известно, алкоголь обладает способностью испаре­ния, поэтому его применение в детской практике тре­бует известной осторожности. В литературе приводится случай, когда четырехмесячному ребенку мать, чтобы успокоить колики, прикладывала к животу спиртовые компрессы! Ребенок задремал, но через полтора часа вдруг сильно побледнел и потерял сознание. Из его рта шел резкий запах алкоголя. Ребенка, отравленного алкогольными испарениями, с трудом удалось спасти.
Аналогичная история произошла с полугодовалой девочкой, болевшей воспалением легких, которой делали винные компрессы на грудь три раза в день, которые держали в течение трех—пяти часов. На третий день «лечения» ребенок потерял сознание, у него выступил холодный пот, поднялась температура. Долгое время девочка находилась в состоянии беспамятства и только на третий день пришла в сознание.
А вот случай, закончившийся трагично. Девятилет­ний мальчик был со взрослыми на рыбалке. Во время обеда ему дали '/з стакана водки, которую он выпил в два приема под одобрительные возгласы взрослых. После того как уха была съедена, а водка выпита, взрослые снова отправились к реке, а мальчик остался у костра. Вскоре он потерял сознание и в таком состоянии был доставлен в ближайшую больницу. У него наблюдалось угнетение жизненно важных функций: сердечной деятель­ности, дыхания, обмена веществ. Не приходя в созна­ние, ребенок через два часа умер.
Непоправимый ущерб наносит ребенку пьянство ро­дителей в период грудного вскармливания. Описано много случаев алкогольного отравления грудных детей из-за того, что матери пили вино и пиво. Для чего они это делали? На этот вопрос матери пострадавших детей в большинстве случаев отвечали: чтобы было больше молока.
Такая «стимуляция» продукции молока кончалась весьма плачевно: у детишек возникали судорожные при­падки, а иногда даже развивались настоящие приступы эпилепсии. Подобное встречалось, например, в Нор­мандии, где кормящие женщины не отказывались от вина. Таких детей там называли «грудными алкоголи­ками».
Один швейцарский педиатр описал показательный случай из своей практики. Он был приглашен к шести­месячному ребенку, у которого в определенные дни не­дели — по понедельникам и четвергам — после каждого кормления развивались судорожные припадки. В остальные дни припадков не было. Вскармливала его кормилица, вполне здоровая женщина. Оказалось, что дважды в неделю кормилица имела выходные дни (по средам и воскресеньям). В эти дни она выпивала солидную порцию спиртного, а на следующий день алкоголь вместе с грудным молоком попадал в организм малыша. Судороги прекратились, как только малыша перестали вскармливать таким молоком.
Если кормящая мать употребляет спиртные напитки, то этим она вызывает у своего ребенка своеобразную алкогольную наркоманию грудного возраста, поскольку принятый алкоголь проникает с материнским молоком в организм ребенка и отравляет его. В результате у него начинаются расстройства желудочно-кишечного тракта и нервной системы. Дети беспокойны, кричат, плохо спят, у них отмечаются судорожные подергивания, а за­тем и судорожные припадки.
По мере дальнейшей алкоголизации у детей уже в грудном возрасте возникают признаки заболевания алко­голизмом, появляется привыкание, а затем и тяга к спирт­ным напиткам. Кормящая мать, употребляя спиртные напитки, спаивает своего.ребенка буквально с первого дня его рождения.
Но еще и до своего рождения ребенок, если его родители часто пьют, может подвергаться вредным воз­действиям. Следует учесть, что в этих случаях алкоголь способен вызывать тяжелые последствия не только сам по себе, но и облегчая действие каких-либо других бо­лезнетворных факторов. Например, многие заболевания, передающиеся по наследству, могут не возникнуть при благоприятных условиях развития плода и, напротив, про­являются при наличии добавочных вредностей, среди ко­торых одно из первых мест занимает алкоголь.
Попадая в кровь плода, алкоголь вызывает характер­ные пороки его развития, которые получили в медицин­ской литературе название алкогольного синдрома плода. Он характеризуется отставанием в развитии ребенка, уменьшенными размерами головы, умственным недо­развитием, типичным лицом с коротким вздернутым носом, маленьким подбородком, узкой красной каймой губ, могут быть врожденные незаращения верхней губы и нёба и другие пороки развития.
Многочисленные исследования показали, что наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель 'бе­ременности. По результатам обследования 1529 мате­рей  и  их  детей,  проведенного в университете штата.
Вашингтон, отклонения от нормы (лишние пальцы на руках, складки кожи на ладонях, неправильный разрез глаз, врожденные пороки сердца и др.) наблюдались у 74% детей, рожденных от матерей, страдающих алкоголиз­мом.
Если же будущая мать не употребляет алкоголь, но им злоупотребляет отец, нормальное развитие плода также может находиться под угрозой. Это связано, в частности; с теми переживаниями, психическими травма­ми, которые выпадают на долю жены алкоголика.
Психическая травма, стрессовое состояние беременной могут иметь нежелательные последствия. Отрицатель­ное эмоциональное напряжение беременной женщины из­меняет у нее биохимический состав жидкой среды, что неблагоприятно влияет на развитие нервной системы ребенка.
В следующих разделах второй главы моей работы я расскажу об особенностях воздействия алкоголя на организм ребенка и попытаюсь проанализировать мотивы употребления алкогольных напитков в подростковом возрасте. Особое внимание постараюсь обратить внимание на семейные и поведенческие факторы, спо­собствующие употреблению алкоголя несовершеннолетними.
2.2 Алкоголь и развивающийся организм. Переход от детства к взрослости характеризуется бур­ным ростом как отдельных органов, так и всего орга­низма в целом, совершенствованием их функций, на­чалом и завершением полового созревания.
В подростковом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в два раза, в легких проявляются в увеличении показателей внешнего дыхания, уряжается частота дыхания.
В самом начале периода отрочества завершаются морфологические и функциональные изменения органов пищеварения, заканчивается замена молочных зубов, развитие пищевода, слюнных желез и желудка.
Особого внимания заслуживает развитие психики в подростковом возрасте. Формируется перспективное мышление, которое, в частности, проявляется в типич­ном для подрастающего человека философствовании о смысле жизни, месте человека в мире и т. д. Для этого периода характерны и реакций эмансипации, группиро­вание со сверстниками, различные увлечения (хобби) сих частой сменой и т. д.
В целом деятельность органов и систем организма в пубертатный период отличается функциональной не­устойчивостью, а в связи с этим и повышением реактив­ности тканей к многим факторам внешней среды, особен­но к вредным. Не случайно поэтому детский организм оказывается  легкоуязвимым   к  воздействию  алкоголя.
Всасывание алкоголя в кровь в основном происходит в желудке (20%) и тонком кишечнике (80%). В сли­зистую оболочку желудка и тонких кишок алкоголь проникает путем диффузии, и большая часть его по­ступает в ток крови в неизмененном виде.
Скорость всасывания алкоголя во многом определяет­ся наполнением желудка и кишечника. При. приеме алкоголя натощак максимальное содержание его в крови может установиться уже через 30—40 минут, а в ряде случаев — и еще раньше. Всасывание алкоголя замед­ляется, если желудок наполнен пищей, при этом опья­нение развивается медленнее.
Сразу же после поступления алкоголя в ток крови начинается его окисление и выделение. По многочислен­ным данным около 90—95% всосавшегося в кровь алкоголя окисляется в организме под действием фермен­тов до углекислоты и воды, а 5—10% выделяется в неизмененном виде почками, легкими и кожей.
Принято считать, что окисление и выделение алкоголя происходят всегда с одной и той же скоростью вне за­висимости  от  концентрации  алкоголя  в  организме.  В за, возрастает объем крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение. Изменения в структуре среднем, по данным многих исследователей, скорость окисления алкоголя составляет 6—10 граммов в час. Например, после приема 100 миллилитров водки, что составляет примерно 40 граммов чистого алкоголя, последний обнаруживается в тканях человека в тече­ние четырех-семи часов.
После приема спиртных напитков в больших коли­чествах выделение алкоголя из организма может длить­ся до двух-трех суток.
Алкоголь, находящийся в крови, вместе с ней омывает все органы и ткани организма и проникает в них. Кон­центрация алкоголя в органах и тканях во многом определяется содержанием в них жидкости: чем богаче водой ткань или орган, тем больше содержится в них алкоголя. Большое количество алкоголя, в частности, удерживается в тканях человеческого мозга.
Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в организме нет таких структурных элементов, на которых бы не сказывалось токсическое воздействие алкоголя. Алкоголь «вмешивается» в синтез белков, углеводов, жиров, нарушает ферментный метабо­лизм, он воздействует на митохондрии, нарушает про­ницаемость мембран, изменяет проводимость нервных импульсов и т. д.
Токсическое воздействие алкоголя прежде всего ска­зывается на деятельности нервной системы. Если содержа­ние алкоголя в крови принять за 1, то в печени оно будет равно 1,45, а в головном мозге — 1,75. Даже не­большие дозы алкоголя нарушают обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Малые дозы алкоголя патологически ускоряют процесс передачи возбуждения, умеренные — затрудняют его. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: наблюдается их рас­ширение, увеличение проницаемости, кровоизлияния в ткань мозга. Все это способствует усилению притока ал­коголя к нервным клеткам и приводит к еще большему нарушению их деятельности.
Крупный немецкий психиатр Э. Крепелин (1856— 1926) установил, что умственная работоспособность от малых доз способна вызывать заметные нарушения тонких психических функций: под его воздействием снижается четкость мыш­ления, критическая оценка своей деятельности.
Современные психиатры выявили, что алкоголя, содер­жащегося в одной рюмке водки, бывает достаточно, чтобы снизить способности основных функциональных систем организма, обеспечивающих точную ориентировку в пространстве, выполнение точных движений, рабочих операций.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.