Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Математика"


Целочисленные функции

Федеральное агентство по образованию
Государственное общеобразовательное учреждение высшегопрофессионального образования
 
Вятский государственный гуманитарный университет
 
Математический факультет
 
Кафедра алгебры и геометрии
 
Выпускная квалификационная работа
 
«Целочисленные функции»
Выполнила: студентка
V курса математического факультета Мошкина Т.Л.
Научный руководитель: старший преподаватель СемёновА.Н.
/>

Рецензент:
/>

Допущена к защите в ГАК
Зав. кафедрой                                 ВечтомовЕ.М.
/>«   »
/>/>Декан факультета                          Варанкина В.И.
«   »
/> 

Киров
2005

Содержание
Введение. 3
Глава1. Целочисленные функции (теоретические факты) 4
I.    Определения. 4
II.   Связь с непрерывными функциями. 5
III.     Количество целых чисел винтервалах: [a,b], [a,b), (a,b), (a,b] 7
IV.     Спектры. 8
V.   ‘Mod’: бинарная операция. 9
Глава2. Целочисленные функции (применение к решению задач) 11
Литература. 28

/>/>/>/>Введение
Целые числа составляюткостяк дискретной математики, и на практике часто приходится округлять дробныеили произвольные вещественные числа до целых.
До недавнего времени дляобозначения целой части вещественного числа /> использоваласьзапись />. Но в начале 60-х годовКеннет Э.Айверсон предложил в этом случае писать /> идал удачное название этому обозначению: «пол». Для обозначения верхнего целогоон предложил запись /> и назвал её«потолком», а для квадратных скобок нашёл новое применение. ПредложеннаяАйверсоном нотация оказалась настолько удачной, что за рубежом староеобозначение уже практически не встречается. С появлением русского издания книгиР.Грэхем, Д.Кнут, О.Паташник «Конкретная математика» эта нотация становитсяпопулярной и в России.
Цель данной работы —получить представление и навыки в обращении с «полом» и «потолком».
Задачи работы:
1.  Осветить теоретические аспекты даннойтемы:
· Дать определениефункций «пол», «потолок»;
· Рассмотретьнекоторые свойства этих функций;
· Установить связьс непрерывными функциями;
· Подсчитатьколичество целых чисел в заданных интервалах;
· Рассмотретьопределение спектра и его свойства;
· Дать определениебинарной операции «mod» и рассмотретьприложение этой операции;
· Рассмотреть напримере, как можно вычислить сумму, содержащую «полы».
2.  Показать, как теория применяется напрактике при решении задач./>/>/>/>Глава 1. Целочисленные функции (теоретические факты)
/>/>/>I. Определения.
Договоримся через /> обозначать множество всехнатуральных чисел, т.е. множество всех целых положительных чисел. Определим длялюбого вещественного числа xфункции наибольшего и наименьшего целого:
ëxû — наибольшее целое, меньше илиравное x;
éxù — наименьшее целое, больше илиравное x.
Из определения ясно, что />, />. Отсюда следует, что
/>                                       (1)
В целых точках неубывающиефункции /> и /> совпадают, т.е. />Û/>— целое Û />. А если они не совпадают, то они отличаются на 1, т.е.
/>[/> — не целое]                                      (2)
Эта формула связывает всетри обозначения Айверсона. Здесь и далее квадратные скобки используются дляпроизвольного высказывания P втаком смысле:
/>
Функции /> и /> являются отображениямидруг друга относительно координатных осей, т.е.
/>, />                                    (3)

Из определений «пола» и «потолка» легко следуютсвойства этих функций: /> и />
/>                                                   (4)
Разностьмежду /> и /> называется дробной частью xи обозначается
/>
Иногда /> называетсяцелой частью />, поскольку />.
Докажем следующеесвойство рассматриваемых функций:
/>                                    (5)
/>/>/>/>/>
Так как /> равнолибо 0, либо 1, то /> равно либо />, либо />.
/>/>II. Связь с непрерывными функциями.
Пусть /> —некоторая непрерывная монотонно возрастающая функция, обладающая тем свойством,что /> — целое число Þ /> — целоечисло. Тогда
/>                                             (6)
и
/>                                             (7)
всякий раз, когдаопределены функции/>,/>,/>.
Докажем, что
/>
Случай 1: если />, тогда />.
Случай 2: если />, тогда /> (в силу того, что функция /> монотонно возрастающая), атак как функция «пол» — не убывающая, то />.Предположим, что />, тогдасуществует такое число />, что /> и /> (в силу непрерывностифункции/>). Из условия следует, что />— целое число. Это противоречиттому, что между />и /> нет целых чисел. Значит, />.
Докажем, что
/>
Случай 1: если />, то />.
Случай 2: если />, то /> (в силу того, что функция /> монотонно возрастающая), атак как функция «потолок» — не убывающая, то />.Предположим, что />, тогдасуществует такое число />, что /> и /> (в силу непрерывностифункции />). Из условия следует, что />— целое число. Этопротиворечит тому, что между /> и /> нет целых чисел. Значит, />.
Рассмотрев />, получаем полезноесвойство:
/> и />/>                      (8)
Например, при /> и /> получаем />, т.е. троекратное делениена 10 с последовательным отбрасыванием цифр остатка — это то же самое, что инепосредственное деление на 1000 с последующим отбрасыванием всего остатка.
/>/>III.  Количествоцелых чисел в интервалах: [a, b], [a, b), (a,b), (a, b].
Будемрассматривать указанные интервалы при условии />.
Если a и b — целые числа, тогда интервал [a, b) содержит ровно /> целыхчисел: a, a+1, …, />,аналогично интервал (a,b] содержит /> целых чисел, но a и b— произвольные вещественные числа. Из (4) следует
/>, когда /> — целоечисло
Поэтомуинтервал [a, b) содержит ровно /> целых чисел, а интервал (a, b] содержит ровно /> целыхчисел.
Рассмотримпромежуток [a,b]. Имеем /> (наосновании свойств (4)). Отсюда следует, что рассматриваемый промежуток содержитровно /> целых чисел: />, />, …, />, />.
Рассмотрим(a, b), причём />. Имеем />. Отсюда следует, чторассматриваемый интервал содержит ровно /> целыхчисел: />, />, …, />, />. Если не вводитьдополнительное ограничение /> тополучим, что пустой интервал (a, a) содержит ровно /> целыхчисел.

Подытожимустановленные факты:Интервал Количество целых чисел Ограничение
[a, b]
ëbû — éaù + 1
a£b
[a, b)
ébù — éaù
a£b
(a, b]
ëbû — ëaû
a£b
(a, b)
ébù — ëaû -1
ab
(9)

/>/>IV. Спектры.
Спектрнекоторого вещественного числа a определяется как бесконечное  мультимножество целых чисел:
Spec (a) = {/>,/>, />,…}                           (10)
Если />, то Spec (a)¹Spec (b), т.е. нет двух одинаковых спектров.
Действительно,если предположить, что />, то найдётсянекоторое положительное целое число />, такое,что />. Следовательно, /> и />. Таким образом, Spec(b) содержит менее чем m элементов не больших />, тогда как Spec(α) содержит по меньшеймере m.
Пусть />. Число элементов в Spec(/>),которые не превосходят />, равно
/>                    (11)
Говорят,что спектры образуют разбиение всех целых положительных чисел, если любоечисло, отсутствующее в одном спектре, присутствует в другом; но никакое числоне содержится одновременно в обоих. Пусть /> и /> —вещественные положительные числа, тогда Spec(/>) и Spec(/>) образуют разбиениенатуральных чисел тогда и только тогда, когда />.Интересное свойство спектров будет доказано в задаче 10. В задаче 17 будетпоказана связь между мультимножествами Spec(/>) и Spec/>/>, где /> — некоторое положительное число.
/>/>V. ‘Mod’: бинарная операция.
Если m и n— целые положительные числа, то неполное частное от деления n на m равно />. Длятого, чтобы было удобно работать с остатками, введём определение остатка:
/>.
Это определение можно распространитьна произвольные вещественные числа:
/>                                          (12)
при />.Положим />.
Дробную часть числа x можно представить как />.
Самым важнымалгебраическим свойством операции ‘mod’ является распределительный закон:
/>                                (13)
Доказательство следует из(11):
/>.

Приложение операции ‘mod’: разложение n предметов на m групп как можно более равномерных. Решение этого вопроса даёт тождества,справедливые при целых /> и натуральных />.
/> — выражает разбиение n на mкак можно более равных частей в невозрастающем порядке. (14)
/> — выражает разбиение n на m какможно более равных частей в неубывающем порядке. (15)
Доказательство этихфактов можно найти в книге Р.Грэхем, Д.Кнут, О.Паташник «Конкретная математика»на с.106-108. Если в (15) заменить n на ëmxûи применить правило (8), то получимтождество, которое справедливо при любом вещественном x и натуральном />:
/>               (16)/>/>/>Глава 2. Целочисленныефункции (применение к решению задач)
Задача 1.
Всякое натуральное число представимов виде: />, где />. Приведите явные формулы для l и mкак функций от n.
Решение:
/>/>
Тогда />
Ответ: />, />.
 
Задача2.
Как выглядит формула для ближайшегоцелого к заданному вещественному числуx? В случае «равновесия» — когда x лежит ровно посередине между целымичислами — приведите выражение, округляющее результат:
a)  в сторону увеличения, т.е. до éxù;
b)  в сторону уменьшения, т.е. до ëxû.
Решение:
Пусть вещественное число /> округляется до />.
a)  В этом случае до /> округляются числа />, удовлетворяющиенеравенству:
/>
Û /> (по свойству (4)).
b)  В этом случае до /> округляются числа />, удовлетворяющиенеравенству:
/>
Û /> (по свойству (4)).
Ответ: a) />; b) />
Задача 3.
Вычислите />,если m и n — натуральные числа, а /> —иррациональное число, большее n.
Решение:
/> = /> =/> = /> = =/> (так как /> и />).
Ответ: />.
Задача 4.
Докажите, что />.
Доказательство:
/>.
Отсюда />, так как n — натуральное число.
Итак, />. Что и требовалосьдоказать.
Задача 5.
Доказать, что если f(x) — непрерывная, монотонно убывающая функция и f(x) — целое Þ x —целое, тогда />.
Доказательство:
1 случай: если />,то />.
2случай: если />, то />, так как f – убывающая функция; /> (в силу того, что функция«пол» — неубывающая).
Если />,то существует такое число />, что /> и />(так как f непрерывна). Поскольку f(y) целое, то по условию /> целое.А это противоречит тому, что между x и éxù неможет быть никакого целого числа. Следовательно, />.
Что и требовалось доказать.
Задача 6.
Решите рекуррентность при целом />
/>     при />,
/>     при />.
Решение:
Покажем, что /> методом математическойиндукции по />.
База: />:из того, что />, следует, что />, тогда /> и />, поэтому для /> выполняется />.
Переход: пусть длянекоторого номера /> и для меньшихномеров утверждение верно: />.
Докажем, что />.
/>=/>/>/>/>/>.
Что и требовалось доказать.
Задача 7.
Докажите принцип ящиков Дирихле: еслиn предметов размещены по m ящикам, то некоторый ящик долженсодержать не меньше чем én/mù предметов, а некоторый ящик долженсодержать не более чем ën/mû.
Решение:
Предположим, что каждыйящик содержит меньше, чем én/mù предметов. Тогда наибольшее количество предметов в каждом ящике — это /> предметов. Следовательно,наибольшее количество предметов, размещённых по ящикам — это /> Þ /> Þ />.Это противоречит тому, что />.
Значит, существует ящик, которыйсодержит не менее чем én/mù предметов.
Предположим, что нет ящика,в котором не более, чем ën/mû предметов, т.е. каждый ящик содержитболее чем ën/mû предметов. Тогда наименьшееколичество предметов в каждом ящике — />.Следовательно, наименьшее количество предметов, размещённых по ящикам — это /> Þ /> Þ />.Это противоречит тому, что />.
Значит, существует ящик, которыйсодержит не более чем ën/mû предметов.
Что и требовалосьдоказать.
Задача 8.
Покажите, что выражение /> всегда равно либо ëxû, либо éxù. При каких условиях получается тотили иной случай?
Решение:
1 случай: x = (4k-1)/2, kÎZ
Тогда />, так как /> - целое число.
Получим />=/>=/>=/>=/>
2 случай: x¹ (4k-1)/2, k Î Z, тогда />.
Получим />=/>=/>
Итак, данное выражение округляетчисла до ближайшего целого; в случае «равновесия» — когда x лежит ровно посередине между целымичислами — данное выражение округляет число в сторону чётного.

Задача 9.
Докажите, что /> при любом целом n и любом целом положительном m.
Доказательство:
Пусть />.
Покажем, что />.
Имеем /> Û
Û /> (по свойствам (4)) Û
Û /> Û
Û /> Û
Û /> Û
Û /> Û
Û />
Что и требовалосьдоказать.
Задача 10.
Пусть α и β —вещественные положительные числа. Докажите, что Spec(α) и Spec(β) образуют разбиение всех целыхположительных чисел тогда и только тогда, когда α и β иррациональныи />.
Решение:
Пусть α и β —вещественные положительные числа.
Докажем, что если Spec(α) и Spec(β) образуют разбиениевсех целых положительных чисел, то α и β —иррациональные числа и />.
Spec(α) и Spec(β) образуют разбиениевсех целых положительных чисел, тогда />.
/> Þ
Þ /> Þ
Þ /> Þ
Þ /> Þ
Þ />/>
Рассмотрим />Þ
Þ />.
Докажем, что αи β иррациональны. Так как />,то числа α и β либо оба рациональны, либо обаиррациональны.
Если α и βоба рациональны, т.е. существует такое целое число m, что /> и />, где /> и /> — натуральные числа, тогда/>ÎSpec(α) и />ÎSpec(β).
Но никакое число не содержитсяодновременно в двух спектрах, образующих разбиение всех целых положительныхчисел. Следовательно, α и β — иррациональны.
Докажем обратное: если αи β иррациональны и />, то Spec(α) и Spec(β) образуют разбиениевсех целых положительных чисел.
/> Þ />
Так как /> и /> —иррациональны, то /> и /> — не целые числа, то
/>
и
/>
Отсюдаполучаем:
/>/>
/>/> (так как /> и /> и /> —иррациональны, то />).
Получаем, что/>. Отсюда Spec(α) и Spec(β) образуют разбиениевсех натуральных чисел.
Что и требовалось доказать.

Задача 11.
Докажите, что />   при целом n.
Доказательство:
· если /> (/> или />), то />,
тогда />.
Получаемверное равенство />.
· если />, тогда />.
Праваячасть имеет вид: />.
Преобразуемлевую часть:
/>/>/>/>
/>.
Получили, что /> при любом целом />. Что и требовалосьдоказать.

Задача 12.
Имеется ли аналогичное (16)тождество, в котором вместо «полов» используются «потолки»?
Решение:
Тождество (16) /> получается из тождества (15) /> заменой n на ëmxû.
Аналогичное тождество для потолков получаетсяиз тождества (14) /> заменой n на émxù:
émxù =/>=
=/>=/>
Итак, получили тождество аналогичноеданному:
/> émxù =/>.
Задача 13.
Докажите, что />. Найдите и докажитеаналогичное выражение для /> вида />, где ω – комплексное число />.
Доказательство:
При делении числа на 2 возможнытолько два различных остатка: либо 0, либо 1.
· если />, то /> и />.
· если />, /> и />.
Следовательно, равенство /> верно для любого натуральногоn. Что и требовалось доказать.
Найдём аналогичное выражениедля />, т.е. найдём коэффициенты a, b, c.
Поскольку /> — есть корень третьейстепени из 1, то /> и />.
Так как />, то />.
При делении числа на 3возможны только три различных остатка: либо 0, либо 1, либо 2.
Если />,то />.
Если />,то />.
Если />,то />.
Решая систему />, находим a, b, c.
/>,        />,       />.
Итак, получаем следующуюформулу:
/>.
Задача 14.
Какому необходимому и достаточномуусловию должно удовлетворять вещественное число />,чтобы равенство /> выполнялось прилюбом вещественном />?
Решение:
При любом вещественном /> и /> равенство /> выполняется Û b — целое число.
Еслиb — целое число, то функция /> непрерывная, возрастающаяфункция (так как />). Пусть /> — целое число, т.е. />. Тогда />, так как /> и />. Выражая /> через />, получим /> — целое, как натуральноечисло в неотрицательной целой степени. Поэтому можно применить формулу (6) иполучить равенство />.
Если b — не целое число, то при /> равенство /> не будет выполняться, таккак />
Итак, если />, то равенство /> выполняется при любомвещественном /> тогда и только тогда,когда b — целое число.
Ответ: b — целое число.
Задача 15.
Найдите сумму всех чисел,кратных x, в замкнутом интервале [a, b], при />.
Решение:
Числа, кратные /> имеют вид />, где />. Нужно просуммировать теиз чисел />, для которых />. Учитывая, что /> и (4), имеем
/> Û /> Û />.
Нам нужно вычислитьследующую сумму:
/>.
В этой сумме /> можно вынести за скобки, ав скобке останется сумма всех чисел от /> до/> включительно. Применяяформулу арифметической прогрессии получаем:
/>.
 
Задача 16.
Покажите, что n-й член последовательности1,2,2,3,3,3,4,4,4,4,5,5,5,5,5,… равен/>.(Каждое число m входит вданную последовательность mраз.)
Решение:
В этой последовательности чиселменьших /> будет />, а чисел не превосходящих /> будет />. Поэтому, если xn=m, то
Оценим n:
/> Û
Û /> Û
Û /> Û
Û /> Û
Û />Û
Û /> Û
Û /> Þ
Þ />.
Следовательно, />.
Задача 17.
Найдите и докажите связь междумультимножествами Spec(α)и Spec(α/(α+1)), гдеα — некоторое положительное вещественное число.
Решение:
Число элементов в Spec(α), которые непревосходят n:
/>.
Число элементов в Spec(α/(α+1)),которые не превосходят n:
/>.
Итак, получили, что/>.
Покажем на основе этого,что чисел равных /> в Spec/> будет на 1 больше, чем в Spec(/>).
При /> если />, тогда />.
Пусть в Spec(/>)элементов не превосходящих /> будет />, тогда число элементов в Spec(/>)равных /> будет />. Подсчитаем количествоэлементов в Spec/> равных />:
/>
Что и требовалосьдоказать.
Ответ: чисел равных /> в Spec/> будет на 1 больше, чем в Spec(/>).
Задача 18.
На шахматной доске /> клеток симметричноначерчена окружность с диаметром /> единиц.Через сколько клеток доски проходит данная окружность?
Решение:
Радиус окружности равен />.
Горизонтальных прямых, не являющихсясторонами квадрата — (/>).
Вертикальных прямых, не являющихсясторонами квадрата — (/>).
Окружность каждую изуказанных прямых пересекает в двух точках. Она не проходит через углы клеток. Действительно,если предположить, что данная окружность проходит через какой-нибудь уголклетки, то существуют такие целые числа /> и/>, для которых выполняетсятеорема Пифагора: />, но /> — целое число, а /> — не целое. Получилипротиворечие. Следовательно, окружность не проходит через углы клеток.
Каждую клетку окружностьпересекает в двух точках, а каждая точка пересечения принадлежит двум клеткам. Следовательно,окружность проходит через столько клеток доски, сколько имеется точекпересечения её с прямыми: />.
Ответ: /> клеток.
Задача 19.
Говорят, что f(x) является репликативной функцией, если
f(/>)= f(/>)+ f/> + … + f/>
при каждом целом положительном m. Укажите, какому необходимому идостаточному условию должно удовлетворять вещественное число c, чтобы  функция f(x) = x+c являлась репликативной.
Решение:
f(x) = x+c — репликативна Û
Û /> Û
Û /> Û
Û /> = 0 Û />.
Ответ: />./>/>/> Литература
Р.Грэхем, Д.Кнут,О.Паташник. Конкретная математика. М.: «Мир» 1998. С 88 — 124.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.