--PAGE_BREAK--Под скрип пера о лист бумаги.
Заполните сии листы!
Да помогут вам наши начинанья!
Раздаются заготовки листов для проверки знаний теории, т. е. восстанавливается опорный конспект урока-лекции по теме «Прогрессии».
№ п/п
Прогрессии
Арифметическая
Геометрическая
1
Определение
2
Формула
n первых членов
3
Сумма n первых членов прогрессии
4
Свойства
Ученики заполняют таблицу. На экране появляется следующая таблица:
№ п/п
Прогрессии
Арифметическая
Геометрическая
1
Определение
2
Формула
n первых членов
3
Сумма n первых членов прогрессии
4
Свойства
Гаусс. Зная эти формулы, можно решить много интересных задач, и если вы, мудрецы 9-го класса, справитесь с их решением, то узнаете мое любимое изречение.
Каждой группе дается задание. В группу входит до пяти человек, задания распределяются с учетом возможностей каждой группы и рассчитаны на 25 минут.
1.
1). Найдите семнадцатый член арифметической профессии:
19,15,…
(-45)
2).Найдите сумму первых семнадцати членов этой профессии.
(-221)
3).Найдите сумму первых десяти членов этой профессии:
(b):b=-16, q=1/2
(10)
4).-24, 12, -6,… — бесконечная геометрическая прогрессия. Найдите ее
сумму.
Найдите:
5).а-? (15)
6). S-? (210)
Между числами -2 и -128 вставьте два числа так, чтобы получилась геометрическая прогрессия.
7). (-8)
8). (-32)
Учащиеся составляют слово, используя таблицу:
а
е
и
к
м
т
а
м
т
А
-221
-1
210
-8
-45
10
-16
-31
-15
-32
м
а
т
е
м
а
т
и
к
а
-45
-221
10
-1
-31
-16
15
210
-8
-32
II.
1). (а):a=-18, d=3. Найдите двадцать третий член арифметической прогрессии.
(48)
2).Найдите сумму первых двадцати трех членов этой прогрессии.
(345)
3).Найдите сумму первых десяти членов этой прогрессии:
(b):b=-32, q=1/2 (-45)
Найдите:
4).b-? (-1)
5). S-? (-62)
6).-48, 24,-12,… — бесконечная геометрическая прогрессия. Найдите ее
сумму.
(-32)
(b):b=6, b=24.
Найдите:
7).b-? (12)
8).S-? (6120)
Между числами 1 и 64 вставьте два числа так, чтобы получилась
геометрическая прогрессия.
9). (4)
10). (16)
Учащиеся составляют слово, используя таблицу:
ц
а
а
и
к
н
р
у
ц
а
48
345
-32
-1
16
12
-45
4
-62
6120
ц
а
р
и
ц
а
н
а
у
к
48
345
-45
-1
-62
-32
12
6120
4
16
III.
1). (а):a=7, d=4. Найдите двадцатый член арифметической прогрессии.
(83)
2).Найдите сумму первых двадцати членов этой прогрессии.
(900)
3).Найдите сумму первых десяти членов этой прогрессии:
(b):b=4, q= (250)
Найдите:
4). b-? (108)
5). S-? (52*(+1)
Найдите:
7). b-? (12)
8). b — ? (486)
9). S-? (728)
10).Представьте в виде обыкновенной дроби 0, (7). (7/9)
Учащиеся составляют слово, используя таблицу:
а
е
и
к
м
а
т
р
и
ф
8
2
250
728
52
7/9
18
900
486
108
а
р
и
ф
м
е
т
и
к
а
8
900
250
108
52
2
18
486
728
7/9
IV.
1). (а):a=56, d=-3. Найдите пятнадцатый член арифметической прогрессии.
(14)
2). Найдите сумму первых пятнадцати членов этой прогрессии.
(525)
3). Найдите сумму первых десяти членов этой профессии: (b):b=2,q=3
(425)
Найдите:
4). b-? (162)
5). S-? (1210)
6).Найдите первый член бесконечной геометрической прогрессии, если
S=16,q=1/4
(12)
Учащиеся составляют слово, используя таблицу:
а
ц
р
а
ц
и
525
14
425
12
1210
162
ц
а
р
и
ц
а
14
525
425
162
1210
12
V.
1). (а):a=-8, d=2. Найдите восемнадцатый член арифметической
прогрессии. (26)
2).Найдите сумму первых восемнадцати членов этой прогрессии.
(126)
3).Найдите сумму первых десяти членов этой прогрессии:
(b):b=3, q=2, b=96 (10)
Найдите:
4).n-?
5).S-?
b=100, b=9
Найдите:
6).b-?
7).q-?
Между числами 1/16 и 32 вставьте два числа так, чтобы они вместе с
данными числами составили геометрическую прогрессию.
8). (0,5)
9). (4)
10).Представьте в виде обыкновенной дроби 0,6 (3). (19/30)
Учащиеся составляют слово, используя таблицу:
и а е и к м м а т т
0,5 162 5 19/30 4 26 93 30 10 0,3
м а т е м а т и к и
26 162 10 5 93 30 0,3 0,5 4 19/30
Гаусс.
Изрядно потрудившись, собрали вы слова.
И поиск их был нами оценен.
Слова же следует теперь соединить,
В какую фразу можно их объединить?
«Математика — царица наук, арифметика — царица математики».
Учитель.
О мудрецы времен!
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
10-11 КЛАССЫ
Игра «МАТЕМАТИК-БИЗНЕСМЕН»
Ход игры
Перед началом игры составляются две команды учащихся.
Вступление.
Вы — финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают «капитал».
Вы — банки. (Дадим им названия.) Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые, отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.
Правила игры
1.Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать
окончательное решение по данному вопросу.
2.Стартовый капитал каждого банка- 1000 р.
3.Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание
стоимостью от 50 до 200 р.
4.Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ,
то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
5.Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
а)50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить
верно;
б)на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ,
а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему
капиталу, равную 100% стоимости задания.
6.Команда может продать свое задание банку по взаимному согласию,
при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.
7.Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его
сложности.
Стоимость задания, р. 50 100 150 200
Время 30 с 1 мин 1 мин 30 с 2 мин
8.Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 р.
9.Победителем считается тот банк, у которого больше «денег».
Вопросы стоимостью 50 р.
1.Мастерица связала свитер и продала его за 100 р. Какую прибыль она
получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 р. за моток, а на
украшение свитера понадобился бисер стоимостью 10 р.
Ответ: 30 р.
2.Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один
выручил от продажи своих товаров 5000 р., а его расходы составили 3000 р.
Другой наторговал на 1000 р. меньше, но и затратил своих денег всего
2000 р. Кто выиграл спор?
Ответ: никто.
3 Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот
костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т. е.
1 доллар = 5,5 франков.
Ответ: 605 франков.
4.Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 р.
за газету и стали продавать их по 5 р. за штуку. Какой доход получат
ребята, когда продадут все газеты?
О т в е т: 200 р.
5 Один отец дал своему сыну 150 р., а другой своему — 100 р.
Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 150 р.
Чем это объяснить?
Ответ: всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 150 р., сын дал своему сыну (внуку) 100 р., у сына 50 р., а вместе 150 р.
6 Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1000 р., а на рынке стала продавать
его по 12 р. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь
мед?
О т в е т: 200 р.
Вопросы стоимостью 100 р.
1.Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал
100 пирожков по цене 1 р. за один пирожок. На следующий день он снизил
цену на 10% и продал ПО пирожков. В какой день он заработал больше
денег?
О т в е т: в первый день.
2.Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал из банка
150000 р. Сколько % составила прибыль?
Ответ: 150%.
3.Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким
предприятием, составила 50000 р. При этом было израсходовано:
на сырье 20 тыс. р.;
на топливо 1,5 тыс. р.;
заработанная плата 14,5 тыс. р.;
кредиты, налоги 4,5 тыс. р.;
Итого: 40,5 тыс. р.
Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
Ответ: прибыль 9,5 тыс. р.; рентабельность9,5:40,5-100%=23,5%.
4.Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по
100 р. и купили его за 300 р. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала
щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им
50 р. Мальчик подумал: «А как же парни разделят между собой эти деньги?
Отдам я им 30 р., а себе возьму 20 р. Так он и сделал. Получилось, что
каждый парень заплатил по 90 р., т. е. все вместе они отдали 270 р., 20 р.
осталось у мальчика, т. е. всего 290 р. Куда делись 10 р.?»
Ответ: Складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам.•
5.Два мальчика решили купить книгу. Одному из них не хватало 5 р.,
а второму — 1 р. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько
стоила книга?
Ответ: 5 р.
Вопросы стоимостью 200 р.
1.У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:
а)Вложить 80 р. и получить 100 р.
б)Вложить 20 р. и получить 30 р.
в)Вложить 100 р. и получить 140 р.
Какой вариант вы выберете и почему?
Ответ: второй.
2.В ваш в банк положили 500000 р. под 10% годовых. Какую сумму
денег вы сможете отдать обратно через полгода?
Ответ: 525 тыс. р.
3.Какую сумму денег вы сможете отдать через 5 лет (данные взять из
условия предыдущей задачи)?
Ответ: около 805 тыс. р.
4.Фермер продает лошадь по числу подковных гвоздей, которых у нее
16.3а первый гвоздь он просит Юр., за второй-20 р., за третий 40 р.
и т. д., т. е. за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?
Ответ:635 350р.
Вопросы стоимостью 150 р.
1. Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу бросать в копилку по 12 р., а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 10 р. После того как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 86 р. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно?
Ответ: 12 задач решил правильно, 8 — неправильно.
2.Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 ста¬
кана лимонада составляют 30 к. По цене 60 к. можно реализовать 130
стаканов в день, а по цене 50 к. — 200 стаканов. Какую цену вы должны
назначить, если хотите получить больше прибыли?
О т в е т: 50 к. за стакан.
3.Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат,
картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался 1 час. Девочка
знала, что приготовление блюд отнимает разное время.
10 мин — мытье овощей;
10 мин — их резка;
10 мин — очистка картофеля;
30 мин — его варка;
10 мин — приготовление пюре;
10 мин — приготовление котлет из фарша;
30 мин — жарение котлет;
10 мин — накрывание на стол.
Итого: 2 часа.
Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?
Ответ: 1) чистка картофеля; 2) варка картофеля, в это же время: а) приготовление котлет, б) жарение котлет, в) мытье овощей и резка;
3) приготовление пюре. За оставшиеся 10 мин накрыть на стол.
4. У четырех братьев 45 р. Если деньги первого увеличить на 2 р., а
деньги второго уменьшить на 2 р., у третьего увеличить вдвое, а у
четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну.
Сколько денег у каждого?
О т в е т: у 1 -го — 8 р., у 2-го — 12 р., у 3-го — 5 р., у 4-го — 20 р.
Вопросы акционерам
I гейм
1. Продолжи пары слов: дорого — дешево оптом — в розницу
I гейм
доход -прибыль -поставщик -продавец -потребление —
2.Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет,
Но стоит букву заменить, так можешь акции купить.
(Баржа — биржа)
3.Угадай, кто как зовется, что за деньги продается.
Это не чудесный дар, а просто-напросто…
(Товар)
4.Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход.
Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает.
(Доход)
5.Тимофей носки связал и на рынке их продал.
Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни…
(Убытки)
6.Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять,
Чтобы вкусно есть и пить, надо все это…
(Купить)
7.Как вы помните, Карабас-Барабас был хозяином театра. Как на языке
экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строке, вычеркнув буквы
А; Г, Д.
ДСАОГБДСДТГВАЕАННАГОДГСГТЬ
II гейм
Догадайтесь, что здесь зашифровано.
ДИ
1)
Д Д
(дивиденд)
2)
(маркетинг)
почта И
продолжение
--PAGE_BREAK--