Реферат по предмету "Математика"


Матричная форма формулы Крамера

С.К. Соболев

Матричный способ решения СЛАУ, формулы Крамера, свойство присоединенной матрицы и основное свойство линейной зависимости.

Рассмотрим систему линейных алгебраических уравнений (СЛАУ), содержащую
т уравнений и п неизвестных:

/>(1)

Пусть

/>

– матрица коэффициентов при неизвестных, столбец свободных членов (чисел стоящих справа от равенства в системе (1)) и столбец неизвестных соответственно системы (1). Матрица А называется основной матрицей системы (1). Тогда очевидно, что система (1) может быть кратко записана в матричной форме />. Форма (1) называется координатной записью системы. Если />, т.е. число уравнений равно числу неизвестных, то СЛАУ называется «квадратной», она принимает вид:

/>(2)

Если же матрица А к тому же не вырождена, т.е. />, то тогда СЛАУ (2) можно решить как матричное уравнение />по формуле

/>. (3)

Этот метод называется матричным способом решения СЛАУ (2). />

Пример. Решить систему матричным способом, если это возможно:

/>

Решение. Запишем эту систему как матричное уравнение />, где
/>, />. Вычисляем: />, следовательно, матричный способ применим. Находим обратную матрицу:
/>

Следовательно,
/>.

Ответ: />
Формулы Крамера для решения СЛАУ

Эти формулы применимы для решения СЛАУ при тех же условиях, что и матричный способ, а именно, когда матрица А коэффициентов при неизвестных этой СЛАУ квадратная и не вырожденная. Для нахождения неизвестных квадратной системы (2) надо вычислить главный определитель />, убедиться что />, и затем вычислить п вспомогательных определителей />, где определитель />(/>) получается из главного определителя заменой в нем k-го столбца на столбец В свободных членов:

/>

Тогда решением системы (2) будет: />.

Вывод формул Крамера. Распишем подробно формулу (3) />.

Вспомним, что />, где />– алгебраическое дополнение элемента />, равное />, а />– определитель порядка />, полученный из главного определителя  вычеркиванием i-й строки и j-го столбца. Получим

/>.

Итак, матричный способ дает формулу

/>(4)

Сравним эту формулу с выражением для />, полученным по формуле Крамера:

/>. (5)

Заметим, что у всех элементов k-го столбца этого определителя алгебраические дополнения точно такие же, как и у элементов k-го столбца матрицы А. Поэтому, разложив определитель в (5) по этому столбцу, получим:

/>. (6)

Полученная формула (6) в точности совпадает с (4). Формулы Крамера доказаны.

Пример. Решить систему />методом Крамера, если это возможно:

Решение. Вычислим главный определитель системы: />, следовательно, метод Крамера применим. Далее вычислим три вспомогательных определителя:

/>

Следовательно, />.

Дополнение 1. При выводе на лекции в ауд. 220 формулы для обратной матрицы через алгебраические дополнения использовалось основное свойство присоединенной матрицы

/>.

Доказательство этого свойства, в свою очередь, опиралось на два свойства определителя:

Сумма произведений элементов произвольной строки квадратной матрицы на соответствующие алгебраические дополнения
этой же
строки равна определителю этой матрицы (и аналогично для столбцов):
/>(разложение по i-й строке),
/>(разложение по j-му столбцу)

Сумма произведений элементов произвольной строки квадратной матрицы на соответствующие алгебраические дополнения
другой
строки равна нулю (и аналогично для столбцов):
/>, (для строк, при />),
/>(для столбцов, при />)

Свойство (1) нам известно из общих свойств определителя, которые у нас идут без доказательства. Среди этих свойств есть, в частности, такое:
если в определителе две строки или два столбца совпадают, то он равен нулю.

Теперь докажем свойство (2). Заменим в определителе />
j — строку на строку с номером i. Понятно что после этого у полученного определителя />две одинаковые строки, и потому он равен нулю. Заметим также, что алгебраические дополнения изменённой j-й строки не изменились, т.к. они не зависят от элементов этой строки. Разложим определитель />по j-й строке, получим:
/>

Аналогично доказывается для столбцов.
Дополнение 2. Относительно линейной зависимости векторов теории линейного пространства, просьба не путать:
Общий критерий линейной зависимости векторов произвольного линейного пространства: Совокупность векторов линейно зависима тогда и только тогда, когда один из векторов выражается в виде линейной комбинации остальных.
Основное свойство линейной зависимости: Пусть даны nвекторов линейного пространства />, и еще какие-то т векторов этого же пространства, />каждый из которых линейно выражается через />, причем, />. Тогда векторы />линейно зависимы.

Доказательство этого свойства есть в лекциях, присланных на вашу Почту.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Специфика понимания группы в социальной прихологии
Реферат Владимир Сергеевич Соловьев биография
Реферат Рехневский, Фаддей Юльевич
Реферат Биохимические сдвиги в организме при мышечной работе
Реферат Алкалоїди й історія їхнього відкриття
Реферат Управление конкурентоспособностью на примере предприятия ООО «Фирма «Вега»
Реферат Матричные антагонистические игры с нулевой суммой в чистых стратегиях
Реферат Обертові печі
Реферат Суть і структура світового господарства 2
Реферат Базаров и Павел Кирсанов в романе "Отцы и дети"
Реферат Екологія як теоретико-наукова основа природоохоронної галузі
Реферат Нарастание кризисных явлений в технико-экономической и социально-политической жизни страны в 70 – начале 80 гг.
Реферат Электрический ток в неметаллах
Реферат Размышления о Всероссийском конкурсе "Учитель года"
Реферат Мультимедійні технології як засіб оптимізації навчальної діяльності студентів