Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Математика"


Логарифмические уравнения

Введение
Логарифмы былипридуманы для ускорения и упрощения вычислений. Идея логарифма, т. е. идеявыражать числа в виде степени одного и того же основания, принадлежит МихаилуШтифелю. Но во времена Штифеля математика была не столь развита и идеялогарифма не нашла своего развития. Логарифмы были изобретены позже одновременнои независимо друг от друга шотландским учёным Джоном Непером(1550-1617) ишвейцарцем Иобстом Бюрги(1552-1632) Первым опубликовал работу Непер в 1614г.под названием «Описание удивительной таблицы логарифмов», теория логарифмовНепера была дана в достаточно полном объёме, способ вычисления логарифмов даннаиболее простой, поэтому заслуги Непера в изобретении логарифмов больше, чем уБюрги. Бюрги работал над таблицами одновременно с Непером, но долгое времядержал их в секрете и опубликовал лишь в 1620г. Идеей логарифма Непер овладелоколо1594г. хотя таблицы опубликовал через 20 лет. Вначале он называл своилогарифмы «искусственными числами» и уже потом предложил эти «искусственныечисла» называть одним словом «логарифм», который в переводе с греческого-«соотнесённые числа», взятые одно из арифметической прогресси, а другое изспециально подобранной к ней геометрической прогресси. Первые таблицы нарусском языке были изданы в1703г. при участии замечательного педагога 18в. Л. ФМагницкого. В развитии теории логарифмов большое значение имели работыпетербургского академика Леонарда Эйлера. Он первым стал рассматриватьлогарифмирование как действие, обратное возведению в степень, он ввёл вупотребление термины «основание логарифма» и «мантисса» Бригс составил таблицылогарифмов с основанием 10. Десятичные таблицы более удобны для практическогоупотребления, теория их проще, чем у логарифмов Непера. Поэтому десятичныелогарифмы иногда называют бригсовыми. Термин «характеристика» ввёл Бригс.
В те далекие времена,когда мудрецы впервые стали задумываться о равенствах содержащих неизвестныевеличины, наверное, еще не было ни монет, ни кошельков. Но зато были кучи, атакже горшки, корзины, которые прекрасно подходили на роль тайников-хранилищ,вмещающих неизвестное количество предметов. В древних математических задачахМеждуречья, Индии, Китая, Греции неизвестные величины выражали число павлинов всаду, количество быков в стаде, совокупность вещей, учитываемых при разделеимущества. Хорошо обученные науке счета писцы, чиновники и посвященные в тайныезнания жрецы довольно успешно справлялись с такими задачами.
Дошедшие до насисточники свидетельствуют, что древние ученые владели какими-то общими приемамирешения задач с неизвестными величинами. Однако ни в одном папирусе, ни в однойглиняной табличке не дано описания этих приемов. Авторы лишь изредка снабжалисвои числовые выкладки скупыми комментариями типа: «Смотри!»,«Делай так!», «Ты правильно нашел». В этом смыслеисключением является «Арифметика» греческого математика ДиофантаАлександрийского (III в.) – собрание задач на составление уравнений ссистематическим изложением их решений.
Однако первымруководством по решению задач, получившим широкую известность, стал трудбагдадского ученого IX в. Мухаммеда бен Мусы аль-Хорезми. Слово«аль-джебр» из арабского названия этого трактата – «Китабаль-джебер валь-мукабала» («Книга о восстановлении ипротивопоставлении») – со временем превратилось в хорошо знакомое всемслово «алгебра», а само сочинение аль-Хорезми послужило отправнойточкой в становлении науки о решении уравнений.

 
Логарифмическиеуравнения и неравенства
 
1. Логарифмическиеуравнения
Уравнение, содержащеенеизвестное под знаком логарифма или в его основании, называется логарифмическимуравнением.
Простейшимлогарифмическим уравнением является уравнение вида
loga x = b.                                                                                             (1)
/>
Утверждение 1.Если a > 0, a ≠ 1, уравнение (1) при любомдействительном b имеет единственное решение x = ab.
Пример 1.Решить уравнения:
a)log2x = 3, b) log3x = -1, c) />
Решение.Используя утверждение 1, получим a) x = 23 или x = 8; b)x = 3-1 или x = 1/3; c) />или x =1.
Приведем основныесвойства логарифма.
/>Р1.Основное логарифмическое тождество:
 
/>
где a > 0, a≠ 1 и b > 0.
/>Р2.Логарифм произведения положительных сомножителей равен сумме логарифмов этихсомножителей:
logaN1·N2 = loga N1+ loga N2 (a > 0, a ≠1, N1 > 0, N2 > 0).

/>
Замечание.Если N1·N2 > 0, тогда свойство P2 приметвид
logaN1·N2 = loga |N1|+ loga |N2| (a > 0, a ≠1, N1·N2 > 0).
/>
Р3.Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов делимого иделителя
/> (a> 0, a ≠ 1, N1 > 0, N2> 0).
/>
Замечание.Если />, (чторавносильно N1N2 > 0) тогда свойство P3примет вид
/> (a> 0, a ≠ 1, N1N2 > 0).
/>
P4.Логарифм степени положительного числа равен произведению показателя степени налогарифм этого числа:
logaNk = k loga N (a> 0, a ≠ 1, N > 0).
/>
Замечание.Если k — четное число (k = 2s), то
logaN2s = 2s loga |N| (a> 0, a ≠ 1, N ≠ 0).
/>
P5.Формула перехода к другому основанию:
/> (a> 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1, N >0),

в частности, если N= b, получим />
/>        (a> 0, a ≠ 1, b > 0, b ≠ 1).     (2)
Используя свойства P4 иP5, легко получить следующие свойства
/>    (a> 0, a ≠ 1, b > 0, c ≠ 0),      (3)
/>       (a> 0, a ≠ 1, b > 0, c ≠ 0),      (4)
/>     (a> 0, a ≠ 1, b > 0, c ≠ 0),      (5)
и, если в (5) c — четное число (c = 2n), имеет место
/>          (b> 0, a ≠ 0, |a| ≠ 1).    (6)
Перечислим и основныесвойства логарифмической функции f(x) = loga x:
1. Областьопределения логарифмической функции есть множество положительных чисел.
2. Областьзначений логарифмической функции — множество действительных чисел.
3. Приa > 1 логарифмическая функция строго возрастает (0 x1x2 loga x1 ax2), а при 0 a x1x2 loga x1 > logax2).
4. loga 1 = 0 иloga a = 1 (a > 0, a ≠ 1).
5. Еслиa > 1, то логарифмическая функция отрицательна при x (0;1) иположительна при x (1;+∞), а если 0 a x  (0;1) и отрицательнапри x (1;+∞).
6. Еслиa > 1, то логарифмическая функция выпукла вверх, а если a (0;1)- выпукла вниз.
Следующие утверждения(см., например, [1]) используются при решении логарифмических уравнений.
/>Утверждение2.Уравнение loga f(x) = loga g(x)(a > 0, a ≠ 1) равносильно одной из систем (очевидно,выбирается та система, неравенство которой решается проще)
/>
f(x) = g(x),  
/>
f(x) = g(x),
f(x) > 0,
g(x) > 0.
/>
Утверждение 3.Уравнение logh(x)f(x) = logh(x)g(x) равносильно одной из систем
/>
f(x) = g(x),  
/>
f(x) = g(x),
h(x) > 0,
h(x) > 0,
h(x) ≠ 1,
h(x) ≠ 1,
f(x) > 0,
g(x) > 0.
Нужно подчеркнуть, чтов процессе решения логарифмических уравнений часто используются преобразования,которые изменяют область допустимых значений (ОДЗ) исходного уравнения.Следовательно, могут появиться «чужие» решения или могут бытьпотеряны решения. Например, уравнения
 
f(x)= g(x) и logaf(x) = loga g(x)
или
loga[f(x)·g(x)] = b иloga f(x) + logag(x) = b

вообще говоря, неравносильны(ОДЗ уравнений справа уже).
Следовательно, прирешении логарифмических уравнений полезно использовать равносильныепреобразования. В противном случае, проверка полученных решений являетсясоставной частью решения. Более того, необходимо учитывать и преобразования,которые могут привести к потере корней.
 
2. Использованиеопределения логарифма
Пример 1.Решить уравнения
a) log2(5 + 3log2(x — 3)) = 3,
c) log(x — 2)9 = 2,
b) />
d) log2x + 1(2x2 — 8x + 15) = 2.
/>
Решение.a) Логарифмом положительного числа b по основанию a (a> 0, a ≠ 1) называется степень, в которую нужно возвести число a,чтобы получить b. Таким образом, logab = c, b= ac и, следовательно,
5+ 3log2(x — 3) = 23
или
3log2(x — 3) = 8 — 5, log2(x — 3) = 1.
Опять используяопределение, получим
 
x — 3 = 21, x = 5.

Проверка полученногокорня является неотъемлемой частью решения этого уравнения:
log2(5+ 3log2(5 — 3)) = log2(5 + 3log22) = log2(5+ 3) = log28 = 3.
Получим истинноеравенство 3 = 3 и, следовательно, x = 5 есть решение исходногоуравнения.
b) Аналогично примеру a),получим уравнение
/>
откуда следует линейноеуравнение x — 3 = 3(x + 3) с решением x = -6. Сделаемпроверку и убедимся, что x = -6 является корнем исходного уравнения.
c) Аналогично примеру a),получим уравнение
(x — 2)2= 9.
Возведя в квадрат,получим квадратное уравнение x2 — 4x — 5 = 0 срешениями x1 = -1 и x2 = 5. После проверкиостается лишь x = 5.
d) Используяопределение логарифма, получим уравнение
(2x2 — 8x + 15) = (2x + 1)2
или, после элементарныхпреобразований,
 
x2+ 6x-7 = 0,
откуда x1= -7 и x2 = 1. После проверки остается x = 1.

3.Использование свойств логарифма
Пример 3.Решить уравнения
a) log3x + log3(x + 3) = log3(x + 24),
b) log4(x2 — 4x + 1) — log4(x2 — 6x + 5) = -1/2
c) log2x + log3x = 1 /> />
Решение.a) ОДЗ уравнения есть множество x  (0;+) котороеопределяется из системы неравенств (условия существования логарифмов уравнения)
/>
x > 0,
x+3 > 0,
x+24 > 0.
Используя свойство P2 иутверждение 1, получим
log3x + log3(x + 3) = log3(x + 24) 
/>
log3x(x + 3) = log3(x + 24),
x > 0,  
 />
x(x + 3) = x + 24,
x > 0,
 />
x2 + 2x — 24 = 0,
x > 0,
 />
/>
x1 = -6,
x2 = 4, />
x > 0,
 x = 4. /> /> /> /> /> /> />

b) Используя свойство P3,получим следствие исходного уравнения
/>
откуда, используяопределение логарифма, получим
/>
или
 
x2 — 4x + 1 = 1/2(x2 — 6x +5),
откуда получаемуравнение
 
x2 — 2x — 3 = 0
с решениями x1= -1 и x = 3. После проверки остается лишь x = -1.
c) ОДЗуравнения: x  (0;+). Используя свойство P5, получимуравнение
/>
/>
log2x(1+ log32) = 1,
откуда />или /> или log2x= log63. Следовательно, />
 

 
Логарифмическиенеравенства
Неравенство, содержащеенеизвестное под знаком логарифма или в его основании называется логарифмическимнеравенством. В процессе решения логарифмических неравенств часто используютсяследующие утверждения относительно равносильности неравенств и учитываютсясвойства монотонности логарифмической функции.
/>Утверждение1.Если a > 1, то неравенство loga f(x)> loga g(x) равносильно системе неравенств
/>
f(x) > g(x),
g(x) > 0.
/>
Утверждение 2.Если 0 a a f(x)> loga g(x) равносильно системе неравенств
/>
f(x) g(x),
f(x) > 0.
/>
Утверждение 3.Неравенство logh(x)f(x) >logh(x)g(x) равносильносовокупности систем неравенств
/>
/>
h(x) > 1,
f(x) > g(x) > 0,
/>
0 h(x)
0 f(x) g(x).

Подчеркнем, что внеравенстве loga f(x) > logag(x) вместо знака > может фигурировать любой из знаков ≥,
Пример 1.Решить неравенства
a) log3(x2 — x) ≥ log3(x + 8); />
b) />  />
c) /> />
Решение.a) Используя утверждение 1, получим
log3(x2 — x) ≥ log3(x + 8) />
x2 — x ≥ x + 8,
 />
x2 — 2x — 8 ≥ 0, />
x+8 > 0,
x > -8,
 />
/>
x ≤ -2, />
x ≥ 4,
 x /> (-8;-2]/>[4;+∞). />
x > -8, />
b) Основание логарифмачисло между нулем и единицей, поэтому, используя утверждение 2, получим
/>
/>
/>
/>
c) Запишем 0 = log21и, используя утверждение 1, получим
/>
Запишем />и, используя утверждение2, получим
/>

 Показательные уравнения и неравенства1. ПоказательныеуравненияПоказательным называетсяуравнение, в котором неизвестное содержится только в показателе степени припостоянных основаниях.Простейшим показательнымуравнением является уравнение вида/>Это уравнение равносильноалгебраическому уравнению/>Пример 1. Решитьуравнение/>.Представим правую частьуравнения в виде степени с основанием 2: />. Перейдем теперь кравносильному алгебраическому уравнению: />
Если после введения новойпеременной /> показательноеуравнение сводится к алгебраическому, дробно-рациональному или другомууравнению от переменной y,то сначала находят корни этого уравнения, а потом выражают xчерезy, используя решениепростейшего показательного уравнения. 2. Показательныенеравенства
Показательныминазываются неравенства, в которых неизвестное содержится в показателе степени.
При решении показательныхнеравенств используются следующие утверждения:
/>A.1.Если a > 1, неравенство
 
af(x) > ag(x)
равносильно неравенству
 
f(x)> g(x).
Аналогично,af(x) ag(x); f(x) g(x).
/>
A.2.Если 0 a
 
af(x) > ag(x)
равносильно неравенству
 
f(x)g(x).
Аналогично,af(x) ag(x); f(x) > g(x).

/>
A.3.Неравенство
[h(x)]f(x) > [h(x)]g(x)
(/>1)
равносильносовокупности систем неравенств
/>
/>
h(x) > 1,
f(x) > g(x),
/>
0 h(x)
f(x) g(x).
Замечание…Если знак неравенства (1) нестрогий, дополнительно рассматривается и случай
/>
h(x) = 1,
x  D(f); D(g),
где D(f)(D(g)) означает область определения функции f (g).
/>A.4.Если b ≥ 0, неравенство
 
af(x)b
не имеет решений(следует из свойств показательной функции).
/>A.5.Если b ≤ 0, множеством решений неравенства af(x)> b является x />D(f).
/>A.6.Если a > 1, b > 0, неравенство
 
af(x)> b

равносильно неравенству
 
f(x)> logab.
Аналогично, af(x) b; f(x) ab.
A.7.Если 0 a b > 0, неравенство
 
af(x) > b
равносильно неравенству
 
f(x)ab.
Аналогично, af(x) b; f(x) > logab.
Упражнение 1.Решить неравенства:
a) />  />
b) (0.3)|2x-3| x+4|, />
c) />  /> /> />
Решение.a) Так как 2 > 1, используя утверждение A.1, получаем равносильноенеравенство
/>
которое решаетсяметодом интервалов,

/>
/>
b) Так как 0
|2x-3| > |3x+4|,
которое решается,используя свойства модуля (|a| > |b|  (a-b)(a+b)> 0):
|2x-3| > |3x+4|/> ((2x-3)-(3x+4))((2x-3)+(3x+4)) > 0 />(-x-7)(5x+1)> 0
Решив последнеенеравенство методом интервалов, получим x/> (-7;-1/5).
c) Используяутверждение A.3, получим
/>
 />
/>
4x2+2x+1 > 1,
x2-x > 0,
/>
4x2+2x+1
4x2+2x+1 > 0,
x2-x
 />
/>
/>
x > 0,
x
/>
x > 1,
x
/> />
x/> (-12;0),
x />R,
x/>(0;1). />

 />
x /> (-/>; -12) (1;+/>),
x /> 
/>x (-/>;- 12) />(1;+/>).
 

 
Заключение
Математика, как и любаядругая наука не стоит на месте, вместе с развитием общества меняются и взглядылюдей, возникают новые мысли и идеи. И XX век не стал в этом смыслеисключением. Появление компьютеров внесло свои корректировки в способы решенияуравнений и значительно их облегчило. Но компьютер не всегда может быть подрукой (экзамен, контрольная), поэтому знание хотя бы самых главных способоврешения уравнений необходимо знать. Использование уравнений в повседневнойжизни – редкость. Они нашли свое применение во многих отраслях хозяйства ипрактически во всех новейших технологиях.

 
Списоклитературы
 
1. КурошА.Г. «Курс высшей алгебры» Москва 1975
2. ШтейнЕ.А. «Большая школьная энциклопедия» том 1; Москва 2004
3. М.Д. Аксенова. «Энциклопедия для детей». Том 11. Математика. – Аванта+, 1998.
4. ЦыпкинА. Г. Под ред. С. А. Степанова. «Справочник по математике для средней школы». –М.: Наука, 1980
5. Г.Корн и Т. Корн. «Справочник по математике для научных работников и инженеров».– М.: Наука, 1970


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Творчество и самореализация личности
Реферат Battle Of Shiloh Essay Research Paper BATTLE
Реферат Государственный долг субъекта РФ его динамика и структура на примере республики Башкортостан
Реферат Антуан де Сент-Экзюпери
Реферат Метафизическая доктрина Фомы Аквинского
Реферат Формування умінь і навичок виразності голосного читання в учнів початкової школи
Реферат Проблема Великого Молчания Внеземных Цивилизаций
Реферат Формирование музыкально- ритмической способности у учащихся (фортепиано)
Реферат Pr-технологии в региональных политических процессах (на примере южного федерального округа) Cпециальность 23. 00. 02 политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии
Реферат Анализ распределения и эффективности использования прибыли
Реферат Общие свойства открытых иерархических систем
Реферат Управления входящими денежными потоками на предприятии
Реферат Современное понятие культуры Основные концепции культурологии
Реферат Влияние исторических, политических, культурных событий на изменение образа человека в живописи И
Реферат Изменения лесистости и гидрографической сети в бассейне верхнего течения Оскола с начала XVII века до наших дней