Реферат по предмету "Политология"


Личность в политике



Личность в политике

Оглавление

1. Личность как субъект и объект политики

2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

3. Политическое участие и его типы

1. Личность как субъект и объект политики

В политологии под личностью понимается не отдельный индивид, и не индивидуальность как таковая, а совокупность вполне определенных, то есть повторяющихся, устойчивых, присущих многим индивидам, качеств Понятие личности делает акцент на «социальной компоненте» в человеке, которую он развивает, будучи представителем той или иной общности людей. Поэтому личность - это, прежде всего совокупность тех социальных ролей, которые ей «предписывается» выполнять, исходя из вполне определенного социального статуса, занимаемого личностью. В тоже время личность обладает способностью формировать собственное отношение к действительности, что получило название направленности личности.

Что же определяет личность в качестве субъекта политики?

Во-первых, наличие у личности определенной «автономии» в обществе, способствующей формированию у нее устойчивых потребностей и интересов;

во-вторых, способность к целепоганию, то есть постановке и достижению целей и задач своей деятельности;

в-третьих, способность к волевым усилиям («политическая воля») для достижения поставленных целей;

в-четвертых, способность к самонаправленному поведению, то есть

поведению, ориентированному не только на внешние объекты, но и на самого себя как субъекта.

Процесс становления личности как субъекта и тем более, качественные состояния достигаемой «субъектности», имеют в реальной практике бесконечное множество вариаций.

По отношению к политической жизни, политике в целом субъектность личности может проявляться как то или иное сочетание информированности о политике, интереса к ней и конкретного политического участия. Согласно этим критериям в политологии выделяются следующие типы личностей (Е. Вятр):

«активисты» - активно ищущие информированные люди, положительно настроенные к участию в политической жизни;

«компетентные наблюдатели» - похожие по характеристикам на первых, но не стремящихся к активному участию (например, ученые, писатели и др.);

«компетентные критики» - информированные и интересующиеся, но их отношение к политике и власти является в целом отрицательным (критическим);

«пассивные граждане» - настроены, как правило, отрицательно или нейтрально по отношению к власти, не интересуются политикой, хотя могут быть и информированы о ней;

* «аполитичные и отчужденные» - мало что знают о политике, не интересуются ею, и настроены резко отрицательно к любому личному участию в политической жизни.

В основе другой типологии лежит различение двух видов отношения индивида к власти: автономного, когда власть ценится в силу каких-либо ее собственных достоинств, и инструментального, когда власть ценится в качестве средства достижения определенных целей; а также двух видов мотивов при «вхождении» человека во власть: эгоцентрических, направленных на собственную личность или ближайшее окружение, и социоцентрических, которые концентрируются на благе какой-либо более широкой группы людей (класса, нации, поселенческой общности) или общества в целом.

История показывает, если при социоцентрических мотивах, побуждающих людей активно участвовать в политике, подход к власти всегда инструментален (так как в ней видят средство для того, что бы что-то сделать для общества), то при эгоцентрических - проявляется как автономное, так и инструментальное к ней отношение. Понятно, что чрезвычайно широкое распространение в исторической практике получило сочетание инструменталистского и эгоцентрических подходов, когда люди ищут во власти средство для получения личных выгод. Такие люди ценят власть не саму по себе, а исходя из того, что она может им дать, хотя и могут осуществлять ее так, что это принесет выгоду какой-либо общности.

Как и в силу каких причин человек включается в систему политических отношений? Под воздействием каких механизмов формируется его качества как субъекта и объекта политики?

2. Политическая социализация личности: сущность, этапы, факторы

Политическая социализация - это усвоение политико-культурных ценностей, политических ориентации, освоение форм политического поведения, приемлемых (типичных) для данного общества.

В результате политической социализации личность приобщается к системе функционирующих политических отношений, процессов и явлений, что, в свою очередь, способствует обеспечению стабильности политической системы. Содержанием политической социализации является приобщение к существующим политическим нормам и традициям, формирование навыков политического участия, информирование о целях и методах проводимой политики.

Политическая социализация всегда носит конкретно-исторический характер:

качественные границы процесса социализации задаются особенностями существующей политической системы;

каждому историческому типу социализации соответствует свой «идеал» политического человека (личности);

социализация имеет возрастной характер и обладает своими особенностями на каждом из этапов развития личности.

Выделяют два типа политической социализации: прямая (первичная) и косвенная (вторичная).

Прямая социализация - это непосредственное приобретение политических знаний, установок, навыков.

Косвенная социализация - своего рода «проекция» черт характера, раннего детского опыта, непосредственного окружения личности на формируемые политические качества. Так, положительные или отрицательные установки ребенка по отношению к отцу, могут быть в дальнейшем трансформированы в отношение к политическим объектам (президенту, парламенту, суду и т.п.).

Политическая социализация личности состоит из нескольких качественных этапов.

Этап политизации: уже в раннем детском возрасте формируется понятие, что кроме взрослых в школе и семье есть еще внешняя власть.

Этап персонализации: осознание политической власти через символизирующие ее политические фигуры, например президента, премьер-

министра, полицейского, в отличие, скажем, от Деда Мороза.

Этап идеализации: приписывание политическому деятелю исключительно положительных качеств.

Этап институционализации: переход от персонифицированного восприятия политики к более безличному, абстрактному (на уровне восприятия политических институтов).

Изучение политического мышления у детей позволило выделить неравномерность политического развития личности. Например, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период же с 16 до 18 лет этот процесс заметно замедляется. При этом чем старше подросток, тем его мышление способно к значительно большей степени абстракции (используются такие понятия как права человека, свободы, власть). В отроческий период закладываются мировоззренческие основы личности, которые, как показывает практика, оказываются наиболее устойчивыми.

В западной политологии выделяются четыре основные модели политической социализации (Р. Мерельман).

Системная модель. Характеризуется формированием позитивного отношения к власти, существующему правовому порядку. Важнейшие факторы социализации: семья и школа, а также окружение личности, ее сверстники. Характерна для англо-американской политической культуры.

Гегемонистская модель. Характеризуется формированием у молодежи враждебного отношения к любой социально-политической системе, кроме «своей». Ведущие факторы: средства массовой информации

Плюралистическая модель. Формирование у граждан представлений о своих политических интересах, желания участвовать в реализации своей гражданской позиции. Ведущие факторы: семья, школа, СМИ, партии и группы интересов.

Конфликтная модель. Сводится к формированию лояльности к определенной политической группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Ведущие факторы: в основном СМИ, партии, группы интересов.

В каждой политической системе социализация имеет свои особенности, связанные с историческими условиями, характером политического режима, преобладающего типа духовных ценностей, политической культуры в целом.

3. Политическое участие и его типы

Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и выработку политических решений на любом уровне политической власти (местном или общенациональном). К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение), активистскую

деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях, посещение митингов и участие в демонстрациях, участие в деятельности партий, групп интересов и др.

Итак, каковы основные типы политического участия?

Обычно в политологии выделяют ортодоксальное и неортодоксальное политическое участие и сходное с ними конвенциональное и неконвенциональное. В отдельный тип выделяются политические преступления, то есть политическая деятельность с использованием нелегитимного насилия.

К ортодоксальному относится участие, обеспечивающее устойчивость и функционирование политической системы, а также предъявление требований к ней, выраженное в законных формах.

К неортодоксальному относятся несанкционированные действия, связанные с выражением требований и направленные против политической системы (протестное поведение).

Политическое участие можно также подразделять по степени активности: активное и пассивное. Совмещая два параметра (приемлемые и неприемлемые) и степень активности (активное и пассивное), можно получить четыре типа политического участия (см. табл. ниже).

Степень участия

Форма участия

Приемлемая

Неприемлемая

Активная

Участие в выборных органах, лоббистская деятельность, участие в политических партиях и организациях, участие в политических демонстрациях и других политических акциях

Насилие, захват заложников, саботаж, политический терроризм, подкуп должностных лиц, дезорганизация

Пассивная

Участие в голосовании, признание и повиновение закону

Пренебрежение к закону, нарушение закона

Кроме того, политическое участие часто подразделяют на автономное и мобилизационное.

Автономное участие - это свободная добровольная деятельность людей, преследующих личные и групповые интересы

Мобилизационное участие - принудительное по характеру, стимулами которого выступают страх, административное принуждение, традиции и т.п. Как правило, мобилизационное участие направлено на поддержку политической системы и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.

В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия, в демократических - автономный, хотя могут присутствовать элементы и мобилизационного поведения людей.

К наиболее распространенному типу политического участия относится электоральное поведение (участие в выборах). Этот тип участия, во-первых, позволяет сформулировать требования со стороны основной массы населения и обеспечить поддержку лидеров, которые соответствуют ожиданиям большинства, во-вторых, это один из механизмов разрешения политических конфликтов (в форме мирной конкуренции); в-третьих, это надежное средство легитимации существующего политического режима; в-четвертых, важное средство политической социализации личности.

В заключение отметим, что в условиях кризисного развития важно учитывать результативность, возможности и пределы политического участия различных субъектов. Чем ближе человек к власти, тем больше у него возможностей влиять на принятие решений. Влияние же рядовых граждан на структуры власти, даже в условиях демократических режимов, следует признать, в целом незначительным, а некоторые политические институты вообще остаются за пределами влияния населения. Если эта тенденция сопровождается длительными ограничениями и давлением со стороны существующей власти, в обществе могут возобладать протестные формы политического поведения, то есть проявление негативного отношения к политической системе в открыто демонстративной форме, или, наоборот, явное уклонение от участия в политической жизни, политическая апатия и т.п., что получило название абсентеизма.

Литература

Шестопал Е.Б. Личность и политика. - М., 1988.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию - М 1998 - Гл. 17,18.

Психология личности. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А., М.: Изд-во МГУ, 1982, С. 228-230.

Введение в политологию. Под ред. М.Х. Фарушкин, Казань-1992

Леббот Г. «Психология народов и масс», СПб-2007

Основы политической науки: Учеб. пособие для ВУЗов. Под ред. В.П. Пугачева, М. - 1993.

А.А. Федосеев «Введение в политологию», СПб, 2008.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка бизнес-плана по инвестиционному проекту (покупка высокопродуктивных коров голштинской породы) на примере ООО "Даниловец"
Реферат 2008 мрежа „Европейска концепция за достъпност“
Реферат Both Ireland And Spain Attract Essay Research
Реферат Как вести конструктивный спор?
Реферат Решение задачи распределения капиталовложений
Реферат Миф о Прокне и Филомеле в поэзии Т С Элиота
Реферат Підвищення економічних показників державного підприємства "Дніпропетровські магістральні електричні мережі"
Реферат Русская женщина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Реферат От информации к знаниям
Реферат Cn Tower Essay Research Paper So Why
Реферат «Проблема управленцев»
Реферат Character Analysis Of Macbeth Essay Research Paper
Реферат Snakes Motabolism Essay Research Paper Snakes MetabolismEating
Реферат Асинхронные электродвигатели
Реферат Валютный курс и факторы его определяющие