Реферат по предмету "Педагогика"


Профильное обучение проблемы и решения


23

Оглавление

Введениек, в свою очередь, содержит такие элементы:

- учебный материал, раскрывающий различные аспекты и проблемы организации профильного обучения на ступени полного общего образования;

- практические задания, ориентированные на формирование у слушателей опыта самостоятельной работы по проектированию процесса профильного обучения;

- тестовые задания для контроля знаний. Используются тесты различных типов: тесты открытого типа - свободно конструируемый ответ вводится слушателем с клавиатуры; тесты с выбором варианта ответа из предложенного списка; тесты на восстановление соответствия, на группировку материала и т.д.;

- дополнительная информация, сгруппированная в тематические рубрики. Например, в Интернет-уроках представлены такие рубрики: «Методическая мастерская», «Нормативно-правовые документы», др. Информация, размещенная в этом блоке, может быть использована слушателями для углубления знаний по теме урока, для подготовки рефератов, проектов, выполнения практических заданий.

Учебное содержание на страницах Интернет-уроков предъявляется следующими способами: учебный текст, снабженный разнообразным иллюстративным материалом; мультимедийные объекты (анимированные схемы, диаграммы, графики).

Содержание Интернет-уроков ориентировано, прежде всего, на обучение слушателей проектировочной деятельности: анализ имеющихся учебных материалов на предмет их использования в качестве основы для изучения профильных курсов, анализ и конструирование учебных программ элективных курсов, способы отбора содержания для осуществления преподавания предметов на профильном уровне, т.п.

К компонентам УМК также относятся[10]:

- система оперативной связи со слушателями (электронные сообщения), благодаря которой удаленные слушатели могут получать от сетевого учителя разнообразную информацию;

- форумы уроков - компонент, который позволяет слушателям задавать вопросы сетевому учителю, обсудить с ним сложные сюжеты урока;

- «учительская» - форум, позволяющий обсуждать организационные и методические проблемы сетевым учителям;

- «открытый педсовет» - форум, позволяющий вести дискуссии всем участникам образовательного процесса.

Какие принципы были заложены в основу самого процесса обучения с применением разработанных учебно-методических комплектов? Ведущим методологическим подходом при создании УМК авторский коллектив избрал деятельностный подход к организации обучения: при работе с УМК процесс освоения знаний о специфике профильного обучения осуществляется в ходе выполнения слушателями системы практических заданий. Приведем некоторые примеры таких заданий: по изученному плану проанализируйте одну из предлагаемых программ элективных курсов; подготовьте варианты формулировок темы разрабатываемого Вами курса по выбору; разработайте фрагмент тематического планирования. Выполнение этих заданий проверяется сетевым учителем, им осуществляется коррекция хода выполнения заданий, даются рекомендации (через систему оперативной связи), выставляется оценка. Итоговый контроль знаний и умений осуществляется поурочно через систему тестовых заданий. Оценка в данном случае выставляется компьютерной системой.

Какова была результативность организации обучения слушателей на основе использования дистанционных УМК? С ноября по январь месяцы 2005-2006 года в ряде регионов России (Калининград, Казань, Самара, др.) был организован эксперимент по апробации разработанной модели дистанционного обучения. Экспериментальное обучение выявило ряд проблем:

- технико-технологические (например, не всегда корректно работала компьютерная система образовательной платформы);

- организационные (определенные трудности, например, представляло формирование групп слушателей в зависимости от их образовательных потребностей);

- содержательные (некоторые элементы содержания, по мнению слушателей, оказались довольно трудными для восприятия; отдельные практические задания требовали достаточно длительного времени для их выполнения, др.).

По результатам экспериментального обучения в целом можно сделать следующие выводы. Обучение учителей на основе использования дистанционных УМК позволило:

- осуществить массовое повышение квалификации работников системы образования в области организации профильного обучения (в эксперименте приняло участие более 700 человек);

- обеспечить учителям во время дистанционных занятий доступ не только к Интернет-урокам, но и к другим образовательным ресурсам - огромным массивам информации по проблемам профильного обучения школьников;

- организовать процесс повышения квалификации учителей на основе идей программированного управления учебно-познавательной деятельностью.

Заключение

Одной из целей профильного обучения является интеграция образовательных и предметных областей, направленность на жизненное и на профессиональное самоопределение личности. Выбор основания для интеграции знаний способствует решению проблемы структурирования содержания учебного материала. Наиболее существенной является проблема отбора содержания учебного материала, на котором можно формировать и конкретизировать те или иные понятия, интегрировать его с содержанием других дисциплин. Установить связь между предметами, интегрировать учебный материал можно на различных уровнях.

Отбор в профильные классы можно проводить по результатам итоговой аттестации 9-классников независимыми экспертами. Сейчас уже приняты «Изменения и дополнения в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ» (Приказ Минобразования России 21.01.2003 г. № 135), в которых в частности записано, что «Местные (муниципальные) органы управления образования могут создавать экзаменационные комиссии для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений по предметам профильного обучения в классах 3 ступени общего образования».

Результаты экзаменов, проводимых на объективной «внешней» основе (муниципальные экзаменационные комиссии), должны стать важнейшей составляющей итоговой аттестации 9-классников. Однако, не единственной. Нельзя пренебрегать реальными образовательными достижениями ученика, полученными им во внешкольных образовательных сетях и системах. Отсюда возникает вопрос разработки индивидуальной накопительной оценки, индивидуального портфеля учебных достижений или, заимствуя распространенный англоязычный термин, - «портфолио». Под «портфолио» понимается совокупность индивидуальных учебных достижений, подтверждённых сертификатами, имеющими достаточную степень объективности.

Новые требования к учителю в условиях перехода к профильному обучению требует дальнейшей модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров. Для обеспечения профессионального уровня действующих преподавателей при переходе на профильное обучение всем учителям, выразившим желание работать в профильной школе, предстоит пройти повышение квалификации или переподготовку и получить соответствующее свидетельство (сертификат).

Основная задача профильного обучения обеспечение условий для реализации интересов, способностей и потребностей личности. Развитие творческой самостоятельности ученика, увеличение приёмов индивидуализации учебного процесса предопределяет необходимость продумать и выстроить не только обучение по индивидуальным учебным планам, но и систему дополнительной внеурочной деятельности. Бесспорным эффективным методом обучения является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся, которая позволяет научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.


Таким образом, введение профильного обучения направлено на повышение способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Список литературы

1. О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению: Письмо МО РФ от 06.05.04г. №14-51-123/13// Официальные документы в образовании. - 2004. - №18. - С.31-34.

2. О подготовке к переходу на профильное образование // Физика: Прил. к газ. «ПС». - 2003. - №44. - С. 2-5.

5. О реализации решения коллегии Минобразования России и президиума РАО от 28 октября 2003 года №15-1/10 «О мероприятиях по введению профильного обучения»: Приказ Минобразования России и РАО от 5 декабря 2003г. №4509/49 // Вестник образования. - 2004. - №6. - С.23-24.

3. Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/04 учебный год: Письмо Минобразования России от 20.08.03 № 03-157ин/13-03 // Вестник образования. - 2003. - №20. - С. 36- 46.

4. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07. 02г. № 2783 // Официальные документы в образовании. - 2002. - №27. - С. 12-34.

5. Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана- графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения: Приказ Министерства образования РФ от 26. 06. 2003 № 2757 // Официальные документы в образовании. - 2003. - №22. - С. 38-51.

6. Артюхова И.С. Как выбрать профиль обучения: Родительское собрание // Биология в школе. - 2005. - №6. - С.16-18.

7. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. - 2004. - №2. - С.28-33.

8. Воронкова С.А. Подпрограмма развития школы: проект предпрофильной подготовки в основной школе// Завуч. - 2006. - №6. - С.10-34.

9. Гафурова Н.В. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «Школа-Вуз» // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С.94-104.

10. Дзятковская Е.Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при подготовке к профильному обучению// Профильная школа. - 2003. - №2. - С. 24-26.

11. Дугарова Д.П. Программа «Предпрофильная подготовка» // Завуч. - 2006. - №6. - С.63-72.

12. Ладнушкина Н.М. Предпрофильная подготовка выпускников основной школы // Школьные технологии. - 2005. - №1. - С.71-84; // Народное образование. - 2006. - №1. - С.110-114.

13. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения/ Авт.-сост. Л.П. Ашихмина, С.О. Кропивянская, О.В. Кузина и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой. - М., 2003. - 83с.

14. Немова Н.В. Предпрофильная подготовка и профильная ориентация 9-классников // Директор школы. - 2005. - №5. - С.41-49.

15. Немова Н. В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «Образовательные информационные карты» // Директор школы. - 2005. - №6. - С.57-63.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Форма государства форма правления, форма государственного устройства, политический режим
Реферат Мониторинг качества подземных вод на крупных городских водозаборах
Реферат Неправомірне використання виборчих бюлетенів підлог виборчих документів або неправильний підрах
Реферат Вопросы и ответы к междисциплинарному экзамену (государственное и муниципальное управление)
Реферат Спецификация финансового учета и отчетности в некоммерческий, общественных и религиозных организациях
Реферат Виникнення і становлення філософської думки у Стародавній Греції
Реферат Определение понятия уголовно-правовой ошибки как особого обстоятельства оценки поведения субъекта преступления
Реферат Рынок капитала и особенности его развития в современной российской экономике
Реферат Программа по коррекции гиперактивности
Реферат Сравнительное иследование индивидуально-психологических особенностей учащихся школьных классах
Реферат Идеальное - реально
Реферат Графика русского языка до и после Кирилла
Реферат Царские реформы в Казахстане во второй половине XIX в. Проникновение капиталистических отношений
Реферат Гемоглобин эритроцитарных мембран человека
Реферат География Индии Географическое и