Реферат по предмету "Маркетинг"


Рынок. Процесс формирования цен и объемов производства (спрос и предложение)

План


План

1. Введение

2. Определение рынков

3. Спрос

4. Закон спроса

5. Кривая спроса

6. Индивидуальный и рыночный спрос

7. Детерминанты спроса

8. Изменение в спросе

9. Изменения величины спроса

10. Предложение

11. Закон предложения

12. Кривая предложения

13. Изменения в предложении

14. Изменения величины предложения

15. Предложение и спрос: рыночное равновесие

16. Уравновешивающая функция цен

17. Изменения предложения и спроса

18. Рынок ресурсов

19. Вывод

20. Список, использованной литературы
























ВВЕДЕНИЕ

Научите попугая произносить слова “спрос и предложение”- и перед вами экономист! В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги- спрос и предложение- способы дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом.

Важнейшей целью этого реферата является уяснение природы рынков и процесса формирования цен и объемов производства. В реферате будут раскрыты такие понятия и термины, как рынок, спрос, шкала ( кривая ) спроса, закон спроса, убывающая предельная полезность, доход и эффект замещения, нормальный ( высший категории ) товар, товар низшей категории, взаимозаменяемые товары, сопряженные, сопутствующие товары, изменение в спросе ( предложении ) в отличии от изменения величины спроса ( предложения ), излишек, избыток, нехватка, дефицит, предложение, закон предложения, шкала ( кривая ) предложения, равновесная цена и равновесное количество ( продукта ), уравновешивающая функция цен.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКОВ

Рынок- это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей ( предъявителей спроса ) и продавцов ( поставщиков ) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимаю самые разные формы. Магазины ( рис. 1 ), ларьки, кафе ( рис. 2 ), автозаправочные станции- все это обычные рынки. Фондовые биржи, биржи по продажам ценных бумаг- это уже высокоразвитые рынки, на которых покупатели и продавцы соответственно акций, облигаций со всего мира устанавливают контакт друг с другом. Подобным образом и организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства ( рис. 3 ), недвижимости и многого другого. Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безразличными- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

В данном реферате меня интересует функционирование чисто конкурентных рынков. Подобные рынки предполагают большое число независимо действующих покупателей и продавцов, заинтересованных в обмене стандартных продуктов. Точнее, здесь имеется в виду не тот тип рынка, к какому относится магазин и автозаправочная станция, где на всеобщее обозрение вывешены ценники, а такие конкурентные рынки, как фондовая биржа, биржа иностранных валют или ценных бумаг, где равновесная цена “выявляется” посредством согласованных решений покупателей и продавцов. Так же в этом реферате я стремлюсь выяснить, как устанавливаются цены на ресурсных рынках на основе решений, принимаемых конкурирующими предприятиями- предъявителями спроса, и на основе решений, принимаемых конкурирующими домохозяйствами- поставщиками ресурсов. Сначала рассмотрю рынок продуктов, а затем перейду к анализу ресурсного рынка.

СПРОС

Термин “спрос” имеет для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое ( при прочих равных условиях ) будет предъявлен спрос при разных ценах. Как следует из определения, спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены; иначе говоря, спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам. В такой же мере, правильно, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. На таблице 4-1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое- то количество бушелей кукурузы.

Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, которое потребитель желает и в состоянии купить по каждой из этих цен.

Заметьте, что говорится “желает” и “в состоянии”, так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Можно пожелать купить дорогую машину, но это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимым количеством денег, само желание не может реализоваться, а следовательно, не отражается на рынке. Как видно из таблицы 1-1, если цена за бушель составляет на рынке 5 долларов, потребитель будет готов покупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4 доллара, потребитель будет способен купить в неделю 20 бушелей и т. д.

Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пять возможных цен реально существует на рынке кукурузы. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Спрос, следовательно,- это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.

При этот нужно обращать внимание на то, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени- дню, неделе, месяцу и т. д.


ЗАКОН СПРОСА

Коренной свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижения цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.

1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуется с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устанавливают “распродажи”, служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. “Дни торговли по сниженным ценам” основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй бутерброд дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит еще меньше удовлетворения или полезности, чем второй, и т. д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подверженно действию принципа убывающей предельной полезности — то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения,- потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его будет снижаться.

3. На несколько более высоком уровне анализа закона спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низко цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких- либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Для иллюстрации можно привести следующий пример: снижение цена на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины ( эффект дохода ). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы ( эффект замещения ). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.


КРИВАЯ СПРОСА

Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса -->[Author:o]можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Изображаемый процесс заключается в размещении на графике тех пяти вариантов “цена- количество”, какие показаны в таблице 1-1.

Это делается так: проведятся перпендикуляры от соответствующих точек на двух осях. Так, например, для нанесения на график варианта: “при цене в 5 долларов величина спроса составляет 10 бушелей”- нужно провести перпендикуляр от цифры 10 на горизонтальной оси ( цена ). Если эту операцию проделать для каждого из пяти возможных вариантов, в результате получится ряд точек, которые показаны на рисунке 1-1. Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса путем проведения кривой, представляющей все возможные варианты соотношения цены и спроса в пределах, показанных на графике. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса и обозначена буквами DD на рисунке 1-1. Она наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Закон спроса- люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой,- находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

Каково преимущество изображения шкалы спроса в графической форме? Вообще говоря, таблица 1-1 и рисунок 1-1 содержат одни и те же данные и отражают одинаковую связь между ценой и величиной спроса. преимущество графического изображения заключается в том, что оно позволяет нам четко представить определенную связь- в данном случае закон спроса- более простом способом, чем если бы пришлось пользоваться словесным или табличным ее описанием. С помощью одной кривой, если она понятна, проще определять такую связь и манипулировать различными ее комбинациями, чем с помощью таблиц и многословных текстов. Графики представляют собой неоценимые инструменты экономического анализа. они позволяют четко изображать и комбинировать зачастую весьма сложные связи.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И РЫНОЧНЫЙ СПРОС

До сих пор в реферате рассматривалась проблема с позиции одного- единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке было лишь три покупателя, как это показано в таблице 1-2, было бы легче легкого определить общие величины спроса при каждой цене. На рисунке 2-2 показан этот процесс суммирования в графическом изображении, причем для этого используется лишь одна цена- 3 доллара, при этом совмещается три кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.

Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, можно предположить, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал первоначальный потребитель. Таким образом, можно определить общий рыночный спрос путем умножения величины спроса, приведенных в таблице 1-1, на 200. Кривая D1 на рисунке 1-3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 покупателей.

ДЕТЕРМИНАНТА СПРОСА

Когда экономист строит кривую спроса- скажем, такую, как D1 на рисунке 1-3,- он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупателя продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что “прочие условия равны”, то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Каковы важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса? Основные из них следующие: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.


ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ

Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Ответ таков: изменение одной детерминанты ( или более ) изменяет данные шкалы спроса в таблице 1-3, а следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 1-3. такое изменение данных шкалы спроса или графически- смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.

Конкретнее, если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, чем продемонстрировано в колонке 4 таблице 1-3, очевидно, что произошло увеличение спроса. На рисунке 1-3 это увеличение спроса находит выражение в смещении кривой спроса вправо, например от D1 к D2. И наоборот, уменьшение спроса происходит тогда, когда из- за изменения в одной его детерминанте ( или более ) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, чем указано в колонке 4 таблице 1- 3. В графическом изображении сокращение спроса влечет за собой смещение кривой спроса влево, например от D1 к D3 на рисунке 1-3.

А теперь рассмотрю влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше неценовых детерминант.

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировала спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт- дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

2.Число покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведу примеры. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, на места в интернатах для престарелых и частных больницах.

3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше дорогих товаров. И наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называютсятоварами высшей категории, или нормальными товарами.

Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, или картофеля, или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и третьесортные автомобили. В свою очередь, повышение доходов может снизить спрос на бутерброды и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление бифштекса с косточкой из крестцовой части и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направление, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим в вышесказанном является: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и ксилитом, чаем и кофе и т. д.

Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они “сопутствуют” друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля ( рис. 4 ) повысит ваш спрос на моторное масло. И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен- это дополняющее друг друга товары. То же относится к ветчине и яйцам, учебе и учебникам, видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке, велосипедам ( рис. 5 ) и насосам и т. д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Разумеется, многие пары товаров вовсе не являются взаимозаменяемыми. Это независимые, самостоятельные товары. Можно считать, что для таких пар товаров, например сливочного масла и мячей ( рис. 6 ) для игры в футбол, картофеля и автомобилей, бананов и наручных часов ( рис. 7 ), изменение цены очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос другой.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущих доходов, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы “упредить” угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Вот такой пример. Когда холода уничтожают значительную часть урожая цитрусовых во Флориде, у потребителей есть основания считать, что предстоящие нехватки апельсинового сока повысят цену на него. Поэтому они “запасают” апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших количествах. Из всего сказанного можно вывести заключение, что повышение спроса на продукт Х, то есть решение потребителей покупать больше этого продукта по любой возможной цене, может быть вызвано следующими причинами: 1) благополучным изменением потребительских вкусов; 2) увеличением числа покупателей на рынке; 3) повышением дохода, если продукт Х является нормальным товаром; или снижением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории; 4) повышением цены на сопряженный товар Y, если последний является заменителем для продукта Х, или снижением цены на сопряженный товар Y, если последний является дополняющим к товару Х; 5) ожиданием повышения в будущем цен и доходов. Напротив, сокращение спроса на продукт Х может быть обусловлено следующими факторами: 1) неблагоприятным изменением потребительских вкусов; 2) уменьшением числа покупателей на рынке; 3) повышением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории, или снижением дохода, если товар Х является нормальным товаром; 4) повышением цены на сопряженный товар Y, если этот последний является дополняющим для Х, или снижением цены сопряженного товара Х; 5) ожиданием падения в будущем цен и доходов. В таблице 1-4 приводится наглядный перечень детерминант спроса с дополнительными примерами.

Таблица 1-4. Детерминанты спроса: факторы, смещающие кривую спроса

_______________________________________________________________


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.