Реферат по предмету "Маркетинг"


Возникновение товароведения как науки

Содержание
Введение
1.Возникновение товароведения как науки
2. Проблема классификации в науке.
2.1 История возникновения классификации
2.2 Возникновение товароведения какнауки
2.3 Причины подвигшие к созданию «наукио товаре»
2.4 Первое упоминание о созданиитовароведения
2.5 Научный подход к проблемамклассификации в товароведении
3. Товароведение в ХХ веке
Заключение
Список использованных источников

Введение
Развитиенауки, выявление новых научных фактов и данных настоятельно требуетпериодического обобщения накопившегося материала, на основании которого можноделать определенные выводы, обосновывать различные теоретические положения.
Всеэто относится и к товароведению продовольственных товаров, которое теснейшимобразом связано с торговлей, пищевой промышленностью, сельскохозяйственнымпроизводством, а также с естественными, главным образом биологическими,науками.
Сразвитием пищевой промышленности и расширением ассортимента выпускаемых изделийпроисходит постоянная дифференциация и специализация ее отраслей, а соответственнои научных исследований в товароведении. Специализация является естественнымпроцессом, способствующим углубленному изучению отдельных узких областейтовароведения; в то же время она обусловливает Ослабление естественных связеймежду его разделами и затрудняет широкие теоретические обобщения, что, вконечном счете, препятствует дальнейшему развитию самого товароведения какнауки.
Накоплениефактического материала в товароведении началось задолго до возникновениятоварного производства, однако наиболее широкое развитие товароведение получилос возникновением и развитием международной и внутренней торговли.
Внастоящее время в товароведении продовольственных товаров накопилось большоеколичество фактического материала, без систематизации которого становитсяневозможным дальнейшее движение вперед./1/

1. Возникновениетовароведения как науки
Товар есть, преждевсего,
внешний предмет, вещь,
которая, благодаря еесвойствам,
удовлетворяеткакие-либо
человеческиепотребности.
К. Маркс /Капитал/
Товароведениеначало создаваться давно, с развитием производства товаров. Но долгое время ононосило описательный характер.
Научное товароведение вРоссии появилось лишь в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков.Основоположниками научного товароведения были русские ученые Я. Я. Никитинский(1854— 1924), П. П. Петров (1850—1928) и Ф. В. Церевитинов (1874—1947)./2/
Свыше100 лет тому назад К. Маркс дал определение предмета товароведения:«Потребительные стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины — товароведения».
Наукунельзя рассматривать в отрыве от конкретных условий существования общества,поэтому предметом исследования товароведения является не просто потребительнаястоимость, а потребительная стоимость как свойство товара.
Такимобразом, предметом изучения товароведения является товар, однако эта наукаизучает не все его аспекты. Поэтому, прежде всего, необходимо более детальноопределить и рассмотреть свойства товара, изучаемые товароведением.
Вмарксистской политической экономии рассматриваются две стороны вещи,выступающей в качестве товара. Во-первых, товар должен быть изготовлен не длясобственного потребления, а для обмена, т. е. для продажи. Во-вторых, товардолжен удовлетворять какую-либо человеческую потребность, независимо от того, порождаетсяли эта потребность желудком или фантазией. Следовательно, для удовлетворенияфизиологических потребностей или других желаний человек должен иметь самыеразнообразные предметы.
Рассматриваяс этой точки зрения продовольственные товары, можно придти к выводу, что однииз них крайне необходимы для нормальных физиологических функций организмачеловека, другие выполняют эту роль относительно, а третьи, несмотря на то, чтоони обладают потребительными свойствами и вызывают чувство удовлетворения, могутбыть вредными для здоровья (табак, наркотики). Следовательно, основнымсодержанием потребительных стоимостей являются их потребительные свойства.
Необходимоиметь в виду, что К. Маркс потребительные стоимости рассматривает в теснойсвязи с полезными свойствами вещей.
Онпишет, что полезность вещи делает ее потребительной стоимостью, котораяобусловлена свойствами товарного тела и не существует вне этого тела. Поэтомутоварные тела: пшеница, железо, алмаз и другие — сами являются потребительными стоимостямиили благом.
Такимобразом, вещь, не обладающая потребительными свойствами, не обладает ипотребительной стоимостью, поэтому она не может стать товаром.
К.Маркс указывал, что каждая вещь представляет собой совокупность многих свойстви потому ее полезность можно рассмотреть с различных точек зрения.Следовательно, и способы использования вещей зависят от их свойств. Такимобразом, при классификации вещей необходимо исходить из существенных признаков,а не из таких, которые сами являются функцией этих признаков и зависят от них.
Этововсе не означает, что вообще способ использования вещей нельзя применить вкачестве классификационного признака, однако он может быть использован толькокак вспомогательный признак.
Ф.Энгельс неоднократно обращал внимание на телеологию. Он писал, Гегель совершаетпереход от химизма к жизни при посредстве телеологии, или учения о цели. Оценкателеологии Ф. Энгельсом дана в следующих строках. «Высшая обобщающая мысль, докоторой поднялось естествознание рассматриваемого периода, это — мысль оцелесообразности установленных в природе порядков, плоская вольфовскаятелеология, согласно которой кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей,мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудростьтворца»

2.Проблема классификации в науке
2.1История возникновения классификации
Классификацияв науке зависит от уровня экономического развития общества и развития отраслейнауки. Поэтому, несмотря на то, что в Древней Греции классификацией занималисьтакие гениальные естествоиспытатели и философы, как Аристотель, Теофраст идругие, она была далеко не совершенной.
Историческиосновные принципы классификации с самого начала разрабатывались в связи спопытками систематизации предметов природы. Необходимость же систематизациипромышленных изделий возникла на значительно более позднем этапе, особенно всвязи с бурным ростом капиталистического способа производства и торговли./1/
Всвязи с этим если разработкой классификации естествоиспытатели занимались сдревнейших времен, то отдельные попытки классификации промышленных исельскохозяйственных продуктов были предприняты только с середины XIXв. Собственно, этим и объясняется серьезное отставание классификации продуктовчеловеческого труда по сравнению с продуктами природы. История классификациирастительного и животного мира, по существу, представляет собой историюразработки и применения принципов (признаков) классификации.
Историяже классификации продуктов человеческого труда состоит в попытках примененияразработанных в естествознании (главным образом в ботанике и зоологии)принципов классификации.
Поэтомурассмотрение этого вопроса имеет большое значение для* правильного решенияпроблемы классификации товаров народного потребления и, в частности, пищевыхпродуктов.
Вистории классификации наиболее ярким примером является классификация растений.Эта классификация может служить аналогом и для классификации в других областяхнауки, в том числе и в товароведении.
Систематическиепопытки классификации растений начинаются с 16 в.
Трагус(Иероним Бок) в 1539 г. в своем ботаническом труде классифицировал растения,однако, по произвольным принципам.
Клозиусв своих работах, опубликованных с 1576 по 1605 г., впервые выделил «вид»растения и тем самым указал первые признаки их классификации.
Лобелий(Лобелиус) в основу классификации растений брал только один признак — формулиста (1581 г.).
Геснер(1516—1565 гг.) использовал два признака: строение цветка и плода. Кроме того,четко сформулировал «вид» и «род» и наметил принципы бинарной классификации.Поэтому классификация Геснера имела ряд преимуществ перед существующей.
Следующимшагом в области классификации следует признать работы Цезальпина, которыйосновными признаками классификации растений считал плод, семя и зародыш. На этомосновании он выделил бобовые, зонтичные и сложноцветные растения.
Вдальнейшем Иоганн Баугин (1541—1616 гг.) четко разграничил понятия «род» и«вид». Он для большинства видов ввел также двойные названия (бинарную систему).
Несмотряна то что классификацией растений в течение XVIи XVII вв. занимались многиеестествоиспытатели (Рей, Турнефор и др.), все же большое влияние на дальнейшиеразработки не только в ботанике, но и в смежных областях науки приобретаютисследования К. Линнея. Поскольку эти работы К. Линнея оказывают большоевлияние на классификацию пищевых продуктов, на них необходимо остановитьсяподробнее.
КарлЛинней в 1736 г. опубликовал «Основы ботаники», в 1751 г. «Философиюботаники»1, а в 1768 г. вышла его «Система природы»2.
Всвоих работах Линней признаки классификации впервые разделил на следующиекатегории: признаки классов, родов и пород. В качестве существенного признакаон использовал строение половых органов размножения растений (число, размеры ирасположение тычинок и пестиков), сохранив при этом учет признаков плодов исемян Цезальпина. Линней по этой системе все растения разделил на классы,разряды, подразряды, роды, роды, породы, разнообразия.
Историяразвития науки показывает, что научная классификация в биологии и химииспособствовала открытию важнейших законов природы. Между тем классификацияпродуктов человеческого труда постоянно отстает от уровня науки и техники.Более того, вместе с прогрессом производства материальных благ еще большеувеличивается диспропорция между накоплением новой продукции и еесистематизацией.
Этообъясняется тем, что развитие науки и техники способствует резкому увеличениюпроизводства продукции сельского хозяйства и промышленности, причем происходятне только количественные изменения, но выпускается качественно новая продукция,которую нельзя упорядочить в рамках старых, традиционных принциповклассификации. Поскольку одним из основных признаков существования той или инойнауки является наличие научно обоснованной классификации, то с другой стороны, состояниеклассификации является показателем уровня развития данной науки.
Следуетотметить, что создание классификации в любой науке представляет большой труд.Например, известно, какие гигантские усилия были предприняты рядом ученых напротяжении нескольких веков, прежде чем была получена классификация животного ирастительного мира. То же можно наблюдать и в любой другой современной науке.
Трудноститовароведной классификации заключаются в том, что в общую систему должны бытьприведены товары, обладающие самыми разнообразными свойствами.
Настоящееисследование ставит задачу рассмотреть состояние классификации в товароведениипищевых продуктов и на основании изучения исторического опыта классификации всмежных областях знаний и в товароведении попытаться сформулироватьпринципиальные основы классификации пищевых продуктов в соответствии с общимизадачами товароведения.
Классификацияпроисходит от латинских слов сlassis- разряд, facio — делаю и означаетраспределение классифицируемых объектов в родственные группы по их общим инаиболее характерным, т. с. существенным, признакам.
Всамом деле, потребность в классификации возникла из-за наличия в природемножества разнообразных животных, растений и других предметов с целью ихобъединения в родственные группы и создания общей логической системы.
2.2Возникновение товароведения как науки
Однойиз важнейших проблем науки является проблема классификации. В товароведенииэтот вопрос до настоящего времени систематически не исследовался. Поэтому вобщем теоретическом курсе товароведения одним из самых слабых мест являетсяименно классификация.
Втовароведении классификация необходима для того, чтобы огромное количествопредметов личного потребления, находящееся в сфере обращения, объединить вродственные группы для приведения в общую систему. В этом отношении характернымявляется близкий к товароведению исторический опыт классификации зерновых. Ведьпотребность в классификации зерна возникла в связи с необходимостью составлениябольших и однородных партий зерновой массы. Это позволило строить крупныеэлеваторы и организовать рациональное хранение зерновых запасов вобщегосударственном масштабе, начиная с 60-х годов позапрошлого столетия.
Ф.Энгельс о значении классификации писал: «Эмпирическое естествознание накопило такуюнеобъятную массу положительного материала, что в каждой отдельной областиисследования стала прямо-таки неустранимой необходимость упорядочить этотматериал систематически и сообразно его внутренней связи. Точно так жестановится неустранимой задача приведения в правильную связь между собойотдельных областей знания. Но, занявшись этим, естествознание вступает втеоретическую область, а здесь эмпирические методы оказываются бессильными,здесь может оказать помощь только теоретическое мышление».
2.3Причины подвигшие к созданию «науки о товаре»
Снезапамятных времен люди прибегали к специальным методам обработки пищевыхпродуктов для их сохранения и улучшения вкусовых свойств (маринование, соление,сушка, квашение и т. д.)./1/
Вистории консервирования можно выделить два качественно различных периода:допастеровский (до 1860 г.) и послепастеровский (после 1860 г.). Допастеровскийпериод характеризуется развитием методов консервирования, основанных только навековом опыте. Полностью отсутствовали теоретические разработки и,следовательно, научные основы консервирующего влияния высокой температуры наживые организмы и биологические среды вообще (в том числе и на пищевыепродукты).
Какбыло показано выше, работы Пастера фактически заложили теоретические и научныеосновы консервирования пищевых продуктов. Однако эти теоретические разработкиПастера имели более общее значение, о чем указал К. А. Тимирязев: «Сорок леттеории дали человечеству то, что не могли ему дать сорок веков практики». Какизвестно, Л. Пастер установил роль микроорганизмов в процессах брожения игниения. Он теоретически обосновал применение высокой температуры (от 55 до120° С) для сохранения различных пищевых продуктов от порчи (вино, уксус,молоко, кислое молоко, пивное сусло, пиво).
Необходимоотметить, что Пастер впервые в истории науки заметил отрицательное влияниеферментативных процессов, происходящих в мясе во время хранения. Это явлениеПастер назвал «гангренозным» и отождествлял с процессами, происходящими придозревании плодов, т. е. с ферментативными процессами.
РаботыЛ. Пастера имели огромное значение для раскрытия сущности порчи пищевыхпродуктов, однако дальнейшее развитие они получили благодаря успехамбиологической химии, особенно в области ферментов и ферментативных процессов, всвязи с исследованиями химической природы белков, начиная от Э. Фишера и донастоящего времени.
Различныефизические, химические и биохимические свойства пищевых продуктов обусловливаютиндивидуальный подход при выборе методов консервирования и хранения. Этозначит, что для качества того или иного пищевого продукта не безразлично, какимметодом он будет сохранен. Из всего многообразия методов консервирования ихранения пищевых продуктов в настоящее время едва ли можно назвать какой-либоодин универсальный метод, пригодный для сохранения всех пищевых продуктов. Всвязи с этим большое значение приобретает научно обоснованная классификацияуказанных методов. Однако прежде, чем перейти к освещению поставленноговопроса, необходимо рассмотреть, являются ли термины консервирование и хранениесинонимами? Или в настоящее время они приобретают различный смысл и выражаютразное содержание?
Историческислово консервирование латинского происхождения «conservation»и означает сохранение. По-видимому, этим словом пользовались с древнейшихвремен и подразумевали сохранение продуктов существующими тогда методами.
Нафранцузском языке слово «conservation»одним из первых применил Шееле в 1785 г. в опубликованной им книге «Мемуары похимии», где описан метод консервирования уксуса путем нагревания его в кипящейводе. Впоследствии слово «conservation»также было применено Аппером. Таким образом, если рассмотреть этот вопрос посуществу, то латинские слова «conservatio»и «conservare» были применены вофранцузском языке для обозначения сохранения пищевых продуктов не обычнымиметодами, а путем обработки высокой температурой с последующей изоляцией их отвоздействия внешнего воздуха.
Вконце XVIII и начале XIXвв. в русском языке употреблялось слово «консерва» в следующем значении:«консерва (речение аптекарское) — приправа». Под сим словом разумеются цветы,травы, плоды или коренья свежие, приготовленные в сахаре в аптеках длясохранения их доброты. Консервы сами бывают жидкие и сухие: первые, когда ихсоставляют в сиропе; а сухие, когда, вынув из сиропа, тотчас обсыпают кругомсахаром». Из приведенной цитаты видно, что в те далекие времена консерваминазывались продукты, которые обрабатывались специально «для сохранения ихдоброты».
Несмотряна то, что все пищевые продукты могут портиться в процессе хранения в течениеболее или менее длительного времени, не все они нуждаются в специальнойобработке для консервирования.
2.4Первое упоминание о создании товароведения
Первоеуказание о необходимости выделения особой науки из системы наук о торговле(«Торговой науки») — товароведения относится к середине XVIIIв., когда Карл Гюнтер Людовици в 1756 г. впервые предложил заниматься особойнаукой «Товаропознанием» и наметил общий план этой науки. Там же он впервыеуказал на необходимость систематики изучаемых товаров.
К.Г. Людовици считал, что общее товароведение состоит из отдельных глав (их оннасчитал 12), из которых первая должна быть посвящена «разделению товаров», т.е. классификации. Он наметил общие принципы классификации. Например, указал,что товары можно делить по происхождению па «продукты или произведения природы»и «произведения искусства»; в зависимости же от формы, внешнего вида и свойствон выделял «сырые или невыделанные» и «выделанные» (т. е. готовые,обработанные); в зависимости от «материи» — золотые, серебряные, медные ипрочие товары; по способу потребления — «нужные и ненужные», «полезные ивредные»; по «познанию или новости» — на известные и неизвестные; в зависимостиот свойств — на сырые и сухие, тонкие и грубые, неподделанные и подделанные; попрочности — на стойкие и нестойкие в хранении; в зависимости от «давности» — «свежие и залежалые» и т. д.
Далее,К. Г. Людовици выделял клейменые и не штемпелированные, или неклейменые товары,а также собственные и комиссионные.
Такимобразом, еще в то время К. Г. Людовици дал основополагающие идеи товароведнойнауки, наметил в основном правильное направление ее развития.
Ксожалению, эта работа до последнего времени для товароведов оставаласьнеизвестной и потому идеи Людовици в дальнейшем не нашли своего логическогоразвития.
Подвлиянием работ Линнея и других классификаторов растительного и животного мира,начиная со второй половины XVIIIв. по «Естественной истории» не публиковалось ни одно сколько-нибудьзначительное произ ведение без систематики.
2.5Научный подход к проблемам классификации в товароведении
Первыйнаучный подход к проблемам классификации в товароведении принадлежит М. Я.Киттары — одному из основоположников отечественного товароведения. М. Я.Киттары был одним из активных популяризаторов этой науки и вложил много труда вразработку классификации товаров.
Водной из своих публичных лекций по товароведению М. Я. Киттары, объясняяпричины разнообразия товаров, пришел к выводу о необходимости их систематизации.При этом он не только ставил эту проблему, но и предлагал ее решение./3/
Преждечем приступить к классификации, Киттары разъяснял содержание системы; он писал,что это есть тот воображаемый порядок, по которому группируются предметы, врезультате чего изучение их становится доступным.
Следуетотметить, что Киттары является первым и пока единственным товароведом, которыйпри классификации товаров показал на необходимость использования идейклассификации в естествознании.
Киттары,приступая к классификации товаров, проводил аналогию с системой животногоцарства. Вместо «видоизменения», применяемого при классификации в ботанике изоологии, Киттары предложил употреблять сорт, «ассортиментом» считатьразновидности товара.
ПоКиттары, сближение видов товара по сходству в отдельных чертах дает группурода. Возникает вопрос: что положить в основу понятия рода — конечную цельтовара способ его выработки или исходное сырье, из которого изготовлен товар,т. е. химический состав товара? Весь подход к классификации товара представляетбольшой интерес.
Киттарыотмечает, что все эти принципы являются важными, каждый из них может бытьпринят за основу, и тогда можно получить три системы, в которых товарывместятся неодинаково.
Есливзять в качестве основного признака цель, то свеча будет рядом с ламповыммаслом, т.е. в одной группе разместятся разнородные предметы.
Есливзять способ (процесс) выработки, то вместе с сальной свечой разместятсявосковая, стеариновая.
Еслисвойство и происхождение материала взять за основной признак классификации, тотовары, служащие для искусственного освещения, разнесутся по разным группам.Киттары отмечает, что в каждой из этих систем есть свои достоинства инедостатки: в первой и второй системе сближаются самые разнообразные предметы,кроме цели и способа выработки, между которыми мало общего. Последняя изсистем, т. е. классификация, основанная на происхождении товаров, неудобна тем,что относит их далеко друг от друга, несмотря на сходство цели и способпроизводства. Но из всех этих систем М. Я. Киттары предпочитает именнопоследнюю, так как она при изучении товаров знакомит с ними последовательно,уясняя отношения и связь между ними, отражающиеся в достоинстве изделия.
Классификацияосновывается на идее сближения и в группе вида требуется самое тщательноесравнение, так как здесь сближение отдельных классифицируемых предметов должнобыть обусловлено полным сходством всех признаков классификации. Причем вгруппах «рода», «семейства» и т. д. это сходство становится все меньше именьше, однако остающиеся немногочисленные признаки сходства будут все важнее иважнее.
Необходимоотметить, что общие рассуждения Киттары относительно классификации товаров вцелом являются правильными. Однако предлагаемые им ступени диспозиции приклассификации мало согласуются с приведенными самим Киттары принципами.
М.Я. Киттары в своей классификации охватил почта все товарные группы и виды,являющиеся предметами торговли в 60-х годах позапрошлого века. При этом он ихраспределил по трем отделам, причем из первого отдела он выделил «Родытоваров», к которым он отнес 1-ю и 2-ю группы товаров. Далее, из первого отделавыделены три класса (I,II и III)товаров.
Междутем из второго и третьего отделов Киттары не выделил «Роды товаров», а разделилих на классы, причем из второго отдела он выделил IV,V, VI,VII, VIII,IX и Xклассы, а из третьего XI,XII и XIIIклассы.
Вобщем по этой классификации все товары Киттары разбил на 42 группы, в которыхобъединены 209 индивидуальных (видов) товаров.
Однойиз ранних классификаций пищевых веществ является классификация Либиха.
Онвсе питательные вещества классифицировал на три группы: пластические (белки),дыхательные (углеводы и жиры) и соли неорганические вещества). Поскольку даннаяклассификация принадлежит одной из ранних классификаций пищевых веществ (1842г.), она сыграла положительную роль для изучения их физиологической роли.
Либихвпервые достаточно верно указал на пластические свойства белков (он называлэтот класс пищевых веществ белковиной»). В остальном приведенная классификациястрадает неточностью в том смысле, что к «дыхательным» веществам следуетотнести не только углеводы и жиры, но и некоторые другие органические, а такжеминеральные вещества, входящие в состав пищевых продуктов, (например, железо инекоторые другие макро- и микроэлементы).
Следующийшаг в классификации пищевых веществ был сделан Рубнером к концу XIXв.
Пищевыевещества в зависимости от их функций в организме он делил на три группы.
I. Пищевыевещества с чисто материальным действием; к ним он относил неорганическиевещества и белок, причем их Рубнер считал невзаимозаменяемыми.
II. Вещества,которые служат для доставки энергии; это все органические вещества, разлагаемыев теле. Они могут заменять друг друга в равных количествах.
III. Пищевыевещества, которые могут накопляться в теле или превращаться в тканевыевещества. В организме могут накапливаться белок, соли и жир, поэтому они былиотнесены к этой группе веществ. Вещества, способные превращаться в «тканевыевещества», Рубнер подразделял на две разновидности: вещества, образующие жир(углеводы, белок и белковые вещества), и вещества, образующие гликоген (белок иуглеводы).
Впоследствиинекоторые из идей Либиха и Рубнера были использованы при классификации пищевыхпродуктов.
Товароведык классификации товаров вновь вернулись уже к началу XXв. в связи с созданием учебников по товароведению для студентов высшихкоммерческих институтов.
Так,например, проф. П. П. Петров указывал на значение классификации и делил товарыпо признаку и назначению на три группы:
1)материалы, предназначенные для дальнейшей переработки;
2)полуобработанные или промежуточные продукты (пряжа, топленое сало);
3)готовые продукты.
П.П. Петров, однако, эту классификацию товаров считал не совсем точной, «так какесть продукты, которые часто служат материалами для дальнейшей обработки, частоупотребляются непосредственно в сырцовом или полуобработанном виде».

3.Товароведение в ХХ веке
классификация наука товароведение
Вначале XX века потребность вклассификации особенно резко ощущалась в связи с развитием международнойторговли зерновыми продуктами. Причем, как видно из этого материла,необходимость классификации зерна возникла непосредственно в связи струдностями в установлении норм показателей качества.
Наосновании обобщения накопленного к тому времени материала была разработанаклассификация пшеницы.
Ростпромышленной и сельскохозяйственной продукции в связи с принятыми Советскимправительством мероприятиями после окончания гражданской войны и развитиеторговли вновь выдвинули проблему классификации товаров.
Вэтой связи заслуживает внимания работа проф. Я. Я. Никитинского (старшего),опубликовавшего в 1923 г. свое исследование по классификации предметовнародного потребления. К классификации товаров он первым подошел «спотребительской точки зрения».
Указанныйтруд Я. Я. Никитинского представляет значительный интерес. К тому же основныеположения этой работы в товароведной литературе до настоящего времени неподвергались изучению и анализу. Поэтому на ней следует остановиться несколькоподробнее.
Вкачестве основного классификационного признака Я. Я. Никитинский использовалфизиологические особенности организма человека как потребителя, но не исходилиз особенностей самих классифицируемых изделий, что значительно важнее дляклассификации пищевых продуктов. С этой точки зрения потребности человека авторделил на две главные категории: источники, или носители энергии, и еехранители.
Носителейэнергии (пищевые продукты, топливо) он называет «энергетической группой», хранителейже энергии (материалы, вернее сырье для одежды, материалы для постройки жилья),он относит к «служебноэнергетическим».
Товарыпервой группы Я. Я. Никитинский предлагает оценить по количеству заключающейсяв них скрытой, потенциальной энергии в калориях.
Оценкупищевых продуктов Я. Я. Никитинский приводит аналогично топливу (по величине,аккумулируемой в них энергии), что с точки зрения современной науки в питании ироли пищевых продуктов в организме человека является неправильным.
Значениесхемы Никитинского состоит и в том, что применил оригинальную трактовку вподборе классификационных признаков.
Недостаточнаяразработка классификации не могла не возбудить интерес ученых к этой проблеме.Проблема классификации товаров народного потребления вновь стала предметомисследования. Еще с 1959 г. в ряде работ автора обращалось внимание наактуальность проблемы классификации пищевых продуктов и указывалось напримерное направление в ее решении.
В1962 г. этот же вопрос был выдвинут Г. Грундке на Международной теоретическойконференции товароведов в г. Лейпциге. В дальнейшем он развивал свои взгляды вряде работ.
РаботыГ. Грундке имеют большое теоретическое значение, прежде всего, потому, что онфактически опирается на исторический опыт и исходит из основных теоретическихразработок классификаторов естествознания. В этом легко убедиться присопоставлении товарной систематики, предложенной Г. Грундке с вышеприведеннымматериалом по истории классификации в естествознании.
Недостаткомклассификации Г. Грундке мы считаем стремление дать совокупную классификациютаких неоднородных по своим потребительным свойствам изделий, такими являютсяпищевые и непищевые товары.
Заслуживаетбольшого внимания также работа Г.Д. Раинак и И. Н. Вольпер по научнойклассификации пищевых продуктов с учетом их потребительной ценности. Прежде всего,эта работа важна своей постановкой вопроса. Кроме того, она имеет значение и потому,что дает набросок классификации пищевых продуктов. Как показывает самоназвание, принципиальной основной этой классификации является весьма важныйпоказатель качества пищевых продуктов — «потребительная ценность» и в связи сэтим при классификации практически использовалась и степень изменения первоначальнойформы продукта.
Приэтом авторы пользовались основными принципами логических операций деленияобъема понятий и вытекающими отсюда правилами. Кроме того, ими предложен«вариант схемы классификации», по которому Предлагаются следующие категории (впорядке уменьшения): отрасль, раздел, класс, группа, тип товара, товарный вид,подчиненный вид товара, сорт товара и класс качества.
Несмотряна отмеченные достоинства рассматриваемой работы, предлагаемый ее авторами«Набросок системы классификации» имеет ряд недостатков. Прежде всего, понятиеосновного классификационного признака «потребительная ценность» продуктов быласужена до понятия «питательная ценность». По схеме классификации нельзяопределить, как был использован этот последний признак. Ведь в предлагаемойсхеме пищевые продукты делятся на следующие четыре раздела: 1) пищевые товары снатуральным составом; 2) рафинированные товары; 3) вкусовые товары (продукты,воздействующие преимущественно на нервную систему); 4) прочие товары пищевогозначения.
Такимобразом, первые два раздела пищевых товаров фактически выделены па основестепени изменения их первоначальной природы (или по принципу их переработки),3-й раздел — по их способности влиять на нервную систему (вкусовые товары), а4-й раздел — по пищевому значению.
Следовательно,при составлении указанной схемы был нарушен единый принцип классификации.
Крометого, авторы к рафинированным (т. е. очищенным) продуктам относят растительныемасла (даже нерафинированные), маргарин, майонез, мед, даже пиво, виноградные иплодово-ягодные вина и прочие нерафинированные продукты, что являетсянеправильным.
Такимобразом, на основе правильного применения существенного классификационногопринципа, взятого авторами, и уточнения некоторых вышеуказанных недостатковможно получить более приемлемую, научно обоснованную классификацию пищевыхпродуктов.
Посравнению с предыдущими работами более капитальным трудом по классификациитоваров народного потребления является Общесоюзный классификатор промышленной исельскохозяйственной продукции. При его составлении были использованы те классификационныепризнаки, которые являются наиболее существенными для целей даннойклассификации. Такими признаками оказались: характер процесса производствапродукции; физические, химические, геометрические и другие природные свойствапродукции; производственное и потребительское назначение продукции.

Заключение
Взаключении хочу сказать, что в настоящее время товароведение приобрело огромноезначение в нашей жизни. Товароведение полностью охватило нашу жизнь. Теперь этанаука изучает как продовольственные и непродовольственные товары, но иэкономические проблемы, связанные с процессами товарооборота. Товароведениевобрало в себя множество наук, которые существовали отдельно, то есть, товароведениесформировалось, как синтез различных наук для данного объекта – товара.

Список использованныхисточников
1 Чоговадзе Ш.К.Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. – М.:«Экономика», 1971г. – 302с.
2 Выщепан А.Г., МельманМ.Е. Товароведение продовольственных товаров. – М.: «Государственное издат.торговой литературы», 1955г. – 377с.
3 Афанасьева Л.Р.,Базарова В.И. и др. Товароведение продовольственных товаров. – М.: «Экономика»,1982г. – 376с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология лесозаготовок
Реферат Разработка фотоприемного устройства волоконно-оптической системы передачи информации ВОСПИ
Реферат «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена»
Реферат Mass media in Great Britain
Реферат Вычисление наибольшего наименьшего значения функции в ограниченной области
Реферат Народные движения XVII в.
Реферат Разработка модели взаимодействия подсистем производства в районных АПК
Реферат Финансовая деятельность предприятия: анализ и пути ее совершенствования (на примере ООО "Си-трейдинг")
Реферат Героическая Брестская крепость
Реферат Международная экономическая интеграция 2
Реферат Genetic Engineering Essay Research Paper Spanning the
Реферат Дискретная математика 3
Реферат King Henry IV And Joseph Strorm
Реферат Последствия землетрясений и наводнений
Реферат Образ главной героини в рассказе Солженицына Матренин двор