Реферат по предмету "Маркетинг"


Анализ торговли и прибыли торгового предприятия

--PAGE_BREAK---                   отказы в отгрузке продукции;
-                   остатки готовой продукции, не имеющей сбыта;
-                   данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия нарастающим итогом;
-                   данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;
-                   данные об увеличении дебиторской задолженности;
-                   сумма дебиторской задолженности к взысканию.
Источником формирования прибыли может служить и внереализационная деятельность предприятия:
-                  прибыль от безвозмездной передачи либо получения активов;
-                  поступления и перечисления в возмещение причиненных организации убытков;
-                  доход прошлых лет, выявленный в отчетном году;
-                  суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
-                  сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
-                  иные доходы, непосредственно не связанные с реализацией продукции, работ, услуг.
Вся приведенная выше прибыль должны признаваться лишь в том случае, если удовлетворяются следующие условия:
-                   организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
-                   сумма выручки может быть определена;
-                   имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации; подобное имеет место лишь в том в случае, если организация либо получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
-                   право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
-                   расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Безусловно, доминирующими но значимости являются прибыль от обычных видов деятельности — именно они дают основной вклад в формирование конечного финансового результата.
1.3 Основные направления использования доходов и прибыли торгового предприятия
В условиях развития рыночных отношений роль доходов значительно возросла. Именно система доходов формирует реальную основу для действия финансовых отношений в условиях рынка. Доходы создают экономическую основу для финансирования всех видов расходов. Воздействие финансовых отношений на процессы воспроизводства осуществляется посредством механизма формирования и использования доходов и только затем прибыли.
Полученные в ходе финансово-хозяйственной деятельности доходы предприятия независимо от отраслевой принадлежности используются по схеме, представленной на рисунке 2.

Рис. 2. Механизм использования доходов и прибыли
Исходным принципом распределительного процесса должны стать реальные экономические и организационные условия хозяйствования конкретных предприятий. Это предполагает определенную (на отраслевом уровне) дифференциацию уровней развития субъектов предпринимательства с позиции величины получаемых доходов с учетом правовых, экономических, специальных, организационных, региональных и других факторов. Такой подход позволяет подойти к данной проблеме с учетом обеспечения равных условий финансово-хозяйственной деятельности и самостоятельного использования полученного финансового результата в целях развития. Всесторонний учет данного принципа особенно важен для предприятий тех отраслей экономики, которые призваны выполнять специфические функции, и, как следствие, механизм деятельности которых обладает целым рядом специфических черт.
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние [14].
Внешние факторы:
-                   правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
-                   система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
-                   рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обусловливает увеличение доли потребляемой прибыли;
-                   стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).
Внутренние факторы:
-                   уровень рентабельности предприятия, при низком значении которого и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям, на социальные программы и др.; наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов;
-                   необходимость ускоренного завершения начатых инвестицион­ных проектов;
-                   уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и одним из факторов, определяющих доходность собственного капитала; наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов и др.);
-                   текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.
Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе управления доходами предприятия. Вместе с тем прибыль представляет собой весьма сложную экономическую категорию, и потому возможны различные ее определения, интерпретации, представления. В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли [9]. Два из них — с условными названиями: экономический и бухгалтерский — можно рассматривать как базовые.
Суть экономического подхода такова: прибыль (убыток) — это прирост (уменьшение) капитала собственников, имевший место в отчетном периоде. Будем называть прибыль, исчисленную по данному алгоритму, экономической. Приведенное определение выглядит весьма привлекательным; сложность лишь в том, как его наполнить количественно, т. е. как рассчитать прибыль.
Несложно понять, что экономическую прибыль можно исчислить либо на основе динамики рыночных оценок капитала, либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец отчетного периода.
Оказывается, что в любом случае значение подобным образом рассчитанной прибыли будет исключительно условным.
Именно поэтому гораздо более обоснованным и реалистичным представляется бухгалтерский подход к определению прибыли, согласно которому прибыль (убыток) есть положительная (отрицательная) разница между доходами коммерческой организации, понимаемыми как приращение совокупной стоимостной оценки ее активов, сопровождающееся увеличением капитала собственников, и расходами, понимаемыми как снижение совокупной стоимостной оценки активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результатов операций, связанных с преднамеренным изменением этого капитала. Поскольку понятия доходов и расходов могут быть определены как по существу (логика сущностного определения была сделана в предыдущем разделе), так и количественно (данные о доходах и расходах аккумулируются в системе учета), приведенное определение гораздо менее схоластично и представляется приемлемым для практического использования. Исчисленную таким образом прибыль и называют бухгалтерской.
Можно выделить два основных различия между экономическим и бухгалтерским подходами. Первое заключается в том, что в отличие от экономического в бухгалтерском подходе четко идентифицируются элементы прибыли, т. е. виды доходов и расходов, и ведется обособленный их учет. Таким образом, всегда имеется верифицируемая и объективная информационная база для расчета конечного финансового результата.
Второе отличие заключается в неодинаковой трактовке так называемых реализованных и нереализованных доходов. Представьте ситуацию, когда рыночная цена на некоторые активы предприятия (например, здание) выросла. В рамках экономического подхода собственники предприятия получили прибыль, что касается бухгалтерского подхода, то он такую прибыль признавать не спешит по многим причинам, в том числе субъективности оценок, волатильности подобного эфемерного результата и т. п. По мнению бухгалтера, прибыль будет иметь место лишь в том случае, если здание действительно будет продано по высокой цене.
Таким образом, экономический подход не делает различия между реализованным и нереализованным доходами; напротив, бухгалтерский подход, руководствуясь принципом осторожности, согласно которому «расходы всегда очевидны, а доходы всегда сомнительны» или «лучше раньше признать расходы, чем позже, и лучше позже признать доходы, чем раньше», не спешит признавать нереализованный доход, точнее, этот доход будет признан как прибыль лишь после его реализации [7].
Вместе с тем отметим, что оба рассмотренных подхода в принципе не противоречат друг другу; более того, экономический подход полезен для понимания сущности прибыли, бухгалтерский — для понимания логики и порядка ее практического исчисления.
Прибыль является одним из ключевых индикаторов успешности финансово-хозяйственной деятельности. Поскольку факторов ее формирования, а таковыми являются отдельные виды доходов и расходов, много, возможно обособление различных показателей прибыли. Именно поэтому, характеризуя работу компании в терминах экономической эффективности, нужно уточнять, о какой прибыли идет речь. Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется, прежде всего, исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию. Один из возможных подходов заключается в следующем.
В деятельности предприятия как первичной ячейки любой экономической системы, производящей некоторый вид продукции и (или) услуг, т. е. вносящей свой вклад в генерирование общих доходов страны, заинтересованы различные группы лиц. Наиболее общей их градацией является обособление четырех групп: (а) собственники предприятия; (б) его работники, представленные управленческим персоналом; (в) государство, представленное налоговыми органами, и (г) прочие лица (действующие и потенциальные контрагенты: поставщики материальных и финансовых ресурсов, покупатели, банки).
Как следует из рисунка 3, укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующей последовательности: (а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы), (б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы), (в) выплата налогов и обязательных платежей; (д) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них, как видно из схемы, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

Рис. 3. Схема взаимоувязки доходов и расходов предприятия
Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово-хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов.
В рамках решения первой задачи — повышение прибыли — должны проводиться оценка, анализ и планирование: выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичности производства и продаж; достаточности и эффективности диверсификации производственной деятельности; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж; сезонности производства и продаж, критического объема производства (продаж) по видам продукции и под­разделениям и т. п.
Поиск и мобилизация факторов повышения прибыли находится в известном смысле в компетенции высшего руководства компании, а также ее маркетинговой службы; роль финансовой службы сводится в основном к обоснованию разумной ценовой политики, оценке целесообразности и экономической эффективности но­вого источника доходов, контролю за соблюдением внутренних ориентиров по показателям рентабельности в отношении действующих и новых производств.
Вторая задача — снижение расходов — подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.
Актуальной проблемой является разработка методических подходов к распределению прибыли предприятий, предусматривающих существующее многообразие форм собственности.
Другими словами, при распределении прибыли необходимо обеспечить, с одной стороны, объективный учет особенностей отдельных видов собственности, а с другой, создать для предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования, что также не менее важно, равные условия хозяйствования, и, следовательно, и одинаковые возможности формирования конкурентных преимуществ и состязательности в борьбе за потребителя.

Глава 2. Анализ доходов и прибыли торгового предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности торгового предприятия
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Продарсенал» было зарегистрировано в декабре 2002 года Регистрационной палатой Администрации города Краснодара, номер регистрационного свидетельства — № 119502. ООО «Продарсенал» действует на основании Гражданского кодекса РФ, «Закона об обществах с ограниченной ответственностью» и Устава предприятия.
ООО «Продарсенал» имеет печать со своим наименованием, фирменный знак (символику), расчетный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.
Юридический адрес общества: город Воронеж, ул. Дорожная, д.24.
Учредительным документом данного предприятия является Устав общества.
В нем рассматриваются общие положения, правовое положение, ответственность, цели и виды деятельности, филиалы и представительства, уставный капитал общества, права и обязанности участников, облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества, дивиденды, органы управления обществом, общее собрание участников, исполнительный орган общества, ревизионная комиссия, аудитор общества, имущество, фонды и прибыль предприятия, учет и отчетность общества, хранение документов общества и заключительные положения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--  ООО «Продарсенал» — предприятие оптовой торговли, основная деятельность которого направлена на решение следующих задач:
-                   удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
-                   организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Целью функционирования торгового предприятия ООО «Продарсенал» является получение прибыли посредствам реализации основных видов деятельности:
— розничная и оптовая торговля овощами и картофелем;
— оптовая торговля мясом, мясом птицы, продуктами и консервами из мяса и мяса птицы;
— оптовая торговля молочными продуктами, яйцами, маслами и жирами;
— оптовая торговля сахаром и сахаросодержащими изделиями, включая шоколад;
— оптовая торговля прочими пищевыми продуктами и др.
ООО «Продарсенал» в городе Воронеже является составляющей сетевой структуры, расположенной в крупных городах Центрального Черноземья и специализирующейся на оптовой реализации продуктов питания.
Организационная структура ООО «Продарсенал» представлена на рисунке 4.
Организационная форма структуры управления ООО «Продарсенал» — линейно – функциональная. Данной структуре управления присуще следующие принципы построения: системности, комплексности, экономичности, регламентации и инициативы.
Основными преимуществами такой структуры являются:
-                   простота формы;
-                   оперативность в передачи информации;
-                   структура ориентирована на широкое делегирование полномочий в принятии управленческих решений;
-                   отношения между подразделениями понятны.
В тоже время можно выделить и недостатки структуры:
-                   дублирование в распределении задач между подразделениями и исполнителями;
-                   наличие коммуникативных перегрузок;
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Рис. 4. Организационная структура ООО «Продарсенал»
-                   отсутствие гибкости, структура не позволяет осуществлять изменения;
-                   большие затраты на содержание аппарата управления.
В целом можно сказать, что состав и размеры всех подразделений ООО «Продарсенал» соответствуют целям и задачам предприятия.
2.2 Динамика доходов и прибыли торгового предприятия
Имущественное состояние ООО «Продарсенал», его структуру и динамику за 2005 — 2007 год позволяет оценить аналитический баланс (таблица 1 и 2).
Таблица 1
Структура имущества ООО «Продарсенал» в 2005-2007 гг. (тыс. руб.)
Актив
2005
2006
Изменение
2007
Изменение
(+;-)
%
(+;-)
%
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Внеоборотные активы Нематериальные активы







Основные средства
23406
21560
-1846
92,1
23587
2027
109,4
Незавершенное строительство
1387
3963
2576
266,3
1458
-2505
36,8
Отложенные налоговые активы

49
49




Итого по разделу I
24793
25572
779
103,1
25045
-527
97,9
II. Оборотные активы Запасы
21146
22795
1649
107,8
20463
-2332
89,8
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности
2675
2835
160
106
2530
-305
89,2
затраты в незавершенном производстве
89
114
25
128,1
123
9
107,9
готовая продукция и товары для перепродажи
18238
19632
1394
107,7
17810
-1822
90,7
расходы будущих периодов
144
214
70
148,6



Дебиторская задолженность
932
1136
204
121,9
1295
159
114
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
18
488
470
2711,1
362
-126
74,2
Денежные средства
2704
2456
-248
90,8
1036
-1420
42,2
Итого по разделу II
24801
26875
2074
108,4
23156
-3719
86,2
Баланс
49594
52447
2853
105,8
47501
-4246
91,9
По данным аналитической таблицы 1 можно сделать следующие выводы:
-                  структура баланса ООО «Продарсенал» в 2005-2006 годах изменилась не существенно, в целом практически все показатели имели положительную динамику; наибольший рост произошел по статьям «Незавершенное строительство» и налог на добавленную стоимость;
-                  доля оборотных активов на 8,3% или по абсолютной величине на 2074 тыс. руб., что в целом свидетельствует об удовлетворительном изменении структуры баланса.
-                  общая величина запасов увеличилась примерно на 8 %, в основном за счет затрат на незавершенное производство и расходов будущих периодов.
Однако в 2007 году большинство показателей актива баланса имели тенденцию к сокращению.
Для оценки данных пассива баланса составим аналитическую таблицу 2, где проведен анализ наличия, состава, структуры источников средств.
Таблица 2
Структура источников капитала ООО «Продарсенал» в 2005-2007 гг.,
Актив
2005, тыс.руб.
2006, тыс.руб.
Изменение
2007, тыс.руб.
Изменение
(+;-)
%
(+;-)
%
1
2
3
4
5
6
7
8
Собственный капитал
Уставный капитал
8
8
0
100
8
0
100
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
28258
34129
5871
120,8
25931
-8198
76
Итого по разделу III
28266
34137
5871
120,8
25939
-8198
76
Заемный капитал
Краткосрочные займы и кредиты
3600
1910
-1690
53,1
5928
4018
310,4
Кредиторская задолженность
17728
16400
-1328
92,5
15634
-766
95,3
Итого по разделу V
21328
18310
-3018
85,9
21562
3252
117,8
Баланс
49594
52447
2853
105,8
48201
-4246
91,9
Данные аналитической таблицы 2позволяют сделать следующие выводы.
Пассивная часть баланса ООО «Продарсенал» в 2006-2007 году существенно уменьшилась на 43,3 %.
Существенные изменения произошли в структуре собственных средств в основном за счет нераспределенной прибыли.
Краткосрочные кредиты и займы сократились к концу 2006 года на 1690 тыс. руб. или на 47%, однако в 2007 году они выросли более чем в три раза. Долгосрочные обязательства в балансе ООО «Продарсенал» в 2005-2007 годах отсутствовали.
Оборотный капитал является основным элементом имущественного комплекса промышленного предприятия. Оборотные капитал в зависимости от способности обращаться в деньги делятся на медленнореализуемые (запасы готовой продукции, сырья материалов), быстрореализуемые (дебиторская задолженность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и ценные краткосрочные рыночные бумаги).
Средняя оборачиваемость дебиторской задолженности организации в отчетном году составляла 127,3 оборота (131648:1034), а средний срок погашения составил 2,8 дня (360 дней: 127,3).
  (1)
  (2)
или ОДЗ = 360 дней / оборачиваемость ДЗ в оборотах, где ОДЗ — оборачиваемость дебиторской задолженности;
ДЗ — средняя за год дебиторская задолженность;
t — отчетный период в днях;
В — выручка от продажи (по ф. № 2).
При проведении анализа целесообразно также рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов (3) и долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (4). Этот показатель характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.
Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов:
  (3)
Этот показатель для ООО «Продарсенал» равен 4,2% на конец периода. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности составила на конец 2007 года 4,3%. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности следует проводить в сравнении с предыдущим отчетным периодом (таблица 3).
Таблица 3
Оборачиваемость дебиторской задолженности ООО «Продарсенал»
Показатели
2006
2007
Изменение (+,-)
Оборачиваемость дебиторской задолженности, в оборотах
127,0
127,3
0,3
в том числе краткосрочной
127,0
127,3
0,3
Период погашения дебиторской задолженности, дни
2,8
2,8
0
в том числе краткосрочной
2,8
2,8
0
Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов, %
3,8
4,2
0,4
в том числе доля ДЗ покупателей и заказчиков в общем объеме текущих активов, %
2,9
3,8
0,9
Доля сомнительной ДЗ в общем объеме дебиторской задолженности, %
4,1
4,3
0,2
Данные таблицы 3 показывают, что состояние расчетов с дебиторами по сравнению с прошлым годом практически не изменилось. Основную часть дебиторской задолженности составляет задолженность со сроком возникновения от 1 до 3 месяцев. На ее долю приходится 47,5% общей суммы долгов.
Исходя из проведенного анализа дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что в целом ООО «Продарсенал» не имеет проблем с дебиторами.
Анализ дебиторской задолженности необходимо дополнить анализом кредиторской задолженности. Методика анализа кредиторской задолженности аналогична методике анализа дебиторской задолженности.
К концу 2007 года размер краткосрочной задолженности уменьшился на 5,8% по сравнению с началом года. В составе краткосрочной задолженности несколько увеличилась доля просроченных обязательств, и к концу отчетного года они составляли 1,2% общей кредиторской задолженности. При этом более половины просроченной задолженности составляет задолженность со сроком погашения более 3 месяцев.
Наибольшую долю в общей сумме обязательств перед кредиторами составля­ет задолженность со сроком образования до 1 месяца, а также от 3 до 6 месяцев. В составе обязательств любой организации условно можно выделить задолженность «срочную» (задолженность перед бюджетом, по оплате труда, по социальному страхованию и обеспечению) и «обычную» (обязательства перед дочерними и зависимыми обществами, авансы полученные, векселя к уплате, прочим кредиторам, задолженность поставщи­кам). Исходя из этого можно отметить, что в начале года доля срочной задолженности в составе обязательств организации соответствовала 24,9%, а к концу года эта величина возросла до 25,7%. Можно сказать, что ООО «Продарсенал» испытывает периодически финансовые затруднения, которые носят обычно краткосрочный характер и погашаются в основном в течение года.
Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолженности позволяет сделать следующий вывод: в орга­низации преобладает сумма кредиторской задолженности, но темп ее прироста меньше, чем темп прироста дебиторской задолженности. Причина этого в более низкой скорости обращения кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской.
Для получения более достоверной информации о реальном положении дел с финансово-хозяйственной деятельности компании требуется провести анализ ликвидности баланса. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку платежеспособности организации, т.е. ее способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Определим величину коэффициента текущей ликвидности, который показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные активы, по формуле (4).
 (4)
  (5)
Коэффициент абсолютной ликвидности, показывающий какую часть текущей краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и приравниваемых к ним финансовых вложений, был рассчитан по формуле:
  (6)
Коэффициент «критической оценки» отражает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств.
 (7)
Расчет коэффициентов ликвидности для ООО «Продарсенал» приведен в таблице 4.
Таким образом, расчет коэффициентов показал, что в 2005 году коэффициент текущей ликвидности не соответствовал необходимому значению, к концу 2006 года ситуация улучшилась, хотя коэффициент не достиг оптимального значения. Коэффициент абсолютной ликвидности находится на нижней планке нормы, а коэффициент «критической оценки» даже не приблизился к нормативным показателям. В 2007 году все коэффициенты имели отрицательную динамику, что позволяет говорить о том, что у ООО «Продарсенал» существуют серьезные проблемы с платежеспособностью.
Таблица 4
Коэффициенты ликвидности ООО «Продарсенал» в 2005-2007 гг.
Наименование показателя
Нормальное значение
2005
2006
Изменение
(+;-)
2007
Изменение
(+;-)
Коэффициент текущей ликвидности
Необходимое значение 1,5; оптимальное – от 2 до 3,5
1,16
1,5
0,34
1,1
-0,4
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
>0,1
(чем больше, тем лучше)
0,14
0,32
0,18
0,23
-0,14
Коэффициент абсолютной ликвидности
>0,10,7
0,13
0,13
0
0,11
-0,02
Коэффициент «критической оценки»
Допустимо 0,70,8; желательно 1
0,18
0,15
-0,03
0,13
-0,02
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени независимости от заемных источников финансирования.
Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и по имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении (таблица 5).
Таким образом, динамика коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ООО «Продарсенал» свидетельствует о том, что в течение 2006 года организации удалось улучшить показатели финансовой устойчивости и в конце года они практически все приблизились к оптимальным значениям. Однако, в 2007 году показатели коэффициентов опять были ниже нормативных значений, что, по крайне мере, говорит о неустойчивом развитии ООО «Продарсенал».
Таблица 5
Значения коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость ООО «Продарсенал» в 2005-2007 гг.
Показатели
Нормальное ограничение
2005
2006
Изменение
(+;-)
2007
Изменение
(+;-)
Коэффициент капитализации (U1)
Не выше 1,5
0,75
0,54
-0,21
0,8
0,26
Коэффициент обеспечения собственными источниками финансирования (U2)
Нижняя граница 0,1;

0,14
0,32
0,18
0,18
-0,14
Коэффициент финансовой независимости (U3)

0,57
0,65
0,08
0,49
-0,16
Коэффициент финансирования (U4)

1,33
1,9
0,57
1,01
-0,79
Коэффициент финансовой устойчивости (U5)

0,57
0,65
0,08
0,49
-0,16
Более полное представление о действительном состоянии дел дает анализ прибыли ООО «Продарсенал» за 2005-2007 годы, составленный на основе формы №2 ОКУП «Отчет о прибылях и убытках».
В 2006 году, по сравнению с 2005 годом наблюдался устойчивый прирост выручки от реализации продукции, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой (нераспределенной) прибыли. Правда, одновременно с этим существенно снизилась валовая прибыль и наблюдался рост себестоимости товаров, что требует от менеджмента компании внимания к этим статья. Однако 2007 году произошло сокращение показателей выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли, что безусловно негативно влияет на состояние организации.
2.3 Факторы, влияющие на формирование доходов и прибыли торгового предприятия и оценка их влияния
По данным «Отчета о прибылях и убытках» (ф.№2) можно проанализировать динамику рентабельности продаж, рентабельность деятельности, чистую и валовую рентабельность, а также затратоотдачу. Эти показатели, применительно к деятельности ООО «Продарсенал» приведены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели, характеризующие рентабельность деятельности ООО «Продарсенал» в 2005-2007 гг.
Наименование показателя
2005
2006
Изменение
(+;-)
2007
Изменение
(+;-)
Рентабельность продаж
14,45
7,28
-7,17
6,23
-1,05
Чистая рентабельность
2,81
4,46
1,65
3,52
-0,94
Экономическая рентабельность
7,43
11,19
3,76
7,56
-3,63
Рентабельность собственного капитала
13,04
17,2
4,16
15,6
-1,6
Валовая рентабельность
30,1
31,4
1,3
28,2
-3,2
Затратоотдача
14,23
8,05
-6,18
6,3
-1,75
Как показывает таблица 6 в 2007 году произошло снижение всех показателей рентабельности, особенно тех, которые связаны с прибылью от продаж, так как ее размер в анализируемом году сильно сократился.
Поэтому целесообразно провести ее факторный анализ рентабельности продаж (услуг) (R1 или RП), то есть определить, как то или иной фактор влияет на этот показатель деятельности ООО «Продарсенал».
1.                Влияние изменения выручки от продаж на RП отражает формула (8):
  (8)
где В1 и В0 – отчетная и базовая выручка;
 С1 и С0 – отчетная и базовая себестоимость;
 КР1 и КР0 – отчетные и базовые коммерческие расходы;
 УР1 и УР0 – управленческие расходы в отчетном и базовом периодах.
Расчет по ООО «Продарсенал» проводился с учетом имеющихся данных по показателям. За базовый был принят 2006, а за отчетный – 2007 год.

2.                Влияние изменения себестоимости продажи на RП определяется по формуле:
 (9)

3. Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж RП определяется по формуле:
  (10)

4. Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж RП определяется по формуле:
 (11)

Совокупное влияние факторов составляет:
  (12)

Совокупный показатель влияния факторов на рентабельность продаж (услуг) ООО «Продарсенал» составляет – 5,2%, что показывает снижение рентабельности продаж отчетного периода (2007 года) по сравнению с 2006 годом на 5,2%.
Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что наиболее проблемной зоной для ООО «Продарсенал» является прибыль от продаж, снижение которой отражается на основных финансовых результатах деятельности организации и необходимо рассмотреть возможности изменения этой ситуации.

Выводы и предложения
Управление прибылью и рентабельностью является составным элементом менеджмента предприятия. Поэтому принципы управления прибылью опираются на принципы управления экономикой.
Выделим основные из них:
— правовая регламентация управления (законность управления) — опора на нормативно-правовую базу при определении, учете, распределении прибыли предприятия;
— социальная ориентация (повышение благосостояния населения, работников, качества жизни и т.п.) — улучшение, как условий жизни и труда работников своего предприятия, так и благосостояния обслуживаемого населения;
— системный подход к управлению прибылью, под которым понимается рассмотрение экономического объекта как системы, совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющих выход (реализация цели), вход (ресурсный потенциал), взаимосвязь с внешней средой — управление организацией, как гармоничным организмом;
— сохранение и дальнейшее развитие конкурентных преимуществ объекта управления, предусматривающее выявление сильных и слабых сторон объекта, что позволяет сформировать стратегию его развития на основе прогнозирования и добиться превосходства над конкурентами.
На основе вышеперечисленных принципов управления прибылью сформулируем основные требования, предъявляемые к этому процессу:
— органическая интегрированность системы управления прибылью с общей систему управления предприятием;
— комплексность формирования управленческих решений, предусматривающая наличие взаимосвязи между всеми решениями в области управления прибылью с учетом их предполагаемого воздействия на конечные результаты управленческой деятельности;
— высокий динамизм управления. Известно, что высокая динамика факторов внешней среды, в особенности изменения конъюнктуры рынка, порождает необходимость использования на разных этапах управленческой деятельности новых решений. Кроме того, вызывает определенные изменения в управлении прибылью и динамика внутренних условий функционирования предприятия;
— альтернативность в принятии управленческого решения, предусматривающая наличие многовариантности подходов при определении критериев, которые формируют политику управления процессами формирования, распределения и использования прибыли. Система таких критериев для каждого субъекта хозяйствования носит индивидуальный характер;
— ориентация на стратегию развития. Другими словами, каждое решение в области управления прибылью должно гармонично увязываться с миссией предприятия (главной целью деятельности) и стратегическими направлениями его развития. Причем глобальной предпосылкой успешной разработки стратегии управления на любом уровне является правильное определение приоритетов и целей. Лишь верное обозначение целей может стать гарантом поиска путей и средств их реализации. Первостепенной задачей для каждого предприятия в условиях рынка становится создание эффективного и непрерывного механизма управления прибылью, который представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений со всесторонним учетом особенностей их формирования, распределения и использования. Взаимосвязь с общей системой управления предприятием, высокий динамизм системы, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, финансового состояния и других параметров деятельности, ориентированность на стратегические цели развития становятся основными требованиями к процессу управления прибылью.
Принципы управление прибылью согласуются и с принципами управления финансами в целом. В качестве основного здесь выступает принцип экономической эффективности, смысловая нагрузка которого определяется тем обстоятельством, что система должна быть экономически целесообразна, то есть прямые расходы оправданы прямыми или косвенными прибылью [9].
Особая роль в процессе управления прибылью отводится макроэкономическим рычагам государственного регулирования прибыли предприятия, которое осуществляется в основном через систему налогообложения, о чем речь пойдет ниже.
В теории управления прибылью с позиции финансового менеджмента выделяют следующие основные правила:
1. Уравновешивая спрос и предложение, сосредоточивать внимание не на издержках, а на цене.
2. Устанавливать цену, исходя не из величины издержек, а из потребности рынка.
3. Осуществлять продажи не на всем рынке, а в отдельных его сегментах.
4. Приберегать продукты и услуги для более ценных клиентов.
5. Принимать решения, основываясь не на своих предположениях и опыте, а на исчерпывающей и точной информации.
6. Неизменно определять потребительский цикл каждого из продуктов.
7. Постоянно отслеживать, все ли возможности использованы для увеличения прибыли.
Все эти принципы построены на управлении ценовой политикой организации, сегментарном управлении, дифференциации клиентов компании, маркетинговой стратегии, что находит свое отражение в управленческом учете, стратегическом управлении прибылью, маржинальном анализе и других науках.
Практическое использование этих принципов позволит стабильно повышать прибыль предприятия за счет:
-                   управления номенклатурой выпускаемых типов продукции (оказываемых услуг), предварительно ранжировав их в порядке убывания рентабельности, путем прекращения производства нерентабельной продукции и подготовки к выпуску перспективных изделий;
-                   разработки порядка и сроков замены изношенного и устаревшего оборудования и внедрения новых технологий;
-                   оценки привлекательности и целесообразности реализации инвестиционных предложений и проектов;
-                   определения приемлемых условий привлечения кредитов и дополнительного акционерного капитала;
-                   разработки оперативных и долгосрочных планов развития производства;
-                   определения инвестиционной и дивидендной политики фирмы;
-                   оценки надежности деловых партнеров.
ООО «Продарсенал» в своей деятельности стремится максимализировать прибыль, а для этого оно должно так организовать торговый процесс, чтобы издержки на единицу проданной продукции были минимальны, при неизменных ценах на продукцию. Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности деятельности.
Основным источником резервов снижения себестоимости продукции (Р¯С) является:
-                     увеличение объема продаж (Р­Vnn);
-                     сокращение затрат (Р¯З).
Величина резервов может быть определена по формуле:
 Р¯С = Св – Сф = 3ф – Р¯3 + Д3 / Vвпф + Р­VвпVвпф, (13)
где
Св, Сф – возможный и фактический уровень себестоимости;
Дз – дополнительные затраты необходимые для освоения резервов увеличения продажи продукции.
Каждое предприятие независимо от форм собственности разрабатывает ряд мероприятий по снижению затрат и получению наиболее высокой прибыли от реализации предметов своей деятельности.
Основными задачами предприятия по снижению затрат являются:
-                     рациональное использование материальных ресурсов и энергоресурсов;
-                     установление норм затрат рабочего времени на выполнение работы;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.