Реферат по предмету "Маркетинг"


Врубель как художник - мистик

Врубель Михаил Александрович [5(17)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Нижегородский Архитектурно — строительный университет

(ННГАСУ)






Гуманитарно-художественный институт

Кафедра культурологии








Реферат на тему:

Врубель как художник-мистик













Выполнил: Морозова Г.А. гр. ПД 1-07

Проверил: Холодилова М.Н.











Нижний Новгород 2008г.






Содержание:






1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Появление Художника…………………………………………………...4

3. Символика Врубеля……………………………………………………....5

4. Первые Демоны…………………………………………………………..7

5. Болезнь…………………………………………………………………..10

6. Заключение……………………………………………………………...12

7. Список литературы……………………………………………………..13





























Введение



Конец XIX — начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху — эпоху русского культурного ренессанса начала века — одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир… Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние… В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни.

















>



Появление художника



Врубель Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск, — 1(14).4.1910, Петербург], русский живописец.

Бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире, к мучительным поискам выхода во внутренней, духовной жизни человека.

Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских художников конца 19 — начала 20 вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества.

Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Его творчество является мостом между искусством прошлого и настоящего, между старыми и новыми традициями. И это не только в соответствии с хронологией, но указывает и на переходный характер его таланта. Врубель истинный сын века противоречий и разочарований, века крушения старых идеалов и зарождения первых ростков нового гуманизма.


Окончив в 1874 году Одесскую классическую гимназию, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал. Зачитывался Тургеневым, Гоголем, Гёте, Лермонтовым, изучаел языки. Затем с 1880 по 1884 обучался в Петербургской Академии Художеств у П.П.Чистякова.


В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в т. ч. четыре варианта композиции «Надгробный плач» — все акварель, графитный карандаш, Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, там же).


Символика Врубеля



Врубель обращается к искусству как к средству самопознания и самовыражения. В композиции «Гамлет и Офелия» (акварель 1883 года — в Киевском музее русского искусства; картина 1884 — в ГРМ) впервые в творчестве Врубеля возникает характерное для художника соотнесение себя и своего поколения с вечными образами мировой литературы. Золотисто-коричневые и черные тона придают картине ощющение тяжести, настороженности атмосферы. Он использует их в живописи как некие архетипы, образы-символы, образы-мифы — в отрыве от тех произведений, в которых они возникли; использует как понятия, отточенные в процессе длительного бытования в духовной жизни человечества. В их оценку каждое поколение вносит свои акценты, отражающие индивидуальные особенности истолкователя и его времени.





>


О принципиальной важности этой темы для Врубеля говорит возвращение к ней через несколько лет. «Гамлет и Офелия» (1888, ГТГ) киевского периода.

Художник отказывается здесь от явно выраженных портретно-психологических (хотя Гамлета вновь пишет с себя), исторических и бытовых примет и прибегает к сумраку лунной ночи как средству поэтизации.

Фигуры влюбленных дематериализуются и превращаются в бесплотные тени. Богатством градаций синего цвета Врубель добивается удивительного эффекта. Таинственно вспыхивают ломкие складки платья Офелии, излучают холодный свет цветы в ее руках, струится воздух в ветвях дерева.

О Врубеле как о сложившемся художнике говорят с начала его жизни и работы в Киеве, там было заложено начало и обозначено направление на всю его жизнь. В Киев он вернется через много лет, уже будучи больным. В Киеве случилась его первая любовь, долгие годы мучившая его, там он напишет своего первого «Демона».

Его называли великим исследователем и аналитиком предметной формы, творцом искусства, близкого по природе к ночным сновидениям. Едва ли не любая его композиция и даже портрет — выражение «громадного личного мира художника», по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность «рубежа веков» — эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, — чем произведения любого бытописателя. «Кто такой писатель? Тот, чья жизнь — символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество», — полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его — воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом («Доктор Фаустус» Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает, прежде всего, насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля.

Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля «печать безумия и рока» (Блок) — одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна — его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, слепота. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы.







Первые демоны



В XIY веке итальянский художник Лука Спинелло пишет икону и на ней среди святых изображает маленького перепуганного уродца. Это Дьявол. А уже вечером в тот же день художнику видится красивый Ангел, который обвиняет Спинелло во лжи и грозит местью, а вскоре Лука Спинелло умирает.

В XIX веке молодой Николай Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». В своей сборке от помещает демонические существа — чертей, ведьм и других страшных уродов потустороннего мира.

А после этой книги Гоголя всю жизнь преследует мистика. Он умрет от нервного истощения в 43 года и еще долго потом люди будут бояться ходить на его могилу. Они будут верить: нечистая сила преследует писателя и после смерти.

Даже в наше время художники и актеры верят, что играть дьявола нельзя. Воланд в «Мастере и Маргарите», Мефистофель — эти роли имеют страшную репутацию.


Демон — любимый герой романтического искусства и символизма. Эпоха «конца века» видела в нем символ бунтарского разрыва со старыми канонами, выражение безоговорочной свободы, гордое одиночество отщепенца и изгоя, бросившего вызов отжившему. В нем было выражение озаренности новым знанием, которое поэт и теоретик символизма Вячеслав Иванов определял так: «Внезапно раскрывшееся художнику познание, что не тесен, плосок и скуден, не вымерен и исчислен мир, что много в нем, о чем вчерашним мудрецам и не снилось, что есть ходы и прорывы в его тайну из лабиринта души человеческой, только бы — первым глашатаям казалось, будто все этим сказано! — научился человек дерзать и „быть как солнце“, забыв внушенное ему различие между дозволенным и недозволенным, — что мир волшебен и человек свободен». Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме С.И. Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы. Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, «нечто демоническое», возникла еще в Киеве. Показывая осенью 1886 года первые наброски отцу, Врубель говорил, что Демон — дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный… величавый».

Врубель был не понят современниками и остро чувствовал свою исключительность и одиночество в искусстве и жизни. Таким образом, тема Демона являлась для него глубоко личной и автобиографической. Вместе с тем она была навеяна впечатлениями оперы Антона Рубинштейна «Демон» и одноименной поэмой Михаила Лермонтова. Эпоха символизма вновь обратилась к романтической поэзии этого автора, ценя в ней, по выражению Блока, «бессменную тревогу духа».

Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая ее в скульптуре, графике, живописи. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени. Фигура юного титана с мощным торсом и печальным темным лицом помещена в подобие фантастического изменчивого пейзажа. Символизм любит превращения: они разрушают вещи, но обнажают жизнь, движение, процесс творчества. «Творимая жизнь» — одна из целей романтизма. Итак, величавая фигура Демона возникает среди вспышек и мерцаний света, словно бы в брожении и бурлении остывающей магмы, как плоть от плоти этой одухотворенной и полной жизни стихии. В выражении лица Демона — тоскливый вопрос, в жесте заломленных рук — сила и бессилие, его фигура самим построением композиции уподоблена сжатой пружине, обладающей огромной потенциальной силой, не находящей выхода.




>



Врубель создает подлинно фантастический мир, странный, зыбкий, подверженный таинственным метаморфозам. Источник Врубелевской сказочности — музыка, музыкальный театр. Врубель получил хорошее музыкальное образование в семье — его мачеха была отличной пианисткой. Любовь к музыке владеет им с детства, а в юности принимает характер страсти. Всякое посещение оперы становится глубоким переживанием. После встречи с Надеждой Ивановной Забелой, в 1896 году ставшей его же


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.