Реферат по предмету "Маркетинг"


Типы планировки торгового зала Процесс выделения места под отделы и размещение товаров

Введение
Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров. Планировка магазина определяет размещение различных групп товаров, входящих в общий ассортимент, схему выкладки товаров, иными словами, взаимное пространственное размещение товарных отделов. Необходимость планировки вытекает из экономических, эстетических и коммерческих соображений. Площадь – это весьма ограниченный и дорогостоящий ресурс предприятия торговли, и оно должно быть использовано наилучшим образом. Планировка способствует более эффективной торговле.
Цель контрольной работа состоит в рассмотрении таких вопросов как:
1. Типы планировки торгового зала
2. Процесс выделения места под отделы и размещение товаров
1. Типы планировки торгового зала
1.1 Группы помещений в магазине
В соответствии с характером торгово-технологических процессов формируется структура помещений магазина и организуется их технологическая планировка. Состав конкретных помещений магазина и их размеры определяются его типом и существенно дифференцируются в зависимости от ассортимента реализуемых товаров, методов их продажи и видов дополнительных торговых услуг, оказываемых покупателям. В каждом магазине могут быть выделены следующие группы помещений, обеспечивающих осуществление торгово-технологических процессов:
торговые помещения;
помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
подсобные помещения;
административно-бытовые помещения;
технические помещения.
1. Торговые помещения предназначены для осуществления основных торгово-технологических процессов и занимают центральное место в составе помещений магазинов. Совокупный размер этих помещений характеризует величину торговой площади магазина, в которую входит площадь торгового зала и площадь для организации дополнительных услуг покупателям (залы кафетериев, места для продажи соков, для игровых автоматов). Показатель размера торговой площади является одной из важнейших характеристик пропускной способности и потенциального объема деятельности магазина.
2. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже предназначены для осуществления преобладающей части вспомогательных торгово-технологических процессов. В общем составе этих помещений могут быть выделены помещения для разгрузки товаров, приемочные, кладовые, охлаждаемые камеры, фасовочные, помещения для комплектования заказов покупателей и некоторые другие.
3. Подсобные помещения также обеспечивают осуществление отдельных операций вспомогательных торгово-технологических процессов в магазине, в первую очередь, связанных с движением тары и доставкой товаров на дом покупателям. В составе этих помещений могут быть выделены помещения для хранения и ремонта тары, а также для хранения и ремонта контейнеров; экспедиции для доставки товаров покупателям; помещения для хранения и ремонта оборудования, приемки и хранения стеклотары, хранения упаковочных материалов и инвентаря и др. помещения.
4. Административно-бытовые помещения включают кабинет директора; конторские помещения для специалистов отдельных функциональных служб; комнаты для отдыха и приема пищи, гардеробные, личной гигиены и другие. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, не превышает 5%.
5. Технические помещения включают котельную, машинное отделение холодильных установок, телефонный коммутатор, электрощитовую и аналогичные им помещения. Удельный вес площади магазина, отводимой под эти помещения, составляет 1–2%.
1.2 Планировка торгового зала
В составе функций управления технологическими процессами значительное внимание должно быть уделено обеспечению рациональной технологической планировки торгового зала магазина. Рациональная технологическая планировка торгового зала предполагает такое его зонирование и размещение оборудования, которое позволяет обеспечить максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров; не допускать очередей в местах выбора товаров и расчета за них; рационально использовать торговую площадь; создать благоприятные условия труда для торгово-оперативного персонала.
Требования, предъявляемые к планировке магазина:
Торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже.
Кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными.
Приемочные следует располагать вблизи помещений для хранения товаров.
Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже
должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал.
Планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; служить для оптимального использования площадей, создания необходимых условий работникам магазина для рациональной организации оперативных процессов.
Планировка должна обеспечить максимальный обзор выложенных товаров и способствовать лучшей видимости ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары.
Разрабатывая технологическую планировку магазина, необходимо предусматривать, что по своему назначению площадь торгового зала магазина подразделяется на следующие основные зоны:
площадь, занимаемая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров включает установочную площадь оборудования, предназначенного для непосредственного размещения товаров, а также оборудования, обеспечивающего процесс их выбора (примерочные кабины, зеркала и т.п.);
площадь, занимаемая узлами расчетов (такая площадь зонируется в тех магазинах, где расчетные операции не осуществляются непосредственно на рабочем месте продавца). Включает площадь для установки кассовых кабин и организации рабочего места кассиров, а в магазинах самообслуживания и площадь установки столов упаковки.
площадь проходов для покупателей. Включает площадь для проходов покупателей между оборудованием, а также зону, прилегающую к входу в торговый зал и выходу из него.
Осуществлению технологической планировки должна предшествовать разработка в масштабе принципиального плана-схемы размещения оборудования в торговом зале с учетом его общего размера и конфигурации; площади, занимаемой колоннами, лестничными клетками, эскалаторами, лифтами; габаритов оборудования.
Если в магазинах с индивидуальным обслуживанием покупателей, продажи товаров по каталогам и образцам технологическая планировка торгового зала носит, как правило, индивидуальный характер, то в магазинах самообслуживания она должна строго подчиняться определенной системе.
Системы размещения оборудования в торговом зале
В зависимости от типа здания, размеров и конфигурации торгового зала в этих магазинах применяются следующиесистемы:
1. Линейная система расстановки оборудования. Она позволяет четко формировать потоки движения покупателей, создает лучшие условия для группировки и размещения товаров, обеспечивает высокую просматриваемость всего торгового зала. Варьируя длину линий, можно регулировать уровень концентрации покупателей на различных участках торгового зала.
В торговых залах прямоугольной конфигурации шириной от 7 до 12 м целесообразно применять линейную систему с продольным размещением оборудования, а при ширине 13–24 м наибольший эффект дает линейная система с поперечным размещением оборудования. В крупных магазинах самообслуживания, ширина торгового зала в которых превышает 24 м, целесообразно применять смешанную систему расстановки оборудования, комбинируя при этом его продольное и поперечное линейное размещение. Линии островных горок должны быть достаточно длинными, но не превышать 6 м, их необходимо разбивать проходами. Идеальная длина: 4 м у стен, 3 м – в середине зала и 2 м – в прикассовой зоне. Большая длина линий горок приводит к излишней концентрации в линиях покупателей, что затрудняет процесс их движения. При размещении торгового оборудования следует стремиться к тому, чтобы колонны оказывались в пределах линий и не попадали в проходы для покупателей.
2. При боксовой системе размещения оборудования торговый зал разделен на отделы, изолированные друг от друга. «Петля» хороша тем, что подходит для торговых заведений всех форматов – от самых больших до самых маленьких. В последнем случае по периметру стен ставятся высокие стеллажи, а в центре зала – невысокое оборудование. Посетитель, во-первых, видит весь зал целиком, а во-вторых, может легко обойти это оборудование.
3. Смешанная планировка – установка оборудования в магазине с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.
4. Выставочная планировка – применяется при продаже товаров по образцам. Крупногабаритные товары размещаются на специальном оборудовании, образуя выставку товаров.
5. Свободная планировка – предполагает расстановку оборудования без определенной геометрической системы в соответствии с формой торгового зала.
Технологическая планировка и распределение площадей магазина являются частью стратегии управления и создают среду функционирования торгового предприятия. Планировка должна быть связана с общим образом магазина и способствовать созданию индивидуальности. Планировка магазина должна обеспечить равновесие между удобством пребывания покупателя в магазине, совершением покупок и стремлением предложить как можно больше товара. При планировке необходимо учитывать движение и поведение покупателей в магазине.
Определенную роль при размещении оборудования в непродовольственных магазинах играет выбор места для примерочных кабин. Их следует размещать в конце линий вешал. Банкетки для примерки обуви размещают параллельно линиям горок на расстоянии не менее 2 м от оборудования с товарами.--PAGE_BREAK--
Площадь, занимаемая узлами расчетов, планируется с учетом избранной формы организации этих расчетов. В магазинах применяются централизованная и децентрализованная формы расчетов с покупателями. При централизованной форме организуются единые узлы расчета, размещаемые обычно у выхода из магазина, а в многоэтажных зданиях – у выхода с этажа.
Важным условием рациональной планировки является правильное установление ширины проходов для покупателей на различных участках торгового зала. Проходы для движения покупателей подразделяются на основные (магистральные) и второстепенные (внутренние). Магистральные проходы связывают все зоны торгового зала и идут вдоль стен. Их ширина должна обеспечивать беспрепятственное перемещение основных покупательских потоков. Ширина проходов зависит от характера размещения оборудования и размеров торговых залов. В целом ширина проходов устанавливается Строительными нормами и правилами. Однако при определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока, т.е. число покупателей, приходящихся на единицу площади. Для создания комфортных условий перемещения покупателей необходимо от 4 до 10 кв. м. площади торгового зала на покупателя.
При размещении оборудования в торговом зале необходимо обеспечить рациональную направленность покупательских потоков. Для большинства покупателей характерна тенденция перемещаться в магазине в направлении против часовой стрелки. Следовательно, эту направленность движения покупателей необходимо использовать с тем, чтобы им был обеспечен хороший обзор торгового зала, и потоки покупателей по возможности не пересекались. Однако не следует жестко направлять покупательские потоки по единым определенным маршрутам с помощью заградителей, декоративного оборудования и др. Покупателю необходимо предоставить определенную свободу в выборе маршрута движения в торговом зале.
В магазинах самообслуживания рациональная направленность покупательского потока в значительной степени достигается правильным размещением входа и выхода. В одноэтажных магазинах наиболее эффективной является совмещенная система входа и выхода, размещаемая в одной из боковых стен помещения торгового зала. При фронте торгового зала свыше 50 м целесообразно применять две совмещенные системы входа и выхода. В многоэтажных магазинах системы входа и выхода размещаются комбинированно как по центру, так и у боковых стен торгового зала.
В магазинах, где торговля ведется через прилавок обслуживания, выделяется площадь для организации рабочего места продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Планировка рабочих мест в магазинах зависит от ассортимента реализуемых товаров, типа предприятия.
Завершающим этапом планировки торгового зала является выбор размещаемого в нем торгово-технологического оборудования, особенно предназначенного для выкладки и демонстрации товаров.
В целом планировка магазина определяет размещение различных групп товаров, входящих в общий ассортимент, схему выкладки товаров, иными словами, взаимное пространственное размещение товарных отделов и секций. Необходимость планировки вытекает из экономических, эстетических и коммерческих соображений. Пространство, площадь – это весьма ограниченный и дорогостоящий ресурс предприятия розничной торговли, и оно должно быть использовано наилучшим образом. Потребителям свойственно стремление к некоторой упорядоченности; планировка обеспечивает эту упорядоченность. Выкладка товаров приобретает опрятный вид. Наконец, планировка способствует более эффективной торговле. Разделение на отделы, упорядоченная выкладка товаров, разделение функций, непосредственно связанных с продажей товара, и прочих выполняемых в магазине работ облегчают деятельность торгового персонала, облегчают закупку товаров потребителями.
С точки зрения покупателя, продуманная планировка облегчает процесс покупки, который состоит из поиска требующихся товаров, осмотра и оценки качества товаров, выбора и принятия решения – покупать или не покупать товар.
Планировка любого розничного магазина в первую очередь формирует пути, траектории движения людей и товаров. Она также определяет распределение пространства и для стационарных, относительно постоянных зон и участков, например мастерских, подсобных помещений, примагазинных хранилищ, комнат или зон отдыха торгового персонала и покупателей. Особое внимание, например, должно быть уделено привлечению покупателей на верхние этажи в любом многоэтажном торговом объекте. На этапе проектирования важно правильно определить место расположения вертикальных коммуникаций и выбрать вид вертикальных коммуникаций, а на этапе функционирования магазина – обеспечить эффективное распределение товарных групп по этажам. Если этого не сделать своевременно, «задача верхних этажей» неминуемо превратится в проблему. Практика свидетельствует, что легче заставить покупателя передвигаться по горизонтали, чем стимулировать переход на верхний этаж.
Процент посетителей, попадающих на верхние этажи, зависит от вида вертикальных коммуникаций и от их расположения. Самый простой и самый малоэффективный вариант – лестница. Лучше «поднимает» спиральная лестница, так как ходить по ней уже интереснее, в этом есть некий игровой момент. Еще удобнее подняться на лифте, но к лифту выстраивается очередь, и его надо ждать (лифты в торговых центрах могут быть эффективными для всех посетителей, если способны вместить не менее 20 человек). Эскалатор готов везти в любой момент, а на траволаторе вообще можно ехать с тележкой, меньше заботиться о сохранности тонких каблуков – «шпилек» и вздергивать полы длинной одежды. Места переходов на другие этажи покупатели не должны искать, они должны встречаться, сталкиваться с ними.
При реконструкции общественных, промышленных зданий для торговли иногда появляются небольшие перепады уровней, балконы, на которые можно попасть только из определенных мест. В новом строительстве лучше избегать таких «промежуточных этажей», поскольку они затрудняют ориентацию и движение посетителей.
В торговом зале магазина, расположенного в нескольких уровнях, лестница для покупателей должна проходить внутри зала, чтобы магазин не разделялся на два отдельных этажа, а представлял собой единое торговое пространство. Предпочтительнее лестница, открытая со стороны зала. Один из вариантов организации потока в двухэтажном магазине – «пространственная петля», принудительный подъем покупателей на 2-й этаж, откуда начинается осмотр экспозиции, и выйти покупатели могут только через кассы 1-го этажа.
Принципы организации технологической планировки магазина:
Обеспечение в торговом зале гибкого и свободного передвижения людей, товаров и оборудования.
Направление покупательского потока против часовой стрелки в основном за счет соответствующей расстановки оборудования.
Создание условий экономичности и простоты санитарного ухода и технического обслуживания.
Создание привлекательного интерьера магазина за счет использования соответствующей мебели и торгового оборудования, инвентаря, подбор цветового решения, светового освещения.
Этапы проектирования торгового зала:
определение размеров торгового зала;
расположение входа-выхода в торговый зал;
расстановка оборудования в торговом зале и расположение узла расчета;
расположение проходов;
определение места для дополнительного обслуживания;
размещение ассортимента в торговом зале, зонирование площади.
Основное внимание должно уделяться таким вопросам, как оптимальное размещение ассортимента товаров и планирование потока покупателей. При этом необходимо учитывать психологический фактор при выборе покупки, а также воздействие рекламы, фасовки и упаковки товаров.
Одной из важнейших задач планировки розничного магазина является обеспечение такого взаимного размещения различных товаров, когда реализация товаров импульсивного спроса будет максимальной. Необходимо также полностью использовать каждый квадратный, метр торговой площади, торговая площадь должна быть продуманно связана со вспомогательными, подсобными участками и помещениями.
2. Процесс выделения места под отделы и размещение товаров
Различные группы товаров могут быть организационно выделены в товарные отделы и секции. Подобное выделение, однако, вовсе не является обязательным. В пределах каждой категории, группы различают товары повседневного спроса и товары, рассчитанные на импульсивную покупку. Значительная часть ассортимента в большинстве магазинов относится к товарам повседневного спроса. Это значит, что покупатели затем и приходят в данный магазин, чтобы выбрать и купить те или иные из этих товаров, потому что они в таких товарах повседневно нуждаются.
Однако многие магазины основную часть прибыли получают от товаров, рассчитанных на импульсивную покупку. Потребитель заранее не намечает, не планирует приобрести такие товары. Увидев товар в магазине, заинтересовавшись им, потребитель совершает импульсивную покупку. Продаже товаров импульсивного спроса способствует продуманная планировка, при которой они размещаются согласованно с соответствующими товарами повседневного спроса. При этом размещение отделов, секций в значительной степени определяется их количеством и общей площадью магазина. В небольших магазинах с малым числом отделов проблема их взаимного размещения разрешается проще. Однако в очень крупных магазинах может быть 100 и более товарных отделов, секций.
Факторы учитываемые при принятии решения о размещении отделов:
величина площади магазина и конфигурация помещений;
специфические особенности покупательских контингентов, их навыки и привычки;
специфика и широта ассортимента;
ценность площади, которой располагает магазин.
Не вся площадь в магазине имеет одинаковую ценность. В одноэтажных зданиях зона, непосредственно примыкающая к фронтальной стене, и особенно участки рядом с входом в магазин представляют наибольшую ценность. Именно отсюда начинают покупатели обход торгового зала, здесь самый большой объем выручки с единицы торговой площади. Чем дальше тот или иной участок торговой площади находится от входов и выходов магазина, тем меньшую ценность он представляет. Следовательно, к менее полезным, менее выигрышным участкам торговой площади покупателей приходится привлекать товарами, либо чрезвычайно интересными для них, либо, напротив, товарами повседневного и обязательного спроса, без которых нельзя обойтись.
В одноэтажных зданиях площадь становится менее ценной по мере удаления от входов в торговые залы. В многоэтажных зданиях менее ценной по мере удаления от главного – первого – этажа
В одноэтажном магазине специалисты выделяют четыре зоны, различающиеся ценностью, или объемом товарооборота, приходящегося на единицу торговой площади. В зоне 1, непосредственно примыкающей к передней (фасадной) стене магазина, реализуется примерно 40% всего оборота магазина. Зона 2 – следующая зона по направлению к противоположной от входа стене зала – дает 30% оборота. Последующие зоны 3 и 4 дают соответственно 20 и 10% всего оборота магазина.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Размещение товарных отделов и секций в той или иной зоне определенного этажа здания осуществляется в соответствии со сложившейся коммерческой практикой и традициями, а также покупательскими привычками и предпочтениями. Как правило, участки под товарные отделы отводятся в зависимости от того, насколько велик объем оборота тех или иных отделов. На менее ценных участках размещают отделы, торгующие товарами, которые пользуются эпизодическим спросом, мало способствуют привлечению покупателей. Если же товары отдела пользуются большим спросом, такому отделу, скорее всего, будут отведены самые ценные, самые выигрышные участки торговой площади.
При размещении отделов принимают во внимание и специфические особенности товаров, входящих в их ассортимент:
Товары импульсивного спроса располагаются в тех местах, где покупательские потоки наиболее интенсивны. Установлено, что покупатели не будут специально разыскивать эти товары в торговом зале и тратить на это время и энергию.
Товары дорогие, пользующиеся традиционно постоянным спросом, приобретаемые по заранее намеченному плану, не торопясь (например, мебель, предметы для украшения интерьера, бытовые электроприборы), обычно размещают в самых дальних зонах и помещениях магазина. Покупатели за такими товарами пройдут и в отдаленные участки.
Некоторые отделы необходимо размещать поблизости один от другого, чтобы они продавали сопутствующие, взаимодополняющие товары, что увеличивает объем реализации товаров в каждом из таких взаимодействующих отделов, секций. Из этих соображений в больших универсальных магазинах отделы, продающие портьеры, гардины, занавеси, товары для украшения жилища, часто размещают рядом с отделом мебели.
Товары с высокой оборачиваемостью располагают таким образом, чтобы их непременно увидели посетители магазина. Чаще всего эти участки размешают у входов и выходов из магазина. Например, женские чулки и колготки почти всегда продают в зонах, где потоки покупателей наиболее интенсивны, на первом этаже, неподалеку от входов в магазин, а не на втором и последующих этажах, где обычно размещают женскую одежду и другие предметы женского туалета.
Сезонные товары размещают на тех участках торговой площади, где удобно быстро заменять выкладку и демонстрацию товаров, приспосабливаясь к сезонным изменениям.
Традиционную планировку торгового зала в значительной степени изменило тематическое предложение товара, при котором товары разделяются и объединяются не традиционно по товарным группам (обувь, ювелирные изделия и т.д.), а по характеру пользования этими товарами, потребительским комплексам (например, «Подарки женщинам от мужчин»).
К формированию товарных отделов и секций, как и вообще к планировке и дизайну магазина, следует подходить с точки зрения покупателей, т.е. стремясь максимально удовлетворить требования и запросы тех потребителей, на которых главным образом ориентируется данный магазин.
Планировка в значительной степени зависит также от применяемых магазином форм продажи. В торговом салоне, ориентированном на индивидуальную форму продажи, может вообще не быть торгового инвентаря или выкладки товаров. Салон может походить на обычную гостиную, отделанную богато и со вкусом. Здесь могут быть диваны, кресла, бары и столики для коктейлей; стены изысканно декорированы. Покупатели сидят в креслах, образцы товара для показа приносят в салон. Однако во многих магазинах сама планировка такая, что она направляет покупателя, заставляет его обходить выложенный или демонстрирующийся товар, искать, осматривать нужные ему продукты и вещи, принимать решения о покупке; при этом планировка подсказывает и направление движения покупателей. Такая планировка характерна для супермаркетов.
Какие бы формы торговли ни применялись, они оказывают влияние на размещение кассовых кабин, контрольно-кассовых прилавков, рабочих мест продавцов и других торговых работников, на размещение товарных отделов и секций и вообще на всю планировку розничного магазина в целом.
Заключение
Сегодня в среднем каждый покупатель за одно посещение супермаркета проводит в магазине 29 мин. За это время он приобретает в среднем 14 единиц товара. Больше половины всех покупателей супермаркета составляют женщины. Чтобы выбрать и приобрести товары, покупателю приходится обойти торговый зал площадью свыше 1000 кв. м. и просмотреть ассортимент, состоящий приблизительно из 9000 наименований товаров. Простой расчет показывает, что покупатель может видеть каждую из выложенных упаковок в течение 0,15–0,20 с. Из этого ясно, какое значение для современного супермаркета имеет рациональная планировка, которая должна максимизировать видимость и доступность всех выложенных товаров. Ведь решение о покупке товара покупателю приходится принимать практически мгновенно. Следовательно, маршруты движения по торговому залу должны быть четко очерчены; размещение торговых отделов, где выложены определенные товарные группы, достаточно унифицированным, а взаимосвязанные товары должны быть выложены по соседству.
Планировка должна обеспечить легкость и простоту совершения покупок; создать максимальную видимость выложенных товаров и обеспечить обозримость ассортимента; стимулировать совершение импульсивных покупок; минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется пройти для того, чтобы приобрести все намеченные продукты.
Список литературы
Давыдкина И.Б. Организация и технология розничной торговли: современные аспекты: Учебное пособие. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – 133 с.
Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 6-е изд., 2005.-520 с.
Организация и управление торговым предприятием: Учеб. / Под ред. Проф. Л.А. Брагина, Т.П. Данько. – М.: ИНФО-М, 2005 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ прибыли и рентабельности на примере ООО Хлебозавод Багаевский 2
Реферат Кормовой овес
Реферат Контроль дотримання порядку і процедур державних закупівель. Типові порушення та методи їх виявлення
Реферат Финaнсoвo-хoзяйственнaя деятельнoсть ОАО Шеморданский Татнефтепродукт
Реферат Демократия Древней Греции. Пути и возможности достижения
Реферат Стратегічне планування розвитку територіальних громад: якою є реальна готовність муніципальних управлінців до нього
Реферат The First Amendment Essay Research Paper Our
Реферат Формирование умений монологической речи
Реферат Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов
Реферат Подростковая медицина
Реферат Эвристические функции законов сохранения
Реферат Двигательная активность и долголетие: организационные и педагогические аспекты
Реферат Эмплицитная и эксплицитная память
Реферат How Shakespeare And Ibsen Treated Their Women
Реферат Hamlet And Comic Relief Essay Research Paper