Реферат по предмету "Маркетинг"


Технология хранения, транспортирования творога

Тольяттинский Государственный Университет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контрольная работа
по дисциплине: Технология хранения, транспортирования продовольственных товаров
на тему: Технология хранения, транспортирования творога
 
 
Выполнил: студентка гр. ТЭз — 501
Киселёва Н.В.
Проверил: преподаватель
Харламова В.В
 
 
 
 
Тольятти, 2010 г.

Содержание
Введение
1. Особенности хранения продовольственныхтоваров
2.Транспортировка. Характеристикаосновных транспортных средств
2.1 Организация перевозокжелезнодорожным транспортом
2.2 Организация перевозокавтомобильным транспортом
3. Хранение и транспортировкатворога
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1,2

Введение
 
По числу наличиязначительных предприятий не только в силу их масштабности, но и по впечатляющимрезультатам их рыночной деятельности молочная промышленность занимает одно из лидирующихмест в современной российской экономической жизни.
Молочная отрасльотносится к числу ведущих в пищевой и перерабатывающей промышленности и формируетдостаточно привлекательный по объемам рынок. Дело в том, что продукция отрасли занимаетсущественное место в потреблении российского населения — доля расходов на молочныепродукты составляет 14% от общих расходов на продовольствие (это 4-е место послерасходов на хлебобулочные, мясные, мучные и макаронные изделия — соответственно19%, 18% и 17%).
Кисломолочныепродукты имеют большое значение в питании человека благодаря лечебным и диетическимсвойствам, приятному вкусу, легкой усвояемости. Творог обладает высокой пищевойценностью. Белки творога полноценные, жиры легкоусвояемые, соотношение белка и жирав твороге близко к оптимальному. Творог содержит все витамины молока (А, В, В2, В6, В12, С, D, E, PP и др.) и богат минеральнымивеществами в виде солей кальция, фосфора, железа, калия, цинка, кобальта, йода,фтора и др. Поэтому творог относят к диетическому и лечебному продукту. Особеннорекомендуется детям для роста и развития молодого организма, укрепления костнойсистемы и для пожилых людей для поддержания и лечения почек, печени, сердца, дляпрофилактики атеросклероза.
Творог представляетсобой традиционный белковый кисломолочный продукт, обладающий высокими пищевымии лечебно диетическими свойствами. Для сохранности всех свойств творога, да и любыхпродовольственных продуктов необходимо соблюдать все установленные НТД правила храненияи транспортировки товаров. Поставленные задачи состоят в том, чтобы изучить технологиюхранения и транспортирования продовольственных товаров в целом и отдельно на примерекисломолочного изделия – творога.

1. Особенностихранения продовольственных товаров
После приемки товары доставляют в помещение для хранения. Процесс хранениятоваров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, созданиеоптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количестваи качества товара в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственныелица.
Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащиехранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары впромышленной таре — на стеллажах и подтоварниках.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородностирежимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства,правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
Непродовольственные товары, а также продовольственныетовары с длительным сроком реализации (нескоропорт) хранят при температуре 10-18°С и относительной влажности воздуха 60-70 %.
Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированыот товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары нельзя хранитьсовместно с товарами, выделяющими влагу.
Для размещения гастрономических товаров используют холодильные камерыили шкафы, при этом копчености и колбасные изделия хранят в подвешенном состоянии.
Рыбные тузлучные товары должны быть полностью покрыты тузлуком.
Диетические яйца хранят при температуре от 0 до20 °С 7 дней; столовые — при температуре не выше 20°С — 25 суток: при температуреот 0 до — 2 °С — не более 120 суток.
Сухие детские молочные смеси хранят на предприятиях торговли при температуре не выше 10 °С и относительной влажностивоздуха не более 75 %. Реализация их должна осуществляться в сроки, установленныедля каждого вида продукта.
Мороженое промышленного производства хранят притемпературе не выше 12 °С не более 5 дней, в ларьках, павильонах, киосках — не более48 часов.
Майонез хранят в затемненных помещениях при температуреот 3 до 18 °С и относительной влажности воздуха не более 75 %.
Охлажденная рыба должна храниться в таре, в которой она поступила отпоставщика при температуре — 2 °С. Срок хранения — 48 часов. Мороженая рыба хранитсяв ящиках, уложенных в штабеля с прокладкой реек между ними в соответствии с требованиемнормативно-технической документации.
Живая рыба хранится в аквариуме, в теплое время года — не более 24часов, в холодное — не более 48 часов при температуре 10 °С в чистой воде.
Хранение сыпучих продуктов должно производиться в сухих, чистых, хорошопроветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, при относительнойвлажности воздуха не более 75 %. Нерасфасованные продукты хранят в мешках штабелямина поддонах, на расстоянии 50 см от стен, с разрывом между штабелями не менее 75см.
Поваренная пищевая соль хранится изолированно от других продуктов.Йодированная соль имеет гарантийный срок хранения 6 месяцев с момента выработки,по истечении которого она реализуется как обычная пищевая.
В холодильных камерах и шкафах при температуре 6 °С хранят мясо и мясныепродукты, уложенные на подтоварники или подвешенные на крюках. Для удлинения срокахранения охлажденного мяса от 5 до 25 суток может быть использована новая технологияхранения, основанная на сочетании холодильного эффекта с действием УФ-лучей.
Овощи и фрукты хранят в затаренном виде в хорошо вентилированных кладовыхбез естественного освещения.
Замороженные плоды и овощи хранят в низкотемпературныххолодильных камерах и прилавках при температуре не выше 18 °C в течение трех-пяти дней.
Очень ограниченные сроки хранения (от 6 до 36 часов) имеют торты, пирожные,бисквитные рулеты, относящиеся к особо скоропортящимся продуктам. Их хранят притемпературе 2-6 °С.
Вина хранят при температуре 8-16 °C, пиво — не выше12 °С, газированные безалкогольные напитки, морсы и квасы — при температуре 2-12°С.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируютпри помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышеннойвлажности воздуха помещения проветривают, отапливают или используют влагопоглощающиевещества, при пониженной — воздух увлажняют (разбрызгивают воду и т.д.).
Размещая товары на хранение, необходимо учитыватьдлительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первуюочередь подают ранее завезенные товары.
Ближе к дверям, на нижних полках стеллажей размещают товары краткосрочногохранения, а также громоздкие и тяжелые товары. В глубине помещений хранят товары,реализация которых осуществляется сравнительно медленно.
За каждой группой товаров закрепляют постоянные места хранения. Товарыхранят в упакованном или распакованном виде, используют штабельный или стеллажныйспособ укладки. Способ укладки зависит от свойств товаров, вида тары и т.д.
На стеллажах размещают товары в распакованном виде. Укладываютих стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета рекомендуется укладыватьих в округленных количествах (десятками и т.д.).
В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки,а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварникиили поддоны. При определении высоты штабельной укладки учитывают установленную предельнуюнорму нагрузки на 1 м пола, прочность тары и упаковки, вид груза и т.д. Если в магазинене используются механизмы для подъема груза, то грузы массой более 50 кг нельзяукладывать в штабеля высотой, превышающей 2 м.
Размещенные на стеллажах и штабелях товары должны находиться на расстояниине менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещенияи электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха.На товары не должны падать прямые солнечные лучи.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдается санитарный режим.Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать,очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.
В процессе хранения товаров могут возникнуть товарные потери (естественная убыль иактируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можносвести к минимуму.
Действующиенормы естественной убыли установлены на реализуемыевразвес стандартные продовольственные товары в % к их розничному обороту на возмещениепотерь, образующихся при хранении товаров, а также при подготовке их к продаже ипродаже вследствие:
· усушки;
· распыла;
· раскрошки,образующейся при продаже товаров, за исключением обсыпной карамели и сахара-рафинада;
· утечки(таяние, просачивание);
· разливапри перекачке и продаже жидких товаров;
· примаза;
· расходавещества на дыхание (мука, крупа).
Кроме того, в нормы включены масса полимерной пленки, фольги и пергамента,удаляемых при продаже сыров, поступивших упакованными в указанные материалы, а такжеконцы оболочек, шпагат и металлические зажимы, удаляемые при подготовке к продажеколбасного копченого сыра.
В норму естественной убыли не включены:
— нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас,мясокопченостей и рыбы, подаваемой после предварительной разделки;
— зачистки сливочного масла, а также крошка, образующаяся при продажеобсыпной карамели и сахара-рафинада зачистки и крошка сдаются на переработку и списываются по накладным, по которымэти отходы были сданы;
— всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждениятары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завестары);
— фактические дополнительные потери, связанные с реализацией товаровметодом самообслуживания, в пределах установленных норм.
Действующие нормы естественной убыли являются предельными и применяютсятолько в тех случаях, когда при проверке фактическoго наличия товаров окажется недостачапротив учетных остатков.

2. Транспортировка.Характеристика основных транспортных средств
 
От работы транспорта во многом зависит эффективность работы торговыхорганизаций и предприятий, т.к. расходы на перевозку товаров занимают значительнуюдолю в издержках обращения. Кроме того, рациональное использование различных видовтранспортных средств позволяет более оперативно осуществлять доведение многих миллионовтонн товаров от производства до конечного потребителя.
Перевозка товаров осуществляетсяжелезнодорожным, автомобильным,водным, воздушным и гужевым транспортом.
Наибольшую долю в грузообороте страны занимаетжелезнодорожныйтранспорт, используемый для транспортирования грузов на значительные расстояния,поэтому средняя себестоимость железнодорожных перевозок значительно ниже, чем наавтомобильном транспорте.
Для перевозки грузов на железнодорожном транспорте используют крытыевагоны, платформы, полувагоны, цистерны и специальный холодильный транспорт.
В крытых вагонах перевозят упакованные товары, не требующие поддержанияв пути строго заданных влажностно-температурных условий.
Холодильным транспортом перевозят скоропортящиеся товары. Для этихцелей используют вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, а также специальные изотермическиевагоны для перевозки молока, живой рыбы, виноградных вин.
Вагоны-ледники оборудованы охлаждающими устройствами, наполняемымильдом. Поезда и вагоны-рефрижераторы имеют машинные охлаждающие устройства, позволяющиеподдерживать отрицательные температуры, поэтому они служат для перевозки как охлажденных,так и замороженных продуктов.
Автомобильный транспорт используют для перевозки грузов преимущественно накороткие расстояния. Для этих целей служат автомобили, автомобили — тягачи, прицепыи полуприцепы. Для выполнения нетранспортных работ применяют специальный подвижнойсостав (автокраны и т.д.)
Различают транспортный подвижной составобщего назначения и специализированный.
Подвижной состав общего назначения включает автомобили и прицепыс универсальными открытыми кузовами и откидывающимися бортами.
Специализированный транспортный состав включает автомобили, прицепыи полуприцепы с кузовами, приспособленными для перевозки специальных грузов.
По типу кузова автомобили подразделяют на автомобили с бортовой платформой,фургоны, рефрижераторы, цистерны и самосвалы.
Перевозка товаров осуществляется такжеречным и морским транспортом,которые играют особенно важную роль для снабжения северных, восточных и других отдаленныхрайонов.
Сравнительно небольшую долю в общем грузообороте занимаетвоздушныйтранспорт, используемый для транспортировки срочных грузов, а также для доставкитоваров в труднодоступные районы.
Для перевозки товаров на небольшие расстояния используетсягужевойтранспорт.
 
2.1 Организация перевозок железнодорожным транспортом
Основным документом, регламентирующим порядок перевозки грузов на железнодорожномтранспорте, а также возникающие при этом хозяйственные отношения между органамитранспорта, грузоотправителями и грузополучателями, является Транспортный уставжелезных дорог Российской Федерации. Он регламентирует важнейшие положения по организацииперевозок грузов, а также ответственность железной дороги, грузоотправителей и грузополучателей.
На железнодорожном транспорте грузы могут перевозиться в виде повагонныхотправок, в контейнерах или в сборных вагонах.
Повагонной отправкой считается отправка груза, под перевозку которогопредоставляется отдельный вагон по одному перевозочному документу.
При контейнерных отправкахиспользуют контейнеры массойбрутто 3; 5; 10; 20; 24 и 30 т.
В сборных вагонах перевозят грузы мелкими или малотоннажными отправкамипо разным перевозочным документам.
Товары могут перевозиться грузовой и большой скоростью.Скорость перевозки грузов выбирает и указывает в транспортной железнодорожной накладнойгрузоотправитель. Если допускается перевозка данных грузов только большой скоростью,грузоотправитель должен указать данную скорость.
Предназначенный для перевозки груз должен быть надлежащим образом подготовленк транспортированию. Тара и упаковка должны соответствовать требованиям стандартовдля данного вида товара. Отправительская маркировка должна предусматривать наименованиегрузоотправителя и грузополучателя, станций отправления и назначения, порядковыеномера грузовых мест, массу груза. На грузы, требующие особого обращения, наносятспециальные надписи и знаки, предупреждающие о мерах предосторожности.
Под погрузку должны подаваться только технически исправные и пригодныедля данного груза транспортные средства, в противном случае oтправитель вправе отказатьсяот них и потребовать замены.
На каждую отправку грузоотправителем заполняется накладная, котораяявляется основным грузоперевозочным документом. В ней содержатся сведения об отправителеи получателе, скорости перевозки, наименование, количество мест и масса груза, объявленнаяотправителем ценность груза и другие сведения. В накладной указывается время приемкигруза к перевозке.
В соответствии с Транспортным уставом железных дорог РФ погрузка грузовв вагоны и на автомобили, а также выдача из них должны осуществляться железной дорогойв местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, с согласиягрузоотправителей, грузополучателей, в сопровождении представителей грузоотправителя,грузополучателя. За погрузку и выгрузку железная дорога взимает сбор в размере,указанном в тарифном руководстве.
Вагоны, погруженные средствами железной дороги,отправляются за ее пломбами.
Грузы должны доставляться в установленные сроки. Исчисление срока доставкигруза начинается с 24 часа дня приема груза для перевозки. За просрочку доставкигруза железная дорога уплачивает пени.
Станция назначения обязана сообщить грузополучателю о прибытии грузав день поступления, но не позднее 12 часов следующего дня. Представитель грузополучателядолжен иметь доверенность на право получения груза. После оформления выдачи грузаи его выгрузки получатель обязан сдать железной дороге транспортные средства.
Прибывшие на станцию назначения грузы хранятся бесплатно в течение24 часов. За хранение груза сверх указанного срока взимается сбор, указанный в тарифномруководстве.
Принимая груз, получатель обязан проверить, обеспечена ли его сохранностьпри перевозке. При этом он проверяет целостность пломб, оттиски на них, исправностьвагона или другого перевозочного средства, соответствие наименования груза и количествамест данным, указанным в железнодорожной накладной.
Железная дорога должна проверить на станции назначения при выдаче грузаего состояние, массу и количество мест в следующих случаях:
• прибытиегруза в неисправном вагоне, контейнере, а также с поврежденными запорно-пломбировочнымиустройствами;
• прибытиегруза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытомжелезнодорожном составе;
• прибытияскоропорта с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режимапри перевозке груза в рефрижераторе;
• прибытиягруза, погруженного железной дорогой;
• выдачагруза, выгруженного железной дорогой в местах общего пользования.
Грузы, перевозимые навалом и насыпью, прибывшие без признаков недостачи,выдаются без проверки их массы, если у грузополучателя и на железнодорожной станцииназначения отсутствуют вагонные весы.
Если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза,его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, железнодорожнаястанция назначения обязана определить размер фактической недостачи, поврежденияили порчи груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.
Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействияжелезнодорожного транспорта с морским, речным, воздушным, автомобильным транспортомосуществляется на основании единого транспортного документа (транспортной накладной),составленной на весь путь следования груза. На железнодорожной накладной при помощиспециального штемпеля делается отметка о дате фактической выдачи груза.
 
2.2 Организация перевозок автомобильным транспортом
Для перевозки грузов торговые организации и предприятия используюткак собственный автомобильный транспорт, так и транспорт общего пользования, либопринадлежащий другим организациям и предприятиям.
Торговые организации заключают с автохозяйствами договоры на перевозкугрузов, в которых устанавливаются объем и сроки перевозок, порядок составления,представления и выполнения заявок на перевозку грузов, порядок выполнения погрузочно-разгрузочныхработ и экспедирования товаров, материальная ответственность, определяющая рациональныеформы, маршруты и схемы грузоперевозок.
Транспортные организации общего пользования при осуществлении перевозокне вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключениядоговора перевозок и его условий (провозной платы, очередности отправки и т.д.),кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
В зависимости от срока действия различают разовые и долгосрочные договоры.Разовые договоры — при единовременных перевозках, долгосрочные — при осуществлениимежду сторонами постоянных отношений, выражающихся в необходимости систематическихперевозок.
Кроме транспортных договоров торговые организации могут заключать договорытранспортной экспедиции. При этом одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждениеи за счет другой стороны (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организоватьвыполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Обязанность экспедитора — заключить от имени клиента или от своегоимени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другиеобязанности, связанные с перевозкой.
При заключении транспортного договора клиент долженубедиться, что перевозчик имеет лицензию на проведение тех или иных работ по перевозкегруза.
Транспортный договор должен иметь следующую структуру:
• преамбула;
• предметдоговора;
• условияперевозок;
• расчетыза перевозку;
• ответственностьсторон;
• срок действиядоговора;
• юридическиеадреса и реквизиты сторон.
С учетом объема и характера предстоящих перевозок автохозяйства выделяютавтотранспортные средства соответствующих типов в необходимом количестве. Они должныбыть исправными и чистыми в санитарном отношении. Подача их под погрузку должнаосуществляться в указанное в заявке время.
Перед выдачей груза, предназначенного для доставки, у водителя проверяютналичие путевого листа и документа, удостоверяющего личность.
Прием груза к перевозке с ответственностью автохозяйства за его сохранностьосуществляется путем взвешивания на весах при погрузке, обмера в кузове автомобиляили счета мест. Товары, опломбированные отправителем, водитель принимает по количествумест согласно счету — фактуре. Прием товаров к перевозке удостоверяется подписьюводителя на всех экземплярах товарно-транспортной накладной.
Водитель или экспедитор, сопровождавший груз, сдает получателю егопо массе, количеству или объему. Грузы, прибывшие в исправных крытых автомобилях,прицепах, контейнерах, многооборотной таре, цистернах с исправными пломбами грузоотправителя,выдают грузополучателю без проверки массы, состояния груза и количества мест.
Размер платы за перевозку груза, а также других услуг определяетсяпо согласованию сторон.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом,в том числе принадлежащим торговым организациям, вызывает необходимость более эффективногоего использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использованиеавтомобильного транспорта, относятся:
• улучшениеиспользования грузоподъемности транспортных средств;
• повышениекоэффициента сменности работы транспорта;
• сокращениепростоев;
• улучшениеиспользования пробега;
• ускорениепогрузочно-разгрузочных работ.
Важное условие роста эффективности использования автотранспорта — повышениесменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционныхскладов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаровна торговые предприятия.


3. Хранениеи транспортирование творога
 
Творог фасуютв мелкую и крупную тару. Для удобства реализации творога через торговую сеть, повышениясанитарного режима при его продаже промышленность ежегодно увеличивает выработкумелкофасованного творога. При помощи специальных автоматов творог фасуют в пергаментмассой нетто 100, 125, 250 и 500 г.
Пергаментные этикеткидля мелких порций творога, крыш киполистроловых коробочек, стаканов и тубы из полимерныхпленок для мягкого диетического творога имеют маркировку. На ней указывают наименованиеили номер предприятия-изготовителя и его подчиненность, наименование продукта, массовуюдолю жира, массу нетто, дату конечного срока реализации, розничную цену и стандарт.
Для удобства транспортированиятворог в мелкой упаковке укладывают в ящики не более чем в три ряда по высоте, массойнетто не более 12 кг. Для этого применяют ящики дощатые, фанерные, полимерные иалюминиевые ящики-контейнеры, которые после заполнения творогом закрывают крышкамии пломбируют.
При фасовке творогав крупную тару используют тщательно вымытые и подготовленные алюминиевые бидонывместимостью не более 10 кг, металлические фляги — на 35 кг и деревянные бочки —на 50 кг. Творог, выработанный из непастеризованного молока, фасуют только во флягии бочки, на которые наклеивают этикетку «Подлежит обязательной термической обработке».Ящики, бидоны, фляги и бочки маркируют при помощи этикеток или бирок.
Творог хранятв холодильных камерах при температуре не выше 8°С и влажности воздуха 80—85%. Егоразмещают по партиям выработки. В камерах поддерживают строгий санитарный режими не допускают значительных колебаний температуры. Гарантийный срок хранения творогасоставляет 36 ч с момента окончания технологического процесса, в том числе на предприятиине более 18 ч.
Условия транспортированиятворога на предприятия торговой сети и общественного питания такие же, как и длядругих цельномолочных продуктов. Продукт транспортируют специализированными транспортнымисредствами в соответствии с правилами перевозок скоропортящихся грузов (Приложение№1), действующими на данном виде транспорта ГОСТ Р 52096-2003.
Молочные продукты(молоко, сливки, творог, сметана) должны быть упакованы во фляги. Сырки творожныеи творог замороженный упаковываются в дощатые ящики.
Молочные имолочнокислые продукты выгружаются немедленно после подачи авторефрижераторов илинеспециализированного автомобиля к месту выгрузки (Приложение №1).
В целях равномерногоснабжения населения часть творога, выработанного в летние месяцы, резервируют дозимнего периода. Чтобы творог выдержал длительное, в течение нескольких месяцев,хранение, его замораживают. При замораживании творога большой массой (например,в бочках) при температуре выше минус 20°С процесс будет идти медленно, с образованиемкрупных кристаллов льда. Такой творог после размораживания резко снижает свое качество.Крупные кристаллы льда превращаются в значительные капли влаги, которые не способныравномерно распределиться и частично вытекают из творога. Продукт приобретает крупитчатуюконсистенцию. Чтобы избежать этих недостатков, на современных предприятиях творогперед замораживанием фасуют в виде брикетов массой 0,5 кг или в виде блоков массой7—10 кг. Брикеты и блоки творога упаковывают в бумагу, покрытую полиэтиленовой пленкой.
Замороженный творогукладывают в картонные ящики и направляют для длительного хранения в камеры с температуройвоздуха не выше минус 18°С. При постепенном размораживании брикетов и блоков творогаиз него не вытекает влага и не происходит значительных изменений его структуры.Таблица.1.Режимы и сроки хранениятворога, творожных изделий и творожных полуфабрикатов с момента выработки Название продукта Температура, °С Срок хранения, не более Творог всех видов, кроме замороженного 36 Творожные изделия, кроме тортов 36 Торты творожные 4-8 24 Полуфабрикаты творожные, кроме вареников замороженных 36 Вареники замороженные Не выше – 10 С 15 суток Творог замороженный: в мелкой фасовке 4 мес. в крупной фасовке Не выше – 18 С 6 мес. Примечания:1. Сроки хранения замороженных творога и варениковисчисляются с момента их выпуска с предприятия-изготовителя.
2. При отсутствиихолода на торговом предприятии срок хранения творога жирного, полужирного и нежирного,творожной массы и сырков сокращается до 12 ч, а реализация других продуктов не разрешается.
3. Срок хранениятворога при понижении температуры воздуха до О...-2°С увеличивается до 10 суток.
4. Длительноехранение замороженного творога возможно только на холодильниках или оптовых базах.

Заключение
 
Творог и все кисломолочныеизделия относятся к классу скоропортящихся продуктов и имеют индивидуальную технологиюхранения и транспортирования.
Хранят творог,творожные изделия и полуфабрикаты в течение определенных сроков. При выпуске с предприятиятворог, творожные изделия, тесто для сырников и вареников и запеканка должны иметьтемпературу не выше 8°С, творог замороженный — не выше — 8, вареники замороженныене выше -10°С. А также не мало важную роль в реализации данных продуктов играеттранспортирование, которое нужно выполнять в соответствии с правилами перевозки,утвержденными Министерствами РФ.
Не допускают креализации творог, творожные изделия и полуфабрикаты с дефектами вкуса (кормовойпривкус, нечистый, старый, затхлый, излишне кислый, уксусно-кислый, едкий, прогорклый,горький или дрожжевой вкус), консистенции (для творога — грубая, сухая, крошливая,резинистая, мажущаяся) и внешнего вида (вспучивание, выделение сыворотки, ослизнениеи плесневение).

Список используемойлитературы
 
1. ГОСТ Р 52096-2003 «Творог.Технические условия»
2. Информационно правоваясистема «Техэксперт. Пищевая промышленность»
3. Касторных М.С., ред., Товароведениеи экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов, М.: 2003.
4. Шепелев А.Ф. Товароведениеи экспертиза молока и молочных продуктов, Ростов, 2001
5. Кунижев С.М., Шуваев В.А.,Новые технологии в производстве молочных продуктов, М.: ДеЛи принт, 2004.
6. Тимофеева В.А., Товароведениепродовольственных товаров, Ростов-на-Дону, 2008.
7. Голубева Л.В., ПолянскийК.К., Чекулаева Л.В., Технология продуктов консервирования молока и молочного сырья,2002.
8. Шалыгина Е.А., Общая технологиямолока и молочных продуктов, М.: Колос, 2001.
9. Приказ от 18 июня 2003г. N 37 «Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихсяпродуктов»
10. Правила перевозок скоропортящихсягрузов автотранспортом
11. www.znaytovar.ru
12. www.comodity.ru

Приложение№1
 
Правила перевозокскоропортящихся грузов автотранспортом(СТ. 35, 66, 67, 72 УСТАВА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТАРСФСР) Утверждены Минавтотрансом РСФСР 25.10.74 по согласованию с Госпланом РСФСРи Госарбитражем РСФСР.
1. К скоропортящимся относятсягрузы, которые для обеспечения сохранности при перевозке требуют соблюдения температурногорежима, указанного в приложении 1 к разделу 13. Скоропортящиеся грузы подразделяютсянаследующие группы: а) продукты растительного происхождения: фрукты, ягоды,овощи, грибы и др.; б) продукты животного происхождения: мясо различных животныхи птиц, рыба, икра, молоко, яйца и др.; в) продукты переработки: молочныепродукты, жиры различные, замороженные плоды, колбасные изделия и другие мясныепродукты, сыры и т.п.; г) живые растения: саженцы, цветы и др. Скоропортящиесягрузы, не указанные в приложении 1 к настоящему разделу Правил, перевозятся по температурнымрежимам, указанным грузоотправителем, при условии, что данный температурный режимсоответствует техническим возможностям рефрижераторной установки. 2. Предъявляемыегрузоотправителем к перевозке скоропортящиеся грузы должны иметь при погрузке температуруне выше указанной в графе 3 приложения 1 к разделу 13. Автотранспортные предприятияили организации при перевозке скоропортящихся грузов обязаны обеспечить в кузовеавторефрижераторов температурный режим, указанный в графах 4 и 5 приложения 1 кнастоящему разделу. Допускается приемка к перевозке свежих овощей и фруктов с температуройвыше указанной в графе 3 приложения 1. В этом случае грузоотправители обязаны осуществлятьзагрузку авторефрижераторов с 22 часов до 8 часов по графикам, согласованным с автотранспортнымипредприятиями или организациями. 4. Подвижной состав, подаваемый автотранспортнымпредприятием или организацией для перевозки скоропортящихся грузов, должен отвечатьустановленным санитарным требованиям. Грузоотправитель перед погрузкой скоропортящихсягрузов обязан проверить коммерческую пригодность подвижного состава для перевозкиданных грузов. Проверка технического состояния подвижного состава, в том числе рефрижераторнойустановки, не входит в обязанность грузоотправителя, и ответственность за его исправностьнесет автотранспортное предприятие или организация. 5. Автотранспортное предприятиеили организация обязаны подавать под погрузку скоропортящиеся грузов подвижной составв летний период с охлаждением и в зимний период с подогревом до температурного режима,указанного в графе 4 приложения 1 к разделу 13. Температура скоропортящихся грузовперед погрузкой и температура в кузове авторефрижератора, прибывшего под погрузку,а также температура в кузове авторефрижератора, прибывшего в адрес грузополучателя,должна отмечаться соответственно грузоотправителями и грузополучателями в Листеконтрольных проверок температуры грузов и в кузове авторефрижератора (приложение2 к разделу 13) и в товарно-транспортной накладной. 6. Скоропортящиеся грузыдолжны предъявляться к перевозке в транспортабельном состояния и соответствоватьпо качеству и упаковке требованиям, установленным стандартами или техническими условиями.Тара должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха.Фляги должны быть плотно закрыты крышками с резиновой или бумажной прокладкой иопломбированы пломбой отправителя, если груз доставляется нескольким получателями невозможно опломбирование всего автомобиля. 8. В исключительных случаяхвследствие особых обстоятельств скоропортящиеся грузы, состояние и упаковка которыхне отвечают требованиям стандартов или технических условий, могут быть по совместномууказанию вышестоящих организаций грузоотправителя и автотранспортного предприятияили организации приняты к перевозке на условиях, согласованных между автотранспортнымпредприятием или организацией и грузоотправителем. 10. Грузоотправитель обязанпредъявлять к перевозке скоропортящиеся грузы, отвечающие следующим условиям: з)молочные продукты (молоко, сливки, творог, сметана) должны быть упакованы во фляги.Сырки творожные и творог замороженный упаковываются в дощатые ящики. Молочные имолочнокислые продукты выгружаются немедленно после подачи авторефрижераторов илинеспециализированного автомобиля к месту выгрузки. Масло сливочное перевозится вдощатых, фанерных или картонных ящиках и в бочках, топленое масло — в бочках. Маргарини кулинарные жиры перевозятся в дощатых и картонных ящиках, бочках, а также в фанерныхбарабанах. Сыры перевозятся в ящиках, окоренках и в деревянных барабанах. Яйца упаковываютсяв решетчатые ящики с прокладкой из древесной стружки или в специальные картонныеящики с тиснеными или гофрированными прокладками. Яичные продукты (меланж, белок,желток) перевозятся в герметически запаянных банках, уложенных в плотные ящики.Консервная продукция перевозится в жестяной и стеклянной таре, упакованной в прочныекартонные или дощатые ящики. Банки должны быть уложены так, чтобы исключалась возможностьих перемещения. Мороженое перевозится в металлических банках и коробках. В летнийпериод грузоотправитель в каждый загруженный мороженым авторефрижератор добавляет0,75- 1,0 т сухого льда; 13. Автотранспортное предприятие или организацияимеет право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихсягрузов, состояние тары и их соответствие установленным стандартам или техническимусловиям, при этом груз в герметической упаковке не проверяется. Вскрытие грузаи его последующая упаковка после проверки производятся грузоотправителем. По товарнойсортности автотранспортное предприятие или организация груз не проверяет. 14.Грузоотправитель обязан вместе с оформленной им товарно-транспортной накладной представитьавтотранспортному предприятию или организации сертификат (приложение 4) или качественноеудостоверение (приложение 5) с указанием в нем фактической температуры груза передпогрузкой, а также качественного состояния грузов и упаковки. При перевозке овощейи фруктов также указывается наименование помологических сортов. 15. Грузоотправительобязан указывать в товарно-транспортной накладной (в разделе «Данные о грузе»),сертификате (в гр. «Дополнительные сведения») или в качественном удостоверении(в гр. «Примечание») предельную продолжительность транспортировки (транспортабельность)скоропортящихся грузов, предъявляемых к перевозке. Скоропортящиеся грузы не принимаютсяк перевозке, если грузоотправителем не указана в перевозочных документах предельнаяпродолжительность транспортировки (транспортабельность), а также если предельнаяпродолжительность транспортировки (транспортабельность) будет меньше срока доставки,определенного в порядке, указанном в пункте 20 Правил. 16. Допускается совместнаяперевозка в одном автомобиле разных видов скоропортящихся грузов, входящих в однугруппу (приложение N 3), для которых установлен одинаковый температурный режим,и в течение времени, установленного для перевозки наименее стойкого груза. Совместнаяперевозка грузов, входящих в разные группы, не допускается. Не допускаются к совместнойперевозке в одном автомобиле с другими продуктами следующие грузы: а) рыбазамороженная и охлажденная; б) сельдь, рыба соленая, икра; в) рыбокопчености;г) сухая и копчено-вяленая рыба и сухие рыбные концентраты; д) мясоохлажденное; е) мясокопчености и копченые колбасы; ж) сыры всех видов;з) плоды, обладающие сильным ароматом (апельсины, лимоны, мандарины, дыни);и) овощи с резким запахом (лук, чеснок); к) дрожжи хлебопекарные;л) маргарин. Перевозка замороженных грузов совместно с охлажденными или остывшими,а также остывшего мяса с охлажденным не допускается. 17. Замороженные грузыукладываются в кузове плотными штабелями с наибольшим использованием объема кузова.Укладка свежих и охлажденных скоропортящихся грузов, упакованных в тару, должнапроизводиться таким образом, чтобы обеспечивалась циркуляция воздуха, при этом расстояниемежду потолком и верхним рядом груза должно быть не менее 30-35 см и не должно бытьзазора между последним рядом груза и задней стенкой кузова." В случаях, когдадлина ящиков не кратна длине кузова, должны быть созданы условия, препятствующиеперемещению груза; необходимые для этого материалы должны предоставляться и устанавливатьсягрузоотправителем. Охлажденная и остывшая говядина, свинина, баранина, конина ятелятина загружаются в кузов только подвесом на крючья или в стоечных поддонах,принадлежащих грузоотправителю или грузополучателю. В стоечных поддонах говядинаперевозится разделанной на четвертины, свинина — на полутуши, баранина перевозитсятушами. Не допускается перевозка на крючьях груза большего веса, чем указано в характеристикеавтомобиля. 18. Грузоотправитель несет ответственность за правильность укладкискоропортящегося груза в кузове подвижного состава. 19. Загруженные автомобили-рефрижераторы,автомобили-фургоны и цистерны-молоковозы должны быть грузоотправителем опломбированы.20. Автотранспортные предприятия или организации должны доставлять скоропортящиесягрузы в междугородном автомобильном сообщении в сроки, исчисляемые по фактическомурасстоянию перевозки и среднесуточному пробегу 600 км. Сроки доставки грузов исчисляютсяс момента окончания погрузки и оформления документов до момента прибытия автомобилейк грузополучателю. Автотранспортное предприятие или организация вправе по соглашениюс грузоотправителем принимать к перевозке скоропортящиеся грузы в возможно болеекороткие сроки. Срок доставки указывается автотранспортным предприятием или организациейв товарно-транспортной накладной. 21. В случаях, когда дальнейшая транспортировкаскоропортящихся грузов невозможна из-за поломки рефрижераторной установки, вследствиекаких-либо других технических неисправностей подвижного состава, или имеются внешниепризнаки порчи перевозимого груза (подтеки), автотранспортное предприятие или организацияобязаны принять возможные меры для передачи груза в местную торговую сеть для реализации.Основанием для снятия груза с перевозки является акт, составленный комиссией изпредставителей автотранспортного предприятия или организации, инспекции по качествуи торгующей (сбытовой) организации, а в случае отсутствия инспекции по качеству- с участием торгующей (сбытовой) и незаинтересованной организаций. 22. Освободившийсяпосле перевозки скоропортящихся грузов подвижной состав должен быть грузополучателемочищен от остатков груза, а также промыт и продезинфицирован в соответствии с Инструкциейпо санитарной обработке автомобилей, занятых перевозкой пищевых продуктов, утвержденнойМинистерством автомобильного транспорта РСФСР совместно с Министерством здравоохраненияРСФСР в сроки по соглашению сторон в зависимости от конкретных условий, с отметкойоб этом в товарно-транспортной накладной. Вышестоящая организация грузоотправителявправе организовать выполнение работ по санитарной обработке подвижного составав централизованном порядке. В отдельных случаях автотранспортное предприятие илиорганизация могут принять на себя выполнение санитарной обработки подвижного составаза счет грузополучателя с оплатой согласно Единым тарифам на перевозку грузов автомобильнымтранспортом. 23. Специализированный подвижной состав (авторефрижераторы),предназначенный для перевозки скоропортящихся грузов, в попутном и обратном направленияхразрешается загружать грузами, не загрязняющими и не портящими кузов подвижногосостава, не имеющими устойчивого запаха, а также частей из стекла. После перевозкирыбы, сельди и рыбных изделий не допускается перевозка продовольственных продуктов,не упакованных в герметическую тару, гильз папиросных, игрушек, книг, ковров, мехов,одежды, тканей, головных уборов, ваты, пряжи, канцелярских принадлежностей и другихгрузов. Перевозка продовольственных товаров, а также ваты, ювелирных изделий, книг,ковров, мехов, одежды, пряжи, пуха, пера, тары, хлопка допускается после перевозкимяса только после предварительной очистки и промывки кузова. После перевозки резиновых,соломенных, фарфоровых и фаянсовых изделий, кофе, лаврового л листа, муки, перца,пуха, пера, пряжи, соли, сургуча, чая погрузка скоропортящихся грузов в кузов подвижногосостава допускается только после предварительной его очистки и промывки.
Таблица.2.Температурныеусловия перевозки скоропортящихся продуктов питанияНаименование груза ( продукта) Температура при погрузке Температура при перевозке Продолжительностьперевозки от до Масло сливочное -6 Не выше -6 /> Жиры животные топленные, масло топленное -3 /> Молоко свежее и пастеризованное, молочные продукты Не выше +8 - +8 Не более 12 часов Молоко при транспортировке с низовых заводов Апрель-сентябрь не выше +6 Октябрь-март не ниже +2 Апрель-сентябрь не выше +6 Октярь — март не ниже +2 Не более 12 часов Мороженное Не выше -18 Не выше -14 /> Масло растительное +12 +10 +2 /> Дрожжи 0,+4 +4 /> Майонез +3,+18 3 18 /> Маргарин Не выше +12 -3 /> Сыры всякие Не выше +8 Не выше +8 />


Приложение№2
Министерствопутей сообщения российской федерации
Приказ
от 18 июня 2003г. N 37
Обутверждении правил
Перевозокжелезнодорожным транспортом
Скоропортящихсягрузов
1. Общие положения
1.1. НастоящиеПравила разработаны в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Уставжелезнодорожного транспорта Российской Федерации» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2003, N 2, ст. 170) (далее — Устав) и определяют порядок осуществленияперевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов.
1.2. К скоропортящимсягрузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуютзащиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, уходаили особого обслуживания в пути следования.
Перечни скоропортящихсягрузов (далее — грузы) и предельные сроки их перевозки в специализированных изотермическихвагонах (рефрижераторные, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны и цистерны-термосы),крытых вагонах в зависимости от термической, технологической обработки и периодагода указаны в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к настоящим Правилам.
Под периодамигода в настоящих Правилах принимаются периоды, установленные на основании климатическихданных по регионам страны.
1.3. Грузы перевозятсяв специализированных изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы,цистерны-термосы, молочные цистерны и изотермические вагоны-цистерны), крытых вагонах,рефрижераторных и универсальных контейнерах.
Все транспортныесредства, используемые для перевозок пищевых продуктов, согласно статье 19 Федеральногозакона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000г. N 29-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150)должны иметь санитарные паспорта, оформленные в установленном порядке.
Порядок освидетельствованиятранспортных средств и выдачи санитарных паспортов определяют органы Госсанэпиднадзорана железнодорожном транспорте совместно с перевозчиком.
В соответствиисо статьей 22 Устава расходы перевозчика, связанные с освидетельствованием транспортныхсредств и выдачей санитарных паспортов на транспортные средства, возмещаются засчет грузоотправителей, грузополучателей.
Санитарные паспортав отношении транспортных средств, не принадлежащих перевозчику, получает собственникили арендатор данных транспортных средств.
При перевозкегрузов на особых условиях грузоотправитель делает отметку в транспортной железнодорожнойнакладной (далее — накладная) в соответствии с правилами заполнения перевозочныхдокументов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
1.5. Если прирассмотрении возможности перевозки грузов на особых условиях заданные грузоотправителемтемпературный режим или какие-либо другие условия перевозки не могут быть обеспеченыимеющимися транспортными средствами, то перевозчик имеет право отказать в приемезаявки на перевозку грузов.
1.6. Периоды года(далее — периоды), с учетом которых в зависимости от климатической зоны нахождениягруза в пути следования определяется способ перевозки грузов, указаны в приложении6 к настоящим Правилам.
С учетом конкретныхпогодных условий сроки начала и окончания периодов, указанные в приложении 6 к настоящимПравилам, могут временно изменяться перевозчиком, в том числе по обращению грузоотправителей.
При выборе способаперевозки груза грузоотправитель должен учитывать расчетный срок доставки, сроктранспортабельности груза, а также наиболее неблагоприятный период в разных климатическихзонах нахождения его в пути следования с учетом обеспечения сохранности и качествагруза.
1.7. Предъявляемыек перевозке грузы должны соответствовать требованиям, установленным нормативнымидокументами (стандартами, техническими условиями и иными документами), удостоверяющимикачественное состояние груза, тары и упаковки.
Грузы перевозятсяжелезнодорожным транспортом в следующих видах транспортной тары: закрытых деревянных,дощатых и картонных ящиках, а также ящиках-лотках, бочках, мешках, сетках, бидонах,флягах, барабанах, специализированных стоечных поддонах.
Указанная тарадолжна быть исправной, прочной, чистой, без следов течи, обеспечивать возможностьпогрузки, выгрузки и штабелирования груза механизированным способом.
Охлажденное, остывшее,замороженное и подмороженное мясо (туши, полутуши, четвертины) допускается перевозитьбез упаковки.
Для проверки соответствиясостояния груза, тары или упаковки требованиям нормативных документов грузоотправительпредъявляет документы (стандарты, технические условия или иные документы), удостоверяющиекачественное состояние груза, тары или упаковки. При несоответствии груза, тарыили упаковки нормативным документам или не предъявлении этих документов перевозчиквправе отказать в перевозке груза.
1.8. Перевозчики владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования могут выборочнопроверить качество предъявляемых к перевозке грузов, состояние тары или упаковкии соответствие их нормативным документам.
Проверку производятв процессе предъявления груза к перевозке. Температуру замороженных, мороженых,подмороженных, остывших и охлажденных грузов измеряют в момент погрузки в вагон.Вскрытие отдельных мест с грузом и последующая упаковка груза после проверки, атакже пломбирование вагонов и контейнеров запорно-пломбировочными устройствами обеспечиваетгрузоотправитель.
Перевозчиком ивладельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования не проверяетсясоответствие груза по товарной сортности при его предъявлении к перевозке.
Перевозчиком ивладельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования также непроверяется качество груза в герметической упаковке (банки, бутылки, бочки и другаягерметическая упаковка) при предъявлении к перевозке и выдаче.
1.9. При предъявлениигрузов к перевозке вместе с накладной грузоотправитель представляет перевозчикусоответствующий документ о качестве груза, датированный днем погрузки в вагон, контейнер.В документе о качестве груза должно быть указано точное наименование, качественноесостояние, срок транспортабельности груза в сутках и температура груза перед погрузкой,а также для:
груза охлажденногои мороженого — температура продукта при погрузке в вагон;
маргарина, жировхлебопекарных, кулинарных и кондитерских брусковых — показатель твердости;
грузов, перевозимыхв рефрижераторных вагонах — пределы допускаемых изменений температуры в соответствиис нормативными документами.
На оборотной стороненакладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправительуказывает наименование, номер и дату выдачи прилагаемых документов.
1.10. При перевозкегрузов в рефрижераторной секции грузоотправитель должен представить накладную идругие сопроводительные документы на каждый грузовой вагон.
В верхней частинакладной («Место для особых отметок и штемпелей») грузоотправителем проставляетсяштемпель «СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ» и дату истечения срока доставки.
1.11. Перевозчиквправе отказать в приеме груза к перевозке, если срок транспортабельности, указанныйв документе о качестве, и предельный срок перевозки менее срока доставки, установленногов соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Груз также непринимается к перевозке по истечении срока хранения или если суммарная продолжительностьхранения от даты изготовления до погрузки и срока доставки превышает срок хранения,установленный нормативными документами.
1.12. Завоз грузоотправителемгрузов для погрузки в местах общего пользования разрешается только на основаниипринятой заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом в согласованныйдень погрузки.
Замороженные,мороженые, подмороженные, остывшие и охлажденные грузы в летний и переходный периоды,а также грузы, боящиеся подморозки в зимний период, должны доставляться на местопогрузки защищенными от воздействия температуры наружного воздуха.
1.13. Перевозкав одном вагоне, контейнере грузов разных наименований допускается только в отношениине выделяющих и не воспринимающих запахи грузов, имеющих одинаковые условия их перевозкии способ обслуживания.
В этом случаесрок доставки таких грузов не должен превышать предельного срока перевозки, установленногодля наименее стойкого груза.
1.14. Переадресовкагрузов при условии соблюдения предельных сроков перевозки допускается:
на станциях первоначальногоназначения — с оформлением нового перевозочного документа, за исключением перевозкигрузов, следующих по перевозочным документам прямого международного сообщения, сприложением к нему вновь составленного документа о качестве груза;
в пути следования,за исключением перевозки грузов, следующих по перевозочным документам прямого международногосообщения, — по первоначальным перевозочным документам без предоставления новогодокумента о качестве груза при условии, если груз может быть доставлен на новуюстанцию назначения до истечения срока его транспортабельности, указанного в документео качестве;
импортных и экспортныхгрузов, перевозимых по перевозочным документам соответствующего международного сообщения,- по первоначальным перевозочным документам и документе о качестве груза, если сроктранспортабельности груза, указанный в нем или выписке из акта экспертизы, заканчиваетсяпосле срока его доставки на станцию нового назначения.
Переадресовкагрузов не допускается:
если срок транспортабельностигруза, указанный в документе о качестве, истек или истекает ранее срока доставкигруза на новую станцию назначения;
при перевозкегрузов на особых условиях, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
отдельных вагоновс грузом с отцепкой из состава рефрижераторной секции.
1.15. Переадресовкагрузов, подконтрольных органам Государственного ветеринарного надзора или органамГосударственной Инспекции по карантину растений Министерства сельского хозяйстваРоссийской Федерации, производится согласно правилам перевозок железнодорожным транспортомгрузов, подконтрольных Госветнадзору, и правилам перевозок железнодорожным транспортомподкарантинных грузов соответственно.
1.16. Переадресовкагрузов после истечения срока доставки может быть разрешена только после проверкисостояния и качества груза с выдачей нового документа о качестве груза.
1.17. Скоростьперевозки грузов определяется и указывается в накладной грузоотправителем.
При этом грузыв специализированных изотермических вагонах и рефрижераторных контейнерах перевозятсятолько большой скоростью.
1.18. При составлениикоммерческого акта о порче грузов, перевозимых в рефрижераторных вагонах, рефрижераторныхконтейнерах с поддержанием температурного режима, к коммерческому акту прикладываетсявыписка из рабочего журнала о температурном режиме в пути следования, завереннаяподписью руководителя обслуживающей бригады.
1.19. Переченьгрузов, подлежащих сопровождению и охране в пути следования, устанавливается в соответствиис правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом с сопровождением и охранойгрузоотправителей, грузополучателей.
При перевозкев зимний и переходный периоды одиночными вагонами грузов с отоплением перевозчикпредоставляет крытые вагоны без дополнительного оборудования. Печи и печное оборудованиепредоставляются грузоотправителем, а устанавливаются грузоотправителем или перевозчикомпо договору.
Перевозка с отоплениемв зимний период грузов в сопровождении проводника грузоотправителя, грузополучателяпроизводится при температуре наружного воздуха не ниже минус 25 град. С на всемпути следования и на дальность перевозки не более 5000 км.
Перевозка грузоввместе с проводником в одном вагоне допускается во все периоды года.
1.20. Промывка,ветеринарно-санитарная обработка крытых и изотермических вагонов (рефрижераторныевагоны, вагоны-термосы) независимо от принадлежности после выгрузки грузов обеспечиваетсяперевозчиком за счет грузополучателей, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Промывка, ветеринарно-санитарнаяобработка специализированных изотермических вагонов (цистерны-термосы, молочныецистерны, изотермические вагоны-цистерны), а также рефрижераторных и универсальныхконтейнеров независимо от принадлежности производится грузополучателем, если иноене предусмотрено соглашением сторон.
Перечень грузов,после перевозки которых производится промывка крытых вагонов, приведен в приложении12 к настоящим Правилам.
После выгрузкигрузов специализированные изотермические вагоны (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы)подлежат промывке во всех случаях, кроме случаев, когда на станции назначения послевыгрузки всех видов консервов, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, соков,пива, вина, шампанского, минеральной воды, эти же вагоны могут быть использованыв порядке сдвоенных операций под погрузку вышеперечисленных грузов после определенияновым грузоотправителем пригодности вагонов для перевозки.
Перечень грузов,после перевозки которых производится ветеринарно-санитарная обработка специализированныхизотермических вагонов (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) и крытых вагонов,приведен в приложении 13 к настоящим Правилам.
Промывка, ветеринарно-санитарнаяобработка в случаях осуществления перевозчиком производится за счет грузополучателяпо фактическим затратам.
Обеззараживаниетранспортных средств и грузов производится грузополучателями или соответствующимиорганами государственного надзора.
1.21. На вагоныи рефрижераторные контейнеры после выгрузки грузов, в том числе подлежащие промывке,ветеринарно-санитарной обработке, должны быть наложены в установленном порядке:
1.21.1. грузополучателем(или перевозчиком за счет грузополучателя):
запорно-пломбировочныеустройства (далее — ЗПУ) во всех случаях после выгрузки специализированных изотермическихвагонов и рефрижераторных контейнеров;
ЗПУ — при отправлениикрытых вагонов на ветеринарно-санитарную обработку (далее — ветсанобработка) повторой и третьей категориям в соответствии с ветеринарным назначением, выданныморганами Госветнадзора;
закрутка установленноготипа — при отправлении крытых вагонов на ветсанобработку по первой категории, атакже на крытые вагоны, не требующие промывки и направляемые по регулировочным заданиям.
1.21.2. перевозчиком:
закрутка установленноготипа — при отправлении крытых вагонов после проведения промывки и всех видов ветсанобработки;
ЗПУ — после проведенияпромывки и ветсанобработки рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов, а также принаправлении рефрижераторных вагонов под погрузку и их возврат на иностранные железныедороги.
1.22. На вагоны,прошедшие ветеринарно-санитарную обработку, органами Госветнадзора выдается перевозчикуудостоверение установленной формы.
После ветеринарно-санитарнойобработки рефрижераторных секций или АРВ-Э руководителю обслуживающей бригады выдаетсякопия указанного документа, которая служит основанием для погрузки в них грузов,в том числе подконтрольных органам Госветнадзора.
2. Требованияк размещению и укладке скоропортящихся грузов
2.1. Грузоотправительпри погрузке грузов должен размещать и укладывать их в вагоне, контейнере без повреждениявнутреннего оборудования. Тара должна быть без загрязнений и повреждений.
2.2. При наличиина стенах вагона (контейнера) вертикальных брусков или гофр грузы укладываются вплотнуюк ним, а при отсутствии брусков и гофр — на расстоянии 4 — 5 см от торцевых и продольныхстен.
2.3. Грузы (кромеплодоовощей) укладываются плотным штабелем.
Ящики с грузамипри плотной укладке размещаются по длине грузового помещения вагона (контейнера)плотно один к другому и торцевым стенам. Просвет по ширине вагона (контейнера),который возникает за счет некратности размеров ящиков и ширины грузового помещения,распределяется равномерно между ящиками. Причем справа и слева от дверного проемавагона ящики укладываются длинной стороной вдоль грузового помещения, а в междверномпространстве — поперек.
Грузы, перевозимыев бочках, барабанах, мешках и сетках, при некратности размеров мест груза и ширинывагона (контейнера) размещаются симметрично продольной оси вагона (контейнера).
2.4. Бочки с грузамиустанавливаются в один или несколько ярусов вертикально укупорочным днищем и втулкойвверх либо укладывают горизонтально, если втулка сбоку. При установке бочек в несколькоярусов применяются прокладки. Бочки вместимостью более 200 дм3 устанавливаются напрокладки толщиной не менее 2,5 см, шириной 15 — 20 см и длиной, равной наибольшемудиаметру бочек. При погрузке бочек в специализированные изотермические вагоны (рефрижераторныевагоны, вагоны-термосы), а также в универсальные и рефрижераторные контейнеры нанапольные решетки вагонов и на пол контейнеров настилаются доски или щиты. Не допускаетсяпогрузка бочек емкостью более 400 дм3 в специализированные изотермические вагоны(рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы) и емкостью более 100 дм3 в универсальныеи рефрижераторные контейнеры.
В каждый яруси ряд погрузки должны быть помещены однотипные по размеру бочки. Если на полнуювместимость вагона (контейнера) бочек одного размера недостает, то принцип однородностинеобходимо соблюдать по ярусам, при этом более тяжелые бочки ставятся в первый ярус.
При перевозкев крытых вагонах в зимний период года бочки необходимо оставлять незаполненнымина 10 — 15% их емкости, о чем грузоотправитель делает отметку в накладной в графе«Особые заявления и отметки отправителя».
2.5. Плодоовощив ящиках в вагоне размещаются одним из следующих способов (приложение 11 к настоящимПравилам):
При шахматнойукладке ящики в нечетных ярусах размещают вдоль вагона с просветами между ящиками4 — 5 см, на расстоянии 7 — 8 см от одной продольной стены вагона и 2 — 3 см — отдругой. Ящики четных ярусов размещаются в таком же порядке, но с перекрытием интерваловнижерасположенных нечетных ярусов внахлест на рядом расположенные ящики не менеечем на 2 — 3 см. Свешивание крайних ящиков допускается не более чем на одну третьих ширины.
При вертикальнойукладке дощатые ящики размещаются по длине вагона плотно один к другому и к торцевымстенам вагона, а по ширине — с просветами 4 — 5 см между ящиками, а также штабелемгруза и продольными стенами. Через каждые два яруса на головки ящиков накладываютсярейки толщиной 2 — 3 см, концы которых должны упираться в продольные стены вагона.В двух верхних ярусах ящики обязательно устанавливаются на рейки. Ящики следующихярусов точно укладываются на ящики нижнего ряда.
При перекрестнойукладке ящики размещаются в первом ярусе вдоль вагона, во втором ярусе — попереквагона и т.д. с просветами между рядами ящиков 4 — 5 см.
При правильномразмещении ящики перекрываются между собой. Между ящиками нечетных ярусов образуютсяпрямые каналы вдоль вагона, а между ящиками четных ярусов — каналы поперек вагона.
При длине ящиков,некратной ширине вагона, остающееся свободное пространство менее длины одного ящикаравномерно распределяется между ящиками.
Ящики-лотки икартонные ящики в вагонах устанавливаются плотным штабелем без применения реек.При этом ящики-лотки размещаются длиной вдоль вагона плотно один к другому и к продольнымстенам так, чтобы все стойки (головки) нижних ящиков-лотков точно входили в имеющиесядля них пазы верхних ящиков.
Стойки смежныхящиков-лотков верхнего яруса увязывают между собой проволокой или шпагатом.
Если у продольнойстены вагона будет оставаться промежуток, кратный длине ящика-лотка, то в этот промежутокящик-лоток устанавливается по его длине поперек вагона. Если этот промежуток будетнедостаточным для размещения ящика-лотка, то оставляется свободное пространствопоочередно, то у одной, то у другой продольной стены вагона. При этом для возможностиувязки четырех стоек смежных ящиков-лотков смещение лучше производить через дваряда.
2.6. Мешки, сеткис овощами размещаются в вагоне «стоймя» в несколько ярусов.
2.7. При перевозкебананов в зимний период во избежание их переохлаждения нижние ряды картонных ящиков(коробок) укладываются на поддоны, устанавливаемые на напольные решетки.
Коробки с бананамиустанавливаются в вагонах плотным штабелем без зазоров или шахматным способом.
2.8. Транспортныепакеты (далее — пакеты) в изотермических вагонах устанавливаются на напольные решетки,а в крытых вагонах, контейнерах — на пол. При общей высоте поддона с пакетом, атакже пакета не более 110 см, пакеты устанавливаются в два, а при большей высоте- в один ярус.
Между первым ивторым ярусом пакетов, обтянутых полимерной термоусадочной пленкой, делается прокладкаиз картона во избежание скольжения пакетов.
В междверном пространствевагона пакеты устанавливаются в один ярус для обеспечения их механизированной выгрузкииз любой двери вагона. Пакеты высотой более 180 см к перевозке не допускаются.
Пакеты устанавливаютсядлинной стороной по ширине вагона по два в ряд. Вагон должен быть загружен полнымкомплектом пакетов. При наличии между пакетами зазоров свыше 150 мм должно бытьпроизведено их крепление.
Для обеспеченияустойчивости штабеля при размещении груза в два яруса крайние пакеты второго ярусау междверного пространства вагона скрепляются с пакетами предыдущего ряда скруткамииз стальной отожженной проволоки диаметром 4 мм в две нити или укрепляются распорками.
При погрузке ивыгрузке пакетов нагрузка на напольные решетки и пол изотермического вагона от колесапогрузчика с грузом не должна превышать 1,2 тс, а крытого вагона — 1,5 тс.
Перевозка грузовв транспортных пакетах осуществляется в соответствии с правилами перевозок грузовжелезнодорожным транспортом в транспортных пакетах.
2.9. Грузы в вагонеразмещаются так, чтобы обеспечивалось свободное открывание дверей с обеих сторон.Тарно-упаковочные и штучные грузы укладываются в междверном пространстве с отступлениемот дверей на 25 см. Если груз, помещенный в междверном пространстве, неустойчивот поперечного сдвига, то двери вагона во избежание навала на них груза следуетограждать досками толщиной не менее 4 см или щитами. В этом случае груз может бытьуложен вплотную к ограждению без зазора.
Если длина ящиковнекратна длине вагона, а также если укладка производится шахматным способом, томеждверное пространство на ширину 70...100 см ограждается распорками, сбитыми издосок шириной 18...20 см общей толщиной 6...8 см или круглых стоек диаметром 10...15см.
Ящики двух верхнихярусов должны опираться на доски распорок (приложение 9 к настоящим Правилам).
Запрещается приустройстве распорок забивать гвозди в стены и пол цельнометаллических крытых и изотермическихвагонов.
2.21. Грузы вящиках, высота погрузки которых в настоящих Правилах не указана, укладываются врефрижераторные вагоны до такой высоты, чтобы масса загруженного груза не превышалатрафаретной грузоподъемности вагона, а между верхом штабеля груза и потолком рефрижераторноговагона оставался промежуток не менее 50 см. При наличии в вагоне воздуховодов ибалок с крючьями расстояние между ними и грузом должно быть не менее 20 см.
Размещение местс такими грузами в междверном пространстве при необходимости допускается вдоль,поперек или по диагонали вагона с установкой в дверных проемах на высоте двух верхнихярусов штабеля досок, предупреждающих навал груза на двери, а также с учетом обеспеченияустойчивости всего штабеля.
Во всех случаяхво избежание сдвига не допускается ступенчатая неполнорядная установка ящиков вверхних ярусах.
2.22. Грузоотправительдолжен иметь оборудование, материалы и иные приспособления, необходимые для погрузки,крепления и перевозки грузов.
Установка такихприспособлений при погрузке и снятие их при выгрузке производятся соответственногрузоотправителем, грузополучателем.
Все приспособления,принадлежащие грузоотправителю, выдаются грузополучателю вместе с грузом.
6. Продукция молочной,маслосыродельной
и жировой промышленности,яйца
6.1. Молоко коровье(далее — молоко) предъявляется к перевозке только пастеризованное или стерилизованноев охлажденном состоянии.
Молоко должнобыть чистым, без посторонних привкусов и запахов, однородной жидкостью без осадка,белого цвета со слегка желтоватым оттенком.
Молоко предъявляетсяк перевозке с температурой:
пастеризованное- от +8 град. С до +2 град. С;
стерилизованное- не выше +10 град. С.
Молоко стерилизованноеперевозится в упакованном виде в рефрижераторных вагонах.
Молоко пастеризованноеперевозится наливом в молочных цистернах, не принадлежащих перевозчику или арендованныху него, между станциями, на которых у грузоотправителя и грузополучателя имеютсясредства для налива, слива и промывки цистерн.
В летний периодпри температуре наружного воздуха до +30 град. С молоко при наливе в цистерны должноиметь температуру не выше +4 град. С, а при более высоких наружных температурах- не выше +2 град. С.
В зимний периодмолоко при наливе в цистерны должно иметь температуру не ниже +8 град. С.
Цистерны при наливезаполняются молоком до половины высоты колпака. В трехсекционных цистернах разрешенозаливать две крайние или одну среднюю секцию. Заполнение молоком одной крайней иликрайней и средней секции не допускается. На перевозку молока в молочных цистернахраспространяются общие требования к перевозке жидких грузов наливом в цистернах.
Молоко стерилизованноедолжно быть расфасовано в пакеты ТБА или в стеклянную упаковку с укладкой в ящики.
6.2. К перевозкепредъявляются следующие молочные продукты:
сметана с температуройот +6 до +2 град. С — во флягах, пакетах ТБА или стеклянных герметично укупоренныхбанках с укладкой в ящики;
творог замороженный(расфасованный) с температурой не выше -18 град. С — в ящиках.
Фляги со сметанойдолжны быть плотно закрыты крышками с прокладкой из резины, пергамента или подпергаментаи опломбированы.
6.3. Железнодорожнымтранспортом общего пользования перевозятся йогурты со стабилизаторами (далее — йогурты),имеющие срок годности от 14 до 30 суток, и йогуртные продукты термизированные (далее- йогуртные продукты), имеющие срок годности более 2 месяцев. Перевозка их производитсяв рефрижераторных вагонах.
Йогурты и йогуртныепродукты в герметичной полимерной упаковке или в пакетах ТБА упаковываются в блоки(установленные на картонные лотки, обтянутые полимерной пленкой), или в картонныеящики.
Йогурты и йогуртныепродукты в блоках принимаются к перевозке в транспортных пакетах, высота которыхне должна превышать 110 см.
При погрузке врефрижераторные вагоны йогурты должны иметь температуру +4 град. С, йогуртные продукты- от +4 до +15 град. С.
Суммарный срокдо погрузки и продолжительности перевозки йогуртов не должен превышать 2/3 общегосрока хранения.
Йогурты без стабилизаторовпо железным дорогам не перевозятся.
6.14. Предельныесроки перевозки продукции молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яицв рефрижераторных вагонах указаны в приложении 4 к настоящим Правилам.
8. Условия использованияспециализированных
изотермическихвагонов, рефрижераторных и универсальных
контейнеров, крытыхвагонов
8.1. В рефрижераторныхвагонах, к числу которых относятся рефрижераторные секции и АРВ-Э, перевозятся грузы,перечисленные в настоящих Правилах (приложения 1 — 5).
В рефрижераторныхвагонах при перевозке грузов обеспечивается соблюдение заданного температурногорежима.
8.2. Грузовоепомещение рефрижераторного вагона при положительной температуре наружного воздухадолжно быть предварительно охлаждено:
до 0 град. С передподачей под погрузку грузов, предъявляемых к перевозке с температурой минус 8 град.С и ниже;
до температурыхранения — перед погрузкой охлажденных грузов.
При погрузке неохлажденныхгрузов предварительное охлаждение грузового помещения вагона не производится.
При отрицательнойтемпературе наружного воздуха перед погрузкой грузов, требующих отопления, грузовоепомещение рефрижераторного вагона предварительно обогревается до +6 град. С.
Перед погрузкойбананов во все периоды температура воздуха в грузовом помещении вагона должна бытьдоведена до +12 град. С.
8.3. Отдельныегрузовые вагоны рефрижераторных секций могут загружаться грузами с разными режимамиобслуживания.
8.4. Температурныйрежим и необходимость вентилирования при перевозке грузов в рефрижераторных вагонахустанавливаются в зависимости от рода и температуры груза в момент погрузки согласноприложению 7 к настоящим Правилам.
При перевозкев рефрижераторных вагонах грузов без поддержания температурного режима механикиобеспечивают контроль за температурой внутри грузового помещения вагона и при пониженииили повышении температуры в вагоне выше (или ниже) предела заданного грузоотправителемв документе о качестве груза включают оборудование для доведения температуры в соответствиес заданной.
8.5. Продолжительностьнахождения грузов в грузовом вагоне рефрижераторной секции, отцепленном по заявкегрузоотправителя, грузополучателя от служебного вагона с дизель-электростанцией,не должна превышать 6 часов.
8.6. При предъявлениик перевозке грузов в рефрижераторных вагонах без охлаждения или отопления грузоотправителемдолжны соблюдаться требования к термическому состоянию грузов и температура грузапри предъявлении к перевозке должна соответствовать требованиям к температуре грузовпри погрузке в рефрижераторные вагоны, следующие без охлаждения или отопления (приложение8 к настоящим Правилам).
8.7. При перевозкев зимний период в рефрижераторных вагонах замороженных, мороженых грузов, имеющихпри погрузке в вагоны температуру ниже минус 5 град. С, а также масла топленогодопускается неограниченное понижение их температуры.
8.8. Погрузка(выгрузка) рефрижераторных секций на двух или нескольких станциях в попутном направленииосуществляется порядком, установленным перевозчиком.
8.9. Перечень,предельные сроки и условия перевозок грузов в рефрижераторных контейнерах устанавливаютсяперевозчиком.
8.10. При отрицательнойтемпературе наружного воздуха грузоотправитель принимает меры, предотвращающие переохлаждениеили подмораживание плодоовощей в период их погрузки.
8.11. Перечень,предельные сроки и условия перевозок грузов в вагонах-термосах устанавливаются перевозчиком.
8.12. Допускаетсяперевозить грузы в крытых вагонах, если температурный режим для данного рода груза(согласно технической документации) на всем пути следования совпадает с температуройнаружного воздуха.
В переходный периодв зависимости от температуры наружного воздуха возможность перевозки свежей плодоовощнойпродукции в крытых вагонах без утепления или с утеплением определяется перевозчиком.
8.13. В летнийи переходный периоды до наступления заморозков при перевозке в крытых вагонах вентилируетсянепрерывно на всем пути следования: рыба вяленая, свежие плодоовощи, яйца куриныепищевые неохлажденные.
8.14. Непрерывноевентилирование крытых вагонов производится через открытые боковые люки, зарешеченныеизнутри металлической решеткой или через полуоткрытые боковые люки.
Крышки боковыхлюков в полуоткрытом положении должны быть закреплены проволокой диаметром 4...6мм с постановкой деревянных брусков, изготовленных грузоотправителем, как показанов приложении 10 к настоящим Правилам. Для закрепления крышек люков в обшивке вагонанад люком просверливается отверстие диаметром 5...6 мм. Через это отверстие и кольцокрышки люка продевается проволока. Концы проволоки скручиваются с внутренней стороныобшивки с помощью металлической пластины размером 50 х 20 мм, толщиной 2...4 мми с двумя отверстиями диаметром 7 мм на расстоянии 25 мм друг от друга, причем скруткадолжна иметь не менее трех витков. Отклонение верхней кромки крышки люка от стенывагона должно быть не более 100 мм.
Закрепление крышеклюков в полуоткрытом положении, а также снятие проволоки после выгрузки производятсясоответственно грузоотправителем, грузополучателем.
8.15. Перечень,условия и предельные сроки перевозки грузов в зимний период в крытых вагонах с утеплениемустанавливаются перевозчиком на особых условиях.
Крытые вагоныпри утеплении сохраняют тепло или холод, аккумулированный грузом на определенныйсрок.
8.16. Перечень,предельные сроки и условия перевозок грузов в универсальных контейнерах устанавливаютсяперевозчиком.
9. Мелкие отправкигрузов
9.1. Мелкие отправкигрузов принимаются к перевозке с одной станции отправления на одну станцию назначенияот одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя.
При этом приеммелких отправок может производиться как на местах общего, так и необщего пользования,а выгрузка — только на местах необщего пользования.
9.2. Мелкие отправкигрузов, требующих соблюдения температурного режима, перевозятся в сборных АРВ-Э,а не требующих поддержания температурного режима — в крытых вагонах
9.3. Грузы мелкимиотправками перевозятся в таре.
9.4. Срок доставкимелких отправок грузов, требующих специального обслуживания (охлаждение, отопление),не должен превышать предельного срока перевозки, установленного для повагонных отправокнаименее стойкого из предъявленных грузов, и срока транспортабельности, указанногов документе о качестве груза.
9.5. В один вагонгрузятся мелкие отправки грузов, требующих при перевозке одинаковых температурныхрежимов и не оказывающих друг на друга отрицательного влияния.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Порядок формирования и исполнения федерального бюджета
Реферат What Makes Serial Killers Tick Essay Research
Реферат Соціально-політичні аспекти створення фашистської системи в Італії початку 20 початку 30 рр
Реферат “Читатель мой, мы в октябре живем”: мотив “творческой осени” в поэзии Пушкина и Бродского
Реферат Динамика развития региональной экономики Тамбовской области
Реферат Особенности народного характера в прозе В.М.Шукшина на примере одного из рассказов ("Микроскоп")
Реферат «публичная оферта» о заключении договора на оказание услуг внутризоной телефонной связи
Реферат Виды судебных доказательств
Реферат Источники экологических опасностей. Пути гармонизации экологических отношений
Реферат О. Кобилянська і Г. Маркес: діалог на рівні тексту
Реферат Взаимоотношения врача и пациента при лечении половых расстройств у мужчин
Реферат История Сорочинска
Реферат Борис Пильняк
Реферат Философия Канта. Докритический и критические периоды жизни. Реферат
Реферат Блочно-временной алгоритм фильтрации геолокационных данных