--PAGE_BREAK--Источник
: рассчитано автором по данным таблицы 5
Индекс условий торговли брутто все годы был больше 100%, и при этом постоянно увеличивался, что говорит о том, что рост физического объема экспорта шел более быстрыми темпами, чем рост физического объема импорта.
Индекс же условий торговли нетто на протяжении всего периода был больше 100%, но снижался, пока не стал равным 100%. Это показывает, что рост средних цен экспорта шел быстрее роста средних цен импорта, но эта разница в росте постоянно уменьшалась, пока не сравнялась.
По данным приведенной таблицы очень точно видно, что Германия на протяжении всего рассматриваемого периода имела положительное сальдо торгового баланса за счет более значительного роста физических объемов экспорта по сравнению с физическими объемами импорта. Разница в росте цен экспорта и импорта здесь большой роли не играла.
Глава 2. Географическое распределение внешней торговли Германии в 2003-2008гг.
В данной главе будет рассмотрена географическая ориентация внешнеторговых связей Германии. Для этого проанализируем показатели по экспорту и импорту данной страны за два года, первый год рассматриваемого периода и последний: 2003 и 2008. Такой анализ дает возможность проследить динамику развития торговых связей с основными странами-контрагентами, а также увидеть долю каждой из них в экспорте и импорте Германии. Традиционно Германия ведет наиболее активную торговлю с европейскими соседями и государствами с крупными экономиками, такими как США, Япония и Китай. Наглядное представление о внешнеторговых связях Германии могут дать цифры, приведенные в Таблицах 7 и 8.
Таблица 7
Географическое распределение экспорта Германии в 2003 и 2008 годах
Страны-контрагенты
2003
2008
Стоимость в млн.долл. США
% к итогу
Стоимость в млн.долл. США
% к итогу
Всего по экспорту, в т.ч.:
751824
100
1467244
100
Франция — Монако
78002,5
10,38
142630,5
9,72
США
68614,2
9,13
105211,5
7,17
Великобритания
61340,5
8,16
98710,7
6,73
Италия — Сан-Марино — Ватикан
53914,0
7,17
94391,2
6,43
Нидерланды
44117,2
5,87
96715,1
6,59
Австрия
38872,0
5,17
79230,3
5,40
Бельгия
37109,9
4,94
76139,8
5,19
Испания
36266,2
4,82
64743,6
4,41
Швейцария — Лихтенштейн
28571,8
3,80
58103,3
3,96
Польша
18192,0
2,42
59180,5
4,03
Источник
:
: International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2003; International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2008.
Ведущим партнером Германии по экспорту была и остается Франция. Хотя ее доля в экспорте к 2008 году снизилась и составляла уже менее 10%, тогда как в 2003 году ее доля в немецком экспорте была 10,38%. Также к 2008 году снизилась доля таких традиционных партнеров Германии, как Италия, Великобритания, Испания. Причем доля Великобритании сократилась значительнее всех: с 8,16% до 6,73%. Правда, как и в случае с Францией, это не пошатнуло лидирующих позиций этих стран в их импортировании немецких товаров и услуг. В целом этот процесс связан с вхождением в состав Евросоюза в 2004 году десяти новых стран, т.е. с появлением новых участников во внутриевропейской торговле, что означало “распыление” потоков немецкого экспорта. Страной, которая самым лучшим образом воспользовалась вступлением в Евросоюз для расширения своих торговых связей, является Польша. Ее доля в экспорте Германии увеличилась почти в 1,7 раза, и Польша стала обгонять Швейцарию. Большой скачок можно отметить и у Нидерландов, доля которых также увеличилась в относительно большой мере. Доля таких стран, как Бельгия, Австрия и Швейцария практически не изменилась. Единственной же неевропейской страной, попадающей в десятку основных партнеров Германии по экспорту, являются США. При этом их доля в 2008 году по сравнению с 2003 годом значительно уменьшилась. Это вызвано усилением как экономических, так и политических связей внутри Евросоюза.
Таблица 8
Географическое распределение импорта Германии в 2003 и 2008 годах
Страны-контрагенты
2003
2008
Стоимость в млн.долл. США
% к итогу
Стоимость в млн.долл. США
% к итогу
Всего по импорту, в т.ч.:
604729
100
1205522
100
Франция — Монако
54904,7
9,08
98292,4
8,15
Нидерланды
46495,2
7,69
105972,2
8,79
США
42098,1
6,96
67638,7
5,61
Италия — Сан-Марино — Ватикан
37926,5
6,27
67808,5
5,62
Великобритания
35356,2
5,85
65135,2
5,40
Бельгия
28711,2
4,75
58725,4
4,87
Китай
28259,7
4,67
86711,1
7,19
Австрия
23437,7
3,88
48702,6
4,04
Япония
21476,9
3,55
33933,9
2,81
Швейцария — Лихтенштейн
21011,6
3,47
46353,5
3,85
Источник
:
: International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2003; International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2008.
Первое место в немецком импорте, так же как и в экспорте, занимает Франция. Другие партнеры Германии по импорту – это в основном те же страны, объемы экспорта в которые также наибольшие. Но структура связей немецкого импорта не такая “европеизированная”, как в экспорте. Среди основных партнеров Германии по импорту присутствуют, кроме США, Китай и Япония. Причем отдельно стоить отметить именно Китай, доля которого к 2008 году по сравнению с 2003 выросла в 1,5 раза. Доля же США и Японии, наоборот, сократилась. Это отражает современную тенденцию стремительно развивающейся экономики Китая к увеличению своего экспорта по всему миру. В целом же изменения в немецком импорте в 2003-2008 годах были такими же, как и в импорте. Доля Франции, Италии и Великобритании уменьшилась, доля Бельгии, Австрии и Швейцарии незначительно изменилась, а доля Нидерландов возросла. Причем, за исключением Великобритании, снижение или увеличение импорта происходило примерно в равной пропорции со снижением или увеличением экспорта, т.е. резких изменений в сальдо торгового баланса между Германией и этими странами не произошло.
Глава 3. Структура внешней торговли Германии в 2003-2008 гг.
3.1. Товарная структура экспорта и импорта Германии
В данном разделе будут рассмотрены основные особенности структуры внешней торговли Германии. Они находятся в тесной связи с достигнутым уровнем социально-экономического развития, секторной структурой национальной экономики, степенью обеспеченности различными факторами производства (трудом, природными ресурсами, ресурсами знаний и др.).
Таблица 9
Товарная структура экспорта Германии в 2003 и 2008 годах
Разделы СМТК
2003
2008
Стоимость в млн. долл. США
% к итогу
Стоимость в млн. долл. США
% к итогу
Всего, в т.ч.:
748531,3
100
1466137,4
100
0 Продовольственные товары и живые животные
25654,6
3,43
56137,1
3,83
1 Напитки и табак
4980,9
0,67
10387,3
0,71
2 Сырье непродовольственное (кроме топлива)
10085,9
1,35
26070,0
1,78
3 Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы
12019,5
1,61
37525,5
2,56
4 Жиры, масла и воски животного и растительного происхождения
-
-
-
-
5 Химические продукты
93273,6
12,46
214293,3
14,62
6 Обработанные изделия, классифицированные по материалам
100088,4
13,37
202056,8
13,78
7 Машины, оборудование и транспортные средства
372609,1
49,78
677257,4
46,19
8 Разные обработанные изделия
74063,3
9,89
139317,7
9,50
9 Товары и сделки, не включенные в соответствующие разделы СМТК
54343,1
7,26
100104,8
6,83
Источник
:
: International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2003; International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2008.
Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод, что на протяжении изучаемого периода не произошло кардинальных сдвигов в составе и структуре экспортируемых Германией товаров. Ведущей статьей экспорта продолжают оставаться машины, оборудование и транспортные средства. Немецкие автопроизводители, такие как Volkswagen, BMWи Porsche, известны по всему миру. На долю этих отраслей экономики приходится почти половина стоимости экспорта. Этот факт указывает на высокий уровень развитости экономики Германии, экспорт которой не имеет сырьевой направленности. Хотя следует отметить, что доля данного раздела СМТК снизилась с 49,78% в 2003 году до 46,19% в 2008. Экспорт сырья, топлива, смазочных материалов играет очень незначительную роль, несмотря на некоторое увеличение доли этих разделов, в сумме они составляют менее 5% стоимости немецкого экспорта. Значимой статьей экспорта Германии являются химические продукты (12,46% и 14,62% в 2003 и 2008 годах соответственно), что не удивительно, ведь Германия располагает очень крупной химической промышленностью с концернами-мировыми лидерами BASFи Bayer. Практически вся остальная часть экспорта – это разного рода готовые изделия.
Таблица 10
Товарная структура импорта Германии в 2003 и 2008 годах
Разделы СМТК
2003
2008
Стоимость в млн. долл. США
% к итогу
Стоимость в млн. долл. США
% к итогу
Всего, в т.ч.:
601761,0
100
1204209,3
100
0 Продовольственные товары и живые животные
35310,4
5,87
64173,8
5,33
1 Напитки и табак
5453,9
0,91
8117,4
0,67
2 Сырье непродовольственное (кроме топлива)
17565,0
2,92
42438,9
3,52
3 Минеральное топливо, смазки и подобные им материалы
52152,4
8,67
163734,0
13,60
4 Жиры, масла и воски животного и растительного происхождения
-
-
-
-
5 Химические продукты
61779,9
10,27
142653,8
11,85
6 Обработанные изделия, классифицированные по материалам
76990,7
12,79
163880,8
13,61
7 Машины, оборудование и транспортные средства
223378,5
37,12
385501,4
32,01
8 Разные обработанные изделия
73720,5
12,25
119362,9
9,91
9 Товары и сделки, не включенные в соответствующие разделы СМТК
53840,6
8,95
109527,5
9,10
Источник
:
: International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2003; International Trade Statistics Yearbook, Volume 1, New York, UN, 2008.
В целом в структуре импорта Германии также не произошло значительных изменений. Но есть моменты, которые заставляют обратить на себя внимание. Немецкая экономика традиционно импортирует минеральное топливо – нефть и газ. Этот раздел СМТК всегда был важной статьей расходов. А к 2008 году его доля значительно увеличилась и составила 13,6% по сравнению с 8,67% в 2003 году. Это говорит о том, что Германия стала еще более зависимой от поставок нефти и газа. Основной статьей немецкого импорта являются машины, оборудование и транспортные средства. Доля же этого раздела СМТК уменьшилась на 5,11 процентных пункта к 2008 году. Можно заметить также уменьшение доли восьмого раздела СМТК (разные обработанные изделия). Из этого можно сделать два вывода. Уже начавшаяся рецессия экономики из-за кризиса повлияла на платежеспособный спрос населения. У немецкой экономики есть возможность заместить импортную продукцию этих разделов отечественной.
Таблица 11
продолжение
--PAGE_BREAK--