Реферат по предмету "Маркетинг"


Статистика цен и инфляции 2

--PAGE_BREAK--1.2. Сущность понятий цена и инфляция.
Цена — многофункциональное  экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические  последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком  анализе закономерностей и тенденций их  изменения  заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы[5].

Цена — сложная система, составной элемент рыночного механизма. Следовательно, статистическое изучение цен требует развернутой системы показателей, соответствующей требованиям рыночной экономики. Система показателей должна отразить различные виды дифференциации рыночных цен: ассортиментный, территориальный, во времени, по социально-доходным группам, раз личным субрынкам.

 Таблица 1. –  Система показателей статистики цен.



Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.

Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур.

С другой стороны, цена — сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Цены, процессы  их образования и изменения представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен — самостоятельный блок, входящий как  составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен[6].

   Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает  как:

    -     индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и  т. д.);

     -    маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена — это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена — важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена -  инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена -  это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена — мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена — это орудие конкурентной борьбы.

В зависимости от механизма формирования различают цены: свободные (рыночные), договорные и государственные. Для обеспечения сравнимости о времени результатов во времени используют цены фиксированные (постоянные) и сопоставимые.

В зависимости от уровня формирования различают: цену производителя, основную цену, и конечную цену (цену потребителя).

Рыночный выпуск товаров и услуг оценивается в основных ценах; если это невозможно, используют цену производителя. Основные цены используются для оценки выпуска продуктов по предприятиям, группам предприятий, отраслям, и т. д. Основная цена – это цена, полученная производителем за товары и услуги, исключая налоги и включая субсидии на продукты. Основная цена нивелирует субъективное влияние на стоимость товаров и услуг.

Цена производителя – это цена, получаемая производителем за товары и услуги, включая налоги на продукты и исключая субсидии. В рыночных ценах определяют затраты производства в масштабах макроэкономики.

Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция — повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

      Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:

 -  инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства;);

 -  рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

Рост заработной платы и цен подталкивают друг друга, и умеренная инфляция при соответствующей политике государства трансформируется в гиперинфляцию: разрушаются нормальные экономические отношения, производители и потребители избавляются от денег, вкладывая их в непроизводительные ценности, переходят на бартерные расчеты, сворачивается производство и накапливаются товары в расчете на их удорожание, растет спекулятивная деятельность, обесцениваются накопления целого поколения людей. Страдают от инфляции граждане с фиксированными доходами, вкладчики-кредиторы и предприниматели. Выигрывают фирмы, имеющие возможность легко увеличить и зарплату, напри мер торговцы драгоценностями, стоимость которых во время инфляции растет быстрее, чем стоимость жизни.



    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3. Источники первичной информации.
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.

По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное  появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п.

Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.

Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:

  — отказ от  массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных     форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;

  — отказ от сплошного учета цен   и   переход  к   использованию   выборочного  метода  во  времени,    пространстве и товарной массе;

          — формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей;

          — введение системы поправок на изменение качества товаров;

          -  полный  охват  всех  форм  и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией     цен остался спорным и продолжает обсуждаться.

Формирование выборочной совокупности осуществляется  по  схеме.

1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное  или ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал еженедельную регистрацию цен на  22 непродовольственных товара  в 132 городах России.

2. Отбор товаров-представителей.   (Товар-представитель — конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой — общность потребительского назначения.). Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.

   Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.

В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. — уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475.

3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара — перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы постоянство 'указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.

Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. — отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики — название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке.

Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:

 -  модальная,

 -  простая средняя арифметическая,

 -  взвешенная,

 -  случайно отобранная.

          По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным  — не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров.

4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:

            — выборка, в  которой пропорционально представлены крупные, малые города  и   села (географические, административные регионы);

            — широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам  (ВПР) — в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;

  — выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);

  — выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);

  — гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).

В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом.

Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).

Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2. Анализ показателей цен и инфляции в Тюменской области 2.1. Применяемые показатели.


Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя. Индекс потребительских цен  (ИПЦ) позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке.

Дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП) оценивает степень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, учитывает не только изменение цен товаров народного потребления, но и цен товаров, используемых в государственных интересах, инвестиционных, экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. В большинстве стран  ИПЦ публикуется ежемесячно, в кризисных условиях — еженедельно. Периодичность расчета ДВВП квартальная или годовая. Это связано с относительной сложностью его расчета.

В России ИПЦ исчисляется за каждый месяц и нарастающим итогом с начала года по модифицированной формуле Ласпейреса:



гдеp(t-1)q0 = p0q0×p1/p0 ×p2/p1 ×…×pt/p(t-1) .

Модификация состоит в том, что изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цены, т. е. В каждый период времени базовые веса умножаются на последнее значение индекса цен.

ДВВП в большинстве стран определяется по методу  Пааше. Известная формула может быть представлена в виде:



Отечественная практика расчета ДВВП имеет некоторые особенности: сначала с помощью индексов цен или физического объема (в зависимости от имеющейся базы) производится постатейная переоценка ВВП, рассчитанного по методу конечного использования, в ценах предыдущего года. Затем по формуле Пааше рассчитывается цепной ДВВП. Базисный ДВВП определяется путем перемножения всех годовых ДВВП в промежутке от отчетного до — базисного года.

Основным показателем динамики инфляции служит норма инфляции:

     N=(It— It-1) / It                                            

где  It  и  It-1   –  индексы цен смежных периодов.

Норма инфляции показывает, на сколько процентов изменился уровень инфляции за данный период времени. Если N составляет 1 – 9 %, инфляция называется «ползучей», 10 – 49 % — «галопирующей». В случае 50 % и более в месяц — экономика «больна» гиперинфляцией.

Для измерения инфляции используется индекс покупательной способности денежной единицы, показывающей, во сколько раз обесценились деньги:

                                          IП.С.= 1 / Ip                                                                                          

Цены обладают, как говорилось выше, способностью варьировать, или изменять своё значение во времени. По сути изменение цен на определённой территории представляет из себя динамический ряд – это ряд чисел, характеризующий процесс развития явления во времени. Всякий ряд динамики представлен в виде таблицы (конкретный пример см. в Приложении 1).

Ориентируясь непосредственно на уровни динамического ряда можно сделать лишь сами выводы о характере развития явления. Для того, чтобы более детально охарактеризовать динамику явления и сделать выводы о характере развития явления, применяются аналитические показатели.

1)  Абсолютный прирост – разность 2–х уровней динамического ряда. Абсолютный прирост может быть базисным или цепным. В данной работе этот показатель не используется в связи со сложностью получения первичной информации                                ∆у баз. = уi–уi–1

∆у цеп.= у i– уi–1.

2)  Коэффициент или темп роста – отношение 2–х уровней ряда. Бывает так же базисным (табл. 1, 2 в Прил.) или цепным (например, табл. 3, 4 в Прил.).

3)  Темп прироста – отношение абсолютного прироста к предыдущему или базисному уровню ряда:       ∆Tприр баз. = ∆у баз/у1

∆ Тприр цеп. = ∆у цеп/ уi–1.

В настоящее время,  в условиях неустойчивой рыночной экономики требуется более углубленный анализ динамических рядов. С этой целью применяются показатели ускорения (замедления) ряда динамики:

4)  Прирост темпов роста: ∆Tp= Tpi–Tpi–1

5)  Темп ускорения – отношение цепных темпов роста: Т ускор. = Tpi/ Tpi–1

6)  Прирост темпов ускорения: ∆Т ускор. = Т ускорi– Т ускорi–1

7)  Средний темп роста: Тр=n–1√ уn/у1  * 100% = n–1√Тр1*Тр2*…*Трn–1* 100%

8)  Средний темп прироста: Тпр = Тр – 100 %. Этот показатель показывает, как в среднем изменялся уровень ряда динамики на протяжении всего периода времени.

Эти показатели необходимы собственно для анализа динамики цен в Тюменской области.



    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Расчет  и анализ динамики цен и  инфляции в Тюменской области.


Для применения на практике представленной в первой части информации рассмотрим цены в Тюменской области  за период с 1996 по 2004 годы.

Для потребительских цен (всего)



1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Tускор

0,92

1,63

0,73

0,90

0,98

1,00

0,97

1,07

Δ Tускор.

0,92

0,72

-0,91

0,18

0,07

0,03

-0,03

0,10

Δ Тр

-10

71

-50

-13

-3



-4

8

Оу



81

-121

37

10

3

-4

12

Тр = 124 % Т пр = 24 %

Для цен производителей (всего)



1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Тускор.

0,95

1,22

1,20

0,84

0,95

0,92

1,01

1,07

ΔTускор.

0,95

0,28

-0,02

-0,36

0,12

-0,04

0,09

0,06

Δ Тр

-6

23

25

-25

-6

-10

1

8

Оу



29

2

-50

19

-4

11

7

Тр = 121 Тпр = 21 %

Не трудно заметить, что наибольший прирост у потребительских цен был в 1998 году. Это связано со знаменитым дефолтом. У производителей же наибольший прирост произошёл после вышеуказанного события. Это связано с тем, что спрос, а он представлен потребительскими ценами, всегда реагирует на экономические события стихийно, а предложение – позже, тем более, что обвал рубля произошёл во второй половине 1998 года. Поэтому у производителей сначала цены подскочили, но через год ещё больше выросли.

Замечу, что если бы не было обвала курса рубля (расчет без 1998 года), то Тр потребительских цен составил бы 119 %, а у цен производителей – 118 %. То есть дефолт сильнее сказался на динамике потребительских цен, разница между Тр в первом случае = 124–119 = 5 (%), а у производителей – 121–118 = 3(%).

Особое место занимает сфера услуг. Эта сфера экономической жизни у нас находится ещё в становлении. Поэтому там и происходит наибольший рост цен, то есть уместно говорить о неудовлетворённом спросе, который порождает рост цен. В то же время в «историческом» 1998 году именно на услуги цены выросли меньше всего. Это связано с тем, что в условиях ограниченного выбора люди отдают предпочтение товарам первой необходимости (большинство услуг к ним не относится), именно  на них в первую очередь люди тратят деньги. В условиях всеобщего повышения цен услуги, по большей части, остались «на периферии» потребительского выбора.

Среди производителей наибольший рост в рассматриваемый период (1996–2004 г г.)был в топливной промышленности, почти в 3,5 раза. Этой отрасли свойственны резкие скачки цен, что объясняется ценовой политикой производителей. Последняя же зависит в конечном итоге от внешних обстоятельств, как Российских, так и зарубежных, в том числе экономических и политических.

Наименьший рост цен в 1996–2004 годах происходил в отраслях, получивших слабое развитие в нашей области. К ним относятся лёгкая, лесная, целлюлозно–бумажная промышленности, и др.

Темп ускорения был самым большим в 1998 году, после чего наблюдается замедление ускорения – после резкого скачка рост цен замедлился.

Скачок цен производителей в 1998 как бы «распался» на двое – в 1998 и 1999 году были последовательные повышения, но в районе 20–22 %. Это объясняется тем, что в области есть предприятия с производственными циклами разной длины. Производства с длинными периодами оборота «затормаживают», сглаживают рост, он не такой резкий. У потребительских цен скачок был единожды, но зато он был 71 % (Что ещё раз подчёркивает стихийный характер такой категории как «спрос»).

Через год, в 1999–м у потребительских цен произошло резкое замедление темпов роста – на 50 %, а у производителей в 2000–м – на 25 %. В принципе, так оно и всегда бывает, после резкого скачка цен наблюдается замедление темпов роста.

По выборочным данным построим уравнение тренда. Как для цен производителей, так и для потребительских цен самое целесообразное уравнение – в форме линейной зависимости. Для построения уравнения были использованы общие данные  «декабрь к декабрю 1996 г.», т. к. они дают очень хорошее качество уравнений, и остатки соответствуют критерию Дурбина–Ватсона, их коэффициент корреляции примерно = 0. Если брать цепные данные, т. е. «декабрь к декабрю предыдущего года», то зависимости практически нет.


Рис. 1.
Рис. 2

Таким образом, графики наглядно показывают, что потребительские цены росли больше, чем цены производителей. Первые за 9 лет выросли в среднем в 7 раз, в то время производители в среднем увеличили цены лишь в 5 раз. Более того, коэффициенты bговорят, что в среднем ежегодно потребительские цены росли на 75 %, цены производителей – на 52 % к уровню 1995 года. Уместно говорить о сохранении тенденции, скорее всего, рост потребительских цен будет опережать рост цен производителей.

Из всех отраслей самый большой рост был в топливной промышленности. Для интереса рассмотрим динамику цен важнейших энергоносителей в сравнении с ценой на нефть (см. Рис. 3 ниже, Табл. 5 в Прил.).





Рис. 3

Как видно из диаграммы, набольший рост цен происходил на бензин и дизельное топливо. Это и является основой инфляции во всех других отраслях. Более того, нефть является основой для топливной промышленности, и здесь ясно видно, что цены на конечный продукт в несколько раз выше цены на сырьё. На лицо ценовая политика производителей. К тому же  топливо необходимо, чтобы довезти продукцию до потребителя, это порождает немалые расходы, и является одной из причин того, что темп роста потребительских цен опережает рост цен производителей.

В нашем случае речь идёт, конечно, открытой форме инфляции. Есть несколько методов борьбы с ней.

Во–первых, очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением новых ценовых ограничений, даже на время. Фиксирование цен в рыночной экономике вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь. Поэтому эффективнее сокращать денежную массу, а не фиксировать цены. Так же необходимо заняться проблемами реального сектора – балансировкой темпов роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен, например политика доходов и заработной платы. При этом не следует допускать роста бюджетного дефицита.

Профилактика инфляции – это создание экономических стимулов и повышение производительности труда, внедрение новых технологий, преобразование старых отраслей на новой технологической базе, и т. п.

Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления. Антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация расчетов с покупателями и заказчиками в ОАО Ферзиковский молочный завод Ферзиковского
Реферат Организационно экономический проект малого предприятия
Реферат Проблемный треугольник. Счетная ошибка при увольнении
Реферат Химические соединения для борьбы с водной растительностью
Реферат Художественное своеобразие и выразительные элементы представлений фольклорного театра Петрушки
Реферат Органы валютного контроля
Реферат Technology And Marketing Essay Research Paper Part
Реферат Представление о экономической теории. Ее место в ряду экономических наук
Реферат Евро – последний отсчет
Реферат Организация производства и менеджмент 2
Реферат Социологическое творчество Огюста Конта
Реферат Торговая марка Nescafe
Реферат Органiзацiйні структури управлiння
Реферат Организация оплаты труда в отделе розничной торговли ООО Цифровое фото
Реферат Основные средства предприятия их экономическая сущность показатели эффективности использования