--PAGE_BREAK--
Статистический анализ образования
Система показателей статистики образования
Таблица 1.
Основные социально-экономические показатели образования за 2007 год по Приволжскому федеральному округу
*Расходы консолидированного бюджета на образование на душу населения, руб. (с учетом коэффициента удорожания стоимости бюджетных услуг)
**Расходы консолидированного бюджета на общее образование в расчете на 1 учащегося за 2006 год, руб.
***Доля расходов на образование в расходах регионального консолидированного бюджета, проценты
****Среднемесячная заработная плата в отрасли «Образование», руб.
*****Соотношение среднемесячной заработной платы в отрасли «Образование» с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения
Дошкольное образование
Общее образование
Начальное профессиональное образование
Среднее профессиональное образование
Высшее профессиональное образование
Индикаторы образования
Преподаватели
Рис. 1.
Доля преподавателей, проходивших за последние 3 года повышение квалификации
в разных формах (стажировки, летние школы, аспирантура и т.д.) (%)
Более 60% преподавателей на каждом образовательном уровне в течение последних трех лет проходили процесс повышения квалификации в той или иной форме. Чаще всего это прохождение обучения по программам повышения квалификации, прежде всего касающееся учителей школ (73,2% в 2006 г., 73,9% в 2008 г.), преподавателей системы НПО (63,3 и 62,6% соответственно), воспитателей детских садов (66,7% в 2007 г.). Существенно реже преподаватели разных уровней участвуют в стажировках (чаще всего — преподаватели вузов, 20,4% в 2006 г. и 23,3% в 2008 г.), в летних и т.п. выездных школах и семинарах (чаще всего — учителя школ, 22,5% в 2006 и 18.5% в 2008), в поездках и стажировках в рамках научного обмена и обмена преподавателями (чаще всего — преподаватели вузов, 7,9 и 8.9% соответственно), в магистерских программах и аспирантуре (чаще всего — преподаватели вузов, 14,5% в 2006 и 15,1% в 2008 г.). В целом в динамике участие преподавателей в различных формах повышения квалификации по большинству уровней образования несколько снизилось (школы, СПО), и лишь в системе ВПО наблюдался рост.
Рис. 2.
Доля преподавателей, занимавшихся в течение последних 2-х лет
научной работой в разных формах (%)
По всем категориям преподавателей в целом доля занимающихся научной работой за 2 года выросла. Чаще всего ведут научные исследования преподаватели вузов (69,3% в 2006 г и 76,9% в 2008 г.), на остальных уровнях образования эта доля не превышает 40%. Занятость научными разработками выросла среди школьных учителей с 33.6% до 36,3%, преподавателей СПО — с 29,4 до 33,7%, НПО — с 26,2 до 35,9%.
Учащиеся
Рис. 3.
Стоимость одного года обучения для учащихся, обучающихся на платной основе, тыс.руб.
Самая низкая стоимость года обучения — в системе НПО (около 6 тыс.руб. в регионах, 8 тыс. руб. в 2006 и 4 тыс.руб. в 2006 г. в Москве). Учащиеся учреждений СПО в среднем платили в регионах 12,5 тыс. руб. в 2006 г. и 17,6 тыс. руб. в 2008, а в Москве — соответственно 20,8 и 36,5 тыс. руб. Выросла стоимость обучения в региональных вузах (с 28,1 до 39,9 тыс. руб.) и Московских вузах с 57,1 до 74,5 тысяч рублей. Умеренный рост платы за обучение наблюдался в региональных школах (с 32,1 до 38,4 тыс.руб.), а в Московских школах оплата выросла в полтора раза: с 89,9 до 140,1 тыс.руб.
Рис. 4.
Доля учащихся, занимавшихся с репетитором (%)
Более четверти учащихся школ (28,4% в 2006 г. и 28,3% в 2008 г.) пользуются частными образовательными услугами (занимаются с репетитором). На остальных уровнях образования (НПО, СПО, ВПО) эта доля, как правило, не превышает 10%. Среди учащихся НПО занимались 9,1% в 2006 г., 12% в 2007 и 8,8% в 2008 г.; среди студентов вузов — соответственно 8,1%, 9%, 7,9%. Доля имевших репетитора студентов СПО выросла 7,5 до 9,7%.
Показатели уровня образования населения в странах мира
Интерес мирового академического сообщества к проблемам и перспективам развития образования продолжает возрастать столь стремительно, что возникают трудности по переработке, обобщению и анализу растущего потока информации. С учетом этого для определения мировых тенденций развития высшего образования целесообразно провести классификацию образовательных систем по ряду признаков, отражающих наиболее существенные стороны системы. При рассмотрении таких системообразующих факторов важно определить круг вопросов, с ними связанных, выделить крайние и промежуточные позиции, соотнести векторы их развития с социально-экономическим уровнем разных стран. Данные международной образовательной статистики предоставляют возможность увидеть реальную картину состояния образования в большинстве стран мира. Сопоставительный анализ систем образования различных стран на основе этих данных позволяет оценить положительные и отрицательные моменты развития национальных образовательных систем и определить общемировые тенденции развития образования.
Наиболее обширная база данных по высшему образованию стран мира — WHED (World Higher Education Database) — создана Всемирной Ассоциацией Университетов IAU (International Association of Universities). В ней содержатся сведения по 180 странам, имеющим сформировавшиеся системы образования. Однако эти сведения носят в основном описательный характер, поэтому при сопоставительном статистическом анализе образовательных систем различных стран могут использоваться лишь в качестве дополнительного источника информации. В основе анализа должны лежать данные образовательной статистики, сгруппированные по системообразующим международным показателям. Признанными источниками такой информации являются:
— ежегодные всемирные доклады по образованию Института статистики ЮНЕСКО (Global Education Digest);
— материалы Организации экономического содружества и развития (ежегодные отчеты по образованию по странам ОЭСР и партнеров: Education at a Glance — OECD Indicators);
— доклады Всемирного банка.
Для сопоставления данных образовательной статистики разных стран используется Международная стандартная классификация образования (МСКО) утвержденная Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997г. Схема МСКО–1997 предлагает методологию перевода национальных учебных программ в международно-сопоставимый набор категорий для определения ступеней образования. Характеристика уровней МСКО и соответствующие эквиваленты российского образования представлены в табл.2.
Таблица 2. Характеристика ступеней МСКО
продолжение
--PAGE_BREAK--
Основные критерии выбора стран-лидеров
Для рассмотрения различных аспектов развития систем высшего образования важно выделить группу стран, наиболее продвинутых в этой области. При выборе ведущих стран в сфере образования мы исходили из трех основных критериев:
Уровень охвата населения высшим образованием.
· индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения страны.
· количество студентов высших учебных заведений, характеризующее масштаб развития высшего образования в стране.
· уровень охвата населения высшим образованием представляется целесообразным оценивать с учетом двух показателей:
· доли лиц с высшим образованием во взрослом населении (25-64 года),
· доли студентов высших учебных заведений в населении страны.
Первый из этих показателей относительно статичен (характеризует результаты многолетнего функционирования образовательной системы), второй позволяет оценить динамику развития образовательной системы и перспективы изменений в уровне образования населения. Следует подчеркнуть, что здесь и в дальнейшем речь идет о высшем образовании по российской классификации (третичное образование типа А или уровень 5А по международной классификации МСКО - табл.2).
Индекс образования является составной частью общего показателя – индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), методика расчета которого разработана специалистами ООН. Индекс образования измеряет относительные достижения страны как в повышении грамотности взрослого населения, так и в увеличении общего показателя поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения страны. Вес в две трети приходится на индекс грамотности взрослого населения и вес в одну треть – на индекс общего показателя поступивших в учебные заведения.
Ведущие страны по индексу образования и охвату населения высшим образованием
Данные международной статистики по индексу образования и доле взрослого населения с высшим образованием представлены в табл.3. Для выявления взаимосвязи рассматриваемых критериев с уровнем экономического развития страны в таблице приводятся также значения валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения по паритету покупательной способности.
В зависимости от уровня охвата населения высшим образованием страны условно разделены на 3 группы: в I группе стран доля взрослого населения с высшим образованием составляет не менее 15%; в странах II группы — от 10 до 14%; в III группе – менее 10%.
Таблица 3. Охват населения законченным высшим образованием, индекс образования и величина ВВП на душу населения
Доля взрослого населения с законченным высшим образованием
Как видим (табл.3), лидирующие позиции по уровню образования взрослого населения занимают три страны — США, Норвегия, Израиль, в которых 30% населения в возрасте 25-64 года имеют законченное высшее образование. Россия, занимавшая в 2002 году 7-е место, в 2005 году уступила свои позиции еще четырем странам, разделив 11-13-е места с Великобританией и Швецией. В подавляющем числе рассматриваемых стран в 2005 году отмечается положительная динамика по сравнению с 2002 годом (рис.5).
а)
б)
Рис.5 Динамика роста доли взрослого населения с законченным высшим образованием за период с 2002 по 2005 год:
а) сопоставление показателей 2002 и 2005 года (в процентах);
б) увеличение показателя за рассматриваемый период.
В двенадцати странах прирост доли взрослого населения с высшим образованием составляет от 3 до 6% (рис.), из них десять — страны I группы:
6% — Исландия, Дания, Нидерланды;
5% — Новая Зеландия, Польша, Люксембург, Корея;
4% — Израиль; 3% — Швеция, Австралия.
Во II группе стран динамично развивается Португалия (6%).
Соединенные Штаты увеличили свой показатель всего на 1% и, хотя они сохранили в 2005 году лидирующую позицию, но, в отличие от 2002 года, разделили первое место с Норвегией и Израилем.
В России за рассматриваемый период (2002-2005) не отмечено положительной динамики. По сравнению с 2002 годом ее обогнали интенсивно развивающиеся страны — Исландия, Дания, Корея, Австралия.
Индекс образования
Как видно из данных табл.3, страны с высоким уровнем охвата населения высшим образованием (МСКО 5А) имеют высокий индекс образования. В странах I группы он составляет от 0,94 до 0,99; в среднем 0,97. В первых 13 странах этой группы (от 21 до 30% лиц с высшим образованием в населении возрастом 25-64 года) среднее значение индекса образования составляет 0,98. В основном это наиболее богатые страны: 10 стран из 13 имеют ВВП на душу населения более $30000 (от 30610 в Австралии до 41950 в США). Исключение — Россия ($10640), Корея ($21850), Израиль($25280). В целом в странах I группы средняя величина ВВП на душу населения — $ 30335.Среднее значение индекса образования по I группе стран составляет 0,97.
Во второй группе преобладают страны со средним уровнем подушевого ВВП; исключение – Бельгия и Италия с высоким уровнем (более $25000), Бразилия, Турция и Малайзия с низким уровнем (менее $10000). Значения индекса образования имеют больший разброс (от 0,81 в Турции до 0,98 в Бельгии) и в среднем (0,90) существенно ниже, чем в первой группе.
В третьей группе преобладают страны с низким ВВП (в среднем около $9000) и с относительно низким индексом образования (от 0,75 до 0,86 в шести странах из девяти). Исключения: Австрия, Аргентина, Уругвай с индексом образования 0,97; 0,95 и 0,94 соответственно. Среднее значение индекса образования стран этой группы 0,87.
Внутри всех трех групп зависимости рассматриваемых показателей от величины ВВП на душу населения не наблюдается.
Лидеры по индексу образования: Австралия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, Финляндия (индекс образования 0,99).
Фактор масштаба
На первом этапе отбора стран-лидеров исходим из следующих значений рассматриваемых показателей:
· доля лиц с высшим образованием во взрослом населении — не менее 15%,
· индекс образования, характеризующий образовательный потенциал населения, — не менее 0,94.
В качестве дополнительных условий дальнейшего отбора ведущих стран с учетом масштабов и динамики развития высшего образования были приняты:
· количество студентов высших учебных заведений — не менее 0,5 млн.;
· доля студентов высших учебных заведений в населении страны – не менее 2%.
Сопоставительный анализ с проведением соответствующих расчетов показал, что всего двенадцать стран удовлетворяют совокупности всех перечисленных требований. Абсолютное и относительное количество студентов этих стран приведено в табл.4. В той же таблице представлены другие страны с высоким индексом образования и уровнем охвата населения законченным высшим образованием, а также страны с количеством студентов более 5 млн.
По абсолютному количеству студентов, характеризующему масштабность системы высшего образования (МСКО 5А/6), лидируют США (13,2 млн.). В группе стран с высоким уровнем охвата взрослого населения законченным высшим образованием второе место принадлежит России (6,9 млн. – почти вдвое меньше, чем в США), третье место – Японии (3млн). Особый интерес с точки зрения организации системы высшего образования представляют страны, в которых количество студентов вузов превышает 5 млн. Помимо США (13,2 млн.) и России (6,9 млн.), таких стран всего две – Индия (11,8 млн.) и Китай (10,2 млн.). В вузах этих четырех стран учатся более 40% от общемировой численности студентов, составившей в 2005 году 104,8 млн. чел. (МСКО 5А/6) – рис.6. И хотя процент студентов в численности населения Индии и Китая значительно ниже соответствующего среднего показателя по миру в целом (табл.3), тем не менее, с учетом фактора масштаба, особенности национальных образовательных систем Индии и Китая представляют безусловный интерес для более подробного рассмотрения.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Таблица 4. Количество студентов высших учебных заведений (МСКО 5А/6)
Рис. 6. Распределение по странам общемировой численности студентов вузов
(МСКО 5А/В)
По доле студентов в населении страны (рис.7) лидирует Финляндия (5,6%). Среди стран с количеством студентов более 0,5 млн. первое место занимает Польша (5,4%), второе – Россия (4,8%), далее следуют Новая Зеландия (4,5%) и США (4,4%).
Рис. 7. Доля студентов высших учебных заведений (МСКО 5А/6) в численности населения страны (%)
Как видно из гистограммы, изображенной на рис.4, средний процент количества студентов вузов в населении 12 стран-лидеров по охвату населения высшим образованием с учетом фактора масштаба более чем вдвое превышает соответствующий средний показатель для всего мира. Показатели Польши, России и США, лидирующих в этой группе стран, превышают общемировой уровень в 2,8 – 3,4 раза. В Индии и Китае данный показатель значительно ниже общемирового.
Рис. 8. Процент студентов высших учебных заведений (МСКО 5А/В) в численности населения ряда стран по сравнению с общемировым уровнем 12 стран-лидеров – группа стран с высоким уровнем охвата населения законченным высшим образованием и количеством студентов более 0,5 млн. (табл. 4)
Доля взрослого населения с третичным образованием (МСКО 5А/5Б/6)
Третичное образование, включающее уровни 5В (среднее профессиональное по российской классификации), 5А (высшее) и 6 (послевузовское), в ряде источников информации трактуется как высшее. Эта терминологическая неточность может явиться причиной ошибочной оценки степени охвата населения высшим образованием, тем более что в странах мира соотношение доли лиц с разными уровнями третичного образования (5А и 5В) колеблется в весьма широких пределах.
На рис.9 представлена гистограмма, заимствованная из Книги фактов ОЭСР. Как видим, по доле лиц с третичным образованием всех уровней (возрастная группа 25-64 года) лидирует Россия (55%) с достаточно большим отрывом от других стран, далее следуют Канада (45%), Япония(39,9%) и США (39%). Напомним, что по доле лиц с высшим образованием (МСКО 5А/6) в той же возрастной группе Россия и Канада не занимают лидирующих позиций: Россия — 11-13 места, Канада – 7-е место (табл.3, рис.5а).
Рис. 9. Доля лиц с третичным образованием (все уровни) в населении страны в возрасте 25-64 года (данные 2005 г.)
В этом контексте представляется целесообразным более подробно рассмотреть соотношение количества лиц с разными уровнями третичного образования. Необходимые для этого данные международной статистики приведены в табл.5 и на рис.10.
Как видно из гистограммы на рис., иллюстрирующей соотношение степени охвата взрослого населения страны высшим образованием (МСКО 5А/6) и третичным (все уровни), помимо России и Канады имеется еще ряд стран с высоким охватом населения третичным образованием за счет относительно многочисленной группы лиц с образованием 5В. Так, Япония, занимает 10-е место по доле взрослого населения с высшим образованием и 4-е по соответствующей доле с третичным образованием (МСКО 5В/5А/6); Швеция занимает 11-13-е и 5-е места соответственно; Финляндия -17-18-е и 6-е места. В первую десятку стран по доле лиц с законченным третичным образованием в возрасте 25-64 года входит Бельгия (7 место), которая по соответствующей доле лиц с высшим образованием не вошла в число стран 1 группы.
Гистограмма, изображенная на рис. , иллюстрирует соотношение долей взрослого населения с разными уровнями третичного образования — 5А/6 и 5В (долей «А» и «В» соответственно). Как видим, в большинстве стран имеет место явное превосходство доли населения с высшим образованием. Приблизительно равные доли «А» и «В» отмечаются всего в четырех странах: Канаде, Финляндии, Бельгии, Австрии. Россия является единственной в мире страной, в которой доля взрослого населения со средним профессиональным образованием («В») значительно выше доли населения с высшим
образованием («А»). Третичное образование имеют около 55% россиян в возрасте 25-64 года, из них 34% лиц со средним профессиональным образованием.
Таблица 5. Соотношение количества лиц с разными уровнями третичного образования
а)
б)
продолжение
--PAGE_BREAK--