--PAGE_BREAK--
Рынок делает цены гибкими, чутко реагирующими на изменение различных факторов. Поэтому показатели эластичности цен, их соотношений должны найти отражение в системе показателей статистики цен. Возможность для населения выбора товаров с определенным сочетанием качества и цен, соответствующих определенному уровню дохода и потребительским требованиям, определяет необходимость использования в системе показателей статистических оценок соответствия и отражения в цене качества товара, потребительских предпочтений.
Важнейшими остаются показатели динамики (особенно индексы) и прогнозные оценки (с учетом прогноза условий и факторов, влияющих на цены). Особое значение приобретают показатели динамики цен, учитывающие качественные изменения товаров. Система показателей статистики цен отражает диалектическое единство анализа цен в статистике и динамике, сочетание синтетического и аналитического подхода к изучению указанных проблем, включает показатели государственной статистики цен и статистики цен рыночных структур. [10]
5.
Принципы и методы регистрации цен
Существуют две концепции регистрации цен. В основе первой, получившей название прейскурантной методики, лежит строго документированный и сплошной учет цен, который в известной мере был оправдан в условиях политики стабильных цен, сравнительно узкого и малоизменяющегося ассортимента товаров. Практически регистрировались не сами цены, а только изменения цен.
По мере расширения объема и ассортимента товаров стали накапливаться серьезные ошибки: происходило неучтенное (скрытое) повышение цен, обусловленное появлением якобы «новых» видов товаров, и скрытое нарастание инфляционных процессов, так как не считались изменением и не учитывались в индексе новые цены на ранее не выпускавшиеся разновидности товара, временные цены на товары улучшенного качества, уценка залежалых товаров и т. п.
Эта концепция считалась основной в условиях централизованной плановой экономики; в рыночных условиях она применяется на коммерческих предприятиях с хорошо поставленным учетом.
Накопленный опыт наблюдения за рыночными ценами позволил в 1988-1989 гг. государственной статистике оперативно перейти на выборочную систему регистрации цен, основанную на следующих принципах:
— отказ от массового документированного учета, практически не возможного в условиях различных форм собственности, и переход к ограниченному использованию документов;
— отказ от сплошного учета цен и переход к использованию выборочного метода во времени, пространстве и товарной массе;
— формирование потребительской корзинки, т. е. набора товаров-представителей;
— введение системы поправок на изменение качества товаров;
— полный охват всех форм и видов торговли (субрынков). Ряд проблем, связанных с регистрацией цен остался спорным и продолжает обсуждаться. [15]
Формирование выборочной совокупности осуществляется по схеме.
1. Выборка во времени. Оптимальной считается ежемесячная регистрация цен. При необходимости на минимум товаров может быть организовано еженедельное или ежедневное наблюдение за ценами. Так, например, в 1992 г. Госкомстат РФ организовал еженедельную регистрацию цен на 22 непродовольственных товара в 132 городах России.
2. Отбор товаров-представителей. ( Товар-представитель — конкретная марка, артикул или малая товарная группа, основа которой — общность потребительского назначения.). Осуществляется выбор репрезентирующих всю совокупность товаров, характеризующих общие закономерности, тенденции, уровни цен.
Отбор товаров-представителей из генеральной совокупности, сгруппированной по характеру использования товаров, может осуществляться по критериям: доля данного товара в объеме реализации товарной группы, возможность регулярного получения данных, вариация индивидуальных индексов в группе, степень корреляции в динамике цен товаров группы. Как правило, предпочтение отдается первым двум критериям как менее дорогостоящим.
В нашей стране с 1989 г. статистическими органами велось наблюдение за ценами на 700 товаров-представителей (650 непродовольственных), а с 1 квартала 1990 г. — уже на 1030. В 1992 г. по договоренности между Госкомстатом РФ и Департаментом статистики Международного валютного фонда (МВФ) это число сократилось до 407 товаров. Для сравнения: потребительская корзина для расчета ИПЦ в США состоит из 300 продуктов и услуг- представителей, во Франции — 250, Англии — 350, Германии — 475.
3. Выбор конкретной разновидности товара-представителя и вида регистрируемой цены. Для регистрации цены товара-представителя применяется подробная спецификация товара — перечень его обобщенных потребительских признаков. Определение спецификаций требует экспертных знаний. При этом необходимы: постоянство указанных параметров товара, возможность следить за их изменением, значительная доля товара в объеме товарооборота, достигнутая и прогнозируемая устойчивость продаж.
Принципиальное отличие набора товаров-представителей, разработанного в соавторстве с экспертами МВФ, от действовавшего в 1989-1992 гг. — отсутствие единых и твердых спецификаций. В современных условиях конкретные параметры спецификации самостоятельно определяются регистратором и содержат характеристики — название торговой фирмы, размер, качественные признаки и др. Предполагается в дальнейшем регулярно повышать профессиональную квалификацию регистраторов, внедрять методы вероятностной выборки, проводить отбор спецификаций по принципу: каждый товар (в том числе с небольшим объемом продаж) имеет право быть представленным в выборке. [9]
Возможны четыре варианта регистрируемой цены товара-представителя:
— модальная,
— простая средняя арифметическая,
— взвешенная,
— случайно отобранная.
По действующей ныне методике регистрируется модальная цена, т. е. цена товара с наибольшим объемом реализации в товарной группе. Если таких товаров несколько, исчисляется простая средняя арифметическая цена этих товаров. Для оценки уровня цен товара такой подход является упрощенным — не учитывается распределение товаров по размерам и ростам (так как берется наиболее распространенный товар), а также распределение продажи по ценам различных видов товаров. [3]
4. Выборка по территории (отбор населенных пунктов, предприятий торговли). Возможны следующие варианты:
— выборка, в которой пропорционально представлены крупные, малые города и села (географические, административные регионы);
— широко применяемая в международной практике выборка пропорционально размерам (ВПР) — в выборку включаются все города с численностью населения больше заданной, а оставшиеся отбираются с вероятностью, пропорциональной их размерам;
— выборка с учетом дисперсии, способствующая уменьшению разброса (дисперсия цены или дохода в регионе не должна превышать общей величины дисперсии);
— выборка на основе интервальной группировки населенных пунктов (единица с меньшим объемом признака, например, численности населения имеет равную вероятность выбора со всеми единицами группы);
— гнездовая выборка (с помощью кластерного анализа выделение территорий, однородных по совокупности цен на основные товары).
В условиях рынка каждое предприятие само обеспечивает себя необходимой для маркетинга статистической информацией: наряду с собственной отчетностью подразделения или специализированные маркетинговые фирмы формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием покупателей, изучают поведение конкурентов и региональные возможности сбыта. Но частным фирмам нужна и ценовая информация на рынке в целом.
Организовать получение такой информации может только государственная статистика, которая выступает продавцом информации, имеющим научную школу, опыт, обоснованную с помощью дорогостоящих обследований и научных разработок методологию. Необходимы постоянное наблюдение за ценами (мониторинг), использование экспертных оценок, методов малой выборки в наиболее представительных точках, изучение взаимосвязи цен и спроса (на базе представительной панели).
Кроме того, система наблюдения за ценами включает выборочное обследование контрактов-договоров, использование материалов финансовых и других проверок, данных налоговых органов. Ценной становится любая информация: маркетинговая, торговых корреспондентов, публикации крупных компаний, экономических институтов и т. д. Особую важность приобретает разработка перспективных способов наблюдений; покупатель также может быть информатором, у него можно получить дополнительные сведения на выборочной основе, близкие к реальным (например, о цене покупки, соответствии цены товара его потребительским свойствам). Сочетание опроса покупателей с экспертными оценками позволит избежать влияния субъективности покупательских мнений на анализ. [11]
6.
Метод расчета и анализа индекса цен
Важное значение в статистических исследованиях коммерческой деятельности имеет индексный метод. Полученные на основе этого метода показатели используются для характеристики развития анализируемых показателей во времени, по территории, изучения структуры и взаимосвязей, выявления роли факторов в изменении сложных явлений.
Индексы широко применяются в экономических разработках государственной и ведомственной статистики.
Статистический индекс — это относительная величина сравнения сложных совокупностей и отдельных их единиц. При этом под сложной понимается такая статистическая совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию.
Например, ассортимент продовольственных товаров состоит из товарных разновидностей, первичный учет которых на производстве и в оптовой торговле ведется в натуральных единицах измерения: молоко — в литрах, мясо — в центнерах, яйцо — в штуках, консервы — в условных банках и т.д. Для определения общего объема производства и реализации продовольственных товаров суммировать данные учета разнородных товарных масс в натуральных измерителях нельзя. Не подлежат непосредственному суммированию и данные о количестве произведенных и реализованных различных видов непродовольственных товаров. Было бы, например, бессмысленно для получения общего объема реализации суммировать данные о продаже тканей (в метрах), костюмов (в штуках), обуви (в парах) и т.д.
В этих сложных статистических совокупностях единицами наблюдения являются товары с различными потребительскими свойствами. Данные о натурально — вещественной форме реализации отдельных товарных разновидностей непосредственному суммированию не подлежат. Для получения в сложных статистических совокупностях обобщающих (суммарных) величин прибегают к индексному методу.
Основой индексного метода при определении изменений в производстве и обращении товаров является переход от натурально — вещественной формы выражения товарных масс к стоимостным (денежным) измерителям. Именно посредством денежного выражения стоимости отдельных товаров устраняется их несравнимость как потребительских стоимостей и достигается единство.
Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексному методу.
В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные (элементарные) и общие.
Индивидуальные индексы характеризуют изменения отдельных единиц статистической совокупности. Так, например, если при изучении оптовой реализации продовольственных товаров определяются изменения в продаже отдельных товарных разновидностей, то получают индивидуальные (однотоварные) индексы.
Общие индексы выражают сводные (обобщающие) результаты совместного изменения всех единиц, образующих статистическую совокупность. Пример, показатель изменения объема реализации товарной массы продуктов питания по отдельным периодам будет общим индексом физического объема товарооборота.
Важной особенностью общих индексов является то, что они обладают синтетическими и аналитическими свойствами.
Синтетические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода производится соединение (агрегирование) в целом разнородных единиц статистической совокупности.
Аналитические свойства индексов состоят в том, что посредством индексного метода определяется влияние факторов на изменение изучаемого показателя.
Для определения индекса надо произвести сопоставление не менее двух величин. При изучении динамики социально-экономических явлений сравниваемая величина (числитель индексного отношения) принимается за текущий (или отчетный) период, а величина, с которой производится сравнение — за базисный период. [13]
Основным элементом индексного отношения являетсяиндексируемая величина. Под индексируемой величиной понимается значение признака статистической совокупности, изменение которой является объектом изучения. Так, при изучении изменения цен индексируемой величиной является цена единицы товара p. При изучении изменения физического объема товарной массы в качестве индексируемой величины выступают данные о количестве товаров в натуральных измерителях q. Стоимость продукции обозначается через s.
Индивидуальные индексы принято обозначать i, а общие индексы — I.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:
где pi1– цена на товар в текущем периоде,
pi– цена на товар в базисном периоде.
Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Цены различных товаров (например, кондитерских изделий и компьютеров) складывать бессмысленно. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней: — базисного периода времени (формула Ласпейреса):
где qi– объем продаж в базисном периоде,
qi1 – объем продаж в текущем период;
— текущего периода времени (формула Пааше):
Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).
Изучение динамики розничных цен (например, для получения дефлятора, позволяющего рассчитать стоимостные показатели от четного периода в сопоставимых ценах) должно быть максимально приближено к совокупности товаров, произведенных в отчетном периоде. Результат расчета по формуле Пааше показывает, во сколько раз сумма фактических затрат населения на покупку товаров больше (меньше) суммы денег, которую население должно было бы заплатить за эти же товары, если бы цены оставались на уровне базисного периода.
Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).
Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.
Формула Эджворта — Маршалла:
формула (4) улавливает сдвиги в структуре покупок, но привязана к условной структуре товарооборота, не характерной ни для одного реального периода, не имеет прямого экономического смысла. Ее расчет встречает препятствия в сборе материалов.
Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера:
который оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.
Численные значения индексов, рассчитанных по различным формулам на основе одних и тех же данных, отличаются и порой значительно, особенно в годы резких изменений уровня цен и связанного с этим изменения структуры спроса. Отдать предпочтение одной формуле трудно: разные цели диктуют применение индексных форм, имеющих разный экономический смысл. Отказ от концепции единственного индекса цен в пользу концепции системы индексов позволит дать обобщающую характеристику и оценку основных причин изменения розничных цен. Но поскольку все же индексный метод не универсален, а отражает лишь тенденцию движения цен, то нельзя требовать большей определенности от рассчитанных индексов. Кроме того, на чистоту результатов огромное влияние оказывает достоверность исходных материалов, особенно ошибка выборки, степень представительности товаров, включенных в расчет. [2]
Таблица 3. — Об индексе потребительских цен в ноябре 2009 года:
В ноябре индекс потребительских цен составил 100,3%, за период с начала года — 108,4% (в ноябре 2008г. — 100,8%, за период с начала года — 112,5%).
в процентах
Ноябрь 2009 г. к
Справочно
Октябрю
2009 г.
Декабрю
2008 г.
Ноябрю
2008 г.
Ноябрь 2008 г. к
Октябрь 2009 г. к Сентябрю 2009 г.
Октябрю
2008 г.
Декабрю
2007 г.
Ноябрю 2007 г.
Индекс потребительских цен
100,3
108,4
109,1
100,8
112,5
113,8
100,0
в том числе на:
товары
100,4
107,5
108,1
100,9
111,7
113,1
100,0
продовольственные товары
100,3
105,5
106,6
101,3
115,3
117,2
99,5
продовольственне товары без плодоовощной продукции
100,2
106,5
107,6
101,3
116,3
117,7
100,0
непродовольственные товары
100,4
109,4
109,6
100,5
107,8
108,6
100,6
услуги
100,1
111,1
112,1
100,7
114,8
115,8
99,9
В ноябре в 6 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 0,7% и более. Наибольшее увеличение цен и тарифов отмечалось в Курской и Липецкой областях — на 1,0% в результате удорожания услуг на 3,7% и 3,6% соответственно.
В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,3% (с начала года — 109,3%), в Санкт-Петербурге — 100,4% (с начала года — 108,0%).
Таблица 4. — Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров:
в процентах
Продовольственные товары
Ноябрь 2009 г. к
Справочно
Октябрю
2009 г.
Декабрю
2008 г.
Ноябрю
2008 г.
Ноябрь 2008 г. к
Октюбрь 2009 г. к Сентябрю 2009 г.
Октябрю 2008 г.
Декабрю
2007 г.
Ноябрю 2007 г.
Продовольственные товары без алкогольных напитков
100,2
104,9
106,0
101,3
116,3
118,4
99,3
Хлеб и хлебобулочные изделия
100,1
102,4
102,7
100,4
125,6
126,3
100,2
крупа и бобовые
98,1
99,1
98,6
99,5
126,5
128,6
99,1
макаронные изделия
99,4
102,2
102,7
100,6
133,1
135,7
99,4
мясо и птица
99,6
105,3
106,6
101,7
120,7
121,9
100,1
рыба и море- продукты
99,1
111,1
113,6
102,4
112,6
113,8
98,8
молоко и молочная продукция
101,1
100,9
101,6
101,4
111,4
114,1
100,7
масло сливочное
103,2
104,3
105,0
100,9
109,8
112,0
101,2
масло подсолнечное
99,4
80,6
79,0
98,6
124,5
125,3
99,2
яйца
101,3
85,0
86,1
103,0
112,3
116,4
100,9
сахар-песок
99,5
142,2
141,0
98,6
107,8
106,8
94,9
Алкогольные напитки
100,4
108,5
109,4
100,8
110,0
110,8
100,3
В ноябре среди наблюдаемых видов молочных продуктов молоко цельное пастеризованное, молочный напиток пастеризованный и стерилизованный, творог различной жирности, сметана и молоко сухое стали дороже на 1,2-3,4%.
Среди остальных наблюдаемых видов продовольственных товаров на 0,6-2,1% увеличились цены на консервы рыбные, кулинарные изделия из птицы, сыры твердые и мягкие, мед пчелиный, варенье, джем, повидло, пиво отечественных марок, сдобные булочные изделия, отдельные виды кондитерских изделий. Кроме того, обеды в столовых организаций, кофе в организациях быстрого обслуживания, обеды и ужины в ресторане стали дороже на 0,5-0,7%.
Наиболее существенное снижение цен отмечалось на икру лососевых рыб, окорочка куриные, рис, пшено, крупы овсяную и перловую, филе рыбное и муку пшеничную — на 1,8-2,9%.
Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце ноября составила 2107,7 рублей в расчете на месяц. По сравнению с концом октября его стоимость увеличилась на 0,3% (с начала года снизилась — на 0,4%).
Таблица 5. — Стоимость минимального набора продуктов питания и ее изменение по сравнению с предыдущим месяцем в субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав области):
Максимальная стоимость
Минимальная стоимость
субъект
Российской
Федерации
рублей
изменение стоимости набора, %
субъект
Российской
Федерации
рублей
изменение стоимости набора, %
Чукотский
авт.округ
6540,8
99,9
Республика
Татарстан
1696,7
101,5
Магаданская
область
3793,6
100,5
Ульяновская
область
1723,0
100,5
Камчатский
край
3696,7
100,4
Чувашская
Республика
1742,0
99,5
Сахалинская
область
3623,3
100,2
Тамбовская
область
1749,2
97,7
Республика Саха
(Якутия)
3512,5
100,3
Саратовская
область
1762,7
100,9
Стоимость набора в Москве в конце ноября составила 2379,2 рубля и за месяц увеличилась на 0,4% (с начала года — на 1,7%), в Санкт-Петербурге — 2294,2 рубля и осталась без изменения по сравнению с предыдущим месяцем (с начала года — снизилась на 0,7%).
Таблица 6. — Индексы цен на отдельные группы непродовольственных товаров:
в процентах
Непродовольственные
товары
Ноябрь 2009г. к
Справочно
Октябрю
2009г.
Декабрю
2008г.
Ноябрю
2008г.
Ноябрь 2008г. к
Октябрь
2009г. к
Сентябрю
2009г.
Октябрю
2008г.
Декабрю
2007г
Ноябрю 2007г.
Ткани
100,2
108,2
108,8
100,8
105,9
106,3
100,5
Одежда и белье
101,1
110,3
111,3
101,4
108,8
109,7
101,2
Трикотажные изделия
101,2
111,1
112,2
101,5
109,4
110,3
101,3
Обувь
100,9
109,8
110,3
101,3
107,8
108,4
101,4
Моющие и чистящие средства
100,3
112,2
113,3
101,7
116,4
117,1
100,3
Табачные изделия
100,4
118,1
119,0
101,2
115,2
116,2
100,6
Электротовары и другие бытовые приборы
100,3
108,9
109,4
100,8
105,1
105,4
100,3
Телерадиотовары
100,3
105,3
105,5
100,4
101,2
101,3
100,3
Строительные материалы
100,1
102,0
102,1
100,4
111,2
111,7
100,1
Бензин автомобильный
99,9
110,2
102,1
94,1
109,2
113,1
99,9
Медикаменты
100,4
117,0
119,3
102,2
114,2
114,9
100,3
В ноябре на 1,9-3,7% выросли цены на зимнюю одежду и обувь для детей и взрослых, трикотажные и меховые головные уборы из овчины или кролика. На 1,2-1,4% подорожали некоторые виды верхней осенней одежды и трикотажных изделий для детей и взрослых, меховых изделий, а также домашняя обувь для детей.
Среди наблюдаемых видов нефтепродуктов цены на дизельное топливо выросли на 1,6%. Одновременно бензин автомобильный марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) за месяц стал дешевле на 0,2%.
При среднем увеличении цен на медикаменты на 0,4% галазолин стал дороже на 6,5%, аспирин отечественный — на 4,8%, нитроглицерин — на 1,5%, амброксол — на 1,1%, дротаверин, анальгин отечественный, комбинированные анальгетики, амоксициллин и поливитамины с макро- и микроэлементами — на 0,2-0,6%. Вместе с тем, по остальным наблюдаемым видам медикаментов отмечалось снижение цен на 0,2-1,8%.
Кроме того, медицинские термометры ртутные и вата отечественная подорожали на 1,8% и 1,2% соответственно.
Среди остальных наблюдаемых видов непродовольственных товаров на 0,2-1,8% стали дешевле ткани из искусственного или синтетического шелка, коньки роликовые, подержанные легковые автомобили импортные, персональные компьютеры, общероссийские ежедневные газеты, телефонные аппараты сотовой связи и отдельные виды строительных материалов
Таблица 7. — Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг:
в процентах
Услуги
Ноябрь 2009г. к
Справочно
Октябрю
2009г.
Декабрю
2008г.
Ноябрю
2008г.
ноябрь 2008г. к
Октябрь
2009г. к
Сентябрю
2009г.
Октябрю
2008г.
Декабрю
2007г.
Ноябрю 2007г.
Жилищно-коммунальные
100,2
119,4
119,6
100,5
116,2
116,4
100,4
жилищные
100,2
113,0
113,1
100,4
114,8
115,0
100,1
оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов
100,3
114,6
114,6
100,1
113,3
113,3
100,2
содержание и ремонт жилья для граждан собственников жилья в результате приватизации
100,1
114,5
114,6
100,2
113,6
113,6
100,0
услуги по организации и выполнению работ по эксплуатации домов ЖК, ЖСК, ТСЖ
100,1
115,0
115,0
100,1
114,6
114,6
100,1
вывоз мусора
100,6
124,2
124,3
100,7
117,9
117,9
100,3
коммунальные
100,3
122,8
123,0
100,5
116,8
117,0
100,6
водоснабжение холодное и водоотведение
99,9
122,9
122,9
100,1
116,1
116,1
100,1
отопление
101,0
120,2
120,9
101,3
116,2
116,9
100,4
водоснабжение горячее
100,0
124,4
124,4
100,2
118,6
118,6
100,4
газоснабжение
99,9
124,1
124,1
100,0
122,9
122,9
103,5
электроснабжение
99,9
124,9
124,9
100,0
113,7
113,7
100,0
Медицинские
100,7
113,1
114,2
101,0
115,2
116,3
100,7
Пассажирского транспорта
99,7
105,0
108,1
101,2
119,0
123,5
98,7
Связи
100,1
102,8
103,4
100,0
101,4
101,5
100,2
Организаций культуры
100,6
110,5
111,5
101,0
114,5
115,0
101,5
Санаторно-оздоровительные
99,5
109,4
110,2
99,6
120,3
121,8
97,0
Дошкольного воспитания
100,7
116,1
116,5
101,5
120,2
120,7
100,4
Образования
100,2
108,1
108,4
100,3
115,6
116,0
100,5
Бытовые
100,6
109,2
110,4
101,5
117,3
118,6
100,5
Зарубежного туризма
98,6
105,9
110,6
100,1
117,7
118,3
97,2
Физкультуры и спорта
100,8
111,1
112,3
101,0
119,8
120,9
101,0
Страхования
99,8
102,0
102,1
100,3
103,6
103,6
99,5
В ноябре на фоне незначительного (на 0,1%) повышения цен и тарифов на услуги в целом услуги проводного вещания стали дороже на 1,8%.
На 0,8-1,4% выросли тарифы на проезд в пригородных поездах, стоимость начального курса обучения вождению легкового автомобиля и услуг по удостоверению завещания, цены на занятия в плавательных бассейнах, на билеты в кинотеатры, а также на отдельные виды бытовых, медицинских, ветеринарных и посреднических услуг.
Вместе с тем услуги воздушного транспорта стали дешевле на 2,3%.
На 0,4-2,1% снизилась стоимость экскурсионных туров в европейские страны, поездок на отдых в Испанию и Турцию, поездок в Китай, а также путевок в санатории, пансионаты и дома отдыха на территории России.
Кроме того, на 0,6% и 0,2% соответственно снизилась стоимость подключения к сети Интернет и услуг по страхованию автомобиля.
продолжение
--PAGE_BREAK--