БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждениеобразования
«Белорусскийторгово-экономический университет
потребительскойкооперации»
Кафедратовароведения непродовольственных товаров
Курсоваяработа
потовароведению непродовольственных товаров
на тему: «Анализ структуры торгового ассортимента женской кожанойобуви» на примере торгового предприятия «Дружба»
Гомель 2010
Содержание
Введение
1. Состояние рынка кожаной обуви вРеспублике Беларусь
2. Классификация и характеристикаассортимента женской кожаной обуви
3. Анализ структуры торговогоассортимента женской кожаной обуви, реализуемой в торговом предприятии «Дружба»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Вгардеробе современной женщины обувь занимает ведущее положение и являетсяпредметом первой необходимости. Она предназначена для защиты ног человека отнеблагоприятных воздействий внешней среды — холода, чрезмерного нагрева,сырости, пыли, грязи, механических повреждений, а также служит предметомукрашения человека.
Обувь жеиз кожи постоянно пользовалась неизменно высоким спросом. И не странно, ведькожаная обувь является не только наиболее удобной, теплой, практичной инатуральной. Она, как ни одна другая обувь подчеркнет уникальный стиль каждогопокупателя. Для женщин обувь это не просто элемент одежды. Легкие и элегантныелетние туфельки или длинные кожаные зимние сапожки скажут сами все за себя.Настоящая женщина всегда очень ответственно подходит к подбору своегогардероба. Она стремится носить не только стильную одежду, но и модную обувь.Модная женская обувь — настоящее произведение искусства и с этим нельзя несогласиться, ведь изначально обувь создавалась с целью предохранения от внешнихвоздействий, как говорится — «держи ноги – в тепле, а голову – вхолоде», но этого оказалось недостаточно. И постепенно лапти и сандалиитрансформировалась в изящные туфельки, сапожки, балетки. Женщина, наверное, поэтомуи родилась женщиной, чтобы поражать и очаровывать своей красотой, а уж добитьсяэтого ей помогут неотъемлемые спутники: модная одежда, профессиональный макияж,элитная обувь и конечно различные аксессуары, ведь, как правило, туфли илисапожки, или любая другая женская обувь должна сочетаться с сумкой. Таксоздается гармоничный образ.
Актуальностьвыбранной темы состоит в том, что спрос на качественную кожаную обувь постояннорастет, кожаная обувь является товарам сложного ассортимента, отличается большимразнообразием.
Цельюданной курсовой работы является: структуры торгового ассортимента женскойкожаной обуви.
Поставленнаяцель определила следующие задачи:
— определить состояние рынка кожаной обуви в Республике Беларусь;
— датьклассификацию и характеристику ассортимента женской кожаной обуви;
— проанализировать структуру торгового ассортимента женской кожаной обуви наконкретном торговом предприятие.
Курсоваяработа состоит из введения, трех глав, заключения.
Принаписании курсовой работы была использована учебная литература, а такжеэлектронные ресурсы.
Количествостраниц курсовой работы равно 38 страниц, 8 таблиц, 3 рисунка, 12 источников.
1. Состояние рынкакожаной обуви в Республике Беларусь
Производством обуви вРеспублике Беларусь занимаются более 24 предприятий. Основными из них являются СП«Белвест», СП «Марко», СП «Эвимар», ОАО «Обувная фабрика «КрасныйОктябрь»» (Витебск); Дом моделей «Омель», техникум легкой промышленности,СП «Отико», СП «Чевляр», СП «Ле Гранд», ООО «Сивельга», СП «Рейлит» (Минск); ОАО«Обувная фабрика «Неман»» (Гродно); ОАО «Могилевская обувнаяфабрика»; ОАО «Барановичская обувная фабрика»; Лидская обувная фабрика; СП«Батик» и ОАО «Труд» (Гомель); ОАО «Бобруйская обувная фабрика» и др. [7]
Проанализируем, как изменялосьпроизводство обуви в Республике Беларусь за последние годы (таблица 1.1 ирисунок 1.1) [11]
Таблица 1.1Производство кожаной обуви с 1990 по 2008 год (млн пар) в РБПоказатели Годы 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Производство общего всего 46,80 13,00 15,40 13,81 11,64 10,50 10,70 10,10 10,90 11,20 11,10 В том числе женская обувь 14,50 4,70 5,10 4,81 3,74 3,50 3,50 3,20 3,40 3,60 3,80 Удельный вес женской обуви в общем объеме,% 39,4 36,2 33,1 34,8 32,1 33,3 32,7 31,7 31,2 32,1 34,2
Анализируяданную таблицу, можно сделать следующие выводы, что производство кожаной обувиимело свое максимальное значение в 1990 г. причиной это является нахождение на тот момент Беларуси в составе СССР, что означала свободную реализацию даннойпродукции по всем странам входящим в состав Советского Союза. Минимальноезначение в производстве кожаной обуви имели следующие года: 2005 г. возможная причина девальвация денежных средств в РБ и 2008 г. Мировой кризис ударивший и по экономики Беларуси, что и привело к снижению выпуска кожаной обуви.
/>/>/>
Рисунок1.1 Производство кожаной обуви с 1990 по 2008 год (млн. пар) в РБ
/>По данным таблицы наблюдается, чтопроизводство женской кожаной обуви имело свое минимальное значение в 2005 г. и составляет 3,20 млн пар, а свое максимальное значение в 1990 г. и составил 14,50 млн пар, причинами данной тенденции являются те же события, что и для общегопроизводства кожаной обуви.
Проанализируемданные об изменении фактического товарооборота в Белкопсоюзе по статистическимсборникам c 2002 по 2008 гг.
Таблица1.2 – Фактический товарооборот обуви Белкопсоюзу, млн руб Фактический товарооборот, в млн. руб., годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Кожаная, текстильная и комбинированная обувь 15884,0 13652,0 14927,0 18714,9 22259,7 27286,7 38166,7
Каквидно из таблицы 1.2 товарооборот обуви по Белкопсоюзу в 2008 году по сравнениюс 2002 годом увеличился в 2,4 раза, данный процесс объясняется значительнымростом цен на все продукцию, основные причины такого поведения поставщиковслабый спрос продукции, которая не может обеспечить необходимый доходпредприятию за счет объемов производства как в Совецкий период. Также стоитотметить не конкурентоспособность отечественных производителей по отношению кболее дешевой зарубежной продукции.
/>/>/>
Рисунок1.2 Фактический товарооборот обуви по Белкопсоюзу, в млн руб
Судя поданным рисунка 1.2 наблюдается снижения уровня фактического товарооборота в 2003 г., после чего рост с 2004 по 2008гг… Несмотря на столь радужную картину, можно предположить,что товарооборот 2009 г. будет снижаться, за счет международного экономическогокризиса, поскольку кожаная обувь не является товаром первой необходимости,значит спрос на него снизится; если же, все же фактический товарооборотостанется на прежнем уровни или возрастет это будет свидетельствовать означительном росте цен на данную продукцию.
Набелорусском обувном рынке доминирует обувь зарубежных производителей, в общемобъеме реализуемой обуви они занимают 80% нашего рынка.
Согласностатистике, в Беларуси ежегодно продается 16,5 млн пар обуви на сумму около 0,5млрд USD. По данным налоговых органов,сделанным на основе анализа продажи идентификационных марок, 80% присутствующейна рынке обуви — импорт. В том числе 12,5 млн пар ввезено индивидуальнымипредпринимателями без таможенного декларирования, сюда относят обувь, которая ввезенаиз России, а произведена в Юго-Восточной Азии.
Говоря оположении белорусского производителя, нельзя не сказать, что те условия, в которыхон работает, существенно отличаются от условий предоставляемых импортерам.Белорусские производители соблюдают все необходимые стандарты и техническиеусловия, но вынуждены вносить авансовые платежи по НДС при ввозе материалов икомплектующих, уплачивать таможенные пошлины на все виды ввозимых материалов иполуфабрикатов, оборудование и запасные части к нему, это при том, что все этов стране не производится.
Беларусьодна из немногих стран допускает экспорт необработанного кожевенного сырья, вто время когда собственные кожзаводы простаивают, материалов для обувных фабрикне хватает. Как следствие, продав 1 кг кожсырья за 1,2 USD, ввозится кожтовар по 3,4 USD. Кроме того, законодательство разрешает безограничений применять надбавки на обувь, поступающую в розницу, но ограничивает5-15% надбавки на материалы и комплектующие для производства обуви: ввезенные вреспублику. Обувь третьих стран поставляется из России без ограничений, безуплаты таможенных пошлин и НДС [12].
Встатистических отчетах отмечаются предприятия, у которых большие запасыпродукции на складах.
Чтокасается кожаной обуви, то существуют сезонные накопления товаров, но это вынужденнаяситуация. Оптовых баз нет, но где-то должен хранится подготовленный к сезонутовар. Сроки реализации в обувной промышленности существенно сократились: 1-2месяца на осенне-зимний ассортимент и 2-3 недели — на весенне-летний.
Всепредприятия по производству кожаной обуви в совокупности производят 1,9 млн.пар обуви на сумму более 90 млрд. Лидером же по производству кожаной обуви вРеспублики Беларусь является СП «Марко».
Предприятияежегодно на 60% обновляют коллекцию обуви, благодаря этому постоянны хорошим спросомпользуется обув ЗАО «Сивельга». СП «Отико» например, реализует 27% обуви индивидуальнымпредпринимателям, 64% -произведенной кожаной обуви попадает на Российский рынок.Хорошая динамика продаж модельной обуви СП «Ле Гранд», восстанавливается производстводетской обуви в СП «Чевляр».
В концепрошлого — начале этого года СП «Отико» открыло новый швейный участок, внедрилодвухслойное литье подошв, что повышает их износоустойчивость. Ряд операций наэтом предприятии выполняют роботы. ЗАО «Сивельга» приобрело новейший комплектобтяжно-затяжного оборудования, оснащенного компьютерной техникой, котораяобеспечивает контроль за основными параметрами выполнения этих важнейшихопераций в сборке обуви.
Вобувной промышленности полная автоматизация невозможна. Без ручного труда неуспеешь за модой, не обеспечишь многомодельный одновременный выпуск.Техническое перевооружение в данный период не является суперактуальной задачей.Гораздо острее проблема вымывания оборотных средств. Чтоб снять ее, необходимосоздать рынок материалов и комплектующих изделий, обеспечить нормальныйтаможенный режим без взимания авансового НДС. Вот на чем должнысконцентрировать свое внимание производители обувной промышленности. И, конечноже, нужно бороться с контрафакной продукцией поступающей на Белорусский рынок контрабанднымипутями.
У крупнейших производителей (СОО«Марко», СП «Белвест «Сивельга», «Чевляр», «Отико», «Рейлит») в целомнаблюдается рост. Тем не менее по некоторым маркам продукции происходит сокращениеколичества пар какой-то определенной модели, что является следствием измененаассортимента.
Проблемы,которые необходимо решать отрасли, возникают у большинства руководителейобувных предприятий, к ним относят следующие: увеличение выпуска продукции, впарах, отвоевывание обратно своих рынков и наращивание экспорта. Правда, нехватает оборотных средств, качественных материалов, комплектации.
Чтокасается ассортимента, белорусская обувь, которая действительно имеет рядомположительных свойств, таких как износостойкость и доброкачественность, тем неменее она уступает импортным образцам по изысканности, модности и красоте.
Однакодело не в том, что белорусские производители менее инициативны. Если бы кимпортной обуви с ее тонкой подошвой и кожей предъявили те требования, которымдолжна соответствовать наша, то на белорусский рынок она бы вряд ли попала.Кроме того, есть сложности с получением «модной» фурнитуры. В стране ее почтинепроизводят. Пока производители найдут внешних импортеровфурнитуры, пока посмотрят образцы, пока закажут, пока все это пройдетрастаможку… мода и проходит на данный вид женской кожаной обуви.
Рассмотрим более подробнопредприятия по производству обуви в Беларуси.
Основным из главныхпредприятий по производству кожаной обуви является СП Марко.[9]
Предприятие«Марко» основано в 1991 году на частной форме собственности, включающей в себясобственность физических лиц Республики Беларусь и иностранного инвестора —фирмы «Эвимекс», Германия.
Основнойдеятельностью предприятия является производство и реализация кожаной обуви:мужской, женской и детской. За период производственной деятельности выпускобуви увеличился более чем в 7 раз и составил в 2005 году — 1 млн 750 тысячпар. С начала производственной деятельности було выпущено, в общей сложности,14 млн. 700 тысяч пар обуви. Обновляемость модельного ряда составляет порядка85% в год. Одновременно на конвейерных потоках предприятия находятся впроизводстве более 100 моделей обуви. В течение последних лет сохраняетсяустойчивая тенденция экспортных поставок в пределах 50% от общего объемареализованной продукции. Скрупулезный подход к выбору поставщиков сырья иматериалов для обеспечения производства новыми материалами высокого качества ивнедрение 5-ступенчатого контроля качества продукции, начиная от входногоконтроля качества материалов и комплектующих и заканчивая контролем качестваготовой обуви, обеспечивают стабильность качественных показателей на всехэтапах производства, что гарантирует выпуск высококачественной продукции.
Одним изосновных направлений является работа с ассортиментом. При том многообразииобуви, завозимой в Беларусь, Россию и страны СНГ от многочисленныхпроизводителе, очень сложно найти свою «нишу» и своего покупателя.Художники-модельеры разрабатывают в год более 800 моделей, примерно 400 из нихотбирается в производство. На предприятии два раза в год проводятсяпокупательские конференции-ярмарки — весенняя и осенняя с расписаниемассортимента по моделям.
В целомже коллекция моделей обуви «Марко» сегодня представлена более чем 500 образцамимужской, женской, подростковой и детской обуви традиционного клеевого,литьевого и сандально-клеевого методов крепления с верхом из натуральной кожи.Такой широкий ассортимент очень удобен, в частности, и для фирменной торговликомпании. Это позволяет иметь в магазине весь спектр обуви, причем своей, и необращаться для этого к другим производителям, так как сегодня СООО «Марко» —это крупный холдинг (объединение), который помимо производства обуви, успешнозанимается и торговой деятельностью. В настоящее время ведется работа посозданию фирменной сети в Российской Федерации.
ВитебскоеСП «Марко» в этом сегменте держится на уровне более 500 тысяч пар вгод, экспортируя около 40% продукции.
В категории«обувь для активного отдыха» конкурируют СП «Белкельме» иОАО «Лидская обувная фабрика». В прошлом году изготовитель изБелоозерска был вынужден уменьшить объем производства более чем на 25%.Основные экспортные направления — Россия и Испания. Но при этом лидскиеобувщики сохраняют позиции в выпуске домашней обуви около 900 тысяч пар в год.
ЗАО СП«Белкельме» — было основано в 1993 году на базе строящейсяэкспериментальной фабрики. Планируемая производственная мощность – 366 тысячпар в год. Производственное оборудование и техническая документация для пошиваобуви поставлены испанской фирмой «Kelme». Коллекции обуви для производства на ЗАО СП«Белкельме» разрабатываются лучшими дизайнерами фирмы «Kelme». Система менеджмента качествасертифицирована по ИСО 9000. Производимые товары: обувь мужская, женская,детская активного отдыха, повседневной носки и занятий спортом — ботинки,полуботинки, кроссовки, бутсы футбольные ботинки лыжные, пантолеты пляжные,пантолеты домашние, чешки.
Белорусско-британскоесовместное предприятие «ЛеГранд» производит женскую модельную обувь. СП«ЛеГранд» (Минск), сделавшее ставку на изготовление женской модельнойобуви, за последние 3 года в несколько раз сократило объемы выпуска и пошло попути концентрации усилий на производстве женской обуви для среднего класса. Эторешение уже начало себя оправдывать. Дизайнеры и художники предприятияразрабатывают модели в соответствии с последними веяниями европейской моды.Объемы производства составляют более 100 тысяч пар в год. Около 10%экспортируется, преимущественно в Россию.
Закрытоеакционерное общество белорусско-германское совместное предприятие«Отико» ЗАО СП «Отико». Предприятие известно тем, чтоиспользует высококачественное оборудование, применяет современные технологии иматериалы, оригинальные дизайнерские решения. Производимые товары: производствокомфортной мужской, женской, детской обуви литьевого крепления подошвы.
Еще пятьлет назад обувная отрасль считалась одной из самых бурно развивающихся. Но запоследние годы наблюдается неуклонный спад объемов производства.
Изприведенных в таблице 1.1 данных нетрудно заметить, что за последние 2 годаобъемы производства обуви неуклонно сокращались. Это привело к спаду в обувнойпромышленности, сокращению числа предприятий отрасли.
Однакоэкспорт обуви остался примерно на том же уровне поскольку основная доля в этомобъеме (95%) приходится на Россию, 2% на Испанию, 1% на Латвию и 2% на всеостальные страны (Украина, Германия, Эстония).
Основнымипричинами спадов объемов производства в отрасли, по мнению руководителей предприятий,являются следующие:
—агрессия дешевогокитайского импорта;
—нехваткаоборотных средств;
—невысокоекачество отечественного сырья и, как следствие, — обуви.
—ограничения наимпорт сырья;
—высокие издержкипроизводства, в т.ч. обусловленные избыточной численностью персонала;
—низкаяплатежеспособность населения.
Проблемадешевого китайского импорта стоит не только перед нашей страной. По данным Eurostat, около 30% всего импорта в страны ЕСсоставляет китайская продукция. В Беларуси ситуация несколько хуже. Общийимпорт кожаной обуви в 2008г. — 1,2 млн пар, причем 96% его из России, около 1%из Германии, Италии, Испании, Латвии и США вместе взятых. Китай никак нефигурирует в официальной статистике — тот самый пример неучтенного импорта.
Какпоказывает анализ, платежеспособный спрос на обувь в Беларуси составляетпорядка 14 млн пар в год.
Анализпроведенный маркетологами показал, что оказывается, не менее 95% покупокженской обуви и не менее 70% мужской осуществляют женщины. Они же играют ключевуюроль в процессе выбора. Покупательницы в возрасте от 16 до 54 лет«контролируют» 70—75% покупок. При этом:
85% — женщинпокупают обувь для себя;
50% —для мужчин;
35% —для детей.
Зимнююобувь около 74% белорусских потребителей покупают в магазинах, а не на рынке, авот с летней ситуация обратная — около 80% наших граждан приобретают ее нарынках. Замечено, что в «местах неорганизованной торговли»приобретается не отечественная обувь, а китайская, на которой указываютсясовсем другие страны-изготовители.
Измениласьи структура ассортимента белорусских предприятий. Если в середине 90-х годовпредприятие, представленное на рынке какой-либо одной ассортиментной группой,стремилось выйти за ее рамки и начать производство и в других группах, тосейчас большинство, наоборот, стараются сконцентрировать свои усилия только наодной ассортиментной группе, дабы сохранить конкурентоспособность продукции.Бороться за один конкретный сегмент рынка легче. [3]
Вусловиях мирового финансового кризиса обувная отрасль будет находиться в болеевыигрышном положении. Это связано с тем, что многие потребители пересталипокупать обувь экстра-класса и перешли в комфорт-класс и бизнес-класс.
К томуже многие отечественные предприятия заказывают разработку дизайна в Италии, болеетого, некоторые предприятия выпускают коллекции совместно с китайскимипроизводителями из их комплектующих, поскольку внутри Беларуси необходимогоколичества материалов не изготавливается. Многие называют такие коллекциикитайской обувью, но это неправильно. Как правило, дизайн разработок в Италии,комплектующие закуплены в Китае, но произведены на белорусских предприятиях.
Доляпродаж отечественной обуви в Беларуси за последнее время возросла. По итогампрошлого года объем ее реализации увеличился на 20%. Если учесть, чтопредприятия концерна составляю в объеме ВВП 1,8%, а в целом на рынке товаровлегкой промышленности республики — 18%, то обувная промышленность в состоянииувеличить эту долю и до 25%.
В целом можнопредположить, что промышленность в 2009 году отработает не хуже прошлого. Вянваре 2009 г. объем производства находился на уровне 80% к аналогичномупериоду минувшего года, в феврале — 85%, в марте — 90%. Ежемесячно отрасльприбавляет по несколько процентов, к концу года выйдет на 100%. Главная задача- выпуск качественного и интересного ассортимента.
Такимобразом, многие наши граждане предпочитают приобретать обувь на рынках — такдешевле. А дешевле потому, что ввозится эта обувь в страну нелегально. Многокитайской обуви импортируется под видом российской или производится российскимипредприятиями в Китае. Далее эта обувь «обрастает» липовыми бланками,свидетельствующими о ее российском происхождении, и беспрепятственно ввозится.Учитывая прозрачность белорусско-российских границ, делать это не так ужсложно. В Беларуси же, по оценкам экспертов, нелегальный ввоз составляетпримерно 5 млн. пар в год.
Во времякризиса во всех странах все производство повернулось к внутреннему рынку,поскольку понимают, что за счет своих потребителей можно выжить в условияхкризиса, так же нужно поступить в Беларуси. В условиях мирового финансовогокризиса обувная отрасль будет находиться в более выигрышном положении. Этосвязано с тем, что многие потребители перестали покупать обувь экстра-класса иперешли в комфорт-класс.
В целомпо обувной промышленности Беларуси наблюдается значительное понижение позициипо сравнению с Советским периодом, основные причины этого:
— сложность перехода к рыночной экономике, после десятилетий тоталитарногорежима, заключающаяся в нежелание руководящегося менять годами установленныепорядки;
— проблемыс получением высококачественных материалов и фурнитуры, заключающаяся в покупкикомплектующих от зарубежных представителей, а именно отсутствие производителейвыпускающую данную продукцию на территории Беларуси;
— открытостьБелорусского рынка к контрафактной китайской продукции попадающей черезРоссийскую границу;
— недостатокинвестиционных средств получаемых от государства, а также сложности возникающиеперед зарубежными инвесторами при вступлении на Белорусский рынок;
— мировойкризис, который ухудшил и ранние шаткую позицию обувной промышленности РБ.
Несмотря на то, что, ксожалению, большинство белорусских производителей кожаной обуви находятся в кризиснойситуации, которая связана с проблемами, изложенными выше, есть предприятия,которые успешно функционируют на рынке Республики Беларусь и за ее пределами.Постепенно расширяются их торговые сети, создавая фирменные магазины. И, какправило, вся отрасль ориентируется именно на них: СПООО «Белвест» и СПООО«Марко».
2.Классификация и характеристика ассортимента женской кожаной обуви
Кожаная обувь относится ктоварам сложного ассортимента, который отличается большим разнообразием видов,фасонов, размеров, применяемых материалов верха и низа, методов крепленияподошвы и др.
Ассортимент кожаной обувипостоянно обновляется и совершенствуется под влиянием моды, с появлением новыхвидов, конструкций, материалов и технологий, изменением социального состава населения,потребительского спроса.
Номенклатура обувинасчитывает несколько тысяч наименований. Возникает необходимость в ееклассификации. Классификация, т.е. распределение обуви на соподчиненные группыпо стабильным признакам и установление связей между классификационнымигруппами, необходима для управления ассортиментом, составления заказов,организации продажи, изучения обувных товаров.
Классификация кожанойобуви регламентирована Общегосударственным классификатором Республики Беларусь«Промышленная и сельскохозяйственная продукция « (ОК РБ 007-98) и ГОСТ 23251.Обувь. Термины и определения.
По назначению ГОСТ 23251предусматривает деление кожаной обуви на повседневную, модельную, домашнюю,дорожную, пляжную, для активного отдыха, национальную, круглосезонную, летнюю,зимнюю, весенне-осеннюю, обувь для людей пожилого возраста, детскую,спортивную, специальную, производственную, ортопедическую, профилактическую,военную.
Единый подход в этихклассификациях отсутствует. С целью изучения ассортимента кожаной обувицелесообразно рассмотреть учебную классификацию, где важнейшим признакомсчитается назначение.
По назначению кожануюобувь подразделяют на бытовую, спортивную, производственную и специальную,ортопедическую и профилактическую. [2]
Среди отмеченных группособая роль принадлежит бытовой и спортивной обуви.
Ассортимент бытовойкожаной обуви чрезвычайно разнообразен по структуре и классифицируется последующим основным признакам: материалу верха и его цвету, материалу и методукрепления подошвы, способу производства, характеру выработки, сезону носки,половозрастному назначению, видам и разновидностям, фасонам и моделям.
Посезону носки бытоваяобувь подразделяется на летнюю, зимнюю, весенне-осеннюю и круглосезонную.
Поматериалам верха женскую обувь подразделяют на юфтевую, нубуковую, велюровую,замшевую, хромовую, а также с верхом из текстильных материалов, изискусственной и синтетической кожи.
Поцвету: черного, белого, ярких и светлых расцветок. Для деталей низаиспользуются все известные материалы, обеспечивающие технологические требованияпри изготовлении и при носке.
Поматериалам, применяемым для подошв, различают обувь с подошвой из натуральной кожи, из резины,поливинилхлорида, термоэластичного эластомера, полиуретана, с подошвой издерева, войлока и других материалов.
Женская обувь изготовляется 13 номеров: от210 до 275 по метрической системе и 5 групп по материалам верха, в небольшомколичестве с комбинированным верхом, оценка которого не стандартизирована.
Свойстваобуви диктуются особенностями материалов подошв, и их следует соотносить поотношено к обуви. Например, наиболее износостойкая обувь — на подошве из резинстиронип и транспарентной, морозостойкая — на основе резин с разнообразнымвнешним оформлением — на подошве из полиуретана и т. д.
Взависимости от метода креплениядеталей низа к заготовке верха различают обувь клеевого, литьевого, рантового,сандального, доппельного, бортового, гвоздевого и других методов крепления.
/>Все методы крепления подошвы к верхуобуви можно разделить на четыре группы:
1)химические(клеевой, горячей вулканизации, литьевой);
2)ниточные(прошивной, рантовый, сандальный, доппельный, бортовой, выворотный, втачной идр.);
3)штифтовые(гвоздевой, шпилечный, винтовой);
4)комбинированные(строчечно-клеевой, сандально-клеевой, рантово-клеевой и др.).
Свыше 70% выпускаемой обуви изготовляется химическими методами.
Ассортимент обуви повидам и разновидностям. Вид обуви — конструктивный признак ее классификации,определяемый степенью закрытия ноги деталями верха. В настоящее времяизготовляют пять основных видов обуви (сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинкии туфли) и еще большее количество их разновидностей (сапожки, полусапожки,сандалии, опанки, пантолеты и др.). Одни из них утрачивают свое значение в потреблении,и их выпуск прекращается, а на смену им приходят другие, с новыми названиями иконструктивными характеристиками.
Сапоги — обувь, голенищекоторой закрывает икру. Для сапог характерно отсутствие удерживающих обувь наноге приспособлений и продольного разреза. Их вырабатывают прикройными(выделены перед и голенище как отдельные детали), реже — вытяжными (перед иголенище едины, встречаются в специальной обуви).
Полусапоги — обувь сберцами, доходящими до половины икры. По внешнему виду они аналогичны высокимботинкам и имеют клапан — разновидность язычка, пришитого по всей длине ккрыльям берец (глухой клапан) или только наполовину (полуглухой клапан) длязащиты от проникновения воды и грязи внутрь обуви.
Ботинки — обувь сберцами, закрывающими лодыжки, имеющая приспособления для закрепления на ноге(шнурки, застежки, кнопки, ремни с пряжками).
Полуботинки — обувь,заготовка верха которой закрывает всю тыльную поверхность стопы, с берцами нижелодыжки и приспособлением для удержания на ноге.
Туфли — обувь, заготовкаверха которой не полностью закрывает тыльную поверхность стопы, с берцами нижелодыжки. От полуботинок туфли отличаются большей глубиной выреза союзки, т.е.большей степенью открытости. У туфель тыльная поверхность стопы открыта болеечем на половину ее длины, а у полуботинок наоборот.
Сандалии – обувь,изготовленная без подкладки и основной стельки сандальным методом крепления.
Поконструкции заготовки верха обувь может быть с овальной вставкой, с целыми деталями, с отрезнымидеталями, с целой союзкой, с целыми берцами, с отрезным носком, с настрочнымисоюзками, с настрочными берцами.
Взависимости от конструкции заготовки верха и низа различают несколько разновидностейобуви: мокасины, сандалеты, пантолеты, туфли-лодочки, опанки, чувяки, сандалии,ремешковые сандалии, спортивные туфли, />/>кроссовая обувь и др.
Размеробуви выражает длину стопы в миллиметрах или сантиметрах (метрическая системанумерации). Фактическая длина стельки обуви больше на величину припуска насвободное размещение пальцев при движении. Величина припуска стельки различна взависимости от назначения и вида обуви.
Основные системынумерации обуви:
Международный стандартISO 3355-77. Номером обуви считается размер стопы, измеренный в миллиметрах(обычно, переводят в сантиметры, с округлением до 0,5 см). Длина стопы измеряется от пятки до наиболее выступающего пальца. Нет поправок на формуколодки, что делает систему простой в применении и понятной. Данная метрическаясистема применяется и в России.
Европейская система — сантиметровая, по длине стельки. Единица измерения — штих, равен 2/3см (6,7мм).Длина стельки, обычно, больше длины стопы, миллиметров на 10-15 (так называемыйфункциональный припуск), поэтому Европейские обозначения размеров обуви больше,чем в первой системе.
Английская система —дюймовая, по стельке. Наименьший (исходный, нулевой) размер = 4 дюйма (размер ножки новорождённого ребенка). Нумерация — через 1/3 дюйма (8.5мм).
Американскаясистема аналогична английской, но исходный размер в этой системе меньше, чем ванглийской. Нумерация — через 1/3 дюйма. Женские размеры выделены там вотдельную систему (разница с английской ещё больше).
Обувьодного размера различается по полноте. Полнота — условное обозначение обхватавнутренней формы обуви в пучках. Разница между полнотами по обхвату в пучкахсоставляет: для обуви из юфти — 10 мм, для повседневной обуви — 8, длямодельной — 6 мм.
Дляверха женской обуви применяют более тонкие и мягкие материалы всех цветов иоттенков. Применяют кожи с натуральной лицевой поверхностью (шевро, хромоваякозлина), опоек, выросток, полукожник, гладкие эластичные кожи с лаковымпокрытием, кожи с облагороженным лицевым слоем, с ворсовой поверхностью и реженарезные и подшлифованные кожи толщиной 0,6—1,2 мм. Низ обуви изготовляют изнатуральных и искусственных кож, а также используют полимеры.
Наибольшимразнообразием по всем признакам классификации отличается обувь женскогоассортимента. Она делится на повседневную и модельную. Самые различные виды,фасоны и модели характеризуют женскую обувь, и практически нет ограничений нипо одному признаку ее классификации. Эту группу можно назвать наиболеенарядной, в ней имеют место самые различные крои заготовок, отделок ифурнитуры.
Характерпроизводства обуви определяет главным образом ее назначение. Выделяют двегруппы: модельную и массовую (повседневную). Модельная — это бытовая обувь, кхудожественно-эстетическим свойствам которой предъявляют повышенные требования.Модельную обувь изготавливают из лучших современных материалов, более сложногокроя и отделок. Она более изящная по силуэту, более легкая и гибкая, болеенадежная (имеет большие гарантийные сроки носки), но и более дорогая.
Повседневнаяобувь отличается несложными стандартными кроями заготовки, более дешевымиматериалами и отделами, такую обувь выпускают большими партиями, она имеет сравнительнонизкую цену
Фасоны имодели обуви являются важным классификационным признаком, так как позволяютдавать ее текстовое описание. Фасон обуви определяется ее формой, силуэтом:формой и высотой каблука, носочной части (верхним и боковым силуэтом). На однойколодке формуется только один фасон обуви. Модель обуви — это более детальнаяразработка фасона, где учитываются многие факторы: вид, материалы верха и низа,детали и крой заготовки, виды отделок и фурнитуры, способы соединения деталей ит. д.
Этиназначения определены главным образом особенностями конструкции. Летняя обувь —это обязательно открытые конструкции (ремешковые, сабо, с открытыми геленочной,пяточной, носочной частями), которые дают возможность максимальной вентиляциистопы и имеют меньшую массу. Ее нередко изготавливают бесподкладочной или сподкладкой под отдельные участки верха, с перфорацией и крупными просечками вза готовке. При повышенных температурах усиливается потоотделение стопы,поэтому для нее важны свойства паро- и воздухопроницаемости. Особенно высокиетребования предъявляются к паропроницаемости основных и вкладных стелек,поэтому эти детали не должны иметь сплошных пленочных покрытий, а вкладнуюстельку следует прикреплять точечным способом.
Зимняяобувь, наоборот, имеет максимально закрытые конструкции заготовки и включаеттакие виды, как сапожки, полусапожки, ботинки. Основное требование к этой обуви— теплозащитность и влагозащитность. Удовлетворяются такие требования за счетприменения сложного пакета материалов (наружных, промежуточных, внутреннихдеталей), за счет применения утепляющих подкладок из натурального иискусственного мехов или тканей (полушерстяных, ворсовых и др.), за счет подошвувеличенной толщины и соответствующих видов материалов (пористых резин,полиуретанов, термоэластопластов).
Улучшениятеплозащитных и фрикционных свойств достигают также глубоким рифлением ходовойповерхности подошв. Точных сопоставимых экспериментальных данных о теплопотеряхобутой стопы в настоящее время нет — причин этому много, так как их величинызависят от многих факторов: тепловыделений самой стопы, наличия на ней носковчулок, соотношения температур окружающей среды и стопы, видов и толщиныпримененных обувных материалов, наличия воздушных прослоек и т. д.
Осенне-весенняяобувь в известной мере является универсальной, занимающей наибольшую долю вассортименте. Она также имеет закрытые конструкции — это могут о полуботинки,туфли-лодочки, ботинки, полусапожки и сапожки. Основное требование к этойгруппе — влагозащитность. Наличие завышенного бортика в подошве также улучшаетвлагозащитность обуви.
Ассортиментженской обуви самый разнообразный и отличается изобилием фасонов, моделей ивидов. Это — туфли, сапожки, полусапожки, сапоги, ботинки, полуботинки.
Модельнаяобувь занимает особое место в ассортименте, на долю ее приходится болееполовины моделей с верхом из натуральной и до 30% с верхом из искусственнойкожи. Обувь с верхом из синтетических материалов не выпускают.
Взависимости от высоты каблука женскую обувь подразделяют: без каблука, обувь нанизком каблуке, среднем, высоком и особо высоком.
В модепоследних лет, в том числе обувной, все чаще прослеживаются новые веяния.Классическая мода отходит от функциональности в сторону декоративных излишеств.Удобство и комфорт отходят на второй план, не выделяются, афишируется жеизысканная роскошь и элегантность. Богатство и роскошь буржуазного шикаподчеркивается материалами, используемыми для сумок, ремней и обуви. Становятсямодными натуральные и искусственные кожи с лаковой поверхностью, блестящие кожипод золото и серебро, с рисунками и тиснениями печати под кожу страуса,крокодила, питона и других экзотических животных.
Сильноевлияние моды 60-х и 80-х гг. на современную обувную моду выдвигает на первоеместо в ассортименте высокие сапоги с прямыми голенищами, облегающие в икрах исвободными в щиколотках, отчего в этом месте образуются складки в видегармошки. Они напоминают популярные в 80-е годы сапоги «казачок».
Посравнению с прошлыми годами, роль сапог неизмеримо возрастает, и теперь онипредлагаются в качестве дополнения не только верхней одежды, но и платьев, идаже дорогих туалетов.
Носочнаячасть сапога узкая, заостренная, каблуки разной величины, но особенно моднывысокие изящные в виде шпильки — прямой или сужающейся к низу. Конечно, такаяобувь не слишком удобна, однако женщины готовы пожертвовать комфортом радикрасоты и элегантности.
Изысканнаяклассика не мыслима без туфель-лодочек на высоких каблуках, моделей счересподъемными ремешками и туфель с открытой пяточной и носочной частью.Характерным атрибутом в подобных моделях являются узкие ремешки или круглыешнурки, закрепляющиеся на щиколотках.
Послепериода почти полного отсутствия декора в моду снова входит обувь, обильноукрашенная вышивкой, бисером, узким кантом и ажурными вставками.
Моднымстановится комбинирование разных по цвету и фактуре материалов верха: матовых иблестящих, гладких и рельефных, ажурных и плотных, одноцветных и с печатнымрисунком.
Мода длямолодежи предлагает обувь спортивно-рустикального вида, удобную и практичную, сширокой носочной частью.
Моделичасто заимствуют спортивные элементы, например, литые подошвы, наплывающие наверх обуви, и отдельные конструктивные элементы верха, такие, как мягкие деталив области задника, застежки велькро и т. д.
Использованиепродержек, оплетки краев деталей, грубых контрастных строчек, обработка краевизделий в обрезку, частые отсутствия промежуточных деталей — жестких задников иподносков — все это придает такой обуви рустикальный, кустарный вид и некоторуюгрубоватость, которая остается актуальной в молодежной обувной моде.
Таким образом, поцелевому назначению обувь подразделяют на бытовую, спортивную, специальную,ортопедическую и профилактическую. Бытовая обувь подразделяется на модельную иповседневную. Модельная обувь предназначена для кратковременной носки вразличных торжественных случаях, соответствует современным требованиям моды.Повседневная обувь подразделяется на домашнюю — для носки дома, дорожную, дляактивного отдыха — прогулок, занятий физкультурой.
Посезону носки бытоваяобувь подразделяется на летнюю, зимнюю, весенне-осеннюю и круглосезонную.
Поматериалам деталей верха различаютобувь из кожи, текстиля, искусственных и синтетических материалов, скомбинированным верхом.
Поматериалам, применяемым для подошв, различают обувь с подошвой из натуральной кожи, из резины,поливинилхлорида, термоэластичного эластомера, полиуретана, с подошвой издерева, войлока и других материалов.
Взависимости от метода креплениядеталей низа к заготовке верха различают обувь клеевого, литьевого, рантового,сандального, доппельного, бортового, гвоздевого и других методов крепления.
Поконструкции заготовки верха обувь может быть с овальной вставкой, с целыми деталями, с отрезнымидеталями, с целой союзкой, с целыми берцами, с отрезным носком, с настрочнымисоюзками, с настрочными берцами.
Таким образам рынокпредлагаемой обуви всегда отражает широкий диапазон требований, обеспечивающихмногообразие вариантов выбора. Признаки классификации обуви, формирующей рынок,многообразны и тесно переплетаются друг с другом. При оптимальной структуреассортимента они наилучшим образом отвечают разнообразию условий эксплуатацииобуви. Установлено, что свойства обуви образуются комплексом ассортиментныхпризнаков, в различных сочетаниях формирующих торговый ассортимент.
Ассортиментобуви имеет множество классификационных признаков, которые учитываютсяпроизводителями и покупателями.
женская кожаная обувь ассортимент
3.Анализ структуры торгового ассортимента женской кожаной обуви реализуемой вторговом предприятии «Дружба» с 2007 по 2009 гг.
С экономической точкизрения, ассортимент – это прежде всего отражение межотраслевых и отраслевыхпропорций в составе товарного предложения, с товароведной же ассортимент – этосостав продаваемой фирмой продукции по группам, видам, типам, сортам, размерами маркам. Он различается широтой (количеством товарных групп) и глубиной(количеством моделей, видов марки в каждой группе). Ассортимент рассматриваетсякак один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спросаи предложения на конкретном товарном рынке.
Товарный ассортиментпредставляет собой набор товаров, объединенных или сочетающихся поопределенному признаку или совокупности признаков (вид, цвет, размер и т.д.).
По товарам народногопотребления различают два вида ассортимента товаров – производственный иторговый. В торговых организациях должен быть сосредоточен широкий ассортименттоваров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различнымипромышленными предприятиями. С этой целью происходит преобразование производственногоассортимента в торговый (подсортировка товаров).
Торговый ассортимент –перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.
Формирование ассортимента– это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболеепредпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическуюэффективность деятельности организации.
Формирование ассортиментаосуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства допотребления. При этом торговый ассортимент в конечном звене товародвижениявыступает в качестве целевой установки всего процесса движения товаров иформирования ассортимента, так как позволяет удовлетворить спрос покупателей иполучить прибыль от реализации товаров и услуг.
Торговое предприятие«Дружба» занимается только продажей обуви. Данное торговое предприятиенаходится в городе Рогачеве. Магазин по площади небольшой – 30 м2., но несмотря на это, товарооборот в данном магазине относительно большой, так какэто достигается тем, что обувь продается в рассрочку, что положительно влияетна товарооборот в данном торговом предприятие.
Анализ структурыассортимента поступившей женской кожаной обуви в торговое предприятие «Дружба»,будем проводить на основании товароведной классификации:
— по поставщикам;
— по материалу верха;
— по материалам низа;
— по видам.
Проанализируем структуруассортимента изделий по поставщикам таблице 3.1. и рисунок 3.1.)
Таблица 3.1.-Структура торговогоассортимента женской кожаной обуви в торговом предприятии «Дружба» попоставщикамПоставщики Реализация 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонения 2009г. от2007г. факт. (в шт.) удел. вес (в %) факт. (в шт.) удел. вес (в %) факт. (в шт.) удел. вес (в %) по факту по удел. весу ООО «Сивельга» 512 22,1 534 22,2 541 22,3 +29 +0,2 СПООО «Белвест» 754 32,5 776 32,3 779 32,1 +25 -0,4 СПООО «ЛеГранд» 575 24,8 594 24,7 600 24,8 +25 0,0 СПООО «Марко» 479 20,6 497 20,7 503 20,8 +24 +0,2 Итого 2320 100,0 2401 100,0 2423 100,0 - -
Судя по данным таблицы3.1., ассортимент женской кожаной обуви в торговом предприятии «Дружба», собщей торговой площадью 30м2, представлен четырьмя производителями:ООО «Сивельга», СПОО «Белвест», СПОО «ЛеГранд», СПОО «Марко». Наибольшийудельный вес в структуре ассортимента занимают обувь производителя «Белвест».Несмотря на то, что по данному производителю в магазине наблюдается стабильноеснижение поставок обуви на 0,4%, это не оказала существенного влияния на самассортимент кожаной обуви, поскольку увеличился удельный вес продукциипредприятий марки «Сивельга» и «Марко». Следует также отметить, что объемпоступления в целом женской кожаной обуви увеличился в 2009 году по сравнению с2007 на 103 пары.
/>/>/>
Рисунок 3.1 — Структураассортимента женской кожаной обуви по поставщикам в торговом предприятие «Дружба»с 2007 года по 2009 год.
Наблюдается небольшой, стабильный,ежегодный рост реализации на ТП «Дружба» женской кожаной обуви.
Проанализируем структуруассортимента женской кожаной обуви по материалу верха (таблица 3.2.)
Таблица 3.2. — Структураассортимента женской кожаной обуви по материалу верхаВиды кож Реализация 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009г. от 2007г.
факт.,
пар удел. вес (в %)
факт.,
пар удел. вес (в %)
факт.,
пар удел. вес (в %) по факту по удел. весу
Хромовые кожи
в т.ч.
КРС
Свиные
1774
1440
334
76,5
62,1
14,4
1852
1484
368
77,1
61,8
15,3
1872
1499
373
77,3
61,9
15,4
+98
+59
+39
+0,8
-0,2
+1,0 Текстильные материалы 270 11,6 273 11,4 268 11,0 -2 -0,6 Искусственные кожи 131 5,6 129 5,4 130 5,4 -1 -0,2 Синтетические кожи 145 6,3 147 6,1 153 6,3 +8 Итого 2320 100,0 2401 100,0 2423 100,0 - -
Ассортимент женскойкожаной обуви представлен изделиями из натуральной кожи, текстильных,искусственных и синтетических материалов. Наблюдается тенденция увеличенияпокупки обуви из натуральных кож на 98 пар и синтетических кож на 8 пар, чтокасается обуви материал верха, которых произведен из других материалов, тонаблюдается снижение по текстильным материалам на 2 пары по искусственным кожамна 1 пару. Это можно объяснить тем, что модные тенденции последних летпредполагают в своем ассортименте женскую обувь более долговечную, такую как изкожаных материалов или же обувь необычной, яркой фактуры, с различнымицветовыми решениями, возможными перфорациями, заклепками, ремнями, для этихцелей подходит такой материал как синтетические кожи.
С помощью таблицы 3.3.проанализируем структуру ассортимента изделий по материалу низа.
Таблица 3.3. — Структураассортимента женской кожаной обуви по материалу низа Виды подошвы Реализация 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009г. от 2007г.
факт.,
пар удел. вес (в %)
факт.,
пар удел. вес (в %)
факт.,
пар удел. вес (в %) по факту по удел. весу Полиуретан 1227 52,9 1287 53,6 1311 54,1 +84 +1,2 Термоэластопласт 877 37,8 893 37,2 897 37,0 +20 -0,8 Пористая резина 216 9,3 221 9,2 215 8,9 -1 -0,4 Итого 2320 100,0 2401 100,0 2423 100,0 - -
В ассортименте женскойкожаной обуви по материалам низа больше половины образцов представленополиуретаном, так как он обладает рядом положительных характеристик, таких каклегкость материала, повышенная устойчивость к истиранию, многократному изгибу идр… Поэтому он занял значительное место в производстве обуви и увеличился в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 84 пары.
Проанализируем структуруассортимента изделий по видам.
Таблица 3.4. — Структураассортимента женской кожаной обуви по видам.Вид обуви Реализация 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009г. от 2007г.
факт.,
пар удел. вес, в %
факт.,
пар удел. вес, в %
факт.,
пар удел. вес, в % по факту по удел. весу Сапожки 385 16,6 415 17,3 419 17,4 +34 +0,8 Полусапожки 288 12,4 292 12,1 294 12,1 +6 -0,3 Туфли 412 17,8 424 17,7 425 17,5 +13 -0,3 Летние туфли 407 17,5 418 17,4 422 17,4 +15 -0,1 Ботинки 278 12,0 284 11,8 302 12,5 +24 +0,2 Полуботинки 234 10,1 247 10,3 250 10,3 +16 +0,2 Сандалии 170 7,3 172 7,2 161 6,6 -9 -0,7 Сабо 146 6,3 149 6,2 150 6,2 +4 -0,1 Итого 2320 100,0 2401 100,0 2423 100,0 - -
Анализируя даннуютаблицу, сделаем вывод о том, что ассортимент женской кожаной обуви представленвосьмью видами изделий. Наибольший удельный вес приходится на сапожки, туфли илетние туфли (17,4%, 17,5 % и 17,4% в 2009 году). Затем идут ботинки, полусапожкии полуботинки (12,5% и 12,1% и 10,3% в 2009 году). Наименьший удельный весприходится на сандалии (6,6%), сабо (6,2%).
Основная задача –формирование ассортимента на основе общественных потребностей,платежеспособного спроса, состояния экономики промышленности и торговли и ихвозможностей.
Вмагазине имеется ассортиментный перечень — это часть торгового ассортиментатоваров, который должен быть постоянно в продаже, данная продукция должнаучаствовать ежедневно в реализации.
Таблица 3.5 – Анализсоответствия торгового ассортимента женской кожаной обуви требованиемассортиментного перечня на 15 апреля 2010 г.Виды изделия Факт в продаже, количество разновидностей По ассортиментному перечню, количество разновидностей Отклонения ( +/-) Сапожки 10 5 +5 Полусапожки 8 5 +3 Туфли 11 5 +4 Летние туфли 7 5 +2 Сандалии 3 2 +1 Сабо 1 +1 Итого 40 22 +18
По таблице 3.5 можносделать следующие выводы:
1) В широком ассортиментепредставлены следующие виды обуви: сапожки, полусапожки, туфли. Летняя обувь,так как еще не начался сезона, слабо.
2) Ассортимент данноготоргового предприятия превышает ассортиментный перечень на 18 видов изделий,что говорит о разнообразии кожаной обуви.
Таким образом, с цельюулучшения ассортимента магазина «Дружба» необходимо провести следующий рядмероприятий:
1. Расширить ассортиментженской кожаной обуви по видам, например спортивная обувь, а также чащеобновлять модели обуви, которые будут привлекать покупателя и увеличат спрос.
2. Чаще проводить исследованияпокупательского спроса для формирования оптимального объема и структуры закупокизделий, для выявления меняющихся вкусов и предпочтений потребителей;
3. Продолжать введениепродажи обуви в рассрочку;
4. Ввести в системускидок для постоянных покупателей.
Заключение
Основнымипричинами спадов объемов производства в отрасли, по мнению руководителейпредприятий, являются следующие: значительные объемы дешевого китайскогоимпорта, нехватка оборотных средств, невысокое качество отечественного сырья и,как следствие, — обуви, ограничения на импорт сырья, высокие издержкипроизводства, в т.ч. обусловленные избыточной численностью персонала, низкаяплатежеспособность населения.
Такимобразом в целом по обувной промышленности Беларуси наблюдается значительноепонижение позиции по сравнению с Советским периодом. Данную ситуацию ухудшил мировойкризис, который пошатнул этого слабые позиции обувной промышленности РБ.
Несмотря на то, что, ксожалению, большинство белорусских производителей кожаной обуви находятся вкризисной ситуации, которая связана с проблемами, изложенными выше, естьпредприятия, которые успешно функционируют на рынке Республики Беларусь и за еепределами. Постепенно расширяются их торговые сети, создавая фирменныемагазины. И, как правило, вся отрасль ориентируется именно на них: СПООО«Белвест» и СПООО «Марко».
Зимнююобувь около 74% белорусских потребителей покупают в магазинах, а не на рынке, авот с летней ситуация обратная — около 80% наших граждан приобретают ее нарынках. Замечено, что в «местах неорганизованной торговли»приобретается не отечественная обувь, а китайская, на которой указываютсясовсем другие страны-изготовители.
Ассортимент обуви имеетмножество классификационных признаков, которые учитываются производителями ипокупателями. Ассортимент же женской обуви самый разнообразный и отличаетсяизобилием фасонов, моделей и видов. Это — туфли, сапожки, полусапожки, сапоги,ботинки, полуботинки, сандалии.
По целевому назначению обувьподразделяют на бытовую, спортивную, специальную, ортопедическую ипрофилактическую. Бытовая обувь подразделяется на модельную и повседневную.
Посезону носки бытоваяобувь подразделяется на летнюю, зимнюю, весенне-осеннюю и круглосезонную.
Поматериалам деталей верха различаютобувь из кожи, текстиля, искусственных и синтетических материалов, скомбинированным верхом.
Поматериалам, применяемым для подошв, различают обувь с подошвой из натуральной кожи, из резины,поливинилхлорида, термоэластичного эластомера, полиуретана, с подошвой издерева, войлока и других материалов.
По конструкции заготовкиверха обувь может быть совальной вставкой, с целыми деталями, с отрезными деталями, с целой союзкой, сцелыми берцами, с отрезным носком, с настрочными союзками, с настрочнымиберцами.
Необходимо отметить, чторынок предлагаемой обуви всегда отражает широкий диапазон требований,обеспечивающих многообразие вариантов выбора. Признаки классификации обуви,формирующей рынок, многообразны и тесно переплетаются друг с другом. Приоптимальной структуре ассортимента они наилучшим образом отвечают разнообразиюусловий эксплуатации обуви. Установлено, что свойства обуви образуютсякомплексом ассортиментных признаков, в различных сочетаниях формирующихторговый ассортимент.
Модельнаяобувь занимает особое место в ассортименте, на долю ее приходится болееполовины моделей с верхом из натуральной и до 30% с верхом из искусственнойкожи. Обувь с верхом из синтетических материалов не выпускают.
Была проанализированаструктура ассортимента торгового предприятия «Дружба», которое занимаетсяпродажей обуви. Ассортимент женской кожаной обуви в торговом предприятии«Дружба» представлен четырьмя производителями: ООО «Сивельга», СПОО «Белвест»,СПОО «ЛеГранд», СПОО «Марко». Наибольший удельный вес в структуре ассортиментазанимают обувь производителя «Белвест». Следует отметить, что объем поступленияв целом женской кожаной обуви увеличился в 2009 году по сравнению с 2007 на 103пары.
Анализ структурыассортимента поступившей женской кожаной обуви в торговое предприятие «Дружба»,был проведен на основании товароведной классификации: по материалу верха; поматериалам низа; по видам.
Ассортимент женскойкожаной обуви представлен изделиями из натуральной кожи, текстильных материаловсинтетических и искусственных материалов. Наблюдается тенденция увеличенияпокупки обуви из натуральных кож на 98 пар, из текстильных материаловсократилось на 2 пары.
Из восьми видов обуви,продаваемых в магазине, наибольший удельный вес приходится на сапожки, туфли илетние туфли (17,4%, 17,5 % и 17,4% в 2009 году). Затем идут ботинки,полусапожки и полуботинки (12,5% и 12,1% и 10,3% в 2009 году). Наименьшийудельный вес приходится на сандалии (6,6%), сабо (6,2%).
Таким образом, с цельюулучшения ассортимента магазина «Дружба» необходимо провести следующий рядмероприятий:
1. Расширить ассортиментженской кожаной обуви по видам, например спортивная обувь, а также чащеобновлять модели обуви, которые будут привлекать покупателя и увеличат спрос.
2. Чаще проводитьисследования покупательского спроса для формирования оптимального объема иструктуры закупок изделий, для выявления меняющихся вкусов и предпочтенийпотребителей;
3. Продолжать введениепродажи обуви в рассрочку;
4. Ввести в системускидок для постоянных покупателей.
Список используемойлитературы
1 Большаков, К.В. Справочниктовароведа непродовольственных товаров в 3-х томах. Том 1./ К.В. Большаков,Т.Г. Богатырева, Я.И. Ганштак. – Москва.: Экономика, 1982 г.
2 Иванова, В.Я. Товароведение иэкспертиза кожевенной продукции: учеб.пособие для вузов / В.Я. Иванова, О.А. Голубенко. – Москва: Изд. кор. «Дашков иК», 2003 г.
3 Маркелова, А.А. Современныетенденции в обувной моде – МХ / А.А. Маркелова, А.А. Кривошейнцев //Кожевенно-обувная промышленность. – 2008г. – №3.
4 Николаева, М.А. Товароведениепотребительских товаров. Теоретические основы: учеб. пособие для вузов/ М.А.Николаева, – Москва: Норма, 2003г.
5 Обувь. Термины и определения: ГОСТ23251-8. – Введ. –1984 – 01–01. –М.: Изд-востандартов,1893 г.
6 Садовский, В.В. Товароведениеодежно-обувных товаров. Общий курс: учебное пособие/ под общ. ред. В.В.Садовского [и др.].– Минск: БГЭУ, 2005г.
7 Сыцко, В.Е. Товароведениенепродовольственных товаров: учебное пособие / Под ред. В.Е. Сыцко, М.Н.Миклушов, Г.С. Турилкина и др. –Минск: Выш. шк., 1999г.
8 Шепелев, А.Ф. Товароведение иэкспертиза непродовольственных товаров: учебное пособие / А.Ф. Шепелев, И.А.Печенежская М.: ИКЦ «МарТ», 2003г.
9 Официальный сайт предприятия«Марко» [Электронный ресурс] / ред. Сверидова Н.А. – Электрон. дан. – Минск: –Режим доступа:http://www.marko.by свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
10 Электронный ресурс. Официальныйсайт предприятия «Белвест» [Электронный ресурс] / Web-мастер Крылов А. А. –Электрон. дан. – Минск: – Режим доступа: www.www.belwest. by свободный. – Загл. с экрана. – Яз.рус.
11 Официальный сайт СтатистикиБеларуси [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видахлит., поступающей в фонд статистич. Зборника РБ. – Электрон. дан. (4 файлов): –Режим доступа: www.belstat.gov.by свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
12 Современная женская обувь, ееплюсы и минусы [Электронный ресурс] по материалам Экономической газеты Беларуси). – Минск.– Режим доступа: www.mirobuvi.by. – Загл. с экрана. – Яз. рус.