Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Статистический анализ розничной торговли…………………………………5
1.1 Динамика показателейза последние несколько лет………………..11
2. Индексныйанализ…………………………………………………………….17
3. Корелляциаонно-регрессионный анализ…………………………………….31
4. Сущность и понятие товарныхзапасов и товарооборачиваемости………..34
Заключение……………………………………………………………………….34Список использованнойлитературы…………………………………………...35
Введение
В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления экономическими процессами. Она собирает информацию, характеризующую развитие экономики страны, культуры и жизненного уровня народа. С помощью статистической методологии вся полученная информация обобщается, анализируется и в результате дает возможность увидеть стройную систему взаимосвязей в экономике, яркую картину и динамику развития, позволяет делать международные сопоставления.
В данной работе будут рассмотрены такие разделы статистики как
статистический анализ розничного товарооборота, а также запасы и
оборачиваемость товаров.
Задачи статистики товарооборота розничной торговли должны отражать процесс удовлетворения спроса населения на потребительские товары, показать, в какой мере развитие розничной торговли отвечает требованиям современным условиям, выявить пропорциональность ее развития.
Статистика должна всесторонне охарактеризовать выполнение плана
розничного товарооборота торговых предприятий, фирм, организаций, систем и розничной торговли в целом, вскрыть и объяснить причины, обусловившие тот или иной уровень выполнения плана, найти резервы дальнейшего развития товарооборота. К задачам статистики товарооборота розничной торговли относятся:
получение статистической информации о товарообороте розничной
торговли"
анализ выполнения плана розничного товарооборота торговой сети;
анализ динамики товарооборота розничной торговли;
расчет и анализ товарной структуры товарооборота розничной торговли;
анализ организационной и территориальной структуры товарооборота
розничной торговли.
Решая поставленные задачи, статистика товарооборота розничной торговли должна полно и объективно, на научной основе охарактеризовать объем и структуру продажи товаров населению, выявить основные пропорции, тенденции и причинно-следственные связи розничного товарооборота, вскрыть резервы более полного удовлетворения спроса населения в товарах народного потребления через розничную торговую сеть. Она должна обеспечивать руководящие и плановые органы информацией, которая может быть использована для планирования и руководства торговлей, давать предупреждающую, прогнозную информацию. Статистика товарооборота розничной торговли тесно связана с задачами изучения и прогнозирования покупательского спроса.
Методология статистики товарооборота розничной торговли использует практически все методы и приемы, разработанные общей теорией статистики, математической статистикой, а также другие математико-экономические методы.
Основным источником информации о розничном товарообороте розничной торговой сети служит отчетность, которую в установленные сроки представляют все торговые предприятия и организации, а также любые другие предприятия и организации, занимающиеся наряду со своей основной деятельностью розничной продажей товаров.
1. Статистический анализ розничной торговли
Розничный товарооборотпредставляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфереобращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного(индивидуального или совместного) потребления.
Розничный товарооборототносится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражаютэкономические и социально-экономические процессы, происходящие в жизни страны.Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народногохозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарногообращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, вчастности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыльи рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем онсам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежныхзатрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Розничный товарооборот —сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарноймассы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Во-вторых, розничныйтоварооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном наденежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так исумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из частитрудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., атакже из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот ивыплат и других источников.
Статистический учетрозничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете приходатоваров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборотаявляется строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки(наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.
В качестве основныхзадач, стоящих перед статистикой розничного товарооборота, можно выделитьследующие:
определение объемарозничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и вцелом по стране;
контроль за ходомвыполнения плановых показателей;
определение товарнойструктуры розничного товарооборота, изучение структурных сдвигов, определяющихтенденции развития торговли в территориальном разрезе и в целом по стране;
изучение покупательскогоспроса населения и степени его удовлетворения;
исследование динамики иструктуры среднедушевого товарооборота;
исследование закономерностейразвития товарооборота в целом и по отдельным товарным группам;
изучение региональныхособенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам;
анализ факторов,оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Современная методология изучения ианализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсеналеимеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложныхвычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко ванализе розничного товарооборота используется метод группировки, а такжеиндексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост.Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объемрозничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценнуюдля практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственныхрешений.
Все известныестатистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своейуниверсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять длярешения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончаяторговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализарозничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей,изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов,выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничноготоварооборота, установление объективных взаимосвязей между основнымипараметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностьюторговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основныепроцедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии с действующимзаконодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручкуна расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки).Числено он равен:
Торговая выручка, сданная в банк
Ки = ————————————————————————* 100 (1)
Объем розничного товарооборота
Анализ выполнения планируемыхрезультатов розничного товарооборота является важнейшей аналитическойпроцедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается нагруппировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальнымединицам.
Выполнение планарозничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям иорганизациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос остепени равномерности выполнения плановых показателей.
Покажем это на примереданных (таблица №1) о выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
Для расчета коэффициентаравномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициентвариации V, который равен:
σ * 100
V= ———— (2)
Ŷ
Средний процентвыполнения плана (Ŷ) равен 104,6%. Среднее квадратическоеотклонение (σ) рассчитаем по формуле
2
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> ∑(Y-Ŷ) 48803,48
σ = ————— = ————— = √567,4 = ± 23,8% (3)
∑m 86
Коэффициент вариацииравен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно, коэффициентравномерности равен 77,1 % (100—22,9).
Таблица №1
Выполнении планарозничного товарооборота торгом за год. Квартал
План розничного товарооборота, млн. руб. (m) Фактически выполнено, млн. руб.
Процент выполнения (Y)
Y — Ŷ
(Y — Ŷ)
2
(Y — Ŷ) m
I
II
III
IV
20
21
23
22
16
18
28
28
80,0
85,7
121,7
127,2
-24,6
-18,9
+17,1
+22,6 605,16 357,21 292,41 510,76 12103,20 7501,41 6725,43 11236,72 И т о г о
∑m = 86 90
Ŷ = 104,6 — — 48803,48
Полученный показательравномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разрядувысоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонениедостаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размереотклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6%). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота былраспределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше.Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшимдостижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются неиспользованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.
Анализ выполнения планарозничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, вкоторой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана розничноготоварооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения планарозничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступлениятоваров. (Таблица №2)
Таблица №2
Таблица 2 Группировкамагазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале
Группы магазинов по уровню выполнения плана, %
Число
магазинов
Розничный
товарооборот, тыс. руб.
Розничный
товарооборот в расчете на один магазин, тыс. руб. Поступление товаров в расчете на один магазин план фактически тыс. руб.
отклонение от товарооборота
(+. -), %
1
2
3
4
5
6
7 До 80 5 280 210 42 36 -14,3 80—84,9 6 590 492 82 72 -12,2 85—89,9 10 2800 2490 249 ^229 -8,0 90—94,9 2 450 430 215 229 +6,5 95—99,9 7 2320 2268 324 344 +6,2 100—104,9 46 19700 19883 432 435 + 0,7 105 и выше 24 9070 9802 408 411 +0,7 Итого 100 35210 35575 356 — —
Для того чтобы выявитьвлияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая суммапоступления делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в том,чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чембольше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее этонесоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия,показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен впроцентах к товарообороту.
Во-первых, даннаягруппировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30% общего числа)не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровеньвыполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения планасоставил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумманедовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнилиплан, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составилобы не 101,0%, а 102,6%
Во вторых, долямагазинов, не выполнивших план, в общем объеме товарооборота не достигает ¼(164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановымзаданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте врасчете на один магазин.
В-третьих, выполнениеплана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная зависимостьуровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступлениятоваров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своемуабсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалосьнесоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросунаселения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничноготоварооборота.
1.1 Динамика показателей за последниенесколько лет
Динамикаосновных показателей розничной торговли
2002 г
2003 г
2003 к 2002 в %
2004 г
2004 к 2003 в %
2005 г
2005 к 2004 в % Оборот розничной торговли — всего млн.рублей 78196 96770,5 123,8 122302 126,4 153802 125,8 в том числе: торгующие организации млн.рублей 71156,1 85869,9 120,7 106347 123,8 130134 122,4 вещевые, смешанные и продовольственные рынки 7039,9 10900,6 154,8 15954,8 146,4 23668 148,3 Из общего объема оборота розничной торговли: оборот продовольственными товарами млн. рублей 37534,1 43928,9 117,0 55300,3 125,9 66953 121,1 удельный вес оборота продовольственных товаров в общем обороте розничной торговли в% 48,0 45,4 -2,6 45,2 -0,2 43,5 -1,7 оборот непродовольственными товарами млн. руб. 40661,9 52841,6 130,0 67001,3 126,8 86849 129,6 удельный вес оборота непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли в% 52,0 54,6 2,6 54,8 0,2 56,5 1,7 Оборот общественного питания млн. рублей 1982,1 2489,2 125,6 3645,4 146,4 4823,7 132,3 Товарные запасы в организациях розничной торговли на конец года млн.рублей 4411,9 6488,7 147,1 8600,0 132,5 4701,7 54,7 Товарные запасы в организациях розничной торговли на конец года в днях 30 32 2 32 26 -6 Оборот розничной торговли на одного жителя руб. 11502 15187 132,0 18903 124,5 23949 126,7 Удельный вес МО в РФ по объему оборота розничной торговли в % 4,4 4,2 -0,2 4,1 -0,1 4,1 Место МО в РФ по объему розничной торговли 2 2 2 2 Объем платных услуг всего млн.руб. 19879,6 25454,4 128,0 36787,4 144,5 50985 138,6 в т. ч. удельный вес в %: бытовых услуг 31,1 31,1 28,6 -2,5 26 -1,9 услуг пассажирского транспорта 16,7 9,1 -7,6 11,2 2,1 11,2 0,0 услуг связи 7,5 8,7 1,2 8,4 -0,3 8,8 0,4 услуг жилищно-коммунального хозяйства 22,1 26,4 4,3 28,7 3,0 31,1 2,4 услуг системы образования 5,0 5,1 0,1 5,7 0,6 5,6 -0,1 услуг культуры 0,5 0,5 0,6 0,1 0,7 0,1 туристско-экскурсионных услуг 0,8 0,9 0,1 1 0,1 0,8 -0,2 услуг физической культуры и спорта 0,4 0,5 0,1 0,6 0,1 0,7 0,1 медицинских услуг 2,2 2,3 0,1 2,4 0,1 2,7 0,5 санаторно-оздоровительных услуг 9,1 11,2 2,1 8,5 -2,7 8,3 0,3 услуг правового характера и банковских учреждений 0,8 0,6 -0,2 0,6 0,5 -0,1 других услуг 3,8 3,6 -0,2 3,7 0,1 3,6 -0,1 Удельный вес МО в РФ по объему платных услуг в % 4,7 4,6 -0,1 4,5 -0,1 4,8 0,3 Объем платных услуг на одного жителя рублей 3045 3995 131,2 5728 135 7938,9 135,6 Место МО в РФ по объему платных услуг 15 17 17 16 Индекс потребительских цен в%, в том числе: 180,02 120,18 -59,84 121,76 1,58 117,78 -3,98 продовольственные товары (включая алкогольные напитки) 191,87 114,80 -77,07 120,67 5,87 112,85 -7,82 непродовольственные товары 188,05 124,90 -63,15 113,16 -11,74 111,65 -1,51 платные услуги 133,6 136,32 2,72 141,46 5,14 145,15 3,69 Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину в декабре руб. 608 655,7 107,84 929,01 141,7 1056,6 113,7 Доходы на душу населения рублей 17496 22900 130,9 30104 131,5 40991 136,2 Реальные денежные доходы на душу населения 108,9 105,7 111,8 Среднемесячная начисленная заработная плата работников руб. 1580 2335 147,8 3536 151,4 4549 128,6 в том числе торговля и общественное питание руб. 1093 1775 162,4 2569 144,7 3266,8 127,2 Объем оборота оптовой торговли млн. рублей 14651,5 26384,2 180,1 42795,1 162,2 99581 232,7 в том числе по крупным и средним организациям 7072,2 12082,0 170,8 19862,8 164,4 47738 240,3 субъектам малого предпринимательства 7579,3 14302,2 188,7 22932,3 160,3 70713 308,4 Стационарная торговая сеть, объектов 22772 Нестационарная торговая сеть, объектов 16673 Рынки, шт. 313 График динамики показателей розничной торговли
/>
2. Индексный анализ
Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.
Розничный товарооборот относится к числу важнейших народнохозяйственных показателей. Он отражают экономические и социально экономические процессы, происходящие в жизни страны. Розничный товарооборот тесно связан со многими показателями развития народного хозяйства, с государственным бюджетом, денежным обращением.
В сфере товарного обращения розничный товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.
Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в сферу личного потребления.
Во-вторых, розничный товарооборот, который представляет собой обмен товаров на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.
Статистический учет розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.
В качестве основных задач, стоящих перед статистикой розничного
товарооборота, можно выделить следующие:
определение объема розничного товарооборота по торговым системам, в территориальном разрезе и в целом по стране;
контроль за ходом выполнения плановых показателей;
определение товарной структуры розничного товарооборота, изучение
структурных сдвигов, определяющих тенденции развития торговли в
территориальном разрезе и в целом по стране;
изучение покупательского спроса населения и степени его
удовлетворения;
исследование динамики и структуры среднедушевого товарооборота;
исследование закономерностей развития товарооборота в целом и по
отдельным товарным группам;
изучение региональных особенностей развития товарооборота в целом и по торговым системам;
анализ факторов, оказывающих влияние на изменение объема и структуры товарооборота.
Современная методология изучения и анализа розничного товарооборота достаточно разнообразна. В ее арсенале имеется большое количество сравнительно простых методов, не требующих сложных вычислений, но позволяющих получить важные результаты. Особенно широко в анализе розничного товарооборота используется метод группировки, а также индексный метод (индексная методология). Индексный метод сравнительно прост. Тем не менее, он позволяет идентифицировать влияние отдельных факторов на объем розничного товарооборота и получить аналитическую информацию, крайне ценную для практического руководства торговыми предприятиями и принятия хозяйственных решений.
Все известные статистические методы анализа розничного товарооборота отличаются своей универсальностью. Это означает, что их с равным успехом можно применять для решения задач на всех уровнях общей торговой системы, начиная с магазина и кончая торговлей как отраслью народного хозяйства.
Программа анализа розничного товарооборота включает: расчет различных относительных показателей, изучение динамики и структуры розничного товарооборота, структурных сдвигов, выявление влияния отдельных факторов на изменение величины розничного товарооборота, установление объективных взаимосвязей между основными параметрами розничного товарооборота и издержками обращения, численностью торговых работников, размером торговой площади и др. Рассмотрим основные процедуры анализа розничного товарооборота.
В соответствии с действующим законодательством каждое торговое предприятие ежедневно сдает торговую выручку на расчетный счет в банке. Рассчитывается специальный коэффициент инкассации (Ки). Числено он равен:
Торговая выручка, сданная в банк
Ки = ———————————————————————— * 100 (1)
Объем розничного товарооборота
Анализ выполнения планируемых результатов розничного товарооборота является важнейшей аналитической процедурой. Он производится в различных вариациях и всегда опирается на группировки товарооборота по торговым объектам, системам или территориальным единицам.
Выполнение плана розничного товарооборота должно рассматриваться как по предприятиям и организациям, так и в территориальном аспекте. При этом возникает вопрос о степени равномерности выполнения плановых показателей.
Покажем это на примере данных (таблица №1) о выполнении плана
розничного товарооборота торгом за год.
Для расчета коэффициента равномерности по формуле R=100-V необходимо определить коэффициент вариации V, который равен:
? * 100
V= ———— (2)
?
Средний процент выполнения плана (?) равен 104,6%. Среднее
квадратическое отклонение (?) рассчитаем по формуле
2
S(Y- ?) 48803,48
? = ————— = ————— = ?567,4 = ± 23,8% (3)
Sm 86
Коэффициент вариации равен 22,9% (23,8:104,6-100). Следовательно,
коэффициент равномерности равен 77,1 % (100—22,9).
Таблица №1
Выполнении плана розничного товарооборота торгом за год.
|Кварта|План |Фактически |Процент |Y — ? |(Y — ?)| |
|л |розничного |выполнено, |выполнен| | |2 |
| |товарооборо|млн. руб. |ия (Y) | | |(Y — ?)|
| |та, млн. | | | | |m |
| |руб. (m) | | | | | |
|I |20 |16 |80,0 |-24,6 |605,16 |12103,2|
|II |21 |18 |85,7 |-18,9 |357,21 |0 |
|III |23 |28 |121,7 |+17,1 |292,41 |7501,41|
|IV |22 |28 |127,2 |+22,6 |510,76 |6725,43|
| | | | | | |11236,7|
| | | | | | |2 |
|И т о |Sm = 86 |90 |? = |— |— |48803,4|
|г о | | |104,6 | | |8 |
Полученный показатель равномерности выполнения плана (77,1 %) нельзя отнести к разряду высоких. Это естественно, поскольку среднее квадратическое отклонение достаточно велико— 23,8%. Оно свидетельствует о среднем размере отклонений от среднего процента выполнения плана розничного товарооборота (104,6 %). Легко допустить, что, если бы годовой план розничного товарооборота был распределен по кварталам в равных долях, коэффициент равномерности был бы выше. Далее, фактический объем розничного товарооборота не является высшим достижением торга. Наоборот, он говорит о том, что в торге имеются не использованные резервы для дальнейшего повышения уровня розничной продажи.
Анализ выполнения плана розничного товарооборота углубляется путем разработки специальной таблицы, в которой дается группировка магазинов по признаку уровня выполнения плана розничного товарооборота. Рассмотрим группировку 100 магазинов по уровню выполнения плана розничного товарооборота в IV квартале, в которую введены показатели поступления товаров. (Таблица №2)
Таблица №2
Таблица 2 Группировка магазинов по уровню выполнения плана розничного
товарооборота в IV квартале
|Группы |Число |Розничный |Розничный |Поступление |
|магазинов|магази|товарооборот, |товарооборот |товаров в |
|по уровню|нов |тыс. руб. |в расчете на |расчете на один |
|выполнени| | |один магазин,|магазин |
|я плана, | | |тыс. руб. | |
|% | | | | |
| | |план |фактичес| |тыс. |отклонен|
| | | |ки | |руб. |ие от |
| | | | | | |товарооб|
| | | | | | |орота |
| | | | | | |(+. -), |
| | | | | | |% |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |
|До 80 |5 |280 |210 |42 |36 |-14,3 |
|80—84,9 |6 |590 |492 |82 |72 |-12,2 |
|85—89,9 |10 |2800 |2490 |249 |^229 |-8,0 |
|90—94,9 |2 |450 |430 |215 |229 |+6,5 |
|95—99,9 |7 |2320 |2268 |324 |344 |+6,2 |
|100—104,9|46 |19700 |19883 |432 |435 |+ 0,7 |
|105 и |24 |9070 |9802 |408 |411 |+0,7 |
|выше | | | | | | |
|Итого |100 |35210 |35575 |356 |— |— |
Для того чтобы выявить влияние поступления товаров, данные пересчитаны на один магазин (общая сумма поступления делилась на число магазинов в группе). Цель заключается в том, чтобы выявить соответствие поступления покупательскому спросу Ясно, что чем больше разрыв между поступлением и товарооборотом, тем значительнее это несоответствие. Чтобы исключить влияние размера торгового предприятия, показатель отклонения поступления товаров от плана товарооборота исчислен в процентах к товарообороту.
Во-первых, данная группировка показывает, что 30 магазинов (т.е. 30%
общего числа) не выполнили квартального плана товарооборота, причем в пяти из них уровень выполнения плана — менее 80% Коэффициент вариации выполнения плана составил сравнительно небольшую величину — 5,9%. Однако общая сумма недовыполнения плана равна 550 тыс. руб. Если бы эти магазины выполнили план, хотя бы на 100%, общее выполнение плана по организации составило бы не 101,0%, а 102,6%
Во вторых, доля магазинов, не выполнивших план, в общем объеме
товарооборота не достигает ј (164%) Это указывает на то что главным образом не справляются с плановым заданием небольшие магазины. Вывод подтверждают данные о товарообороте в расчете на один магазин.
В-третьих, выполнение плана связано с поступлением товаров в магазины. Выявлена обратная зависимость уровня выполнения плана товарооборота от показателя отклонения поступления товаров от планового задания. Причем в двух группах поставка товаров по своему абсолютному размеру превышает объем продажи. В данном случае сказалось несоответствие поставки (по ассортиментному составу или качеству) спросу населения Недопоставка также приводит к невыполнению плана розничного товарооборота.
Анализ динамики товарооборота розничной торговли.
Рассмотрим анализ розничного товарооборота в динамическом аспекте с помощью индексного метода. Для индексного метода характерным является сопоставление двух периодов—отчетного и базисного. Объем розничного товарооборота в отчетном периоде по сравнению с базисным может увеличиться или уменьшиться под влиянием двух факторов — изменения объема товарной массы или розничных цен. В связи с этим в статистическом анализе используются три индекса: — индекс розничного товарооборота в фактических ценах,
—индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема), —индекс цен.
Индекс товарооборота в фактических ценах рассчитывается по формуле
Sp1q1
Ipq = ——————— (4)
Sp0q0
где p1, p0 — цена за единицу товара соответственно в отчетном и
базисном периодах; q1, q0 — количество проданного товара соответственно в отчетном и базисном периодах.
Особенностью данного индекса является то, что он отображает изменение объема розничного товарооборота в результате действия сразу двух факторов—товарной массы и розничных цен.
На втором этапе анализа динамики розничного товарооборота
рассчитывается индекс розничного товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема) по следующей формуле:
Sp0q1
Iq = ————— (5)
Sp0q0
Особенностью индекса физического объема розничного товарооборота является то, что в нем элиминируется (исключается) влияние на динамику объема товарооборота фактора изменения розничных цен.
Если же элиминировать влияние количественного фактора, взвешивая цены по количеству проданных товаров отчетного периода, то будет получен следующий показатель, который называется индексом цен. Он может быть представлен в виде следующей формулы:
Sp1q1
ISpq(p) = ———— (6)
Sp0q1
Все три индекса связаны между собой и представляют единую систему[1], так называемую мультипликативную индексную факторную модель, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен:
Sp1q1 Sp0q1 Sp1q1
————— = ————— * —————, (7)
Sp0q0 Sp0q0 Sp0q1
то есть
ISpq= ISpq(q) * ISpq(p)
Абсолютный прирост розничного товарооборота представляет собой
разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота:
?Spq = Sp1q1 — Sp0q0 (8)
Часть этого прироста, которая приходится на долю количественного
фактора, может быть выявлена при сравнении условного товарооборота
отчетного периода в базисных ценах с базисным товарооборотом, т. е. прирост товарооборота вследствие изменения объема проданных товаров определяется как разность между числителем и знаменателем индекса физического объема товарооборота:
?Spq(q) = Sp0q1 — Sp0q0 (9)
И наконец, прирост товарооборота в результате изменения цен
исчисляется при сопоставлении товарооборота отчетного периода и условного товарооборота в базисных ценах, т. е. как разность между числителем и знаменателем индекса цен:
?Spq(p) = Sp1q1 — Sp0q1 (10)
Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота
Sp1q1 — Sp0q0 = Sp0q1 — Sp0q0 + Sp1q1 — Sp0q1 , (11)
представленный в виде факторной модели:
?Spq = ?Spq(q) + ?Spq(p) , (12)
т. е. абсолютный прирост розничного товарооборота может быть разложен на количественный и ценностный факторы.
Рассчитаем сводный показатель розничного товарооборота на душу
населения. Он рассчитывается по формуле:
O
D = —— (13)
?
где D — товарооборот на душу населения;
O — розничный товарооборот за год;
? — среднегодовая численность населения.
Товарооборот на душу населения является средней величиной из размеров
оборота на душу городского и сельского населения.
SD?
? = ——— (14)
S?
где? — товарооборот на душу отдельных групп населения,
? — среднегодовая численность отельных групп населения.
Его размер зависит не только от объема продажи на душу населения каждой
группы, но и от структуры населения.
Рассмотрим расчет влияния этих факторов на примере данных таблицы № 3
Таблица № 3
Данные о розничном товарообороте и численности населения региона.
|Численн|Розничный |Численность |Товарооборот на |
|ость |товарооборот за |населения за |душу населения |
| |период, млн. руб.|период тысяч |рублей |
| | |человек | |
| |базисны|отчетный |базисный|отчетный|Базисный |Отчетный|
| |й |O1 | | |D0 | |
| |O0 | |?0 |?1 | |D1 |
|Городск|1198 |1490 |850 |1042 |1409 |1430 |
|ое | | | | | | |
|Сельско|293 |240 |458 |348 |640 |690 |
|е | | | | | | |
|Итого: | | | | |?0 |?1 |
| |1491 |1730 |1308 |1390 |1140 |1245 |
Общее изменение среднего товарооборота на душу населения показывает индекс среднего товарооборота переменного состава.
?1 SD1?1 SD0?0 1730 1491 1245
Y?= —= ———: ———= ———: ———= —— = 1,092 или 109,2% (15)
?0 S?1 S?0 1390 1308 1140
Индекс постоянного состава отражает, как изменился средний душевой
товарооборот только вследствие изменения товарооборота на душу населения:
SD1?1 SO1 1730
1730
YD = ———= ——— = —————————— = ——— = 1,023 или 102,3%
SD0?1 SD0?1 1,409*1042+0,64*348 1691
Изменения среднего душевого товарооборота в результате структурных сдвигов в составе населения можно оценить с помощью индекса влияния сдвигов в структуре населения:
SD0H SD0H0 1,409*1042+0,64*348
YS? = ———: ———— = ———————————— :
S?1 S?0
1390
1,409*850+0,64*458
: ——————————— = 1.067 или 106,7% (17)
1308
Вывод: Средний товарооборот на душу населения увеличится на 9,2% (109,2-100%), в том числе за счет роста товарооборота на душу городского и
сельского населения на 2,3%. Под влиянием сдвигов в структуре
населения он возрос на 6,7%.
Важное значение имеет анализ абсолютного изменения объема товарооборота под
влиянием факторов, влияющих на него.
Рассмотрим методику анализа на приведенном выше примере (Таблица №3)
?O = O1 — O0 = 1730 — 1491= 239 млн. руб. (18)
На данный прирост оказали влияния три фактора:
1. изменения товарооборота на душу населения:
?O(D) = (?1- ?0)* ?1 = (1,245-1,140)*1390 = 146 млн. руб. (19)
2. изменения численности населения:
?O(?) = (?1- ?0)* ?0= (1390-1308)*1,14 = 93 млн. руб. (20)
Общий прирост товарооборота равен сумме двух приростов:
?O=?O(D)+ ?O(?) (21)
146+93=239 -
верно
Вывод: Прирост общего товарооборота по региону составил 239 млн. руб., в том числе за счет изменения товарооборота на душу населения на 146 млн. руб., а за счет изменения численности населения на 93. млн. руб.
3. Корелляциаонно-регрессионный анализ
Исследование начинается с построения матрицы парных коэффициентов корреляции. Анализ этой матрицы позволит получить начальное представление об исследуемых взаимозависимостях между показателями (теснота и направление связи). Оценить значимость можно как по самим значениям коэффициентов корреляции, так и по соответствующим значениям t-статистики.
Чтобы оценить дублирование информации необходимо построить матрицу частных коэффициентов корреляции порядка (L-2), где L-число исходных переменных, включая результативный признак.
Исследование парных и частных коэффициентов корреляции должно помочь в выборе регрессоров для выполнения следующего этапа. Здесь следует учитывать возможность появления мультиколлинеарности. Явные признаки этого — коэффициенты корреляции между потенциальными регрессорами, по модулю большие, чем 0,8.
После составления набора объясняющих показателей, которые могут быть включены в модель, исследование продолжается с помощью регрессионного анализа. Рекомендуется использовать пошаговый регрессионный анализ по схеме последовательного включения в уравнение наиболее информативных объясняющих признаков. По матрице R по строке, соответствующей результативному признаку, выбирается наиболее коррелируемый с y-ом регрессор и строится МНК- уравнение на него. Проверяется его значимость.
Далее возвращаемся в корреляционный анализ и рассчитываем матрицу частных коэффициентов корреляции при фиксировании включенного в уравнение признака. И в этой матрице по строке, соответствующей результативному признаку, выбирается наиболее коррелированный показатель. Этот регрессор и вводится в модель. проверяется значимость уравнения и отдельных коэффициентов. Процесс прекращается, если введен незначимый регрессор.
При проведении интерпретации оценивается не только содержательный смысл модели, но и информативность, например, с помощью множественного коэффициента корреляции (детерминации) этого окончательного уравнения по сравнению с аналогичным, построенным по полному набору исходных объясняющих показателей. Потери информации ( (R2) могут быть достаточно большими и тогда целесообразно перейти к регрессии на главные компоненты и общие факторы.
методика факторного и компонентного анализов
Компонентный и факторный анализы проводятся с несколькими частными целями. Как методы снижения размерности они позволяют выявить закономерности, которые непосредственно не наблюдаются. Эта задача решается по матрице нагрузок, как и классификация признаков в пространстве главных компонент (или общих факторов). А индивидуальные значения используются для классификации объектов (не по исходным признакам, а по главным компонентам или общим факторам) и для построения уравнения регрессии на эти обобщенные показатели. Кроме того, диаграмма рассеяния объектов, построенная в плоскости, образованной двумя первыми, наиболее весомыми, главными компонентами (или общими факторами) может косвенно подтвердить или опровергнуть предположение о том, что исследуемые данные подчиняются многомерному нормальному закону. Форма облака должна напоминать эллипс, более густо объекты расположены в его центре и разреженно по мере удаления от него.
интерпретируются главные компоненты и общие факторы, которым соответствуют дисперсии больше 1, и которые имеют хотя бы одну весомую нагрузку. Выбор критической величины, при превышении которой элемент матрицы нагрузок признается весовым и оказывает влияние на интерпретацию главной компоненты или общего фактора, определяется по смыслу решаемой задачи и может варьировать в пределах от 0,5 до 0,9 в зависимости от получаемых промежуточных результатов. Формальные результаты должны хорошо интерпретироватьсЯ.
Факторный анализ — более мощный и сложный аппарат, чем метод главных компонент, поэтому он применяется в том случае, если результаты компонентного анализа не вполне устраивают. Но поскольку эти два метода решают одинаковые задачи, необходимо сравнить результаты компонентного и факторного анализов, т.е. матрицы нагрузок, а также уравнения регрессии на главные компоненты и общие факторы, прокомментировать сходство и различия результатов.
Далее необходимо объединить результаты, полученные в корреляционном, регрессионном анализе, методе главных компонент и факторном анализе и сформулировать общие выводы и рекомендации.
Заключение
Рассмотренная индекснаяметодология анализа основных параметров товарного обращения позволяет получитьдостаточно обширную аналитическую информацию. Такая информация крайненеобходима для организации планирования и управления товародвижением на всехиерархических уровнях торговли, рассматриваемой в виде большой и сложнойдинамической системы. Без этой информации нельзя также решать задачу по повышениюрентабельности торговли. Эффективность индексной методологии анализа товарногообращения резко повышается в связи с использованием ЭВМ. В этом случае киндексной методологии легко подключаются другие аналитические методы.Список использованной литературы
1. Н. И. Щедрин«Статистика торговли» г. Москва «Финансы и статистика» 2003год.
2. И. К. Беляевский,Н. Н. Ряузов, Д. Н. Ряузов " Статистика торговли" г. Москва«Финансы и статистика» 2002 год.
3. А. И. Харламов«Статистика советской торговли» г. Москва «Экономика» 2001год.
4. Под редакцией профессора Р.А.Шмойловой «Теория статистики» г. Москва «Финансы и статистика»2004 год.