--PAGE_BREAK--Показатели
Базовый период
Отчетный период
Рекомендуемый критерий
Формула расчета
Коэффициент текущей ликвидности
2,05
2,01
>2,0
Текущие обязательства
Коэффициент быстрой ликвидности
0,24
0,53
>1,0
текущие обязательства
Коэффициент абсолютной ликвидности
(платежеспособности)
0,24
0,53
>0,2
Текущие обязательства
Коэффициент быстрой ликвидности аналогичен коэффициенту общей ликвидности, однако, исчисляется по более узкому кругу текущих активов, т.е. исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. Принято считать, что указанный коэффициент должен быть близок или немного превышать 1(единицу). Фактическое значение данного коэффициента в базовом периоде – 0,24, а в отчетном периоде – 0,53, то есть имеется тенденция к увеличению. Это говорит об удовлетворительной платежеспособности.
Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности компании и показывает, какая часть краткосрочных заемных средств может быть при необходимости погашена немедленно. Значение указанного коэффициента по сложившейся международной практике должно быть более 0,2. Фактическое его значение в базовом периоде составляет 0,24, а в отчетном периоде – 0,53, то есть значение этого коэффициента для ООО «Телемакс» близко к норме, при этом оно значительно увеличилось. Это говорит о том, что по своим обязательствам предприятие способно удовлетворить в ближайшее время претензии (обязательства) перед кредиторами и находит свое отражение в своевременной выплате заработной платы и перечислении налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
В целом анализ таблицы 3 позволяет сделать вывод о достаточной ликвидности активов фирмы.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовый доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность или норму рентабельности. Доходность деятельности предприятия характеризуется не только абсолютными показателями, но и относительными. Относительные показатели – это и есть рентабельность.
1) Рентабельность авансированного капитала = чистая прибыль/итог среднего баланса. Рентабельность капитала показывает, сколько рублей прибыли приходится на рубль авансированного капитала.
2) Рентабельность собственного капитала = чистая прибыль/средняя величина собственного капитала. Показывает, сколько рублей прибыли приходится на рубль собственного капитала.
3) Рентабельность продукции = прибыль от реализации/выручка от реализации. Показывает долю прибыли в каждом рубле выручки от реализации.
4) Рентабельность основной деятельности = прибыль от реализации/затраты на производство и сбыт. Показывает долю прибыли в затратах.
5) Рентабельность производства = Прибыль до налогообложения/среднегодовая стоимость производственных фондов показывает эффективность использования предприятием основных и оборотных фондов.
6) Рентабельность предприятия = прибыль от реализации/среднегодовая стоимость производственных фондов.
Предприятие считается рентабельным, если оно в результате реализации продукции возмещает свои издержки и получает прибыль.
Расчеты показателей рентабельности приведены в таблице 4.
Таблица 4 — Показатели рентабельности предприятия.
Показатель
Базис
Отчёт
Темп роста (%)
1. Прибыль до налогообложения, (млн. руб.)
59,052
74,061
125%
2. объём реализации, (млн. руб.)
1363,245
1587,711
116%
3. стоимость производственных фондов, (млн. руб.), в том числе
447,487
699,552
156%
— стоимость основных средств, (млн. руб.)
68,774
77,774
113%
— стоимость оборотных средств (млн. руб.)
378,713
621,778
164%
6. прибыль на 1 рубль реализованной продукции, (млн. руб.)
0,0433
0,0466
108%
7. рентабельность производства (%)
13%
11%
-2%
8. чистая прибыль (млн.руб.)
59,052
74,061
125%
9. рентабельность продукции (%)
6%
7%
1%
10. рентабельность основной деятельности (%)
7%
7%
0%
11.рентабельность предприятия (%)
20%
15%
5%
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что прибыль до налогообложения выросла на 25%, объём реализации вырос на 16%, что является положительной тенденцией. Стоимость основных средств и стоимость оборотных средств увеличилась на 13% и 64% соответственно. Что свидетельствует о расширении производства. Стоимость производственных фондов выросла на 56%.
Прибыль на 1 рубль реализованной продукции выросла на 8%, что очень хорошо для предприятия.
Т.к. снизилась рентабельность производства на 2%, то это означает, что предприятие неэффективно использует основные и оборотные средства.
Увеличение рентабельности продукции на 1% свидетельствует, что прибыль на каждый рубль выручки возросла.
Рентабельность основной деятельности практически не изменилась. Общая рентабельность предприятия снизилась на 5% за счет неэффективного использования производственных фондов.
Таким образом, анализ финансового состояния предприятия в целом свидетельствует об эффективной работе ООО «Телемакс». На предприятии наблюдается тенденция увеличения выручки от продаж, прибыли и повышение рентабельности. В связи с устойчивым положением ООО «Телемакс» и наличием свободных средств, создание нового магазина будет осуществляться за счет собственных средств ООО «Телемакс», без привлечения дополнительных инвестиций.
2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
Общая характеристика фирмы
Преимущества: некрупная, гибкая компания с хорошим чутьем на требования рынка и большой гибкостью; возможность быстрого реагирования на спрос; желание развивать бизнес и охватывать новые сегменты рынка; умение оптимизировать затраты; широкий ассортимент; серьезные намерения.
Недостатки: отсутствие европейского уровня розничной торговли; отсутствие четкости в операциях по поставке товара; отсутствие стратегии в продвижении нового товара; мало рекламируется; техника выкладки товара на очень низком уровне.
Возможности: создать обстановку, способствующую воодушевлению покупателей на приобретение; стремиться предоставить максимальный уровень информации, сервиса и уровня обслуживания.
Опасности: с развитием рынка усиливается конкуренция; развитие крупных и известных конкурентов в данном сегменте, пользующихся известностью; непредсказуемость покупательского спроса.
Структура компании
Преимущества: частная компания легко может позволить развитие нового направления деятельности; опыт в розничной торговле позволит избежать определенных ошибок и учесть пожелания покупателей.
Недостатки: структура компании усложняет работу.
Возможности: возможность быстро организовать новые направления деятельности; рост квалифицированного персонала.
Опасности: требуются тренинги и развитие персонала; существует зависимость от ключевых фигур внутри бизнеса.
Стратегия развития
Преимущества: компания уже знакома с рынком бытовой техники и тенденциями, сложившимися на рынке; распознание возможностей данного рынка и освоение нового сектора; желание развивать новую часть бизнеса; наличие товарных запасов на складе;
Слабости: непостоянство клиентуры, на которую ориентирован магазин.
Возможности: быть ведущим специализированным магазином в районе.
Опасности: развитие крупных сетей продажи бытовой техники, развитие сети магазинов «М.Видео»; непредсказуемость рынка; серьезные неприятности в случае срыва поставок, формирование отрицательной репутации.
На основании выявленных основных сильных и слабых сторон разработаны основные направления деятельности магазина в области ценовой политики, политике продвижения и др.
1) Предложения по продвижению магазина и стимулированию сбыта.
Цель работы по стимулированию продаж магазина в общем случае состоит в увеличении объемов продаж. Повысить объем продаж в магазинах можно:
– привлекая новых покупателей;
– побуждая этих покупателей сделать покупку;
– стимулируя на комплексную или следующую покупку;
– завоевывая большее число постоянных покупателей.
Мало привлечь покупателя в магазин, необходимо побудить его что-либо купить, при чем как можно больше необходимых ему товаров.
В качестве стимулирования нужно использовать систему скидок. На предприятии уже существует система скидок за стоимость покупки. Можно также предоставлять покупателям скидку на товар определенной марки. Наиболее эффективное действие в рекламе имеют указанные в ней низкие цены. Для покупателя, кроме цен, имеет значение, как выставлен товар. В чистый, аккуратный магазин зайти приятнее. Важно удобное расположение товара в торговом зале, доступность продукции и цен для обозрения, легкость поиска нужного товара в магазине. Ранее из-за ограниченности в площади товар был расставлен по всем углам, не было систематизации по фирмам и по применению. Товар был снабжен ценниками, которые не давали четкой информации о цене и количестве.
2) Ценовая политика фирмы.
Цена на предприятии рассчитывается следующим образом:
Цена поставки + торговая наценка.
При выборе ценовой политики компания использует две возможности:
– ценовое лидерство: достижение преимущества перед конкурентами за счет более низких цен;
– дифференциация: достижение преимущества перед конкурентами за счет расширенного ассортимента товаров.
3) Коррекция политики поставок.
Планируется по отдельным видам товаров заключить договор по реализации. Возможности данного договора: оплачивать только проданный товар; возвращать невостребованный товар; постоянно обновлять ассортимент; экспериментировать с новыми видами продукции; не имея пока достаточного капитала для крупных оптовых закупок, иметь минимальный запас необходимого товара.
Количественное планирование требует наличия истории продаж и функции аналитической системы прогнозирования продаж. Данный вид планирования должен учитывать излишки товарного запаса или снятые резервы во избежание превышения товарного запаса на складе над оптимальным.
Оптимальным остатком в фирме является товарный запас на срок не более 14 дней исходя из следующего расчета:
– текущие товарные запасы – 7 дней (с учетом того, что заказ производится с регулярностью 1 раз в неделю);
– подготовительные товарные запасы – 2 дня;
– страховые товарные запасы – 5 дней.
ИТОГО – 14 дней.
Такой подход обеспечит бесперебойные поставки товара в магазин. Ранее весь товарный запас фирмы составлял 7 дней. Это объясняется большим наличием поставщиков на рынке предложения и постоянным поиском более «дешевых» предложений. Поэтому более длительный товарный запас не оправдал бы себя. На складе предполагается хранить запас товара с учетом имеющихся продаж. Данный запас пополняется по мере его уменьшения.
Качественное планирование должно осуществляться на основании изучения удовлетворенного и неудовлетворенного спроса в магазине и у конкурентов.
Таким образом, продвижение магазина состоит из 2-х основных этапов:
– информирование о магазине, товарах, ценах – привлечение покупателей в магазин;
– стимулирование покупки, влияние на решение покупателей о покупке.
Анализ конкурентов
По оценке покупателей наиболее популярными магазинами бытовой техники в Самаре являются магазины Эльдорадо, Техносила и Мир техники (таблица 5).
Таблица 5 — Популярность магазинов с точки зрения покупателей.
Место
Магазин
% тех, кто знает хоть один
1-2
Эльдорадо
25
Техносила
24
3-4
Мир техники
16
М – Видео
16
5
Сателлит
11
6-9
Алеко
5
Телемакс
3
Панасоник (Плюс)
2
Радиодом
2
С учетом категории магазина, географического расположения и популярности, к наиболее значимыми конкурентами ООО «Телемакс» можно отнести Эльдорадо, Техносила, Мир техники и М-Видео.
Проведем оценку основных конкурентов в соответствии со следующими критериями:
– ассортиментная политика;
– ценовой диапазон;
– уровень обслуживания;
– наличие дисконтных и бонусных программ для покупателей;
– дополнительные услуги (доставка, продажа в кредит и пр.).
Для оценки сравнительных преимуществ фирм-конкурентов будем использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам (таблица 6).
Таблица 6 — Сегментация рынков по основным конкурентам.
Название
Расположение
Ассортимент
Уровень обслуживания
Ценовая политика
Наличие дисконтных программ
Наличие скидок и бонусов
Доставка
Продажа в кредит
Итоговое значение конкурентоспособности
Эльдорадо
4
4
5
4
3
2
4
4
3,75
Техносила
4
4
4
3
3
2
3
3
3,25
Мир техники
3
4
5
4
4
3
5
5
4,13
Результаты представленные в таблице были получены методом экспертных оценок. Каждый фактор в таблице получил оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 (доминирующие позиции). Оценки проставлялись в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются и находиться средний бал. Наиболее сильный конкурент – это сеть магазинов «Мир техники», так как он располагается в непосредственной близости от магазинов «Телемакс» и предлагает схожий спектр товаров и услуг: доставка, продажа в кредит, оплата кредитными картами, гибкая система скидок.
В результате приведённого анализа было выявлено, что в настоящее время ООО «Телемакс» не достаточно конкурентоспособно. Для того, чтобы повысить конкурентоспособность предприятия и вывести на новый уровень развития, необходимо разработать мероприятия по совершенствованию деятельности предприятия ООО «Телемакс».
продолжение
--PAGE_BREAK--