--PAGE_BREAK--
В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара — категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.
Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис.1).
Рис. 1. Классификационная схема показателей, раскрывающих конкурентоспособность продукции
Преимущества сертифицированной системы качества организации:
Внутренние преимущества:
– повышение качества продукции;
– совершенствование системы административного управления;
– быстрое устранение дефектов продукции;
– снижение внутрипроизводственных затрат;
– совершенствование процессов разработки, испытаний и освоения новых видов продукции;
– улучшение и стабилизация технологических процессов;
– усовершенствование процедурных вопросов;
– повышение квалификации и ответственности персонала;
– получение дополнительной прибыли за счет эффективности вложения средств в повышение качества продукции;
– повышение культуры производства;
– повышение мотиваций качественного труда работников.
Внешние преимущества:
– повышение конкурентоспособности продукции;
– удовлетворение требований заказчиков и потребителей;
– удовлетворение требований зарубежных партнеров;
– рекламные действия сертификата;
– снижение риска ответственности за продукцию;
– расширение рынков сбыта;
– увеличение доли своей продукции на рынках сбыта;
– улучшение менеджерского управления;
– улучшение обслуживания потребителей;
– ориентация поставщиков на единые сертификационные требования;
– повышение удовлетворенности потребителей;
– работа на перспективу.
В заключение следует отметить, что наличие в организации сертифицированной системы качества дает ему серьезные преимущества при получении заказов, обеспечивает возможность снижения риска юридической ответственности за качество продукции и позволяет перейти от концепции производительности к концепции «эффективной производительности», согласно которой производительным считается лишь труд, потраченный на изготовление качественной продукции.
2.Состояние сертификации систем качества в России и за рубежом
Проблема управления качеством была актуальна на всех этапах функционирования российской экономики, но особую значимость она приобретает в период перехода отечественной экономики к устойчивому развитию. В настоящие время повышение уровня качества продукции является основной стратегической задачей российских предприятий. Главной причиной следует назвать возрастающую конкуренцию на внутреннем и мировом рынках, приводящую к необходимости все более активного применения и развития систем менеджмента качества (СМК) на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
Идеология системы управления качества в России до сих пор испытывает определенные трудности при внедрении. Можно отметить такой прогрессивный шаг как учет международных стандартов – ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004 – они приняты в России для прямого использования в следующем виде: ГОСТ Р ИСО 9000-2001 – «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»; ГОСТ Р ИСО 9001-2001 – «Системы менеджмента качества. Требования»; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 – «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». Кроме этих стандартов к серии стандартов ИСО 9000 относятся следующие: ИСО 10012 – «Система управления измерением»; ИСО 10013:1995 – «Руководящие указания по разработке руководств по качеству»; ИСО 10015:1999 – «Менеджмент качества. Руководящие указания по подготовке кадров»; ИСО/ТО 10017:1999 – «Методические указания по статистическим методам в ИСО 9001:1994».
Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности предприятия сделать это. Соответственно механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Однако в стандартах ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена весьма слабо, а на своевременность поставок просто отсутствует[1].
3. Покажите на примере производства и реализации конкретной продукции, как происходит управление качеством на отдельных стадиях жизненного цикла продукции («петли качества»)
Различия между стандартами
--PAGE_BREAK--