Реферат по предмету "Маркетинг"


Социально-экономическая статистика доходов населения

Ульяновский государственный технический университет

Институт авиационных технологий и управления

Кафедра экономики, управления и информатики

Орлова А. Ю.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

(КУРСОВАЯ РАБОТА)

Специальность: 08010965 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Предмет: «Социально-экономическая статистика»

Группа: АБАд-21

Руководитель: Асмус Т. Ю.

Дата сдачи курсовой работы:

Оценка руководителя:

(подпись руководителя и дата)

Ульяновск 2010



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Основные понятия и сущность системы показателей

Источники данных и задачи статистики при изучении доходов населения

Виды доходов

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Метод группировки

Ряды динамики

Корреляционно-регрессионный анализ

ПЕРСПЕКТИВА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Первоочередные меры по решению неотложных проблем

Основные положения Концепции повышения уровня жизни

Основные задачи преобразований условий жизни

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ








ВВЕДЕНИЕ
Социальная статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического метода, исследующего количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними.

К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения, её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образования, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается и система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают, в конечном счёте, единую, последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня доходов населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье.



Актуальность выбранной темы состоит в том, что в рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платежеспособности населения как одного из важнейших факторов развития рынка.

Целью курсовой работы является изучение влияния доходов (расходов) населения на потребление и другие социально-экономические показатели, степень распределенности доходов в экономике России.

В связи с поставленной целью реализуются следующие задачи:

рассмотреть источники данных и задачи статистики при изучении доходов населения;

изучить виды доходов населения;

провести экономико-статистический анализ доходов населения;

рассмотреть перспективы социально-экономического развития статистики доходов населения.




1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ДОХОДОВ, ПОТРЕБЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Основные понятия и сущность системы показателей

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.

По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты руда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, скота, различных изделий и других товаров (включая продажи на неофициальном рынке), доходов от оказанных на сторону различных услуг и др. При бюджетных обследованиях семей, проводимых органами государственной статистики, в их денежном доходе не учитываются приросты вкладов в сберегательном банке в отличие от денежных доходов и расходов населения.

Натуральные доходы — все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме (шт., кг, м, кв. м, куб. м, час.), получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы,

предназначенных для личного, семейного потребления (т. е. не имеющих товарной формы).

Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей.

Совокупный доход является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п. [1, с. 19-20].

Часть совокупного дохода образует мобильные доходы. Мобильные доходы включают в себя еще сбережения населения, но не учитывают бесплатные услуги из общественного фонда потребления. По величине и динамике мобильных доходов можно судить о происходящих изменениях в благосостоянии населения, а с привлечением другой информации — давать оценку «отложенного спроса» (невозможности приобретения товаров из-за их отсутствия), «избыточности» средств вследствие высоких доходов и др. Сбережения населения являются важным источником дополнительных инвестиций для развития производства, реализации социальных и других программ.

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы —

это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы». Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. Они рассчитываются следующим образом:

РРД=НД-НП*Jпсд

Где НД — номинальные доходы (руб.);

НП — налоги, обязательные платежи (руб.);

Jпсдиндекс покупательной способности денег (показатель, обратный индексу цен).

Важнейшие источники денежных доходов — это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение за предприимчивость и др., социальные трансферты.

Основным источником доходов для большей части населения длительное время были доходы, получаемые в виде оплаты за труд, т. е. заработная плата (см. Приложение 1, таблица 1). Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности.

Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Следует различать номинальную (т. е. начисленную) и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата (НЗП) представляет собой всю начисленную сумму оплаты труда вне

зависимости от налогов и обязательных отчислений. Располагаемая заработная плата – это начисленная сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд (1% номинальной заработной платы). Реальная заработная плата (РЗП) — это номинальная заработная плата с учетом налогов и изменения цен, тарифов, т. е. то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести на номинальную заработную плату.

Реальная зарплата (РЗП) определяется следующим образом:

РЗП= НЗП-Но*Jпсд

Где НЗП — номинальная заработная плата (руб.);

Но — налоги, обязательные отчисления с заработной платы (руб.).

Социальные трансферты — выплаты гражданам (из госбюджета и (или) специальных фондов), не связанные непосредственно с результатами труда, предпринимательской деятельностью или доходами от собственности (пенсии, пособия, стипендии и т. д.).

Совокупная величина личного (семейного) дохода помимо денежных доходов складывается из доходов в натуральной форме за счет личного подсобного и домашнего хозяйств и безденежных форм дохода, которые обеспечивают социальные нужды

Механизм распределения доходов состоит из трех блоков:

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок — это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.



Третий блок — распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.

Расходы домашних хозяйств на конечное потребление включают:

расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов и квартир) в государственной, кооперативной торговле, на городских рынках и в не организованной торговле;

расходы на оплату потребительских услуг;

поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;

потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда;

услуги по проживанию в собственном жилище.
Источники данных и задачи статистики при изучении доходов населения

Статистическая Комиссия при ООН утвердила набор показателей уровня жизни. Среди них: численность населения, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень детской смертности, уровень образования населения, показатели материального благосостояния (реальные располагаемые доходы, среднемесячная заработная плата), показатели экономической активности населения и материальной обеспеченности домашних хозяйств, жилищные условия населения, уровень преступности и др.

Интегральные и дифференцированные показатели характеризуют доступность и покупательную способность доходов, неравенство в их распределении, гарантированный государством минимальный уровень

обеспеченности, т.е. экономические ресурсы которыми располагает население в целом.

Агрегированные и дезагрегированные показатели содержат данные о личном потреблении (удовлетворении основных физиологических потребностей), т.е. реальные потребительские возможности населения.

Демографические показатели – предназначены для анализа влияния уровня жизни на воспроизводство населения.

Доходы – ресурсы в денежном и натуральном выражении, которые могут быть использованы на удовлетворение личных потребностей, налоговые и другие платежи, сбережения.

Показатель денежного дохода населения– служит для измерения доходов на макроуровне и рассчитан по данным Баланса денежных доходов и расходов населения. Включает в себя оплату труда всех категорий населения, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; поступления от продажи сельскохозяйственных продуктов; пенсии, пособия, стипендии; поступления из финансовой системы (страховые возмещения, кредиты, ссуды); доходы населения от продажи иностранной валюты.

Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики, полученные, на основе ведомственной отчётности. К таким данным относятся:

Баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;

Данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые государственным пенсионным фондом;

Суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ).



К основным задачам статистики при изучении доходов и расходов населения относятся:

Характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;

Анализ дифференциации денежных доходов и потребления;

Изучение динамики денежных доходов;

Моделирование доходов, расходов и потребления населения;

Изучение влияния доходов (расходов) населения на потребление и другие социально-экономические показатели [8, с. 480].

Виды доходов

Рента

Рента – есть доход, полученный собственником земли при сдаче ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

Рис. 1 (см. Приложение 1) показывает, что кривая предложения на землю является фиксированной. Кривые спроса и предложения пересекаются в равновесной точке Е. Рента имеет тенденцию колебаться вокруг этой точки. Если бы рента поднялась выше точки равновесия до точки М, то спрос на землю уменьшился до Q1 и часть земли осталась бы незанятой: Q-Q1. Некоторые земельные собственники были бы не в состоянии сдать ее в аренду, и вынуждены были бы предлагать земельные участки за более низкую плату. По таким же причинам рента не может оставаться долго ниже точки равновесия, например R2. Возросший спрос на земельные участки обусловил бы повышение ренты. Только в точке равновесия общее количество земли, на которую предъявляется спрос,

равно ее предложению. В этом смысле предложение и спрос определяют цену земли.

Земельная рента существует в 2х основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает дух видов.

Дифференциальная рента I связана с различным плодородием земельных участков и их эффективностью. При одинаковых затратах ресурсов результаты производства на них будут различны. Дифференциальная рента возникает также из-за не одинакового местоположения земельных участков. Транспортные расходы для фермеров будут большими ли меньшими. Близость к рынкам сбыта существенно влияет на структуру производства. В случае с дифференциальной рентой I издержки производства будут определяться предельными величинами наихудших по плодородию или местоположению участков. Добавочный доход, полученный на более плодородных и лучше расположенных землях, присваивается земельным собственником

Дифференциальная рента II предполагает различную производительность последовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создается в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случае издержки определяются предельной затратой капитала (наименее производительной). Выигрыш в издержках, полученный от более производительных затрат капитала, первоначально достается фермеру. Он присваивает его на протяжении действия арендного договора.

Абсолютная рента – это плата за все участки земли независимо от плодородия и местоположения

Процент

Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более

точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого вида дохода:

Ссудный процент обычно рассматривают как процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 рублей в год на 1000 рублей.

Деньги не являются экономическим ресурсом. Как таковые, деньги не являются производительными; они не способны производить товары или услуги. Однако предприниматели «покупают» возможность использования денег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства – заводских зданий, оборудования, складских помещений и т.д. А эти средства, несомненно, вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководители предприятий, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.

Прибыль

Под экономической прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы и всеми издержками. В условиях совершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. В равновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке – предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует.



В этой связи существование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса – предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя:

а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;

б) применять более прогрессивные способы управления фирмой;

в) использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара;

г) идти на риск принятия всех подобных решений.

Наконец, фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объем производства и повышает цену товара [9, с. 358-360].

Заработная плата

Заработная плата, или ставка заработной платы, — это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда:

рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;

специалистов – юристов, врачей, преподавателей и т.д.;

владельцев мелких предприятий – парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности [3, с. 63-68].

ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


2.1. Метод группировки

Статистическая группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности по существенным для них признакам.

В качестве исходных данных для расчётов были взяты значения средней начисленной заработной платы и среднего накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах по каждому месяцу 2003 года. Факторным признаком будет значение начисленной заработной платы, а результативным – накопление сбережений. Исходные данные представлены в таблице 1 [10, с 185].

Таблица1

Средние данные по начисленной заработной плате и накопления

сбережений во вкладах и ценных бумагах за 2003 год

Номер месяца

Месяц

Средняя начисленная заработная плата, руб.

Среднее накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, руб.

1

январь

3634

142

2

февраль

3639

135

3

март

3889

101

4

апрель

4005

168

5

май

4083

147

6

июнь

4296

266

7

июль

4462

196

8

август

4443

173

9

сентябрь

4413

137

10

октябрь

4700

146

11

ноябрь

4756

247

12

декабрь

5422

336


При расчете методом группировок оптимальнее будет образовывать группы с неравными интервалами. Для определения величины интервала и границ групп необходимо построить график.



Рис. 1 Распределение месяцев 2003 года по средней начисленной заработной плате

Из графика видно, что оптимальным будет разделение значений на 3 группы. В основе группировки лежит факторный признак.

Таблица 2

Группировка месяцев по начисленной заработной плате и накопления

сбережений во вкладах и ценных бумагах за 2003 год

Группы месяцев по з/п

Месяцы

Исходные данные для определения среднего значения

Факторный признак

Результативный признак

Размер з/п руб.

Накопление сбережений руб.

1 от 3500 до 4010

 

 

 

январь

3634

142

февраль

3639

135

март

3889

101

апрель

4005

168

Итого по группе 1

-

15167

546

2 от 4011 до 4445

 

 

 

май

4083

147

июнь

4296

266

август

4443

173

сентябрь

4413

137

Итого по группе 2

-

17235

723

3 от 4446 до 5450

 

 

 

июль

4462

196

октябрь

4700

146

ноябрь

4756

247

декабрь

5422

336

Итого по группе 3

-

19340

925




Формулы для определения средних величин:

Средняя арифметическая простая:

х=xn

Средняя арифметическая взвешенная:

x=xff

В данном случае средняя арифметическая взвешенная будет равна средней арифметической простой, так как f всегда будет равно 1. Ни одно значение признака не повторяется дважды.

Таблица 3

Зависимость среднего накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах от средней начисленной заработной платы

Группы месяцев

Число месяцев

Средние уровни

Размер з/п

Накопление сбережений







1 от 3500 до 4010

4

3791,75

136,4233

2 от 4011 до 4445

4

4308,75

180,75

3 от 4446 до 5450

4

4835

231,294

Итого в среднем

-

4311,8333

182,8848
--PAGE_BREAK--
Вывод: Наблюдается прямая зависимость между показателями, так как при увеличении среднего значения факторного признака увеличивается и среднее значение результативного признака. То есть начисленной заработной платы увеличивается среднее значение накопления сбережений во вкладах и ценных бумагах.
2.2. Ряды динамики

Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующих изменение общественных явлений во времени. Исходные данные подобраны за 12 месяцев 2003 года. Для определения показателей динамики составим таблицу 4.

Для вычисления абсолютного прироста (Δу) используем следующие формулы:

Δуц = уi – уi-1 (цепной)

Δуб = уi – уо (базисный),

где уi – уровень сравниваемого периода

уi-1 – уровень предшествующего периода

уо – уровень базисного периода.

Таблица 4

Показатели динамики

Месяца

Уровни ряда

Абсолютный прирост

Темп роста %

Темп прироста %

Абсолютное значение 1% прироста А%

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

январь

3634

-

-

-

-

-

-

-

февраль

3639

5

5

100,1376

100,1376

0,1376

0,1376

36,34

март

3889

250

255

106,8700

107,0171

6,8700

7,0171

36,39

апрель

4005

116

371

102,9828

110,2091

2,9828

10,2091

38,89

май

4083

78

449

101,9476

112,3555

1,9476

12,3555

40,05

июнь

4296

213

662

105,2168

118,2168

5,2168

18,2168

40,83

июль

4462

166

828

103,8641

122,7848

3,8641

22,7848

42,96

август

4443

-19

809

99,5742

122,2620

-0,4258

22,2620

44,62

сентябрь

4413

-30

779

99,3248

121,4364

-0,6752

21,4364

44,43

октябрь

4700

287

1066

106,5035

129,3341

6,5035

29,3341

44,13

ноябрь

4756

56

1122

101,1915

130,8751

1,1915

30,8751

47

декабрь

5422

666

1788

114,0034

149,2020

14,0034

49,2020

47,56

Абсолютное значение 1% прироста (А%):

А%=уi-1100

По таблице вычислим:



Среднемесячный абсолютный прирост

или

Δуц=Δуцn

где n – число абсолютных приростов в изучаемом периоде,

m – число уровней ряда динамики в изучаемом периоде


Δуц=178811=162,5455

Δуб=1788-511=162,0909

Среднемесячный темп роста (Тр)

,

где n – число коэффициента роста.

= 103,7045 %

= 119,6909 %

Наиболее точным способом выявления общей закономерности развития явления является аналитическое выравнивание прямой. В данном случае уравнение будет иметь вид:

у1=а0+а1t

у1= 4311,8333+67,6294∙t

Расчёт показателей аналитического выравнивания представим в таблице 5.




Таблица 5

Аналитическое выравнивание ряда динамики средней

начисленной заработной платы

Месяцы

Исходные уровни ряда динамики

Условные обозначения времени







Выровненный уровень ряда динамики

Отклонение фактических уровней от теоретических

Квадраты отклонений




у

t

t2

yt

у1

у — у1

(у — у1)2

январь

3634

-11

121

-39974

3567,9099

66,0901

4367,9013

февраль

3639

-9

81

-32751

3703,1687

-64,1687

4117,6221

март

3889

-7

49

-27223

3838,4275

50,5725

2557,5778

апрель

4005

-5

25

-20025

3973,6863

31,3137

980,5478

май

4083

-3

9

-12249

4108,9451

-25,9451

673,1482

июнь

4296

-1

1

-4296

4244,2039

51,7961

2682,8360

июль

4462

1

1

4462

4379,4627

82,5373

6812,4059

август

4443

3

9

13329

4514,7215

-71,7215

5143,9736

сентябрь

4413

5

25

22065

4649,9803

-236,9803

56159,6626

октябрь

4700

7

49

32900

4785,2391

-85,2391

7265,7042

ноябрь

4756

9

81

42804

4920,4979

-164,4979

27059,5591

декабрь

5422

11

121

59642

5055,7567

366,2433

134134,1548

Итого

51742

0

572

38684

51741,9996

0,0004

251955,0932

Для наибольшей наглядности полученных данных Отклонение фактических уровней от теоретических представим в виде графика.

Рис 2. Отклонение фактических уровней от теоретических

По графику видно, что наибольшее отрицательное отклонение в сентябре, а наибольшее положительное декабре.

Проверим правильность выравнивания. Если выравнивание выполнено правильно, то должно выполнятся равенство ∑у = ∑у1



Проверка: 51742 ≈ 51741,9996

Разницу в 0,0004 можно объяснить тем, что округления при расчётах производились до 4 знака после запятой.

Для оценки степени приближения выровненных уравнений к фактическим данным рассчитывается остаточное среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации.

Остаточное среднее квадратическое отклонение:

,

Коэффициент вариации:

ν=σу*100%

= 144,9009

ν=144.900943118333*100%=3,3605%
Вывод: средне квадратическое отклонение равное 144,9009 говорит о том, что значение начисленной заработной платы отклоняется от среднего значения примерно на 145 рублей. По полученному значению коэффициента вариации можно сказать, что признак колеблется в пределах 3,3605% от своей средней величины. Так как коэффициент вариации не превышает 33%, то совокупность можно считать однородной.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Корреляционно-регрессионный анализ

В области изучения взаимосвязей задача статистики состоит не только в количественной оценке их наличия, направления и силы связи, но и в определении формы влияния факторных признаков на результативный. Для её решения и применяют методы корреляционного и регрессионного анализа. Задачи корреляционного анализа сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующими признаками. Задачами регрессионного анализа являются выбор типа модели (формы связи).

В данном случае связь будет выражена по уравнению прямой:

= ао + а1х,

где — теоретические значения результативного признака, полученные по уравнению регрессии,

ао и а1 – параметры уравнения регрессии.

Для удобства вычислений составим таблицу 6.

Таблица 6

Вычисление величин для уравнения связи между накоплением сбережений во вкладах и ценных бумагах и начисленной заработной платой

п/п

Месяцы

Объём сбережений руб

Начисленная з/п руб

Расчётные данные

у2

х2

xy

y

1

январь

142

3634

20086

13205956

515032,284

115,5401

2

февраль

135

3639

18129

13242321

489965,877

116,0371

3

март

101

3889

10224

15124321

393232,346

140,8871

4

апрель

168

4005

28295

16040025

673681,05

152,4175

5

май

147

4083

21605

16670889

600152,004

160,1707

6

июнь

266

4296

70943

18455616

1144248,192

181,3429

7

июль

196

4462

38545

19909444

876015,536

197,8433

8

август

173

4443

30025

19740249

769869,711

195,9547

9

сентябрь

137

4413

18715

19474569

603711,639

192,9727

10

октябрь

146

4700

21228

22090000

684790

221,5005

11

ноябрь

247

4756

61163

22619536

1176215,872

227,0669

12

декабрь

336

5422

113006

29398084

1822681,208

293,2673

Итого

-

2195

51742

451965,1150

225971010

9749595,7190

2195,0008

Уравнение прямой будет иметь вид:



= -245,6795+0,0994∙X

При правильном нахождении параметров уравнения будет выполняться равенство ∑у =у. Проверка: 2195 ≈ 2195,0008, следовательно, параметры уравнения определены правильно. Найдём значение коэффициента корреляции

r=xy-x*yσx*σy

х=5174212=4311,8333

у=219512=182,9167

ху=9749595,719012=812466,3099

σх=22597101012-4311.83332=488,8876

σу=451965,11512-182.91672=64,8478

r=812466,3099-4311,8333*182,9167488,8876*64,8478=0,7494

i = 0,74942 = 0,5616

tрасч=0.7494*12-21-0,74942=3,5791

tтабл = 2,1788

Вывод: Так как коэффициент корреляции больше ноля, то есть положительная величина то можно утверждать, что показатели находятся друг с другом в прямой зависимости. Полученная величина коэффициента корреляции равного 0,7494 свидетельствует о возможном наличии достаточнотесной прямой зависимости между рассматриваемыми признаками. Для рассматриваемого примера величина коэффициента детерминации будет равна 0,5616, а это значит, что 56,16% вариации

объёма средних накоплений сбережений во вкладах и ценных бумагах, объясняется вариацией средней начисленной заработной платы.



ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАТИСТИКИ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

Первоочередные меры по решению неотложных проблем [6, 94-102]



К числу неотложных проблем, прежде всего, относится сохраняющая большие масштабы задолженность по выплатам заработной платы. Общая задолженность по заработной плате за период с ноября 1998 года по июнь 2002 года несколько снизилась. Однако ситуация в регионах остается крайне неравномерной. В ближайшее время необходимо не только реально обеспечить обязательства государства и работодателей в вопросах своевременности выплат заработной платы и других видов денежных доходов, но и создать условия, предотвращающие появление новых задолженностей перед населением.

Низкий уровень оплаты труда

Все более глубокими становятся различия в оплате труда работников между бюджетом и внебюджетным секторами экономики, а также внутри внебюджетного сектора.

Первоочередными мерами в решении этой проблемы являются:

использование любых возможностей для повышения реальной заработной платы, в том числе более регулярная ее индексация; направление на эти цели части средств, перечисляемых работодателями в государственные внебюджетные фонды с одновременным освобождением этих фондов от части обязательств по выплатам, не носящим страхового характера и т.д.;



сокращение теневой части заработной платы, в том числе за счет повышения минимальных государственных гарантий оплаты труда и тарифной части заработка в рыночном секторе экономики.

Рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятости на предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы в регионах. Сокращение этого показателя отмечается в большинстве регионов, кроме пяти территорий, где он возрос: в Еврейской автономной области – на 40%, Смоленской области – на 20%, Республике Тыва – на 15,4 %, Свердловской области – на 14,3 % и Карачаево-Черкесской Республики – на 11 %. Для решения этой проблемы необходимо [5, с. 72-80]:

увеличение занятости в малом предпринимательстве, не требующее, как известно, значительных дополнительных затрат и возможное в результате дополнительных правовых мер и облегчения кредитования, более рационального использования недвижимости, расширения современных форм применения ресурсов (лизинга и др.);

расширение масштабов общественных работ и временной занятости, особенно на начальной стадии преодоления кризиса на рынке труда;

сжатие теневого сектора, что позволит более точно оценить реальные масштабы занятости населения.

Рост бедности

Происходит изменение структуры бедного населения.

К категориям населения, состоящим из одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, добавились безработные, а также многочисленные категории трудоспособных граждан, занятых неполный рабочий день и неполную рабочую неделю, находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы,

имеющих низкую оплату труда, работники предприятий, допускающих задержки выплаты заработной платы.

Нарастающий в результате низкого уровня оплаты труда потенциал роста бедности рано или поздно может быть реализован, если не осуществить эффективные меры повышения уровня оплаты труда. Так, например, если в 1999 году в целом по стране 30,5 % работников имели заработную плату ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, то в 2000 году их доля составила 42,5 %, а в 2001 году – 44,3 %.

Бедность наиболее широко представлена в регионах, где доминируют производства с низким уровнем конкурентоспособности – швейная, текстильная промышленность, машиностроение и др. Наблюдается существенная дифференциация субъектов Российской Федерации по доле населения, имеющего душевые денежные доходы ниже прожиточного минимума в соответствующей территории. Оценки показывают, что 10 % населения, примыкающего по доходам к прожиточному минимуму, имеют доходы примерно в 5 раз выше, чем 10 %: наиболее бедных.

В числе первоочередных мер должно быть: усиление адресности социальной поддержки малоимущих, практическая реализация федеральных Законов о прожиточном минимуме и государственной социальной помощи. Дополнительные средства нуждающимся могут быть найдены за счет систематического сокращения получателей льгот и выплат.

Недостаточная адресность многочисленных льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие, ограничивает возможности оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.



Для комплексного преодоления негативных тенденций в уровне жизни населения необходима выработка государственной Концепции повышения уровня жизни, так как в Основных направлениях социально – экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу не совсем понятно, сможет ли основная часть граждан своими доходами перекрыть рост личного потребления? В этом, на мой взгляд, кроется главная проблема.

Намечено значительное повышение потребительской нагрузки на личные доходы россиян. Многое из того, что сейчас достается семьям бесплатно или на льготных условиях, в перспективе придется оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен также сокращением государственных гарантий и максимально полной мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг. Что это за расходы?

Так, родителям придется значительно больше тратить на учебу своих детей. Государственные гарантии бесплатного образования ограничатся только получением полного среднего. Дальше бесплатность образования будет выборочной и обставленной целым рядом непростых условий. Проще сказать, что дальнейшее образование станет преимущественно платным.

Больше средств надо будет направлять и на поддержание своего здоровья. Планируется снижение государственных гарантий в здравоохранении. В отличие от сферы образования их объем в программе четко не определен. Однако линия на сокращение государственных обязательств просматривается.

Из бюджета предполагается покрывать расходы только на узкий круг социально значимых заболеваний, приобретение особо дорогостоящего оборудования, новое строительство – преимущественно на программной основе.



Можно ожидать сокращения базовой программы медико – социального страхования, которая, по замыслу Правительства, должна охватывать основную часть видов и объемов бесплатной медицинской помощи. Предусматривается перевести в добровольное страхование часть медицинских услуг и лекарственного обеспечения, установленных ныне обязательным страхованием.

Добровольная страховка этих услуг, естественно, потребует от населения дополнительных средств. Следует ожидать и роста личных расходов на санаторно – оздоровительные услуги.

Значительные затраты придется нести на содержание жилищно – коммунального хозяйства. Так называемые жилищные компенсации для малоимущих дело не спасут. Возмещаться они будут за счет других семей. Основной массе населения придется оплачивать и большинство видов ныне льготного потребления, полностью или частично бесплатных льгот.

Таким образом, рост личных доходов должен не только покрыть дополнительные расходы, но и обеспечить почти двукратное увеличение личного потребления.

Какой же путь предложен для достижения более высокого уровня и иной структуры потребления, а по сути, иного качества жизни?

Расчет сделан на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, макроэкономическую и структурную политику. По замыслу разработчиков программы, они – то и обеспечат трудоспособному населению достаточные доходы. Стратегия модернизма экономики предполагает выравнивание возможностей населения в рамках различных звеньев экономической системы.

Однако не стоит слишком полагаться на автоматизм влияния экономических условий на рост уровня жизни основной массы населения. Известно, что в рыночной среде распределение доходов может порождать

«излишнее» население, усиливать неравенство, а корпоративное сообщество его лишь углубляет.

Создаваемые условия должны быть подкреплены политикой доходов, то есть выработкой методов превращения возможности в реальность. Так, важной задачей такой политики является установление траектории изменения и соотношений основных источников доходов.

За этим стоит отношение государства к благосостоянию различных слоев общества: наемных работников, предпринимателей, собственников, а также людей, живущих на социальные выплаты.

Главная проблема состоит в том, что в последнее десятилетие идет процесс обесценивания труда. Больше половины занятых получают сейчас заработную плату ниже прожиточного минимума.

Чтобы достигнуть запланированного в программе роста личного потребления, необходимо повысить покупательную способность оплаты труда не менее чем в 2,5 раза. Если же ограничить повышение заработной платы темпами, соответствующими предполагаемому росту производительности труда, то это позволит довести ее уровень лишь до 60 % от 2001 года, что не обеспечит основной массе населения намеченного потребления.

Таким образом, если в среднем реальные денежные доходы потребуется повысить примерно в 2 раза (что и предусмотрено в программе), то рост уровня оплаты труда должен быть значительно выше.

Из проекта программы вытекает, что стратегическая цель в области уменьшения социального неравенства заключается в увеличении суммарной доли доходов среднедоходных групп населения, формировании самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый внутренний спрос. Однако ее достижение также не произойдет само по себе.



В целом можно сказать, что выдвинутые в программе Правительства Российской Федерации ориентиры в области доходов и уровня жизни населения нуждаются в большей конкретизации и обоснованности.


Основные положения Концепции повышения уровня жизни



Целью Концепции является восстановление для большинства населения уровня жизни, достигнутого на рубеже 90 – х годов, а также формирование нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике.

Концепция исходит из необходимости разрешения новых противоречий, порожденных социально – экономическим развитием за последние 10 лет. Таких, как противоречие между необходимостью предсказуемого социально – экономического развития и нарушающими его социальными конфликтами; между снижением стимулов к труду и распространением социальных пособий; нарастанием потребностей в социальной защите и сокращением ресурсных возможностей ее обеспечения; а также противоречие, проявляющееся в увеличении инфляции в связи с ростом финансирования социальных программ и др.

Нашему обществу необходимо преодолеть условия и факторы, дестабилизирующие социальное развитие и уровень жизни населения. Они действуют во всех основных сферах жизнедеятельности:

в гуманитарно-социальной сфере (подрыв воспроизводства человека, качества жизни и др);

в сфере производства (подрыв материально – технической базы уровня жизни; дезорганизация хозяйственных связей и др.);



в сфере распределения (деформация системы оплаты труда, подрыв трудовых стимулов; анархичность формирования доходов населения; бюджетная разрегулированность и др.);

в сфере обращения и обмена (высокая инфляция; дестабилизирующие и дестимулирующие перекосы цен; хаотическая организация товарных потоков во времени и по территории и др.);

в сфере государственного управления (ослабление социально – экономической роли государства и его органов; потеря управляемости экономики; недостаточная согласованность федерального и регионального управления; криминализация экономики и др).

Конкретизация вышеуказанных условий и факторов может быть сделана по следующим основным показателям [7, с. 272]:

характеристика социальной сферы (социальные нормативы; показатели уровня и качества жизни; характеристика потребительских комплексов; занятость населения; доходы населения и их налогообложение; социальная защита населения и др.);

характеристика социальной среды (демократия и реализация прав и свобод граждан; социальное партнерство; формирование и поддержание действенных трудовых мотиваций в различных сферах экономики изменения в социальной структуре общества; формирование законодательства в социальной сфере и др.);

показатели народнохозяйственной динамики (макроэкономические показатели; ресурсы для потребления и социального развития; формирование непроизводственных капиталовложений и др.);

региональные особенности социальной переориентации экономики (социальное районирование России; социально – экономическая характеристика типологических регионов; особенности социальной политики в тех или иных регионах и др.). Концепция должна включать ярко выраженную региональную составляющую;



социальные аспекты формирующегося хозяйственного механизма (отношения собственности, в том числе в социальной сфере; основные элементы рыночной стратегии субъектам экономики; формы государственного регулирования экономической системы и др.);

распределительные отношения (формирование доходов населения; регулирование реального содержания доходов; система социальных гарантий населению; регулирование социально – экономической дифференциации и др.).



Основные задачи преобразований условий жизни



Преобразования условий жизни должны быть направлены на решение следующих основных задач:

повышение реальной цены рабочей силы, активизация мотивов и стимулов к труду и предпринимательской деятельности, восстановление в новых условиях связи доходов с ростом производительности труда и результативности предпринимательства;

недопущение дальнейшего разрушения минимальных социальных гарантий населения;

обеспечение всем нуждающимся прожиточного уровня за счет активной государственной политики перераспределения доходов;

переход от частичной стабилизации уровня жизни населения к стабилизации в основном (у основных социальных групп; по большинству компонентов уровня жизни; в преобладающей части регионов). Это потребует решения следующих ключевых проблем.

Повышение уровня оплаты труда

Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров, а рост покупательной способности оплаты труда. На обозримую перспективу можно было бы выдвинуть задачу восстановления покупательной

способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90 – х годов. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема внутреннего валового продукта, то есть связано с экономическим ростом.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить этап восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда. Здесь имеется в виду тот уровень, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившегося за эти годы.

Меры по повышению покупательной способности оплаты труда должны сочетать систематический пересмотр размеров номинальной заработной платы и ее индексированием в промежутках между принятием этих решений. Это связано с необходимостью поддержания покупательной способности оплаты труда в условиях высокой инфляции.

Систематический рост покупательной способности оплаты труда может быть обеспечен комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.

Для обеспечения роста покупательной способности оплаты труда возникает необходимость закрепления в законодательных и иных нормативных документах изменений и дополнений, внесения изменений в действующие законы, а возможно, и принятия новых нормативных актов.

В числе первоочередных мер по повышению уровня оплаты труда следует выделить, во-первых – повышение уровня минимальных денежных доходов населения и, прежде всего, повышение до прожиточного минимума уровня государственных минимальных гарантий

по оплате труда, что приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета.

Во-вторых – повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.

В-третьих – повышение покупательной способности оплаты труда. Для этого необходимо ввести регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума, что позволит уменьшить влияние инфляции на потребление предметов повседневного спроса малоимущего населения. Полномочия по регулированию цен нужно было бы передать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и поручить им определять порядок розничной торговли товарами с регулируемыми ценами.

Необходимо осуществить обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).

В четвертых – оптимизация соотношения тарифной и надтарифной частей оплаты труда через использование механизма соглашений социального партнерства путем определения примерных границ доли тарифной части оплаты труда в Генеральном соглашении; установления рекомендательных норм по соотношению тарифной и надтарифной частей оплаты труда на уровне региона в Региональных соглашениях;

фиксирования нижней границы доли тарифа в оплате труда работников конкретной отрасли в отраслевых тарифных соглашениях; определения минимально гарантированной части заработка работников предприятия в коллективных договорах.

Объем средств, необходимых для решения поставленных проблем, по оценке специалистов ВЦУЖ, составит примерно от 40 до 100 миллиардов рублей в зависимости от их источников. Верхняя граница определена с учетом внешних (инфляционных) источников по отношению к ВВП, не исключая проведение для этого целевой денежной эмиссии. Как показывают расчеты, последняя не приведет к ощутимому росту инфляции. В современной России только 10 – 15 % инфляционного роста цен обусловлено повышением оплаты труда. Эффект же будет значительно выше.

Государственное регулирование занятости

Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу, а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы оказывают прямое воздействие на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран Ближнего зарубежья.

Занятость необходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности,

источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения нужно ориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.

Важное место должна занять система мер по регулированию безработицы, чтобы учитывать определение ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в общественных работах на период временной незанятости.

Активная государственная политика обеспечения полной занятости предполагает поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных.

Важное место следует отнести в практической социальной политике особенностям формирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированию занятости в территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.

Адресная социальная поддержка населения

Право на получение государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиями федеральных Законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О

государственной социальной помощи», последний из которых должен быть значительно конкретизирован, и выбрать все виды выплат и натурального обеспечения товарами и услугами с учетом нуждаемости. В процессе реализации этих Законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни и повысить адресность социальной поддержки конкретных категорий населения.

Различающиеся условия жизни в территориях предполагают разные возможности организации социальной поддержки. В одних регионах это может быть адресная помощь конкретным категориям населения, в других – всем, но до определенного уровня душевого дохода, в третьих – могут устанавливаться более высокие минимальные социальные стандарты из – за значительного уровня дифференциации денежных доходов проживающего в них населения.

Льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (повышенные тарифные ставки и оклады, сокращенный рабочий день, бесплатное получение пищевых продуктов) можно было бы перевести в рамки обязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Получение льгот по медицинскому обслуживанию лицами трудоспособного и старше трудоспособного возраста (кроме инвалидов), а также гражданами, подвергшимся радиации, можно было бы перевести в программу обязательного медицинского страхования.

Дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания надо направить на преимущественное удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения – инвалидов, пожилых и детей.



Инвестиции в человека

Развитие сферы жизнеобеспечения требует приоритетного направления большего объема инвестиций в жилищное строительство, здравоохранение, образование, культуру, науку и другие отрасли социальной инфраструктуры. Для этого необходимо ускорить разработку социальных стандартов обеспеченности жильем, развития сети медицинских, образовательных и культурных учреждений.

Источниками финансирования объектов социальной инфраструктуры, наряду с традиционными источниками, могли бы стать средства населения, аккумулируемые для создания финансовых механизмов долгосрочного кредитования, ипотеки и других залогов. На эти цели также целесообразно направлять финансовые средства фондов накопительного страхования под государственные гарантии их возврата и средства региональных и местных бюджетов, формируемые через жилищные, образовательные, облигационные займы и иные финансовые механизмы.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своим особым предметом и объектом исследования. Её своеобразие состоит и в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приёмов обработки и обобщении этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа. Всё это подтверждает необходимость выделения социальной статистики в отдельное направление учётно-статистических работ, в рамках которого решаются комплексные задачи социальной статистики.

Прежде всего, это всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики страны, различных социальных процессов, происходящих в ней, их закономерностей, путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них.

В процессе написания данной курсовой работы был проведен экономико-статистический анализ. Он включает в себя 3 раздела:

метод группировки, который основан на процессе образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности по существенным для них признакам;

ряды динамики, которые представляют собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующих изменение общественных явлений во времени;

корреляционно-регрессионный анализ, его задачи сводятся к измерению тесноты известной связи между варьирующими признаками.

Также были изучены виды доходов населения, которые включают в себя ренту, процент, прибыль, заработную плату и другие.



Курсовая работа так же включает в себя перспективы социально-экономического развития доходов населения. Была выявлена необходимость увеличения суммарной доли доходов среднедоходных групп населения, формирование самостоятельного среднего класса, обеспечивающего устойчивый массовый внутренний спрос.

Был выделен ряд ключевых проблем:

повышение уровня оплаты труда;

государственное регулирование занятости;

адресная социальная поддержка населения;

инвестиции в человека.

Однако достижение этих целей не произойдет само по себе. В целом можно сказать, что выдвинутые в программе Правительства Российской Федерации ориентиры в области доходов и уровня жизни населения нуждаются в большей конкретизации и обоснованности.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1

Структура денежных доходов населения России в 2000-2006 гг.(%)

Показатели

2000

2004

2006

всего денежных доходов

100, 0

100, 0

100, 0

оплата труда

74, 1

46, 4

39. 5

социальные трансферты

13, 0

17, 4

16, 7

доходы от собственности

12, 9

4. 3

5, 3

доходы от предпринимательской деятельности



31, 9

38, 6

Рисунок 1

Определение величины ренты в условиях конкуренции



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Доходы и расходы россиян. // РИСК. 2003. № 1

Ермолицкая Е.В. Проблемы создания единого государственного статистического ресурса. // Вопросы статистики 2006 — № 7, с. 16-19

Регулирование заработной платы в РФ: основные принципы.//Человек и труд 2006 №2, №3.

Российский средний класс: динамика изменений.//Человек и труд 2004 — № 1. С.12-18

Френкель А.А. Прогноз развития российской экономики на 2004 — 2005г. //Вопросы статистики 2004 — № 10

Яременко Г.А. Некоторые проблемы современной политики доходов населения в России. // Проблемы прогнозирования 2005 — № 3

Афанасьев В.Н., Маркова А.И. Статистика сельского хозяйства: Учебное пособие. – Москва: Финансы и статистика, 2002

Елисеева И.И., Юзбашев М.М., «Общая теория статистики» — Москва: Финансы и статистика, 2002.

Назаров М. Г. «Курс Социально-экономической Статистики», Москва: 2000.

«Российский статистический ежегодник». Москва: 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.