РЕФЕРАТ
по курсу«Экономическая теория»
по теме: «Современнаяфилософия предпринимательства: логистика и маркетинг в экономической теории»
1. Возникновение иразвитие логистического направления в экономике
К настоящему времени вРоссии создана рыночная среда и сформировалась необходимая рыночнаяинфраструктура, а главное — многие субъекты рынка — товаропроизводители иторговые предприятия адаптировались в определенной степени к рыночным условиям,к конкуренции, функционирует оптовый рынок. Оптовая торговля в ее логистическойинтерпретации, т.е. в форме процесса оптового товародвижения, в полной мереможет реализоваться только в развитой рыночной среде.
В этих условиях появиласьострая необходимость поиска новых механизмов, нового инструментария управленияпроцессами в экономике и, особенно в такой важной ее сфере, как сфераобращения. В начале 90-х годов прошлого века в России появилась логистика какнаучное и практическое направление.
В Древней Греции подлогистикой понималось искусство выполнения расчетов. Логистами называлисьспециальные государственные контролеры. Как свидетельствует Архимед, в V векедо нашей эры, во время наивысшего расцвета и могущества Афин, во всей ДревнейГреции насчитывалось 10 логистов.
В Древнем Риме подлогистикой понималось распределение продуктов. В Византии термин «логистика»использовался как военный и обозначал «тыл, снабжение войск». Позже, в XVII—XVIII веках, термин «логистика» нашел другое толкование. Немецкийфилософ-идеалист, математик, физик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называллогистикой математическую логику. За математической логикой этот термин былофициально закреплен на философской конференции в Женеве в 1904 году.
В России первоеупоминание в литературе о логистике, как рациональной системе тыловогообеспечения войск, относится к середине XIX в.1 Однако в энциклопедическомсловаре Брокгауза и Ефрона, изданном в Санкт-Петербурге в 1896 году,отмечается, что «… слово «логистика» в новейших военных сочинениях более невстречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления». Впоследующих отечественных энциклопедических изданиях термин «логистика» либоотсутствует, либо трактуется как математическая логика.
Итак, длительное время«логистика» считалась прикладной военной дисциплиной, и лишь сравнительнонедавно ее стали связывать с экономическими процессами, или такими важными изних, как управление товарными, финансовыми и информационными потоками. Первыми,кто стал рассматривать логистику как важнейшую часть бизнеса, были американскиеспециалисты в области распределения П. Конверс и П. Дракер. Они увидели в нейбольшие потенциальные возможности, определив их как «последний рубеж экономии»или как «неопознанный материк экономики». В 1955 г. в Америке появились первые публикации, где были изложены теоретические основы логистики ивозможности ее использования в экономике.
В 1974 г. международное общество инженеров по вопросам снабжения определило логистику как искусство инауку менеджмента, техники и технологической деятельности, направленную навыполнение требований планирования, обеспечения и сохранения вспомогательныхсредств для поддержки целей, планов и операций.
В 1970—1973 гг. внемецкой литературе также появились первые публикации по проблемам логистики.Основное внимание в немецких трудах уделяется логистике маркетинга.
Английский национальныйсовет по управлению материально-техническим распределением определил логистикукак объединение двух или более видов деятельности с целью планирования,внедрения и наблюдения за высоким уровнем сырьевого потока, запасаминезавершенного производства и конечной продукцией от ее производства допотребления. В нашей стране проблемам логистики начали уделять внимание,начиная с 1989 года,
2. Концепция и основныезадачи логистики
Основой концепциилогистики является система взглядов на рационализацию хозяйственнойдеятельности путем оптимизации потоковых процессов и явлений, котораядостигается:
реализацией принципасистемного подхода;
использованием толькосоответствующего и необходимого оборудования;
обеспечением современныхусловий труда;
учетом логистическихиздержек по всей цепочке;
развитием услуглогистического сервиса на современном уровне;
адаптацией кбыстроменяющимся условиям окружающей среды;
соблюдением шести правиллогистики:
а) груз — нужный товар;
б) качество —необходимого качества;
в) количество — внеобходимом количестве;
г) время — в нужноевремя;
д) место — в нужноеместо;
е) затраты — минимальныезатраты.
Выполнение логистическихфункций обеспечивается через осуществление некоторых логистических мероприятий,в ходе которых логистика предоставляет в распоряжение заказчика следующуюинформацию:
о требуемом количестве;
о требуемом ассортименте(спецификации);
о требуемом местепоставки;
о требуемом моментевремени поставки;
о требуемом качествепоставки;
об оптимальной стоимости.
На организационноеуправление логистическими системами оказывает влияние целый ряд факторов:
Вид отрасли экономики, вкоторой функционирует данная фирма.
Производственный форматфирмы и масштабы ее деятельности.
Принятая концепцияуправления данной фирмой.
Граница сферы компетенциифирмы в организационной структуре отрасли.
Форма организацииуправления материально-техническим обеспечением фирмы.
Материалоемкостьвыпускаемой продукции.
Сокращение объемовтекущих материальных запасов.
Сокращение сроков пребываниятоварных запасов в пути.
Выбор наиболееоптимального вида транспорта.
Выбор наиболееоптимального поставщика.
Использование смешанныхперевозок и кольцевого завоза.
Использование удобнойупаковки, расфасовки.
Использование возвратныхконтейнеров и т. д.
В предпринимательскойдеятельности логистика представляет собой новое направление в организациидвижения ресурсов и продуктов в сфере производства и обращения.
Специалисты по логистикестремятся интегрировать материально-техническое обеспечение, транспорт,передачу информации о движении товаров в единую систему, что должно повыситьэффективность в целом. Теоретические положения логистики широко внедряются впрактическую деятельность фирм, что дает ощутимый экономический эффект в видесокращения издержек и времени обращения. При этом основная экономия издержекобращения формируется за счет уменьшения объемов складских запасов материальныхресурсов, а экономия времени достигается за счет повышения скорости их доставкии ускорения оборачиваемости.
Логистика широкоориентирована на потребителя. Ее цель — доставка продукции точно в срок приминимальных затратах на снабжение, хранение, завершение производства, упаковку,сбыт, транспорт. Благодаря этому значительно улучшаются условияфункционирования всей экономики. Реализуется главная цель логистики путемрешения большого комплекса задач. Среди них выделяют три основные группы:глобальные, общие и частные.
К глобальным задачамотносят достижение максимального эффекта с минимумом затрат в условияхнестабильности ситуации на рынке; моделирование логистических систем и условийих надежного функционирования.
Решают глобальные задачив основном с помощью методов моделирования. Среди них предпочтение отдаетсямакетному способу, с использованием графопостроителей ЭВМ; методикамимитационного моделирования. Используют также теории автоматическогорегулирования, достаточно полно учитывающие обратные связи.
Важнейшие общие задачилогистики:
создание интегрированнойсистемы регулирования материальных, информационных и финансовых потоков;
контроль над движениемматериальных потоков;
определение стратегии итехнологии физического перемещения товаров;
разработка способовуправления движением товаров;
стандартизацияполуфабрикатов и упаковки;
прогнозирование объемовпроизводства, перевозок, складирования;
выявлениенесбалансированности между потребностями и возможностями закупки ипроизводства;
прогнозирование спроса натовары, производимые и перемещаемые в рамках логистической системы;
распределениетранспортных средств;
организацияпредпродажного и послепродажного обслуживания;
определение экономическихцелей, сообразных масштабов и уровней транспортно-экспедиционного обслуживанияпотребителей;
оптимизация технической итехнологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов.
Для решения общих задачсоздается сеть складских систем по обслуживанию потребителей, распределяютсяфункции между распределительными складскими центрами и складами потребителей,которые рационально прикрепляют их к пунктам производства.
Для решения общих задач влогистике широко используют эвристические методы, особенно теорию нечетныхмножеств, поскольку в логистических системах часто складывается общаянеопределенность товародвижения. Применяется при решении общих логистическихзадач также метод имитационного моделирования, поскольку его приемы позволяютвыявлять возможные блокировки «мертвых точек» и «тупики» в транспортныхсистемах, рассчитывать предельную загруженность, их экспедирование искладирование.
Частные задачи в логистикеболее узки. Они направлены на создание минимальных запасов, максимальноесокращение времени хранения продукции в запасах, сокращение времени перевозокпродукции и т. д.
В современной логистикееще не сформулированы полные комплексы ни по одной из трех названных группзадач: логистика — молодая наука, и процесс ее формирования еще не завершен. Ноуже к началу 90-х годов XX столетия удалось поставить и решить большое числоактуальных логистических задач.
Логистическая технологияпродвижения материальных, финансовых и информационных потоков привела кустойчивым и важным преобразованиям в сфере обращения и сфере производства:расширилась унификация стандартов; ускорилось развитие международнойинтеграции; расширилась сфера, охватываемая политикой государственногорегулирования во многих странах, и т. д.
Это привело к серьезнымизменениям в организации производства, процессах хранения, перевозок, закупок,реализации продукции.
Специалисты развитыхстран разработали гипотезы, связанные с дальнейшим совершенствованиемлогистических систем. Ожидается, что объем запасов снизится существенно, врезультате высвободятся ресурсы, которые будут направлены на создание новых,более сложных, видов продукции; ресурсосберегающих технологий.
Изменится участиеразличных видов транспорта в перевозках грузов, станет другим характер самихперевозок.
Логистические подходы внашей стране пока что используются на следующих направлениях:
маршрутизация перевозок;
транспортно-экспедиционноеобслуживание с введением в него элементов сервиса;
развитие контейнерных ипакетных перевозок;
интеграция напредприятиях производства продукции с транспортно-складскими работами;
применение транспортныхроботов и манипуляторов;
развитие сервиса вснабжении.
Теоретико-методологическиеосновы логистики базируются на обшей экономической теории и включаютсовокупность специальных экономических дисциплин (теория фирмы, статистика,менеджмент, маркетинг, учет и аудит и др.), а также на теории систем(системотехника, кибернетика, синергетика и др.).
Логистика находится настыке нескольких научных направлений, заимствуя их инструментарий и адаптируяего к собственной предметной области.
3. Маркетинг как рыночнаяконцепция
Выявление местамаркетинга в системе экономических отношений предопределяет необходимостьисследования его сущности на различных этапах исторического развития.
Генезис терминологическойсущности маркетинга связан с формированием и развитием рыночных отношений,обострением конкуренции в различных сферах экономики. По данным Американскойассоциации маркетинга, в настоящее время существует более 2000 определениймаркетинга. Каждое из этих определений имеет право на существование и вбольшинстве своем связывает понимание маркетинга с деятельностью в сфере рынка,ссылаясь на перевод слова «market», что означает рынок.
В современной научнойлитературе определение маркетинга значительно шире, чем первоначальное еготолкование (таблица 1). Отметим, что в последние годы маркетинг все чащеотождествляют с рыночной философией хозяйствования, позволяющей ориентироватьпроизводство на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Таблица 1.
Определения маркетингаОпределение Автор Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена Ф. Котлер Маркетинг — это одновременно философия бизнеса и активный процесс. Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путем обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя Ж. Ламбен На макроуровне маркетинг выступает в роли инструмента формирования рыночной среды. На микроуровне маркетинг выступает как инструмент встраивания предприятий в формируемую рыночную среду и, что особенно важно, является средством (часто решающим), обеспечивающим привлечение инвестиций А. Браверман Маркетинг представляет собой процесс планирования и осуществления замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций Американская ассоциация маркетинга Маркетинг — это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Маркетинг — согласно его широкому пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группа людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются Е.Голубков
Движение научной мысли ипрактических действий, связанных с познанием глубинного смысла маркетинга,постоянно сопровождается изменением концепций его развития, методов, приемов исфер применения. Начало формирования концептуальных идей маркетинга, какправило, связывают с проблемами, возникшими в сбытовой деятельности, когдакризис перепроизводства товаров потребовал изучения конъюнктуры рынка,исследования потребностей потребителей и поставил промышленные предприятияперед необходимостью производить то, что продается, а не то, что ужепроизведено.
На первоначальном этапемаркетинговые концепции носили сугубо прикладной характер и в большинствеслучаев рассматривались как управленческие функции в области сбыта. Результатомреализации этих теорий стало создание на крупных предприятиях новыхподразделений, занимающихся исследованием рынка, и появление принципиальноновых методик, проведения маркетинговых исследований.
В истории развитиямаркетинга важную роль сыграла и распределительная концепция маркетинга,вобравшая в себя идеи, связанные с необходимостью анализа товародвижения.Акцент этой концепции на товародвижение проявляется в развитии таких функциймаркетинга, как изучение конъюнктуры рынка, планирование товародвижения,организация рекламы и др.
Понимание маркетинга какрыночной концепции управления связано с созданием в промышленно развитыхстранах новой системы регулирования производственно-сбытовых процессов,обусловленных значительным увеличением товаров, объем производства которыхсущественно превышал спрос. Это дало импульс дальнейшего развития теоретическихоснов и методического обеспечения маркетинга. В результате маркетинг стал направлятьэкономику на удовлетворение множества потребностей потребителей.
Таким образом,становление концепций маркетинга, определение его места и роли в жизни обществапроисходило постепенно, но в основном по восходящей линии, от пониманиямаркетинга как деятельности в сфере сбыта до глубинного философского еговосприятия.
Современный маркетинг —сложное социально-экономическое явление, которое наиболее правильнорассматривать как философию управления, взаимодействия и координациихозяйственной деятельности в условиях рынка, нацеливающую производство наудовлетворение постоянно меняющихся потребностей конкретных потребителей.
Если первоначальномаркетинг был связан с продажей физических продуктов — товаров потребительскогои производственно-технического назначения, то в современных условиях приняторазличать маркетинг товаров, услуг, идей, мест, организаций, отдельныхличностей.
Так, на рынок услугмаркетинг внедряется только в самом конце индустриального этапа развитиямировой экономики. Весьма же консервативный финансово-банковский секторэкономики начинает использовать маркетинг только в конце 70-х годов XXстолетия. Практически в это же время маркетинг вторгается в социальную иполитическую сферы и приобретает там достаточно устойчивые позиции. Сегодня можноговорить о том, что маркетинг используется применительно ко всему, что можетбыть продано на рынке.
Рассматривая эволюциюмаркетинга в России, отметим, что он имеет свою специфику, во многомобусловленную особенностями социально-экономического развития экономики,темпами проведения реформ в различных се секторах. Научные публикации помаркетингу в дореформенный период в большей степени были адресованыспециалистам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, осуществляющимвзаимодействие с международными рынками. В тот период использовались лишьотдельные приемы и методы маркетинговой деятельности. В ряде книг по экономикедаже раскрывалась классовая природа маркетинга. С началом проведенияэкономических реформ в России маркетинг достаточно прочно начинает входить вделовую практику. Происходит понимание того, что без маркетинга невозможноэффективно работать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Именно вэто время в России появилась книга Филиппа Котлера «Основы маркетинга»,впоследствии многократно переиздававшаяся. Однако маркетинг вряд ли стал быстоль бурно развиваться в России, если бы ее экономику периодически несотрясали кризисные явления. Необходимость их преодолевать и выживать вусловиях кризиса существенно ускорила процесс перехода маркетинга изтеоретической плоскости в практическую.
Перед современныммаркетингом, как рыночной концепцией управления, стоят задачи, связанные нетолько с изучением рынка, спроса, вкусов, желаний потребителей, но и своздействием на рынок и совокупный спрос.
Решение этих задачпредполагает реализацию таких функций маркетинга, как; изучение конъюнктурырынка, формирование спроса, развитие различных направлений маркетинговойдеятельности, связанных с организацией рекламы, стимулированием сбыта, управлениемтовародвижением, ценовой политикой и др.
Задачи и функциимаркетинга не остаются неизменными, поскольку маркетинг сам весьма динамичен,как и те экономические ситуации, с которыми ему приходится сталкиваться нарынке. Необходимо отметить, что современный маркетинг обращает вниманиеобщества на охрану здоровья человека и среды его обитания, базируется наметодологии формирования рыночных сетей, теорий взаимодействия и коммуникаций,опирается на использование интернет-технологий.
Итак, сделаем вывод: современныймаркетинг — это не просто одно из направлений предпринимательской деятельности,а сложное социально-экономическое явление, пронизывающее все сферы человеческойдеятельности в конкурентной экономике.
Список использованнойлитературы
Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общейредакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону, 2008.
Ломакин В.К. Экономическая теория. Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
Мировая экономика / Под редакцией проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Экономическая теория нарубеже 20-21 веков. – М.: Финансовая академия, 2005.
Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов — на- Дону: Феникс, 2006.